Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ТУРИЗМОМ В РОССИИ: ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ И ТИПОВ ИНТЕГРАЦИЙ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ КЛАСТЕРОВ'

ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ТУРИЗМОМ В РОССИИ: ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ И ТИПОВ ИНТЕГРАЦИЙ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ КЛАСТЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
66
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР / КЛАСТЕРНАЯ МОДЕЛЬ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Канаев А.С., Зорина Н.М., Киреенкова З.А., Предбанникова О.И.

Развитие кластеров в туризме имеет огромный потенциал и важность для увеличения конкурентоспособности туристического сектора. Развитие такой модели организации туризма может стать ключевым элементом стратегии развития туризма в России. Цель работы - проанализировать основные модели региональных туристических кластеров и выявить наиболее эффективную кластерную модель. В работе были выделены основные модели кластеров: модель безядрового (бескорневого) кластера, осевая кластерная модель, спутниковая модель и регулируемая модель туристического кластера. Приводятся примеры функционирования данных моделей в рамках международного и национального опыта развития туристической индустрии. Определено, что наиболее эффективной моделью развития туристических кластеров для России, с учетом особенностей политической и социально-экономической ситуации в стране, является регулируемая модель туристического кластера, так как она позволяет повышать конкурентоспособность отрасли за счет государственной поддержки. В целях развития региональных туристических кластеров необходимо активное привлечение государственной поддержки, создание условий для привлечения инвестиций, улучшение инфраструктуры и повышение качества туристических услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Канаев А.С., Зорина Н.М., Киреенкова З.А., Предбанникова О.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES FOR THE DEVELOPMENT AND MANAGEMENT OF TOURISM IN RUSSIA: THE INFLUENCE OF SOCIO-ECONOMIC FACTORS AND TYPES OF INTEGRATION BETWEEN PARTICIPANTS ON THE FORMATION OF CLUSTER MODELS

The development of clusters in tourism has a huge potential and importance for increasing the competitiveness of the tourism sector. The development of such a model of tourism organization can become a key element of the tourism development strategy in Russia. The purpose of the work is to analyze the main models of regional tourism clusters and identify the most effective cluster model. The main cluster models were identified in the work: the model of a non-core (rootless) cluster, an axial cluster model, a satellite model and an adjustable model of a tourist cluster. Examples of the functioning of these models within the framework of international and national experience in the development of the tourism industry are given. It is determined that the most effective model for the development of tourism clusters for Russia, taking into account the peculiarities of the political and socio-economic situation in the country, is a regulated model of a tourism cluster, as it allows to increase the competitiveness of the industry through state support. In order to develop regional tourism clusters, it is necessary to actively attract state support, create conditions for attracting investment, improve infrastructure and improve the quality of tourist services.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ТУРИЗМОМ В РОССИИ: ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ И ТИПОВ ИНТЕГРАЦИЙ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛЕЙ КЛАСТЕРОВ»

Возможности развития и управления туризмом в России: влияние социально-экономических факторов и типов интеграций между участниками на формирование моделей кластеров

fO CS

о

CS

о ш m

X

<

m О X X

Канаев Александр Сергеевич

кандидат экономических наук, доцент кафедры международного туризма и менеджмента, Кубанский государственный университет, Kaf224@yandex.ru

Зорина Наталья Михайловна

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра философии и социально-гуманитарных знаний Российский государственный университет туризма и сервиса, nmz66@yandex.ru

Киреенкова Зоя Александровна

старший преподаватель Высшей школы международного сотрудничества, Российский государственный университет туризма и сервиса, z.kireenkova@mail.ru

Предбанникова Ольга Ивановна

кандидат философских наук, доцент, Российский государственный университет туризма и сервиса, helga2007@bk.ru

Развитие кластеров в туризме имеет огромный потенциал и важность для увеличения конкурентоспособности туристического сектора. Развитие такой модели организации туризма может стать ключевым элементом стратегии развития туризма в России. Цель работы - проанализировать основные модели региональных туристических кластеров и выявить наиболее эффективную кластерную модель. В работе были выделены основные модели кластеров: модель безядрового (бескорневого) кластера, осевая кластерная модель, спутниковая модель и регулируемая модель туристического кластера. Приводятся примеры функционирования данных моделей в рамках международного и национального опыта развития туристической индустрии. Определено, что наиболее эффективной моделью развития туристических кластеров для России, с учетом особенностей политической и социально-экономической ситуации в стране, является регулируемая модель туристического кластера, так как она позволяет повышать конкурентоспособность отрасли за счет государственной поддержки. В целях развития региональных туристических кластеров необходимо активное привлечение государственной поддержки, создание условий для привлечения инвестиций, улучшение инфраструктуры и повышение качества туристических услуг.

Ключевые слова: туризм, туристический кластер, кластерная модель, стратегия развития туризма.

Введение

Актуальным направлением развития экономики в современных сложных условиях ограничений и внешних вызовов является развитие региональной туристической отрасли.

Однако наличие в регионе туристско-рекреационных ресурсов не может быть достаточным условием для создания качественного продукта, который сможет конкурировать на рынке туристических услуг. [1] Поэтому необходимым является обеспечение целенаправленного развития новых организационных форм в туризме, деятельность которых была бы ориентирована на максимизацию консолидированного результата [2].

В связи с чем, актуальным является научное обоснование проблемы регионального развития туризма на инновационной основе, что предполагает использование механизмов интеграции, в основу которой положена кластеризация.

Формирование и развитие кластеров в туризме может существенно улучшить конкурентоспособность туристической индустрии на национальном рынке туристических услуг. Создание туристических кластеров позволяет объединить разнообразные ресурсы и услуги, предлагаемые в рамках определенной области или территории. Это способствует повышению уровня обслуживания туристов, развитию местного малого бизнеса, что позитивно влияет на развитие рынка труда и социально-экономические показатели развития региона и улучшает его инфраструктуру.

Интеграция в рамках кластера способствует повышению качества и разнообразия туристического продукта, увеличивает привлекательность туристического направления для внешних инвесторов и ускоряет инновационное развитие региона.

Вопросы результативности функционирования туристических предприятий на основе их объединения в кластеры исследуются многими учеными. Так, в исследовании авторов Melisidou S. и др. [3] обращается внимание на определение структурных составляющих туристического кластера, исследование механизма взаимоотношений между его участниками. В работе Huybers Т., Bennett J. [4] освещены ключевые аспекты формирования и функционирования интегрированных туристических концернов. В работе Romero I., Tejada P. [5] акцентируется внимание на туристско-рекреационных комплексах, анализируется экономический механизм их функционирования и разрабатываются практические рекомендации по его совершенствованию.

В работе Benner M. [6] исследуется так называемая рекреационная кластерная модель, как форма территориальной организации туристических предприятия, которая стимулирует экономический рост региона, однако мало уделено внимания проблемам определения преимуществ для самих участников кластера. В исследовании Fernando I.N., Long W. [7] рассматривается именно туристический кластер, обосновываются научно-практические основы его внедрения как формы организации туристической деятельности национальных предприятий. В [8] осуществлено исследование практических аспектов результативности функционирования туристического кластера

как фактора повышения конкурентоспособности туристического продукта.

Учитывая научные исследования [6, 7, 9], в которых определены доминантные роли и сила взаимовлияния участников интеграции, выделены четыре модели кластера.

В модели безядрового (бескорневого) кластера представлены предприятия, имеющие размер и силу, чтобы прямо контролировать кластер, а общий рынок и динамичность кластера определяют его форму и развитие. Все участники кластера являются преимущественно малыми субъектами хозяйствования, равными по размеру и силе воздействия. Данная модель является наглядным примером функционирования малого туристического кластера, который возник на основе принципов самоорганизации и включает в себя сектор производства туристических услуг и вспомогательный сектор. Границы кластера являются довольно относительными, как правило, совпадают с границей той или иной территории (населенного пункта), при этом туристические объекты, не относящиеся к данной территории, но находящиеся рядом, могут быть частью кластера. [6]

Примером данного кластера может служить Калифорнийский винный туристический кластер, который сложился в долине Напа к северу от Сан-Франциско (штат Калифорния, США). Ежегодно в нем регистрируется до 5 млн. прибытий с туристическими целями, главным образом, для посещения виноградников и дегустации вин. [10]

В России таким примером может являться туристический кластер Краснодарского края, как гавного туристического региона Юга России. В данном регионе отдыхает значительная часть туристического потока страны, при этом большой процент отдыхающих ориентируются на отдых в частном секторе, гостевых домах, базах отдыха и около половины туристов организуют свой отдых самостоятельно (без привлечения туристических фирм).

В осевом кластере доминирующие предприятия в своем составе имеют все необходимые условия для отдыха и оздоровления, часто создают дополнительные условия для удовлетворения потребностей туристов самостоятельно. Доминантные предприятия возникают в пределах уже существующих кластеров и берут на себя роль лидеров. Большинство предприятий кластера предоставляет услуги гостеприимства. Малые предприятия зависят от клиентской стратегии сильных партнеров. [7]

Примером данного кластера может быть норвежский туристический кластер на архипелаге Шпицберген, в котором функционируют семь национальных парков, которые обслуживаются 16-тью поставщиками туристических продуктов, более чем 20-тью туроператорами. В состав кластера также входят 13 отелей, 10 ресторанов и 8 круизных судоходных компаний, объединенных в ассоциацию. [11 ]

Примером такого кластера в России может служить район Красной поляны, расположенный недалеко от аэропорта Адлера. В горном кластере расположены три курорта «Красная поляна», «Роза Хутор» и «Горки Город» Данный кластер появился после проведения зимней олимпиады в Сочи в 2014 году, в нем были открыты новые отели, рестораны, игорная зона «Казино Сочи», предоставляющие услуги гостеприимства на территории кластера [12].

Спутниковую кластерную модель для сферы туризма целесообразно рассматривать с точки зрения узкой направленности, например, для тематического или оздоровительного туризма, где основной привлекательностью будут не только соответствующие природные условия, но и уникальные туристические (рекреационные) предложения. Деятельность всех дополнительных предприятий будет полностью зависеть от политики и управляющей силы лидера, от которого также будет зависеть их предпринимательский успех. [6]

Примером данного кластера может быть принадлежащий полностью государству финский туристический кластер «Официальная резиденция Санта Клауса», который является тематическим комплексом, включающим основное ядро (дом Санта Клауса в Лапландии, почтовое отделение Санта Клауса, горнолыжную зону, зону размещения) и сервисный и вспомогательный сектора. [13]

Для России характерным примером является туристический кластер «Великий Устюг - родина Деда Мороза». Он появился в Великом Устюге в 1999 году и за это время стал символом данного города. Ежегодно резиденцию Деда Мороза посещают до 200 тыс. туристов. За счет функционирования данного кластера в Великом Устюге было создано 156 объектов туристической инфраструктуры и 43 объекта размещения, которые дали жителям российской глубинки 6000 новых рабочих мест. Кроме того, развитие данного кластера способствовало развитию транспортной инфраструктуры. По прогнозам, дальнейшее обновление и реконструкция туристической инфраструктуры Великого Устюга к 2030 году сможет учеличить туристический поток примерно на 65 % и обеспечить создание еще более сотни рабочих мест [14].

Четвертая модель туристического кластера (регулируемая модель) формируется вокруг публичных, правительственных или некоммерческих организаций, которые имеют прямое влияние на деятельность кластера. Управление кластером централизованное, зависит от политики аппарата управления, на деятельность других участников рынка, относящихся к сектору предоставления туристических услуг на определенной территории, возможно лишь опосредованное влияние. Такой кластер в настоящее время является наиболее эффективным в туризме, поскольку в условиях влияния административных и транспортных ограничений он обеспечен поддержкой государственных структур и нацелен, как правило, на развитие внутреннего туризма, а все услуги, которые предоставляются в его пределах, совершенствуются в соответствии с требованиями времени.

Регулируемую модель региональных туристических кластеров демонстрирует Израиль. Структура кластеров прозрачна, государством контролируются все поступления от туристической деятельности. Достижения израильского менеджмента в премиум-сегменте достойны мирового признания, для услуг организаторов международных выставок и конференций построены специализированные центры с огромными площадями выставочного пространства. [15]

В России в условиях мирового финансово-экономического кризиса возникла необходимость в укреплении партнерства между государством, бизнесом, образованием и наукой, в т.ч. и в туризме. Развитие рыночной экономики в России способствовало перестройке способов организации производства и территориальной структуры туризма. Основным методом развития туристической отрасли признан кластерный подход, а наиболее эффективной регулируемая модель туристического кластера. Применение такого подхода для стратегического планирования регионального туризма приводит к масштабному мультипликативному эффекту [16].

Примером взаимодействия государства и бизнеса может служить туристско-рекреационный кластер «Гора Белая» в Свердловской области. Это масштабный проект по развитию туристической инфраструктуры на территории 15 населенных пунктов (более 100 природных достопримечательностей, в т.ч. в составе природного парка «Река Чусовая», Висимского биосферного заповедника, части горного массива «Веселые горы»), расположенных на 2500 кв.км. Кластер создан с целью социально-экономического развития населенных пунктов, продвижения бренда Урала на рынке внутреннего и внешнего туризма, создания дополнительных рабочих мест.

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о

м «

fO

es о es

о ш m

X

<

m О X X

В организационно-правовой модели кластера представлены три уровня: национальный - в лице федеральных органов исполнительной власти, региональный - в лице губернатора и правительства региона, региональных органов исполнительной власти и локальный уровень - в лице управляющей компании туристско-рекреационного кластера. Взаимоотношения между ними основаны, прежде всего, на бюджетных отношениях при предоставлении федеральных и региональных субсидий, а с резидентами кластера - на корпоративных и договорных отношениях

Территория кластера развивается в логике исторического, культурного, природного потенциала по трем зонам:

1. Природный отдых

2. Культурно-познавательный туризм

3. Спортивно-оздоровительный отдых

Всего в кластере будет создано более 200 туристических объектов, обеспечивающих всесезонный туристический трафик, 2880 мест размещения и 1,5 млн туристов в год, что сопоставимо с общим турпотоком в Свердловскую область

Уже сегодня территорию кластера посещает более 350 000 человек ежегодно, прогнозная посещаемость к 2028 году - 1,5 миллиона человек ежегодно - это 15% от всего объема спроса жителей Урала [17]

Несмотря на наличие исследований, посвященных кластеризации туристической отрасли, актуальным остается вопрос нахождения наиболее эффективной модели туристического кластера в современных условиях.

Регулируемая кластерная модель, с учетом особенностей современной социально-экономической ситуации в России, является наиболее эффективной для развития внутреннего туризма, способствует превращению территорий в привлекательные туристские центры и повышению их конкурентоспособности за счет возможности поддержки государственными органами, минимизации затрат на внутренние инновации. Так наприер в г. Тула был сформирован культурно-туристический кластер, сложившийся вокруг Тульского кремля и объединивший в единую туристическую инфраструктуру различные учреждения культуры (Музей оружия, Музей самоваров, Музейный квартал в центре Тулы, объединивший четыре крупных федеральных музея: "Ясная Поляна", "Куликово поле", Поленово и Государственный исторический музей, а также региональные и частные музейные площадки), архитектурное историческое наследние (старые кварталы, улица Металлистов), различные региональные бренды (оружие, самовары), в том числе в области прозводства кондитерских изделий (пряники, пастила, конфеты). В целях поддержки субъектов туриндустрии и повышения качества оказываемых ими услуг разработаны и внедрены дополнительные профильные механизмы государственного финансирования туристического кластера.

Успешность деятельности по развитию туристического кластера в Тульской области подтверждается постоянным приростом туристического потока, так за первые восемь месяцев 2022 года (согласно исследованию путешествий в регионе, проведенному компанией МТС), количество туристов по сравнению с 2021 годом выросло на 11 %. [18]

Заключение

В статье проведен анализ моделей региональных туристических кластеров. Выделены 4 основных сектора и показано, что наиболее эффективной моделью сотрудничества для России является регулируемая кластерная модель, позволяющая сделать кластер более устойчивым за счет государственной поддержки и сотрудничества. В свете санкционных ограничений развитие внутреннего регионального туризма является для государства не только экономическим проектом, но и мерой для социальной поддержки населения. Перспективой

дальнейших исследовании может стать количественный анализ эффективности региональных туристических кластеров в условиях существующих ограничений туристической деятельности.

Литература

1. Higgins-Desbiolles F. Sustainable tourism: Sustaining tourism or something more?// Tourism Management Perspectives. 2018. 25. 157-160.

2. Asmelash A.G., Kumar S. Assessing progress of tourism sustainability: Developing and validating sustainability indicators// Tourism Management. 2019. 71. 67-83.

3. Melisidou S., Papageorgiou A., Papayiannis D., Varvaressos S. Tourism clusters as a potentially effective tool for local development and sustainability// Review of Tourism Sciences. 2014. 9. 218-232.

4. Huybers T., Bennett J. Interfirm cooperation at nature-based tourism destinations// The Journal of SocioEconomics. 2003. 32. 571-587.

5. Romero I., Tejada P. A multi-level approach to the study of production chains in the tourism sector// Tourism Management. 2011. 32. 297-306.

6. Benner M. From clusters to smart specialization: Tourism in institution-sensitive regional development policies// Economies. 2017. 5(3). 1-20.

7. Fernando I.N., Long W. New conceptual model on cluster competitiveness: A new paradigm for tourism?// International Journal of Business and Management. 2012. 7(9). 75-84.

8. Miller M.M., Gibson L.J. Cluster-based development in the tourism industry: putting practice in to theory// Applied Research in Economic Development. 2005. 2(2). 47-63.

9. Boja C. Clusters Models, Factors and Characteristics// International Journal of Economic Practices and Theories. 2011. 1(1). 34-43.

10. Александрова А.Ю. Кластеры в мировой индустрии туризма// Вестник МГУ. Серия 6. Экономика. 2007. № 5. С. 4362.

11. Fundeanu D.D. Innovative Regional Cluster, Model of Tourism Development// Procedia Economics and Finance. 2015. 23. 744-749.

12. Волков С.К. Зарубежный и российский опыт развития туристических кластеров // Научные ведомости. Серия: Экономика Информатика. 2016. №16 (237). Выпуск 39. C. 5-15.

13. Chalupa P., Prokop M., Rux J. Use of Cluster Analysis for Classification of Tourism Potential// Littera Scripta. 2013. 6(2), 5968.

14. Великий Устюг вошел в топ-10 городов России для встречи Нового года // Вологда.РФ. 27.01.2023. URL: https://xn--80adde7arb.xn--p1ai/news/tourism/49494/ (дата обращения: 28.06.2023)

15. Iordache C., Ciochiná I., Asandei M. Clusters - Tourism Activity Increase Competitiveness Support// Theoretical and Applied Economics. 2010. XVII. 5(546). 99-112.

16. Шильченко Т.Н. Концепция кластерного развития туристической отрасли в регонах России (обзор материалов по от-деьным регионам РФ и ЮФО) // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2019. №1 (29). С. 36-43

17. Юренский Д.А. Управление туристскими кластерами: опыт региона // Креативная экономика. 2021. Том 15. №6.

18. Турпоток в Тульскую область в 2022 году вырос на 11 % // Новости Тулы и области. Первый тульский. 03.11.2022. URL:https://1tulatv.ru/novosti/183963-turpotok-v-tulskuyu-oblast-v-2022-godu-vyros-na-11.html (дата обращения: 28.06.2023)

Opportunities for the development and management of tourism in Russia: the influence of socio-economic factors and types of integration between participants on the formation of cluster models Kanaev A.S., Zorina N.M., Kireenkova Z.A., Predbannikova O.I.

Kuban State University, Russian State University of Tourism and Service

JEL classification: D20, E22, E44, L10, L13, L16, L19, M20, O11, O12, Q10,

Q16, R10, R38, R40, Z21, Z32

The development of clusters in tourism has a huge potential and importance for increasing the competitiveness of the tourism sector. The development of such a model of tourism organization can become a key element of the tourism development strategy in Russia. The purpose of the work is to analyze the main models of regional tourism clusters and identify the most effective cluster model. The main cluster models were identified in the work: the model of a non-core (rootless) cluster, an axial cluster model, a satellite model and an adjustable model of a tourist cluster. Examples of the functioning of these models within the framework of international and national experience in the development of the tourism industry are given. It is determined that the most effective model for the development of tourism clusters for Russia, taking into account the peculiarities of the political and socio-economic situation in the country, is a regulated model of a tourism cluster, as it allows to increase the competitiveness of the industry through state support In order to develop regional tourism clusters, it is necessary to actively attract state support, create conditions for attracting investment, improve infrastructure and improve the quality of tourist services.

Keywords: tourism, tourist cluster, cluster model, tourism development strategy.

References

1. Higgins-Desbiolles F. Sustainable tourism: Sustaining tourism or something more?

// Tourism Management Perspectives. 2018. 25. 157-160.

2. Asmelash A.G., Kumar S. Assessing progress of tourism sustainability: Developing

and validating sustainability indicators // Tourism Management. 2019. 71. 67-83.

3. Melisidou S., Papageorgiou A., Papayiannis D., Varvaressos S. Tourism clusters

as a potentially effective tool for local development and sustainability// Review of Tourism Sciences. 2014. 9. 218-232.

4. Huybers T., Bennett J. Interfirm cooperation at nature-based tourism destinations//

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The Journal of SocioEconomics. 2003. 32. 571-587.

5. Romero I., Tejada P. A multi-level approach to the study of production chains in the

tourism sector// Tourism Management. 2011. 32. 297-306.

6. Benner M. From clusters to smart specialization: Tourism in institution-sensitive

regional development policies// Economies. 2017.5(3). 1-20.

7. Fernando I.N., Long W. New conceptual model on cluster competitiveness: A new

paradigm for tourism? // International Journal of Business and Management. 2012.7(9). 75-84.

8. Miller M.M., Gibson L.J. Cluster-based development in the tourism industry: putting

practice in to theory// Applied Research in Economic Development. 2005.2(2). 47-63.

9. Boja C. Clusters Models, Factors and Characteristics// International Journal of

Economic Practices and Theories. 2011.1(1). 34-43.

10. Aleksandrova A.Yu. Clusters in the global tourism industry // Bulletin of Moscow

State University. Series 6. Economy. 2007. No. 5. S. 43-62.

11. Fundeanu D.D. Innovative Regional Cluster, Model of Tourism Development//

Procedia Economics and Finance. 2015. 23. 744-749.

12. Volkov S.K. Foreign and Russian experience in the development of tourism clusters // Scientific Vedomosti. Series: Economics Informatics. 2016. No. 16 (237). Issue 39. C. 5-15.

13. Chalupa P., Prokop M., Rux J. Use of Cluster Analysis for Classification of Tourism

Potential// Littera Scripta. 2013. 6(2), 59-68.

14. Veliky Ustyug entered the top 10 Russian cities to celebrate the New Year //

Vologda.RF. 01/27/2023. URL: https://xn--80adde7arb.xn--p1ai/news/tourism/49494/ (Date of access: 06/28/2023)

15. Iordache C., Ciochina I., Asandei M. Clusters - Tourism Activity Increase Competitiveness Support// Theoretical and Applied Economics. 2010. XVII. 5(546). 99-112.

16. Shilchenko T.N. The concept of cluster development of the tourism industry in the

regions of Russia (a review of materials on individual regions of the Russian Federation and the Southern Federal District) // Bulletin of the Taganrog Institute of Management and Economics. 2019. No. 1 (29). pp. 36-43

17. Yurensky D.A. Management of tourist clusters: experience of the region // Creative

Economy. 2021. Volume 15. No. 6.

18. Tourist flow to the Tula region in 2022 increased by 11 % // News of Tula and the

region. First Tula. 11/03/2022. URL: https://1tulatv.ru/novosti/183963-turpotok-v-tulskuyu-oblast-v-2022-godu-vyros-na-11.html (date of access: 06/28/2023)

X X

o

00 >

c.

X

00 m

o

ho o ho CJ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.