Научная статья на тему 'Возможности развития малого и среднего предпринимательства Хабаровского края в современных условиях'

Возможности развития малого и среднего предпринимательства Хабаровского края в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
812
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / KHABAROVSK REGION / SMALL ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергиенко Елена Евгеньевна

Поддержание роста и дальнейшего развития экономики важные задачи, стоящие перед Хабаровским краем. В связи с этим немаловажным является решение проблем, тормозящих развитие предпринимательства в регионе. Приоритетной стала задача всестороннего развития малого бизнеса и создания совместных предприятий со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). В результате влияния экономического кризиса и эмбарго заметно сузились экспортные рынки. Это заставляет бизнес края обратить внимание на внутренние рынки, где возникла потребность в импортозамещении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сергиенко Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The possibilities of the development of smalland medium-sized business of Khabarovsk region in the present conditions

Sustaining growth and further development of the economy are important tasks that Khabarovsk region is to solve. In this connection, the solution of the problems complicating the development of entrepreneurship in the region is important. The task of balanced development of smalland medium-sized business and establishment of joint venture companies together with the countries of Asia-Pacific Region (APR) has become prioritized. Economic crisis and embargo resulted in narrowing of the export markets. This makes local business turn their attention to the local markets where there is a need for import substitution.

Текст научной работы на тему «Возможности развития малого и среднего предпринимательства Хабаровского края в современных условиях»

ИССЛЕДОВАНИЕ

Сергиенко Е.Е.1

1 Дальневосточный государственный университет путей сообщения, г. Хабаровск

Возможности развития малого и среднего предпринимательства Хабаровского края

в современных условиях

АННОТАЦИЯ:

Поддержание роста и дальнейшего развития экономики - важные задачи, стоящие перед Хабаровским краем. В связи с этим немаловажным является решение проблем, тормозящих развитие предпринимательства в регионе. Приоритетной стала задача всестороннего развития малого бизнеса и создания совместных предприятий со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). В результате влияния экономического кризиса и эмбарго заметно сузились экспортные рынки. Это заставляет бизнес края обратить внимание на внутренние рынки, где возникла потребность в импортозамещении.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Хабаровский край, малый бизнес

JEL: F52, L14, L21, R11

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Сергиенко Е.Е. Возможности развития малого и среднего предпринимательства Хабаровского края в современных условиях // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 17. — С. 2061-2072. — doi: 10.18334/rp.17.17.36521

Сергиенко Елена Евгеньевна, старший преподаватель кафедры «Менеджмент», Дальневосточный государственный университет путей сообщения, г. Хабаровск (selinasergienko@mail.ru)

ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 16.08.2016 / ОПУБЛИКОВАНО: 15.09.2016

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.org/10.18334/rp.17.17.36521

(с) Сергиенко Е.Е. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"

Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.Org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский

2062

Введение

Влияние глобальных связей, достигшее максимума в начале ХХ1 века, оказалось неоднозначным для функционирования краевой экономической системы в целом и малых и средних предприятий (МСП) в частности. Последствием экономического кризиса и эмбарго стало уменьшение объемов экспортных рынков. Это послужило сигналом для бизнеса обратить внимание на внутренние рынки, где возникла потребность в импортозамещении, которое можно рассматривать в качестве возможной замены товаров импортного производства продукцией, выпускаемой местными производителями. Данный курс экономического развития в подобном контексте является антикризисной мерой [1]. Следует уточнить, что для успешного внедрения в жизнь этого направления необходимо поддержание внутреннего рынка и создание условий для импортозамещения.

Малый и средний бизнес способен справиться с этой задачей вполне успешно. В то же время это не должно означать, что для импортных товаров и технологий границы полностью будут закрыты. Но все же режим наибольшего благоприятствования будет распространяться на местных производителей, чтобы дать им возможность укрепить собственное производство и наладить выпуск конкурентоспособной продукции. Для успешного развития малый бизнес больше всего нуждается в качественной инфраструктуре, что особенно актуально для дальневосточных малых и средних предприятий. Решить эту проблему становится возможным как раз с помощью территорий опережающего развития.

Проявления экономического кризиса 2008 года, эмбарго, падение цен на нефть и нестабильности курса российской валюты, несомненно, оказали влияние на предпринимательство Хабаровского края. Они вызвали колебания на финансовых рынках и рост цен на энергоносители и продовольствие, став неблагоприятными факторами развития краевой экономики.

Данная работа посвящена исследованию динамики численности малых, средних и микропредприятий и изменений в отраслевом составе малого бизнеса. Исследование актуально как для формирования региональных программ развития малого предпринимательства, так и для их реализации. Результаты подобных исследований позволят корректирующим органам давать предпринимателям более точную

2063

картину деловой среды и направлять их в оптимальные сферы деятельности.

Малый бизнес способен дать импульс экономическому и социальному развитию территории Хабаровского края. Для того чтобы понять направление развития малого и среднего бизнеса, проанализируем динамику предпринимательства региона. Основными показателями для анализа в данном случае являются количество МСП и их распределение по отраслям экономики края.

Динамика количества МСП Хабаровского края представлена в таблице.

Таблица

Количество МСП Хабаровского края (единиц)_

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014

Количество МСП 45515 48027 49614 52438 54652 54887 59215

Из них:

Средние предприятия 179 162 183 138 140 168 131

Малые предприятия 12630 13910 14221 16506 17481 21310 26089

Индивидуальные предприниматели 32706 33955 35210 35794 37031 33409 32995

Источник: [2]

Данные таблицы наглядно иллюстрируют стабильный прирост числа МСП края, который обеспечивается за счет постоянного увеличения малых предприятий. При этом количество средних предприятий после сокращения в 2009 году под влиянием мирового финансового кризиса резко увеличилось в следующем году. Затем последовал очень резкий спад в 2011 году и плавный рост в 2012 и 2013 годах, когда удалось достичь уровня 2009 года. Затем под воздействием введенных против РФ санкций со стороны США и ЕС нарушились восстановленные партнерские отношения с зарубежными потребителями, и последовало очередное сокращение числа средних предприятий. Под влиянием финансового кризиса средние предприятия, тесно связанные с зарубежными партнерами, в условиях уменьшения оборотов и снижения доходов были вынуждены сокращать штат работников и инвестиции в основной капитал, переходя в категорию малых, либо просто уходили с рынка. Число индивидуальных предприятий стабильно росло до 2013 года, в котором последовал резкий

2064

спад, ставший реакцией на изменения в сфере налогообложения для данной категории предприятий.

Если проанализировать темпы прироста по отдельным категориям СМП края, то становится ясно, что стабильный ежегодный прирост за 2008-2014 гг. достигается за счет категории малых предприятий, где он составляет в среднем 11%. За 2013 и 2014 годы ежегодный прирост составляет стабильно 18%. При этом ежегодный средний прирост микропредприятий составляет 0,1%, но в 2013 году зафиксировано снижение численности данной категории на уровне 11%, а в 2014 году падение замедлилось до -1,3%. Самая тревожная ситуация сложилась в категории средних предприятий. Среди них в 2014 году фиксируется снижение численности на 28%. При этом средний темп прироста за период с 2008 по 2014 годы составил без малого -9%. Таким образом, в данной категории прослеживается отрицательная динамика.

Крупные предприятия с одной стороны и малые и микрофимы с другой стороны - это своеобразные «полюса», так называемые «крайности» в развитии экономической системы. В их функционировании есть свои положительные и отрицательные стороны. Средние же предприятия более устойчивы и стабильны по сравнению с малыми и более гибки по сравнению с крупными. По большей части они и создают базу для устойчивого развития экономики. В экономической системе Хабаровского края мы наблюдаем снижение количества именно категории средних предприятий, что становится серьезным препятствием для дальнейшего экономического роста.

Не менее важным для экономического развития Хабаровского края является и то, в каких именно отраслях сосредотачиваются малые и средние предприятия. Анализ подобной динамики позволяет проследить изменения, происходящие в структуре экономического развития МСП края. Для составления прогноза воспользуемся методом временных рядов. Данные о распределении малых и средних предприятий Хабаровского края по отраслям деятельности представлены в рисунке. По горизонтальной оси отложены временные промежутки наблюдения, по вертикальной оси - доля предприятий различных отраслей в общем количестве МСП (в %).

2065

Рисунок. Распределение МСП Хабаровского края по отраслям. * - прогнозное значение, рассчитано автором Источник: [2]

В условиях неопределенности экономической ситуации прогнозирование осуществляется с учетом сохранения существующей тенденции.

Согласно приведенным выше данным, количество субъектов малых и средних предприятий Хабаровского края в сфере торговли по-прежнему остается более высоким по сравнению с производственной сферой, но заметна тенденция ее постепенного снижения. Такая динамика иллюстрирует постепенный переход малых и средних предприятий из сферы торговли в сферу предоставления услуг и производственные сферы. Небольшой, но стабильный рост отмечается и

2066

в сфере обрабатывающего производства, что говорит о постепенной переориентации экономики края с сырьевого характера на производство продукции с более высокой степенью обработки, а следовательно, и с более высокой добавленной стоимостью.

Следует отметить, что сначала отголоски мирового финансового кризиса, а затем и введение эмбарго негативно отразились на функционировании большей части малых предприятий Хабаровского края. Многие предприниматели, участвующие в системе государственных закупок, отмечают трудности с выполнением контрактных обязательств. Причем наибольшее влияние оказало колебание курса валют и падение рубля, а не запрет на ввоз некоторых групп импортных товаров [7]. К тому же серьезной проблемой для местных предпринимателей являются высокие базовые тарифы и нехватка квалифицированных кадров, что в совокупности снижает конкурентоспособность продукции предпринимателей Хабаровского края. Прежде всего импортозамещение касается развития реального сектора краевой экономики, но это сложный и продолжительный по времени процесс. В условиях свободной экономики невозможно обязать или заставить предпринимателей переориентировать собственное производство, можно только заинтересовать бизнес, показав выгоды работы в новых условиях и от изменения направления деятельности. А это по большей мере связано с изменением экономической политики.

Под действие эмбарго попало всего 10% товаров, произведенных за рубежом. Но даже такое небольшое изменение отразилось на функционировании малых предприятий. Отмечается резкое снижение импорта и приграничной торговли, часть предпринимателей в таких условиях предпочитает ориентироваться на экспорт. Краевой малый бизнес пытается найти и занять новые ниши на внешних рынках, в частности ведутся переговоры с китайской стороной относительно групп товаров, которые интересуют бизнесменов Китая. Предприниматели Хабаровского края готовы поставлять в КНР сырье, полуфабрикаты и продовольственные товары, пользующиеся спросом у китайской стороны. Но для того чтобы предпринять конкретные шаги, необходимо получить у иностранных партнеров более детальную информацию о состоянии рынка страны и возможностях покупательской способности в данных нишах рынка.

Что касается сельского хозяйства края, то в данном сегменте экономики идет реализация программ по импортозамещению, для чего

2067

предпринимаются меры по повышению производительности и эффективности работы сельхозпроизводителей. Перед малым бизнесом, занятым в этой сфере, стоят серьезные задачи по развитию производства сельскохозяйственной продукции и изготовления товаров на их основе, что обеспечит регион продуктами питания собственного производства. Малые предприятия, работающие в данном сегменте, вполне способны насытить продовольственные рынки региона.

Необходимо ориентировать население Хабаровского края на создание малых предприятий в аграрной промышленности, чтобы решить вопросы занятости населения и продовольственной безопасности. Развитие данной отрасли послужит толчком для увеличения объемов сельскохозяйственного машиностроения и пищевой промышленности.

Необходимо прекратить практику раздачи земель фермерам из КНР на правах долгосрочной аренды, основываясь на возможности получения сиюминутной выгоды. Стоит прислушаться к местным представителям аграрного сектора, которые в результате не могут получить доступ к свободной земле и развивать собственное хозяйство. Улучшению ситуации способствует реализация программы предоставления дальневосточного гектара. На территории края уже есть первые фермерские хозяйства, воспользовавшиеся возможностью получения земельных участков для ведения хозяйства.

Местные производители продуктов питания отмечают, что у крупных торговых сетей увеличивается интерес к продукции их производства и условия с их стороны становятся не такими жесткими. Но простого желания крупного бизнеса сотрудничать с малым недостаточно. И зачастую основные проблемы состоят в том, что продукция малого бизнеса отличается невысокой базовой стоимостью, на которую торговые сети не могут делать большую накрутку и получить сверхприбыль. К тому же сектор малого и среднего бизнеса характеризуется низкой производительностью труда и малыми объемами партий продукции, которые не всегда по качеству соответствуют стандартам.

Во взаимоотношениях малых сельхозпредприятий и крупного бизнеса существует множество барьеров. Например, для получения контракта необходимо выиграть тендер, а для этого надо предоставить лицензии и сертификаты, получение которых связано с затратами времени и средств и сопряжено с бюрократическими проволочками [6].

2068

Таким образом, в случае ликвидации вышеобозначенных барьеров малые предприятия, работающие в сфере сельскохозяйственного производства и производства пищевой продукции, имеют вполне реальные шансы для дальнейшего развития.

Для предприятий строительной сферы новые возможности связаны с функционированием Территорий опережающего развития (ТОР), которое во многом зависит от развития инфраструктуры данных территорий. Вполне естественно, что масштабные проекты по силам лишь крупным строительным компаниям, но и малые предприятия этой сферы вполне могут привлекаться для выполнения некоторых видов работ в качестве субподрядчиков.

В связи со сложной международной обстановкой туристические компании отмечают снижение потока российских граждан, желающих посетить другие государства. Для местных туристических, гостиничных и ресторанных предприятий, которые по большему счету относятся к малым, это серьезный шанс для успешного развития бизнеса за счет переориентации на дальневосточные туристические маршруты и развитие въездного туризма. Перспективы для малого бизнеса открываются в организации экологического, сельскохозяйственного, краеведческого и охотничьего туризма. Но только при условии улучшения качества инфраструктуры.

Удорожание товаров импортного производства, разрешенных к ввозу на территорию РФ, должно оживить отечественную отрасль производства товаров повседневного потребления. Сектору малого предпринимательства вполне по силам занять ниши производства одежды, как для взрослых, так и для детей, производства сувенирной продукции, украшений, оказания разнообразных бытовых услуг. В этом секторе уже сейчас работают частные лица, но в большинстве случаев на данный момент это все же полулегальные или нелегальные кустарные производства. Но при создании соответствующих условий их можно было бы вывести из теневого сектора экономики.

Незамещенным пока остается и сектор 1Т-технологий. Если проанализировать программное обеспечение, используемое на территории России, то около 67% его производится за границей. Здесь местные предприятия малого бизнеса тоже со временем могли бы занять нишу рынка. Уже сейчас в данной сфере стали появляться интересные программные продукты [7]. Но стоит учитывать, что в случае перехода на новое программное обеспечение могут возникнуть сложности,

2069

связанные с масштабным переобучением пользователей, многочисленными настройками. Поэтому здесь процесс импортозамещения не может быть быстрым и легким. Еще один близкий сегмент, который может занять малый бизнес, - это ремонт и обслуживание не только компьютерной, но и бытовой техники.

В энергетике у малых предприятий края довольно большие перспективы, так как с образованием новых производственных мощностей на территории ТОР Хабаровского края возрастет и потребление энергии. Перспективным для МСП является использование мини-энергетики при разработке малых высокорентабельных месторождений рудных полезных ископаемых, где могут успешно действовать малые фирмы. К тому же малые предприятия можно направить и на осуществление рекультивации нарушенных земельных участков для восстановления экологии региона после прекращения добычи полезных ископаемых.

Большие перспективы открываются для МСП в лесохозяйственном комплексе. И не только в плане добычи древесины и ее глубокой переработки. Малые предприятия могут привлекаться для выполнения работ по лесовосстановлению. Но поскольку этот вид деятельности очень затратный и не дает возможности для извлечения крупной прибыли, необходимо решать вопрос с государственным заказом и финансированием.

Рыбохозяйственный комплекс тоже представляет интерес для развития малого бизнеса. В данной отрасли для малых предприятий имеется широкий спектр деятельности - от прогнозирования сырьевой базы до организации торговли продукцией отрасли в других регионах России и за рубежом. Кроме добычи, переработки и воспроизводства ресурсов отрасли, малые предприятия могут успешно включиться в целый ряд вспомогательных и обслуживающих отраслей, таких как судоремонт, строительство, транспорт, обслуживание портового хозяйства, производство тары.

В металлургии, химической промышленности и машиностроении малым предприятиям сложно что-либо противопоставить крупным фирмам, но они могли бы успешно функционировать в качестве вспомогательных и обслуживающих производств, заниматься вопросами сбыта и послепродажного обслуживания, развития сопутствующей инфраструктуры.

2070

Заключение

Структура распределения малого и среднего предпринимательства Хабаровского края по видам экономической деятельности в основном соответствует общероссийской ситуации и на протяжении ряда лет существенно не изменилась. Сфера торговли и услуг по-прежнему остается частью экономики края, в которой традиционно доминируют малые и средние предприятия [8]. Можно сказать, что в настоящее время малый бизнес в торговом секторе экономики Хабаровского края - это больше способ выживания. Для работы в данной отрасли не требуется наличие специальной подготовки и оборудования, а следовательно, и крупных денежных вложений. Поэтому торговля часто становится той отраслью, в которой возможна самозанятость населения. Но постепенные изменения в отраслевой структуре МСП показывают небольшое смещение в сторону производственных отраслей. Это наглядно иллюстрирует, что в краевой экономике нет стагнации, отмечаются небольшие поступательные движения. Малые предприятия прямо или косвенно имеют возможности для развития практически во всех отраслях краевой экономики.

Для стимулирования позитивных изменений в структуре МСП создаются ТОРы, где предлагается режим льгот и наибольшего благоприятствования производственным, а в особенности инновационным предприятиям [5]. Ведется работа и по снижению законодательных и бюрократических барьеров в отношении малого предпринимательства. Также благоприятный режим распространяется и на инвесторов, в том числе и иностранных, что позволит ускорить модернизацию и внедрение новейших технологий в малом бизнесе.

Для увеличения темпов развития малого предпринимательства Хабаровского края нужно активно использовать положительный опыт зарубежных стран АТР. Необходимо создание центров развития технологий и технопарков на базе ведущих высших учебных заведений Хабаровского края, где малым предприятиям не только будет предоставляться доступ к новейшим техническим разработкам, но и будет проводиться повышение квалификации сотрудников МП [4]. Нечто подобное сейчас формируется на базе Комсомольского-на-Амуре авиационного завода и Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. Площадку технопарка можно создать и на базе технических вузов Хабаровска. Таким технопаркам должны

2071

выделяться средства из государственного бюджета и бюджетов дальневосточного региона и Хабаровского края.

Необходимо также создание сети консультационных центров по вопросам функционирования малого предпринимательства Хабаровского края. Такие центры должны оказывать малым предприятиям помощь в оформлении документов, консультировать по вопросам законодательной базы и налоговых платежей. Также подобные центры должны обладать базами данных по различным сферам деятельности малого бизнеса [3]. Таким образом они смогут оказывать информационную помощь малым предприятиям на стадии поиска своей ниши в экономической системе и установления необходимых деловых связей с возможными партнерами на территории регионов России и за рубежом. На данный момент уже начато создание подобной системы «единого окна».

Для обеспечения целенаправленной единой политики по развитию малого бизнеса необходимо создание Департамента малого и среднего предпринимательства, который постоянно занимался бы вопросами разработки государственных программ поддержки МСП и созданием сети агентств по всесторонней поддержке и обслуживанию малых предприятий.

Все перечисленные меры окажут положительное влияние на функционирование краевого сектора МСП. Грамотное использование существующих ресурсов и новых возможностей создаст предпосылки для формирования сбалансированной структуры МСП и по количеству, и по отраслевому составу.

ИСТОЧНИКИ:

1. Малого бизнеса должно быть много [Электронный ресурс] // Тихоокеанская звезда. -

2013. - 21 июня. - Режим доступа:

https://www.toz.khv.гu/newspapeг/bez_гubг¡k¡/malogo_b¡znesa_dolzhno_byt_mnogo /

2. Малое и среднее предпринимательство [Электронный ресурс] // Сайт

Территориального органа Федеральной служба государственной статистики по Хабаровскому краю. - Режим доступа:

http://habstat.gks.гu/wps/wcm/connect/гosstat_ts/habstat/гu/stat¡st¡cs/enteгpг¡ses/s mall_and_med¡um_enteгpг¡ses/

3. Меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства

[Электронный ресурс] // Инвестиционный портал Ярославской области. - Режим доступа: http://yaг¡nvestpoгtal.гu/suppoгt_bus¡ness/

2072

4. Погарская А.С. Развитие и поддержка малого предпринимательства в Китае

[Электронный ресурс] // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. -2010. - Режим доступа: http://jurnal.org/articles/2010/ekon11.html

5. Постановление Правительства Хабаровского края от 17.04.2012 № 124-пр «Об

утверждении государственной программы Хабаровского края «Развитие малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае на 2013-2020 годы».

6. Сайт Правительства Хабаровского края.

7. Трофимова Ж. Дело за малым: Принят закон о малом и среднем бизнесе. Поможет ли

он развитию предприятий? [Электронный ресурс] // Сайт Библиотеки Института независимой оценки. - 2007. - 30 августа. - Режим доступа: http://www.ippnou.ru/lenta.php?idarticle=003458

8. Производственные приоритеты [Электронный ресурс] // Свое Дело: Молодые

предприниматели Хабаровска. - 2012. - 31 июля. - Режим доступа: http://www.svoedelo27.ru/article/proizvodstvennye-prioritety

Elena E. Sergienko, Senior Lecturer of the Chair of Management, Far Eastern State Transport University, Khabarovsk

The possibilities of the development of small- and medium-sized business of Khabarovsk region in the present conditions

ABSTRACT

Sustaining growth and further development of the economy are important tasks that Khabarovsk region is to solve. In this connection, the solution of the problems complicating the development of entrepreneurship in the region is important. The task of balanced development of small- and medium-sized business and establishment of joint venture companies together with the countries of Asia-Pacific Region (APR) has become prioritized. Economic crisis and embargo resulted in narrowing of the export markets. This makes local business turn their attention to the local markets where there is a need for import substitution.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

KEYWORDS: Khabarovsk region, small enterprises

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.