Научная статья на тему 'Модель организации волонтёрской деятельности младших подростков, направленной на профилактику аддиктивного поведения'

Модель организации волонтёрской деятельности младших подростков, направленной на профилактику аддиктивного поведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
256
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ADDICTIVE BEHAVIOR / EARLY ADOLESCENTS / VOLUNTEER ACTIVITY / VOLUNTEER TRAINING / АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / МЛАДШИЕ ПОДРОСТКИ / ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБУЧЕНИЕ ВОЛОНТЁРОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кибальник А.В., Федосова И.В.

В статье подробно описана программа экспериментальной работы, направленной на профилактику аддиктивного поведения младших подростков через включение в волонтёрскую деятельность. Рассмотрены содержательные аспекты работы в ходе тренинговых занятий, проведения мастер-классов и социального проектирования. В рамках модели представлены индивидуальные (консультирование, беседы) и групповые (социальные проекты и акции) формы профилактической работы с учащимися по трем уровням профилактического воздействия: интеллектуальному (сознательное усвоение общественных норм поведения), эмоциональному (воздействие на чувства подростка) и практическому (вовлечение в общественно-полезную деятельность). Модель организации волонтёрской деятельности младших подростков имеет практическое значение. Изложенная в ней информация может быть полезна социальным педагогам, педагогам школ и всем тем, кто интересуется вопросами организации волонтёрской деятельности, особенно с целью профилактики аддиктивного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кибальник А.В., Федосова И.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A MODEL OF ORGANIZING EARLY ADOLESCENTS’ VOLUNTEER ACTIVITY AIMED AT PREVENTING ADDICTIVE BEHAVIOR

The article describes in detail the program of experimental work aimed at preventing early adolescents’ addictive behavior by involving them in volunteer activity. The authors have described the contents of working during trainings, master classes and social projecting. The model includes individual forms (consultations, talking) and group forms (social projects and actions) of preventing work with students on three levels: intellectual (conscious mastering of social standards of behavior), emotional (influencing the feelings of adolescents) and practical (involving in socially useful activity). The model of organizing early adolescents’ volunteer activity has a practical importance. The information expounded in the article can be useful for social pedagogues, school teachers and for everyone who is interested in the issues of organizing volunteer activity, especially aimed at preventing addictive behavior.

Текст научной работы на тему «Модель организации волонтёрской деятельности младших подростков, направленной на профилактику аддиктивного поведения»

УДК 159.943:364-053.6

МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ, НАПРАВЛЕННОЙ

НА ПРОФИЛАКТИКУ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

А.В. Кибальник, И.В. Федосова

Аннотация. В статье подробно описана программа экспериментальной работы, направленной на профилактику аддиктивного поведения младших подростков через включение в волонтёрскую деятельность. Рассмотрены содержательные аспекты работы в ходе тренинговых занятий, проведения мастер-классов и социального проектирования. В рамках модели представлены индивидуальные (консультирование, беседы) и групповые (социальные проекты и акции) формы профилактической работы с учащимися по трем уровням профилактического воздействия: интеллектуальному (сознательное усвоение общественных норм поведения), эмоциональному (воздействие на чувства подростка) и практическому (вовлечение в общественно-полезную деятельность). Модель организации волонтёрской деятельности младших подростков имеет практическое значение. Изложенная в ней информация может быть полезна социальным педагогам, педагогам школ и всем тем, кто интересуется вопросами организации волонтёрской деятельности, особенно с целью профилактики аддиктивного поведения.

Ключевые слова: аддиктивное поведение, младшие подростки, волонтерская деятельность; обучение волонтёров.

A MODEL OF ORGANIZING EARLY ADOLESCENTS' VOLUNTEER

ACTIVITY AIMED AT PREVENTING ADDICTIVE BEHAVIOR

A. Kibalnik, I. Fedosova

Abstract. The article describes in detail the program of experimental work aimed at preventing early adolescents' addictive behavior by involving them in volunteer activity. The authors have described the contents of working during trainings, master classes and social projecting. The model includes individual forms (consultations, talking) and group forms (social projects and actions) of preventing work with students on three levels: intellectual (conscious mastering of social standards of behavior), emotional (influencing the feelings of adolescents) and practical (involving in socially useful activity). The model of organizing early adolescents' volunteer activity has a practical importance. The information expounded in the article can be useful for social pedagogues, school teachers and for everyone who is interested in the issues of organizing volunteer activity, especially aimed at preventing addictive behavior.

Keywords: addictive behavior, early adolescents, volunteer activity, volunteer training.

Подрастающее поколение нашей страны на этапе начала нового тысячелетия оказалось в чрезвычайно трудной ситуации по нескольким причинам, связанным, прежде всего, с радикальным изменением механизма включения подростков в общественную жизнь, в систему взаимодействия с различными общественными институтами - семьей, образованием, трудовыми коллективами, общественными организациями. Появились новые социальные ценности, идеалы, очень часто противоречащие тому, на что ориентируют юношей и девушек родительская семья, группы общения. Резко

трансформировалась социально-классовая,

имущественная дифференциация населения, различных групп семей. Изменилось содержание свободного времени подростков, пути и средства их информированности.

По мнению ряда немецких ученых, «подростковый возраст - это время проявления и возрастания воздействия нагрузок. Телесные

изменения к началу пубертата, смена и окончание школы, первая любовь и отделение от родителей, планирование будущего и решение, принимаемое о собственном стиле жизни, часто должны преодолеваться параллельно и могут превысить адаптивные ресурсы подростков» [1, с.7].

Все обозначенные факторы создают для молодых людей новые жизненные сложности, механизмы преодоления которых вызывают критическое отношение старших. Чаще всего, не выдержав всех этих изменений, подростки стараются уйти от реальности путем применения различных аддиктивных агентов [7].

Таким образом, в контексте современной социокультурной ситуации актуализируется проблема профилактики аддиктивного поведения младших подростков, а также формирования рационального отношения школьников к своему здоровью, которое поможет им избежать рискованных ситуаций, способных нанести существенный ущерб качеству жизни в целом.

Включение школьников в социально -значимую деятельность, основанную на эмоционально-личностном отношении к нуждающимся в поддержке, позволит не только максимально реализовать себя в различных видах деятельности, но и выработать широкий спектр эффективных стратегий разрешения жизненных проблем, сформировать навыки их гибкого использования в соответствии с требованиями условий ситуации [4]. Осознание подростком своих способностей в преодолении трудностей будет содействовать развитию у него чувства собственной ценности, повысит самооценку, уверенность в собственных силах, в том, что он

может контролировать и созидать свой жизненный мир (Е.В. Бондаревская, Е.Е. Данилова, Н.В. Калинина, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др.).

Экспериментальной базой нашего исследования стало МБОУ «Гимназия № 25» г. Иркутска. Исследовательская работа проводилась с младшими подростками 5-х и 6-х классов. В исследовании приняли участие 60 человек.

Модель организации волонтерской деятельности младших подростков, направленной на профилактику аддиктивного поведения, включала в себя три этапа: подготовительный, деятельностный, итоговый, см. таблицу 1.

Таблица 1. - Модель организации волонтерской деятельности младших подростков, направленной на профилактику аддиктивного поведения

Цель: профилактика аддиктивного поведения

Задачи:

Пропаганда и развитие волонтерской деятельности в гимназии,

формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность

Проектирование и организация профилактической деятельности по принципу «равный-равному»

Формирование самостоятельной, зрелой, социально активной личности, способной реализовывать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы_

Этапы:

Подготовительный

Деятельностный

Итоговый

Создание гимназии

волонтерского актива

Проведение тренинговых занятий, мастер-классов, создание и реализация социальных проектов_

Анализ работы,

перспектив

деятельности

определение дальнейшей

Содержание работы:

Выработка основных принципов организации волонтерской

деятельности в гимназии. Подготовка волонтерского актива

Определение целей, задач, тематики, форм и содержания встреч с волонтерами. Составление плана работы

Изучение и сравнительный анализ работы на основе личностных преобразований учащихся и анализа полученных документов

(сертификаты, грамоты, дипломы)

Формы профилактической работы:

Индивидуальная

Групповая

Индивидуальное консультирование. Индивидуальный подход к организации деятельности. Индивидуальные проекты_

Семинары, беседы со специалистами, изготовление плакатов, видеороликов, тренинги, акции, группы поддержки, спортивные мероприятия, проекты, конкурсы

Уровни профилактического воздействия:

Интеллектуальный (сознательное усвоение общественных норм поведения)

Эмоциональный (воздействие на чувства подростка)

Действенно - практический (вовлечение в общественно-полезную деятельность, сферу общения)_

Основные принципы организации деятельности:

Конструктивно-позитивный принцип - в процессе работы внимание акцентируется не на отрицательных последствиях зависимого поведения, а на значимости ведения здорового образа жизни_

Принцип отражения -сосредоточение усилий на закреплении в практической деятельности позитивных

поведенческих моделей

Принцип доступности - отбор

информации и форм работы,

соответствующих возрасту волонтеров

Результат: психически и физически здоровая социально-мобильная личность, обладающая гуманистическими,

нравственными ориентациями с позитивной мотивационной направленностью, установкой на успех и _здоровый образ жизни_

На подготовительном этапе внедрения модели мы опирались на результаты констатирующего эксперимента, проведённого нами в рамках эмпирического исследования, где были определены и систематизированы критерии и показатели выявления подростков, склонных к аддиктивному поведению (склонность к преодолению норм и правил; агрессия и насилие; делинквентное поведение; волевой контроль эмоциональных реакций; самоповреждающее и саморазрушающее поведение), а также определены виды зависимостей, преобладающих в подростковой среде.

В результате исследования было выявлено, что подростки обладают сниженным уровнем стрессоустойчивости, используют

неконструктивные стратегии преодоления сложных ситуаций; обладают скрытым комплексом неполноценности, сочетающимся с внешне проявляемым превосходством; имеют неадекватную самооценку; обманывают и обвиняют педагогов и родителей; не принимают ответственность; демонстрируют повторяемость деструктивного поведения.

Предполагалось, что если организовать целенаправленное, систематическое,

сознательное включение подростков в различные виды волонтёрской деятельности, то профилактика аддиктивного поведения будет успешной [5;6].

В рамках данного этапа был создан волонтерский актив гимназии как филиал Центра молодежных социальных инициатив

«Добровольный выбор!» при Педагогическом институте Иркутского государственного университета.

Деятельностный этап программы включал в себя определение целей, задач, тематики, форм и содержания встреч с волонтёрами. Составление плана работы. Экспериментальная модель предполагала работу в трех направлениях: серия тренинговых занятий; проведение мастер-классов; социальное проектирование [2;3].

Серия тренинговых занятий представляла собой цикл из 10 групповых встреч (15 часов), объединенных общей тематикой и направленных на достижение определенной цели. В тренинговую работу были включены волонтёры (подростки экспериментальной группы). Занятия проводились один раз в неделю.

Цель серии тренинговых занятий: содействие в формировании социально-активной личности, способной к самоконтролю и анализу ситуации, принимающей ответственность за своё здоровье.

Занятия были разнообразны по структуре и содержанию (деловые и ролевые игры,

дидактические упражнения и др.). Специфика каждого занятия зависела от тематики и целевых установок.

Кроме того, для обучающихся экспериментальной группы было проведено три мастер-класса (5 часов). Тематика мастер-классов: история волонтёрского движения, виды формы благотворительности; актуальные проблемы и перспективы развития волонтерской

деятельности; технология социального проектирования.

Работа в мастер-классе позволила подросткам участвовать в обсуждении трудностей, которые могут возникнуть в процессе волонтёрской деятельности. Дети получили возможность попрактиковаться в создании социальных проектов, проанализировать возможные проблемы и совместно найти новые, творческие способы их разрешения.

Главный педагогический смысл

использования технологии социального проектирования в программе организации волонтёрской деятельности младших подростков, направленной на профилактику аддиктивного поведения, заключался в формировании у обучающихся социальной активности, развитии творческого мышления, становлении активной жизненной позиции; вовлечении младших подростков в общественно-полезную

деятельность, ориентированную на помощь нуждающимся и закреплении навыков командной работы.

Практическую деятельность по подготовке и реализации социальных проектов осуществляли волонтёры единой группой. Основными результатами их работы стали:

- Социальный проект «Праздник ветеранам!» - организация праздничных мероприятий для Совета ветеранов Октябрьского округа г. Иркутска.

- Социальный проект «Формирование критического мышления в эпоху СМИ!» -ориентирован на изучение и критическое осмысление информации, получаемой из СМИ.

- Социальный проект «Бартер!» - проведение театрализованных представлений, мастер-классов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организация активного игрового взаимодействия детей и волонтёров с целью демонстрации позитивных образцов поведения и содействия всестороннему развитию творческого и интеллектуального потенциала как воспитанников школы-интерната, так и самих волонтеров.

- Социальная акция «Нет наркотикам!» -основная задача состояла в актуализации в

сознании обучающихся школы острой проблемы современного общества и информировании их о связанных с этим вопросах.

- Социальная акция «Здорово жить здорово!»

- формирование у обучающихся устойчивого позитивного отношения к здоровому образу жизни. Демонстрация разрушающего действия табака на организм человека.

- Социальная акция «Помоги животным» -сбор корма для животных питомника «К-9» способствовал формированию у подростков трепетного, ответственного отношения к «братьям нашим меньшим».

- Социальная акция «Поможем детям вместе»

- сбор одежды, школьных принадлежностей, канцелярии для детей детских домов г. Иркутска.

Итоговый этап внедрения модели заключался в подведении итогов работы волонтеров, в ходе которого осуществлялась рефлексия всех организованных волонтерами мероприятий, а также тех знаний и умений, которые они получили на тренинговых занятиях и мастер-классах, организованных в рамках волонтерской деятельности.

Наряду с групповой работой проводились индивидуальные занятия с подростками и их родителями. Так, были проведены индивидуальные консультации по

самоменеджменту: «Введение в

самоменеджмент» (теоретическое

информирование, рекомендации по

планированию своего времени) и «Планирование» (отработка и закрепление навыков планирования и организации деятельности). Индивидуальные беседы, направленные на коррекцию зависимости от межполовых отношений: «Мужчины и женщины, парни и девушки, девочки и мальчики» (определение понятий, возрастных границ вступления в сексуальные отношения); «Мои

интересы и увлечения» (определение круга интересов и возможностей их реализации для подростка).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В результате реализации экспериментальной модели произошли позитивные изменения по большинству из критериев оценки личности, склонной к аддиктивному поведению. Кроме того, наметилась положительная динамика в уровне общей склонности к зависимости, выражавшаяся в увеличении числа обучающихся, имеющих низкую склонность к выделенному у них виду зависимости, в сравнении с результатами констатирующего эксперимента.

Апробация экспериментальной модели подтвердила эффективность и результативность волонтёрской деятельности, направленной на профилактику аддиктивного поведения подростков. Волонтерское движение

представляется нам одной из наиболее прогрессивных форм проявления социальной активности обучающихся. Являясь уникальным социально-педагогическим феноменом, оно не может остаться без внимания отечественных педагогов: будучи формой оказания помощи нуждающимся в ней, волонтерское движение является мощным фактором воздействия на социальное становление личности ребенка. Таким образом, можно заключить, что волонтёрство -это значимый педагогический инструмент, позволяющий получить бесценный опыт, который будет способствовать становлению всесторонне развитой, социализированной независимой личности.

Материалы исследования могут быть использованы в практике работы с обучающимися общеобразовательных школ, в процессе разработки и внедрения современных педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения.

Литература:

1. Жизненные проблемы и способы их разрешения школьниками 12-18 лет. (Кросскультурное сравнение: Потсдам - Санкт-Петербург): коллективная монография. - СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. - 130 с.

2. Кибальник А.В. Социальное проектирование как средство развития социальной активности студенческой молодежи / А.В. Кибальник // Педагогический ИМИДЖ. - 2018. - № 2(39). - С. 117127.

3. Кибальник А.В. «Городская школа волонтеров»: практика реализации социального проекта / А.В. Кибальник // Инновационная наука. -2016. - № 3-2. - С. 143-146.

4. Кибальник А.В. Волонтерская деятельность и ее роль в личностно-профессиональном развитии будущих социальных педагогов / А.В. Кибальник // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2016. - Т. 8. - № 1. - С. 74-79.

5. Расчинская А.И. Возможности волонтерской деятельности для профилактики аддиктивного поведения младших подростков / А.И. Расчинская // Социокультурные механизмы преемственности ценностей: сб. научных статей по итогам Международной научно - практической конференции (Иркутск, 15-16 ноября 2013 года). - Иркутск: ВСГАО, 2013. - С. 181-186.

6. Федосова И.В. Овладение студенческой

молодежью конструктивными стратегиями преодоления трудных жизненных ситуаций через включение в волонтерскую деятельность / И.В. Федосова, А.В. Кибальник // European Social Science Journal. - 2013. - № 6(34). - С. 60-70.

7. Фуряева Т.В. Дети и подростки в трудной жизненной ситуации: педагогическая теория, практика сопровождения и интеграции / Т.В. Фуряева, И.Г. Каблукова. - Красноярск: Изд-во КГПУ им. В.П. Астафьева, 2007. - 304 с.

Сведения об авторах:

Кибальник Алёна Вячеславовна (г. Иркутск, Россия), старший преподаватель кафедры социальной педагогики и психологии, Иркутский государственный университет, педагогический институт, e-mail: kialvch@yandex.ru

Федосова Ирина Валерьяновна (г. Иркутск, Россия), заведующий кафедрой социальной педагогики и психологии, кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский государственный университет, педагогический институт, e-mail: Fedos-ir@yandex.ru

Data about the authors:

A. Kibalnik (Irkutsk, Russia), senior teacher of social pedagogy and psychology department, Irkutsk State University, Pedagogical Institute, e-mail: kialvch@yandex.ru

I. Fedosova (Irkutsk, Russia), head of department of social pedagogy and phsicology, candidate of pedagogical science, associate professor, Irkutsk State University, Pedagogical Institute, e-mail: Fedos-ir@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.