Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТРАДИЦИОННОГО НАРОДНОГО ИСКУССТВА В СОВРЕМЕННОМ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИИ ОБЪЕКТОВ ЛЁГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ'

ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТРАДИЦИОННОГО НАРОДНОГО ИСКУССТВА В СОВРЕМЕННОМ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИИ ОБЪЕКТОВ ЛЁГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
173
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Кронос
Область наук
Ключевые слова
ТРАДИЦИОННОЕ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО / СОВРЕМЕННОЕ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ / КОСТЮМ / НАРОДНОЕ ИСКУССТВО / ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ян Пинпин

В статье рассматривается применение элементов народного искусства в процессе проектирования изделий легкой промышленности, влияние традиционных промыслов на современный дизайн. Проведен анализ популярности «русского» стиля в работе иностранных дизайнеров и производителей одежды, иных изделий легкой промышленности, влияния народных мотивов на современную массовую культуру, опыта сотрудничества мастеров с разработчиками предметов современного дизайна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF APPLICATION OF TRADITIONAL FOLK ART IN MODERN DESIGN OF LIGHT INDUSTRY FACILITIES

The article discusses the use of elements of folk art in the process of designing light industry products, the influence of traditional crafts on modern design. The analysis of the popularity of the "Russian" style in the work of foreign designers and manufacturers of clothing, other light industry products, the influence of folk motifs on modern mass culture, the experience of cooperation between craftsmen and developers of modern design items.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТРАДИЦИОННОГО НАРОДНОГО ИСКУССТВА В СОВРЕМЕННОМ ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИИ ОБЪЕКТОВ ЛЁГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

изделиям, связанным с народными промыслами и традиционным искусством, как к источнику формирования стиля, фактору, влияющему на характер дизайн-проекта в любой сфере.

Применение традиционного народного искусства в дизайн-проектировании в историческом разрезе. Популяризация объектов народного творчества в других странах. Влияние на современный стиль, оформление

Если рассматривать текущее влияние традиционного народного искусства на современный дизайн и моду, то можно заметить, что увлечение исконными народными промыслами, их мотивами прослеживается не только в российской, но и в европейской легкой промышленности, которая активно использует традиционные национальные восточно-европейские принты и образы с начала ХХ века. Ситуация обусловлена огромным влиянием первого Дягилевского сезона в 1909 году, их высокой оценкой и восторгом публики, которая вдохновилась национальным колоритом и захотела получить сходные по тематике изделия. Это повлекло за собой моду на украинские вышивки, казачьи сапожки, а в последующем популяризуются мотивы русской народной одежды.

В последующем русскую тему в Европе связывают с работами Ив Сен-Лорана, который использовал в своих коллекциях многослойные юбки, меховые шапки, сапоги, вышитые блузки, а также активно применял характерный декор, отделку, использовал свойственные традиционным промыслами фактуры.

В процессе активизации применения традиционного народного искусства в процессе функционирования легкой промышленности выделился так называемый стиль «а-ля рюс». Он пользуется высокой популярностью в России, так и в других государствах. Одновременно можно отметить повышение количества обращений дизайнеров со всех стран к традиционной русской тематике, активному применению элементов национального колорита в функционировании легкой промышленности. Так, продолжается активное использование образа традиционного павлопосадского платка, который меняют в зависимости от особенностей стиля и образа. Их применяют не только в качестве элемента одежды, но и для декора ширмы или абажура, подставок, шкатулок и прочих элементов интерьера [4].

Мотивы павлопосадского платка легли в основу стиля «Матрешка», пользующегося высокой популярностью по всем мире и применяемый как при массовом изготовлении одежды, так и в рамках разработки уникальных дизайнерских изделий. Другим примером выступает активное применение Гжели в дизайне. Глубокий синий кобальт на белом фоне, дополненный гжельскими орнаментами, заслужил внимание со стороны ведущих европейских домов моды, а также массовых производителей одежды и предметов интерьера. Мотив использовали в свадебных дизайнах, предметах бытовой техники, дизайнах автомобилей премиум-класса. Была создана линейка товаров в стиле хохломской росписи. В последующем была представлена коллекция с русскими мотивами, основанная на образах и силуэтах Дымковской игрушки. Были воссозданы тончайшие градации темного и светлого, получено уникальное сочетание графичность и объема. Коллекцию дополнили эксклюзивные арт-объекты, основным акцентом которых стал цветочный ахроматический принт [3].

Применение традиционного искусства в современном дизайн-проектировании

Стиль «а-ля рюс», пропитанный национальными традициями и мотивами, прочно занял свое место в дизайне современных объектов легкой промышленности и костюма в частности, получив высокую оценку и популярность со стороны модных экспертов и критиков. Однако сейчас можно говорить о том, что прослеживаются новые тенденции и направления в дизайне одежды, интерьера, арт-объектов, декора. Ведется активное возрождение традиций, делается упор на национальный колорит, внедрение в дизайн помещения артобъектов, которые выполнены по промысловым технологиям. Текущие тенденции сформировались в качестве ответа на присутствие потребности в возвращении к истокам, родной культуре.

Ситуации способствует развитие современных технологий, которые открывают перед дизайнерами, работающими в сфере легкой промышленности, новые возможности, позволяют проводить работу с использованием различных фактур, техник, материалов. Особое распространение получили принты с орнаментальными мотивами традиционных промыслов, которые сейчас наносят практически на любую поверхность, что делает возможности для работы с ними шире.

Однако массовость производства в сфере легкой промышленности приводит к тому, что создание действительно эксклюзивных арт-объектов становится возможным только благодаря авторскому исполнению. Однако прослеживается тенденция, что уникальные дизайнерские разработки, выполненные вручную, в последующем могут быть частично переняты массовым производством и поставлены на потоковый выпуск.

Примечателен тот факт, что потребители высоко оценивают продукцию, изготовленную по мотивам народного костюма или творчества. Такие изделия, даже превращенные в товары массового выпуска, имеют продолжительное существование [1].

Влияние традиционного костюмы на современную моду, стиль

Сегодня продолжается активное развитие так называемого русского стиля, выступающего символом уникальности, продуманности образа. Если обратиться к дизайну изделий, активно тиражируемых легкой промышленностью, то можно заметить, что в дизайне часто прослеживаются элементы геометрического орнамента, который базируется на квадрате или ромбе, используется шов «крест».

"СНЯОЫОБ": мультидисциплинарные науки Том 6 #8(70), 2022

9

Проводя анализ, удастся выяснить, что именно крест в славянских верованиях символизировал солнце, треугольник ассоциировали с человеком, круг - с солнечной энергией, а ромб - с природной гармонией. Вышеуказанные особенности позволяют судить о том, что национальные символы и значения были перенесены в современную моду и активно используются в дизайне, создавая уникальный самобытный образ, базирующийся на традиционных значениях, которые выгодно обыграны и дают возможность выделиться. Для многих современных потребителей это один из основополагающих критериев, которые играют решающую роль при выборе одежды и иных предметов легкой промышленности.

Примечательно, что далеко не всегда делается явственный акцент на связь изделий современной промышленности с традиционным народным творчеством, однако при детальном анализе использование таких мотивов угадывается и прослеживается.

Относительно суровый климат и наличие определенных стереотипов в отношении традиционного народного искусства привели к тому, что народные мотивы прослеживаются в первую очередь в зимних вещах, которые осовременивают, модернизируют, меняют. В моду вновь пошли валенки, которые украсили вышивкой, дополнили подошвой, а также рядом других элементов, делающих эту теплую обувь удобной и комфортной при носке. Дополнительно высокой популярностью пользуются шапки-ушанки, которые также претерпели комплекс изменений. Фактически с традиционным изделием новый головной убор связывает только основной принцип - наличие ушей-отворотов. В остальном дизайнеры пересматривают изделие, окрашивая его в яркие цвета, дополняя вставками, декоративными клепками и прочим.

Современные дизайнеры неоднократно переосмысливали и осовременивали крой народного костюма, а также иные вещей, создавая уникальные изделия, которые базируются на принципе гармонии, единства формы и содержания. Они отличаются простой использования, лаконичным видом и функциональностью, могут быть украшены орнаментами или иными декоративными элементами, подчеркивающими присутствующую связь [5].

Часто использование традиционных костюмов совмещают с применением инновационных методов. Например, коллекция А. Ахмадуллиной в 2017 году базировалась на основных мотивах сказки «Три царевны подземного царства». Дизайнер пошла по инновационному пути, совместив традиционную технику плетения жемчугом и золотого шитья с цифровой печатью принтов, что сделало коллекцию необычной и привлекающей внимание.

В заключение можно сказать о том, что сегодня идет активный процесс переосмысления традиций, их трансформация, преображение с учетом требований, предъявляемых современными реалиями. Причем можно сделать вывод о том, что дизайнеры не копируют классические костюмы и изделия, а берут основные элементы и используют их для достижения выразительности собственных изделий посредством осмысления народной культуры.

Процесс сопровождает активное развитие легкой промышленности, что приводит к появлению купонных тканей с полосой орнамента, что способствует активной работе дизайнеров с народными мотивами. Такие ткани передают национальный колорит, вносят в образ изысканность, завершенность. Часто используют декор в виде вышивки, применяют национальные принты, подчеркивающие самобытность образов. В последующем в рамках функционирования легкой промышленности возможен массовый выпуск изделий, однако уникальными и наиболее эффектными продолжают оставаться дизайнерские объекты.

Наблюдается высокий спрос даже на одежду массового производства с народными принтами и элементами. Она остается популярной значительно дольше, чем иные виды изделий. Примечательно, что не всегда народные элементы прослеживаются сразу. Они могут быть использованы в качестве незначительного акцента, который становится заметен лишь при детальном рассмотрении.

В целом сегодня присутствуют большие возможности для применения традиционного народного искусства в современном дизайн-проектировании объектов лёгкой промышленности. Его потенциал полностью не раскрыт, поэтому ведется активная работа в этой сфере.

Список литературы

1. Арутюнов С. А. Народы и культура: развитие и взаимодействие. Москва: 2019, 160.

2. Баллер Э. А. Социальный вопрос и культурное наследие. М.: «Наука», 2017. С. 52.

3. Куценко Е.В. Народные художественные промыслы Подмосковья. - М.: Мелихово, 2016. - 196 с.

4. Лужков Ю.М., Линович С.М. Искусство, которое нельзя потерять. Народные художественные промыслы России: расцвет, упадок, перспективы возрождения. - М.: ОАО «Московские учебники и Картолитография»;

5. Медведев В. Ю. Сущность дизайна: теоретические основы дизайна: учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. СПб.: СПГУТД, 2019. 110 с., с. 17, с. 36.

МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

УДК 615.81

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ КРОВОПУСКАНИЯ

Каппушева Заира Магометовна Kappusheva Zaira Magometovna

Студент Student

Северо-Кавказская государственная академия North Caucasian State Academy Черкесск, Россия Cherkessk, Russia

PHYSIOLOGICAL EFFECTS OF BLEEDING

Аннотация: кровопускание имеет множество терапевтических эффектов, которые были доказаны практическими опытами и исследованиями. Данная процедура используется в медицине с древних времен и по сей день, многие считают ее панацеей. Постараемся разобраться, что лежит в основе физиологических эффектов кровопускания.

.Abstract: bloodletting has many therapeutic effects that have been proven by practical experience and research. This procedure has been used in medicine since ancient times to this day, many consider it a panacea. Let's try to figure out what underlies the physiological effects of bloodletting.

Ключевые слова: кровь, сосуды, регенерация, терапия, физиология.

Key words: blood, vessels, regeneration, therapy, physiology.

Впервые кровопускание упоминается в старинных учебниках для врачей в 1550 году до нашей эры. Для начала разберем последовательность манипуляций, которые проводят во время процедуры:

1. На область с патологическим очагом (чаще всего на спину) проводят легкий лимфодренажный массаж.

2. Обеззараживание области.

3. Нанесение насечек стерильным лезвием в определённых зонах.

4. Установление вакуумных банок для сбора застоявшейся капиллярной крови в области патологического очага.

5. Завершение процедуры обработкой мест насечек.

Объем выхода крови у всех индивидуален, в среднем это 150-200 миллилитров, что достаточно ощутимо для организма в целом. После кровопускания некоторые чувствуют головокружение, вялость, сонливость, другие же наоборот - чувствуют прилив сил и готовы «сворачивать горы», удивительно, но обе эти реакции - норма.

Что же претерпевает наш организм, потеряв столько крови, ещё и искусственным путём? Рассмотрим основные механизмы:

• кровь «забирает» воду из тканей и депо для восполнения циркулирующего объема, за счет этого уменьшается застой жидкости, проходят отеки;

• стимулируется кроветворная система для образования молодых форменных элементов крови, за счёт этого ткани лучше питаются и лучше насыщаются кислородом, также укрепляются защитные механизмы организма;

• стабилизируется артериальное давление, снижается риск развития геморрагического инсульта;

• в разы увеличивается выработка интерферона, за счет чего укрепляется иммунная система;

• снижение в крови холестерина и сахара;

• детоксикации организма и т. д.

Важно помнить, что кровопускание не приравнивается к классической кровопотере, у них совершенно разные механизмы выхода крови из сосудистого русла. При кровопускании проводятся микронасечки, которые затрагивают только капиллярную сеть, в отличии классической кровопотери в результате травмы, при которой чаще всего происходит повреждение артериального сосуда и выхода артериальной крови, а не застойной капиллярной. К тому же, при кровопускании кровь забирают только в определённых точках акупунктуры и очагах воспаления, где в последующем улучшается кровоснабжение, происходит регенерация и проходят воспалительные процессы.

Выделим список основных противопоказании для проведения процедуры:

-низкое артериальное давление;хронические заболеваний сердца;

-анемия;

-болезни крови;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.