Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ РАСШИРЕНИЯ СОСТАВА ЦИФРОВОГО ПРОФИЛЯ ГРАЖДАНИНА РФ МЕДИЦИНСКИМИ СПРАВКАМИ О СОСТОЯНИИ ЕГО ЗДОРОВЬЯ'

ВОЗМОЖНОСТИ РАСШИРЕНИЯ СОСТАВА ЦИФРОВОГО ПРОФИЛЯ ГРАЖДАНИНА РФ МЕДИЦИНСКИМИ СПРАВКАМИ О СОСТОЯНИИ ЕГО ЗДОРОВЬЯ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
83
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / ЦИФРОВОЙ ПРОФИЛЬ ГРАЖДАНИНА / ЭЛЕКТРОННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ КАРТА / МЕДИЦИНСКИЕ СПРАВКИ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Чистякова Д.А.

В настоящее время диджитализация затрагивает многие сферы жизни человека, и государство стремится усовершенствовать свое взаимодействие с ним с помощью ИТ-технологий. Здравоохранение является одним из наиболее приоритетных направлений развития для цифровизации в соответствии с национальной программой «Цифровая экономика Российской Федерации». В данной работе рассматривается текущее состояние процессов, связанных с выдачей справок, в сфере здравоохранения. По результатам проанализированных данных как в России, так и зарубежного опыта предлагается новая концептуальная модель предоставления доступа к медицинским справкам гражданином из своего личного кабинета. Особое внимание уделяется согласию или отказу гражданина на передачу медицинской справки, тем самым повышается прозрачность процесса. Такое решение может быть реализовано и для других документов, хранящихся в государственных информационных системах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Чистякова Д.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSSIBILITIES OF EXPANDING THE COMPOSITION OF THE DIGITAL PROFILE OF A CITIZEN OF THE RUSSIAN FEDERATION WITH MEDICAL CERTIFICATES ON THE STATE OF HIS HEALTH

Currently, digitalization captures many areas of human activity, and the state goes about its life, interacting with it using IT technologies. Healthcare is a priority development area for a large economy in accordance with the Digital Economy of the Russian Federation. In this work, the productive state of the processes that are performed with the issuance of certificates in the healthcare sector is replaced. Based on the results of the analyzed data, both in Russia and abroad, they captured a new conceptual model for providing access to the treatment of a citizen from a personal account. Particular attention is paid to the agreement or refusal of a citizen to transfer medical care, which is thus particularly sensitive to the process. Such a solution can be implemented for other documents stored in state information systems.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ РАСШИРЕНИЯ СОСТАВА ЦИФРОВОГО ПРОФИЛЯ ГРАЖДАНИНА РФ МЕДИЦИНСКИМИ СПРАВКАМИ О СОСТОЯНИИ ЕГО ЗДОРОВЬЯ»

Возможности расширения состава цифрового профиля гражданина РФ медицинскими справками о состоянии его здоровья

Чистякова Дарья Александровна,

бакалавр Департамента бизнес-информатики, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, 190705@edu.fa.ru

В настоящее время диджитализация затрагивает многие сферы жизни человека, и государство стремится усовершенствовать свое взаимодействие с ним с помощью ИТ-технологий. Здравоохранение является одним из наиболее приоритетных направлений развития для цифро-визации в соответствии с национальной программой «Цифровая экономика Российской Федерации». В данной работе рассматривается текущее состояние процессов, связанных с выдачей справок, в сфере здравоохранения. По результатам проанализированных данных как в России, так и зарубежного опыта предлагается новая концептуальная модель предоставления доступа к медицинским справкам гражданином из своего личного кабинета. Особое внимание уделяется согласию или отказу гражданина на передачу медицинской справки, тем самым повышается прозрачность процесса. Такое решение может быть реализовано и для других документов, хранящихся в государственных информационных системах.

Ключевые слова: здравоохранение, государственные услуги, цифровой профиль гражданина, электронная медицинская карта, медицинские справки

Введение

Цифровой профиль гражданина РФ является одним из приоритетных механизмов выстраивания эффективных коммуникаций между государством и гражданами, для формирования условий предоставления электронных услуг высокого качества. В сфере здравоохранения создан сложный ландшафт информационных систем, включающий в себя множество уровней, подсистем и модулей, которые тесно взаимосвязаны между собой. Однако многие аспекты, особенно в части предоставления цифровых услуг, по-прежнему требуют к себе особого внимания.

Цель данной работы - формирование предложений по расширению интеграционных связей между единой государственной информационной системой в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ) и создаваемого сейчас в России Цифрового профиля гражданина РФ.

Основными задачами являются рассмотрение зарубежного опыта и анализ лучших практик по созданию информационной системы для взаимодействия с гражданами в сфере здравоохранения, оценка возможностей ЕГИСЗ в данной области, а также проведение опроса для оценки потребностей наших граждан в более удобном использовании услуг по предоставлению медицинских справок.

Объектом исследования являются медицинские справки, выдаваемые государственными учреждениями здравоохранения. Предмет исследования: реализация процесса предоставления доступа гражданам к медицинским справкам через государственные цифровые сервисы.

Предлагаемое решение можно применить не только к медицинским справкам. В перспективе аналогичные сервисы могут быть реализованы и для других документов, несвязанных со сферой здравоохранения.

Особенности текущего состояния цифрового правительства России в части предоставления электронных государственных услуг гражданам

Государства во всем мире все чаще рассматривают цифровое правительство в качестве одного из политический приоритетов. Одной из основных целей электронного правительства является предоставление государственных услуг в режиме онлайн.

Правительство РФ предприняло ряд шагов для решения проблемы внедрения цифровых технологий в экономической и социальной сферах. Одним из ключевых этапов стало принятие национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной 4 июня 2019 г. [1].

Большие объемы информации, содержащиеся в государственных информационных системах (ГИС), сегодня формируют Цифровой профиль гражданина (ЦПГ) - «совокупность сведений о гражданах и юридических лицах, содержащихся в информационных системах государственных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также в единой системе идентификации и аутентификации» [2].

X X

о

го А с.

X

го т

о

2 О

м «

<

GQ

0

1 I

На данный момент нет явного системного решения, которое создало бы возможность автоматизированного получения данных о гражданах и организациях посредством «единого окна»,особенно в области здравоохранения.

Единый портал государственных и муниципальных услуг -федеральная ГИС, обеспечивающая предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме -только частично обеспечивает получение государственных данных и частично реализует цели и задачи ЦПГ.

Система цифровых документов, которая является составной частью ЦПГ, может хранить данные, получаемые из реестров, ГИС. Данные сведения по запросу в рамках оказания разных государственных услуг по запросу могут предоставляться министерствам и ведомствам.

Цифровые государственные услуги в сфере здравоохранения в Российской Федерации

На данный момент граждане РФ могут воспользоваться следующими услугами в сфере медицины: электронные медицинские документы - сервис, где можно просмотреть информацию о посещении медицинских организаций; запись на прием к врачу; запись на вакцинацию от COVID-19; средства реабилитации или денежная компенсация для инвалидов и ветеранов; предоставление санаторно-курортного лечения; установление инвалидности и другие. Данные услуги доступны в разделе «Мое здоровье» на Портале Госуслуг (ПГУ).

Стоит отметить активную поддержку Правительством РФ цифровой трансформации в здравоохранении [3]. Среди задач, которые поставлены в данной области, можно выделить: переход к электронному документообороту в здравоохранении Российской Федерации; формирование электронных баз знаний по лечению заболеваний; обеспечение механизмов прозрачного лицензирования и контроля; обеспечение защиты информации.

Жители Москвы и Санкт-Петербурга могут воспользоваться электронной медицинской картой, с помощью которой можно получить информацию о своем здоровье, диагностике, лечении в поликлиниках, выписанные рецепты и другие данные [4].

На данный момент в сфере медицины используется ЕГИСЗ, которая имеет 3 уровня:

- Федеральный сегмент: федеральная ГИС в сфере здравоохранения;

- Интеграционные системы (шины): ГИС субъектов РФ;

- Региональный сегмент [5].

В данной работе мы ограничимся рассмотрением электронной медицинской картой, состав которой представлен на рисунке 1.

В Москве за 2021 год горожане обратились к своим электронным медицинским картам (ЭМК) более 40 миллионов раз, это в 2,3 раза больше, чем в 2020 году [6].

Чтобы определить потребности людей в электронных медицинских услугах нами был проведен опрос граждан из разных регионов России с использованием сервиса Microsoft Forms. Данный опрос был проведен среди 186 респондентов из различных субъектов Российской Федерации, однако преимущественно из Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга.

По ответам респондентов на 21 апреля 2023 года видно, что примерно 56% граждан обращаются к онлайн-сервисами в сфере здравоохранения несколько раз за год, почти равные доли респондентов ответили, что «ежемесячно пользуются» и «никогда не пользовались», 17 и 18% соответственно (рисунок 2). Это говорит о востребованности подобных электронных государственных услуг.

Рисунок 1 - Состав электронной медицинской карты Составлено автором

Рисунок 2 - Использование онлайн-сервисов в сфере здравоохранения

Составлено автором

Далее было предложено оценить различные аспекты, связанные с электронными услугами в сфере здравоохранения по бальной шкале от 1 до 5 (где 5 - лучшая оценка). Респонденты в среднем оценили «удобство использования онлайн-серви-сов в сфере здравоохранения» в 3,26 из 5 баллов (рисунок 3); «обеспечение безопасности Ваших данных» оценили в среднем в 2,96 из 5 (рисунок 4).

Рисунок 3 - Удобство использования онлайн-сервисов в сфере здравоохранения Составлено автором

Предоставлять медицинские справки 3-им лицам (работодатель, государственные органы и т.д.) большинству респон дентов требуется несколько раз в год (54%) (рисунок 5).

Рисунок 4 - Доверие к ЕГИСЗ и ПГУ с точки зрения обеспечения безопасности данных Составлено автором

Как часто Вам требуется предоставлять медпцппскпе справки 3-нм лицам (работодатель, государственные органы н т.д.)?

¿э Несшэлько раз за Один раз за год Реже одного раза Ниюща не

Ц год за год стакивался с

^ данной

ситуацией

Рисунок 5 - Частота предоставления медицинских справок 3-им лицам

Составлено автором

Средняя оценка предложения по внедрению возможности передавать справки онлайн через Портал Госуслуги составила 4,58 из 5 (рисунок 6).

На основании анализа ответов можно сделать вывод о том, что у граждан есть потребность в получении удобных, доступных и безопасных цифровых государственных услуг в сфере медицины.

Рисунок 6 - Оценка предложения по внедрению передачи справки онлайн

Составлено автором

Однако основными препятствиями развития концепции ЦПГ, в том числе и в медицинской сфере, являются: недостаточное техническое оснащение учреждений и отсутствие инфраструктуры для безопасного обмена данными, отсутствие механизмов обработки данных, недостаточный уровень доступности, качества и актуальности государственных данных, отсутствие стандартов и решений в сфере информационной безопасности для обеспечения безопасного обмена данными между государственными органами и коммерческими компаниями, отсутствие соответствующей нормативной правовой базы.

Рассмотрим на примере такой государственной услуги как предоставление водительских прав текущее и целевое (желаемое) состояние административного процесса. Ведь в рамках нее гражданин должен предоставить в ГИБДД определенные медицинские справки. Сегодня процесс предоставления документов для получения водительских прав можно осуществить через Портал Госуслуг. Эксперты отмечают, что в государственных порталах распространены избыточные формы и шаблоны заявлений. Пользователям приходится несколько раз вводить одну и ту же информацию или дополнительную, которая не понадобиться для оказания услуги. Это связано с тем, что, что государственные услуги преимущественно реактивные и не всегда успевают адаптироваться под цифровые тренды и практики [7].

Чл им НС II НС формы

ЬиЗржи жират ус!}тл

Л н I при кии Гк'а на Пор1а 1С Госуе.чуг

Внести данные 1исиир1и I раж,мши

Загрунт. данные справки и прохождении

медкомиссии

услуг»

£

Зягруютъ документ Нпессние данных документа о прохождении обучения Отираянп.

иконных представителен несоасршенио.1С1 нею —1

Рисунок 7 - Процесс «Подача заявления на получение водительских прав» Составлено автором

X X О го А С.

X

го т

о

В рассматриваемом случае, сейчас надо вручную вносить в форму на Портале Госуслуг данные: паспорта гражданина РФ или иного документа, удостоверяющего личность; письменного согласия законных представителей несовершеннолетнего; документа о прохождении обучения; справки о прохождении медкомиссии [8].

Административный процесс получения водительских прав схематично представлен на рисунке 7.

Рассмотрим более детально часть с предоставлением медицинской справки. На данный момент гражданин вводит ряд данных о справке на Портале Госуслуг. Пользователь не может увидеть ошибки при вводе номера справки и других рекви-

ю

2 О

м «

ю ем о ем

ш

О!

О Ш

т х

<

т о х

X

зитов моментально, его заявление отправится с некорректными данными. Таким образом, ему будет необходимо подавать заявление повторно через определенный промежуток времени после обратной связи от оператора.

Возможности совершенствования процесса оказания государственных услуг с помощью запроса медицинских документов через ЦПГ

Основную проблему, обозначенную выше, можно решить следующим способом. Так как в электронной медицинской карте уже существует отдельный модуль для хранения справок, то при подаче заявления целесообразно, чтобы Портал Госуслуг посылал основные данные гражданина для его идентификации и номер формы требуемой справки автоматически в ЕГИСЗ; ЕГИСЗ выявляла актуальные медицинские документы, предоставляла их гражданину в режиме просмотра для подтверждения и разрешения передачи, после чего подтвержденная справка передавалась бы в федеральную ИС ГИБДД.

Можно отметить, что в целевом административном процессе обмен данными происходит в электронном виде, и от гражданина требуется только подтверждение того, что он согласен предоставить данные своей медицинской справки. Гражданину не требуется вводить свои данные в форму, что экономит время и повышает удовлетворенность сервисом государственных услуг.

Подобные административные процессы затрагивают и предоставление другие медицинских справок. Например, справка 095/у требуется администрацией образовательного учреждения в случае болезни. Предоставление можно усовершенствовать аналогичным образом, как было показано на примере медицинской справки для получения водительских прав. Отличие заключается в том, что изначально будет заполняться форма, где можно выбрать получателя из перечня (перечень необходим, т.к. учащийся может посещать не только школу/университет, но и получать дополнительное образование), который формируется на основе данных о месте обучения. В итоге найденный документ отправится в ИС образовательного учреждения (например, в МЭШ, если рассматривается Москва). Справки 086/у, 027/у предоставляются так же, но их может потребовать работодатель (в этом случае перечень получателей формируется на основе данных о месте работы -для реализации этого решения необходимо связать данный сервис с базой данных Пенсионного Фонда России о месте работе граждан). Другие виды медицинских справок, к которым может быть применено данное решение представлен в виде таблицы 1.

Таблица 1

Формы медицинских справок для передачи в различные информационные системы

Описание и форма справки Информационные системы

095/у Справка о временной нетрудоспособности МЭШ, информационные системы школ и университетов

086/у Выдается поступающему в среднее специальное учебное заведение или в институт Информационные системы университетов, личные кабинеты на ПГУ работодателей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

027/у Выписка из медицинской карты амбулаторного, стационарного больного МЭШ, информационные системы школ и университетов, личные кабинеты на ПГУ работодателей

083/4-89 Справка для бассейна Личные кабинеты на ПГУ досу-говых учреждений

082/у Справка для выезжающих заграницу Информационные системы российских консульских учреждений

001 ГС/у Заключение о наличии/отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на государственную и муниципальную службы Информационные системы органов государственной власти

002-0/у На ношение и хранение оружия Информационные системы МВД

072/у-04 Санаторно-курортная карта Личные кабинеты на ПГУ санаторно-курортных учреждений

070/У-04 Для оформления путевки на санаторно-курортное лечение ИС Департамента труда и социальной защиты населения

Составлено автором

В целом, предлагаемое взаимодействие информационных систем при работе с медицинскими справками представлено в виде концептуальной модели на рисунке 8.

Элепронная медицинская карта

Запрос доступа к мед. карте запрос справки

1

принимающее участие в медицинском обследовании)

Доступ к мед. карте

Передача справки (а

сопутствующих документов)

Передача справки (и

сопутствующих

документов)

ИС соответствующего органа власти

МВД Минобрнаукн

| Минтруд Судебные органы |

Личный кабинет гражданина

Услуга: доступ к электронной медицинской к^уге

Услуги, требующие медиг

медицинами картой ус.~.ти_

Передача справки (н

сопутствующих документов)

Подтверждение передачи справки

t

Гражданин

Личный кабинет юридического лица

Рисунок 8 - Схема взаимодействия информационных систем Составлено автором

Заключение

Развитие цифрового правительства приводит к увеличению числа доступных онлайн госуслуг и повышению удобства их получения гражданами.

Создаваемый в России единый цифровой профиль гражданина позволяет расширять возможности предоставления электронных госуслуг, а также предоставлять гражданину право получать оперативно актуальную информацию о своем здоровье, давать доступ к этой информации другим государственным учреждения.

В качестве одного из направления возможного развития ПЦГ мы предложили создание возможности предоставления своих данных (медицинских справок) из личного кабинета гражданина как другим государственным органами (например,

ГИБДД), а в последствии и коммерческим организациям (например, работодателю). Однако это потребует корректировки существующей нормативно-правовой базы.

Предлагаемое решение можно применить и к другим медицинским документам. Более того, в перспективе аналогичные сервисы могут быть реализованы и для других документов, например, для справки об отсутствии судимости. Однако для их реализации потребуется накопление справок в личном кабинете, что, возможно, потребует перепроектирования ряда существующих государственных информационных систем и законодательства.

Литература

1. Цифровая экономика РФ. — Текст : электронный // Министерство цифрового развития : [сайт]. — URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (дата обращения: 17.03.2023).

2. Концепция и архитектура Цифрового профиля - ЕСИА 2.0 // URL: https://frpm.ru/wp-content/uploads/2021/08/%D0%95%D0%A1%D0%98%D0%90-2.0.docx (дата обращения: 17.03.2023).

3. Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2021 г. № 3980-р Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации здравоохранения. // Гарант. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403236631/ (дата обращения: 17.03.2022).

4. Электронная медицинская карта // mos.ru — URL: https://www.mos.ru/city/projects/medcarta/ (дата обращения: 18.03.2023).

5. Все сервисы ЕГИСЗ // Сервисы ЕГИСЗ. — URL: https://portal.egisz.rosminzdrav.ru/landing (дата обращения: 18.03.2023).

6. Здравоохранение // Официальный портал Мэра и Правительства Москвы. URL: https://www.mos.ru/news/item/101808073/ (дата обращения: 18.03.2023).

7. Hendrik S., Willem M. M., Kowalkiewicz J. B. From one-stop shop to no-stop shop: An e-government stage model // SienceDirect. — URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0740624X1730 4239 (дата обращения: 17.03.2023).

8. Получение права на управление транспортным средством // Госуслуги. — URL: https://www.gosuslugi.ru/10056Z5 (дата обращения: 18.03.2023).

The possibilities of expanding the composition of the digital profile of a citizen of the Russian Federation with medical certificates on the state of his health

Chistyakova D.A., Vasilieva E.V.

Financial University under the Government of the Russian Federation JEL classification: C10, C50, C60, C61, C80, C87, C90

Currently, digitalization captures many areas of human activity, and the state goes about its life, interacting with it using IT technologies. Healthcare is a priority development area for a large economy in accordance with the Digital Economy of the Russian Federation. In this work, the productive state of the processes that are performed with the issuance of certificates in the healthcare sector is replaced. Based on the results of the analyzed data, both in Russia and abroad, they captured a new conceptual model for providing access to the treatment of a citizen from a personal account. Particular attention is paid to the agreement or refusal of a citizen to transfer medical care, which is thus particularly sensitive to the process. Such a solution can be implemented for other documents stored in state information systems.

Keywords: healthcare, public services, digital profile of a citizen, electronic medical record, medical certificates

References

1. Digital economy of the Russian Federation. — Text: electronic // Ministry of External Development: [website]. — URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (date of access: 03/17/2023).

2. The concept and architecture of the Digital Profile - ESIA 2.0 // URL: https://frpm.ru/wp-

content/uploads/2021/08/%D0%95%D0%A1%D0%98%D0%90-2.0.docx (date of access: 03/17/2023).

3. Decree of the Government of the Russian Federation of December 29, 2021 No. 3980-r On electoral directions in the field of digital transformation of health. // Guarantee. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403236631/ (date of access: 03/17/2022).

4. Electronic medical card // mos.ru — URL: https://www.mos.ru/city/projects/medcarta/ (date of access: 03/18/2023).

5. All USISZ services // USISZ services. — URL: https://portal.egisz.rosminzdrav.ru/landing (date of access: 03/18/2023).

6. Health care // Official portal of the Mayor and the Government of Moscow. URL: https://www.mos.ru/news/item/101808073/ (date of access: 03/18/2023).

7. Hendrik S., Willem M. M., Kowalkevich J. B. From a department store to a nonstop store: a staged model of e-government // SienceDirect. — URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0740624X17304239 (accessed 03/17/2023).

8. Obtaining the right to drive a vehicle // State services. — URL: https://www.gosuslugi.ru/10056/5 (date of access: 03/18/2023).

X X О го А С.

X

го m

о

2 О

м

CJ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.