Научная статья на тему 'Возможности учебника биологии для формирования экологической компетенции'

Возможности учебника биологии для формирования экологической компетенции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
433
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологическая компетенция / курс биологии / школьный учебник / экологическое образование / тексты / внетекстовые компоненты
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрищева Г. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности учебника биологии для формирования экологической компетенции»

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 373.1.013

ВОЗМОЖНОСТИ УЧЕБНИКА БИОЛОГИИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Г.С. Петрищева

Бийский педагогический государственный университет им. В.М.Шукшина

Россия, 659300, г. Бийск, Алтайский край, ул. Советская, 11 e-mail: kpetrishev@mail.ru

В статье рассматривается содержание экологической компетенции, определено её место в иерархической системе компетенций; анализируются возможности текстовых и внетекстовых компонентов шкодьного учебника биологии для формирования экологической компетенции.

Ключевые слова: экологическая компетенция, курс биологии, школьный учебник, экологическое образование, тексты, внетекстовые компоненты.

Экологическое образование — необходимая составляющая общего образования школьников. Оно определяется пониманием общества нерешенных и вновь возникающих экологических проблем в состоянии окружающей среды. Формирование одних лишь экологических знаний и умений недостаточно для подготовки всесторонне развитой личности, активного и ответственного будущего гражданина страны. Время диктует необходимость введения в содержание экологического образования экологической компетенции.

Формирование компетенций определяет уровень современного качества образования и потому важным является поиск путей формирования компетенций при обучении в школе. Цель статьи — рассмотреть возможности школьного учебника биологии для формирования экологической компетенции.

В нормативных документах, отражающих государственную политику в области образования, а именно, в государственном стандарте, предпринята попытка реализации компетентностного подхода, определяющего современное качество образования. При этом компетентность рассматривается как способность решать проблемы, возникающие в окружающей действительности, средствами предмета [1]. Переориентация биологического, а вместе с ним и экологического образования на компетентностный подход позволяет акцентировать внимание на тех знаниях и умениях, которые наиболее значимы для формирования экологически ценностных ориентаций, востребованы в жизни самого ученика, должны использоваться им в повседневной жизни при решениии практических задач.

В педагогической литературе выделяется ряд компетенций, в том числе образовательные [2]. Образовательная компетенция рассматривается как совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.

В состав экологической компетенции включают не только знания об экологических факторах, экосистемах и экологических проблемах, освоенные способы деятельности, но и опыт осуществления деятельности, позитивное отношение к ней, личностные качества, которые соответствуют эффективному решению экологических проблем [3].

Мы видим, что сущность каждой из них перекликается друг с другом. Последнюю отличает лишь экологический объект познания, способы оперирования с ним и выработка эмоционально-ценностных отношений к нему.

Компетенция как компонент в содержании экологического образования просматривается в виде прогнозируемого социально-образовательного результата. Чтобы получить его, необходимо соблюдение определенных условий учебно-воспитательного процесса. Рассмотрим эти условия и как они реализуются в современной школе.

Одним из самых важных условий этого процесса является введение экологии как учебной дисциплины в общеобразовательное учреждение любого типа. Анализ базисного учебного плана показал, что в настоящее время этому предмету уделено место лишь в региональной его части, а это означает, что само образовательное учреждение решает включать экологию в свой учебный план или нет. Не всегда это решение принимается в пользу данной дисциплины. В последнем случае, на наш взгляд, необходимо использовать возможности других предметов и, в первую очередь, курса биологии, содержание которого включает и некоторый объем экологических знаний и умений.

Другим условием учебно-воспитательного процесса по формированию экологической компетенции является организация экологической деятельности учащихся, при которой усвоенные экологические знания будут реализованы на практике. При этом у школьников произойдет выработка мировоззренческих позиций по тем или иным экологическим проблемам. Однако к этой деятельности учащихся необходимо подготовить. Осуществлять подготовку следует при использовании всех форм, методов и средств обучения. И опять мы подчеркнем, что курс биологии, в котором учащиеся системно и систематически изучают наряду с биологическим содержанием и экологическое содержание, имеет для этого большие возможности.

Основные компоненты содержания биологического образования представлены в учебнике биологии. Знания — в виде информации, содержащейся в текстах и иллюстративном материале, способы учебной и творческой деятельности в виде заданий на репродуцирование деятельности, постановки творческих задач к основному тексту, ссылок на задачи в других учебных пособиях; содержание эмоциональной и оценочной деятельности — это обращенные к чувству ученика эмоционально насыщенные тексты. Таким же образом в учебниках биологии представлено и некоторое экологическое содержание образования, но в зависимости от авторской идеи учебников образовательной линии, в каждой из них в разном объеме. Наиболее широко экологическая составляющая представлена в учебниках биологии образовательной линии И.Н. Пономаревой.

Компетенции пока не предусмотрены содержательной структурой учебника биологии ни одной из линий. И все же некоторые возможности для их формирования, на наш взгляд, в учебнике по этой дисциплине имеются.

В методических работах также указывается на наличие таких возможностей у школьного учебника биологии для старшеклассников [4]. Учебник предмета «Биология» рассматривается как системообразующий элемент открытой информационно-образовательной среды, определяющий компетентностное освоение содержательного ядра учебной дисциплины в соответствии не только с принципами дидактики и предметной методики, но и принципами интерактивности, рефлексии, комбинированного использования системы различных форм обучения, комплексного применения средств мультимедиа, в единстве с УМК и внешней информационно-образовательной средой.

Педагогическое сообщество Европы, а вслед за ними и отечественные педагоги полагают, что в средней школе необходимо формирование компетенций учащихся, базирующихся на четырех ключевых основаниях: учиться познавать, учиться делать, учиться жить и учиться быть. По мнению ученых методистов, все эти основания должны найти отражение в учебнике биологии старшей школы [4]. Содержание такого учебника будет направлено на личностное развитие учащихся. В этом случае учебный процесс индивидуализируется, и учащиеся сами будут конструировать систему личностных смыслов по отношению к изучаемой дисциплине и изучаемому материалу, в том числе и к экологическому. Считаем, что это позволит преодолеть отчужденность ученика от изучаемого им содержания, «сделает» его участником жизни, будет способствовать самоутверждению личности школьника в обществе. Такой ученик приобретет основные компетенции, совершенствование которых будет происходить в процессе дальнейшего профессионального образования или жизнедеятельности. Следовательно, школьный

144 НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ №3(58)2009

учебник должен способствовать формированию главной компетенции учить учиться, приобретая которую, ученик осваивает и другие жизненно важные компетенции — учиться делать, учиться жить и учиться быть.

В образовании ключевые компетенции определяются на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности и основных видов деятельности ученика. Это:

1. Ценностно-смысловая компетенция

2. Общекультурная

3. Учебно-познавательная

4. Информационная

5. Коммуникативная

6. Социально-трудовая

7. Компетенция личностного самосовершенствования [2].

Полагаем, что следующей в этом списке должна стоять экологическая компетенция. Важность такого понимания обусловлена общечеловеческой значимостью образа жизни: поведения, практической деятельности каждого человека в окружающей среде, так как от этого зависит современное и будущее состояние планеты, на которой мы все живем. Это соответствует требованиям экологического императива и устойчивого развития общества. В связи с этим формирование экологической компетенции должно представлять собой одну из задач не только экологического, но и общего образования в целом и потому она должна рассматриваться не только как предметная компетенция, но также как общеобразовательная.

Утверждается, что в ключевых образовательных компетенциях получают концентрированное взаимосвязанное воплощение следующие компоненты общепредметного содержания образования:

— реальные объекты изучаемой действительности;

— общекультурные знания об изучаемой действительности;

— общекультурные умения, навыки, способы деятельности [5].

Опыт образовательной деятельности и эмоционально-ценностных отношений к реальной изучаемой действительности являет собой содержание образования, понимаемое как педагогически адаптированный социальный опыт, осваиваемый учениками в собственной деятельности. То есть в содержание образования входят не только знания о действительности, но и сама действительность, зафиксированная в виде минимального перечня реальных объектов, подлежащих изучению.

Следует согласиться с данным положением, ибо в содержание учебной дисциплины биологии также входят знания основ науки биологии, адаптированные к возрасту учащихся, о реальных природных объектах (растениях, животных, человеке, природных сообществах), процессах и явлениях, происходящих с ними. В учебнике биологии знания о них содержатся в текстах в виде информации, представленной понятиями, фактами, законами и закономерностями, в том числе и экологического характера. Внетекстовые компоненты учебника (инструктивные материалы лабораторного практикума или задания практического характера экологической направленности) предлагают учащимся работу с реальными объектами в виде натуральных живых или фиксированных препаратов на уроках или во внеурочной деятельности. Данные объекты становятся дополнительными и достоверными источниками знаний для учащихся. При изучении реальных объектов у школьников возникают определенные опыт взаимодействия с ними и эмоциональноценностные отношения к ним, чаще всего положительные.

Общекультурные знания об изучаемой действительности составляют основы изучаемых наук, отечественных и мировых традиций, технологий, других сфер человеческой деятельности. Они получили отражение в учебных предметах в форме понятий, законов, принципов, методов, гипотез, теорий, которые считаются фундаментальными достижениями человечества. Предполагается, что общекультурное содержание должно включать фундаментальные проблемы, решаемые человечеством, основные ценностные установки, смыслы и др. компоненты, обуславливающие социальный опыт [5].

Общекультурное содержание биологии основано на обобщенном социальном опыте, накопленном специалистами: учеными биологами и экологами, производственниками

тех отраслей сельскохозяйственного производства, которые работают с объектами естественной природы или искусственно созданными человеком.

В учебнике биологии находят свое отражение проблемы различных наук: генетики, селекции, цитологии, экологии и др. Например, задания после текстов, предлагающие учащимся включиться в обсуждение проблем биоразнообразия, исчезновения редких видов растений и животных, клонирования организмов, синтеза искусственных органических веществ и др., приводит их к определенным ценностным установкам и смыслам.

Общеучебные умения, навыки, способы деятельности, входящие в состав ключевых образовательных компетенций, группируются педагогами в блоки соответствующих личностных качеств, подлежащих развитию:

— когнитивные (познавательные);

— креативные (творческие);

— оргдеятельностные;

— коммуникативные;

— мировоззренческие [5].

Считаем возможным формирование экологической компетенции при развитии данных качеств в процессе использования учебника биологии.

В учебных текстах, иллюстрациях, заданиях и вопросах учебника биологии содержится материал, способствующий развитию познавательных умений: чувствовать изучаемый мир живой природы, самому ученику задавать вопросы по тексту, отыскивать причины экологических явлений, обозначать свое понимание экологического вопроса и др.

Есть в учебнике биологии и задания, способствующие развитию умения прогнозировать биологические или экологические процессы или явления, высказывать свое отношение к изучаемой экологической проблеме, свое суждение, то есть направленные на развитие творческих начал у обучающихся.

В учебно-методическом комплексе (УМК) биологии, в состав которого помимо школьного учебника входят рабочая тетрадь для ученика, книга для чтения по предмету, дидактические материалы, содержатся задания, формирующие организационнодеятельностные качества, такие как способность осознавать цели учебной экологической деятельности (например, на экскурсии), умение поставить цель и организовать ее достижение (например, подготовка и проведение опыта по экологии), самооценка (например, тест по теме с ответами) и др.

Содержание УМК биологии и, в том числе учебника, позволяют формировать у учащихся и коммуникативные качества, такие, как необходимость взаимодействия с натуральными объектами природы, нуждающимися в охране, друг с другом в ходе, например, лабораторной работы или экскурсии; с информацией, представленной в учебном комплексе по биологии и экологии (книги для дополнительного чтения, энциклопедии и др.); умение отыскивать, преобразовывать и передавать экологическую информацию; использовать в дополнение к учебнику современные телекоммуникационные технологии и др.

Тексты учебника биологии содержат значительный материал, определяющий эмоционально-ценностные установки ученика; есть здесь и задания, содержащие посыл ученика к самопознанию и самодвижению, а также вопросы, способствующие осознанию учеником своего места и роли в окружающем мире, в природе, государстве, факты персонификации, осознание значимости которых, вызывает развитие патриотических чувств, способности к толерантности и др.

Осуществленный нами ранеее более подробный анализ содержания структурных компонентов учебника биологии [6], позволяет утверждать, что возможности для формирования компетенции, в том числе и экологической, у него имеются. Все вышесказанан-ное позволяет сформулировать следующие выводы-рекомендации авторам (коллективам авторов) учебника биологии.

1. Формированию экологической компетенции при использовании учебника биологии будет способствовать включение в современный учебник биологии заданий, предусматривающих:

— самостоятельность в выполнении лабораторных, практических работ, опытов экологического содержания за счет инструктивных материалов к ним;

— включение наблюдений, исследований и проектов, требующих от учащихся планирования собственной экологической деятельности и прогнозирования предстоящих результатов;

146

НАУЧНЫЕ ВЕДОМОСТИ

№ 3(58) 2009

— самостоятельность при добывании экологических знаний из учебника и других источников информации, подсказка-ориентация на которые может быть в учебнике;

— критический анализ предлагаемого к обсуждению экологического материала;

— разработку учеником своего (иного) содержания по конкретному экологическому вопросу, предлагаемого для обсуждения учащимся;

— мотивацию практикования полученных экологических знаний;

— рефлексивное осмысление прочитанного экологического материала в учебнике и др.

2. Необходимо изменить соотношение между деятельностным и информационным

компонентами как биологического, так и экологического содержания учебника в сторону возрастания доли первого и превалирования продуктивного типа деятельности над репродуктивной.

1. О целях и структуре государственного стандарта // Биология в школе. — 2006. — № 5. —

С. 1622.

2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / / Народное образование. — 2003. — № 2. — С. 58-64.

3. Ермаков Д.С. Экологическая компетенция и экологическая компетентность // Актуальные проблемы и перспективы развития биологического и экологического образования: сб. материалов VI междунар. методол. семинара; Санкт-Петербург, 21-22 ноября 2006 года. — СПб.: Изд-во «Тесса», 2006. — Вып. 5. — С. 24-25.

4. Пономарева И.Н. Концептуальные основы учебника по биологии для старшей школы // Актуальные проблемы методики преподавания биологии и экологии в школе и вузе: сборник материалов междунар. науч.-практ. конф.; Москва, 8-10 ноября 2007 года. — М., 2007. — С. 134-137.

5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование. 2003. — № 5. — С. 55-61.

6. Петрищева Г.С. Школьный учебник как средство развития компетентностей. — Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2008. — 117 с.

СПисок литературы

POSSIBILITIES 0F BIOLOGY SCHOOL BOOK FOR FORMATION OF ECOLOGYCAL COMPETENCE

G.S. Petrischeva

Sovetskaja Str, 11, Biysk, Altaiskiy Rreg, 659300, Russia

Shukshin State Pedagogical University of Biysk

In the article a content of ecological competence is considered, its place in hierarchical system of competences is defined; possibilities of text and out-oftext components of school textbooks on biology for formation of ecological competence are analyzed.

Key words: ecological competence, biology course, school textbook, ecological education, texts, out-of-text components.

e-mail: kpetrishev@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.