Научная статья на тему 'Формирование личностных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов средствами учебника'

Формирование личностных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов средствами учебника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5928
984
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЙ УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ / ТЕКСТ / ВОПРОСЫ / ЗАДАНИЯ / UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS / EMOTIONALLY VALUABLE EDUCATIONAL MATERIAL / TEXT / QUESTIONS / TASKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранова Галина Анатольевна

Рассмотрен процесс формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся начальных классов к миру средствами предметного содержания. Раскрыто содержание эмоционально-ценностного компонента начального образования, сущность понятий: ценность, эмоции. Показаны способы представления эмоционально-ценностного компонента содержания образования в учебниках для начальной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PERSONAL UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS OF ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS BY MEANS OF A TEXTBOOK

The article reveals the essence and structure of personal universal educational actions of elementary school students. It touches upon the process of teachers training for the formation of personal universal educational actions of elementary school students by means of a textbook.

Текст научной работы на тему «Формирование личностных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов средствами учебника»

ПЕДАГОГИКА

УДК 378.014.3

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

СРЕДСТВАМИ УЧЕБНИКА

Г.А. Баранова

Рассмотрен процесс формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся начальных классов к миру средствами предметного содержания. Раскрыто содержание эмоционально-ценностного компонента начального образования, сущность понятий: ценность, эмоции. Показаны способы представления эмоционально-ценностного компонента содержания образования в учебниках для начальной школы.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, эмоционально-ценностный учебный материал, текст, вопросы, задания.

Цели образования всегда были зависимы от сложившихся в обществе ценностных ориентаций. Ценности фиксируют то, что сложилось в жизни, в менталитете народа и общепризнанно как норма. Меняются ценности - меняются нормы - меняются цели воспитания. По мнению известного психолога П.В.Симонова, воспитывать - значит, вооружать учащихся способами удовлетворения потребностей, которые обладают максимальной ценностью для данного этапа развития общества и для реализации существенных сил субъекта. Соответствие целей образования признаваемой в обществе системе ценностей является педагогической необходимостью. Образование человека в духе этих ценностей и есть правильное решение проблемы целей воспитания. Завершенным и совершенным можно считать только такой процесс обучения, при котором достигнуто такое отношение к объектам изучения, к миру, которое отвечает подлинной общественно значимой системе ценностей.

При воспитывающем обучении достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков, интеллектуальным развитием и формированием эмоционально-ценностного отношения к усваиваемому учебному материалу и к окружающему миру.

Не случайно первым пунктом президентской инициативы «Наша Новая школа» является переход на новые образовательные стандарты, приоритетным направлением которых становится реализация развивающего потенциала общего начального образования. Актуальной и новой задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий

как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Целенаправленное, планомерное формирование универсальных учебных действий выступает ключевым условием повышения эффективности образовательного процесса в новых социально-исторических условиях развития общества. Г лавная задача Школы будущего - не только научить предмету, но и раскрыть способности каждого ребенка, воспитать гражданина, готового к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Концепция развития универсальных учебных действий разрабатывалась на основе системно-деятельностного подхода группой авторов: А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. Внимание к развитию универсальных учебных действий свидетельствует о тенденции усиления общекультурной ориентации образования, универсализации и интеграции знаний. Основу этой тенденции составляет направленность на личностное и познавательное развитие учащихся, или в терминах системы универсальных учебных действий (УУД) - на «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса» (ФГОС) [1. С.26-27]. Универсальность характера УУД проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания; обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащихся.

Согласно ФГОС универсальные учебные действия - это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Таким образом, достижение «умения учиться»

как требование ФГОС к результатам образования начальной ступени предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) познавательные и учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой развитие каждого из видов УУД определяется его отношением с другими видами УУД и общей логикой возрастного развития. Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностноличностного, познавательного развития учащихся реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности учащихся.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.

В рамках нашего исследования особое внимание уделяется формированию личностных УУД, связанных с самоопределением, действиями смыслообразования и нравственно-этического оценивания, ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях.

Следует отметить, что овладение учащимися личностными универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования личностных УУД, обусловленные в первую очередь функцией этого предмета и его содержанием. Подбор содержания, разработка конкретного набора наиболее эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), определение планируемых результатов - всё это требует от педагога грамотного подхода.

Реализация этих возможностей обеспечивается введением в содержание учебников по математике и русскому языку эмоционально-ценностно-ориентированных материалов, содействующих формированию у учащихся личностных универсальных учебных действий и способствующих развитию эмоционально-ценностной сферы школьников. Опираясь на требования ФГОС, достижение личностных результатов освоения ос-

новной образовательной программы предполагает введение в учебники эмоционально-ценностно-ориентированных материалов, направленных на формирование:

1) основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценности многонационального российского общества, гуманистические и демократические ценностные ориентации;

2) целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Для достижения указанных личностных результатов в систему учебников для начальных классов могут быть введены соответствующие разделы, темы, разнообразные по форме и содержанию тексты, упражнения, задания, задачи. Так, например, в учебниках по математике в сюжетах текстовых задач могут быть представлены сведения из исторического прошлого нашей страны - о продолжительности Великой Отечественной войны и о победе в ней, о школьном музее боевой славы и о помощи ветеранам, о возрасте Российского флота, о современных достижениях России в области космонавтики; об отраслях промышленности, о богатом культурном наследии страны (например, о годах жизни А.С. Пушкина, о собрании сочинений Л.Н. Толстого, о посещении музеев, художественных галерей и др.).

В учебниках по русскому языку эмоционально-ценностноориентированные материалы могут быть представлены в виде разнообразных по форме и содержанию упражнений и заданий о Родине, о защитниках российской Земли, о сохранении мира в своей стране и во всём мире. Через тексты дети знакомятся с национальными ценностями нашего отечества, памятниками старины и их создателями, русскими умельцами, узнают о великом достоянии нашего народа - русском языке, знакомятся с красотой, образностью, богатством русского языка. Упражнения, задания учебников направлены на развитие у школьников умений по составлению текстов, рассказов о своей малой родине - крае, городе, селе, об их достопримечательностях, природных и культурно-исторических особенностях.

В целом эмоционально-ценностно-ориентированный материал учебников по математике и русскому языку должен быть ориентирован на формирование следующего комплекса личностных УУД: 1) ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина»,

«природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д. 2) уважать свой народ, другие народы, принимать ценности других народов. 3) освоение личностного смысла учения; выбор даль-

нейшего образовательного маршрута. 4) оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

В целом нужно отметить, что эмоционально-ценностноориентированные материалы в учебниках включают: различные типы текстов, аппарат организации усвоения, иллюстративный материал, аппарат ориентировки.

Тексты в учебниках должны иметь ценностно-ориентированную направленность, мотивирующий характер и содействовать реализации раз-вивающе-воспитательной дидактической функции. Тексты должны содержать оценки, выражать определённые чувства, для них характерен убеждающий или эмоционально-образный стиль.

Ценностно-ориентированный материал в текстах фиксируется через определенные способы: условное, прямое, косвенное, опосредованное, деятельностное отражение ценности.

По объему ценностно-ориентированные тексты могут быть представлены в виде макро- и микротекстов, имеющих свои характерные особенности. Главное, что все типы текстов должны быть направлены на выявление разнообразных ценностных аспектов (ценности могут быть показаны в них прямо или косвенно).

Тексты должны содействовать пробуждению у учащихся переживания разнообразных чувств, связанных с ценностью, т.е. быть эмоционально насыщенными (эмоциогенными).

С точки зрения анализа литературно-языковых средств ценностноориентированные и эмоциогенные тексты приобретают эмоциогенность за счёт образности, лаконизма изложения, динамичности повествования, сюжетной напряжённости, композиционной простоты. Эмоционально-ценностно-ориентированные тексты отличает обилие олицетворений, метафорических эпитетов, сравнений, эмоционально насыщенных метафорических глаголов.

Большое значение в формировании опыта эмоциональноценностного отношения учащихся к миру принадлежит подсистеме учебника: «Внетекстовые компоненты». Данная подсистема включает следующие элементы: аппарат организации усвоения (АОУ); иллюстративный материал (ИМ); аппарат ориентировки (АО).

В рамках нашего исследования особенно важно обращение к анализу и специфике данной подсистемы, так как ее средства можно использовать в содержательном и процессуальном аспектах по формированию у учащихся личностных универсальных учебных действий.

В состав аппарата организации включены: вопросы-задания разного назначения и видов; упражнения для организации тренировочных и самостоятельных работ, инструктивно-методические материалы и др. Данный

учебный материал должен содействовать стимулированию и организации различных видов деятельности учащихся, необходимых им для усвоения содержания учебного предмета. В рамках нашего исследования это должны быть следующие виды деятельности: ценностно-ориентационная; эмоционально-волевая; познавательная; творческая; коммуникативная; художественная; самостоятельная и др.

Вопросы-задания, упражнения, задачи - самый распространенный элемент АОУ. Он является тем механизмом, который заставляет непрерывно работать и целенаправленно взаимодействовать все другие структурные компоненты. Данный элемент имеет определённую структуру и направлен на стимулирование и организацию различных видов деятельности учащихся; способствует включению учащихся в ситуации выбора ценностей, пробуждению у детей переживания разнообразных чувств, связанных с ценностью; содействует развитию рефлексии; специфических личностных качеств: воображения, фантазии, образного мышления.

Учитывая особенности предметного содержания, основным средством формирования личностных УУД в учебниках по математике и русскому языку должны быть вариативные по формулировке учебные задания (объясни, проверь, оцени, выбери, сравни, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод и т.д.), которые нацеливают учащихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью.

Вариативность заданий, задач, опора на опыт ребёнка, включение в процесс обучения математике и русскому языку содержательных игровых ситуаций для овладения учащимися универсальными и предметными способами действий, коллективное обсуждение результатов самостоятельно выполненных учениками заданий оказывает положительное влияние на развитие познавательных интересов учащихся и способствует формированию у учащихся положительного отношения к школе (к процессу познания).

Нужно подчеркнуть, что при формировании личностных УУД особенно важно развитие у младших школьников способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Поэтому в учебниках по математике и русскому языку должен быть представлен учебный материал по освоению способов решения проблем творческого и поискового характера. С этой целью в учебниках, в каждой теме формулируются проблемные вопросы, учебные задачи или создаются проблемные ситуации.

Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами и проектными задачами, которые предусмотрены в каждом классе предметной линией учебников.

В учебниках по математике освоение указанных способов основывается на серии заданий творческого и поискового характера, например,

предлагающих: продолжить (дополнить) ряд чисел, числовых выражений, равенств, значений величин и др., записанных по определённому правилу; провести классификацию объектов, чисел, равенств, значений величин по заданному признаку; провести логические рассуждения, использовать знания в новых условиях при выполнении заданий поискового характера.

В учебниках по русскому языку в каждой теме должны быть сформулированы проблемные вопросы, учебные задачи, включающие проблемные ситуации. Одним из приёмов решения учебных проблем может быть языковой эксперимент. Проводя исследование, дети, например, узнают, как можно определить слоги в слове, основу слова; убеждаются, что слов без корня не бывает; определяют, какие глаголы спрягаются, а какие - нет. Учащиеся включаются в поиск ответа, выдвигая предположения, обсуждая их, находя с помощью учебника необходимую информацию, делая выводы и таким образом, овладевают новыми знаниями.

Особое место в фиксации эмоционально-ценностного компонента содержания образования в учебниках для начальных классов занимает иллюстративный материал. Он должен отличаться художественнообразными свойствами, влиять на формирование чувств и эстетических представлений младших школьников.

Иллюстративный материал в учебниках может быть представлен в виде предметно-описательного материала, посвященного описанию явлений и закономерностей; материала «рассуждающего» (т.е. «воспроизведение» логики рассуждения при изучении особенностей объекта или взаимодействия каких-либо изучаемых объектов). Все выделенные группы тесно взаимосвязаны.

В рамках нашего исследования мы рассматриваем иллюстративный материал не просто как наглядное пособие, а как одну из важных форм отражения ценностей и развития эмоциональной сферы личности ребенка. В этом аспекте иллюстративный материал несет в себе содержательное начало, обусловленное принципами формирования личности и эстетическими особенностями. В иллюстрациях должно проявляться художественно концентрированное выражение реальной жизни или образов поэтической фантазии. В учебниках для начальных классов иллюстрации должны отличаться художественно-образными свойствами, влияя на формирование чувств и эстетических представлений младших школьников. Важно, учитывая возрастные особенности развития детей, акцентировать их внимание на эмоциональной выразительности общей колористической тональности иллюстрации, учить чувствовать и понимать особенности художественных средств ее выражения.

Особым компонентом структуры современных учебников для начальных классов является аппарат ориентировки - самый молодой элемент в структуре учебника. Он должен помогать учащимся быстро и точно ориентироваться в достаточно сложной структуре современного учебника,

способствовать формированию у школьников способности к ориентировке в потоках разнообразной информации, умения работать как с учебной, так и с другими видами литературы. В процессе формирования личностных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов аппарат ориентировки учебника играет весомую роль. Он выполняет функцию стимулирования и организации различных видов деятельности учащихся с целью их эмоционального развития и ценностного ориентирования. Аппарат ориентировки помогает ученикам в проявлении оценочной реакции, эмоциональной отзывчивости, развитии эмоционально-волевой сферы.

Список литературы

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / под ред. А.Г. Асмолова. М: Просвещение, 2010. С.26-27.

2. Маслов С.И. Эмоционально-ценностное образование младших школьников. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 1999. 130 с.

Баранова Галина Анатольевна, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО».

FORMATION OF PERSONAL UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS OF ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS BY MEANS OF A TEXTBOOK

G.A. Baranova

The article reveals the essence and structure of personal universal educational actions of elementary school students. It touches upon the process of teachers training for the formation of personal universal educational actions of elementary school students by means of a textbook.

Key words: universal educational actions, emotionally valuable educational material, text, questions, tasks.

Baranova Galina Anatolevna, candidate of pedagogical science, docent, [email protected], Russia, Tula, Institute of Advanced Training and Professional Retraining of Educators of Tula region.

УДК 681.324

ПУТИ ПОВЫШЕНИИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

М.Б. Богданов, Н.С. Тархов

Рассмотрены вопросы повышения качества при подготовке и выполнении студентами выпускных квалификационных работ дипломированного специалиста.

Ключевые слова: выпускная квалификационная работа, преддипломная практика, календарный план выполнения ВКР, итоговая государственная аттестация выпускника.

Итоговой стадией обучения в высшем учебном заведении являются подготовка и защита выпускных квалификационных работ (ВКР) для по-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.