изделиям, связанным с народными промыслами и традиционным искусством, как к источнику формирования стиля, фактору, влияющему на характер дизайн-проекта в любой сфере.
Применение традиционного народного искусства в дизайн-проектировании в историческом разрезе. Популяризация объектов народного творчества в других странах. Влияние на современный стиль, оформление
Если рассматривать текущее влияние традиционного народного искусства на современный дизайн и моду, то можно заметить, что увлечение исконными народными промыслами, их мотивами прослеживается не только в российской, но и в европейской легкой промышленности, которая активно использует традиционные национальные восточно-европейские принты и образы с начала ХХ века. Ситуация обусловлена огромным влиянием первого Дягилевского сезона в 1909 году, их высокой оценкой и восторгом публики, которая вдохновилась национальным колоритом и захотела получить сходные по тематике изделия. Это повлекло за собой моду на украинские вышивки, казачьи сапожки, а в последующем популяризуются мотивы русской народной одежды.
В последующем русскую тему в Европе связывают с работами Ив Сен-Лорана, который использовал в своих коллекциях многослойные юбки, меховые шапки, сапоги, вышитые блузки, а также активно применял характерный декор, отделку, использовал свойственные традиционным промыслами фактуры.
В процессе активизации применения традиционного народного искусства в процессе функционирования легкой промышленности выделился так называемый стиль «а-ля рюс». Он пользуется высокой популярностью в России, так и в других государствах. Одновременно можно отметить повышение количества обращений дизайнеров со всех стран к традиционной русской тематике, активному применению элементов национального колорита в функционировании легкой промышленности. Так, продолжается активное использование образа традиционного павлопосадского платка, который меняют в зависимости от особенностей стиля и образа. Их применяют не только в качестве элемента одежды, но и для декора ширмы или абажура, подставок, шкатулок и прочих элементов интерьера [4].
Мотивы павлопосадского платка легли в основу стиля «Матрешка», пользующегося высокой популярностью по всем мире и применяемый как при массовом изготовлении одежды, так и в рамках разработки уникальных дизайнерских изделий. Другим примером выступает активное применение Гжели в дизайне. Глубокий синий кобальт на белом фоне, дополненный гжельскими орнаментами, заслужил внимание со стороны ведущих европейских домов моды, а также массовых производителей одежды и предметов интерьера. Мотив использовали в свадебных дизайнах, предметах бытовой техники, дизайнах автомобилей премиум-класса. Была создана линейка товаров в стиле хохломской росписи. В последующем была представлена коллекция с русскими мотивами, основанная на образах и силуэтах Дымковской игрушки. Были воссозданы тончайшие градации темного и светлого, получено уникальное сочетание графичность и объема. Коллекцию дополнили эксклюзивные арт-объекты, основным акцентом которых стал цветочный ахроматический принт [3].
Применение традиционного искусства в современном дизайн-проектировании
Стиль «а-ля рюс», пропитанный национальными традициями и мотивами, прочно занял свое место в дизайне современных объектов легкой промышленности и костюма в частности, получив высокую оценку и популярность со стороны модных экспертов и критиков. Однако сейчас можно говорить о том, что прослеживаются новые тенденции и направления в дизайне одежды, интерьера, арт-объектов, декора. Ведется активное возрождение традиций, делается упор на национальный колорит, внедрение в дизайн помещения артобъектов, которые выполнены по промысловым технологиям. Текущие тенденции сформировались в качестве ответа на присутствие потребности в возвращении к истокам, родной культуре.
Ситуации способствует развитие современных технологий, которые открывают перед дизайнерами, работающими в сфере легкой промышленности, новые возможности, позволяют проводить работу с использованием различных фактур, техник, материалов. Особое распространение получили принты с орнаментальными мотивами традиционных промыслов, которые сейчас наносят практически на любую поверхность, что делает возможности для работы с ними шире.
Однако массовость производства в сфере легкой промышленности приводит к тому, что создание действительно эксклюзивных арт-объектов становится возможным только благодаря авторскому исполнению. Однако прослеживается тенденция, что уникальные дизайнерские разработки, выполненные вручную, в последующем могут быть частично переняты массовым производством и поставлены на потоковый выпуск.
Примечателен тот факт, что потребители высоко оценивают продукцию, изготовленную по мотивам народного костюма или творчества. Такие изделия, даже превращенные в товары массового выпуска, имеют продолжительное существование [1].
Влияние традиционного костюмы на современную моду, стиль
Сегодня продолжается активное развитие так называемого русского стиля, выступающего символом уникальности, продуманности образа. Если обратиться к дизайну изделий, активно тиражируемых легкой промышленностью, то можно заметить, что в дизайне часто прослеживаются элементы геометрического орнамента, который базируется на квадрате или ромбе, используется шов «крест».
"СНЯОЫОБ": мультидисциплинарные науки Том 6 #8(70), 2022
9
Проводя анализ, удастся выяснить, что именно крест в славянских верованиях символизировал солнце, треугольник ассоциировали с человеком, круг - с солнечной энергией, а ромб - с природной гармонией. Вышеуказанные особенности позволяют судить о том, что национальные символы и значения были перенесены в современную моду и активно используются в дизайне, создавая уникальный самобытный образ, базирующийся на традиционных значениях, которые выгодно обыграны и дают возможность выделиться. Для многих современных потребителей это один из основополагающих критериев, которые играют решающую роль при выборе одежды и иных предметов легкой промышленности.
Примечательно, что далеко не всегда делается явственный акцент на связь изделий современной промышленности с традиционным народным творчеством, однако при детальном анализе использование таких мотивов угадывается и прослеживается.
Относительно суровый климат и наличие определенных стереотипов в отношении традиционного народного искусства привели к тому, что народные мотивы прослеживаются в первую очередь в зимних вещах, которые осовременивают, модернизируют, меняют. В моду вновь пошли валенки, которые украсили вышивкой, дополнили подошвой, а также рядом других элементов, делающих эту теплую обувь удобной и комфортной при носке. Дополнительно высокой популярностью пользуются шапки-ушанки, которые также претерпели комплекс изменений. Фактически с традиционным изделием новый головной убор связывает только основной принцип - наличие ушей-отворотов. В остальном дизайнеры пересматривают изделие, окрашивая его в яркие цвета, дополняя вставками, декоративными клепками и прочим.
Современные дизайнеры неоднократно переосмысливали и осовременивали крой народного костюма, а также иные вещей, создавая уникальные изделия, которые базируются на принципе гармонии, единства формы и содержания. Они отличаются простой использования, лаконичным видом и функциональностью, могут быть украшены орнаментами или иными декоративными элементами, подчеркивающими присутствующую связь [5].
Часто использование традиционных костюмов совмещают с применением инновационных методов. Например, коллекция А. Ахмадуллиной в 2017 году базировалась на основных мотивах сказки «Три царевны подземного царства». Дизайнер пошла по инновационному пути, совместив традиционную технику плетения жемчугом и золотого шитья с цифровой печатью принтов, что сделало коллекцию необычной и привлекающей внимание.
В заключение можно сказать о том, что сегодня идет активный процесс переосмысления традиций, их трансформация, преображение с учетом требований, предъявляемых современными реалиями. Причем можно сделать вывод о том, что дизайнеры не копируют классические костюмы и изделия, а берут основные элементы и используют их для достижения выразительности собственных изделий посредством осмысления народной культуры.
Процесс сопровождает активное развитие легкой промышленности, что приводит к появлению купонных тканей с полосой орнамента, что способствует активной работе дизайнеров с народными мотивами. Такие ткани передают национальный колорит, вносят в образ изысканность, завершенность. Часто используют декор в виде вышивки, применяют национальные принты, подчеркивающие самобытность образов. В последующем в рамках функционирования легкой промышленности возможен массовый выпуск изделий, однако уникальными и наиболее эффектными продолжают оставаться дизайнерские объекты.
Наблюдается высокий спрос даже на одежду массового производства с народными принтами и элементами. Она остается популярной значительно дольше, чем иные виды изделий. Примечательно, что не всегда народные элементы прослеживаются сразу. Они могут быть использованы в качестве незначительного акцента, который становится заметен лишь при детальном рассмотрении.
В целом сегодня присутствуют большие возможности для применения традиционного народного искусства в современном дизайн-проектировании объектов лёгкой промышленности. Его потенциал полностью не раскрыт, поэтому ведется активная работа в этой сфере.
Список литературы
1. Арутюнов С. А. Народы и культура: развитие и взаимодействие. Москва: 2019, 160.
2. Баллер Э. А. Социальный вопрос и культурное наследие. М.: «Наука», 2017. С. 52.
3. Куценко Е.В. Народные художественные промыслы Подмосковья. - М.: Мелихово, 2016. - 196 с.
4. Лужков Ю.М., Линович С.М. Искусство, которое нельзя потерять. Народные художественные промыслы России: расцвет, упадок, перспективы возрождения. - М.: ОАО «Московские учебники и Картолитография»;
5. Медведев В. Ю. Сущность дизайна: теоретические основы дизайна: учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. СПб.: СПГУТД, 2019. 110 с., с. 17, с. 36.
МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ
УДК 615.81
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЭФФЕКТЫ КРОВОПУСКАНИЯ
Каппушева Заира Магометовна Kappusheva Zaira Magometovna
Студент Student
Северо-Кавказская государственная академия North Caucasian State Academy Черкесск, Россия Cherkessk, Russia
PHYSIOLOGICAL EFFECTS OF BLEEDING
Аннотация: кровопускание имеет множество терапевтических эффектов, которые были доказаны практическими опытами и исследованиями. Данная процедура используется в медицине с древних времен и по сей день, многие считают ее панацеей. Постараемся разобраться, что лежит в основе физиологических эффектов кровопускания.
.Abstract: bloodletting has many therapeutic effects that have been proven by practical experience and research. This procedure has been used in medicine since ancient times to this day, many consider it a panacea. Let's try to figure out what underlies the physiological effects of bloodletting.
Ключевые слова: кровь, сосуды, регенерация, терапия, физиология.
Key words: blood, vessels, regeneration, therapy, physiology.
Впервые кровопускание упоминается в старинных учебниках для врачей в 1550 году до нашей эры. Для начала разберем последовательность манипуляций, которые проводят во время процедуры:
1. На область с патологическим очагом (чаще всего на спину) проводят легкий лимфодренажный массаж.
2. Обеззараживание области.
3. Нанесение насечек стерильным лезвием в определённых зонах.
4. Установление вакуумных банок для сбора застоявшейся капиллярной крови в области патологического очага.
5. Завершение процедуры обработкой мест насечек.
Объем выхода крови у всех индивидуален, в среднем это 150-200 миллилитров, что достаточно ощутимо для организма в целом. После кровопускания некоторые чувствуют головокружение, вялость, сонливость, другие же наоборот - чувствуют прилив сил и готовы «сворачивать горы», удивительно, но обе эти реакции - норма.
Что же претерпевает наш организм, потеряв столько крови, ещё и искусственным путём? Рассмотрим основные механизмы:
• кровь «забирает» воду из тканей и депо для восполнения циркулирующего объема, за счет этого уменьшается застой жидкости, проходят отеки;
• стимулируется кроветворная система для образования молодых форменных элементов крови, за счёт этого ткани лучше питаются и лучше насыщаются кислородом, также укрепляются защитные механизмы организма;
• стабилизируется артериальное давление, снижается риск развития геморрагического инсульта;
• в разы увеличивается выработка интерферона, за счет чего укрепляется иммунная система;
• снижение в крови холестерина и сахара;
• детоксикации организма и т. д.
Важно помнить, что кровопускание не приравнивается к классической кровопотере, у них совершенно разные механизмы выхода крови из сосудистого русла. При кровопускании проводятся микронасечки, которые затрагивают только капиллярную сеть, в отличии классической кровопотери в результате травмы, при которой чаще всего происходит повреждение артериального сосуда и выхода артериальной крови, а не застойной капиллярной. К тому же, при кровопускании кровь забирают только в определённых точках акупунктуры и очагах воспаления, где в последующем улучшается кровоснабжение, происходит регенерация и проходят воспалительные процессы.
Выделим список основных противопоказании для проведения процедуры:
-низкое артериальное давление;хронические заболеваний сердца;
-анемия;
-болезни крови;