Научная статья на тему 'Об обучающих эффектах инфографики в преподавании русского языка как неродного'

Об обучающих эффектах инфографики в преподавании русского языка как неродного Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИСЬМЕННАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ИНФОГРАФИКА / ВИДЫ ИНФОГРАФИКИ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / ТЕКСТ / WRITING COMPETENCE / INFOGRAPHICS / VISUALIZATION / LANGUAGE COMPETENCE / TEXT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исенова Ф.К.

Статья посвящена рассмотрению особенностей работы с инфографикой в обучении русскому языку как неродному, как одному из эффективных способов формировании письменной компетенции билингвальной языковой личности студента. В ней рассматриваются основные этапы работы с инфографикой: переход от когнитивного механизма визуализации к созданию текста. Автор указывает на необходимость учета в обучении русскому как неродному когнитивного аспекта (визуализация/девизуализация, «клиповое мышление»), с одной стороны, а также такие свойства инфографики, как трансформационность (установку на создание текста), установку на рефлексию и критическое мышление, развитие аналитических навыков - с другой. Показана взаимосвязь такого подхода с основными тенденциями в преподавании русского языка как неродного с точки зрения уровневого и компетентностного подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исенова Ф.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEARNING EFFECTS OF INFOGRAPHICS IN TEACHING RUSSIAN AS A NON-NATIVE LANGUAGE

The article is devoted to the consideration of the usage infographics in the teaching of Russian as a non-native language, as a way of formation of writing competence of the bilingual personality of a student as well. It examines the features of the transition from cognitive mechanisms of imaging to the text creation. The author points out the necessity to take cognitive aspect in teaching Russian as a non-native language (visualization/devisualization, "clip thinking"). There are analyzed the peculiarities of infographics such as an ability to transformation (i.e. setting on text creation), setting on refl exion and critical thinking, and development of analytical skills. In conclusion, the author shows the relationship of this approach with the main trends in the teaching of Russian as a non-native language, in particular in terms of level and competence approaches.

Текст научной работы на тему «Об обучающих эффектах инфографики в преподавании русского языка как неродного»

DOI 10.26105/SSPU.2020.64.1.013 YAK 378:811.161.1 ББК 81.411.2-99

Ф.К. ИСЕНОВА

F.K. ISENOVA

ОБ ОБУЧАЮЩИХ ЭФФЕКТАХ ИНФОГРАФИКИ В ПРЕПОДАВАНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НЕРОДНОГО

LEARNING EFFECTS OF INFOGRAPHICS IN TEACHING RUSSIAN AS A NON-NATIVE LANGUAGE

Статья посвящена рассмотрению особенностей работы с инфографикой в обучении русскому языку как неродному, как одному из эффективных способов формировании письменной компетенции билингвальной языковой личности студента. В ней рассматриваются основные этапы работы с инфографикой: переход от когнитивного механизма визуализации к созданию текста. Автор указывает на необходимость учета в обучении русскому как неродному когнитивного аспекта (визуализация/девизуализация, «клиповое мышление»), с одной стороны, а также такие свойства инфографики, как трансформационность (установку на создание текста), установку на рефлексию и критическое мышление, развитие аналитических навыков - с другой. Показана взаимосвязь такого подхода с основными тенденциями в преподавании русского языка как неродного с точки зрения уровневого и компетентностного подходов.

The article is devoted to the consideration of the usage infographics in the teaching of Russian as a non-native language, as a way of formation of writing competence of the bilingual personality of a student as well. It examines the features of the transition from cognitive mechanisms of imaging to the text creation. The author points out the necessity to take cognitive aspect in teaching Russian as a non-native language (visualization/devisualization, "clip thinking"). There are analyzed the peculiarities of infographics such as an ability to transformation (i.e. setting on text creation), setting on reflexion and critical thinking, and development of analytical skills. In conclusion, the author shows the relationship of this approach with the main trends in the teaching of Russian as a non-native language, in particular in terms of level and competence approaches.

Ключевые слова: письменная компетенция, инфографика, виды инфографики, визуализация, текст.

Key words: writing competence, infographics, visualization, language competence, text.

Введение. Обучение русскому языку ориентировано на формирование языковой личности студента, поэтому оно не может рассматриваться как трансляция знаний об устройстве языковых единиц того или иного языка или основных правил построения высказываний на данном языке. Для Казахстана изучение в высших учебных заведениях русского языка имеет исторически глубокие корни. В последние годы казахстанские студенты проявляют активность в изучении иностранных языков, участвуют в программах академической мобильности. Степень их «продвижения» от уровня Beginner (начинающий) к уровню Advanced (академический) выявляется результатами экзаменов типа IELTS или TOEFL, в основе которых определение степени (низкой/ средней/ высокой) и скорости работы с текстами (шире - информацией).

В настоящее время в связи с введением новой Типовой программы на ступени бакалавриата предусматривается уровневое обучение русскому как неродному [6]. Результатом обучения должно стать формирование билинг-вальной языковой личности, способной использовать собственные языковые и речевые компетенции, чтобы быть конкурентоспособным на рынке труда.

Но при этом преподаватели русского языка уже давно бьют тревогу относительно уровня грамотности обучающихся студентов, и проблема эта не носит исключительно «казахстанский» характер: навыки чтения, публичного выступления и, наконец, письма не являются «сильными» сторонами современного студента. Не вдаваясь в глубокий анализ причин этого явления, отметим лишь,

что результаты исследования PISA 15-ти летних казахстанских школьников (69 место) продемонстрировали неумение работать с текстовой информацией, слабое понимание прочитанного, отсутствие навыков выделения главного в информации, неумение дифференцировать ключевую информацию [1].

Цель. Мы рассмотрим возможности использования инфографики как одного из способов формирования письменной компетенции студента. Наряду с другими видами речевой деятельности - говорением, аудированием, чтением - письмо является важнейшей компетенцией, в более широком смысле это навык создания (написания) текстов различных жанров в условиях личной, учебной, с одной стороны, и научной (академической) и деловой (профессиональной) сферы - с другой.

Материалы и методы. Методологической базой при написании статьи послужили теоретические концепции российских и зарубежных ученых лингвистов, педагогов по актуальным вопросам преподавания русского языка как неродного, описанию компетентностного подхода в обучении языкам. Основным методом исследования выступает теоретический анализ, включающий индуктивный и дедуктивный методы для обработки теоретических данных. Анализ, синтез, «живое» наблюдение, метод «анализа ошибок» корпуса письменных работ студентов 1-го курса Университета КАЗГЮУ.

Результаты и обсуждение результатов. Инфографика представляет собой форму «графического и коммуникационного дизайна», способную «представить объемный пласт информации в наглядном виде, а заодно - отобразить тенденцию изменения статистических показателей или фактов во времени и пространстве» представляет собой [4]. В графиках, диаграммах, схемах, инструкциях отражается наглядно динамика изменений, «провоцирующая» студента на создание письменного высказывания или обсуждения (дискуссии) в группе.

На наш взгляд, активное включение в учебные программы работы с различными видами инфографики сделает освоение коммуникативных норм русского литературного языка более эффективным. Мы остановимся на отдельных эффектах такой работы в студенческой аудитории. Каковы основные преимущества работы с инфографикой?

Во-первых, наглядность. Информация представлена визуально, цвет и форма воздействуют на когнитивное восприятие. В основе когнитивного восприятия лежит выделение главного и значимого: универсальные символы (например, цвет или форма) позволяют воспринимать информацию. Многие исследователи подчеркивают особенности мышления современного студента: доминирующим оказывается так называемое «клиповое мышление», в силу которого происходит фрагментация, раздробленность сознания, неумение создавать связные тексты [8].

ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ ЧИСЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ И НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ВУЗАХ (тыс. человек)

■ Численность студентов, обучающихся в негосударственных вузах Численность студентов, обучающихся на платной

1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 ¿004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Рис. 1 Пример инфографики (тема: численность вузов в РК с 1995 по 2011 годы)

В обучении русскому языку мы не можем не учитывать этот факт: студент воспринимает информацию визуально, ему трудно уловить причинно-следственные связи и отношения между явлениями и событиями, поэтому очень важно задействовать приёмы сравнения, обобщения, классификации. Наряду с развитием когнитивной составляющей в фокусе внимания оказывается и развитие навыков говорения, логичного с точки зрения информации и «чистого» с точки зрения нормативности литературного языка. Так, в ходе работы над диаграммой о численности вузов в Казахстане с 1995 по 2011 годы студенты более детально знакомятся с особенностями склонения числительных. И такая работа позволяет работать над нормативным аспектом преподавания русского как неродного. Различные виды инфографики почти всегда содержат цифровые данные, поэтому она постоянно активизирует внимание студента на корректном использовании окончаний в различных грамматических формах.

Во-вторых, визуализация. С когнитивной точки зрения в основе работы с/над инфографикой задействованными оказываются когнитивные механизмы восприятия и обработки информации, активизации ассоциативных (предметно-логических) связей, возникающих в процессе работы образов, требующих вербализации.

Кроме того, «на уровне вербально-логического отражения-отображения информации (письменная речь) зрительный ряд также играет важную роль в развитии и поддержке речевых и мыслительных способностей человека. В культуре разных народов мира веками осуществлялся переход от ассоциативного отражения индивидуального опыта к обобщенной форме выражения и передачи информации, что нашло отражение в изображении языка алфавитов. Но вербальный способ и форма, предполагающие оперирование знаковыми слепками, не имеют целью когнитивную визуализацию» [5].

В таком случае работу с инфографикой следует рассматривать как процесс когнитивной девизуализации - процесс, обратный визуализации: если в процессе когнитивной визуализации знание сжимается в определенные схемы и модели, то девизуализация активизирует противоположный процесс -«развёртывание» кода в связанный, наполненный типичными текстовыми категориями (связность, логичность, объём).

В-третьих, информативность. Содержание инфографики относится к различным предметным областям человеческого знания (науки), культуре, быту, спорту, образованию: в инфографике представлены цифровые данные, определенные показатели. Материалом для работы в аудитории становятся актуальные темы внутренней и внешней политики, экономики, экологии, что, очевидно, способствует расширению кругозора студента, многократному увеличению радиуса интересов, формированию его активной гражданской позиции.

В-четвертых, трансформационность (установка на создание текста). Инфографика представляет собой как бы «свернутый» текст, и задачей обучающегося становится возможность восстановить эту информацию, но только уже не в сжатом виде, а в виде развернутого письменного высказывания.

Содержанием текста направлено на отражение тех качественных и количественных данных, описание связей и зависимостей, которые наглядно продемонстрированы и должны быть описаны в тексте. На наш взгляд, работа с различными видами инфографики - графиками, схемами, таблицами становится одним из самых эффективных инструментов формирования устойчивой письменной компетенции студентов и его будущей компетентности в профессиональной деятельности в эпоху информационного пространства интернета и диджитализации.

Работа над инфографикой в каждом конкретном случае включает в себя разбор конкретной модели (шаблона) текста: вступление (о чем писать во вступлении), основная часть (как должна быть построена аргументация и описание), заключение (о чем следует и не следует писать в заключении).

Речь идет о том, что создаваемый студентом текст должен находиться в системе точных координат (цель, объём текста/ количество предложений, логика движения текста). Так, в ходе работы над диаграммой отрабатывается вполне конкретный (и зачастую игнорируемый студентами) навык использования вводных слов и предложных конструкций, в фокусе внимания оказываются вопросы пунктуационной грамотности.

Кроме этого, вырабатывается определенный сценарий создания текстов на основе использования клишированных конструкций: так, использование вводных конструкций типа с одной стороны/ с другой стороны становится вербальным воплощением критического подхода к рассматриваемому объекту.

В-пятых, установка на рефлексию. Инфографика всегда вызывает определенную реакцию узнавания (информация известна), интереса (установление новых закономерностей), проблемы.

Работа с инфографикой только на первом этапе представляет собой рефлексию (что это такое? с чем ассоциативно связано это изображение? что известно об этом явлении? и т.д.), процесс работы строится на выявлении скрытой в инфографике информации об иерархии, важности/ актуальности, причинно-следственных связей.

В-шестых, установка на критическое мышление. В отличие от рефлексии, критический взгляд на информацию становится необходимым условием (стимулом) создания качественного текста. Так, студент самостоятельно находит причины роста частных или государственных вузов в РК (рис. 1), что требует обращения к разным источникам информации или анализу законодательных актов в соответствующие периоды.

Отметим, что работа по созданию текста на основе инфографики - это один из реальных инструментов работы над развитием такой компетенции, как критическое мышление. А сам процесс нахождения этих закономерностей выстраивается в работу над текстом-рассуждением, в основе которого лежат строгие законы доказательности (аргументации).

В-седьмых, развитие аналитических навыков. Работа с языком не может и не должна рассматриваться как процесс усвоения системы грамматических правил, язык становится одним из важнейших инструментов формирования языковой личности студента и будущего профессионала.

Последние три аспекта проблемы использования инфографики в обучении русскому языку как неродному кажутся нам наиболее важными: создание самостоятельного текста с опорой на доказательную базу есть одна из главных целей формирования языковой образа современного студента, языковой личности, активно включающейся в окружающее информационное и интеллектуальное пространство, глобальный информационный контекст.

Выводы. Отметим несколько ключевых моментов, определяющих необходимость более активного обращения к инфографике в обучении русскому языку как неродному:

Во-первых, целенаправленная работа с инфографикой становится оптимальной с учетом особенностей «цифрового» поколения, нацеленных на «многозадачность» [8]. Связанная с активизацией когнитивных механизмов восприятия информации, эта работа имеет совершенно конкретную цель и результатом такой комплексной работы становится создание логически связанного, доказательного текста. работа над созданием текста на основе работы с инфографикой в процессе обучения русскому языку как неродному является эффективным способом формирования текстопорождающей компетенции студента. учит студента-нефилолога активнее использовать приемы свертывания-развертывания информации от наглядного образа к вербальной интерпретации.

Во-вторых, современная модель языковой подготовки в казахстанском вузе предполагает уровневый подход, который, как правило, связывается с изучением иностранных языков или преподавания русского как иностранно-

го (РКИ). Происходит пересмотр взгляда на обучение русскому языку как неродному, которое должно основываться на диагностике знаний и навыков обучающихся, которые позволяют формировать определенную учебную траекторию [6, с. 251]. Созданная согласно европейской шкале CEFR (А1, А2, В1, В2, С1, С2) российская тестовая база учитывает постоянно изменяющийся «внешний» контекст овладения русским как иностранным языком [7]. Следовательно, постоянное обращение к различным формам инфографики, направленное на создание текста, может стать основой для разработки тестовых заданий на основе инфографики для отработки навыков не только письма, но и чтения.

В-третьих, работа с инфографикой отвечает требованию подготовки высококвалифицированного специалиста. Действительно, современные исследователи указывают на нацеленность обучения языку на долгосрочную перспективу: языковая игра между словами «компетенция» и «компетентность» имеет под собой глубокое содержательное различие, поскольку последнее (компетентность) связывается с эффективностью в будущей профессиональной деятельности. По мнению З.М. Большаковой и Н.Н. Тулькибаевой, это - «интегральная характеристика эффективности деятельности (поведения) человека, мера успешности достижения цели», которая «оценивается обществом», являясь результатом «сформированности у личности ценностных отношений к знаниям, умениям и навыкам» [2, с. 14].

Таким образом, универсальные, а потому и воспринимаемые адекватно студентом знаковые свойства инфографики позволяют интегрировать визуальное пространство в текстовое, актуализируют фоновые знания студентов-нефилологов, расширяют сеть ассоциативных связей студента, в конечном итоге делают процесс обучения русскому языку как неродному интересным и полезным не только с точки зрения преподавателя, но и студента.

Литература

1. Бажкенова Г. Нам всем PISA. Электронный ресурс. Режим доступа. URL: https://esquire.kz/nam-vsem-pisa/#part=1 (дата обращения: 30.12.2019).

2. Большакова З.М., Тулькибаева Н.Н. Компетенция и компетентность // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». Вып. 4. 2009. №24. С. 13-19.

3. Жунусова Ж.Н, Нурмагамбетова Ж.С. Лингводидактические аспекты формирования функциональной грамотности на основе текстового материала // Текст в системе обучения русскому языку и литературе: материалы международной научной конференции. Нур-Султан: ЕНУ им. Л.Н. Гумилёва, 2019. С. 223-229.

4. Инфографика.ру: визуальная аналитика современного мира [Электронный ресурс]. URL: https://infograflcs.ru/all/chto-takoe-infograflka/ (дата обращения: 30.12.2019).

5. Когнитивная визуализация в технологиях профессионального образования. Электронный ресурс. Режим доступа. URL: https://studwood.ru/1767156/ pedagogika/kognitivnaya_vizualizatsiya_v_tehnologiyah_professionalnogo_ob-razovaniya (дата обращения: 30.12.2019).

6. Нургалиева Ж.К. Текст как лингводидактическая единица в уровневом обучении студентов-нефилологов русскому языку как неродному // Текст в системе обучения русскому языку и литературе: материалы международной научной конференции. Нур-Султан: ЕНУ им. Л.Н. Гумилёва, 2019. С. 248253.

7. Русецкая М.Н., Радченко О.А., Корепанова Т.Э., Нестерова Т.Е. Государственное тестирование по русскому языку: новые вызовы и пути оптимизации // Русский язык за рубежом. 2019. С. 22-29.

8. Шипелевич Л. Влияние информационного пространства интернета на обучение РКИ современных учащихся // Русский язык за рубежом. 2019. С. 86-90.

References

1. Bajkenova G. We are all under PISA. [Electronic resource]. Available at: https:// esquire.kz/nam-vsem-pisa/#part=1 (date accessed: 30.12.2019).

2. Bol'shakova Z.M., Tul'kibayeva N.N. Competence and Competency. Vestnik YuUrGU [Herald of SUSU]. Ser. "Education. Pedagogical science", 2009, Vol. 4, N. 24, pp. 13-19 (in Russian).

3. Zhunusova ZH.N, Nurmagambetova ZH.S. Lingvodidactic aspects of functional literacy based on text. Lingvodidakticheskiye aspekty formirovaniya funktsional'noy gramotnosti na osnove tekstovogo materiala. Tekst v sisteme obucheniya russkomu yazyku i literature: materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii [Text in the system of teaching Russian language and literature: materials of the international scientific conference]. Nur-Sultan: ENU Publ., 2019, pp. 223-229 (in Russian).

4. Infographics.ru: Visual Analytics of the Modern World. [Electronic resource]. Available at: https://infografics.ru/all/chto-takoe-infografika (date accessed: 30.12.2019).

5. Cognitive visualization in technologies of vocational education. [Electronic resource]. Available at: https://studwood.ru/1767156/pedagogika/kognitivnaya_ vizualizatsiya_v_tehnologiyah_professionalnogo_obrazovaniya (date accessed: 30.12.2019).

6. Nurgaliyeva J.K. Text as a lingvodidactic unit in the level training in Russian as a non-native language of non-philologist students Tekst kak lingvodidakticheska-ya edinitsa v urovnevom obuchenii studentov-nefilologov russkomu yazyku kak nerodnomu. Tekst v sisteme obucheniya russkomu yazyku i literature: materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii [Text in the system of teaching Russian language and literature: materials of the international scientific conference]. Nur-Sultan: ENU Publ., 2019, pp. 248-253 (in Russian).

7. Rusetskaya M.N., Radchenko O.A., Korepanova T.E., Nesterova T.E. Mandatory testing in Russian: new challenges and ways of optimizing. Russkiy yazyk za rubezhom [Russian abroad], 2019, pp. 22-29 (in Russian).

8. Shipelevich L. Impact of the Internet information space on the teaching of RFL students. Russkiy yazyk za rubezhom [Russian abroad], 2019, pp. 86-90 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.