Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВОЙ ОБРАБОТКИ ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКОЙ ИНФОГРАФИКИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СТАРШИХ КЛАССАХ'

ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВОЙ ОБРАБОТКИ ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКОЙ ИНФОГРАФИКИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СТАРШИХ КЛАССАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОГРАФИКА / ВАРИАТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ / МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА / ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОГРАФИКА / СРЕДСТВА ГРАФИЧЕСКОЙ НАГЛЯДНОСТИ / КЛАСТЕР-ТЕСТ / ЦИФРОВАЯ ОБРАБОТКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Директорова Дарья Дмитриевна, Директоров Виктор Дмитриевич

Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях высокой информационной нагрузки у современного поколения школьников начала появляться тенденция к клиповизации мышления. Особую значимость это явление приобретает в процессе обучения учащихся старших классов, которые испытывают наибольшую когнитивную нагрузку, связанную в том числе и с подготовкой к предстоящим экзаменам. Эта тенденция должна быть учтена при конструировании эффективного процесса обучения и подкреплена новыми технологическими возможностями, которые обеспечивают современные цифровые инструменты. Цель данного исследования состоит в определении способов цифровой обработки лингвометодической инфографики, которая содержится в учебниках и учебных пособиях по русскому языку, для преобразования их в вариативные задания, которые возможно применять в процессе обучения, в частности, в старшей школе. Предлагаемый подход состоит в создании вариативных заданий по русскому языку на основе существующей лингвометодической инфографики посредством ее цифровой обработки предложенными в статье цифровыми инструментами. В статье применяется ряд аналитических методов исследования: анализ научной литературы по теме исследования, анализ нормативно-правовой документации, дефиниционный анализ, а также методический анализ современных учебников. В качестве результатов исследования приводится несколько вариантов цифровой обработки методических средств графической наглядности по русскому языку, которые могут применяться в процессе обучения старшеклассников. Кроме того, в рамках проведенного исследования описывается перспектива создания цифрового образовательного ресурса «Цифровой банк лингвометодической инфографики» для аккумуляции в нем цифровых копий указанных средств графической наглядности. Теоретическая значимость статьи состоит в определении цифровых инструментов и способов их применения для цифровой обработки лингвометодической инфографики, которая может быть использована в процессе обучения русскому языку в старших классах. Практическая значимость предпринятого исследования состоит в возможности применения представленных способов цифровой обработки лингвометодической инфографики для создания индивидуализированных заданий разного уровня сложности. Данный ресурс будет методическим подспорьем для учителей-практиков, будущих учителей и учащихся школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Директорова Дарья Дмитриевна, Директоров Виктор Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POTENTIALS OF LINGUISTIC-METHODOLOGICAL INFOGRAPHICS DIGITAL PROCESSING FOR TEACHING RUSSIAN LANGUAGE IN HIGH SCHOOL

The relevance of the study is due to the fact the modern generation of schoolchildren has to deal with too much information and they began to demonstrate a tendency to clip thinking. This phenomenon is more significant for high school students, who experience the greatest cognitive load, including preparation for the upcoming exams. This trend should be taken into account when we design an effective learning process and supported by new technological capabilities that modern digital tools provide. The purpose of this study is to determine the ways of linguo-methodological infographics digital processing, which are found in Russian language textbooks and manuals, in order to convert them into variable tasks that can be used in the learning process, in particular, in high school. The proposed approach consists in working out variable Russian language assignments based on the existing linguo-methodological infographics through its digital processing using the digital tools proposed in the article. The article uses a number of analytical research methods: analysis of scientific literature on the research topic, analysis of legal documents, definitional analysis, as well as methodological analysis of modern textbooks. As the results of the study, several options for digital processing of methodological infographics means on the Russian language are given, which can be used in the process of teaching high school students. In addition, within the framework of the study, the prospect of creating a digital educational resource "Digital Bank of Linguistic Methodological Infographics" is described for the accumulation of digital copies of these graphic visual aids in it. The theoretical significance of the article lies in the definition of digital tools and ways to use them for the digital processing of linguo-methodological infographics, which can be used in the process of teaching the Russian language in high school. The practical significance of the undertaken research lies in the possibility of using the presented methods of linguo-methodological infographics digital processing to work out individualized assignments with different complexity levels. This resource will serve as a methodological help for practicing teachers, student teachers and school students.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВОЙ ОБРАБОТКИ ЛИНГВОМЕТОДИЧЕСКОЙ ИНФОГРАФИКИ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СТАРШИХ КЛАССАХ»



ISSN 2304-120X

ниег

научно-методический электронный журнал

2023, № 05 (май)

Раздел 5.8. Педагогика

ART 231032

DOI 10.24412/2304-120X-2023-11032

УДК 372.881.161.1:004.9

Возможности цифровой обработки лингвометодической инфографики для обучения русскому языку в старших классах

Potentials of linguistic-methodological infographies digital processing for teaching Russian language in

high school

Авторы статьи

I

Authors of the article

Директорова Дарья Дмитриевна,

аспирант ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», г. Москва, Российская Федерация

daria221dir@yandex.ru ORCID: 0009-0004-0922-7356

Директоров Виктор Дмитриевич,

студент ФГБОУ ВО «МИРЭА - Российский технологический университет», г. Москва, Российская Федерация viktor7dir@yandex.ru ORCID: 0009-0003-5406-1706

Daria D. Direktorova,

Postgraduate Student, Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russian Federation daria221dir@yandex.ru ORCID: 0009-0004-0922-7356

Viktor D. Direktorov,

Student, MIREA - Russian Technological University, Moscow, Russian Federation viktor7dir@yandex.ru ORCID: 0009-0003-5406-1706

Конфликт интересов

Conflict of interest statement

Конфликт интересов не указан

Conflict of interest is not declared

Для цитирования

I

For citation

Директорова Д. Д., Директоров В. Д. Возможности цифровой обработки лингвометодической инфографики для обучения русскому языку в старших классах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 05. - С. 33-50. - URL: https://e-koncept.ru/2023/231032.htm. DOI 10.24412/2304-120X-2023-11032

D. D. Direktorova, V. D. Direktorov, Potentials of linguistic-methodological infographics digital processing for teaching Russian language in high school // Scientific-methodological electronic journal "Koncept". - 2023. -No. 05. - P. 33-50. - URL: https://e-kon-cept.ru/2023/231032.htm. DOI: 10.24412/2304-120X-2023-11032

Поступила в редакцию Received 13.03.23 Получена положительная рецензия Received a positive review 18.04.23

Принята к публикации Accepted for publication 18.04.23 Опубликована Published 31.05.23

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2023 © Директорова Д. Д., Директоров В. Д., 2023

Аннотация

Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях высокой информационной нагрузки у современного поколения школьников начала появляться тенденция к клиповизации мышления. Особую значимость это явление приобретает в процессе обучения учащихся старших классов, которые испытывают наибольшую когнитивную нагрузку, связанную в том числе и с подготовкой к предстоящим экзаменам. Эта тенденция должна быть учтена при конструировании эффективного процесса обучения и подкреплена новыми технологическими возможностями, которые обеспечивают современные цифровые инструменты. Цель данного исследования состоит в определении способов цифровой обработки лингвометодической инфографики, которая содержится в учебниках и учебных пособиях по русскому языку, для преобразования их в вариативные задания, которые возможно применять в процессе обучения, в частности, в старшей школе. Предлагаемый подход состоит в создании вариативных заданий по русскому языку на основе существующей лингвометодической инфографики посредством ее цифровой обработки предложенными в статье цифровыми инструментами. В статье применяется ряд аналитических методов исследования: анализ научной литературы по теме исследования, анализ нормативно-правовой документации, де-финиционный анализ, а также методический анализ современных учебников. В качестве результатов исследования приводится несколько вариантов цифровой обработки методических средств графической наглядности по русскому языку, которые могут применяться в процессе обучения старшеклассников. Кроме того, в рамках проведенного исследования описывается перспектива создания цифрового образовательного ресурса «Цифровой банк лингвометодической инфографики» для аккумуляции в нем цифровых копий указанных средств графической наглядности. Теоретическая значимость статьи состоит в определении цифровых инструментов и способов их применения для цифровой обработки лингвометодической инфографики, которая может быть использована в процессе обучения русскому языку в старших классах. Практическая значимость предпринятого исследования состоит в возможности применения представленных способов цифровой обработки лингвометодической инфографики для создания индивидуализированных заданий разного уровня сложности. Данный ресурс будет методическим подспорьем для учителей-практиков, будущих учителей и учащихся школы.

Ключевые слова

Abstract

The relevance of the study is due to the fact the modern generation of schoolchildren has to deal with too much information and they began to demonstrate a tendency to clip thinking. This phenomenon is more significant for high school students, who experience the greatest cognitive load, including preparation for the upcoming exams. This trend should be taken into account when we design an effective learning process and supported by new technological capabilities that modern digital tools provide. The purpose of this study is to determine the ways of lin-guo-methodological infographics digital processing, which are found in Russian language textbooks and manuals, in order to convert them into variable tasks that can be used in the learning process, in particular, in high school. The proposed approach consists in working out variable Russian language assignments based on the existing linguo-methodological infographics through its digital processing using the digital tools proposed in the article. The article uses a number of analytical research methods: analysis of scientific literature on the research topic, analysis of legal documents, definitional analysis, as well as methodological analysis of modern textbooks. As the results of the study, several options for digital processing of methodological infographics means on the Russian language are given, which can be used in the process of teaching high school students. In addition, within the framework of the study, the prospect of creating a digital educational resource "Digital Bank of Linguistic Methodological Infographics" is described for the accumulation of digital copies of these graphic visual aids in it. The theoretical significance of the article lies in the definition of digital tools and ways to use them for the digital processing of linguo-methodological infographics, which can be used in the process of teaching the Russian language in high school. The practical significance of the undertaken research lies in the possibility of using the presented methods of linguo-methodological infographics digital processing to work out individualized assignments with different complexity levels. This resource will serve as a methodological help for practicing teachers, student teachers and school students.

Key words

инфографика, лингвометодическая инфографика, сред- infographics, linguistic-methodological infographics, ства графической наглядности, кластер-тест, ментальная means of graphic presentation, cluster test, mental map,

карта, вариативные задания, цифровая обработка variable tasks, digital processing

Благодарности Acknowledgements

Авторы выражают благодарность Оксане Викторовне Гордиенко, доктору педагогических наук, доценту кафедры методики преподавания русского языка Московского педагогического государственного университета, за помощь в подготовке статьи.

The authors express their gratitude to Oksana V. Gor-dienko, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Methods of Teaching Russian at the Moscow State Pedagogical University, for her help in preparing the article.

Введение / Introduction

В связи с непрерывным увеличением потока данных, сгущающих информационное пространство, в котором живет современный человек, все более насущным вопросом для современной школы становится подготовка выпускников «к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества»

[Ошибка! Источник ссылки не найден.]. При этом важно иметь в виду, что сам тип восприятия информации современных школьников в условиях информационной насыщенности стал меняться: появилась тенденция к клиповизации мышления. Это изменение должно быть учтено при конструировании эффективного процесса обучения и подкреплено новыми технологическими возможностями.

Обзор литературы / Literature review

О процессе формирования клипового мышления у современного поколения школьников говорят многие современные представители социально-гуманитарных наук, как отечественные, так и зарубежные.

Так, Н. В. Азаренок определяет клиповое сознание как определенный механизм самозащиты, срабатывающий в ответ на информационную перегрузку, и отмечает, что его негативное влияние выражается в снижении уровня успеваемости школьников, уменьшении их способности к анализу, ухудшении показателей логического мышления и умения «творчески думать», а также в ослаблении интереса к обучению и появлении поверхностности «в оценке происходящих процессов», при этом отмечая, что клиповое сознание может быть опасным [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

Вслед за Н. В. Азаренком С. В. Докука [Ошибка! Источник ссылки не найден.]

рассматривает клиповое сознание как «принципиально новый вид мыслительной деятельности», который позволяет оперативно обрабатывать большое количество информации, но не позволяет осмыслить его критически, именно поэтому, по мнению ученого, люди с преобладающим клиповым мышлением более уязвимы для манипу-лятивных технологий.

В своей работе Т. В. Семеновских определяет сущностные характеристики клипового мышления как своеобразный когнитивный стиль, видя в нем «процесс отражения множества разнообразных свойств объектов, без учета связей между ними, характеризующийся фрагментарностью информационного потока... высокой скоростью переключения между фрагментами информации, отсутствием целостной картины восприятия окружающего мира» [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

В свою очередь С. И. Симакова выступает против того, чтобы воспринимать клиповое мышление однозначно негативно и алармистски. Ученый говорит о том, что «клиповое мышление - это факт, который необходимо принять» [Ошибка! Источник ссылки не найден.] и непременно учитывать в процессе обучения нового поколения школьников.

Той же позиции придерживается и О. А. Старицына, которая уверена, что клиповое мышление есть «современная реальность и с этим придется не только мириться, но и искать пути адаптации к этому явлению, по возможности минимизировав его негативные проявления и последствия» [Ошибка! Источник ссылки не найден.]. При этом в качестве одного из путей реализации такого подхода О. А. Старицына предлагает прибегать к использованию наглядного и структурированного представления учебного материала в виде схем, ментальных карт и т. д.

Кроме того, коллектив авторов: С. Д. Поляков, Л. А. Белозерова, В. В. Вершинина, С. В. Данилов, Н. С. Кривцова, проведя исследование проявления клипового мышления у старшеклассников и студентов как «специфического типа познавательной стратегии в обработке информации в целом» [Ошибка! Источник ссылки не найден.], установили, что у более юной группы респондентов клиповое мышление встречается

чаще. Исходя из этого исследования, можно сделать вывод, что характеристики клипового мышления усиливаются у новых поколений учащихся.

Коллектив румынских ученых под руководством М. Билоцерковец [Ошибка! Источник ссылки не найден.] в 2021 году провел исследование внедрения онлайн-обучения в период пандемии COVID-19. Одним из выводов, сделанных учеными, был следующий: в условиях дистанционного обучения, внедренного в период пандемии, процесс клиповизации мышления ускорился, поэтому в рамках педагогической науки необходимо вести научный поиск способов плодотворного использования сильных сторон клипового мышления, которое непосредственным образом влияет на процесс формирования знаний.

Польский исследователь О. Макаровска [Ошибка! Источник ссылки не найден.] рассматривала специфику клипового мышления в преломлении к преподаванию РКИ и предложила методику обучения, в которой дефициты клипового мышления восполняются за счет усиленного внимания к формированию у учащихся аналитико-синтетиче-ских умений и к развитию у них способности к обобщениям.

Ученый из Киргизии Г. Т. Сагыналиева [Ошибка! Источник ссылки не найден.], анализируя особенности клипового мышления, предлагает, среди прочего, применять в учебном процессе средства графической наглядности, которые позволят формировать навыки нахождения причинно-следственных связей и структурирования информации. Среди новых форматов визуального представления текстовой информации исследователь выделяет инфографику, скрайбинг и скетчноутинг. Понятие «инфографика», которое является ключевым для нашего исследования, будет рассматриваться нами далее более подробно.

Исследователь из Польши Дж. Козил [Ошибка! Источник ссылки не найден.]

говорит о том, что при работе с обучающимися с клиповым мышлением возрастает необходимость уделять внимание обеспечению осознания учащимися причинно-следственных связей между элементами учебного материала, для чего ученый предлагает применять в учебном процессе методы активного обучения, а также средства ИКТ.

Международный коллектив исследователей: Д. Даутов, А. Короченцева и М. Ху-ссини [Ошибка! Источник ссылки не найден.], рассматривая когнитивные особенности современного поколения, делает вывод о том, что студенты демонстрируют высокие показатели проявления клипового мышления, что усложняет их обучение и приводит к снижению его результативности. Авторы данного исследования видят необходимость в продолжении изучения клипового мышления и дальнейшую разработку приемов управления его положительными и отрицательными проявлениями.

Группа ученых из разных стран: И. С. Карабулатова, А. К. Аипова, С. М. Бутт и С. Амириду [Ошибка! Источник ссылки не найден.] - изучала ситуацию столкновения цифрового и доцифрового мышления в условиях пандемии и пришла к выводу, что вынужденное онлайн-обучение привело к технологическому скачку, который, в свою очередь, вызвал серьезные изменения в процессе мышления учащихся. Ученые отмечают, что в процессе освоения языка (как родного, так и неродного) «цифровое поколение» демонстрирует высокую скорость работы с информацией, однако при этом снижается уровень ее критического осмысления и способности к ее анализу и интерпретации. Но основании этого вывода ученые прогнозируют, что следующий

этап «эволюции речемыслительной деятельности» будет связан не столько с увеличением скорости обработки и передачи информации, сколько с качественным отбором средств (вербальных и невербальных) для максимально точной передачи мысли.

Мы согласны с приведенными выше идеями ученых, как отечественных, так и зарубежных, в том, что экспоненциальное увеличение воспринимаемой человеком информации, которое усилилось в период пандемии, повлекшей за собой стремительное и глобальное внедрение дистанционных форм обучения, закономерно отразилось на мышлении современного человека. Принимая во внимание мнение ученых о негативном влиянии клипового мышления на процесс осознанного восприятия информации, мы, однако, вслед за С. И. Симаковой [Ошибка! Источник ссылки не найден.] и О. А. Старицыной [Ошибка! Источник ссылки не найден.], рассматриваем клиповое мышление не только с негативной стороны. Мы также видим возможность развития положительных задатков нового типа мышления в процессе обучения.

Отметим, что вопрос об учете тенденции клиповизации мышления становится наиболее насущным в процессе обучения старшеклассников, которые испытывают особенно высокую когнитивную нагрузку в процессе подготовки к предстоящим экзаменам. Именно поэтому будущих выпускников школы особенно важно обучать активной и продуктивной работе с информацией, принимая во внимание тенденцию усиления клипового мышления и нового поколения школьников, то есть, с одной стороны, максимально используя его сильные стороны (например, превалирующий визуальный канал восприятия) и, с другой стороны, компенсируя его дефициты (такие как, например, поверхностное и дискретное восприятие информации).

Обеспечить эту необходимость может, в частности, применение средств графической наглядности в процессе обучения учащихся, о чем говорят О. А. Старицына [Ошибка! Источник ссылки не найден.] и Г. Т. Сагыналиева [Ошибка! Источник ссылки не найден.]. Подчеркнем, что, с нашей точки зрения, они будут плодотворно влиять на процесс обучения в условиях клиповизации мышления школьников, если будут не столько предлагаться учащимся в готовом виде, сколько служить основой для практической деятельности (об этом, в частности, говорила Дж. Козил [Ошибка! Источник ссылки не найден.]). Такой формат учебной работы может быть реализован, например, в виде упражнений по их заполнению, реконструкции, моделированию и т. д. Именно в таком случае применение наглядности сможет в полной мере реализовать ее основную функцию, сформулированную советским психологом А. Н. Леонтьевым: служить «внешней опорой внутренних действий» и «подвести ребенка к надлежащим научным обобщениям» [Ошибка! Источник ссылки не найден.], то есть обеспечить наглядную опору для совершения ряда мыслительных операций, необходимых для осознания системы знаний.

При этом мы разделяем мнение о необходимости дальнейшего изучения феномена «клипового мышления» и поиска новых средств обучения, которые потенциально могут качественно улучшить результаты обучения в условиях усиления нового типа мышления учащихся. Отметим, что такая позиция относительно перспективы научного поиска неизменно прослеживается в работах всех ученых (как из России, так и из других стран), к исследованиям которых мы обращались в этом разделе.

В завершение обзора современной научной литературы следует упомянуть о нормативных документах федерального уровня, в которых отражено и принимается во внимание существование клипового мышления. Так, в указе президента «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-

2030 годы» говорится о том, что для этого типа мышления «характерной особенностью является массовое поверхностное восприятие информации» [Ошибка! Источник ссылки не найден.]. При этом одним из путей решения проблемы информационной перегрузки является «целенаправленное обучение отбору информации, способам анализа, гармонизации информационных потоков, различению фальшивой и истинной информации» [Ошибка! Источник ссылки не найден.]. Необходимость целенаправленного обучения школьников приемам эффективной работы с информацией прослеживается как в отечественной, так и в зарубежной научной литературе, к которой мы обращались ранее.

Вместе с тем, согласно приказу № 732, закрепляющему изменения, внесенные во ФГОС СОО, вступившему в силу 12 августа 2022 года, в перечень предметных результатов именно по учебному предмету «Русский язык» (на базовом уровне изучения) включен такой предметный результат, как «совершенствование умений использовать... приемы информационно-смысловой переработки прочитанных и прослушанных текстов, включая гипертекст, графику, инфографику и другое» [Ошибка! Источник ссылки не найден.]. В тот же перечень включен пункт о совершенствовании умений «использовать образовательные информационно-коммуникационные инструменты и ресурсы для решения учебных задач» [Ошибка! Источник ссылки не найден.]. Иными словами, новыми ФГОС СОО именно на курс обучения русскому языку в старших классах возложена задача обучения школьников приемам построения и прочтения разнообразных разновидностей инфографики и гипертекста, для чего курс этого учебного предмета должен быть обеспечен соответствующими дополнениями, методическими и цифровыми.

Методологическая база исследования / Methodological base of the research

В рамках данного исследования мы применяем следующие общенаучные и част-нонаучные методы исследования: анализ научной литературы по теме исследования, дефиниционный анализ, анализ нормативно-правовой документации, а также методический анализ современных учебников, как включенных в действующий федеральный перечень учебников [Ошибка! Источник ссылки не найден.], так и не включенных в него.

Цель исследования состоит в том, чтобы определить возможности цифровой обработки инфографики для дополнения процесса обучения русскому языку в старших классах, предпосылкой чего является, в частности, важность учета современного типа мышления школьников. Такой подход предполагает использование сильных сторон клипового мышления в целях оптимизации обучения и планомерную компенсацию связанных с ним дефицитов восприятия информации в целях повышения эффективности обучения.

Отметим, что само понятие «инфографика» пока не имеет однозначного, всеми принятого определения. Так, С. В. Остриковым инфографика определяется как «способ передачи информации (сообщений, сведений, данных) изобразительными и/ или вербально-графическими средствами» [Ошибка! Источник ссылки не найден.]. М. М. Махрова под инфографикой понимает «системную организацию информации, которая с помощью синтеза вербальных и невербальных средств в доступной форме передается подготовленному и неподготовленному читателю.» [Ошибка! Источник ссылки не найден.]. Н. В. Кудряшова предлагает инфографику трактовать как «один из видов альтернативного изложения определенной информации посредством

создания художественных зарисовок, графиков, диаграмм и прочих графических объектов на бумаге и в электронном варианте» [Ошибка! Источник ссылки не найден.]. По причине того что инфографика интересует нас в первую очередь в преломлении к процессу обучения, для нас наиболее важным становится введенное Н. В. Кудряшовой понятие «дидактическая инфографика по русскому языку», которое трактуется автором как «инфографика, используемая в познавательной деятельности на уроках русского языка в учебных целях» [Ошибка! Источник ссылки не найден.]. В силу особой специфики преподавания русского языка (формирование системного языкового мышления влияет на освоение русского языка не только как предмета изучения, но и как средства овладения другими научными областями знания, становление всей мировоззренческой системы учеников) предлагаем ее называть лингвомето-дической инфографикой.

В статье, посвященной рассмотрению возможностей и проблем преподавания русского языка в условиях развития цифровой среды образования, А. Д. Дейкина выделяет «особые цели и ценности предметного образования, для обеспечения которых требуются установки на: системность - согласованность - сообразность» [Ошибка! Источник ссылки не найден.]. Вследствие этого ученый прежде отмечает необходимость «построить систему информационного (теоретического и практического) обеспечения в русском языке, учитывая три его области: язык - речь - правописание, используя новые технологические возможности...» [Ошибка! Источник ссылки не найден.]. Обеспечение этой необходимости требует длительной проработки и подготовки со стороны как методистов, так и учителей-практиков, тогда как социальный запрос на изучение инфографики уже закреплен в действующих ФГОС [Ошибка! Источник ссылки не найден.], и предполагается, что система обучения будет учитывать необходимость достижения этого предметного результата уже в текущем учебном году. При этом возникает закономерный вопрос: где учитель-словесник может оперативно почерпнуть разнообразную инфографику по различным учебным темам с целью органично вплести ее в канву уроков русского языка в старших классах, чтобы выпускники к моменту окончания школы были знакомы с широким набором инфо-графических средств?

Результаты исследования / Research results

Самый очевидный ответ - это учебник как «ведущее средство обучения» [Ошибка! Источник ссылки не найден.]. В актуальном федеральном перечне учебников (от 21.09.2022) [Ошибка! Источник ссылки не найден.] для обеспечения учебного предмета «Русский язык» в 10-11-х классах до сентября 2025 года утверждены: учебник Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой, А. Г. Нарушевича и др. (для базового уровня обучения) [Ошибка! Источник ссылки не найден.] и два учебника И. В. Гусаровой (для базового и углубленного уровней обучения) [Ошибка! Источник ссылки не найден., Ошибка! Источник ссылки не найден.].

Анализ средств лингвометодической инфографики учебников по русскому языку для 10-11-х классов, рекомендованных для использования актуальным ФПУ [Ошибка! Источник ссылки не найден.], показал, что средства графической наглядности в них применяются достаточно широко, но они не исчерпывают потребности в достижении нового предметного результата, связанного с совершенствованием умения использовать приемы инфографики, по двум основным причинам:

- инфографический ресурс учебников нацелен в первую очередь на презентацию теоретического материала и лишь в редких случаях служит основой практических действий (при том что ФГОС [Ошибка! Источник ссылки не найден.] имплицитно определяет необходимость специальной работы по обучению старшеклассников активной работе со средствами инфографики, а не только их демонстрацию в готовом виде в целях ознакомления);

- диапазон существующих средств лингвометодической инфографики гораздо шире представленного в учебниках, например, согласно классификации видов схем Ю. Д. Соломатовой [Ошибка! Источник ссылки не найден.], наряду со схемами - моделями языковых единиц, схемами-таблицами и таблицами-схемами существуют также схемы-опоры, блок-схемы и различные модели схем-кластеров, которые крайне ограниченно представлены в учебниках.

Эту проблему могли бы решить ресурсы сети Интернет, где существует огромное количество инфографики по всем учебным предметам, в том числе по русскому языку. Однако «неотфильтрованные» материалы из Всемирной паутины часто отличаются неточностью, фрагментарностью, а иногда и вовсе противоречат нормам современного русского языка. При этом богатейший инфографический ресурс классических стабильных учебников по русскому языку, апробированных не одним поколением учителей-словесников, остается на периферии процесса обучения, поскольку часть учебников по тем или иным причинам не вошла в действующий ФПУ.

Так, например, разнообразные средства инфографики, на основе которых разработаны многоплановые поисковые и творческие задания, содержатся в комплекте учебников «Русский язык 10-11 классы» А. Д. Дейкиной, Т. М. Пахновой [Ошибка! Источник ссылки не найден., Ошибка! Источник ссылки не найден.], который не был включен в действующий ФПУ [Ошибка! Источник ссылки не найден.]. Однако этот УМК многие годы успешно применяется учителями-словесниками в процессе обучения старшеклассников и имеет превосходные отзывы как практикующих учителей, так и методистов. Например, М. Р. Львов, автор «Словаря-справочника по методике русского языка» [Ошибка! Источник ссылки не найден.], в статье «В поисках нового типа учебника» очень высоко оценивает комплект учебников А. Д. Дейкиной, Т. М. Пахновой, подчеркивая, что учебник-практикум активизирует «интерес школьников к работе» [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

Вместе с тем к средствам графической наглядности из учебников, включенных в действующий ФПУ [Ошибка! Источник ссылки не найден.], обращаются однократно, на соответствующей ступени обучения, очень редко прибегая к ним повторно в процессе глобального повторения учебного материала в старших классах. Однако существует возможность их продуктивного использования на более старшей ступени изучения, причем не только в качестве средства быстрой актуализации и систематизации знаний, но и в качестве средства контроля и интерактивного средства обучения. Таким образом, получается, что ресурс средств существующей верифицированной и апробированной годами обучения лингвометодической инфографики искусственно ограничивается, что представляется нерациональным в условиях необходимости обучения выпускников использованию различных видов инфографики в рамках учебного предмета «Русский язык».

Выходом из сложившейся ситуации может стать электронный образовательный ресурс, например, под названием «Цифровой банк лингвометодической инфогра-фики», в котором могут быть собраны средства лингвометодической инфографики

по русскому языку из источников, заслуживающих доверия, в первую очередь из учебников, представленных в актуальном ФПУ, а также из других стабильных учебников, проверенных временем, а в дальнейшем и из других компонентов УМК, например из рабочих тетрадей и практикумов. Обязательным условием функционирования ресурса должно стать наличие корректных ссылок на источник лингвомето-дической инфографики, чтобы авторские права на средства графической наглядности, представленные в учебниках и являющиеся интеллектуальной собственностью авторов, не были нарушены. Кроме того, лингвометодическая инфографика должна быть разделена на разделы и темы, изучаемые в курсе русского языка в школе, для удобства поиска учителями и учащимися лингвометодической инфографики по соответствующим темам и разделам учебной программы.

Создание предложенного цифрового образовательного ресурса («Цифровой банк лингвометодической инфографики») может быть реализовано в рамках проекта по формированию пространства знаний и предоставлению доступа к нему, совершенствованию механизмов распространения знаний [Ошибка! Источник ссылки не найден.] в соответствии со стратегическими национальными приоритетами Российской Федерации при развитии информационного общества.

Почти четыре десятилетия назад Л. М. Зельманова, говоря о применении средств наглядности в процессе обучения русскому языку, особо отмечала, что «выявить дополнительные резервы для совершенствования учебно-воспитательного процесса - важнейшая задача, которую предстоит решать в ближайшие годы, с тем чтобы добиться новых результатов в повышении качества обучения и воспитании учащихся» [Ошибка! Источник ссылки не найден.]. В настоящее время современные цифровые инструменты позволяют не только переводить печатные средства наглядности в экранные (согласно классификации средств наглядности Л. М. Зельмановой [Ошибка! Источник ссылки не найден.]) и обратно, но и превращать лингвометодическую инфографику, предлагающую теоретический учебный материал в готовом виде, в вариативные задания, чтобы учащиеся могли активно взаимодействовать с инфографикой. Для определения вариативных заданий мы используем дефиницию Р. Е. Маловой: «задания, предоставляющие ученикам право на выбор уровня и характера заданий, индивидуального способа действия, привлекательной темы, ориентация учеников на поиск возможных вариантов эффективного решения поставленной задачи» [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

С помощью программ Microsoft PowerPoint, «Ножницы» или одной из перечисленных далее программ можно достаточно быстро преобразовывать учебные языковые материалы в таблицы более высокого уровня, что особенно важно на этапе работы по систематизации и обобщению. Так, например, таблицы по узловой теме курса русского языка «Правописание НЕ со словами разных частей речи», представленные в учебнике 11-го класса И. В. Гусаровой [Ошибка! Источник ссылки не найден.], возможно быстро преобразовать в единую сводную таблицу и работать с ней по методике, предложенной Е. Г. Шатовой [Ошибка! Источник ссылки не найден.]. Подобное упорядочивание сходного материала с его графической фиксацией при подготовке к экзаменам не только повышает уровень запоминания материала, но и способствует пониманию школьниками закономерностей языка и развитию их мышления.

Кроме того, учебные таблицы в цифровом формате могут быть достаточно быстро преобразованы в разноплановые задания, если из них исключить часть элементов. Например, из цифровой копии упражнения 209 из учебника Л. М. Рыбченко-вой, в котором представлена полностью заполненная таблица «Разграничение не и

ни» [Ошибка! Источник ссылки не найден.] (рис. 1) и в котором учащимся предлагается рассмотреть таблицу и рассказать о соответствующих правилах, можно быстро сделать различные задания с помощью программы «Ножницы», способ работы с которой будет описан далее.

Пишется не Пишется ни

1. В отрицательных и неопределённых местоимениях под ударением: нёкого, нё с чем. 2. При двойном отрицании: Не могу не заметить. Нельзя не согласиться. 3. В восклицательных и вопросительных предложениях: Куда я только не обращался! 4. В выражениях не один, не раз, которые означают «много», «часто»: Я знаю его не один год. Мы не раз встречались. 5. В оборотах не кто иной, как; не что иное, как: Поручили не кому иному, как Ивану. 1. В отрицательных местоимениях без ударения: никогё, ни с чём. 2. При усилении отрицания: Не знал ни правил, ни формул. В лесу ни звука. 3. В придаточных уступительных: Как ни упрашивали его остаться, он уехал. 4. В выражениях ни один, ни разу, которые означают «никто, ничто», «никогда»: Ни один из них не пришёл. Мы ни разу не встречались. 5. В оборотах никто иной; ничто иное: Никто иной не справился бы.

Рис. 1. «Разграничение не и ни» из учебника Л. М. Рыбченковой

Так, далее (см. рис. 2) изображена созданная для примера основа для выполнения разнообразных заданий с пояснениями о том, какие именно изменения были внесены в первоначальную таблицу из учебника.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В данной модифицированной таблице для экономии места сочетаются три способа исключения элементов:

- пропуск элементов в формулировке правила при наличии примеров (для заполнения таблицы требуется осуществление индуктивных умозаключений);

- пропуск примеров при наличии полной формулировки правила (требуется выполнение дедуктивных умозаключений);

- пропуск элементов в формулировке правила при отсутствии примеров (требуется осуществление дедуктивных и индуктивных умозаключений).

Пропуск элементов в формулировке правила при наличии примеров

Пропуск примеров при наличии полной

формулировки правила

Рис. 2. Основа для выполнения заданий, созданная на базе таблицы «Разграничение не и ни» из учебника Л. М. Рыбченковой

Аналогичным способом из любой схемы-кластера, существующей на страницах учебника и переведенной в электронный формат, можно достаточно легко сделать кластер-тест, если убрать в ней периферийные или узловые элементы или же семантическое ядро (ведущую тему), что определит форму логического рассуждения, не-

Пишется не

1. В местоимениях : нёкого, нё с чем.

2. При : Не могу не заметить. Нельзя не согласиться.

3. В восклицательных и вопросительных предложениях:

4. В выражениях не один, не раз, которые означают «много», «часто»:

5. В оборотах не кто иной, как; не что иное, как:

Пишется ни

1. В местоимениях

2. При отрицания

3. В придаточных

4. В выражениях , которые означают «никто, ничто», «никогда»

5. В оборотах

Пропуск

элементов в

формулировке

правила

при отсутствии

примеров

обходимую для решения кластер-теста. Потребуется выполнить дедуктивное умозаключение, «от общего к частному» (при необходимости заполнить периферийные элементы при наличии семантического ядра или узловых элементов), или индуктивное умозаключение, «от частного к общему» (при необходимости восстановить семантическое ядро или узловые элементы при наличии периферийных элементов).

Лингвометодическая инфографика может быть обработана в программах Paint, AliveColors и множестве других графических редакторов, однако, понимая высокий уровень нагрузки современного учителя, мы ориентируемся в первую очередь на быстроту и простоту реализации. Именно поэтому мы предлагаем использовать для этих целей базовые программы: приложение «Ножницы» и широко известную программу для создания презентаций Microsoft PowerPoint, причем оптимальным представляется их совместное применение. Данные программы входят в стандартный набор приложений Microsoft и не требуют дополнительных загрузок и оплаты.

Оперативно вносить базовые преобразования в лингвометодическую инфогра-фику удобно в приложении «Ножницы», в котором, задав параметры инструменту «Настраиваемое перо» (выбрав белый цвет, максимальную толщину и тип - плакатное перо, как показано на рис. 3), можно изъять те или иные элементы инфографики, преобразовав ее в вариативное задание. Такое задание можно будет продемонстрировать на интерактивной доске, организовав на его основе мозговой штурм для быстрой актуализации и обобщения знаний, или же возможно будет отправить его по электронной почте или опубликовать в качестве домашнего задания в системе МЭШ, а также распечатать или же использовать в процессе реализации дистанционного формата обучения при необходимости.

В качестве иллюстрации этой возможности мы обработали в программах «Ножницы» и Microsoft PowerPoint схему-кластер из § 24 «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными» из учебника по русскому языку для 9-го класса под редакцией Н. М. Шанского (см. рис. 4) [Ошибка! Источник ссылки не найден.], сделав из нее кластер-тест.

Рис. 3. Необходимые настройки приложения «Ножницы» для цифровой обработки лингвометодической инфографики с целью создания интерактивных заданий

Рис. 4. Схема-кластер из учебника «Русский язык. 9 класс» коллектива авторов: Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина и др. (под ред. Н. М. Шанского)

Для этого в первоначальной схеме мы убрали часть элементов, добавив на их место строки для заполнения, поменяли расположение верхних элементов схемы, расположив их более свободно (так как в учебниках нередко предлагается не самый оптимальный вариант схемы или таблицы из-за требований типографии), а также мы специально увеличили поле для союзов места (см. рис. 5).

Рис. 5. Кластер-тест, сделанный с помощью приложения Microsoft PowerPoint из схемы-кластера из учебника «Русский язык. 9 класс»

Таким образом, схема-кластер за короткое время была преобразована в кластер-тест, который может быть использован для актуализации или проверки знаний учащихся 10-го или 11-го класса по теме «Типы придаточных предложений». Для решения этого кластер-теста нужно совершить ряд мыслительных операций, а также выполнить ряд как индуктивных, так и дедуктивных умозаключений. Если сопоставить индукцию и дедукцию как виды умозаключений с требуемыми для их осуществления операциями мышления, то получится, что индукция - это путь от анализа к синтезу, тогда как дедукция - это путь синтеза к анализу, при этом построение обоих этих умозаключений требует также совершения других мыслительных операций (сравнения, конкретизации, обобщения и др.).

При этом существует возможность создать на основе схемы-кластера ментальную карту, которую можно расширить, добавив в нее дополнительные элементы. В настоящее время существует большое количество цифровых инструментов для создания ментальных карт, среди них - Venngage, Diagrams, Xmind, Mindmeister, Mindomo, Simple Mind, которые можно использовать как индивидуально, так и совместно, с проекцией процесса мозгового штурма на электронную доску. Так, дополнить ментальную карту, созданную на основе выбранной нами схемы-кластера [Ошибка! Источник ссылки не найден.], могут, в частности, примеры сложных предложений с соответствующими подчинительными союзами.

Подчеркнем, что самым методически важным фактором такого рода цифровой обработки лингвометодической инфографики является возможность создавать вариативные задания на основе таблиц, ментальных карт и схем-кластеров необходимого уровня сложности в зависимости от уровня подготовки учеников или даже конкретного ученика, в случае составления индивидуального задания.

Предложенная в статье возможность создания цифрового образовательного ресурса «Цифровой банк лингвометодической инфографики» может стать подспорьем в достижении предметного результата по учебному предмету «Русский язык»: «совершенствование умений применения информационно-смысловой переработки... текстов, включая... инфографику» [Ошибка! Источник ссылки не найден.], а также в достижении ряда метапредметных результатов в виде овладения набором универсальных познавательных учебных действий в первую очередь в области работы с информацией, которая прописана в действующих ФГОС отдельным пунктом [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

Заключение / Conclusion

В заключение отметим, что применение средств лингвометодической инфогра-фики на уроках русского языка в старших классах позволит развивать преимущества клипового мышления учащихся (например, способность к быстрой обработке визуальной информации) и бороться с его недостатками (в первую очередь с нехваткой понимания системных связей между элементами теоретического материала), что особенно важно в условиях высокой когнитивной нагрузки выпускников.

При этом предложенный нами образовательный ресурс, содержащий лингвоме-тодическую инфографику по учебному предмету «Русский язык», будет полезен:

- учащимся школы, которые смогут создавать собственные средства инфогра-фики, в том числе в цифровой форме, организуя собственное информационное пространство, ориентируясь на достоверные образцы, что будет также способствовать большей осознанности предметного учебного материала, развитию креативного и логического мышления. При этом о необходимости расширения палитры средств цифровой лингвометодической поддержки процесса обучения русскому языку в старших классах свидетельствует Федеральный перечень электронных образовательных ресурсов [Ошибка! Источник ссылки не найден.], в котором в целях содействия обучению русскому языку в 10-11-х классах предложен только один ресурс: «Я сдам единый государственный экзамен. Русский язык» от АО «Просвещение» [Ошибка! Источник ссылки не найден.];

- учителям-практикам, которые смогут применить инфографический фонд данного ресурса, например, для создания вариативных заданий по русскому языку, знакомя учащихся с широкой палитрой средств инфографики;

- будущим учителям - студентам педагогических вузов, которые смогут вдохновляться эталонами лингвометодической инфографики, разрабатывая на их основе разноуровневые задания и создавая собственные средства лингвометодической ин-фографики. Указанная работа будет способствовать включению будущих учителей в процесс «лингвометодического творчества», который О. В. Гордиенко определяет как процесс «по созданию нового лингвометодически законченного продукта» [Ошибка! Источник ссылки не найден.].

В заключение отметим, что также существует возможность в дальнейшем дополнить предложенный образовательный ресурс оцифрованными средствами графической наглядности по другим учебным предметам.

Ссылки на источники / References

1. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Т. А. Строкова и др.; под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - С. 169.

2. Азаренок Н. В. Клиповое сознание и его влияние на психологию человека в современном мире. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. - С. 110-112.

3. Докука С. В. Клиповое мышление как феномен информационного общества // Общественные науки и современность. - 2013. - № 2. - С. 169-176.

4. Семеновских Т. В. Феномен «Клипового мышления» в образовательной вузовской среде // Вестник евразийской науки. - 2014. - № 5 (24). - С. 5. - URL: http://naukovedenie.ru/PDF/105PVN514.pdf

5. Симакова С. И. Клиповизация мышления у молодежи как следствие развития визуальных коммуникаций в СМИ // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2017. - № 2 (24). - С. 114.

6. Старицына О. А. Клиповое мышление vs образование. Кто виноват и что делать? // АНИ: педагогика и психология. - 2018. - № 2 (23). - С. 273.

7. Поляков С. Д., Белозерова Л. А., Вершинина В. В. и др. «Клиповое мышление» у старшеклассников и студентов: опыт исследования // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2019. - № 4. - С. 130.

- URL: https://msupsyj.ru/pdf/vestnik_2019_4/vestnik_2019-4_126-143.pdf

8. Bilotserkovets M., Fomenko T., Kobzhev A. et al. Dual Nature of Students' Knowledge Formation in the Pandemic Period: Pedagogical and Psychological Aspects // Revista Romaneasca Pentru Educate Multidimensional. - 2021.

- № 13(3). - Р. 246-261. - URL: https://lumenpublishing.com/journals/index.php/rrem/article/view/3572/3122

9. Makarowska О. Clip thinking and intercultural competence formation // Studia Rossica Posnaniensia. - 2010. -№ 35. - Р. 133-143. - URL: https://pressto.amu.edu.pl/index.php/strp/article/view/13486/13186

10. Sagynalieva G. Clip reading: a new reality in education // The Herald of KSUCTA. - 2021. - № 4. - Р. 581-587. -URL: https://doi.org/10.35803/1694-5298.202L4.581-587

11. Koziet J. The specificity of teaching foreign language vocabulary in the case of students with 'clip thinking' // Rocz-niki Humanistyczne. - 2021. - № 10. - Р. 109-120. - URL: https://doi.org/10.18290/rh216910-7

12. Dautov D., Korochentseva A., Hussini M. Features of clip thinking and attention among representatives of generations X and generations Z // Web of Conferences. - 2019. - № 70. - Р. 1-5. - URL: https://doi.org/10.1051/shsconf/20197006001

13. Karabulatova I. S., Aipova A. K., Butt S. M., Amiridou S. Linguocognitive Conflict of Digital and Pre-Digital Thinking in Online Educational Discourse During the Pandemic: Social Danger or a New Challenge? // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. - 2021. - № 10. - Р. 1517-1537. - URL: http://dx.doi.org/10.17516/1997-1370-0836

14. Симакова С. И. Клиповизация мышления у молодежи как следствие развития визуальных коммуникаций в СМИ.

15. Старицына О. А. Клиповое мышление vs образование. Кто виноват и что делать?

16. Старицына О. А. Клиповое мышление vs образование. Кто виноват и что делать?

17. Sagynalieva G. Clip reading: a new reality in education.

18. Koziet J. The specificity of teaching foreign language vocabulary in the case of students with 'clip thinking'.

19. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. - М.: Педагогика, 1983. - Т. 1. - С. 357.

20. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». - С. 7. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201705100002?ysclid=ldq2v2arg9712173836

21. Гордиенко О. В., Соколова А. А., Симонова А. А. Аксиологические характеристики цифровой трансформации образования // Педагогика и психология образования. - 2019. - № 3. - С. 16.

22. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413». - С. 12. -URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202209120008 ?ysclid=ldhhyo4xcs103771061

23. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732. - С. 11.

24. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников». - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211010045?ysclid=ldomc2qufq935407318

25. Остриков С. В. Теоретические основы и принципы инфографического дизайна. - М.: Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова, 2014. - С. 17.

26. Махрова М. М. Современная русскоязычная инфографика: лингвистический аспект: дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / [Место защиты: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого]. -Владимир, 2019. - С. 19.

27. Кудряшова Н. В. Дидактическая инфографика как средство диалога учителя с учеником // Вестник ХГУ им. Н. Ф. Катанова. - 2017. - № 21. - С. 134.

28. Кудряшова Н. В. Дидактическая инфографика как средство диалога учителя с учеником.

29. Дейкина А. Д. Возможности и проблемы преподавания русского языка в условиях развития цифровой среды образования // Начальное филологическое образование и подготовка учителя в условиях цифровизации: материалы Междунар. науч.-практ. конф. преподавателей, аспирантов, студентов (4 марта 2021 года) / сост. и отв. ред. Т. И. Зиновьева. - М.: Известия ИППО, 2021. - С. 11.

30. Дейкина А. Д. Возможности и проблемы преподавания русского языка в условиях развития цифровой среды ...

31. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732.

32. Методика преподавания русского языка в школе: учеб. для студ. высш. пед. учеб. завед. / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; под ред. М. Т. Баранова. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - С. 61.

33. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858.

34. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Л. М. Рыбченкова и др. 4-е изд., стер. - М.: Просвещение, 2022. - 272 с.

35. Русский язык. 10 класс: учеб.: базовый и углубленный уровни / И. В. Гусарова. - 8-е изд., стер. - М.: Просвещение, 2022. - 480 с.

36. Русский язык. 11 класс: учеб.: базовый и углубленный уровни / И. В. Гусарова. - 8-е изд., стер. - М.: Просвещение, 2022. - 448 с.

37. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858.

38. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732.

39. Соломатова Ю. Д. Возможности использования дидактической информационной графики в обучении русскому языку (на примере разных видов схем) // Вестник ХГУ им. Н. Ф. Катанова. - 2018. - № 26. - С. 137-142.

40. Русский язык. 10-11-й классы: учеб. для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни: в 2 ч. Ч. 1 / А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. - М.: АСТ: Астрель, 2013. - 255 с.

41. Русский язык. 10-11-й классы: учеб. для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни: в 2 ч. Ч. 2 / А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. - М.: АСТ: Астрель, 2013. - 189 с.

42. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858.

43. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка: пособие для учителей, студентов педвузов и колледжей. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: РОСТ: Фирма «СКРИН», 1997. - 253 с.

44. Львов М. Р. В поисках нового типа учебника // Русский язык в школе. - 2002. - № 3. - С. 97.

45. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858.

46. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203. - С. 8.

47. Зельманова Л. М. Наглядность в преподавании русского языка: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - С. 153.

48. Зельманова Л. М. Наглядность в преподавании русского языка: пособие для учителя.

49. Малова Р. Е., Хрусталев А. А. Применение вариативных заданий в общеобразовательной школе на основе цифровых ресурсов // Школьная педагогика. - 2023. - № 1 (27). - С. 1-2. - URL: https://moluch.ru/th/2/archive/239/7887

50. Русский язык. 11 класс: учеб.: базовый и углубленный уровни / И. В. Гусарова. - С. 14-27.

51. Шатова Е. Г. Урок русского языка в современной школе: типы, структура, методика: учеб. пособие для студ. пед. вузов. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008. - С. 112-123.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

52. Русский язык. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Л. М. Рыбченкова и др. - С. 99.

53. Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова; науч. ред. Н. М. Шанский. - М.: Просвещение, 2014. - С. 82.

54. Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова. - С. 82.

55. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732. - С. 12.

56. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732. - С. 7.

57. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.08.2022 № 653 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202208290012?ysclid=lcvv41vahn956098080

58. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.08.2022 № 653. - С. 25.

59. Гордиенко О. В. Креативно ориентированная методика как фактор развития профессионального мышления будущего учителя русского языка / под ред. А. Д. Дейкиной. - М.: МПГУ, 2017. - С. 92.

1. Zagvyazinskij, V. I. (ed.) (2008). Pedagogicheskij slovar' [Pedagogical Dictionary]: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zaved., Izdatel'skij centr "Akademiya", Moscow, p. 169 (in Russian).

2. Azarenok, N. V. (2009). Klipovoe soznanie i ego vliyanie na psihologiyu cheloveka vsovremennom mire [Clip thinking and its influence on human psychology in the modern world], Izd-vo "Institut psihologii RAN", Moscow, pp. 110-112 (in Russian).

3. Dokuka, S. V. (2013). "Klipovoe myshlenie kak fenomen informacionnogo obshchestva" [Clip thinking as a phenomenon of the information society], Obshchestvennye nauki i sovremennost', № 2, pp. 169-176 (in Russian).

4. Semenovskih, T. V. (2014). "Fenomen "Klipovogo myshleniya" v obrazovatel'noj vuzovskoj srede" [The Phenomenon of "Clip Thinking" in the Educational University Environment], Vestnik evrazijskoj nauki, № 5 (24), p. 5. Available at: http://naukovedenie.ru/PDF/105PVN514.pdf (in Russian).

5. Simakova, S. I. (2017). "Klipovizaciya myshleniya u molodezhi kak sledstvie razvitiya vizual'nyh kommunikacij v SMI" [Clipization of thinking among young people as a consequence of the development of visual communications in the media], Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniya, № 2 (24), p. 114 (in Russian).

6. Staricyna, O. A. (2018). "Klipovoe myshlenie vs obrazovanie. Kto vinovat i chto delat'?" [Clip thinking vs education. Who is to blame and what to do?], ANI: pedagogika i psi-hologiya, № 2 (23), p. 273 (in Russian).

7. Polyakov, S. D., Belozerova, L. A., & Vershinina, V. V. et al. (2019). "Klipovoe myshlenie" u starsheklassnikov i stu-dentov: opyt issledovaniya" "Clip thinking" among high school and university students: research experience], Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psihologiya, № 4, p. 130. Available at: https://msupsyj.ru/pdf/vest-nik_2019_4/vestnik_2019-4_126-143.pdf (in Russian).

8. Bilotserkovets, M., Fomenko, T., Kobzhev, A. et al. (2021). "Dual Nature of Students' Knowledge Formation in the Pandemic Period: Pedagogical and Psychological Aspects", Revista Romaneasca Pentru Educatie Multidimensional, № 13(3), pp. 246-261. Available at: https://lumenpublishing.com/journals/index.php/rrem/arti-cle/view/3572/3122 (in English).

9. Makarowska, O. (2010). "Clip thinking and intercultural competence formation", Studia Rossica Posnaniensia, № 35, pp. 133-143. Available at: https://pressto.amu.edu.pl/index.php/strp/article/view/13486/13186 (in English).

10. Sagynalieva, G. (2021). "Clip reading: a new reality in education", The Herald of KSUCTA, № 4, pp. 581-587. Available at: https://doi.org/10.35803/1694-5298.202L4.581-587 (in English).

11. Koziet, J. (2021). "The specificity of teaching foreign language vocabulary in the case of students with 'clip thinking'", Roczniki Humanistyczne, № 10, pp. 109-120. Available at: https://doi.org/10.18290/rh216910-7 (in English).

12. Dautov, D., Korochentseva, A., & Hussini, M. (2019). "Features of clip thinking and attention among representatives of generations X and generations Z", Web of Conferences, № 70, pp. 1-5. Available at: https://doi.org/10.1051/shsconf/20197006001 (in English).

13. Karabulatova, I. S., Aipova, A. K., Butt, S. M., & Amiridou, S. (2021). "Linguocognitive Conflict of Digital and Pre-Digital Thinking in Online Educational Discourse During the Pandemic: Social Danger or a New Challenge?", Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, № 10, pp. 1517-1537. Available at: http://dx.doi.org/10.17516/1997-1370-0836 (in English).

14. Simakova, S. I. (2017). Op. cit.

15. Staricyna, O. A. (2018). Op. cit.

16. Ibid.

17. Sagynalieva, G. (2021). Op. cit.

18. Koziet, J. (2021). Op. cit.

19. Leont'ev, A. N. (1983). Izbrannye psihologicheskie proizvedeniya [Selectedpsychological works]: v 21, Pedagogika, Moscow, t. 1, p. 357 (in Russian).

20. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 09.05.2017 № 203 "O Strategii razvitiya informacionnogo obshchestva v Rossijskoj Federacii na 2017-2030 gody" [Decree of the President of the Russian Federation dated 09.05.2017No. 203 "On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030"], p. 7. Available at: http://publica-tion.pravo.gov.ru/Document/View/0001201705100002?ysclid=ldq2v2arg9712173836 (in Russian).

21. Gordienko, O. V., Sokolova, A. A., & Simonova, A. A. (2019). "Aksiologicheskie harakteristiki cifrovoj transformacii obrazovaniya" [Axiological characteristics of education digital transformation], Pedagogika i psihologiya obra-zovaniya, № 3, p. 16 (in Russian).

22. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya Rossijskoj Federacii ot 12.08.2022 № 732 "O vnesenii izmenenij v federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyjstandartsrednego obshchego obrazovaniya, utverzhdennyjprikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 17 maya 2012 g. № 413" [Order of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 732 dated 12.08.2022 "On Amendments to the Federal State Educational Standard of Secondary General Education Approved by Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation

No. 413 dated May 17, 2012"], p. 12. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Docu-ment/View/0001202209120008 ?ysclid=ldhhyo4xcs103771061 (in Russian).

23. Ibid., p. 11.

24. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya Rossijskoj Federacii ot 21.09.2022 № 858 "Ob utverzhdenii federal'nogo perechnya uchebnikov, dopushchennyh k ispol'zovaniyu pri realizacii imeyushchih gosudarstvennuyu akkreditaciyu obrazovatel'nyh programm nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya organizaciyami, osushchestvlyayushchimi obrazovatel'nuyu deyatel'nost' i ustanovleniya pre-del'nogo sroka ispol'zovaniya isklyuchennyh uchebnikov" [Order of the Ministry of Education of the Russian Federation dated September 21, 2022 No. 858 "On approval of the federal list of textbooks approved for use in the implementation of state-accredited educational programs of primary general, basic general, secondary general education by organizations engaged in educational activities and setting a deadline use of excluded textbooks"]. Available at: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211010045?ysclid=ldomc2qufq935407318 (in Russian).

25. Ostrikov, S. V. (2014). Teoreticheskie osnovy i principy infograficheskogo dizajna [Theoretical foundations and principles of infographic design], Moskovskaya gosudarstvennaya hudozhestvenno-promyshlennaya akademiya im. S. G. Stroganova, Moscow, p. 17 (in Russian).

26. Mahrova, M. M. (2019). Sovremennaya russkoyazychnaya infografika: lingvisticheskij aspekt [Modern Russian-language infographics: linguistic aspect]: dis.... kand. filol. nauk: 10.02.01, Vladimir, p. 19 (in Russian).

27. Kudryashova, N. V. (2017). "Didakticheskaya infografika kak sredstvo dialoga uchitelya s uchenikom" [Didactic infographics as a means of teacher-student dialogue], Vestnik HGU im. N. F. Katanova, № 21, p. 134 (in Russian).

28. Ibid.

29. Dejkina, A. D. (2021). "Vozmozhnosti i problemy prepodavaniya russkogo yazyka v usloviyah razvitiya cifrovoj sredy obrazovaniya" [Opportunities and problems of teaching the Russian language in the context of the education digital environment development], Nachal'noe filologicheskoe obrazovanie i podgotovka uchitelya v usloviyah cifrovizacii: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. prepodavatelej, aspirantov, studentov (4 marta 2021 goda), Izvestiya IPPO, Moscow, p. 11 (in Russian).

30. Ibid.

31. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya Rossijskoj Federacii ot 12.08.2022 № 732 [Order of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 732 dated 12.08.2022].

32. Baranov, M. T. (ed.) (2000). Metodika prepodavaniya russkogo yazyka v shkole [Methods of teaching Russian at school]: ucheb. dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zaved., Izdatel'skij centr "Akademiya", Moscow, p. 61 (in Russian).

33. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya Rossijskoj Federacii ot 21.09.2022 № 858 [Order of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 858 dated 21.09.2022].

34. Rybchenkova, L. M. et al. (2022). Russkij yazyk. 10-11 klassy: ucheb. dlya obshcheobrazovat. organizacij: bazovyj uroven' Russian language. Grades 10-11: textbook for general educational organizations: basic level], 4-e izd., ster, Prosveshchenie, Moscow, 272 p. (in Russian).

35. Gusarova, I. V. (2022). Russkij yazyk. 10 klass: ucheb.: bazovyj i uglublennyj urovni [Russian language. Grade 10: textbook: basic and advanced levels], 8-e izd., ster, Prosveshchenie, Moscow, 480 p. (in Russian).

36. Gusarova, I. V. (2022). Russkij yazyk. 11 klass: ucheb.: bazovyj i uglublennyj urovni [Russian language. Grade 11: textbook: basic and advanced levels], 8-e izd., ster, Prosveshchenie, Moscow, 448 p. (in Russian).

37. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya Rossijskoj Federacii ot 21.09.2022 № 858[Order of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 858 dated 21.09.2022].

38. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya Rossijskoj Federacii ot 12.08.2022 № 732[Order of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 732 dated 12.08.2022].

39. Solomatova, Yu. D. (2018). "Vozmozhnosti ispol'zovaniya didakticheskoj informacionnoj grafiki v obuchenii russ-komu yazyku (na primere raznyh vidov skhem)" [Potentials of using didactic information graphics in teaching the Russian language (using the example of different types of schemes)], Vestnik HGU im. N. F. Katanova, № 26, pp. 137-142 (in Russian).

40. Dejkina, A. D., & Pahnova, T. M. (2013). Russkij yazyk. 10-11-j klassy: ucheb. dlya obshcheobrazovatel'nyh uchrezhdenij: bazovyj i profil'nyj urovni [Russian language. Grades 10-11: textbook for general educational institutions: basic and advanced level]: v 2 ch. Ch. 1, AST: Astrel', Moscow, 255 p. (in Russian).

41. Dejkina, A. D., & Pahnova, T. M. (2013). Russkij yazyk. 10-11-j klassy: ucheb. dlya obshcheobrazovatel'nyh uchrezhdenij: bazovyj i profil'nyj urovni[Russian language. Grades 10-11: textbook for general educational institutions: basic and advanced level]: v 2 ch. Ch. 2, AST: Astrel', Moscow, 189 p. (in Russian).

42. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya Rossijskoj Federacii ot 21.09.2022 № 858[Order of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 858 dated 21.09.2022].

43. L'vov, M. R. (1997). Slovar'-spravochnik po metodike russkogo yazyka: posobie dlya uchitelej, studentov pedvuzov i kolledzhej, [Dictionary-Reference book on the methodology of the Russian language: a manual for teachers, students of pedagogical universities and colleges] 2-e izd., ispr. i dop., ROST: Firma "SKRIN", Moscow, 253 p. (in Russian).

44. L'vov, M. R. (2002). "V poiskah novogo tipa uchebnika" [In search of a new type of textbook], Russkij yazyk vshkole, № 3, p. 97 (in Russian).

45. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya Rossijskoj Federacii ot 21.09.2022 № 858[Order of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 858 dated 21.09.2022].

46. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 09.05.2017 № 203 [Decree of the President of the Russian Federation No. 203 dated 09.05.2017], p. 8.

47. Zel'manova, L. M. (1984). Naglyadnost' v prepodavanii russkogo yazyka: posobie dlya uchitelya [Visual aids in teaching Russian: a teacher's manual], Prosveshchenie, Moscow, p. 153 (in Russian).

48. Ibid.

49. Malova, R. E., & Hrustalev, A. A. (2023). "Primenenie variativnyh zadanij v obshcheobrazovatel'noj shkole na os-nove cifrovyh resursov" [Application of variable assignments in a comprehensive school based on digital resources], Shkol'naya pedagogika, № 1 (27), pp. 1-2. Available at: https://moluch.ru/th/2/archive/239/7887 (in Russian).

50. Gusarova, I. V. (2022). Russkij yazyk. 11 klass: ucheb.: bazovyj i uglublennyj urovni [Russian language. Grade 11 textbook: basic and advanced levels], pp. 14-27.

51. Shatova, E. G. (2008). Urok russkogo yazyka v sovremennoj shkole: tipy, struktura, metodika: ucheb. posobie dlya stud. ped. vuzov [Russian language lesson in a modern school: types, structure, methodology: manual for students of pedagogical universities], 2-e izd., stereotip., Drofa, Moscow, pp. 112-123 (in Russian).

52. Rybchenkova, L. M. et al. (2022). Op. cit., p. 99.

53. Shanskij, N. M. (ed.) (2014). Russkij yazyk. 9 klass: ucheb. dlya obshcheobrazovat. organizacij Russian language. Grade 9: textbook for general educational organizations], Prosveshchenie, Moscow, p. 82 (in Russian).

54. Ibid., p. 82.

55. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya Rossijskoj Federacii ot 12.08.2022 № 732[Order of the Ministry of Education of the Russian Federation No. 732 dated 12.08.2022], p. 12.

56. Ibid., p. 7.

57. Prikaz Ministerstva prosveshcheniya Rossijskoj Federacii ot 02.08.2022 № 653 "Ob utverzhdenii federal'nogo perechnya elektronnyh obrazovatel'nyh resursov, dopushchennyh k ispol'zovaniyu pri realizacii imeyushchih gosudarstvennuyu akkreditaciyu obrazovatel'nyh programm nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya" [Order of the Ministry of Education of the Russian Federation dated August 2, 2022 No. 653 "On approval of the federal list of electronic educational resources approved for use in the implementation of state-accredited educational programs of primary general, basic general, secondary general education"]. Available at: http://publica-tion.pravo.gov.ru/Document/View/0001202208290012?ysclid=lcvv41vahn956098080 (in Russian).

58. Ibid., p. 25.

59. Gordienko, O. V. (2017). Kreativno orientirovannaya metodika kak faktor razvitiya professional'nogo myshleniya budushchego uchitelya russkogo yazyka [Creatively oriented methodology as a factor in the development of professional thinking among future teachers of the Russian language], MPGU, Moscow, p. 92 (in Russian).

Вклад авторов

Д. Д. Директорова - концептуальный замысел публикации; изучение теоретической базы исследования (анализ научной литературы по теме исследования, анализ нормативной документации, анализ учебной литературы); идея по созданию образовательного ресурса «Цифровой банк лингвометодической инфографики»; написание лингвометодической части статьи.

В. Д. Директоров - анализ возможностей применения цифровых инструментов; проведение цифровой обработки лингвометодической инфографики, представленной в статье в качестве примера; написание элементов статьи, связанных с цифровыми инструментами.

Contribution of the authors

D. D. Direktorova - the conceptual design of the publication; examination of the theoretical base of the study (analysis of scientific literature on the topic of study, analysis of regulatory documentation, analysis of educational literature); the idea to create an educational resource "Digital Bank of Linguistic Methodological In-fographics"; writing the linguo-methodological part of the article.

V. D. Direktorov - analysis of the potential for using digital tools; digital processing of linguo-methodological in-fographics presented in the article as examples; writing article parts related to digital instruments.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.