УДК 37.153.4
ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОХРАНЕ И ЗАЩИТЕ ПРАВ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
Л.А. Ядвиршис
В статье рассмотрены возможности социально-педагогической деятельности различных специалистов в охране и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей. Дается характеристика социально-педагогической деятельности в сиротском учреждении, в приемной (опекунской) семье, в открытой социальной микросреде.
Ключевые слова: социально-педагогическая деятельность, охрана и защита прав детей, оставшихся без попечения родителей, цели, принципы и содержание социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами.
В сегодняшнем обществе с особой остротой обсуждается проблема усыновления детей, оставшихся без попечения родителей, иностранными гражданами. Острейшие общественные дискуссии склоняются как в сторону этой практики, так и против нее. И каждый из оппонентов искренне считает себя правым, а точку зрения других - неверной. И только голос науки пока незначителен, в то время как именно наука должна дать те общественные ориентиры, которые можно положить в основу разрешения сложнейшей проблемы социального сиротства.
Не претендуя на исчерпывающий анализ сложного феномена социального сиротства, попытаемся представить свою точку зрения на возможности социально-педагогической деятельности в охране и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей.
В проблеме охраны детства можно выделить три основных аспекта: социально-правовой, социально-педагогический, психолого-педагогический. Социально-правовой аспект означает принятие законодательных актов, создание системы воспитательно-образовательных, культурных и других детских учреждений, подготовку квалифицированных кадров для воспитания и развития детей-сирот. Социально-педагогический аспект заключается в создании благоприятных условий в социуме, преодоление неблагополучия в школе, в замещающей семье и сиротском учреждении. Психолого-педагогический аспект заключается в создании атмосферы психологического комфорта в любом учреждении для детей, оставшихся без попечения родителей, воспитание их самостоятельности и активности, преодоление вредных привычек, девиантного поведения, формирование у них стрессоустойчивости в социальной среде.
Однако наш анализ специальной литературы и сложившейся практики показывает, что обеспечение прав детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть сведено только к разработке и принятию правозащитных законов и создания механизмов обеспечения их выполнения. Гораздо более важным является признание всем обществом ребенка-сироты как высшей общественной ценности, как самоценной, неповторимой личности. И, даже провозгласив эти ценности, общество должно осознавать, что их воплощение связано с огромным повседневным трудом по искоренению насилия в отношениях этих детей. К сожалению, сегодняшний российский социум можно охарактеризовать как экстремальный, увеличение числа опасностей становится выраженной тенденцией современной социальной жизни.
Современное общество предоставляет и взрослым, и детям богатую палитру насилия: насилие и страх царят в книгах и кино, на экранах телевизоров, в окружающей реальной жизни. Даже учителя и родители в воспитательных целях часто предпочитают прибегать к насилию, не замечая, что переполняют и без того наполненную до краев чашу страха, отчаяния и агрессии в душах детей. Результатом этого является несформированность чувства собственного достоинства у целого поколения молодежи. Все эти признаки в полной мере имеют отношение к детям-сиротам, усиливаясь и осложняясь отсутствием у детей близких людей, способных защитить их от неблагоприятных социальных воздействий.
Преодоление этих сложных социальных явлений возможно лишь в процессе целенаправленной профессиональной деятельности учителей, воспитателей, юристов, психологов, приемных родителей. В силу разнообразия их профессиональных функций возникает необходимость определения общей сферы их усилий, которые можно условно назвать охранно-защитными.
Для того, чтобы определить содержание социально-педагогической деятельности по охране и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо определить те опасности, которым может подвергаться ребенок в современном обществе, и от которых должны
защитить его взрослые. Попытаемся дать им классификацию в русле рассматриваемой нами проблемы. В основе нашей классификации лежит угроза нарушения прав детей:
1) неявные опасности (скрыто протекающие) (ущемление прав детей, гарантированных им международными и федеральными законами, низкий статус ребенка в детском коллективе, сложные черты характера детей, детская одаренность и нестандартность, низкая мотивация к учению);
2) критические ситуации потенциального социального риска (отсутствие семьи, родителей; семейное неблагополучие; низкий уровень воспитательной и профилактической работы в школе-интернате, детском доме, социальном приюте; безнадзорность);
3) критические ситуации высокого социального риска (криминальное микросоциальное окружение, опасные ситуации, насилие, катастрофы, террор).
Эта классификация представляется нам более приемлемой для нашей проблематики, она лежит в основе разработки охранно-защитной функции социально-педагогической деятельности.
Содержание охранно-защитной функции социально-педагогической деятельности любого специалиста, работающего с детьми, целесообразно рассматривать с точки зрения структуры социально-психологической среды, в которой содержатся реальные и потенциальные опасности для детей-сирот (школа, сиротское учреждение, внешкольная социальная микросреда, приемная семья). Цель ее можно определить как создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка, удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в сиротском учреждении, школе, ближайшем окружении и других социумах.
Рассмотрим две стороны социально-педагогической деятельности: социальную и педагогическую. Сущностью любой социальной деятельности является повышение активности детей во всех сферах жизни общества в процессе совместного удовлетворения их потребностей. Поэтому и социально-педагогическая деятельность приемного родителя или воспитателя сиротского учреждения в сфере охраны и защиты прав детей мы рассматриваем с точки зрения того, создаются ли посредством ее условия для преодоления или смягчения последствий социального сиротства. Социально-педагогическая деятельность в этом понимании направлена на преобразование социокультурной реальности через создание в социуме особой социальной практики упреждающего воздействия на источник опасностей для жизни и прав детей.
Педагогическая сущность социально-педагогической деятельности состоит в том, что, благодаря ей, целенаправленно и осознанно, в соответствии с педагогическими целями происходит преобразование качеств и навыков детей через превентивное обучение действиям в ситуациях, когда существует риск ущемления их прав. Педагогическая сторона социально-педагогической деятельности отражается в специальном содержании, формах и методах, которые составляют программу поэтапного антикризисного развития личности. Исходя из этого, социально-педагогическая деятельность предполагает особую организацию воспитательно-образовательной «ситуации», в которой осваиваются социально-психологические знания о типах и структуре сред, о правах и обязанностях несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей.
Таким образом, профессиональную социально-педагогическую деятельность специалиста по охране и защите прав детей необходимо рассматривать как в широком социальном, так и в специфически педагогическом аспекте.
Субъектами социально-педагогической деятельности, понимаемой в аспекте охранно-защитной функции, выступают, прежде всего, ближайшие родственники детей (при отсутствии родителей или лишении их прав), а в учреждениях и школах - социальные педагоги, воспитатели сиротских учреждений, учителя, психологи, приемные родители, опекуны, полиция, медицинские работники и пр. Однако субъектами социально-педагогической деятельности могут быть и непрофессионалы-волонтеры.
Основываясь на вышеприведенном анализе, мы считаем, что работа с детьми, оставшимися безе попечения родителей, основывается на социально-педагогической деятельности, под которой понимается специально выстроенная, постоянно изменяющаяся система специальных целенаправленных педагогических действий, направленных на превентивное проектирование социальных условий, способных преодолеть или смягчить для детей последствия сиротства или семейного неблагополучия.
Обзор специальной литературы и наш собственный опыт позволили выделить принципы социально-педагогической деятельности, характеризующие ее сущность:
■ гуманистическая направленность, безусловное положительное отношение к ребенку-сироте, способность понять и принять его таким, какой он есть;
■ опора на запас социальных знаний и опыт ребенка-сироты, его возможности в противостоянии опасностям, опора на его активность и творческое начало;
■ учет индивидуально-психологического своеобразия личности ребенка, учет его личностных факторов риска;
■ принцип широкого взаимодействия специалиста (социального педагога, социального работника, психолога) с родственниками детей (приемными родителями), учителями, воспитателями для решения проблем детей, связанных с соблюдением их прав;
■ преимущественно превентивный характер социально-педагогической деятельности, так как легче предупредить нарушения прав детей, чем успешно их исправить.
Знание этих принципов и следование им являются для специалиста ориентиром в практической деятельности. Они определяют его позицию, ценностные ориентации, круг профессиональных действий, весь характер отношений с детьми и подростками и заинтересованными в их жизни взрослыми.
Ведущая цель социально-педагогической деятельности - организация социальных условий в педагогически ориентированной среде для индивидуального и группового воспитания, направленного на предупреждение и преодоление рисков, опасностей, нарушения прав детей-сирот. Такая деятельность помогает подростку эмоционально справиться с трудностями и проблемами социального взаимодействия, реальным поведением закрепить свою социально-психологическую устойчивость, преодолеть психологическую некомфортность, повысить социальную конкурентоспособность и компетентность. При этом, осуществляя социально-педагогическую деятельность, нужно отдавать себе отчет в том, что она, с одной стороны, планируется сознательно, с другой стороны, в некоторых ситуациях может быть задана внешними негативными факторами. В этих случаях роль специалиста не ограничивается специально сконструированным педагогическим процессом, направленным на выработку безопасной жизнедеятельности, от него требуется гибкое профессиональное реагирование на изменившуюся ситуацию.
Результат социально-педагогического аспекта профессиональной деятельности выражается в сформированности у сирот таких социальных качеств, как самосознание, саморегуляция, которые свидетельствуют о готовности и умении утверждаться в социуме. В этом отношении особенностью социально-педагогической деятельности является то, что, определяя ее цель, мы заранее не можем охватить всю полноту социальной жизни и возможные ситуации, когда права детей-сирот могут быть нарушены.
Цели деятельности реализуются в ее содержании. Рассматривая содержание работы по охране и защите прав детей-сирот, считаем необходимым выделить ряд направлений социально-педагогической деятельности с ними:
• в сиротском учреждении - создание условий для превращения сиротского учреждения в адаптивно-безопасную социальную среду; формирование у детей-сирот опыта отстаивания своих прав в формальном сообществе интернатного учреждения; правовое воспитание, знакомство детей-сирот с действующим законодательством; формирование культуры межличностных отношений детей на основе этики и психологии общения, участие в разрешении споров детей; поддержка непопулярных, низкостатусных, слабоуспевающих, часто болеющих детей-сирот, склонных к побегам;
• в приемной (опекунской) семье - повышение воспитательных ресурсов приемной семьи, просвещение родителей по организации жизнедеятельности детей, предупреждение родителей об ответственности за насилие над детьми и халатное отношение к ним; психолого-педагогическое антикризисное семейное консультирование: социально-педагогическая коррекция и реабилитация приемных семей для профилактики возникновения опасностей для детей, риска нарушения их прав;
• в открытой социальной микросреде - постоянный мониторинг специалистами открытого микросоциума как потенциального источника опасностей и экстремальных ситуаций для детей-сирот; выявление и прогнозирование внутренних и внешних криминальных угроз жизненно важным правам детей; организация у детей социального опыта отстаивания своих прав в неформальном соседско-дружеском окружении; поддержка, помощь, защита интересов детей - сирот, находящихся в кризисных жизненных ситуациях без помощи взрослых, - жертв обмана, насилия, манипуляций, мистификаций, мошенничества; профилактика подростковых правонарушений в детской среде сиротского учреждения (детского рэкета, разборок, краж, употребления ПАВ); коррекция и
реабилитация подростков, вовлеченных в криминальные группировки, в азартные игры, профессиональное нищенство, в проституцию, в религиозные секты.
Предлагая подобную классификацию, автор отдает себе отчет в комплексности проблем вышеперечисленных категорий детей-сирот, преодоление которых требует усилий многих специалистов. Однако любой из них, сталкивающийся с детским неблагополучием в любой форме, должен быть знаком с элементарными сведениями о детях, оставшихся по разным причинам без попечения родителей, и быть способен оказать им квалифицированную поддержку, защиту и помощь.
Таким образом, охранно-защитная функция социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами состоит в том, чтобы компетентно взаимодействовать с ними с целью формирования качеств, необходимых для самостоятельной жизни в социуме, и выработки у сирот способности защищаться от неблагоприятных условий социальной среды.
The article presented deals with socio-pedagogical activities of various specialists in the field of the rights protection in terms of children deprived of their families. We describe such activities applied to the institutions for orphans, guardian families, as well as in the open social environment.
The key words: socio-pedagogical activities; the rights watch of children deprived ofparents; aims, principals and content of socio-pedagogical activities aimed to the orphan children.
Об авторе
Ядвиршис Л. А. - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и социального образования Брянского государственного университета имени И.Г. Петровского