Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ НЕСЫРЬЕВОГО ЭКСПОРТА В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА'

ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ НЕСЫРЬЕВОГО ЭКСПОРТА В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Beneficium
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ КООПЕРАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / НЕСЫРЬЕВОЙ ЭКСПОРТ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ЭКСПОРТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бельчик Т.А., Бабенко Е.С.

Развитие экономики РФ в значительной степени связано с обеспечением конкурентоспособности товаров и услуг, которые она производит. Достигнув высоких конкурентных преимуществ, товаропроизводитель может расширять рынки сбыта, в том числе за пределы РФ. Таким образом, реализация проектов, связанных с развитием международной торговли, экспорта и международной кооперации, имеет большое значение для развития экономики в целом. Активизация международной торговли способствует росту благосостояния и населения, и самих производителей, так как обеспечивается рост доходов предприятий и обеспечение занятости. Авторами проведен анализ отдельных направлений внешнеторговой политики и возможности их воздействия на развитие несырьевого экспорта. В данной статье рассмотрены возможности российских производителей наращивать экспорт с учетом реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт» и входящих в него федеральных и региональных проектов. В статье представлен анализ реализации проектов по развитию экспорта как в целом в стране, так и в отдельном регионе - Кемеровская область - Кузбасс. В работе выделены те направления, которые в наибольшей степени оказали воздействие на рост экспорта. Авторами проведен критический анализ подходов к реализации проектов с точки зрения методологии проектного менеджмента. Выделенные проблемы являются во многом типичными для регионов России, поэтому результаты могут быть полезны органам исполнительной власти для корректировки мер поддержки отечественного и в особенности несырьевого экспорта. Авторами обозначены не только организационные проблемы, но и методические, связанные с классификацией несырьевого экспорта, расчетом показателей эффективности реализации проектов. В ходе исследования были выявлены узкие места в реализации проектов и обозначены направления, которые следовало бы учесть при корректировке проектов или инициации новых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES FOR THE DEVELOPMENT OF NON-PRIMARY EXPORTS IN THE CONTEXT OF THE NATIONAL PROJECT IMPLEMENTATION

The development of the economy of the Russian Federation is largely connected with ensuring the competitiveness of the goods and services it produces. Having achieved highly competitive advantages, a commodity-manufacturer can expand the markets, including those outside the Russian Federation. Therefore, the implementation of projects associated with the international trade development, exports and international cooperation is of great importance for the development of the economy as a whole. The intensification of the international trade promotes the growth of welfare of population and manufacturers, as it provides the growth of income and employment. The authors analyze separate directions of foreign trade policy and possibilities of their influence on non-resource export development. This article examines the opportunities for Russian manufacturers to increase exports, taking the implementation of the "International Cooperation and Export" national project into account, as well as the federal and regional projects included in it. The article analyzes the implementation of export development projects both in the country as a whole and in a particular region - Kemerovo region-Kuzbass. The paper highlights those areas that have had the greatest impact on export growth. The authors critically analyze the approaches to project implementation in terms of project management methodology. The problems highlighted are typical for Russian regions, so the results can be useful for executive authorities to adjust the measures for supporting domestic and non-resource exports in particular. The authors have identified not only organizational problems, but also the methodological ones related to the classification of non-resource exports and the calculation of performance indicators for the implementation of projects. In the course of the study, bottlenecks in the implementation of projects have been identified and areas that should be taken into account when adjusting projects or initiating new ones have been outlined.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ НЕСЫРЬЕВОГО ЭКСПОРТА В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА»

DOI: 10.34680/BENEFICIUM. 2022.4(45).34-41 УДК 332.1:339.564 JEL F19, L81

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ НЕСЫРЬЕВОГО ЭКСПОРТА В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА

Т.А. Бельчик, Кемеровский государственный университет, Кемерово, Россия Е.С Бабенко, Кемеровский государственный университет, Кемерово, Россия

Аннотация. Развитие экономики РФ в значительной степени связано с обеспечением конкурентоспособности товаров и услуг, которые она производит. Достигнув высоких конкурентных преимуществ, товаропроизводитель может расширять рынки сбыта, в том числе за пределы РФ. Таким образом, реализация проектов, связанных с развитием международной торговли, экспорта и международной кооперации, имеет большое значение для развития экономики в целом. Активизация международной торговли способствует росту благосостояния и населения, и самих производителей, так как обеспечивается рост доходов предприятий и обеспечение занятости. Авторами проведен анализ отдельных направлений внешнеторговой политики и возможности их воздействия на развитие несырьевого экспорта. В данной статье рассмотрены возможности российских производителей наращивать экспорт с учетом реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт» и входящих в него федеральных и региональных проектов. В статье представлен анализ реализации проектов по развитию экспорта как в целом в стране, так и в отдельном регионе - Кемеровская область - Кузбасс. В работе выделены те направления, которые в наибольшей степени оказали воздействие на рост экспорта. Авторами проведен критический анализ подходов к реализации проектов с точки зрения методологии проектного менеджмента. Выделенные проблемы являются во многом типичными для регионов России, поэтому результаты могут быть полезны органам исполнительной власти для корректировки мер поддержки отечественного и в особенности несырьевого экспорта. Авторами обозначены не только организационные проблемы, но и методические, связанные с классификацией несырьевого экспорта, расчетом показателей эффективности реализации проектов. В ходе исследования были выявлены узкие места в реализации проектов и обозначены направления, которые следовало бы учесть при корректировке проектов или инициации новых.

Ключевые слова: международная кооперация, международная торговля, меры государственной поддержки, национальный проект, несырьевой экспорт, региональный проект, экспорт

Для цитирования: Бельчик Т.А., Бабенко Е.С. Возможности развития несырьевого экспорта в контексте реализации национального проекта // ВЕЫЕПаиМ. 2022. № 4(45). С. 34-41. РО!: 10.34680/ВЕМЕНС!иМ.2022.4(45).34-41

ORIGINAL PAPER

OPPORTUNITIES FOR THE DEVELOPMENT OF NON-PRIMARY EXPORTS IN THE CONTEXT OF THE NATIONAL PROJECT IMPLEMENTATION

T.A. Belchik, Kemerovo State University, Kemerovo, Russia E.S. Babenko, Kemerovo State University, Kemerovo, Russia

Abstract. The development of the economy of the Russian Federation is largely connected with ensuring the competitiveness of the goods and services it produces. Having achieved highly competitive advantages, a commodity-manufacturer can expand the markets, including those outside the Russian Federation. Therefore, the implementation of projects associated with the international trade development, exports and international cooperation is of great importance for the development of the economy as a whole. The intensification of the international trade promotes the growth of welfare of population and manufacturers, as it provides the growth of income and employment. The authors analyze separate directions of foreign trade policy and possibilities of their influence on non-resource export development. This article examines the opportunities for Russian manufacturers to increase exports, taking the implementation of the "International Cooperation and Export" national project into account, as well as the federal and regional projects included in it. The article analyzes the implementation of export development projects both in the country as a whole and in a particular region - Kemerovo region-Kuzbass. The paper highlights those areas that have had the greatest impact on export growth. The authors critically analyze the approaches to project implementation in terms of project management methodology. The problems highlighted are typical for Russian regions, so the results can be useful for executive authorities to adjust the measures for supporting domestic and non-resource exports in particular. The authors have identified not only organizational problems, but also the methodological ones related to the classification of non-resource exports and the calculation of performance indicators for the implementation of projects. In the course of the study, bottlenecks in the implementation of projects have been identified and areas that should be taken into account when adjusting projects or initiating new ones have been outlined.

Keywords: international cooperation, international trade, measures of state support, national project, non-resource exports, regional project, export

For citation: Belchik T.A., Babenko E.S. Opportunities for the Development of non-primary Exports in the Context of the National Project Implementation // BENEFICIUM. 2022. Vol. 4(45). Pp. 34-41. (In Russ.). DOI: 10.34680/BENEFICIUM.2022.4(45).34-41

Введение

Российская Федерация входит в число ключевых участников международной торговли. Ежегодно около 50% экспорта страны приходится на сырьевые товары [1], что не только сдерживает темпы развития регионов страны, но также снижает потенциальные доходы предприятий и негативно влияет на благосостояние населения в долгосрочной перспективе. Снизить влияние данных проблем за счёт увеличения доли несырьевых товаров в экспорте призван национальный проект «Международная кооперация и экспорт», реализуемый с октября 2018 г. Цель вышеназванного проекта заключается в развитии и повышении конкурентоспособности промышленности, сельского хозяйства, сферы услуг, вхождении России в пятерку крупнейших экономик мира, развитии логистической инфраструктуры, устранении экспортных барьеров и решении других важных для развития экономики задач.

Однако, по итогам первого года реализации проекта, из 14 целевых показателей плановые промежуточные значения были достигнуты только по 4 показателям (объем экспорта продукции химической промышленности, агропромышленного комплекса, эффективность мер поддержки промышленного экспорта, заключение соглашений о поддержке корпоративных программ международной конкурентоспособности в промышленности), при этом бюджет был исполнен на 89,1% [2]. В научных изданиях встречается критика проекта, некоторые авторы считают, что качественного роста экспорта и развития промышленности, исходя из паспорта проекта, может не произойти [3]. Для определения способов подбора предприятий, нуждающихся в государственной поддержке, предлагаются методические механизмы [4], которые в практике регионального управления, на наш взгляд, малоприменимы. Некоторые авторы утверждают, что формирование системы показателей для региональных органов управления может способствовать развитию высокотехнологического экспорта, что само по себе звучит не очень убедительно [5]. Исходя из сказанного выше, в настоящее время видится необходимым проведение глубокого исследования национального проекта для выявления причин невыполнения показателей, а также оценки возможности достижения целей проекта и корректировки государственной политики в области мер поддержки товаропроизводителей, имеющих экспортный потенциал, что обуславливает актуальность выбранной темы.

Целью исследования является выявление наиболее действенных мер государственной поддержки несырьевого экспорта и рисков, связанных с реализацией нацпроекта. Задачи исследования:

1) изучить литературу о разработке и реализации государственных проектов;

2) провести обзор инструментария для регулирования международной торговли и кооперации;

3) выявить лучший опыт применения проектного подхода в целях развития международной торговли и кооперации;

4) проанализировать структуру и мероприятия, входящие в национальный проект «Международная кооперация и экспорт», оценить их с точки зрения влияния на развитие международной торговли и кооперации.

Объектом исследования является национальный проект «Международная кооперация и экспорт».

В работе использовались следующие методы исследования: статистический анализ при изучении количественных показателей экспорта, экстраполяция при формировании прогнозов выполнения показателей нацпроекта, анализ документов при изучении содержания паспортов федеральных и региональных проектов. При проведении исследования использовались следующие приемы научного познания: анализ, сравнение, идеализация, аналогия.

Результаты и их обсуждение

Одним из приоритетных направлений политики любого государства является развитие его экспортного потенциала, то есть возможности предприятий производить конкурентоспособную продукцию на экспорт в необходимом объеме. Вместе с тем, сам вопрос экспортной ориентации экономики является дискуссионным. Анализ источников по вопросам международной торговли показал, что как экспорт, так и импорт могут способствовать развитию экономики и повышению благосостояния населения при грамотно выстроенной внешнеторговой политике. В идеале наращивание экспорта должно способствовать повышению занятости, доходов предприятий и населения. Доходы от экспорта должны позволять компаниям импортировать ресурсы и оборудование, которые не производятся в стране, а таможенные платежи от торговых операций должны позволять государству стимулировать производителей к развитию бизнеса. Под экспортом понимается вид экономической деятельности, связанный с получением валютной выручки в результате продажи товаров, услуг, интеллектуальной собственности юридическим и физическим лицам других государств [6].

Предоставление услуг нерезидентам на территории государства и продажа товаров иностранной компании для перепродажи отечественным покупателям также считаются экспортом. Разновидностями экспорта также является вывоз продукции на выставки и ярмарки в другие страны и реэкспорт.

Указом Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» поставлена задача достичь объема несырьевого неэнергетического экспорта в размере 250 млрд. долл. США к 2025 году, для чего разрабатывается и осуществляется комплекс разнообразных мер, которые направлены на уменьшение экспортных барьеров [7]. И до начала реализации нацпроекта, и в текущее время настоящие и потенциальные экспортеры сталкиваются с большим количеством проблем.

На рис. 1 представлена одна из классификаций экспорта. Данная классификация критикуется некоторыми российскими экономистами, которые считают, что некорректно относить к товарам верхнего передела как пищевую продукцию, так и продукцию машиностроения, поскольку данные товары связаны с совершенно различной трудоемкостью и технологиями. Критике подвергается также вынос первичной продукции растениеводства из группы сырьевых товаров, а также некоторые другие тонкости отнесения продуктов к тому или иному переделу. Однако, так как показатели национального проекта «Международная кооперация и экспорт» основаны на данной классификации, в дальнейшем в работе будет использована именно эта классификация.

О

по способу осуществления

прямой

По интенсивности и объему

косвенный

активный

пассивный

По составу продукции

сырьевых товаров

энергетический

неэнергетическии

несырьевых товаров

энергетический

неэнергетическии

нижнего передела

среднего передела

верхнего передела

Рис. 1. Классификация экспорта / Fig. 1. Export classification

Источник: составлено авторами на основе [8, 9] / Source: compiled by the authors based on [8, 9]

Во внешнеторговой политике выделяют два основных направления: фритредерство - и протекционизм [10]. Классическим механизмом регулирования внешней торговли являются тарифные методы. Характерная особенность современной тарифной политики -тарифная эскалация - повышение уровня таможенного обложения товаров по мере роста степени их переработки. Нетарифные методы связаны с установлением запретов, ограничений и квот во внешней торговле.

Традиционно государства поддерживают экспортеров льготным кредитованием, финансовым лизингом,

страхованием, государственными гарантиями, содействием в организации презентаций, ярмарок, консультированием и т.д.

В ряде стран сформирована комплексная система мер поддержки предприятий-экспортеров, предполагающая государственную поддержку от этапа разработки продукта до сервисного обслуживания. Финансовую и нефинансовую поддержку товаропроизводителей могут осуществлять и неправительственные организации. В табл. 1 представлены 15 стран-лидеров по объемам экспорта.

Таблица 1 / Table 1

Страны-лидеры по объему экспорта / The leading countries in terms of exports

Государство / State 1998 2005 2012 2019

Экспорт, млрд. долл. США / Exports, billion US dollars Доля сырья, % / Share of raw materials Экспорт, млрд. долл. США / Exports, billion US dollars Доля сырья, % / Share of raw materials Экспорт, млрд. долл. США / Exports, billion US dollars Доля сырья, % / Share of raw materials Экспорт, млрд. долл. США / Exports, billion US dollars Доля сырья, % / Share of raw materials

Китай 183,81 12,8% 761,95 8,1% 2 048,78 6,1% 2 507,03 6,6%

США 680,43 14,9% 901,04 16,4% 1 544,93 26,8% 1 644,28 27,2%

Германия 543,56 9,4% 977,13 10,2% 1 410,15 12,6% 1 492,83 11,3%

Нидерланды 213,76 31,2% 406,37 29,6% 655,37 39,6% 709,42 32,2%

Япония 388,14 2,9% 594,94 3,8% 798,62 6,7% 705,64 7,1%

Франция 300,57 18,0% 434,35 18,0% 558,46 21,0% 569,76 17,8%

Республика Корея 132,30 13,7% 284,42 9,2% 547,85 15,5% 542,17 12,6%

Гонконг 174,86 7,2% 292,12 5,9% 492,91 17,1% 535,71 11,3%

Италия 242,10 9,5% 372,96 12,2% 501,53 18,4% 532,68 15,7%

Мексика 117,33 14,8% 214,21 22,7% 370,71 26,1% 472,27 14,9%

Великобритания 270,30 14,8% 392,74 20,7% 481,23 27,0% 468,32 25,0%

Канада 214,61 29,1% 360,55 38,6% 454,10 50,9% 446,15 47,2%

Бельгия 181,27 22,3% 335,69 23,9% 446,85 30,3% 445,21 26,0%

Российская Федерация

72,28 63,0% 241,45 73,4% 524,77 82,2% 426,72 68,3%

Сингапур 109,90 14,6% 230,34 18,7% 415,62 27,0% 390,33 22,6%

Источник: составлено авторами на основе [11] / Source: compiled by the authors based on [11]

Из табл. 1 видно, что за исследуемый период Россия в 6 раз увеличила экспорт, но, к сожалению, 68,3% составляет сырье.

Во многом для решения задачи развития несырьевого экспорта и был инициирован и предложен к реа-

лизации НП «Международная кооперация и экспорт». Результатами проекта должно стать:

• создание сквозной системы финансовой и нефинансовой поддержки на всех этапах жизнен-

ного цикла проекта по экспорту промышленной продукции и продукции АПК; создание экосистемы предоставления услуг экспортерам на базе цифровой платформы АО «Российский экспортный центр»; реализация группой Российского экспортного центра комплекса мероприятий по поддержке

экспортно-ориентированного предпринимательства;

• реализация комплекса институциональных мероприятий по популяризации и содействию развитию экспорта.

Первоначальная структура НП представлена пятью федеральными проектами (рис. 2).

«Промышленный экспорт»

«Экспорт продукции АПК»

«Логистика международной торговли»

«Экспорт услуг»

Рис. 2. Структура нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» / Fig. 2. Structure of the "International Cooperation

and Export" National Project

Источник: составлено авторами / Source: compiled by the authors

В рамках исследования дан анализ реализации каждого федерального проекта на уровне РФ, а также рассмотрены результаты их реализации на региональном уровне (Кемеровская область). В рамках данной статьи акцент сделан на анализе мер поддержки.

Объем финансового обеспечения федерального проекта «Системные меры развития международной кооперации и экспорта» - 89,17 млрд. рублей из федерального бюджета, в ходе исполнения проекта Группа Российского экспортного центра до конца 2024 г. должна охватить поддержкой 11,3 тыс. экспортно-ориентированных организаций. Основная задача - создать инфраструктуру для развития экспорта товаров и услуг:

• сократить административные и регуляторные барьеры, связанные с валютным, таможенным и налоговым законодательствами;

• создать систему образовательных, финансовых, нефинансовых мер поддержки экспортной деятельности;

• развить лабораторную базу для отстаивания интересов российских производителей при разработке международных стандартов;

• создать цифровую площадку для взаимодействия компаний-экспортеров.

По итогам первых трех лет реализации национального проекта можно выделить следующие важные мероприятия, способствующие росту экспорта:

1) установлена нулевая ставка НДС на экспорт товаров и услуг;

2) введены льготы для компаний, реализующих корпоративные программы повышения конкурентоспособности продукции;

3) начала функционировать информационная система «Мой экспорт», позволяющая экспортерам получать доступ к государственным и негосударственным услугам, связанным с поддержкой выхода на экспорт, онлайн - в режиме «Одного окна», что значительно ускорило процедуры и сделало их более доступными;

4) АО «Российский экспортный центр» предоставляет большой комплекс финансовых и нефинансовых услуг по поддержке экспорта, в том числе страхование, содействие сертификации, лицензированию, образовательные услуги, услуги по анализу рынка и другие. В 2020 г. РЭЦ оказал поддержку 10481 экспортеру (общий объем финансирования 19,3 млрд. долл. США) [12].

Так как реализация нацпроектов осуществляется регионами, при рассмотрении данной темы важно понимать, какие регионы являются лидерами по объему экспорта (табл. 2).

Таблица 2 / Table 2

Объемы экспорта крупнейших экспортеров РФ, 2013-2021 / Export volumes of the largest exporters of the Russian Federation, 2013-2021

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экспо эт, млрд. долл. США / / Exports, billions of U.S. dollars.

2013 2016 2018 2019 2020 2021

Москва 228,25 118,39 197,54 184,27 135,72 206,44

Санкт-Петербург 22,19 15,84 26,52 27,67 21,02 29,91

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 49,38 11,94 20,2 19,35 11,05 17,48

Кемеровская область 12,64 9,6 16,44 14,89 11,62 15,32

Республика Татарстан 22,32 9,32 15,49 12,87 8,83 12,07

Ростовская область 5,81 5,55 9,05 8,27 8,75 11,56

Сахалинская область 17,01 9 15,27 15,19 11,32 11,47

Московская область 6,82 4,76 7,14 7,86 6,84 11,41

Свердловская область 8,73 7,12 8,59 7,35 7,66 9,3

Иркутская область 8,16 5,37 7,02 7 5,72 8,39

Источник: составлено авторами на основе [13, 14, 15] / Source: compiled by the authors based on [13, 14, 15]

«Системные меры содействия международной кооперации и экспорту» в регионе курирует Департамент инвестиционной политики и развития предпринима-

Рассматриваемый в работе субъект РФ -Кемеровская область - Кузбасс традиционно входит в пятерку наиболее крупных экспортеров страны. РП

тельства Кузбасса. В ходе реализации проекта в конце 2021 г. в Кемеровской области - Кузбассе введен экспортный стандарт 2.0. Другими мероприятиями проекта являются организация зарубежных бизнес-миссий с целью международного сотрудничества, стимулирование регистрации организаций в информационной системе «одно окно», участие кузбасских производителей в конкурсе «Экспортер года», информирование о финансовых и нефинансовых мерах поддержки, популяризация экспортной деятельности.

Из табл. 3 видно, что доля товаров среднего передела в экспорте за период возросла с 3,91% до 5,13%. Кемеровская область экспортирует такие товары среднего передела как капролактам, фасонный прокат, железнодорожные изделия, ионообменные смолы, бумага и эфирные масла. На экспорт товаров верхнего передела - шоколадные и кондитерские изделия, алкоголь, кухонные изделия, медицинская техника, оптические приборы, одежда и т.д., приходится наименьшая доля в экспорте, заметно увеличение данной доли каждый год. В целом за рассматриваемый период она возросла на 0,88% и составила 2,64% в 2020 г.

После проведения анализа содержания паспортов региональных проектов Кемеровской области -Кузбасса, реализуемых в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт», сравнения содержания паспортов проектов других регионов, оценки достижения целевых показателей, влияния проектов на участие в международной торговле, удалось сформулировать перечень проблем, связанных с реализацией региональных проектов в Кемеровской области - Кузбассе.

Во-первых, после утверждения паспортов региональных проектов проводились корректировки паспортов, в ходе которых менялись как перечень целевых показателей, так и их значения, а также перечни мероприятий, то может говорить о низком качестве планирования и оценки возможных рисков при реализации проекта. Все паспорта региональных проектов утратили силу с 13.05.2020 г. на основании постановления Правительства Кемеровской области. Несмотря на продолжение реализации проектов, новые паспорта проектов официально не были опубликованы, а на официальных сайтах ведомств, участвующих в реализации проекта, можно встретить совершенно отличные друг от друга паспорта проектов, что препятствует независимой оценке деятельности по реализации проекта.

Другой проблемой можно назвать то, что в паспортах проектов, реализуемых в течение пяти лет, прописано небольшое число мероприятий, большая часть которых относится к нефинансовым мерам поддержки, финансовая помощь в наибольшей степени доступна крупным организациям, при этом по оценкам экспертов, предприятия региона имеют малые

Так как основной целью реализации регионального проекта является диверсификация экспорта и наращивание несырьевой составляющей конкурентоспособных товаров, целесообразно рассмотреть изменение структуры экспорта после начала реализации проекта. В табл. 3 представлены основные показатели, характеризующие структуру экспорта. С начала реализации национального проекта доля сырья в экспорте снизилась на 4,03% к 2020 г. и составила 67,74%.

запасы мощностей для производства конкурентоспособной продукции на экспорт.

Анализ содержания паспортов аналогичных проектов в других регионах России позволил выделить такую проблему, как отсутствие уникальных задач и мероприятий, учитывающих специфику экономики и производств региона.

Важной проблемой региональных проектов является незначительная роль местного самоуправления, бизнеса, экспертов и населения в разработке и реализации проектов. При планировании проектов не проводилось открытое обсуждение существующих проблем, поэтому реализация проекта может оказаться недостаточно эффективной.

Еще одна проблема региональных проектов - отсутствие методики оценки результатов реализации проектов. Проектами не предусмотрен расчет показателей, позволяющих сделать вывод об эффективности финансовых вложений проведенных мероприятий, и оценки вклада данных мероприятий в увеличение экспорта. Проектами не предусмотрен опрос экспортеров, что также лишает возможности проведения анализа успешности реализации проекта. Кроме того, оценка затрудняется очень длинными сроками публикации итогов за год реализации проектов.

Также проблемой можно считать отсутствие сформированной команды проекта. При этом успешная проектная деятельность требует слаженной, хорошо организованной командной работы

Как в национальном, так и в региональных проектах предполагается наращивание несырьевого экспорта по категориям: промышленность, агропромышленный комплекс, сфера услуг, но при этом не предусмотрено выделения товаров по степени передела. Основная часть несырьевого экспорта представлена товарами низкого передела, которые близки к сырью. На наш взгляд, необходимо отдельное внимание в проектах уделять готовой продукции и реализовывать мероприятия, способствующие сокращению барьеров и открытию возможности производства и направления на экспорт трудоемких товаров со значительной добавленной стоимостью.

Также можно отметить, что из-за параллельной реализации большого количества смежных по целям и задачам проектов, но в разных несвязанных между собой командах, происходит размывание ресурсов,

Таблица 3 / Table 3

Структура экспорта Кемеровской области, 2013-2020 гг. / Structure of Kemerovo region exports, 2013-2020.

Показатель / Indicator 2013 2016 2017 2018 2019 2020

Доля сырья в экспорте 71,68% 70,72% 70,14% 71,76% 68,94% 67,74%

Доля промышленных товаров в экспорте 22,52% 20,85% 19,13% 18,39% 19,56% 22,85%

Доля продукции АПК в экспорте 1,15% 1,76% 1,54% 1,71% 2,12% 2,49%

Доля продукции нижнего передела в экспорте 19,01% 15,89% 14,26% 13,94% 17,29% 19,02%

Доля продукции среднего передела в экспорте 3,91% 3,39% 4,83% 4,28% 4,04% 5,13%

Доля продукции верхнего передела в экспорте 1,76% 2,00% 1,50% 1,73% 2,43% 2,64%

Источник: составлено авторами на основе [15] / Source: compiled by the authors based on [15]

что становится препятствием на пути к достижению конечных целей.

При корректировке региональных проектов, а также при разработке новых проектов могут быть использованы следующие рекомендации, сформулированные в ходе проведения исследования:

1. Необходимо проработать механизм участия муниципалитетов, бизнеса и населения в разработке и реализации проектов. Формированию паспорта проекта должна предшествовать объемная работа по выявлению проблем, существующих в регионе, и мер, необходимых для решения данных проектов. В согласовании проекта должны участвовать эксперты, непосредственные участники сферы реализации проекта, возможно проведение круглых столов, открытых обсуждений, серий опросов и интервью. В команду проекта должны быть привлечены местные эксперты, имеющие наиболее полное представление о производстве, качестве, логистике и структуре экспорта и импорта. При таком подходе с большой вероятностью проблемы будут выявлены и решены, а цели достигнуты.

2. При оценке реализации проекта необходимо рассматривать не только выполнение мероприятий и достижение целевых показателей, но также важно периодически проводить мониторинг состояния бизнеса для оценки влияния реализации проекта на решение стратегических задач. Так, возможно выделить в рамках регионального проекта дополнительный целевой показатель «Проведение не менее 15 интервью экспортеров для определения наличия актуальных экспортных барьеров». Центр поддержки экспорта Кузбасса в настоящее время проводит опросы, определяющие спрос на финансовые и нефинансовые меры поддержки - предоставление информации о рынке, образовательные услуги, участие на выставках и в бизнес-миссиях, потребность в кредитах и страховых услугах. Центр также проводит консультации по проблемам, с которыми столкнулись экспортеры, но обобщенную информацию по экспортным барьерам в Кемеровской области - Кузбассе не формируют.

3. Для того, чтобы избежать достижения цели проекта только за счет несырьевой продукции нижнего передела, необходимо выделить продукцию среднего, верхнего передела, а также высокотехнологичные товары в отдельный, дополнительный целевой показатель и разработать перечень мероприятий для наращивания экспорта по данной категории.

Важно разработать методику для оценки эффективности реализации проекта и для оценки вклада реализуемых в рамках проекта мероприятий в достижение национальной цели. Так как в условиях открытой рыночной экономики, непрерывного изменения спроса и средней стоимости товаров оценить реальное влияние мероприятий, реализуемых в рамках проекта, на объемы несырьевого экспорта сложно, возможно проведение точечной оценки, при которой будет оцениваться изменение объемов и стоимости экспорта, а также экспортных барьеров для предприятий, воспользовавшихся помощью в рамках проекта либо работающих на рынке, в направлении которого реализовывались мероприятия.

Заключение

В ходе исследования было выявлено, что структура экспорта меняется: небольшими темпами сокращается доля сырья в экспорте и увеличиваются

объемы несырьевого экспорта, прежде всего, товаров нижнего передела. В период реализации национального проекта сохранялась динамика роста доли всех категорий несырьевого экспорта, а также промышленных товаров и продукции АПК. При этом сложно оценить, в какой степени реализация национального проекта способствовала данным изменениям.

Санкции и различные ограничивающие меры негативно влияют на экспортёров. Вместе с тем, необходимо перестраивать логистические цепочки, искать новые направления, строить отношения с Азиатскими странами. С учетом имеющихся в стране мер поддержки возможность нарастить несырьевой неэнергетический экспорт у России есть. По итогам 2022 г. уже ожидается положительная динамика. По оценкам экспертов, за 5 месяцев экспорт из РФ вырос в 1.5 раза, при этом «российский несырьевой неэнергетический экспорт» тоже демонстрирует положительную динамику [16].

Наиболее существенной мерой государственной поддержки можно считать создание цифровой платформы «Мой экспорт», которая работает по принципу «одного окна». Большое значение для действующих и потенциальных экспортеров играет консультационная поддержка Российского экспортного центра, который помогает изучить зарубежные рынки и выйти на них. Благодаря такому содействию на зарубежные полки уже попали отечественные сыры, мороженое и шоколад. Так, например, в денежном выражении рост экспорта сыра в 2021 году составил 30,8% .

В целом, можно сказать, что реализуемые меры государственной поддержки экспортеров, инициированные в рамках НП «Международная кооперация и экспорт», способствовали развитию несырьевого экспорта, но в дальнейшем необходимо расширять их перечень и вовлекать в проект все большее количество экспортёров с учетом вышеизложенных рекомендаций.

Вклад авторов

Авторы внесли равный вклад в проведение исследования: сбор и анализ материала; определение целей и задач, методов исследования; формулирование и научное обоснование выводов, оформление ключевых результатов исследования в виде статьи.

Библиография

[1] Аналитический портал «Экспорт регионов» (2021). Российский экспортный центр. URL: https://www.exportcenter.rU/international_markets/r egions_export/ (дата обращения: 20.06.2022).

[2] Минфин предварительно оценил освоение средств бюджета на нацпроекты (2020). Ведомости. URL: https://www.vedomosti.rU/economics/news/2020/01/1 7/820901 -minfin-predvaritelno-otsenil-osvoenie-byudzheta-na-natsproekti (дата обращения: 20.06.2022).

[3] Якушев Н.О. Анализ и ключевые риски в реализации национального проекта "Международная кооперация и экспорт" // Вопросы региональной экономики. 2019. Том 4. № 41. С. 107-114.

[4] Юдина М.А., Камаева Л.О., Кузина Н.А., Тишкина Н.П. Методические подходы к диагностике экспортного сектора региона (на примере Омской области) // Проблемы теории и практики управления. 2022. Том 1. С. 115-135. DOI: 10.46486/0234-4505-2022-01116-136

[5] Якушев Н.О. Оценка высокотехнологичного экспорта в субъектах РФ и предложения по его развитию // Проблемы развития территории. 2022. Том. 26. № 2. С. 23-39. DOI: 10.15838/ptd.2022.2.118.3

[6] Райзберг Б.А. Современный экономический словарь. М.: Инфра-М, 2019. 512 с.

[7] УКАЗ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (2004). КонсультантПлюс. URL: https://mvd.consultant.ru/documents/1056500?items= 1&page=1 (дата обращения: 18.06.2022).

[8] Классификация экспортных товаров (2021). Российский экспортный центр. URL: https://www.exportcenter.ru/international_markets/cl assification/ (дата обращения: 20.06.2022).

[9] Методика формирования статистики внешней торговли Российской Федерации услугами (2019). Банк России. URL: https://cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/meth_com_ext _tr_s/ (дата обращения: 20.06.2022).

[10] Николаева И.П., Шаховская Л.С. Мировая экономика и международные экономические отношения. М.: Дашков и К, 2020. 240 с.

[11] UNCTAD statistics (2021). United Nations Conference on Trade and Development. (На англ.). URL: https://unctad.org/en/Pages/statistics.aspx (дата обращения: 20.06.2022).

[12] Отчет Группы АО «Российский экспортный центр» за 2020 год (2021). Российский экспортный центр. URL: https://www.exportcenter.ru/upload/%D0%A0%D0%AD« D0%A6_25-08.pdf (дата обращения: 20.06.2022)

[13] Таможенная статистика внешней торговли РФ (2022). Федеральная таможенная служба. URL: http://stat.customs.ru/apex/f?p=201:2:1399060098637 471::NO (дата обращения: 20.06.2022).

[14] Амирасланова Э.А., Баркова Н.Ю., Шпунт Т.О. Барьеры внешнеэкономической деятельности для российского экспорта несырьевых товаров // Вестник университета. 2019. Том 5. С. 67-72. DOI: 10.26425/18164277-2019-5-67-72

[15] Статистическая информация об итогах внешней торговли Кемеровской области (2022). Сибирское таможенное управление. URL: https://stu.customs.gov.ru/document/text/330169 (дата обращения: 20.06.2022).

[16] Российский экспортный центр прогнозирует положительную динамику несырьевого экспорта по итогам года (2022). РЭЦ. URL: https://www.exportcenter.ru/press_center/rossiyskiy-eksportnyy-tsentr-prognoziruet-polozhitelnuyu-dinamiku-nesyrevogo-eksporta-po-itogam-goda/ (дата обращения 15. 09.2022).

[17] Россия в 2021 году нарастила экспорт сыра на 16,8% (2022). Milknews. URL: https://milknews.ru/index/syr/syr-agroehksport.html/ (дата обращения 14.07.2022).

References

[1] Analiticheskij portal "Eksport regionov" [Analytical portal "Export of regions"] (2021). Russian Export Center. (In Russ.). URL: https://www.exportcenter.rU/international_markets/r egions_export/ (accessed on 20.06.2022).

[2] Minfin predvaritel'no ocenil osvoenie sredstv byudzheta na nacproekty [The Ministry of Finance preliminary assessed the development of budget funds for national projects] (2020). Vedomosti. (In Russ.). URL: https://www.vedomosti.ru/economics/news/2020/01/1 7/820901-minfin-predvaritelno-otsenil-osvoenie-byudzheta-na-natsproekti (accessed on 20.06.2022).

[3] Yakushev N.O. Analysis and key risks in the implementation of the national project "International cooperation and export" // Problems of regional economics. 2019. Vol. 4(41). Pp. 107-114. (In Russ.).

[4] Yudina M.A., Kamaeva L.O., Kuzina N.A., Baranova I. Methodological approaches to the diagnosis of the export sector of the region (on the example of the Omsk region) // Theoretical and practical aspects of Management. 2022. Vol. 1. Pp. 115-135. (In Russ.). DOI: 10.46486/0234-4505-2022-01-116-136

[5] Yakushev N.O. High-tech export assessment in Russian's entities and proposals for its development // Problems of territory's development. 2022. Vol. 26(2). Pp. 23-39. (In Russ.). DOI: 10.15838/ptd.2022.2.118.3

[6] Reisberg B.A. Sovremennyj ekonomicheskij slovar' [Modern economic dictionary]. M.: Infra-M, 2019. 512 p. (In Russ.).

[7] Decree of the President of May 7, 2018 No. 204 "O nacional'nyh celyah i strategicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda" ["On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024"] (2004). ConsultantPlus. (In Russ.). URL: https://mvd.consultant.ru/documents/1056500?items= 1&page=1 (accessed on 18.06.2022).

[8] Klassifikaciya eksportnyh tovarov [Classification of export goods] (2021). Russian Export Center. (In Russ.). URL:

https://www.exportcenter.ru/international_markets/cl assification/ (accessed on 20.06.2022).

[9] Methodology for compiling statistics on external trade in services of the Russian Federation by mode of supply (2019). Bank of Russia (In Russ.). URL: https://cbr.ru/eng/statistics/macro_itm/svs/method_f orm/ (accessed on 20.06.2022).

[10] Nikolaeva I.P., Shakhovskaya L.S. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye ekonomicheskie otnosheniya [World Economy and International Economic Relations]. M.: Dashkov i K, 2020. 242 p. (In Russ.).

[11] UNCTAD statistics (2021). United Nations Conference on Trade and Development. URL: https://unctad.org/en/Pages/statistics.aspx (accessed on 20.06.2022).

[12] Otchet Gruppy AO «Rossijskij eksportnyj centr» za 2020 god [Report of the Russian Export Center JSC Group for 2020]. (2021). Russian Export Center. (In Russ.). URL: https://www.exportcenter.ru/upload/РЭЦ_25-08.pdf (accessed on 20.06.2022).

[13] Customs statistic of foreign trade of Russia (2022). Federal Customs Service (In Russ.). URL: http://stat.customs.ru/apex/f?p=201:2:1399060098637 471::NO (accessed on 20.06.2022).

[14] Amiraslanova E.A., Barkova N.Yu., Shpunt T.O. Barriers of external economic activities to Russian non-commodity exports // Vestnik universiteta. 2019. Vol. 5. Pp. 67-72. (In Russ.). DOI: 10.26425/1816-4277-20195-67-72

[15] Statisticheskaya informaciya ob itogah vneshnej torgovli Kemerovskoj oblasti za 2021 god [Statistical information on the results of foreign trade of the Kemerovo region for 2021] (2022). Fiberscope tamozhennoe upravlenie [Siberian customs administration]. (In Russ.). URL: https://stu.customs.gov. ru/document/text/330169 (accessed on 20.06.2022).

[16] The Russian Export Center predicts a positive trend in non-commodity exports for the year (2022). REC. URL: https://www.exportcenter.ru/press_center/rossiyskiy-eksportnyy-tsentr-prognoziruet-polozhitelnuyu-dinamiku-nesyrevogo-eksporta-po-itogam-goda/ (accessed on 15.09.2022).

[17] Russia in 2021 increased the export of cheese by 16.8% (2022) Milknews. URL: https://milknews.ru/index/syr/syr-agroehksport.html/ (accessed on 14.07.2022).

Информация об авторах / About the Authors

Татьяна Алексеевна Бельчик - канд. экон. наук; доцент, Кемеровский государственный университет, Кемерово, Россия /

Tatyana A. Belchik, Cand. Sci. (Economics); Associated Professor, Kemerovo State University, Kemerovo, Russia

E-mail: t.a.belchik@mail.ru

SPIN РИНЦ 2035-9787

ORCID 0000-0001-5729-8475

ResearcherlD S-6725-2017

Scopus Author ID 273076

Елизавета Сергеевна Бабенко - магистрант; Кемеровский государственный университет, Кемерово, Россия / Elizaveta S. Babenko, Graduate student; Kemerovo State University, Kemerovo, Russia E-mail: liza-babenk@mail.ru

Дата поступления статьи: 24 сентября 2022 Принято решение о публикации: 20 ноября 2022

Received: September 24, 2022 Accepted: November 20, 2022

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.