Humanity space International almanac VOL. 7, No 4, 2018: 771-777
Традиционное народное искусство и возможности художественного текстиля в дизайн-проектировании
костюма
Е.С. Графова
ГАПОУ МО Московский Губернский колледж искусств (Талдомский филиал)
141900, Московская обл., г. Талдом, ул. Победы, д. 29
SAPEI MR Moscow Regional College of Arts (Taldom branch)
Pobedy str., 29, Taldom, Moscow Region 141900 Russia
e-mail: grafovak@mail.ru
Ключевые слова: художественный текстиль, орнамент, народное искусство, дизайн, декор, роспись ткани, костюм.
Key words: textile art, ornament, folk art, design, decoration, fabric painting, costume. Резюме: В статье анализируются и обобщаются процесс и результаты работы мастерской «Художественная роспись ткани» на примере дипломных проектов. Представлены возможности декорирования ткани и её использование в авторских изделиях прикладного искусства. Изучен вопрос синтеза народных традиций, художественного текстиля и актуальных тенденций в дизайне костюма.
Abstract: The article analyzes and summarizes the process and results of the work of Fabric Painting Art Studio as exemplified in graduation projects. Presented are methods of fabric decoration and its application in unique artworks. Explored is the question of synthesis of national traditions, textile art, and current trends in costume design. [Grafova E.S. The Traditional Art of Fabric Painting and Its Application in Costume Design]
Цель работы: рассмотреть место традиционной русской орнаментики и изобразительных мотивов народных промыслов в современном искусстве и дизайне на примере дизайна костюма, а также изучить возможности художественной росписи ткани в проектировании и создании объекта авторского текстиля.
В качестве примеров использованы творческие и дипломные проекты студентов Талдомского филиала Московского Губернского колледжа искусств специальностей «Дизайн» и «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы».
Синтез традиций и современности является наиболее позитивным и результативным путём возрождения и сохранения культурного наследия.
Самобытность и многообразие изобразительных мотивов
народного декоративно-прикладного искусства давно вышли за пределы мест бытования, перестали выполнять функцию архаичного образа, культурной нормы, стереотипа и нашли отражение в современных авторских проектах в различных сферах дизайна.
Одно из наиболее популярных направлений использования традиционной орнаментики - текстиль в различных сферах его применения.
Многовековая культура украшения тканей одна из наиболее популярных и устойчивых форм декоративно-прикладного искусства наравне с керамикой, ткачеством и резьбой по дереву.
Декорирование ткани, ведя своё начало из древних культур и технологии ручной набойки и росписи, давно носит механизированный характер. И хотя развитие современных технологических процессов даёт возможность воспроизведения на текстильной поверхности любого изображения от фотографии до авторского рисунка, ручная роспись ткани по-прежнему имеет популярность как индивидуальное оригинальное произведение искусства (Графова, 2018: 13).
Современные дизайнеры, как российские, так и зарубежные, периодически черпают вдохновение в древнерусских источниках. Отдельные элементы русской национальной одежды вдохновляют кутюрье на создание настоящих шедевров современной моды. Для самых известных модельеров русский народный костюм - это неиссякаемый источник вдохновения для создания современных нарядов.
Увлечение русской темой в Европе в XX веке началось в 1909 году, сразу после первого Дягилевского сезона. «Борис Годунов», «Весна священная», «Жар-птица», эти спектакли были оформлены лучшими художниками творческого объединения «Мир искусства» Л. Бакстом, И. Билибиным, А. Бенуа, Н. Рерихом. Французский дизайнер одежды П. Пуаре был очарован этим великолепием, и мотивы русской народной одежды зазвучали в его новых моделях, представленных публике в 1910-1914 году в Париже. Своих детей он одел в рубашки-косоворотки, а жене сшил костюм, напоминающий армяк. Русская понева легла в основу иллюстрации Сони Делоне
для журнала «Вог» 20-х гг. (Графова, 2014: 122).
Художественные образы, получившие повсеместное распространение и известность с популяризацией такого культурного феномена как народные промыслы в 30-е - 80-е гг. XX века, несли во многом функцию символа, бренда всей страны, становились её олицетворением. На 90-е годы приходится спад индустрии народных художественных промыслов. Предприятия лишились государственной поддержки, многолетняя слаженная система, включающая в себя не только производство и художников, обеспеченных постоянным государственным заказом, но и училища при фабриках, а значит и поколения молодых художников, оказалась на грани исчезновения (Лужков, Линович, 2009: 13-23).
Сейчас народное искусство во многом переживает новое рождение.
Дизайнеры продолжают обращаться к мотивам народных промыслов при проектировании современных изделий в различных отраслях от бытовых приборов и автомобилей, до мебели и текстиля. Несомненно, первооткрывателем среди отечественных профессиональных модельеров и дизайнеров, обратившихся к народным художественным промыслам, был Вячеслав Зайцев. Одна из коллекций мэтра моды была создана с использованием знаменитых павловопосадских платков.
Крайне актуально привлечение поколения молодых художников и дизайнеров к традиционному культурному наследию и использование визуальных образов народных промыслов в профессиональной деятельности. Такого рода опыт несёт не только эстетическую, но и воспитательную нагрузку.
Одним из направлений, которое развивается и поддерживается в мастерской «Художественная роспись ткани» стало проектирование и изготовление костюмов из батиковой ткани или с использованием различных техник росписи и декора.
Стоит отметить, что овладение практическими навыками в рамках изучения МДК 02.01. Технология исполнения изделий декоративно-прикладного и народного искусства дисциплины «Художественная роспись ткани» происходит в течение одного года с еженедельной учебной нагрузкой в три академических часа.
За это время студенты ознакомительно осваивают принципы росписи ткани, декоративные и изобразительные особенности различных техник батика, создают различные творческие проекты: от декоративных панно и простейших текстильных аксессуаров до сложных интерьерных арт-объектов и костюмов.
Костюм выбран нами как целостный ансамбль, включающий в себя различные по функционалу, материалу и форме составляющие, благодаря чему автор имеет возможность сочетать в одном проекте комплекс полученных ранее умений и навыков владения техникой росписи. Кроме того, костюм является объектом не только выставочным, но и может быть использован по прямому назначению. Многие костюмы, созданные в мастерской, являются сценическими и разработаны для конкретных постановок и актёров.
На протяжении всей своей истории театр использует магию костюма, существующую, впрочем, и в реальной жизни. Костюмная композиция, составленная из привычных деталей одежды, но особым, «говорящим» образом, может подчеркнуть те или иные черты в характере персонажа, проявить суть событий, происходящих в пьесе, рассказать об историческом времени. Театральный костюм вызывает у зрителя собственные ассоциации, обогащает и углубляет впечатление и от спектакля, и от героя.
По конструкции, крою, фактуре театральный костюм отличается от бытового. В театре многое определяется жанром, художественной стилистикой спектакля. В балете, например, в традиционной хореографии не может быть тяжёлого платья. И в драматическом спектакле, насыщенном движением, костюм не должен мешать актёру чувствовать себя в сценическом пространстве свободно.
Костюм вбирает в себя символику традиционной культуры. В пьесах Шекспира или Гольдони героиня переодевается в мужское платье - и становится неузнаваемой даже для близких людей, хотя, кроме костюма, она ничего не изменила в своём облике.
Для создания сценических костюмов с использованием художественного текстиля были выбраны такие образы как:
Кощей Бессмертный, Царь Берендей и Маруся-Голубица («Сказ про Федота-стрельца, удалого молодца»).
На выбор тематики изготовления костюма Кощея повлияли сказки и представления об образе в народном фольклоре, как о холодном, величественном персонаже несмотря на то, что он антигерой.
Костюм, отражает в себе совокупность традиционных и современных тенденций, потому что эволюция театрального костюма совершенствуется постоянно и идет в ногу со временем.
Автор отказался от популярного приёма декора в трактовке образа - костей или скелета. Орнамент на передней части костюма, рукавах и поясе графичный, в виде тонких сухих веток на черном фоне, и символизирует образ Кощея как тонкого и вечного существа. Объемный драпирующийся плащ выполнен из ткани, расписанной в технике «свободного» батика.
Для разработки сценического костюма Царя был изучен иллюстративный материал различного характера: от классических исторических портретов до эскизов театральных костюмов известных художников-графиков. Была выполнена трафаретная роспись ткани. Все мотивы декора являлись стилизованной переработкой традиционной орнаментики русского костюма.
Проводилась большая работа над выбором эскиза, цветовой палитрой с контрастными акцентами для гармоничного восприятия зрителями актера на сцене.
Более сложный, с точки зрения исполнения, образ -героиня сатирической сказки Леонида Филатова. Сюжет произведения предполагал превращение женщины в птицу. Автор проекта решил эту задачу, включив в костюм элементы из более лёгкой ткани, символически обозначающие крылья и хвост птицы. Ажурные мотивы росписи костюма, выполнены серебряным акрилом по ткани, основной элемент -стилизованное перо. Декор дополнен перьями, для более глубокой визуальной передачи образа. Кроме того, был разработан графический дизайн-проект костюмов для главных героев произведения.
Все сценические костюмы, выполненные в мастерской «Художественная роспись ткани» использовались в реальных театрализованных представлениях и пополнили фонд костюмерной колледжа.
Другое направление в дизайн-проектировании костюма, развивающееся в мастерской - разработка современной коллекции костюмов, декорированных мотивами традиционных промыслов.
По этому пути на протяжении нескольких лет идут дизайнеры в России и за рубежом. В коллекциях Кавалли, Валентино и Гальяно встречаются мотивы гжельского промысла. Денис Симачев под лозунгом «Русским быть модно» создал целую линейку товаров в стиле хохломской росписи. Настоящий бум «русского стиля» произошел в 2009 году, когда сразу два известных бренда «Шанель» и «Кензо» представили свои линии одежды а-ля рус. Итальянец А. Маррас, сделавший «русскую линию» для Кензо, вдохновлялся русской одеждой XIX века, костюмами «Русских балетов» Дягилева. Он сочетал павловопосадские шали, ситец, мотивы русских понев и сарафанов, ввёл в моду русские шали (Графова, 2014: 124).
В основу дипломного проекта «Цветущий край», представленного коллекцией современных женских костюмов, лёг традиционный жостовский промысел. Разработке проекта предшествовало изучение истории и традиций промысла, мотивов декоративной росписи Жостово, колористике и особенностей композиций. Жостовская декоративная роспись отличается многообразием художественных, технологических и творческих возможностей древнего промысла. Пластика и особенности колорита дают возможность сочетать эту яркую, самобытную роспись с дизайном современного костюма.
Основной задачей авторы проекта считали выполнение серии костюмов, сочетающую в себе современные тенденции и народные промыслы.
В ходе работы над проектом изучались орнаментика и специфические особенности произведений жостовского промысла. Были изучены особенности традиционного русского народного костюма и опыт современных отечественных и зарубежных дизайнеров. В проекте использованы и творчески
адаптированы изобразительные мотивы и художественно-стилевые особенности промысла, с учётом материала и функциональности изделий.
Цветочные принты всегда останутся в тренде, они безупречно подчёркивают женственность, намекая на схожесть прекрасной половины человечества с нежными и благоухающими бутонами.
Главный результат деятельности мастерской -подтверждение возможности сосуществования современного дизайна и исконно русского традиционного искусства, выявление неотъемлемой связи народного творчества и современных тенденций в моде. Используя в качестве декора мотивы народного промысла, в дизайне костюма удалось сочетать современность и актуальные модные тенденции со всемирно известными образами народных художественных промыслов.
ЛИТЕРАТУРА
Графова Е.С. 2017. Декоративный текстиль в общественном интерьере как средство повышения выразительности. Сс. 12-18. - В сб.: Культурные ценности и традиции современного общества сборник материалов II Международной научно-практической конференции г. Новосибирск, 9 февраля, 6 марта 2018 г. Под общ. ред. С.С. Чернова. Новосибирск: Издательство ЦРНС. Графова Е.С. 2014. Образы народных художественных промыслов в современной массовой культуре. Сс. 120-127.- В сб.: Барадулинские чтения: материалы IV межрегиональной научно-практической конференции. М. Балашиха - М.: Картинная галерея: Скороходов В.А. 186 с.
Лужков Ю.М., Линович С.М. 2009. Искусство, которое нельзя потерять. Народные художественные промыслы России: расцвет, упадок, перспективы возрождения. М.: ОАО «Московские учебники и Картолитография»; ЗАО «Народные промыслы России». 176 с.
Получена /Received: 25.09.2018 Принята/Accepted: 25.10.2018