Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ САМОРЕГУЛЯЦИИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ'

ВОЗМОЖНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ САМОРЕГУЛЯЦИИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ / МЛАДШИЕ ПОДРОСТКИ / ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гущина Юлия Александровна

Статья посвящена выявлению возможностей технологии проектной деятельности в развитии саморегуляции у обучающихся младшего подросткового возраста. Необходимость развития саморегуляции на этом возрастном этапе обоснована изменениями, происходящими в развитии личности. Автором выделены этапы проектной деятельности: целеполагание, планирование, программирование, контроль, оценивание, коррекция, рефлексия. Выделение этапов проектной деятельности обусловлено возможностью их соотнесения со структурно-функциональными компонентами саморегуляции. Кроме того, определена деятельность педагога по организации этапов проектной деятельности и деятельность обучающихся на каждом этапе проектной деятельности, способствующая развитию компонентов саморегуляции. Также дана содержательная характеристика этапов проектной деятельности с точки зрения развития саморегуляции у младших подростков. Содержание каждого этапа проектной деятельности обучающихся обусловлено возрастными и психологическими изменениями, происходящими в младшем подростковом возрасте. Акцентировано внимание на этапе целеполагания как системообразующем в технологии проектной деятельности. Выделение рефлексивного этапа проектной деятельности направлено на развитие всей системы саморегуляции, поскольку способствует развитию самосознания и самооценки обучающихся. Приведены данные исследования, подтверждающие развитие произвольности и осознанной регуляции деятельности младших подростков при овладении проектной деятельностью на протяжении трех лет. Автором сделан вывод, что последовательное овладение технологией проектной деятельности в младшем подростковом возрасте способствует развитию саморегуляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF PROJECT ACTIVITY TECHNOLOGY IN THE DEVELOPMENT OF SELF-REGULATION IN YOUNGER ADOLESCENTS

The article is devoted to identifying the possibilities of the technology of project activities in the development of self-regulation in students of younger adolescence. The need to develop self-regulation at this age stage is justified by the changes taking place in the development of the individual. The author singled out the stages of project activity: goal-setting, planning, programming, control, evaluation, correction, reflection. The allocation of stages of project activity is due to the possibility of their correlation with the structural and functional components of self-regulation. In addition, the activities of the teacher in organizing the stages of project activities and the activities of students at each stage of project activities, contributing to the development of self-regulation components, are determined. Also given is a meaningful description of the stages of project activities from the point of view of the development of self-regulation in younger adolescents. The content of each stage of the project activity of students is due to age-related and psychological changes that occur in early adolescence. Attention is focused on the goal-setting stage as a backbone in the technology of project activities. The allocation of the reflective stage of project activity is aimed at developing the entire system of self-regulation, since it contributes to the development of self-awareness and self-esteem of students. The data of the study confirming the development of arbitrariness and conscious regulation of the activity of younger adolescents during the mastery of project activities for three years are presented. The author concluded that the consistent mastery of the technology of project activities in the younger adolescence contributes to the development of self-regulation.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ САМОРЕГУЛЯЦИИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ»

Приведем примеры некоторых программ, которые будут интересными и полезными для преподавателей музыки и находятся в общем доступе:

MuseScore (позволяет изучить исполнение некоторых известных композиций, также включает возможность печати, набора нотного текста, поддерживает MIDI - клавиатуру).

Sibelius (программа по набору текста, преимущество программы - это аранжировка нот любой сложности). Sibelius включает проигрывание файлов, а так запись аудио. Возможно использование звуковой библиотеки, имеется поддержка MIDI - клавиатуры, есть возможность публикации ноты онлайн.

Tomplay программа по обучению игре на фортепиано, в ней присутствует набор аккордов песен, включая классическую музыку, джаз, рок и многое другое.

Ear Trainer (тренажер слуха) программа позволяет улучшить свои слуховые способности. Предложен разнообразный материал, включая композицию, аранжировки и интерпретацию. В результате можно познакомиться с аккордами, гаммами и т.д. [7].

Выводы. Таким образом, исторический опыт показал, что внедрение информационно-коммуникационных технологий также используется в музыкальном образовании. С середины XV века до наших дней на всех этапах развития ИК технологий появляются новые возможности (механическое звучание, музыкальная машинка, компьютеры, интернет, музыка, компьютерные программы и др.) совершенствования процессов обучения. Благодаря внедрению информационных технологий музыкальное образование получает дополнительные возможности для качественного музыкального образования. Однако на нынешнем этапе недостаточно методик для использования информационно-коммуникационных технологий при обучении будущих учителей музыки.

Литература:

1. Гордиенко, Т.П. Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования навыков самостоятельной работы у обучающихся начального звена образования / Т.П. Гордиенко, А.Я. Позднякова // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Ялта: РИО ГПА, 2018. - № 59. - Ч. 2. -С. 31-35

2. Лазуткина, В.О. История внедрения информационно-коммуникативных технологий в образование и их использование в наши дни / В.О. Лазуткина. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2021. - № 17 (359). -С. 263-265. - URL: https://moluch.ru/archive/359/80179/ (дата обращения: 04.04.2022).

3. Танкаева, М.С. Понятие «Информационно-коммуникационные технологии» в научно-педагогической литературе // Материалы XIV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» - URL: <ahref="https://scienceforum.ru/2022/article/2018030012">https://scienceforum.ru/2022/article/2018030012</a> (дата обращения: 19.04.2022).

4. История звукозаписи. Пять эпох звучания. URL: https://academyofsound.ru/stati_/istoriia_zvukozapisi_piat_epokh_zvuchaniia_

5. История компьютеризации музыкального обучения. Конспект лекций. Тобольский государственный педагогический институт им. Д.И. Менделеева URL: https://studfile.net/preview/5749849/page:2/

6. История появления интернета. ^айт] URL: http://www.complat.ru/rus/interesting/articles/istoria-seti-internet

7. Компьютерные программы для музыкантов. ^айт] URL: https://www.musicaneo.com/ru/music_software.html

8. Краткая история нотопечатания. ^айт] URL: https://un-sci.com/ru/2020/03/13/kratkaya-istoriya-notopechataniya/

9. Механическая звукозапись. ^айт] URL: https://helpiks.org/5-96085.html

Педагогика

УДК 371.38

учитель русского языка и литературы Гущина Юлия Александровна

Кировское областное государственное общеобразовательное автономное учреждение «Вятская гуманитарная гимназия с углубленным изучением английского языка» (г. Киров)

ВОЗМОЖНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ САМОРЕГУЛЯЦИИ У

МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. Статья посвящена выявлению возможностей технологии проектной деятельности в развитии саморегуляции у обучающихся младшего подросткового возраста. Необходимость развития саморегуляции на этом возрастном этапе обоснована изменениями, происходящими в развитии личности. Автором выделены этапы проектной деятельности: целеполагание, планирование, программирование, контроль, оценивание, коррекция, рефлексия. Выделение этапов проектной деятельности обусловлено возможностью их соотнесения со структурно-функциональными компонентами саморегуляции. Кроме того, определена деятельность педагога по организации этапов проектной деятельности и деятельность обучающихся на каждом этапе проектной деятельности, способствующая развитию компонентов саморегуляции. Также дана содержательная характеристика этапов проектной деятельности с точки зрения развития саморегуляции у младших подростков. Содержание каждого этапа проектной деятельности обучающихся обусловлено возрастными и психологическими изменениями, происходящими в младшем подростковом возрасте. Акцентировано внимание на этапе целеполагания как системообразующем в технологии проектной деятельности. Выделение рефлексивного этапа проектной деятельности направлено на развитие всей системы саморегуляции, поскольку способствует развитию самосознания и самооценки обучающихся. Приведены данные исследования, подтверждающие развитие произвольности и осознанной регуляции деятельности младших подростков при овладении проектной деятельностью на протяжении трех лет. Автором сделан вывод, что последовательное овладение технологией проектной деятельности в младшем подростковом возрасте способствует развитию саморегуляции.

Ключевые слова: развитие саморегуляции, структурно-функциональные компоненты, младшие подростки, этапы проектной деятельности, технология проектной деятельности.

Annotation. The article is devoted to identifying the possibilities of the technology of project activities in the development of self-regulation in students of younger adolescence. The need to develop self-regulation at this age stage is justified by the changes taking place in the development of the individual. The author singled out the stages of project activity: goal-setting, planning, programming, control, evaluation, correction, reflection. The allocation of stages of project activity is due to the possibility of their correlation with the structural and functional components of self-regulation. In addition, the activities of the teacher in organizing the stages of project activities and the activities of students at each stage of project activities, contributing to the development of self-regulation components, are determined. Also given is a meaningful description of the stages of project activities from the point of

view of the development of self-regulation in younger adolescents. The content of each stage of the project activity of students is due to age-related and psychological changes that occur in early adolescence. Attention is focused on the goal-setting stage as a backbone in the technology of project activities. The allocation of the reflective stage of project activity is aimed at developing the entire system of self-regulation, since it contributes to the development of self-awareness and self-esteem of students. The data of the study confirming the development of arbitrariness and conscious regulation of the activity of younger adolescents during the mastery of project activities for three years are presented. The author concluded that the consistent mastery of the technology of project activities in the younger adolescence contributes to the development of self-regulation.

Key words: development of self-regulation, structural and functional components, younger adolescents, stages of project activity, technology of project activity.

Введение. В условиях современного образования обучение проектной деятельности является обязательным и актуализировано в ФГОС [10].

Многообразие подходов к определению проектной деятельности, представленное в научной литературе, позволяет говорить о многоаспектности этого понятия. Приведем некоторые из них. Проектная деятельность, с точки зрения Матяш Н.В., выступает одной из форм учебно-познавательной активности обучающихся, результатом которой является мотивированная целенаправленная деятельности по созданию творческого проекта, способствующая развитию личности обучающихся [6]. Агафонова М.А. отмечает, что еще одной особенностью проектной деятельности является использование определенных согласованных методов и способов деятельности по достижению результата [1]. Более точное определение дано Байбородовой Л.В., которая под проектной деятельностью понимает самостоятельно инициированную и целенаправленную деятельность обучающихся, осуществляемую под гибким руководством педагога, направленную на решение «актуальной проблемы», в результате которой «создается реальный или идеальный продукт», причем новизна продукта будет «объективной или субъективной» [2, С. 66].

Опираясь на определения, сформулированные учеными, мы выделяет технологичность и развивающий потенциал проектной деятельности как характеристики, способствующие развитию саморегуляции у обучающихся младшего подросткового возраста. Целью статьи является выделение этапов проектной деятельности, создающих условия для развития саморегуляции у младших подростков.

Изложение основного материала статьи. Проявлением субъектности обучающихся является способность к саморегуляции. Младший подростковый возраст, по мнению психологов, является сенситивным для развития саморегуляции. Изменениям подвергаются все сферы развития личности обучающихся, что оказывает влияние на способность к регулированию собственной деятельности. Наблюдается снижение способности к саморегуляции в результате изменений в функционировании нервной системы и на физиологическом уровне, в сфере учебной мотиваци, в эмоциональной сфере. Одновременно ученые отмечают рост способности младшего подростка сознательно и произвольно регулировать мотивационную и волевую сферы личности [8].

Осницкий А.К. считает, что в младшем подростковом возрасте наблюдается рост осознанности в регуляции деятельности [7]. Подтверждает мнение А.К. Осницкого Е.В. Толбатова, указывая, что «развитие личностной рефлексии, склонность к самоанализу, перестройка структуры волевой активности и формирование механизмов ее осознания» в младшем подростковом возрасте способствуют формированию навыков саморегуляции [9, С. 106].

Понятие «саморегуляция» изучается исследователями разных научных областей. С позиции структурно-функционального подхода О.А. Конопкиным саморегуляция характеризуется как «внутренняя психическая активность», организованная как система взаимосвязанных компонентов, направленная на «инициацию, построение, поддержание и управление разными видами и формами произвольной активности, направленная на достижение принимаемых человеком целей» [5]. Согласно «концепции осознанного саморегулирования произвольной активности», структура саморегуляции представлена шестью взаимосвязанными компонентами: цель деятельности, значимые условия, программа исполнительских действий, критерии успешности, контроль и оценка, коррекция [4].

Учитывая структурно-функциональные компоненты саморегуляции, мы выделили следующие этапы проектной деятельности: целеполагание, планирование, программирование, контроль, оценивание, коррекция, рефлексия. Содержательная характеристика деятельности педагога и обучающегося на каждом этапе проектной деятельности представлена в Таблице 1.

Таблица 1

Этапы проектной деятельности младших подростков

Этапы проектной деятельности Деятельность педагога Деятельность обучающегося Структура саморегуляции

Целеполагание Создает условия для формулирования личностно значимой для обучающегося проблемы, помогает сформулировать цель проектной деятельности. Определяет личностно значимую проблему, формулирует цель. Цель

Планирование Создает условия для поиска решения проблемы, моделирования и составления плана будущей проектной деятельности. Предлагает способы решения проблемы, создает идеальную модель будущего проекта и план деятельности. Значимые условия

Программирование Создает условия для определения последовательности действий для реализации плана, сроков выполнения, возможных рисков. Определяет последовательность действий для реализации плана, сроки выполнения, возможные риски. Программа исполнительских действий

Контроль Создает условия для осуществления контроля в реализации проектной деятельности. Контролирует свои действия в соответствии с планом. Критерии успешности Контроль и оценка

Оценивание Создает условия для оценивания Оценивает свою деятельность в

деятельности в соответствии с планом. соответствии с планом.

Коррекция Создает условия для устранения недостатков в проектной деятельности. Устраняет недостатки в проектной деятельности. Коррекция

Рефлексия Создает условия для анализа и рефлексии проектной деятельности с учетом развития саморегуляции. Анализирует уровень овладения этапами проектной деятельности.

Особенность выделения этапов проектной деятельности основана на их соотнесении со структурными компонентами саморегуляции. Деятельность педагога направлена на создание условий для организации этапов проектной деятельности, способствующей развитию саморегуляции у младших подростков, а деятельность обучающихся на каждом этапе проектной деятельности развивает отдельные компоненты саморегуляции.

При овладении этапом «целеполагание» младшие подростки осваивают приемы поиска проблемы и формулирования цели проектной деятельности. На этом этапе важным становится не только целеформулирование, но и целеудержание, так как цель, принятая субъектом деятельности, выполняет системообразующую роль в структурно-функциональной модели саморегуляции. Особенностью младших подростков является неспособность удерживать цель до ее реализации, поэтому важная задача педагога - создать условия для формулирования обучающимися личностно значимой проблемы и цели будущей проектной деятельности.

На этапе «планирование» педагогу важно создать педагогическую ситуацию, в которой обучающиеся выделяют те условия для создания модели будущего проекта, которые определят пути дальнейшей самостоятельной реализации цели. Подчеркнем, что значимые условия, представляющие субъектный опыт обучающегося, определяют индивидуальность модели проекта и влияют на выбор оптимальных способов и средств создания проектной модели.

При овладении этапом «программирование» младшими подростками развивается компонент саморегуляции -«программа исполнительских действий». На этом этапе формируется умение определять оптимальную последовательность действий, выбирать средства и способы преобразовательской деятельности, которые соответствуют ее цели и условиям.

Нами выделяются отдельные этапы «контроля» и «оценивания» в проектной деятельности, но они в совокупности определяют развитие «критериев успешности» и «контроля и оценки» в структуре саморегуляции. Способность контролировать и оценивать собственные действия, соотнося их с планом проектной деятельности, характеризуется субъективностью и несистемностью в младшем подростковом возрасте. При обучении способам и приемам оценивания педагогу должен создать условия для того, чтобы субъективные критерии успешности, определенные обучающимися в рамках выполнения конкретного проекта, соответствовали объективным критериям оценивания. Особенность овладения младшими подростками этапами контроля и оценивания основано на преодолении субъективности в формулировании критериев для оценивания собственной деятельности, на способности осуществлять промежуточный и итоговый контроль и оценивание проектной деятельности.

Овладение этапом «коррекция» обусловлено уровнем овладения этапом «оценивание», поскольку корректирование осуществляется, если выделенные недостатки объективно не соответствуют критериям успешности деятельности. Педагог обучает младших подростков способам, помогающим определить изменения, которые необходимо внести в собственную деятельность, чтобы результат соответствовал сформулированным критериям.

Этап проектной деятельности «рефлексия» заключается в необходимости проанализировать обучающимися реализованную проектную деятельность и ее отдельные этапы. Рефлексивный этап позволяет младшим подросткам проанализировать уровень овладения отдельными этапами проектной деятельности, то есть выявляет степень осознанности содержания деятельности и управления ею. Развитие самосознания и самооценки у младших подростков способствует развитию рефлексивных умений, влияющих на совершенствование системы саморегуляции в этом возрасте.

Результаты опытно-экспериментальной работы показали, что последовательное овладение технологией проектной деятельности в 5, 6, 7 классах способствует развитию произвольности в реализации проектной деятельности и осознанной регуляции деятельности [3].

Полученные данные подтверждают увеличение количества обучающихся, имеющих достаточный и высокий уровни произвольности в выполнении проектной деятельности: по завершении первого года обучения проектной деятельности в 5 классе - 64,6% в сумме, в 6 классе - 68,6%, и в 7 классе суммарное количество составило 78,2%. Обучающиеся, обладающие достаточным уровнем произвольности, способны самостоятельно регулировать собственную деятельность на каждом этапе проектной деятельности и мобилизовать усилия при возникновении трудностей. Высокий уровень произвольности характеризует готовность младших подростков преодолеть любые препятствия, чтобы достичь поставленной цели проектной деятельности. На протяжении трех лет овладения проектной деятельностью констатируется уменьшение количества обучающихся с низким и средним уровнем произвольности: с 35,7% в сумме в конце 5 класса, до 31,4% в 6 классе и до 21,8% обучающихся в 7 классе. Обучающиеся с низким уровнем развития произвольности не способны самостоятельно преодолевать трудности на пути к реализации цели проектной деятельности. Средний уровень развития произвольности наблюдается у младших подростков, готовых преодолевать лишь незначительные препятствия и нуждающихся в помощи взрослых, если для завершения проекта необходимо справиться с серьезными трудностями.

Рост произвольности в выполнении этапов проектной деятельности свидетельствует о развитии навыков саморегуляции.

Выводы. Таким образом, обучение технологии проектной деятельности в младшем подростковом возрасте формирует систему представлений о содержании каждого этапа проектной деятельности и о способах управления ею. Понимание содержания каждого этапа проектной деятельности обучающимися способствует совершенствованию навыков саморегуляции этого вида деятельности, что открывает широкие перспективы для творческой самореализации.

Литература:

1. Агафонова, М.А. Метод проектов / М.А. Агафонова // Вопросы Интернет Образования: Электронный сетевой журнал. - 2006. - № 35. - URL: http://vio.uchim.info/Vio_35/cd_site/articles/art_1_3.htm (дата обращения: 17.08.2022).

2. Байбородова, Л.В. Проектная деятельность как средство профессионального самоопределения школьников / Л.В. Байбородова, Л.Н. Серебренников // Ярославский педагогический вестник. - 2014. - № 2. - Том II. - С. 65-70.

3. Гущина, Ю.А. Проектная деятельность как средство развития саморегуляции младших подростков / Ю.А. Гущина // Ярославский педагогический вестник. - 2022. - № 2 (125). - С. 33-42.

4. Конопкин, О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности: [монография] / О.А. Конопкин. - Издание 2-е, исправленное и дополненное. - Москва: Ленанд, 2011. - 320 с.

5. Конопкин, О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) / О.А. Конопкин // Вопросы психологии. - 1995. - № 1. - С. 5-12.

6. Матяш, Н.В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учеб. пособие для студ. учреждений высш. образования / Н.В. Матяш. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 160 с.

7. Осницкий, А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики / А.К. Осницкий. - Москва-Нальчик: Психологический институт РАО; Нальчик: Эль-Фа, 1996. - 124 с.

8. Симонова, Г.И. Проблемы саморегуляции в младшем подростковом возрасте / Г.И. Симонова, Ю.А. Гущина // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. - 2021. - Т. 31. - № 3. - С. 287-293.

9. Толбатова, Е.В. Психологические основы саморегуляции учебной деятельности в подростковом возрасте / Е.В. Толбатова // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2015. - № 4(24). - С. 99-108.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2021г., №287. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920/ (дата обращения: 16.08.2022)

Педагогика

УДК 623.5

преподаватель кафедры тактико-специальной и огневой подготовки Донченко Владимир Евгеньевич

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь); старший преподаватель кафедры огневой подготовки Даньшин Александр Сергеевич

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Воронежский институт МВД России» (г. Воронеж);

старший преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки Гущин Дмитрий Николаевич

Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский юридический институт МВД России» (г. Ростов-на-Дону)

РОЛЬ МОТИВАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

Аннотация. В статье рассматриваются психологические и методические основы формирования учебной мотивации при обучении иностранному языку. Определены основные понятия, связанные с повышением эффективности обучения: мотивация, мотив, потребность. Представлены наиболее целесообразные и актуальные методы обучения языку, нацеленные на развитие речевых навыков и моделирование коммуникативных ситуаций.

Ключевые слова: учебная мотивация, обучение иностранному языку, внешняя мотивация, внутренняя мотивация, мотив, мотивы к обучению.

Annotation. The article deals with the psychological and methodological foundations of the formation of educational motivation in teaching a foreign language. The basic concepts associated with increasing the effectiveness of training are defined: motivation, motive, need. The most expedient and relevant methods of teaching the language, aimed at developing speech skills and modeling communicative situations, are presented.

Key words: learning motivation, learning a foreign language, extrinsic motivation, intrinsic motivation, motive, motives for learning.

Введение. В нашей статье мы рассмотрим роль мотивации к обучению на примере изучения иностранного языка. Изучение иностранного языка и владение им - это необходимая мера для современного молодого поколения, которая связана с вопросами личностной и карьерной реализации. В наши дни в России остро стоит вопрос о трудоустройстве выпускников высших учебных заведений, а значит, о совершенствовании образовательной системы. Актуальность проблемы формирования учебной мотивации напрямую связана с проблемой организации учебного процесса, с внедрением в процесс обучения иностранному языку новых методик, творческой составляющей, а также в помощи обучающимся при возникновении определенных трудностей.

Современные исследователи сходятся во мнении, что качество выполненной работы, её результативность, напрямую зависят от мотивации конкретного человека [5].

Изложение основного материала статьи. В словаре методических терминов за определением мотивации закреплено понятие «мотив», также мотивация разделена на внутреннюю и внешнюю [1, С. 148]. В наши дни иноязычная компетенция является одним из основных показателей конкурентоспособности, что становится наиболее значимым фактором в формировании внешней мотивации. Обучающиеся осознают необходимость изучение иностранного языка, поскольку знают, что в будущем полученные знания могут быть полезны в работе. Целесообразно разделять понятия мотив и мотивация, поскольку мотивация является следствием внешнего воздействия, в то время как мотив отождествляет непосредственно желания индивида к выполнению конкретных задач.

Что касается процесса обучения, то лишь преподаватель имеет представления о плане обучения и результате, который должен быть достигнут в ходе изучения материла. Ситуация обучения воспринимается каждым обучающимся субъективно, исходя из его жизненного и языкового опыта, мировоззрения, широты взглядов, а потому главная задача педагога -направлять, оказывать влияние на формирование целей и представлений о реальной деятельности в процессе получения знаний.

Помимо того, что внешнюю мотивацию можно охарактеризовать как побуждение человека к достижению определенной цели посредством внешних стимулов, существует также и демотивация. Типичный пример демотивации: обучающийся не будет нацелен на изучение языка и профессиональные достижения в этой области, если общество, окружающее студента, не видит в изучении языка особой ценности и всячески это порицает. В обществе, где считают, что иностранный язык - это ключ к постижению иной культуры и картины мира, у обучающихся будет сильный мотив к обучению. Данный факт доказывает, что на формирование внешней мотивации оказывает влияние не только работа педагога, но и социум.

Для успешного изучения иностранного языка ключевое значение имеет совокупность побуждающих факторов, в число которых входит и мотивация. В данном случае мотивация будет выступать в роли движущей силы, которая побуждает студента к освоению языка. Как правило к внешней мотивации всегда причастны другие люди (социум) или обстоятельства, не зависящие от индивида, в то время как внутренняя мотивация связана непосредственно с предметом изучения и личностью обучающегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.