Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ ПСИХОЛОГОВ'

ВОЗМОЖНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ ПСИХОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
20
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Ключевые слова
управление / методическое обеспечение / организация службы / уголовно-исполнительная система / психологи / психологическая служба / коррекционные программы

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Казберов П.Н.

В материалах статьи рассматривается от части уже реализованная возможность в практике функционирования пенитенциарной психологической службы управления процессом методического обеспечения пенитенциарных психологов путем разработки и внедрения стандартизированных методических продуктов, а в частности, базовых типовых программ психокоррекционной работы с осужденными. На современном этапе определяется необходимость коррекции и пересмотра индивидуальных программ, что отмечается как в психолого-педагогической литературе, так и в международных документах пенитенциарной направленности. В публикации определяется, что к числу явных достоинств базовых типовых программ относится то, что они создают условия для управляемости и стандартизации процессом методического обеспечения самых важных аспектов работы психологов, одновременно предоставляя им и определенную методическую самостоятельность. Управлению процессом методического обеспечения пенитенциарных психологов посредством внедрения базовых типовых программ способствовало и то, что они разрабатывались исходя из ряда принципов, рассмотренных в статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Казберов П.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ ПСИХОЛОГОВ»

оискуссия

DOI: 10.24412/2224-9133-2023-3-225-228 NIION: 2021-0079-3/23-181 MOSURED: 77/27-025-2023-03-181

КАЗБЕРОВ Павел Николаевич,

Ведущий научный сотрудник ФКУ НИИ ФСИН России, кандидат психологических наук, e-mail: mr.kazberov@mail.ru

ВОЗМОЖНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЕНИТЕНЦИАРНЫХ ПСИХОЛОГОВ

Аннотация. В материалах статьи рассматривается от части уже реализованная возможность в практике функционирования пенитенциарной психологической службы управления процессом методического обеспечения пенитенциарных психологов путем разработки и внедрения стандартизированных методических продуктов, а в частности, базовых типовых программ психокоррекционной работы с осужденными.

На современном этапе определяется необходимость коррекции и пересмотра индивидуальных программ, что отмечается как в психолого-педагогической литературе, так и в международных документах пенитенциарной направленности.

В публикации определяется, что к числу явных достоинств базовых типовых программ относится то, что они создают условия для управляемости и стандартизации процессом методического обеспечения самых важных аспектов работы психологов, одновременно предоставляя им и определенную методическую самостоятельность.

Управлению процессом методического обеспечения пенитенциарных психологов посредством внедрения базовых типовых программ способствовало и то, что они разрабатывались исходя из ряда принципов, рассмотренных в статье.

Ключевые слова: управление, методическое обеспечение, организация службы, уголовно-исполнительная система, психологи, психологическая служба, коррекционные программы.

Annotation. The materials of the article consider part of the already realized opportunity in the practice of functioning of the penitentiary psychological service to manage the process of methodological support for penitentiary psychologists through the development and implementation of standardized methodological products, and in particular, basic standard programs for psycho-correctional work with convicts.

At the present stage, the need for correction and revision of individual programs is determined, which is noted both in the psychological and pedagogical literature and in international documents of a penitentiary orientation.

The publication determines that among the obvious advantages of basic standard programs is that they create conditions for manageability and standardization of the process of methodological support for the most important aspects of the work of psychologists, while at the same time providing them with a certain methodological independence.

The management of the process of methodological support for penitentiary psychologists through the introduction of basic standard programs was also facilitated by the fact that they were developed on the basis of a number of principles discussed in the article.

Key words: management, methodological support, service organization, penitentiary system, psychologists, psychological service, correctional programs.

ytmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmжжшшшшшюжжжжжжшшшшшшюжжжжжжшшшшшж.

KAZBEROV Pavel Nikolaevich,

Leading researcher FKU Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, candidate of psychological sciences

POSSIBILITIES OF MANAGING THE PROCESS OF METHODOLOGICAL SUPPORT PRISON PSYCHOLOGISTS

Введение. В настоящий момент, как и ранее, возможности управления методическим обеспечением функционирования психологической службы уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) реализуются посредством внедрения в работу пенитенциарных психологов стандартизированных методических продуктов, разработанных ведомственными научно-исследовательскими институтами и образовательными организациями [1, с. 12; 3, с. 98]. К числу наиболее распространенных таких методических продуктов относятся базовые типовые программы, часть из которых продолжает оставаться в числе наиболее приоритетных для использования в практической работе психологов УИС, а часть может использоваться на практике по желанию самих психологов [5, с. 18].

К числу явных достоинств базовых типовых программ относится то, что они создают условия для управляемости и стандартизации процессом методического обеспечения самых важных аспектов работы психологов, одновременно предоставляя им и определенную методическую самостоятельность.

Цель статьи - это раскрытие возможностей управления процессом методического обеспечения

пенитенциарных психологов посредством разработки и внедрения стандартизированных методических продуктов.

Использованные методы: изучение проблематики в научно-методической литературе, анализ форм отчетности психологической службы и наблюдение.

Результаты исследования. На современном этапе функционирования психологической службы УИС психокоррекционная работа с осужденными проводится, в том числе и посредством использования базовых типовых программ (далее - БТП). Базовые типовые программы были разработаны ФКУ НИИ ФСИН России совместно с Академией ФСИН России, ВИПЭ ФСИН России, СЮИ ФСИН России и одобрены руководством ФСИН России (докладная записка на имя директора ФСИН России от 07.12.2011).

Главная особенность и новизна этих программ заключается в первую очередь в охвате всех статей Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, что позволяло практическим специалистам исправительных учреждений целенаправленно проводить индивидуальную работу с осужденными, адресно реализовывая психокоррекционную работу.

БТП разрабатывались исходя из ряда принципов. Принцип индивидуализации исполнения наказаний предполагал выделение различных

категорий осужденных, исходя из характера совершенного преступления [2, с. 15; 4, с. 23]. Установлено, что лицам, совершившим один вид преступлений характерен ряд типологических свойств, индивидуальных потребностей, для них характерны сходные факторы риска противоправного поведения. Разработка и применение базовых типовых программ ресоциализации конкретных категорий осужденных с учетом их типологических особенностей способствовало понижению уровня деструктивного поведения осужденных в местах лишения свободы. Наряду с этим, было необходимо учитывать психологические особенности осужденных, обусловленные их принадлежностью к другим типологическим группам: возрастным, этническим, гендерным. Самостоятельного рассмотрения потребовали осужденные женщины, несовершеннолетние в воспитательных колониях.

Данные программы апробированы в ряде территориальных органов УИС России. Важным элементом программ ресоциализации осужденных является изучение личности каждого осужденного. Наиболее полно этот элемент реализуется в пенитенциарной системе Великобритании в виде так называемой «Системы оценки правонарушителя» (СисОП)». Руководство для пользователей программы переведено в России и апробировано в ряде исправительных учреждений Приволжского федерального круга. Применение этой программы в России требует ее существенной коррекции с учетом отличий в уголовном и уголовно-исполнительном законодательстве.

Знакомство с опытом функционирования пенитенциарных учреждений США дает основание утверждать, что после кризиса в пенитенциарной системе в 70-е годы XX века, обусловленного попыткой использования только клинической (психотерапевтической) модели исправления осужденных, изменилась парадигма научного подхода к проблеме реабилитации: стал применяться интегральный подход к исправительному воздействию. Это отразилось и на структуре пенитенциарных учреждений - за жилой группой осужденных (50-70 человек), стали персонально закрепляться три специалиста, осуществляющие реабилитационную работу: психолог, психотерапевт (или психиатр) и социальный работник.

В БТП организации индивидуальной социальной, психологической и воспитательной работы с осужденным указываются ее основная цель и задачи. Например, целью подобной работы может быть подготовка осужденного к условно-досрочному освобождению, достижение такого результата, при котором конкретный осужденный будет ощущать себя социально защищенным при отбывании уголовного наказания в

местах лишения свободы, так и после убытия из исправительного учреждения.

Разделы данной Программы составляются из следующих позиций в вертикальном варианте: 1) «Порядковый номер (№ п/п)»; 2) «Планируемые мероприятия» (включая их содержание и форму проведения); 3) «Исполнитель»; 4) «Дата исполнения»; 5) «Отметка об исполнении». Ежегодно при решении вопросов о переводе осужденного в колонию-поселение, предоставлении условно-досрочного освобождения проводится всесторонний анализ выполнения пунктов программы, о чем делаются соответствующие выводы.

Психокоррекционный процесс всех БТП включает, как правило четыре фазы, к которым относятся фазы: размышления, решения, активности и сохранения. Именно в фазе сохранения закрепляются новые личностные образования, поддерживается уверенность в возможности их успешной реализации в местах лишения свободы и после освобождения. Особенность данной программы в том, что тренинг не является сугубо когнитивно-поведенческим, а, скорее, интегра-тивным. В нем используются психотехнологии, относящиеся и к другим теоретическим направлениям, например, гештальт-терапии, арт-терапии, психодраме и др. Отбор психотехник осуществлен с учетом их доступности для понимания осужденными и эффективности достижения конкретной цели коррекции.

Базовые типовые программы, по мнению авторов, стимулировали осужденных к обрете-

нию «самоидентичности», то есть к отходу от влияния группы, к осознанию собственных жизненных позиций и мотивов поведения, а также учитывали: степень знакомства осужденных с криминальной субкультурой, неадекватность самооценки осужденных, наличие явного негативизма, недоверия к психологу.

Оценка эффективности психокоррекцион-ной программы осуществляется на основе объективного критерия. Рекомендуемые к использованию психодиагностические методики, носящие объективный характер оценки, следующие: 1. Тест Кеттелла-105, 2. LSI (индекс жизненного стиля), 3. FFI (пятифакторный личностный опросник). 4. КИЛО (комплексный личностный опросник), 5. MMPI-71. 6. PSP (определение типа личности и вероятных расстройств).

Учитывая достаточно высокие показатели интеллектуальной сферы осужденных, в основу психокорректирующих программ положены актуальные психотехники нейролингвистического программирования.

В заключение отметим, что БТП действительно играют существенную роль в процессе управления процессом методического обеспечения пенитенциарных психологов. Эти программы унифицируют психокоррекционную работу с осужденными, регламентируя, таким образом, определенные стандарты этой работы. Тем не менее, определенная возможность выбора коррекцион-ного инструментария для пенитенциарных психологов все же остается.

Список литературы:

[1] Дебольский М.Г. Психологическая служба уголовно-исполнительной системы как типовая модель ведомственной психологической службы [Электронный ресурс] // Психология и право. 2011. Том 1. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2011_n1/39328 (дата обращения: 30.01.2023).

[2] Кулакова С.В. Обеспечение психологической устойчивости сотрудников уголовно-исполнительной системы к особенностям службы / С. В. Кулакова, К. Ф. Фадеева, Л. В. Мешкова // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2015. - № 6 (157). - С. 15-19.

[3] Кулакова С.В., Цветкова H.A. Внесение актуальных дополнений в содержание концептуальных основ пенитенциарной психологии // Антропогогика. - 2022. - № 2(6). - С. 98-102.

[4] Морозов В.М., Ковалев О.Г., Дебольский М.Г. и др. Психологическая служба в пенитенциарных учреждениях ФРГ. Владимир, 2001. 68 с.

[5] Поздняков В.М. Отечественная пенитенциарная психология: история и современность: Монография. М., 2000. 141 с.

Spisok literatury:

[1] Debol'skij M.G. Psihologicheskaya sluzhba ugolovno-ispolnitel'noj sistemy kak tipovaya model' vedomstvennoj psihologicheskoj sluzhby [Elektronnyj resurs] // Psihologiya i pravo. 2011. Tom 1. № 1. URL: https://psyjournals.ru/journals/psylaw/archive/2011_n1/39328 (data obrashcheniya: 30.01.2023). (In Russ.)

•vmmmmmmmmmmmmtimmmmmimmmm^

[2] Kulakova S.V Obespechenie psixologicheskoj ustojchivosti sotrudnikov ugolovno-ispolniternoj sis-temy k osobennostyam sluzhby / S. V. Kulakova, K. F. Fadeeva, L. V. Meshkova // Vedomosti ugolovno-ispol-niternoj sistemy. - 2015. - № 6 (157). - S. 15-19.

[3] Kulakova S.V., Cvetkova N.A. Vnesenie aktual'nyh dopolnenij v soderzhanie konceptual'nyh osnov penitenciarnoj psihologii // Antropogogika. - 2022. - № 2(6). - P. 98-102. (In Russ.)

[4] Morozov V.M., Kovalev O.G., Debol'skij M.G. i dr. Psihologicheskaya sluzhba v penitenciarnyh uchrezhdeniyah FRG. Vladimir, 2001. 68 p. (In Russ.)

[5] Pozdnyakov V.M. Otechestvennaya penitenciarnaya psihologiya: istoriya i sovremennost': Mono-grafiya. M., 2000. 141 p. (In Russ.)

'■¡mmmmmmmmmmmmmmmm^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.