Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ'

ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
308
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА / ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / PERSONAL POTENTIAL DEVELOPMENT / HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION / HIGHER SCHOOL STUDENT / HIGHER SCHOOL TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прилепских Оксана Сергеевна, Айсувакова Татьяна Петровна, Сорокопуд Юнна Валерьевна

В статье раскрываются основные возможности цифровой образовательной среды современного вуза, обуславливающие её влияние на процесс развития личностного потенциала студентов. Исследуются наиболее существенные тенденции в развитии российского общества в целом и системы высшего профессионального образования в частности, делающие возможным и необходимым интеграцию современных цифровых технологий в образовательный процесс. Далее рассматривается то влияние, которое, будучи использованы в рамках учебных занятий различных типов, цифровые образовательные технологии могут оказать на достижение учащимися личностных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прилепских Оксана Сергеевна, Айсувакова Татьяна Петровна, Сорокопуд Юнна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES OF DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT IN DEVELOPMENT OF PERSONAL POTENTIAL OF STUDENTS

The article reveals the main features of the digital educational environment of a modern University, which determine its influence on the students personal potential development. It also examines the most significant trends in the development of Russian society in General and the higher professional education system in particular, which make it possible and necessary to integrate modern digital technologies into the educational process. Next, we consider the impact that digital educational technologies can have on students ' achievement of personal results when used in various types of training sessions.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ»

Психология

УДК 159.92

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и практической психологии и социальной работы Прилепских Оксана Сергеевна

Ставропольский государственный педагогический институт (г. Ставрополь);

кандидат психологических наук, доцент, заведующая

кафедрой психологии Айсувакова Татьяна Петровна

АНОВО «Московский международный университет» (г. Москва);

доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии,

ведущий научный сотрудник Сорокопуд Юнна Валерьевна

АНОВО «Московский международный университет» (г. Москва),

профессор кафедры педагогики и психологии

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный)

ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТНОГО

ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье раскрываются основные возможности цифровой образовательной среды современного вуза, обуславливающие её влияние на процесс развития личностного потенциала студентов. Исследуются наиболее существенные тенденции в развитии российского общества в целом и системы высшего профессионального образования в частности, делающие возможным и необходимым интеграцию современных цифровых технологий в образовательный процесс. Далее рассматривается то влияние, которое, будучи использованы в рамках учебных занятий различных типов, цифровые образовательные технологии могут оказать на достижение учащимися личностных результатов.

Ключевые слова: цифровая образовательная среда, развитие личностного потенциала, высшее профессиональное образование, студент, преподаватель.

Annotation. The article reveals the main features of the digital educational environment of a modern University, which determine its influence on the students personal potential development. It also examines the most significant trends in the development of Russian society in General and the higher professional education system in particular, which make it possible and necessary to integrate modern digital technologies into the educational process. Next, we consider the impact that digital educational technologies can have on students ' achievement of personal results when used in various types of training sessions.

Keywords: digital educational environment, personal potential development, higher professional education, higher school student, higher school teacher.

Введение. Основные особенности современного этапа социально-экономического и культурного развития российского социума во многом связаны с его вхождением в постиндустриальную эру [2; 5-6; 14]. Данной тенденции в основном соответствует и эволюция отечественной системы высшего образования. Одним из следствий данной тенденции в указанной сфере стало формирование информационно насыщенного пространства. Последнее функционирует, подчиняясь принципиально новым закономерностям. Успех дальнейшей модернизации системы высшего профессионального образования в РФ напрямую связан с расширением использования информационных технологий [1-3; 5; 14; 19]. В силу данных обстоятельств неудивительно, что российские организации ВПО на протяжении трёх последних десятилетий постепенно расширяют применение такого рода технологий [8, с. 13]. В этой связи определённую актуальность приобретает проблема влияния в основном сформировавшейся к настоящему моменту цифровой образовательной среды на развитие личностного потенциала студентов, которому будет посвящена настоящая статья.

Изложение основного материала статьи. Говоря о современном этапе развития системы отечественного высшего профессионального образования, не будет преувеличением констатировать наличие большого опыта использования инновационных цифровых технологий в различных образовательных практиках [3; 6; 8; 14-15; 20]. В подобных условиях закономерным выглядит формирование цифровой среды. Последняя помогает обмениваться различными данными между информационными системами и упрощает их упорядочение, интеграцию инновационных образовательных технологий в единой логике [16, с. 50].

В условиях цифровой среды обучения наблюдается формирование у студентов ряда немаловажных умений и качеств, характеризующихся определённой степенью востребованности в современном российском обществе. Ими в значительной степени определяется социальный и личностный статус современного образованного человека [10; 16].

Центральная образовательная среда вуза предполагает существование системы ИКТ как образовательных инструментов, использование которых удовлетворяет требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов, касающимся проблем формирования условий реализации основной образовательной программы. Тем самым она способствует достижению обучающимися запланированных результатов: предметных, метапредметных и личностных [7-8; 16; 20-21]. Современный образовательный процесс, таким образом, связан с использованием инновационных технологий и активных методов обучения.

Кроме того, он также предполагает создание педагогических условий, благоприятствующих складыванию у студентов опыта самостоятельного решения различных проблем будущей профессиональной деятельности. К этим условиям относятся:

• коммуникативные;

• организационные;

• познавательные [19, с. 165].

Интерактивность учебного материала повышает эффективность усвоения студентами информации, что ведет к улучшению их успеваемости. При этом, однако, самостоятельное овладение знаниями далеко не всегда доступно из-за отсутствия возможности найти нужный материал или усвоить необходимые знания. Проверить достоверность информации в ряде случаев также не представляется возможным в отсутствии организованной цифровой системы.

Следовательно, создание организованной цифровой образовательной среды сможет положительно повлиять на ход образовательного процесса, оказавшись полезным для каждого из его участников (Табл. 1).

Таблица 1

Положительное влияние организации цифровой образовательной среды на участников

образовательного процесса

Участник образовательного процесса Положительное влияние цифровой образовательной среды

Образовательная организация Повышение эффективности использования ресурсов

Уменьшение бюрократической нагрузки

Расширение возможностей коммуникации

Расширение возможностей образовательного процесса при его сетевой организации [18, с. 19]

Преподаватель Более удобный мониторинг образовательного процесса

Уменьшение нагрузки при работе с документами

Новые условия для мотивации обучающихся

Снижение рутинной нагрузки при осуществлении деятельности, связанной с контролем выполнения заданий обучающимися [17, с. 111]

Формирование новых условий, при которых студенты превращаются в активных субъектов образовательного процесса и, следовательно, на них переносится значительная часть активности, связанной с осуществлением образовательного процесса

Студент Расширение возможностей для построения собственной образовательной траектории

Доступ к современным образовательным ресурсам в сети Интернет

В процессе развития личностного потенциала студентов при использовании различных форм учебной работы также могут быть использованы возможности передовых информационных технологий.

Так, в ходе лекционных занятий информационные технологии и Интернет-ресурсы могут быть использованы:

• при написании рецензии на сайт по изучаемой теме;

• в ходе подготовки обзорного реферата, раскрывающего тему лекции и дополняющего её содержание;

• для анализа существующих рефератов на данную тему, их оценки с точки зрения изучаемого материала;

• для составления библиографического списка;

• при обсуждении содержания лекции в сетевом пространстве [13].

Таким образом, использование цифровых технологий в рамках лекционных занятий будет способствовать формированию у студентов ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, развитию у них способности к осознанному выбору и построению индивидуальной образовательной траектории [12, с. 68-69].

В ходе подготовки студентов к лабораторным и практическим занятиям возможности цифровых технологий могут быть использованы так же, как и в рамках занятий лекционных. Кроме того, их возможности могут быть реализованы при осуществлении следующих форм учебной деятельности:

• рецензирование монографий, научных статей и рефератов, имеющих отношение к теме практического занятия;

• подготовка рефератов и докладов;

• подготовка к дискуссии по теме семинарского занятия;

• создание в сети Интернет страниц, содержащих ответы на часто возникающие вопросы, полезные ссылки и справочные материалы;

• разработка учебных проектов индивидуально или в составе мини-групп [20, с. 97-98].

Как видим, использование цифровых технологий обучающимися в ходе подготовки к лабораторным и практическим занятиям благоприятствует формированию складывание у них готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

Инновационной формой организации образовательного процесса в вузе является технология Web-квест [11, с. 92]. Последний представляет собой специальным образом организованный вид исследовательской деятельности студентов. В целях его успешного завершения выполнения студенты осуществляют поиск информации в сети по указанным адресам. С точки зрения развития личностного потенциала учащихся создание web-квестов подчинено следующим целям:

• развития у студентов умения использовать полученную информацию на практике;

• формирования у них навыков тайм-менеджмента;

• развития умений оценки информации, её анализа и синтеза;

• формирвоания критического мышления [11, с. 93].

Задание для web-квеста должно содержаться на специальным образом организованной web-странице. В структуру последней входит ряд обязательных равнозначных компонентов (Табл. 2).

Таблица 2

Компоненты задания на Web-квест

Наименование компонента Прмиерное содержание компонента

Введение Описываются сроки проведения, задается исходная ситуация

Учебное задание Описание задания, предлагаемого к выполнению обучающимися

Набор ссылок на ресурсы сети Указание путей к получению информации, необходимой для успешного выполнения задания

Описание процесса выполнения работы Указание конкретных сроков и этапов выполнения Web-квеста

Заключение Пути для дальнейшей самостоятельной работы по теме или содержит описание того, каким образом можно перенести полученный опыт в другую область

Нетрудно увидеть, что работа над заданием web-квеста, помимо развития вышеперечисленных личностных результатов, будет также способствовать развитию у студентов познавательной самостоятельности.

Достижению студентами личностных результатов также может способствовать внедрение цифровых технологий в процесс контроля результатов их самостоятельной работы. В этих целях, помимо традиционных, быть использованы различные инноввационные формы, методы и технологии:

• презентации [9, с. 458];

• рейтинг;

• портфолио [4, с. 65];

• взаимооценивание.

Использование подобных форм контроля знаний студентов будет способствовать превращению обучающихся в активных субъектов образовательного процесса,а, следовательно, и развитию у них познавательной самостоятельности, ответственного отношения к обучению и умения применять полученные знания на практике, в т.ч. вне конкретной предметной области [2, с. 85].

Выводы. На основе вышеизложенного мы можем заключить, что главной особенностью современного этапа социально-экономического и культурного развития России является её вхождение в постиндустриальную эру. Это, в свою очередь, не могло не затронуть процесс развития системы ВПО.

Успех её дальнейшей модернизации на территории РФ имеет прямую связь с расширением использования информационных технологий в ходе учебной деятельности.

Проблема их влияния на развитие личностного потенциала студентов также является весьма актуальной.

В условиях цифровой образовательной среды фиксируется развитие у обучающихся ряда немаловажных умений и качеств, характеризующихся определённой степенью востребованности в современном российском обществе.

Современный образовательный процесс тесно связан с использованием инновационных технологий и активных методов обучения, а также созданием педагогических условий, благоприятствующих складыванию у студентов позитивного опыта самостоятельного решения различных проблем будущей профессиональной деятельности.

Создание организованной цифровой образовательной среды оказывает положительное влияние на ход образовательного процесса, будучи полезным для каждого всех его участников: образовательной организации, преподавателей и студентов.

Передовые информационные технологии находят своё применение и в процессе развития личностного потенциала студентов при использовании различных форм учебной работы.

Например, в ходе лекционных занятий они могут быть использованы при написании рецензий на сайт по теме лекции,при подготовке обзорного реферата, раскрывающего её тему, при анализе существующих рефератов на данную тему, для составления библиографического списка, а также в целях обсуждения содержания лекции в сетевом пространстве.

Возможности цифровых технологий, способствующие выработке у студентов личностных результатов обучения также могут быть использованы в ходе подготовки студентов к лабораторным и практическим занятиям.

Инновационной формой организации образовательного процесса в вузе является технология Web-квест, применение которого аткже будет способствовать формированию у студентов ряда важных личностных результатов.

Достижению обучающимися личностных результатов также может способствовать внедрение цифровых технологий в процесс контроля результатов их самостоятельной работы.

Литература:

1. Абдрафикова А.Р., Ульянова А.Н. Использование Web 2.0-платформы Nearpod для организации самостоятельной работы учащихся на уроках английского языка // Казанский педагогический журнал. 2015. №6. С. 307-311

2. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образование. 2008. № 1. С. 65-86

3. Бадретдинова Р.Р. Использование мультимедийных средств в курсе «Иностранный язык» на младшем этапе общеобразовательной школы // Молодой исследователь: от идеи к проекту. Материалы II студенческой научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет». Йошкар-Ола: Марийский государственный университет, 2018. С. 327-331

4. Беркович М.И., Кофанова Т.А., Тихонова С.С. Soft skills (мягкие компетенции) бакалавра: оценка состояния и направления формирования // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. 2018. № 4. С. 63-68

5. Брыскина О.Ф. Инновационные технологии в образовании: где найти точку опоры, чтобы перевернуть урок? // Поволжский педагогический вестник. 2015. № 3 С. 53-57

6. Замошникова Н.Н. Развитие системы высшего профессионального образования в Российской Федерации с 1990 по 2015 годы: взгляд из региона. № 4. 2015. С. 67-77

7. Кондратенко Б.А. Персонализация профессионального обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий. Автореф. дисс... канд. пед. наук. Калининград, 2015. - 23 с.

8. Кочерга С.А. Государственная политика в сфере образования // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. №6. С. 12-18

9. Кумова М.В., Полюшко Д.А. К вопросу использования презентации PowerPoint в обучении иностранному языку // Молодой ученый. 2015. №1. С. 457-458

10. Лапин В.Г. Цифровая образовательная среда как условие обеспечения качества подготовки студентов в среднем профессиональном образовании // Инновационное развитие профессионального образования. 2019. №1 (21). С. 55-59

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Лысак О.Г., Кузнецова Л.А., Романова-Самохина С.М. Современные технологии — Web-квест как средство повышения эффективности обучения // Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа: Аэтерна, 2016. С. 92-94

12. Максимова К.А., Ваганова О.И., Смирнова Ж.В. Технология разработки лекционных занятий в электронной среде // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. №3 (37). 2019. С. 67-72

13. Предметные, личностные и метапредметные результаты обучения // Электрон. дан. Режим доступа Url: https://infourok.ru/statyapredmetnie-lichnostnie-i-metapredmetnie-rezultati-obucheniya-1115107 (Дата обращения: 23.11.2020)

14. Рябухина Е.В., Нуждина М.В. Активные и интерактивные образовательные технологии в вузе // Карельский научный журнал. 2015. № 3. С. 26-29

15. Сташкевич И.Р. Информационно-образовательная среда профессиональной образовательной организации - смена образовательной парадигмы // Профессиональное образование и рынок труда. 2014. №9(13). С. 26-28

16. Сорокова М.Г. Цифровая образовательная среда университета: кому более комфортно в ней учиться? // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25. №2. С. 44-58

17. Ушакова Л.С. Рейтинговая система контроля знаний и педагогическая диагностика как средство управления учебным процессом в профессиональном образовательном учреждений: Дис... канд. пед. наук. Ставрополь: СГУ, 2000. - 200 с.

18. Фадеева В.А. Новейшие веб-сервисы в лингводидактике: дидактические возможности и применение. М.: Международные отношения, 2017. - 186 с.

19. Хорошавина Г.Д. Роль инновационных структур вуза в формировании профессиональной компетентности современных специалистов // Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста в образовательном пространстве России: материалы II Международной научно-практической конференции (г. Карачевск, 8-9 июня 2017 г.). Карачаевск: КЧГУ, 2017. С. 164-168

20. Хрулёва А.А. Формирование информационной культуры будущих учителей английского языка. Дис. канд. пед. наук. Ялта, 2019. 228 с.

21. Sykes J., Oskoz A., Thome S.L. Web 2.0, Synthetic Immersive Environments, and Mobile Resources for Language Education // CALICO Journal. 2008. № 25. P. 528-546

Психология

УДК 159.9.07

доктор биологических наук, профессор Соболев Валерий Иванович

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта);

кандидат педагогических наук, доцент Попов Максим Николаевич

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ОЦЕНКА УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ «КОРОНАВИРУСНОЙ

САМОИЗОЛЯЦИИ»

Аннотация. На основании анализа результатов психологического тестирования 17-ти студентов сделан вывод о том, что «Коронавирусная самоизоляция» не вызывает каких-либо серьезных последствий со стороны степени выраженности агрессии; лишь в 3-х тестах-шкалах (7%) из 41 уровень агрессивности оценивался категорией «высокий уровень», в 27 случаях (66%) как «средний уровень», а в 11 случаях (27%) категорией «низкий уровень». Основываясь на использованном методе оценки сопоставимости результатов различных тестов (корреляционная матрица) можно сделать заключение, что лишь 7 тестов-шкал из 41 использованных позволяют с достаточной степенью надежности прогнозировать уровень агрессивности. Ключевые слова: психодиагностика, психометрия, агрессивность, студенты, режим «самоизоляции». Annotation. It is shown that "Coronavirus self-isolation" does not cause changes in the level of aggression in students. It was found that in 3 tests (7%) out of 41 the level of aggressiveness was assessed by the "high level" category, in 27 cases (66%) as "medium level", and in 11 cases (27%) as "low level". Based on the method used for assessing the comparability of the results of various tests (correlation matrix), we can conclude that only 7 tests out of 41 used allow predicting the level of aggressiveness with a sufficient degree of reliability.

Keywords: psychodiagnostics, psychometrics, aggressiveness, students, "self-isolation" regime.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.