Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кибальник А.В., Федосова И.В.

В статье исследован потенциал социально-педагогического проектирования в подготовке будущих педагогов к профессиональной деятельности: формирование субъектной позиции личности, умение критически оценивать результаты профессиональной деятельности, способности конструирования и моделирования условий социальной среды с использованием педагогических средств для получения общественно-ценного продукта. На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы выявлены критерии (мотивационно-ценностный, деятельностный, индивидуально-личностный, рефлексивный) и показатели готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности, а также подобран диагностический инструментарий исследования. В результате представлена модель подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности через социально-педагогическое проектирование, состоящая из трех взаимосвязанных блоков: установочно-целевой, представляющий цели и задачи модели; организационно-деятельностный, реализующийся в процессе формальной и неформальной образовательной деятельности; оценочно-аналитический, включающий ряд рефлексивных приемов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кибальник А.В., Федосова И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POTENTIAL OF SOCIAL AND PEDAGOGIC DESIGN FOR TRAINING FUTURE TEACHERS TO THEIR PROFESSIONAL ACTIVITY

The article issues the potential of social and pedagogic design for training future teachers to their professional activity: the forming of personality’s subject position, skill of critical assessment of the results of one’s own professional activity, ability to design and model the conditions of social environment using pedagogic means to obtain socially valuable product. Based on theoretical analysis of psychological and pedagogic literature, the authors worked out the criteria (motivation, value, activity, personal and reflective criteria) and indices of future teachers’ preparedness to professional activity and, in addition, selected diagnostic tools for research. The result is a model of training future teachers for professional activity through social and pedagogic projecting. The model consists of 3 inter-related sections: aim and direction section representing goals and tasks of the model; organizational and activity section, implemented during formal and informal education activity; finally, assessment and analytical block including a number of reflective techniques.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

УДК 316.74:37

Возможности социально-педагогического проектирования в подготовке будущих педагогов к профессиональной деятельности

The potential of social and pedagogic design for training future teachers to their professional activity

Кибальник А.В., Иркутский государственный университет, kialvch@yandex.ru

Федосова И.В., Иркутский государственный университет, Fedos-ir@yandex.ru

Kibalnik A., Irkutsk State University, kialvch@yandex.ru

Fedosova I., Irkutsk State University, Fedos-ir@yandex.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2022.151.1.009

Ключевые слова: проектирование, социально-педагогическое проектирование; готовность будущих педагогов к профессиональной деятельности.

Keywords: design, social and pedagogic design, future teachers' preparedness to professional activity.

Аннотация. В статье исследован потенциал социально-педагогического проектирования в подготовке будущих педагогов к профессиональной деятельности: формирование субъектной позиции личности, умение критически оценивать результаты профессиональной деятельности, способности конструирования и моделирования условий социальной среды с использованием педагогических средств для получения общественно-ценного продукта. На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы выявлены критерии (мотивационно-ценностный, деятельностный, индивидуально-личностный, рефлексивный) и показатели готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности, а также подобран диагностический инструментарий исследования. В результате представлена модель подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности через социально-педагогическое проектирование, состоящая из трех взаимосвязанных блоков: установочно-целевой, представляющий цели и задачи модели; организационно -деятельностный, реализующийся в процессе формальной и неформальной образовательной деятельности; оценочно-аналитический, включающий ряд рефлексивных приемов.

Abstract. The article issues the potential of social and pedagogic design for training future teachers to their professional activity: the forming of personality's subject position, skill of critical assessment of the results of one's own professional activity, ability to design and model the conditions of social environment using pedagogic means to obtain socially valuable product. Based on theoretical analysis of psychological and pedagogic literature, the authors worked out the criteria (motivation, value, activity, personal and reflective criteria) and indices of future teachers' preparedness to professional activity and, in addition, selected diagnostic tools for research. The result is a model of training future teachers for professional activity through social and pedagogic projecting. The model consists of 3 inter-related sections: aim and direction section representing goals and tasks of the model; organizational and activity section, implemented during formal and informal education activity; finally, assessment and analytical block including a number of reflective techniques.

Введение. Структурные изменения, происходящие в системе высшего образования, актуализируют значимость проблемы подготовки будущих педагогов к реализации профессиональной деятельности. Процессы стандартизации и глобализация современного образования ставят перед вузом задачи, связанные с поиском наиболее оптимальных форм, методов и средств подготовки

педагогических кадров. В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. N 122 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование", программа бакалавриата предполагает освоение студентами

ряда компетенций [8]. В ходе профессиональной подготовки молодые люди должны научиться:

- работать с информацией (поиск, верификация, критическая оценка, отбор);

- осуществлять целеполагание с применением наиболее оптимальных способов решения поставленных задач;

- выстаивать социальное взаимодействие на основе партнерских отношений;

- владеть приемами управления своим временем для определения наиболее оптимального пути профессионального саморазвития;

- организовывать воспитательную деятельность на основе учета индивидуально -психологических особенностей обучающихся.

Стоит отметить, что для освоения и реализации обозначенных компетенций студентам необходимо сформировать такие профессионально-значимые качества, как ответственность, стрессоустойчивость,

инициативность, социальную активность, стремление к успеху, наблюдательность, оригинальность, эмоциональную

восприимчивость и отзывчивость. Кроме того, студенту важно осознать то, что для профессиональной успешности, в условиях современного рынка труда, уже на этапе обучения важно сформировать социальный опыт, подкрепленный навыками самостоятельной работы, мобильностью, умением быстро приспосабливаться к новым условиям труда и субъектной позицией личности. А.Г. Асмолов отмечает, что сформированность субъектности позволяет человеку комплексно и целенаправленно проявлять активность во всех видах деятельности [2]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в ходе подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности необходимо делать акцент на формирование социального опыта студента.

В современных научных исследованиях внимание авторов сконцентрировано на перспективах социально-педагогического

проектирования в формировании

профессионального опыта студента (С.М. Домрачева, О.А. Иванова, Е.А. Крюкова, Е.А. Носова). В.С. Торохтий, анализируя аксиологические основы социально-

педагогического проектирования, отмечает, что в основе данного процесса лежит возможность организации эффективного и продуктивного взаимодействия личности и социальной среды, в

результате которого формируется субъектная позиция специалиста через осуществление профессиональной пробы [10].

В.А. Луков считает, что через социально-педагогическое проектирование молодой человек получает навыки целенаправленного

конструирования и моделирования социальной среды с целью создания общественно-значимого продукта, решения актуальной социальной задачи; учится преобразовывать негативные факторы среды в точку социального роста и развития [7].

В.Е. Радионов выделяет гуманистическую направленность продуктов социально-педагогического проекта. В процессе проектирования молодой человек получает навыки критической оценки информации, выделения актуальной социально-значимой проблемы, учится осмысливать результат педагогической деятельности [9].

Таким образом, можно констатировать, что участие студентов в процессе социально-педагогического проектирования позволяет им, используя педагогические средства, оказывать позитивное влияние на социальные явления. Такой тип просоциальной активности влечет за собой формирование ряда профессионально-значимых качеств: социальной ответственности, готовности к внедрению инноваций в педагогическую деятельность, стремления к выстраиванию продуктивных отношений на основе социального партнерства.

Материалы и методы исследования. Исследование готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности было проведено на базе Педагогического института ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет». Диагностическая работа проводилась со студентами первого и второго курсов в возрасте 18 - 25 лет (50 человек). Респондентами выступили обучающиеся по направлению 44.03.02 «Психолого-педагогическое

образование», профиль «Психология и социальная педагогика». Исследование было проведено с сентября по декабрь 2021 г.

На основе анализа психолого-педагогических исследований (С.С. Витвицкая, Е.А. Климов, А.А. Павлова) мы определили критерии и показатели готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности, а также обозначили диагностический инструментарий исследования и представили их в виде таблицы, см. таблицу 1.

Таблица 1. -Критерии и показатели готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности

Критерии Показатели Диагностический инструментарий

мотивационно-ценностный - потребность в достижении; - жизненная активность - «Ценностные ориентации» (М. Рокич); - «Изучение мотивации успеха и избегание неудач» (Т. Элерс)

деятельностный - социальная активность; - отношения с окружающими «Незаконченные предложения» Сакса и Леви (в адаптации Л.А. Головей)

индивидуально -личностный - потребность в помощи и содействии; - готовность к преодолению трудностей «Эмоциональная направленность» (Б.И. Додонов)

рефлексивный - конфликтность; - самообвинение; - саморуководство Методика исследования самоотношения (С.Р. Пантелеев)

Проведенное исследование позволило нам сделать вывод о том, что в процессе подготовки к профессиональной деятельности студенты сталкиваются с различными субъективными и объективными трудностями:

- противоречие между стремлением к получению высшего образования и неуверенностью в том, что выбранная специальность перспективна (Т.С. Базарова);

- растерянность и сомнения в вопросе восприятия себя как профессионала (В .А. Анчарская);

- высокая конкуренция на рынке труда (К.В. Харченко);

- информационная перегруженность, провоцирующая желание дистанцироваться от социума (В.А. Анчарская);

- финансовые затруднения, приводящие некоторых молодых людей к необходимости совмещать учебную и трудовую деятельность (К.В. Харченко) [1;3;11].

Обозначенные проблемы, на наш взгляд, вызваны следующими факторами, выявленными в результате изучения готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности:

- 45% респондентов продемонстрировали незаинтересованность в активной и насыщенной жизни, студенты выбирают пассивные формы досуга, не проявляют инициативы;

- у 53% обследуемых выявлен низкий уровень самоконтроля и самодисциплины, для таких людей характерно желание быстро получать выгоду, отказ от трудоемких дел, низкий уровень ответственности;

- более 40% молодых людей охарактеризовали себя как нерешительного, неорганизованного и недостаточно целеустремленного человека, однако 38% студентов отметили, что такие качества как

смелость, готовность к активному преодолению трудностей и оптимистичность имеют высокую значимость для будущего педагога;

- 43% студентов мотивированы на избегание неудач, не стремятся к достижениям, не уверены в том, что трудности, возникающие в жизни, могут приводить к саморазвитию и накоплению социального опыта;

- у 35% обследуемых выявлено стремление к избеганию близких, дружеских отношений, они не склонны к открытому общению, не умеют работать в команде, проявляют пассивность в процессе социального взаимодействия, демонстрируют эскапизм;

- для 61% респондентов выявлена эгоистическая тенденция, анализ эмоциональной направленности личности показал, что молодые люди ориентированы на получение удовольствий, развлечения и не склонны к альтруизму;

- у 39% молодых людей выявлена внутренняя конфликтность, трудности с принятием решений, смущенность в состоянии выбора, неумение быстро и продуктивно реагировать в сложной ситуации;

- 43% респондентов продемонстрировали склонность к самообвинению в трудной ситуации, для таких молодых людей крайне проблематично выходить из «зоны комфорта», они объясняют собственные успехи стечением обстоятельств, везением, однако в неудачах обвиняют себя [5].

Результаты исследования. Изучение потенциала социально-педагогического

проектирования, а также результаты эмпирического исследования позволили разработать специальную модель подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности через социально-педагогическое проектирование, представленную в таблице 2.

Таблица 2. - Модель подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности через социально-педагогическое проектирование

УСТАНОВОЧНО-ЦЕЛЕВОИ БЛОК

Цель модели: формирование готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности через социально-педагогическое проектирование Задачи: - мотивация молодых людей на достижение успеха в профессиональной деятельности; - снижение уровня внутренней конфликтности в ситуации профессионального выбора; - формирование профессиональных умений анализа и оценки проблемных ситуаций, грамотного определения путей и способов оптимального их разрешения в условиях реализации социально-педагогических проектов; - повышение уровня ответственности, социальной активности и инициативности в процессе подготовки и реализации социального-педагогического проекта

ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫИ БЛОК

Формальная образовательная деятельность Включение в образовательный процесс вуза таких учебных дисциплин как «Социально-педагогическое проектирование», «Технологическая (проектно-технологическая) практика»

Неформальная образовательная деятельность Реализация подготовленных студентами социально-педагогических проектов в процессе волонтерской деятельности

ОЦЕНОЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИИ БЛОК

Анализ студентами полученных знаний, умений, навыков и приобретенного опыта через ряд рефлексивных приемов («Лестница успеха», таблица «ПОПС», «диаграмма Венна»)

РЕЗУЛЬТАТ ВНЕДРЕНИЯ МОДЕЛИ: готовность будущих педагогов к профессиональной деятельности

Модель подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности через социально-педагогическое проектирование

состоит из нескольких последовательных блоков: установочно-целевой, организационно-

деятельностный, оценочно-аналитический.

Установочно-целевой блок включает в себя цель и задачи, раскрывающие содержание последующих блоков модели.

Организационно-деятельностный блок

реализуется в процессе формальной и неформальной образовательной деятельности. В рамках формальной образовательной деятельности происходит включение в образовательный процесс вуза таких учебных дисциплин как «Социально-педагогическое проектирование», «Технологическая (проектно-технологическая) практика».

Цель дисциплины «Социально -

педагогическое проектирование» - формирование готовности студентов к проектированию социально-педагогической деятельности в различных социальных средах.

Содержание данного курса базируется на ряде компетенций, развивающих способности студентов управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни, а также участвовать в групповой деятельности по проектированию и реализации программ профилактики, развития и

воспитания обучающихся. Рабочая программа дисциплины выполнена по модульному принципу и состоит из нескольких разделов, разбитых по темам.

Раздел 1. Элементы социального и педагогического проектирования в структуре социально-педагогической деятельности.

Тема 1. Социально-педагогическое проектирование: история реализации проектных идей.

Анализ ключевых категорий темы: проект, проектирование, планирование, конструирование, моделирование, проектная культура педагога, управление проектом. Базовые научные подходы к определению содержания проектной деятельности: ресурсный (М.Ю. Бухаркина), результативно-ориентированный (И.А.

Колесникова), функциональный (Н.Ю. Пахомова). Уровни и принципы педагогического проектирования. Педагогические функции социального проектирования.

Тема 2. Сущность социально-педагогического проектирования и требования к его субъектам.

Типология и основания для классификации социально-педагогических проектов. Степень инновационности и социальной значимости проекта: методики диагностики. Технологические требования к разработке, организации и реализации проекта. Специфика формирования проектной группы. Особенности развития проектного мышления, его характеристики и

типы. Личностные качества субъекта проектирования. Участие в грантовых конкурсах.

Тема 3. Формирование проектной среды в условиях развития социально - педагогической деятельности.

Проектная среда в условиях социально-педагогической деятельности. Формирование проектных компетенций социальных педагогов. Формирование мотивации к проектной деятельности. Проектная культура социального педагога. Методики проведения научного исследования в ходе проектной деятельности.

Раздел 2. Технология разработки и реализации социально-педагогического проекта.

Тема 1. Этапы проектной подготовки. Особенности реализации и представления проектных результатов.

Последовательность оформления проектной идей, выбор целевой группы и объекта проектирования, разработка проекта, презентация социально-педагогического проекта, критическая оценка значимости реализованного проекта для социума и участников проектирования.

Тема 2. Управление, мониторинг и экспертная оценка социально-педагогического проекта.

Особенности управления социальным проектом. Социальный педагог как социальный менеджер. Мониторинговые исследования в условиях социального проектирования. Предмет и объект мониторинга проекта. Критерии, показатели и диагностический инструментарий мониторинга. Роль социального педагога в мониторинговых исследованиях. Разработка макета экспертного заключения по проекту. Критериальный аппарат внутренней и внешней оценки проекта.

Тема 3. Возможности применения социально-педагогического проектирования в волонтерской деятельности.

Виды добровольческой деятельности. Тематика актуальных социально-педагогических волонтерских проектов: региональный аспект. Участие в социально-педагогическом проектировании как стратегия развития лидерства волонтеров. Потенциал проектной деятельности в образовании команды добровольцев.

Помимо рассмотренной дисциплины для подготовки будущих педагогов к профессиональной деятельности через социально-педагогическое проектирование в учебный процесс внедрена программа технологической (проектно-технологической) практики. В рамках практики происходит закрепление и углубление теоретической подготовки обучающегося и приобретение им умений и компетенций в сфере проектирования

социально-педагогической деятельности в различных социальных средах. В ходе выполнения заданий студентам необходимо:

- проанализировать тематику проектов, актуальных для региона;

- изучить статистические исследования, подтверждающие значимость выбранной темы проекта;

- разработать целевые установки проекта и задачи, раскрывающие содержание цели;

- подобрать методы реализации проекта, адекватные задачам и целевой аудитории проекта с учетом его хронометража;

- с помощью использования фандрайзинговых технологий обеспечить партнерскую поддержку проекта и его материально-техническое оснащение;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- проанализировать ресурсный потенциал проекта и обозначить возможные риски, которые могут негативно сказаться на качестве его реализации;

- четко описать и представить продукт (результат) проектной деятельности, а также выделить возможные направления развития проекта;

- качественно, с учетом всех технических требований оформить проект;

- подготовиться к презентации социально-педагогического проекта.

Такая практическая подготовка позволяет молодым людям закрепить полученные теоретические знания в ходе реализации профессиональной пробы.

В рамках неформальной образовательной деятельности происходит мотивация молодых людей для участия в волонтерской деятельности, в ходе которой студенты получат возможность реализовать свои социально-педагогические проекты на базе социальных и образовательных учреждений города Иркутска и Иркутской области [6].

Цель оценочно-аналитического блока модели - анализ студентами полученных знаний, умений, навыков и приобретенного опыта через ряд рефлексивных приемов:

- «лестница успеха» - прием, позволяющий оценить свои успехи и достижения в рамках каждого этапа подготовки через организацию группового обсуждения трудностей, возникших в ходе разработки и реализации социально-педагогического проекта, также прием дает возможность практиковать умения критического оценивания;

- таблица «ПОПС», использование которой позволяет каждому студенту аргументированно

высказать свою точку зрения по поводу актуальности той или иной проектной темы, рассмотреть значимость социально-

педагогического проектирования с позиции планирования, конструирования и

моделирования;

- «диаграмма Венна» - прием, ориентированный на поиск общего и уникального в каждом проектном предложении, построение диаграммы дает возможность оценить степень деструктивности влияния социального явления на развитие ситуации, что позволяет выбрать наиболее подходящие методы реализации социально-педагогического проекта.

Кроме того, применение обозначенных приемов может быть полезно при оценке студентами уровня проектной культуры педагога-исследователя. Как отмечают О.И. Каяшева и З.Г. Ханова, наличие рефлексивного компонента в структуре педагогической модели выступает в качестве одного из ведущих факторов, способствующих достижению профессиональной успешности у студентов [4].

Результатом внедрения модели станет готовность будущих педагогов к профессиональной деятельности.

Заключение. Изучение возможности социально-педагогического проектирования в подготовке будущих педагогов к профессиональной деятельности позволило сделать следующие выводы: в процессе проектной деятельности студенты, помимо осуществления профессиональных проб, развивают критическое мышление, навыки применения педагогических методов, адекватных потребностям обучающихся, формируют педагогическое воображение и оптимистическое прогнозирование.

Под готовностью будущих педагогов к профессиональной деятельности стоит понимать комплекс индивидуально-личностных качеств, способствующих продуктивной самореализации специалиста в различных сферах. Такая готовность выступает в качестве балансира при принятии профессиональных решений. В структуру готовности авторы включают уровень профессиональных знаний, наличие адекватных представлений об умениях и способностях компетентного специалиста, мотивация и заинтересованность в выполнении трудовых функций, стремление к постоянному самосовершенствованию как профессионала.

Исследование готовности будущих педагогов к профессиональной деятельности позволило сделать вывод о том, что респонденты демонстрируют интерес к участию в педагогической деятельности, однако они часто испытывают неуверенность в ситуации выбора, сложности с принятием профессиональной ответственности, не имеют четкой мотивации на успех, не всегда критично относятся к поступающей информации и зачастую не способны к адекватному целеполаганию.

Внедрение описанной модели позволит:

- повысить потребность молодых людей в профессиональных достижениях и уровень социальной активности;

- снизить вероятность возникновения внутренней конфликтности при необходимости принятия ответственного решения;

- сформировать ряд проектных умений и навыков, которые могут быть использованы в процессе планирования и конструирования индивидуального профессионального маршрута;

- развить инициативность и ответственность при решении профессиональных задач.

Литература:

1. Анчарская В.А. Нужен ли современной России молодой специалист? / В.А.Анчарская // Alma mater: Вестн. высш. шк. - 2001. - № 5. - С. 35-37.

2. Асмолов А.Г., Гусельцева М.С. Психология как ремесло социальных изменений: технологии гуманизации и дегуманизации в обществе / А.Г. Асмолов, М.С. Гусельцева // Мир психологии. - 2016. -№ 4. - С. 14-28.

3. Базарова Т.С. Социально-педагогические особенности современного студенчества / Т.С. Базарова // Вестник Бурятского государственного университета. - 2017. - Вып. 4. Педагогика. Филология. Философия. - С. 105-109.

4. Каяшева О.И., Ханова З.Г. Ретроспективная, ситуативная и проспективная рефлексия в достижении

профессиональной успешности студентов-психологов / О.И. Каяшева, З.Г. Ханова // Казанский педагогический журнал. - 2021. - № 4 (147). - С. 252257.

5. Кибальник А.В. Социальное проектирование как средство развития социальной активности студенческой молодёжи / А.В. Кибальник // Педагогический ИМИДЖ. 2018. - № 2 (39). - С. 117127.

6. Кибальник А.В., Федосова И.В. Психолого-педагогические особенности младших подростков, склонных к аддиктивному поведению / А.В. Кибальник, И.В. Федосова // Казанский педагогический журнал. - 2019. - № 2 (133). - С. 87-92.

7. Луков В.А. Социальное проектирование / В.А. Луков. - М.: Флинта: Социум, 2003. - 240 с.

8. Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 N 122 (ред. от 08.02.2021) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование" (Зарегистрировано в Минюсте России 15.03.2018 N 50364) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) [Электронный ресурс]. -Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_293569/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1

9. Радионов В.Е. Нетрадиционное педагогическое проектирование / В.Е. Радионов. -СПб.: ГТУ, 1996. - 140 с.

10. Торохтий В.С. Модели интеграции теории и практики социальной педагогики в деятельности образовательных учреждений / В.С. Торохтий // Педагогическое образование в России. - 2010. - № 1. -С. 25-30.

11. Харченко К.В. Студент на рынке труда: представления и жизненные реалии / К.В. Харченко // Высшее образование в России. - 2008. - № 9. - С. 8387.

References:

1. Ancharskaya V.A. Does modern Russia need young specialists? / V.I. Ancharskaya // Alma mater: Higher School Bulletin. - 2001. - Issue 5. - P. 35-37.

2. Asmolov A.G., Guseltseva M.S. Psychology as a craft of social change: technologies of humanization and dehumanization in society / A.G. Asmolov, M.S. Guseltseva // World of Psychology. - 2016. - Issue 4. - P. 14-28.

3. Bazarova T.S. Social and pedagogic features of modern students / T.S. Bazarova // Bulletin of Buryat State University. - 2017. - Issue 4. Pedagogy. Philology. Philosophy. - P. 105-109.

4. Kayasheva O.I., Khanova Z.G. Retrospective, situational and prospective reflection in professional success of students in psychology / O.I. Kayasheva, Z.G. Khanova // Kazan Pedagogic Journal. - 2021. - Issue 4 (147). - P. 252-257.

5. Kibalnik A.V. Social projecting as a means of developing social activity of student youth / A.V. Kibalnik // Pedagogical Image. - 2018. - Issue 2 (39). - P. 117-127.

6. Kibalnik A.V., Fedosova I.V. Psychological and pedagogic features of early adolescents inclined to addictive behavior / A.V. Kibalnik, I.V. Fedosova // Kazan Pedagogic Journal. - 2019. - ISsue 2 (133). - P. 87-92.

7. Lukov V.A. Social projecting / V.A. Lukov. -Moscow: Flinta: Sotsium, 2003. - 240 p.

8. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 22.02.2018 № 122 (edited 08.02.2021) "On ratifying the federal state educational standard of higher education - baccalaureate in 44.03.02 Psychological and Pedagogic Education" (Registered in the Ministry of Justice of the Russian Federation on 15.03.2018 № 50364) (edited and augmented, effective since 01.09.2021) [Electronic resource]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2935 69/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518

9. Radionov V.E. Unconventional pedagogic projecting / V.E. Radionov. - Saint-Petersburg: State Technological University, 1996. - 140 p.

10. Torokhtiy V.S. Models of integration of theory and practice of social pedagogics in the activities of educational institutions / V.S. Torokhtiy // Pedagogical Education in Russia. - 2010. - Issue 1. - P. 25-30.

11. Kharchenko K.V. Students in the labour market: concept and reality / K.V. Kharchenko // Higher Education in Russia. - 2008. - Issue 9. - P. 83-87.

5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования (13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования)

Сведения об авторах:

Кибальник Алёна Вячеславовна (г. Иркутск, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии, Иркутский государственный университет, педагогический институт, e-mail: kialvch@yandex.ru

Федосова Ирина Валерьяновна (г. Иркутск, Россия), заведующий кафедрой социальной педагогики и психологии, кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский государственный университет, педагогический институт, e-mail: Fedos-ir@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.