Тимонина Н.Н., Кузнецов Д.С. Государственное регулирование инвестиционной деятельности...
УДК 622.276:330.322(470.13)
ТИМОНИНА Наталья Николаевна, кандидат геолого-минералогических наук, и. о. руководителя лаборатории геологии нефтегазоносных бассейнов Института геологии Коми научного центра Уральского отделения РАН (г. Сыктывкар). Автор около 50 научных публикаций, в т. ч. 8 монографий
КУЗНЕЦОВ Дмитрий Сергеевич, младший научный сотрудник Института геологии Коми научного центра Уральского отделения РАН (г. Сыктывкар). Автор 7 научных публикаций
государственное регулирование инвестиционной деятельности предприятий
нефтегазового комплекса
(на примере республики Коми)*
В статье рассматриваются вопросы государственного регулирования инвестиционной деятельности предприятий нефтегазового комплекса Республики Коми. Республика имеет один из наиболее высоких инвестиционных рейтингов среди регионов России, что объясняется наличием богатой минерально-сырьевой базы. На протяжении более полувека республика остается стабильным поставщиком углеводородного сырья для промышленности страны: на ее долю приходится около 6 % ежегодной добычи нефти в России. Для определения инвестиционной привлекательности и уточнения целесообразности вложения средств была проведена стоимостная оценка ресурсов и запасов нефти и газа в недрах по трем категориям: минерально-сырьевой потенциал, богатство недр, востребованное богатство недр.
В соответствии с законодательством региональные власти субъектов Российской Федерации практически лишены возможности существенным образом влиять на предприятия нефтегазового комплекса. В то же время успешное социально-экономическое развитие региона невозможно без стабилизации добычи нефти. В связи с тем, что на территории республики новые запасы углеводородов сосредоточены в небольших и труднодоступных залежах, их выявление и подготовка к разработке требуют применения нетрадиционных подходов и, следовательно, крупных финансовых вложений.
С целью разработки механизма административного управления нефтегазовым комплексом на региональном уровне был проанализирован опыт Республики Коми в области заключения соглашений о сотрудничестве между правительством Республики Коми и ведущими компаниями по вопросам экономического развития, экологической безопасности, социальной ответственности, развития инфраструктуры, увеличения объемов инвестиций. Экономические механизмы регулирования в республике базируются на предоставлении налоговых льгот предприятиям, ведущим инвестиционные проекты. В работе показаны
*Работа выполнена при поддержке программы Президиума РАН № 27 (проект Уральского отделения РАН № 12-П-5-1027).
© Тимонина Н.Н., Кузнецов Д.С., 2014
53
НАУКИ О ЗЕМЛЕ
достоинства и недостатки разработанной системы оценки инвестиционных проектов, а также высказаны предложения, направленные на оптимизацию процедуры предоставления налоговых льгот. Указывается на необходимость увеличения объемов ежегодных инвестиций в эксплуатационное бурение и обустройство месторождений углеводородного сырья, внедрение современных инновационных методов увеличения нефтеотдачи пластов.
Ключевые слова: нефтегазовый комплекс, добыча нефти, эксплуатационное бурение, увеличение нефтеотдачи, инвестиционная политика.
Актуальность темы обусловлена тем, что процессы, происходящие в промышленности, оказывают определяющее влияние на развитие Республики Коми и ее экономическое положение. Их регулирование с учетом сложившихся особенностей и динамики экономической ситуации представляет одну из главных задач регионального управления.
В настоящее время в России наблюдается усиление межрегиональных диспропорций, фиксируемое практически по всем статистическим показателям. Несмотря на то, что поддержка регионального паритета является существенной статьей государственных расходов, при профиците федерального бюджета все острее проявляется проблема дефицита финансирования региональных бюджетов, даже в пределах обязательств, не говоря уже об инвестиционных потребностях.
Предприятия нефтегазового комплекса на протяжении уже многих десятилетий играют важнейшую роль в социально-экономическом развитии Республики Коми. В настоящее время нефтегазовый комплекс включает добычу, переработку и транспортировку нефти и газа. Состояние этой отрасли напрямую влияет на формирование бюджетов всех уровней. Объем налоговых платежей в бюджетную систему РФ от предприятий нефтегазового комплекса республики за последние десять лет вырос с 43 млрд до 58 млрд р. [1].
В настоящее время на территории Республики Коми зарегистрированы 66 организаций-недропользователей, которые владеют 200 лицензиями на геологическое изучение, поиски, разведку и добычу углеводородного сырья.
Добычу нефти в прошедшем году осуществляли 20 предприятий. Лидирующие позиции, как и прежде, занимает компания ОАО «ЛУКОЙЛ», на долю которой приходится 70 % от общего объема добычи нефти. Период с 2000-го по 2013 год отмечен ростом добычи нефти с 8,2 до 13,7 млн т [2]. Это увеличение обеспечивалось за счет ввода мелких месторождений, наращивания объемов эксплуатационного бурения и бурения новых скважин, улучшения использования эксплуатационного фонда и совершенствования технологий разработки, широкого применения методов увеличения нефтеотдачи и интенсификации притоков.
Целью развития нефтегазового комплекса Республики Коми является обеспечение устойчивого роста добычи нефти и газа на основе рационального, комплексного и эффективного использования запасов месторождений углеводородного сырья, повышение конкурентоспособности продукции нефтегазового комплекса. На достижение этой цели направлено решение целого ряда задач, среди которых обеспечение стабильности добычи нефти посредством интенсификации эксплуатируемых и ввода подготовленных для промышленного освоения месторождений. Положение осложняется тем, что на территории Республики Коми новые запасы углеводородов представлены небольшими и труднодоступными залежами. Их выявление и подготовка к разработке требует применения нетрадиционных подходов и крупных финансовых вложений [3].
Необходимо увеличение объемов ежегодных инвестиций в эксплуатационное бурение и обустройство месторождений; широкое вне-
54
Тимонина Н.Н., Кузнецов Д.С. Государственное регулирование инвестиционной деятельности...
дрение современных инновационных методов увеличения нефтеотдачи пластов; бурение вторых стволов с целью довыработки остаточных запасов нефти из водонефтяных и тупиковых зон; использование технологий, позволяющих вовлечь в разработку низкопроницаемые неоднородные пласты малой толщины; применение принципиально новых технологий разработки высоковязкой нефти Ярегского и Усинского месторождений, обеспечивающих значительное повышение нефтеотдачи пластов; сокращение неработающего фонда скважин, реконструкция промыслового оборудования.
Для решения поставленных задач могут применяться следующие механизмы: сотрудничество правительства Республики Коми и ведущих компаний нефтегазового комплекса в вопросах экономического развития, экологической безопасности, социальной ответственности, развития инфраструктуры; увеличение объемов привлекаемых инвестиций в развитие нефтегазового комплекса; содействие развитию малого и среднего предпринимательства; совершенствование системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров, привлечение квалифицированных кадров.
Реализация мер по дальнейшему развитию нефтегазового комплекса позволит: стабилизировать объем добычи углеводородного сырья; повысить эффективность использования месторождений нефти и газа; довести уровень использования попутного нефтяного газа до 95 %; увеличить налогооблагаемую базу и поступление налогов в консолидированный бюджет Республики Коми.
Для определения инвестиционной привлекательности и уточнения целесообразности вложения средств республиканского бюджета проведена стоимостная оценка ресурсов и запасов нефти и газа в недрах по трем категориям: минерально-сырьевой потенциал (МСПБН), богатство недр (БН), востребованное богатство недр (ВНБН). МСПБН включает стоимость запасов (категории А, В, С1, С2) и ресурсов полезных ископаемых (категории С3 и D), БН -стоимость запасов по категориям А + Б + С1 + + С2, находящихся на государственном балан-
се, ВНБН - стоимость запасов, находящихся в распределенном фонде недр [4]. В расчетах использовались коэффициенты перевода ресурсов в запасы, коэффициенты извлечения, коэффициенты активных запасов. Цены на нефть и газ принимались равными, сложившимся на российском рынке в 2012 году. МСПБН нефти в стоимостном выражении приблизительно равен 23963 млрд р., газа - 733 млрд р. Стоимость оцененных запасов (НБН) соответственно равна 12 596 и 448 млрд р. При этом подавляющая часть запасов нефти и газа востребована и находится в распределенном фонде недр. Степень разведанности перспективных площадей (доля БН в МСПБН) составляет около 55 %.
По оценкам независимых экспертов, Республика Коми имеет один из наиболее высоких инвестиционных рейтингов среди регионов России. Это обоснованно, т. к. республика обладает рядом уникальных преимуществ для инвесторов, обусловленных наличием богатейшей минерально-сырьевой базы (валовая ценность ее запасов полезных ископаемых составляет 8 % прогнозного потенциала России).
В современных условиях, когда большая часть налогов по-прежнему уходит в федеральный бюджет, развитие любого региона тесно связано с деятельностью бюджетообразующих предприятий и организаций. Наиболее эффективной формой взаимодействия правительства Республики Коми с предприятиями основных отраслей экономики региона стало сотрудничество на взаимовыгодной основе, закрепленное соглашением сторон.
Сотрудничество правительства Республики Коми на базе соглашений с компаниями нефтегазового комплекса началось со второго полугодия 1999 года, когда были заключены соглашения с ведущими компаниями нефтегазовой отрасли - ОАО «ЛУКОЙЛ» и ОАО «Газпром». С 2003 года значительно расширился круг компаний нефтегазового комплекса, подписавших соглашения и протоколы к ним о взаимодействии с руководством республики по обеспечению динамичного социально-экономического развития региона.
55
НАУКИ О ЗЕМЛЕ
В настоящее время правительство Республики Коми взаимодействует на основании соглашений о сотрудничестве с ОАО «НК “ЛУКОЙЛ”», ОАО «НК “Роснефть”», ОАО «Газпром», ОАО «АК “Транснефть”», ООО «Енисей», ЗАО «Печоранефтегаз», ООО «Ди-ньельнефть» и ОАО «Комнедра».
В соглашениях предусмотрены обязательства компаний, среди которых наиболее важными являются такие как выполнение производственных программ компании (объем добычи, переработки и транспортировки углеводородного сырья); направление средств на инвестиционную деятельность; обеспечение поступлений налогов и платежей в бюджетную систему Республики Коми в соответствии с Налоговым кодексом; участие в реализации социальных программ Республики Коми; обеспечение экологической безопасности производства продукции и оказания услуг.
Основой государственной региональной политики, направленной на поддержку инвестиций, должны стать целенаправленные инициативы, стимулирующие деятельность инвесторов на территории субъектов Российской Федерации и создающие благоприятные условия для долгосрочного осуществления инвестиционных проектов. Оказание поддержки развития инвестиционного процесса может заключаться в разработке системы мер, включающих создание и систематизацию нормативных правовых актов, регламентирующих инвестиционную деятельность, создание преемственности и непротиворечивости на различных уровнях управления, поощрение отечественных и иностранных инвесторов и другие меры [5].
Органы власти субъектов Российской Федерации располагают широкими возможностями влияния на инвестиционный климат путем регулирования условий налогообложения, введения дополнительных льгот с целью привлечения инвестиций в приоритетные сферы экономики региона. Государственная поддержка промышленности осуществляется в соответствии с установленными приоритетами и условиями.
К прямым мерам государственной поддержки могут быть отнесены:
- предоставление инвестиционного налогового кредита или частичное освобождение от уплаты налога в республиканский бюджет в соответствии с законом Республики Коми от 10 ноября 2005 года № 113-РЗ «О налоговых льготах на территории Республики Коми и внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросу о налоговых льготах»;
- предоставление гарантий правительства Республики Коми для инвесторов;
- финансирование программ развития минерально-сырьевой базы на долевых началах с другими участниками;
- субсидирование из республиканского бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным субъектами инвестиционной деятельности в кредитных организациях для реализации инвестиционных проектов на территории Республики Коми.
С целью привлечения инвестиций правительство Республики Коми разработало ряд законодательных и нормативных документов, благодаря которым у предприятий появился стимул для реализации крупных инвестиционных проектов. Успешная реализация инвестиционного проекта, включенного в Перечень инвестиционных проектов, реализуемых на территории Республики Коми, позволяет предприятию получить льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество, создаваемое или приобретаемое при реализации проекта. Одним из основных условий получения налоговых льгот является участие в финансировании объектов социальной сферы, дорожной инфраструктуры Республики Коми, реализации долгосрочных республиканских программ. При этом одна половина полученных налоговых льгот направляется на программы социального развития республики, а другая - на развитие производства.
В настоящее время успешно реализуют инвестиционные проекты по разработке месторождений углеводородного сырья ООО «ЛУ-КОЙЛ-Коми» и ООО «РН-Северная нефть»,
56
Тимонина Н.Н., Кузнецов Д.С. Государственное регулирование инвестиционной деятельности...
обеспечивающие внедрение новых методов и технологий в добыче нефти, направленных на повышение нефтеотдачи пластов, по строительству Комплекса по подготовке и переработке нефти и газа ООО «Енисей» с целью переработки углеводородного сырья непосредственно на месторождении и получения нефтепродуктов, отвечающих требованиям российских и европейских стандартов.
В 2007 году впервые были согласованы инвестиционные программы, планируемые к реализации на территории Республики Коми. Это стало возможно благодаря принятию законов Республики Коми № 105-РЗ от 15 ноября 2006 года «О внесении дополнений в Закон Республики Коми “О налоговых льготах на территории Республики Коми и внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросу о налоговых льготах”», № 71-РЗ от 28 июня 2005 года «Об инвестиционной деятельности на территории Республики Коми» и постановлению правительства Республики Коми № 181 от 3 августа 2007 года «О мерах по реализации статей 6 и 7 Закона Республики Коми “О налоговых льготах на территории Республики Коми и внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросу о налоговых льготах”».
В октябре 2007 года были согласованы инвестиционные программы, представленные ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», ООО «РН-Северная нефть», ООО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтеперера-ботка».
Компанией «ЛУКОЙЛ» к приоритетным инвестиционным проектам была добавлена разработка Щельяюрского, Низевого, Южно-Низевого, Усинского нефтяных месторождений (пермокарбоновая залежь).
Основой устойчивого развития нефтегазовых регионов нашей страны, как и Республики Коми, является сбалансированное развитие всех отраслей, в т. ч. ориентированных на производство импортозамещающей и высокотехнологичной продукции, а также диверсификация традиционных нефтегазовых производств, ориентированных на экспорт. Такое развитие предполагает полную переработку сырья в ре-
гионах и производство из него широкого ассортимента продукции, предназначенной для реализации как на внутреннем, так и на внешних рынках [6]. С учетом этого к приоритетным инвестиционным проектам, реализуемым на территории Республики Коми, были отнесены следующие: «Перепрофилирование установки АТ-2 под процесс висбрекинга», «Дооборудование блоком изомеризации установки каталитического риформинга ЛГ-35 - 11/300-95» (ОАО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка»), а также «Строительство первой очереди Комплекса по подготовке и переработке нефти и газа» (ООО «Енисей»).
Процедура согласования инвестиционных программ, планируемых к реализации на территории Республики Коми организациями, занимающимися добычей и переработкой нефти, предусматривает оформление положительного заключения органами исполнительной власти Республики Коми, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующих отраслях (сферах управления).
К рассмотрению принимаются инвестиционные программы, удовлетворяющие одному или нескольким условиям: создание новых производственных мощностей; ввод в разработку месторождений углеводородного сырья, мелких по запасам и (или) сложных по геологическому строению, при обязательном наличии технологических проектных документов на разработку месторождений, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации; реализация программ геологоразведочных и иных аналогичных работ с целью вовлечения в производство новых или неэксплуатируемых месторождений полезных ископаемых; реализация программ (проектов) по техническому перевооружению организаций, внедрение новых технологий, проведение модернизации объектов незавершенного строительства.
Для подтверждения права на получение налоговых льгот предприятия нефтегазового комплекса представляют в налоговые органы документы за год, соответствующий налоговому
57
НАУКИ О ЗЕМЛЕ
периоду, за который заявлены льготы. В их число входят перечень основных средств с указанием их стоимости, принятых к бухгалтерскому учету в отчетном налоговом периоде в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств»; сведения о размере капитальных вложений в основной капитал (основные средства) за отчетный налоговый период по согласованным инвестиционным программам. Кроме того, недропользователь представляет сведения о фактическом объеме добытой или переработанной нефти согласно представленным статистическим отчетам по балансу углеводородного сырья и сопутствующих компонентов и годовому объему переработки нефти за год, соответствующий налоговому периоду, за который заявлены льготы.
Предприятие может получить льготы по налогу на прибыль при проведении поисковых и оценочных работ (включая аудит запасов), разведке полезных ископаемых в соответствии с лицензиями, а также по приобретению необходимой геологической информации.
Выполнение мероприятий по подготовке территории к ведению горных, строительных и других работ, недр и других природных ресурсов и окружающей среды, в т. ч. по устройству временных подъездных путей и дорог для вывоза добываемых горных пород, полезных ископаемых и отходов, подготовке площадок для строительства соответствующих сооружений также дает право претендовать на получение льгот по налогам.
Описанный механизм оказался достаточно эффективным, за время его действия были выполнены не только производственные программы, но и решен целый ряд социальных задач. Среди последних следует назвать строительство санаторного комплекса в с. Серёгово Княжпогостского района, водозабора для обеспечения жителей г. Усинска питьевой водой, ледового дворца в г. Усинске, спортплощадок и другие объекты.
В республике было введено в эксплуатацию Баяндыское месторождение. Включение проекта в перечень приоритетных позволило выве-
сти его на рентабельный уровень добычи нефти с применением современных технологий, в т. ч. кислотного гидроразрыва пластов.
На Среднемакарихинском месторождении, благодаря выполнению программы по бурению, на 12 % увеличился объем добычи нефти. Инновационная направленность проекта состоит в разработке залежи верхнего ордовика и нижнего силура с применением приконтур-ной системы заводнения и разработке залежи верхнего карбона на естественном режиме истощения с применением термоциклических обработок скважин.
Реализация инвестиционных проектов «Разработка Щельяюрского нефтяного месторождения», «Разработка Южно-Низево-го нефтяного месторождения» и «Разработка Усинского нефтяного месторождения (пермокарбоновая залежь)» осуществлялась в соответствии с проектными технологическими документами по разработке месторождений, утвержденными в установленном порядке. Основные показатели проектов по объему добычи нефти, достижению действующего фонда скважин и освоению капитальных вложений были успешно выполнены.
ОАО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка» реализовало полностью инвестиционные проекты «Перепрофилирование установки АТ-2 под процесс висбрекинга» и «Дооборудование блоком изомеризации установки каталитического риформинга ЛГ-35 - 11/300-95» в рамках инвестиционной программы.
В августе 2011 года была открыта первая очередь Комплекса по подготовке и переработке нефти в г. Усинске. В 2012-м завод вышел на проектную мощность 1,4 млн т нефти в год. На переработку направляется собственная нефть и нефть от компаний, работающих на территории Усинского района [7].
Необходимо остановиться на недостатках, которых не удалось избежать при реализации данной системы предоставления налоговых льгот. К ним следует отнести, в первую очередь, избыточность документации, запрашиваемой органами исполнительной власти, и
58
Тимонина Н.Н., Кузнецов Д.С. Государственное регулирование инвестиционной деятельности...
многоуровневые сложные системы согласований и выдачи заключений о возможности отнесения проекта к приоритетным (или имеющих право претендовать на налоговые льготы). Кроме того, очевидно, что большая часть проектов реализуется в течение ряда лет, поэтому следовало бы избегать ежегодной процедуры внесения их в перечень. Более рациональным шагом можно было бы считать внесение и рассмотрение проектов на период реализации, к примеру 3-5 лет, и далее лишь запрашивать и рассматривать документы, подтверждающие успешную реализацию того или иного проекта.
Несмотря на эти недостатки, предоставление налоговых льгот субъектам инвести-
ционной деятельности, в частности льгот по налогу на прибыль организаций, является мощным инструментом государственного регулирования инвестиционной деятельности в регионах. Дифференциация ставок налога на прибыль для субъектов инвестиционной деятельности в части сумм, зачисляемых в республиканский бюджет, в зависимости от вида экономической деятельности и суммы вложений позволит оказать целенаправленное воздействие на приоритетные виды экономической деятельности, а также активизировать инвестиционную деятельность в республике и обеспечить устойчивое развитие нефтегазового комплекса.
Список литературы
1. ЛаженцевВ.Н. Социально-экономическое развитие Республики Коми // Горн. журн. 2013. № 9. С. 18-23.
2. Герасимов Н., Мельникова Н., Иевлев А., Тимонина Н. Большая нефть Тимано-Печоры. Сыктывкар, 2009. 384 с.
3. Теплов Е.Л., Куранов А.В., Никонов Н.И, Тарбаев М.Б., Хабаров А.Б. Минерально-сырьевая база углеводородного сырья Республики Коми: современное состояние, перспективы // Комплексное изучение и освоение сырьевой базы нефти и газа севера Европейской части России: материалы науч.-практ. конф. СПб., 2012. С. 106-116.
4. Богатство недр России. Минерально-сырьевой и стоимостный анализ / ред. Б.К. Михайлов, О.В. Петров, С.А. Кимельман. СПб., 2008. 484 с.
5. Молчанова Н.П. Регулирование инвестиционной деятельности как фактор управления региональным развитием // Вестн. Дон. гос. техн. ун-та. 2011. Т 11, № 4(55). С. 560-568.
6. Абалаков А.Д., Панкеева Н.С. Диверсификация экономики нефтегазовых регионов как основа устойчивого развития России // Изв. Иркут. гос. ун-та. Сер.: Науки о Земле. 2009. Т 2, № 2. С. 3-19.
7. ПьянковВ.В. Нефтегазовая промышленность Республики Коми // Горн. журн. 2013. № 9. С. 13-17.
References
1. Lazhentsev V.N. Social’no-jekonomicheskoe razvitie Respubliki Komi [Social and Economic Development of Komi Republic]. Gorny Zhurnal, 2013, no 9, pp. 18-23.
2. Gerasimov N., Melnikova N., Ievlev A., Timonina N. Bol’shaja neft’ Timano-Pechory [Large Oil of Timan-Pechora]. Syktyvkar, 2009, 384 p.
3. Teplov E.L., Kuranov A.V., Nikonov N.I., Tarbayev M.B., Khabarov A.B. Mineral’no-syr’evaja baza uglevodorodnogo syr’ja Respubliki Komi: sovremennoe sostojanie, perspektivy [Natural Hydrocarbon Resources of the Komi Republic]. Kompleksnoe izuchenie i osvoenie syr’evoj bazy nefti i gaza severa Evropejskoj chasti Rossii: materialy nauch.-prakt. konf [Comprehensive Study and Development of Raw Material Base of Oil and Gas of the North of European Russia: Outline Reports of the Sci. and Pract. Conf.]. Saint Petersburg, 2012, pp. 106-116.
4. Mikhailov B.K., Petrov O.V, Kimelman S.A. Bogatstvo nedr Rossii. Mineral’no-syr’evoj i stoimostnyj analiz [Natural Resources of Russia. Mineral Resource and Cost Analysis]. Saint Petersburg, 2008. 484 p.
5. Molchanova N.P. Regulirovanie investicionnoj dejatel’nosti kak faktor upravlenija regional’nym razvitiem [Regulation of Investment Activity as a Factor of Regional Development Management]. VestnikDGTY, 2011, vol. 11, no. 4 (55), pp. 560-568.
59
НАУКИ О ЗЕМЛЕ
6. Abalakov A.D., Pankeeva N.S. Diversifikacija jekonomiki neftegazovyh regionov kak osnova ustojchivogo razvitijaRossii [Economic Diversification of Oil and Gas Regions as the Basis for Sustainable Development of Russia]. Izvestiya Irkutskogo Universiteta. Ser.: Nauki o Zemle, 2009, vol.2, no. 2, pp. 3-19.
7. Pyankov V.V Neftegazovaja promyshlennost’Respubliki Komi [Oil and Gas Industry of the Komi Republic]. Gorny Zhurnal, 2013, no. 9, pp. 13-17.
Timonina Natalya Nikolaevna
Institute of Geology, Komi Science Centre Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (Syktyvkar, Russia)
Kuznetsov Dmitriy Sergeevich Institute of Geology, Komi Science Centre Ural Branch of the Russian Academy of Sciences (Syktyvkar, Russia)
STATE REGULATION OF INVESTMENT ACTIVITY OF OIL AND GAS COMPANIES
(the komi republic)
Article is devoted to the questions of state regulation of investment activity of the enterprises of oil and gas complex of the Republic of Komi. The Republic has one of the highest investment ratings among the Russian regions due to the availability of rich mineral resource base. For over half a century, the Republic remains a stable supplier of hydrocarbon raw materials for the industry of the country: it accounts for about 6 % of the annual oil production in Russia.
To determine the investment attractiveness and clarify feasibility of investing valuation of reserves and resources of oil and gas was conducted at three categories: mineral potential, mineral wealth and demanded mineral wealth.
Currently, the regional authorities of subjects of the Russian Federation have little impact on the oil and gas companies. At the same time, to ensure sustainable social and economic development of the region it is necessary to stabilize oil production. Due to the fact that on the territory of the Republic new hydrocarbon reserves are presented in small and hard-to-reach deposits, their identification and development require non-traditional approaches and, consequently, solid investment.
In order to develop a mechanism of administrative control of the oil and gas complex at the regional level, the experience of the Republic of Komi in the field of cooperation agreements between the Government of the Republic of Komi and leading companies was analyzed on issues of economic development, environmental security, social responsibility, development of infrastructure, increased investment.
Economic mechanisms of regulation are based on investment deduction for the companies. The paper shows advantages and disadvantages of the developed system of evaluation of investment projects and proposals to improve procedures for granting tax exemptions. The article proves the need to increase annual investment in development of drilling and hydrocarbon fields, the introduction of modern innovative methods of enhanced oil recovery.
Keywords: oil and gas complex, crude-oil production, production drilling, enhanced oil recovery, investment policy.
Контактная информация: Тимонина Наталья Николаевна адрес: 167982, г. Сыктывкар, ГСП-2, ул. Первомайская, д. 54;
е-mail: [email protected] Кузнецов Дмитрий Сергеевич адрес: 167982, г. Сыктывкар, ГСП-2, ул. Первомайская, д. 54;
е-mail: [email protected]
Рецензент - Асхабов А.М., доктор геолого-минералогических наук, академик, директор Института геологии Коми научного центра Уральского отделения РАН
60