Научная статья на тему 'Этно-стиль: на подиумах и реальности (на примере деятельности дизайнеров Узбекистана)'

Этно-стиль: на подиумах и реальности (на примере деятельности дизайнеров Узбекистана) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
734
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European Journal of Arts
Область наук
Ключевые слова
NATIONAL COSTUME / TRADITIONAL DRESS CUT / COLOR / ETHNO-STYLE / UZBEK BRAND / IDENTITY / НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ / ТРАДИЦИОННЫЙ КРОЙ ПЛАТЬЯ / КОЛОРИТ / ЭТНО-СТИЛЬ / УЗБЕКСКИЙ БРЕНД / САМОБЫТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Атаханова Ф. З.

В статье рассматривается этно-тенденция в современном узбекском дизайне костюма. Дается обзор творчества как именитых, так и молодых дизайнеров из Узбекистана, которые используют элементы национального и традиционного костюма в современных моделях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNO-STYLE: ON THE CATCHES AND REALITY (ON THE EXAMPLE OF THE ACTIVITIES OF DESIGNERS OF UZBEKISTAN)

The article considers the ethno-trend in modern Uzbek costume design. An overview of the creativity of both eminent and young designers from Uzbekistan who use elements of national and traditional costume in modern models is given.

Текст научной работы на тему «Этно-стиль: на подиумах и реальности (на примере деятельности дизайнеров Узбекистана)»

https://doi.org/10.29013/EJA-19-3-70-73

Atakhanova F. Z., Head of the department"Fashion Design" Associate Professor, National Institute of Arts and design them. Kamaliddin Behzod E-mail: 167216@mail.ru

ETHNO-STYLE: ON THE CATCHES AND REALITY (ON THE EXAMPLE OF THE ACTIVITIES OF DESIGNERS OF UZBEKISTAN)

Abstract. The article considers the ethno-trend in modern Uzbek costume design. An overview of the creativity of both eminent and young designers from Uzbekistan who use elements of national and traditional costume in modern models is given.

Keywords: national costume, traditional dress cut, color, ethno-style, Uzbek brand, identity.

Атаханова Ф. З., заведующая кафедрой "Дизайн одежды" доцент, Национального института художеств и дизайна им. Камалиддина Бехзода E-mail: 167216@mail.ru

ЭТНО-СТИЛЬ: НА ПОДИУМАХ И РЕАЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИЗАЙНЕРОВ УЗБЕКИСТАНА)

Аннотация. В статье рассматривается этно-тенденция в современном узбекском дизайне костюма. Дается обзор творчества как именитых, так и молодых дизайнеров из Узбекистана, которые используют элементы национального и традиционного костюма в современных моделях.

Ключевые слова: национальный костюм, традиционный крой платья, колорит, этно-стиль, узбекский бренд, самобытность.

Введение. Мода XXI века характеризуется современной одежде черты национального и тра-

своей быстротечностью, причем быстротечно- диционного костюмов. Стилизованными могут

стью со всё более возрастающей скоростью, а так- быть весь ансамбль или отдельная его часть. По-

же смешением стилей, диффузностью, эклектикой рой модели включают в себя подлинные детали

приемов и принципов. Особенно ярко это замет- традиционного костюма [1, 408]. но в искусстве создания костюма и моде. Использование традиций народного ко-

Но, не смотря на ускоряющийся ритм модных стюма при моделировании современной одеж-

изменений, существует постоянная тема - образы, ды - один из наиболее интересных и перспек-

взятые из традиционных культур и этнографии. тивных путей в области дизайна, завоевавших

В современном дизайне одежды и моде «этно- устойчивую популярность. Ведь одежда более

стиль» (или этно-направление, фольклорный всех других элементов материальной культуры

стиль) характеризуется как стиль, придающий отражает национальный характер народа и от-

носится к числу устойчивых этнических признаков [2, 5].

Издавна в Узбекистане важную часть художественной культуры представляли домашние промыслы по изготовлению одежды, отличавшейся многообразием материалов, форм покроев, цветовой гаммы, отделок, украшений. Функционально оправданное этническое своеобразие наряда предопределено природно-климатическими условиями, особенностями хозяйственно-бытового уклада, художественно-вкусовыми предпочтениями, поверьями в символику орнаментальных композиций. Формы одежды, создававшиеся в течение многих веков, и ее отдельные элементы, декоративное оформление, колорит свидетельствуют о приспособлении народного костюма к природно-климатическим условиям края. Особенности одежды определялись возрастом, социальным положением людей, которые ее носили, мировоззрением, горестными или радостными событиями, хозяйственными циклами. Эти нормы и требования влияли на используемые ткани, их оформление и рисунок, расцветку, величину и покрой предметов одежды [2, 76].

Самобытный узбекский костюм, его история формирования всегда вызывала интерес у историков, этнографов, искусствоведов. Значимый вклад в изучение узбекской традиционной и исторической одежды внесли такие исследователи как Сухарева О. А., Пугаченкова Г. А., Лобачева Н. П., Аб-дуллаев Т. А., Фахреддинова Д. А., Рахимова З. И., Садикова Н. С. Результатами этих исследований являются описания и рисунки костюмов, их элементов и составляющих, а также формы, кроя, декора различных видов одежды, обуви, дополнений в виде ювелирных украшений, платков, головных уборов, поясов. В данных исследованиях изучаются определённые характерные особенности всех видов одежд, приёмы их ношения, региональные отличия, обрядовая и возрастная одежда.

Кратко характеризуя особенности традиционного узбекского костюма, следует отметить,

что женская одежда представляют рубахи и платья (куйлак), халаты (стеганные ватные или без стежки), мурсаки, штаны (лозим, иштон). Они украшались вышивкой, отделочной тесьмой, строчками из разноцветных ниток. Ткани -в основном кустарной выделки бухарский шелк и бархат из дорогих тканей, кимхоб, банорас, бахмал, ханатлас, бекасаб и адрас. Головные уборы (платки, тюбетейки) характерны для каждого района. Например, образцы тюбетеек из Самарканда, Бухары, Ферганы, Шахрисабза, Ургута, Джизака, относящихся к Х1Х-ХХ вв., разнообразны по форме и орнаментации. Ювелирные изделия составляли кольца, браслеты, футляры для амулетов, нагрудные и налобные украшения, серьги, бусы, пряжки. Очень богата и разнообразна вышивка, которой декорировали и одежду, и предметы быта, и интерьер.

Материалы и методы. Вышеуказанные исследования имеют огромное эстетическое и научное значение. Особенно для творчества художников и дизайнеров, которые используют этническую тематику в своём творчестве. Ведь яркий образ, создаваемый через использование орнамента, национальных тканей, необычных конструктивных традиционных форм делает его оригинальным.

Образцы народного творчества вдохновляют сегодня многих художников-модельеров из Узбекистана. Эмоционально-образное начало народного прикладного искусства особенно привлекательны для дизайнеров.

С обретением Республикой Узбекистан независимости дизайн стал одним из популярных видов художественного творчества, чему способствовали развитие рыночных отношений, открытие многочисленных предприятий малого и среднего бизнеса, активизация в налаживании международных культурных связей, информатизация общества. Более того, дизайн вошел в орбиту культурной политики молодого независимого государства, что нашло отражение

в постановлениях правительства Узбекистана, посвященных развитию сферы дизайна. Большое внимание дизайну стало уделяться и в сфере художественного образования [5, 10].

В Узбекистане успешно творят и демонстрируют свои работы несколько дизайнерских организаций, ряд брендов и независимых дизайнеров. У каждого из них имеется свой уникальный стиль. Несмотря на это, в их творчестве можно проследить приверженность к национальным мотивам.

Уже несколько лет в коллекциях Ассоциации модельеров Узбекистана «Осиё рамзи» («Символ Азии») пропагандируется актуальность традиционного узбекского костюма, особенности его национального кроя. В коллекциях разрабатываемых модельерами данной организации можно увидеть многослойные модели, прообразами которых послужили чапаны, мурсаки, платья. Очень широко используются национальные ткани. Данную тенденцию можно проследить и в работах дизайн-студии «Шарк либослари» («Наряды Востока»).

Эксперименты в подобном направлении проводят и другие дизайнеры.

Если в начале своего творчества Саида Амир предпочитала необычный, но в то же время отточенный крой, замысловатые формы, роскошные ткани, то после окончания College of Fashion в Лондоне в её работах проявляется ассоциативность. Все та же необычность, но уже не в конкретной силуэтной форме, а что-то «необъятное» и фактурное, но неизменно отсылающее к традициям национального колорита и декора.

В творческих работах Дильдоры Касымовой (основатель бренда Dildora Kasimova) широко используется сочетание очень дорогих, роскошных тканей, как традиционно национальных (такие, как шёлковый адрас и «аълобахмаль»), так и современных, так называемых европейских тканей (гипюр, кружево, шифон, бархат). Посредством гармоничного комбинирования этих тканей, создаются эксклюзивные женственные наряды, которые относятся к категории «люксовой» одеж-

ды. Причем традиционные икатовые мотивы не мешают, а наоборот восполняют лаконичность и пластичность форм.

Один из ведущих дизайнеров республики Лали Фазылова, основательница дома моды LALI, также использует узбекский икат, адрас и атлас в своих коллекциях, добавляя в икатовый узор другие орнаменты и принты с восточной тематикой. Лали Фазилова глубоко убеждена: «...что наши узбекские национальные ткани - это достояние узбекского народа. И наличие такого уникального многовекового наследия дает нам возможность заявить о себе в мире моды. Я безмерно рада, что моя идея и созданный образ западной красавицы одетой в восточные наряды были одинаково понятны и горячо приняты и в странах Азии, и Европы» [3].

Следует отметить также творческую деятельность Гулюз Умаровой (основателя дизайнерской студии Gulyuz Fashion Studio), Зульфии Султон, Таисии Чурсиной (Tais & I), Дильнозы Эркино-вой, создателей бренда Komo Design, которые взяли за правило объединять стиль, традиции и комфорт, создающие современные костюмы с национальными узбекскими мотивами.

Выводы. Верхняя одежда, стилизованная под чапан, использование традиционных узбекских орнаментов «бодом», «гирих» и др. в разнообразных техниках, применение разнообразной вышивки (как роскошной золотошвейной, так и простых, но мультиколорных первобытных мотивов Кашкадарьи и Сурхандарьи), обращение к традиционным восточным образам и коло-ристике - все определяет этнотенденции в современной узбекской моде.

Исследователями современного декоративно-прикладного искусства Узбекистана отмечено, что « .при сохранении художественной традиции и системы канонов локальных центров, в творчестве народных мастеров Узбекистана XX века, где представлены все формы бытования народного искусства, усиливается индивидуально-авторское начало [4, 128].

То же самое можно сказать и творчестве ди- ские особенности традиционного костюма были

зайнеров одежды. Несмотря на то, что почти все переданы в новых формах, понятных и интересных

узбекистанские дизайнеры при разработке совре- представителям самых разных культур, в их творче-

менных костюмов, стараются чтобы все этниче- стве прослеживается индивидуальный стиль.

Список литературы:

1. Современная энциклопедия Аванта+. Мода и стиль / Отв. ред. В. А. Володин.- М.: Аванта+, 2002.480 с.

2. Садикова Н. С. Узбек миллий кийимлари. Х1Х-ХХ асрлар / Отв. ред.: П. Хдбибуллаев,- Ташкент: «Шар^», 2003.- 160 б.

3. иКЬ:ЬМ:р://^^№ вр^шк.ш.

4. Акилова К. Б. Народное декоративно-прикладное искусство Узбекистана. Х Х век,- Алматы: РКШТ-Б, 2005.- 288 с.

5. Акилова К. Б. «Теория, практика и перспективы развития дизайна», статья в журнале «Санъат», № 3, 11/10/2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.