Научная статья на тему 'Возможности технологии «Перевернутый урок» в высшем образовании'

Возможности технологии «Перевернутый урок» в высшем образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ПЕРЕВЕРНУТЫЙ УРОК" / ТЕХНОЛОГИЯ / ВОЗМОЖНОСТЬ / "INVERTED LESSON" / TECHNOLOGY / OPPORTUNITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохорова Мария Петровна, Шкунова Анжелика Аркадьевна, Сулимова Анастасия Владимировна

В работе дано описание возможностей технологии «перевернутого урока» в высшей школе. Цель статьи описание результатов оценки преподавателями и студентами возможностей технологии «перевернутого урока» в высшей школе. Задачи статьи: систематизация потенциальных преимуществ технологии «перевернутого урока», оценка этих преимуществ участниками образовательного процесса, формулировка выводов. Гипотеза исследования технология «перевернутого урока» обладает широкими дидактическими возможностями, которые высоко оцениваются и преподавателями, и студентами. Осуществлена оценка возможностей этой технологии с позиций преподавателей и студентов, выявлено их желание использовать технологию в образовательном процессе, сделаны выводы о потенциале технологии «перевернутого урока» в вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прохорова Мария Петровна, Шкунова Анжелика Аркадьевна, Сулимова Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSSIBILITIES OF TECHNOLOGY "INVERTED LESSON" IN HIGHER EDUCATION

The paper describes the capabilities of the technology of the "inverted lesson" in high school. The purpose of the article is to describe the results of the evaluation by teachers and students of the capabilities of the “inverted lesson” technology in higher education. Objectives of the article: systematization of potential benefits of the “inverted lesson” technology, evaluation of these benefits by the participants of the educational process, formulation of conclusions. The hypothesis of the study the technology of the “inverted lesson” has wide didactic opportunities, which are highly appreciated by both teachers and students. An assessment of the capabilities of this technology from the positions of teachers and students has been carried out, their desire to use technology in the educational process has been revealed, conclusions have been made about the potential of the “inverted lesson” technology at universities.

Текст научной работы на тему «Возможности технологии «Перевернутый урок» в высшем образовании»

УДК 338.5

ВОЗМОЖНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ «ПЕРЕВЕРНУТЫЙ УРОК» В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ Прохорова Мария Петровна, к.п.н., доцент (e-mail: masha.proh@mail.ru) Шкунова Анжелика Аркадьевна, к.п.н., доцент

(e-mail: losalgiris@mail.ru) Сулимова Анастасия Владимировна, студент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г. Нижний Новгород, Россия (e-mail: asia166@mail.ru)

В работе дано описание возможностей технологии «перевернутого урока» в высшей школе. Цель статьи - описание результатов оценки преподавателями и студентами возможностей технологии «перевернутого урока» в высшей школе. Задачи статьи: систематизация потенциальных преимуществ технологии «перевернутого урока», оценка этих преимуществ участниками образовательного процесса, формулировка выводов. Гипотеза исследования - технология «перевернутого урока» обладает широкими дидактическими возможностями, которые высоко оцениваются и преподавателями, и студентами. Осуществлена оценка возможностей этой технологии с позиций преподавателей и студентов, выявлено их желание использовать технологию в образовательном процессе, сделаны выводы о потенциале технологии «перевернутого урока» в вузах.

Ключевые слова: «перевернутый урок», технология, возможность.

Введение

Стремительное развитие информационных технологий и развитие дистанционного обучения обусловило интерес к образовательной технологии «перевернутого урока». В рамках этой технологии образовательным процесс проектируется в следующей логике: «создание условий для овладения содержанием обучения - самостоятельное освоение содержания при консультативной поддержке преподавателя - аудиторное обсуждение и закрепление материала» [8]. В настоящее время данная технология апробируется в российских вузах [1, 3, 4], что обуславливает интерес к оценке возможностей её использования в образовательном процессе с позиций как преподавателей, так и студентов.

Хотя технология «перевернутого урока» обладает широкими дидактические возможности в высшей школе, связанными, в первую очередь, с организацией эффективной самостоятельной работой, эта технология не распространена широко, поскольку:

- недостаточно методически проработаны способы организации образовательного процесса с её использованием;

- проектирование образовательных материалов в «перевернутой» логике трудоемко для преподавателя;

- обучающиеся должны обладать развитыми навыками самостоятельной работы [2].

Методика исследования

Цель статьи - описание результатов оценки преподавателями и студентами возможностей технологии «перевернутого урока» в высшей школе.

Задачи статьи:

- теоретическое описание и систематизация потенциальных преимуществ технологии «перевернутого урока»;

- оценка этих преимуществ участниками образовательного процесса -преподавателями и обучающимися высшей школы;

- формулировка выводов.

Данное исследование проведено методом он-лайн опроса среди преподавателей Мининского университета (общее число - 38 человек) и студентов (общее число - 54 человека) в марте 2019 г. Респондентам было предложено оценить по 10-ти балльной шкале предложенный перечень потенциальных преимуществ технологии «перевернутого урока», а затем отразить желание преподавать/проходить обучение с использованием данной технологии.

Результаты и обсуждение

Дидактические и организационные возможности организации образовательного процесса в логике «перевёрнутого урока» анализировались в ряде отечественных исследований (Брыскиной О.Ф., Антоновой Н.Л., Кизиловой А.С. и др.). Рассматривая возможности этой технологии для применения её в высшей школе, эти авторы указывают на широкие возможности «перевернутого урока» в формировании компетенций, связанных, в первую очередь, с организацией самостоятельной работы и освоением навыков организации учебной деятельности. Формирование перечисленных компетенций у обучающихся достигается за счет следующих действий:

- вовлечение обучающихся в самостоятельную работу с различными первичными и вторичными источниками - нормативно-правовыми, справочными, специальной литературой;

- усилением междисциплинарных связей содержания образования за счет более широкого информационного контекста;

- усилением индивидуализации образовательного процесса;

- использованием широких возможностей для развития творческих навыков обучающихся, которые самостоятельно преобразуют учебный материал в соответствии со своими потребностями и интересами;

- развитием коммуникационных навыков обучающихся в процессе обсуждения учебного материала [5, 6].

При этом технология «перевернутого урока» характеризуется как достоинствами, так и недостатками, которые обусловлены природой этой обра-

зовательной технологии. Освещая преимущества технологии «перевернутого урока», необходимо, в первую очередь, отметить:

- повышение эффективности использования учебного времени, поскольку значительно снижается доля времени, отводимого на трансляцию информации, учебный материал группируется в контексте интересов и потребностей обучающихся, увеличиваются возможности обсуждения учебного материала;

- индивидуализацию образовательного процесса, когда обучающемуся предоставляется возможность самостоятельно выбирать содержание, темп, приемы и способы обучения для достижения максимального результата;

- рост ответственности обучающегося за результаты обучения;

- усиление консультативной, тьюторской, координационной роли преподавателя, большая направленность его деятельности на созданий эффективных условий обучения и общения [9, 11].

Недостатки технологии «перевернутого урока» обычно связываются в исследованиях со сложностью педагогической и методической подготовки всех участников образовательного процесса к активному самостоятельному освоению учебного материала. Среди таких недостатков обычно указываются:

- трудоемкость и сложность методической разработки методических и учебных материалов для технологии «перевернутого урока». Преподаватель, используя такую технологию, должен предложить обучающимся полное методическое описание процесса самостоятельной работы с учебными материалами, представить критерии оценивания, предусмотреть различные источники информации;

- обучающиеся должны обладать развитыми навыками самостоятельной работы, а именно должны уметь осуществлять поиск информации, её отбор и систематизацию, обобщать результаты поиска и делать выводы, представлять результаты своей учебной работы;

- наличие жесткой зависимости результатов аудиторной работы от своевременности и качества выполнения обучающимися заданий для предварительной подготовки. При использовании технологии «перевернутого урока» освоить весть материал непосредственно перед контрольным мероприятием (зачетом или экзаменов) становится затруднительно [10, 13].

Таким образом, технология «перевернутого урока», обладая значительным дидактическим потенциалом для высшей школы, является пока только перспективой для внедрения в широкую педагогическую практику. Однако уже сейчас представляется возможным оценить отношение участников образовательного процесса к использованию этой технологии в образовательном процессе. Для оценки респондентам были предложены возможности этой технологии для развития коммуникаций, возможности для более экономичного использования разнообразных ресурсов (временных, материально-технических, методических и пр.), возможности для организации эффективной совместной деятельности и стимулирования познава-

тельной активности обучающихся, возможности выбора обучающимися собственной образовательной траектории (подразумевалась возможность расширения содержания учебного материала, выбор источников, формы его освоения и представления результатов обучения), возможности выбора приемов обучения.

Результаты опроса преподавателей и студентов относительно перспективных возможностей использования технологии «перевернутого урока» представлены на рисунке 1.

Возможности для коммуникаций

Возможности более экономичного использования ресурсов

Возможности для организации совместной деятельности

Возможности для стимулирования активности студентов

Возможности для выбора траектории обучения Возможности для выбора приемов обучения

Возможности для формирования содержания

0123456789 10 Студенты ■ Преподаватели

Рисунок 1 - Оценка возможностей технологии «перевернутого урока»

Полученные в результате опроса данные свидетельствуют, что технология «перевернутого урока», по мнению и преподавателей, и студентов, имеет самые широкие возможности в отношении развития коммуникаций (оценки 9,2 и 9,3 соответственно). Это объясняется тем, что обучающиеся имеют возможность корректировать и отбирать содержание обучения по своим интересам, это стимулирует их проявлять активность в изучении дисциплины, появляются вопросы к преподавателю и желание обсудить важные для них вопросы на аудиторных занятиях.

При этом преподаватели довольно сдержанно оценили возможности технологии по формированию содержания (5,6), траектории (5,8), совместной деятельности (6,1) и пр. Преподаватели в целом не готовы предостав-

лять обучающимся большую свободу в отборе содержания и способов обучения, т.к. это, по их мнению, приведет к снижению учебной дисциплины и трудностями в оценке достижений обучающихся. В свою очередь, студенты высоко оценивают возможности технологии в более свободном формировании содержания (8,7) и организации совместной деятельности

(7,6).

Относительно желания осуществлять преподавание дисциплины с использованием «перевернутого урока» можно утверждать, что преподаватели проявляют значительную осторожность: только 18% готовы использовать данную технологию на практике, 56% указали на возможность её использования при условии значительной методической подготовки и 26% не видят дидактической необходимости в её применении. Это свидетельствует, что преподаватели осознают методическую и организационную сложность реализации образовательного процесса с использованием данной технологии, не спешат перестраивать свой образовательный процесс с использованием «перевернутых» принципов.

Студенты также достаточно сдержаны в своем желании активизировать самостоятельное обучение: готовы к «перевернутому» обучению только 16% студентов, еще 34% готовы попробовать её использование на отдельных курсах и остальные 50% указали на слишком высокие требования к навыкам самостоятельной работы и большой ответственности за самоорганизацию.

Выводы и заключение

Можно утверждать, что технология «перевернутого урока» представляет перспективный способ организации образовательного процесса, однако предъявляет значительные требования как к преподавателю-организатору образовательного процесса, так и к студенту, самостоятельно управляющему собственным обучением [3, 6].

Дальнейшее распространение технологии «перевернутого урока» в высшей школе неизбежно столкнется с необходимостью качественной подготовки студентов к самостоятельной ответственной работе, а также приведет к трансформации функций преподавателя с традиционной обучающей на консультативную и тьюторскую.

Список литературы

1. Антонова Н. Л., Меренков А. В. Модель «перевернутого обучения» в системе высшей школы: проблемы и противоречия // Интеграция образования. 2018. Т. 22, № 2. С. 237-247. Б01: 10.15507/1991-9468.091.022.201802.237-247

2. Брыксина О.Ф. Инновационные технологии в образовании: где найти точку опоры, чтобы перевернуть урок? // Поволжский педагогический вестник. 2015. № 3 (8). С. 53-57.

3. Воробьев А.Е., Мурзаева А.К. Основы технологии перевернутого обучения в вузах // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. 2018. Вып. 1. С.18-29.

4. Кизилова А.С., Фадеев Н.Г., Волков А.А. Гибридное образование: оценка в категориях информационно-аксиологического подхода // Вестник Мининского университета. 2018. Т.6. № 1 БОТ: 10.26795/2307-1281-2018-6-1-1.

5. Логинова А.В. Особенности и принципы функционирования педагогической модели «перевернутый класс» // Молодой ученый. 2015. № 9. С. 1114-1119.

6. Нагаева И.А. Смешанное обучение в современном образовательном процессе: необходимость и возможности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016. № 6. С. 56-67.

7. Прохорова М.П. Инновационные процессы в профессионально-педагогическом образовании // Наука и школа. 2011. №5. С. 4-6

8. Прохорова М.П., Ваганова О.И. Проектирование и реализация технологии «перевернутого урока» в высшей школе // Научные исследования и разработки. 2018. №4. С. 29-34.

9. Юрина М.В., Лопухова Ю.Б. Применение инновационной технологии «Перевернутый класс» при обучении иностранному языку в техническом вузе // Самарский научный вестник. 2017. Т. 6. №4(21). С.262-270.

10. Bergmann J., Sams A. Flip your Classroom. Reach Every Student in Every Class Every Day. U.S.A.: International Society for Technology in Education, 2012.

11. Biggs J., Tang C. Teaching for quality learning at university: What the student does. Open University Press, New York, 2011. 389 p.

12. Graney J. Flipping Your EL Classroom: A Primer [El. resource] // http://newsmanager. commpartners.com/ tesolc/downloads/features/2013/2013 -10_flippedclass-rooms_graney .pdf.

13. Marshall H. Three reasons to flip your classroom [El. resource] // Bilingual Basics. August, 2013. -http://newsmanager.commpartners.com/tesolbeis/issues/ 2013-08-28/6.html.

Prokhorova Mariya Petrovna, Cand.Pedag.Sci., associate professor Shkunova Angelica Arkadevna, Cand.Pedag.Sci., associate professor Sulimova Anastasia Vladimirovna, student,

Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russia

THE POSSIBILITIES OF TECHNOLOGY "INVERTED LESSON" IN HIGHER

EDUCATION

Abstract. The paper describes the capabilities of the technology of the "inverted lesson" in high school. The purpose of the article is to describe the results of the evaluation by teachers and students of the capabilities of the "inverted lesson" technology in higher education. Objectives of the article: systematization of potential benefits of the "inverted lesson" technology, evaluation of these benefits by the participants of the educational process, formulation of conclusions. The hypothesis of the study - the technology of the "inverted lesson" has wide didactic opportunities, which are highly appreciated by both teachers and students. An assessment of the capabilities of this technology from the positions of teachers and students has been carried out, their desire to use technology in the educational process has been revealed, conclusions have been made about the potential of the "inverted lesson" technology at universities.

Keywords: "inverted lesson", technology, opportunity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.