N952006
Д.В. Погуляев
Возможности применения мобильных технологий в учебном процессе
Дистанционное обучение уже прочно закрепилось в сфере образовательных услуг. Современный уровень развития информационных технологий открывает перспективы предоставления потребителям принципиально новых сервисов в сфере образования, обозначаемых термином «мобильное обучение». Если дистанционное обучение позволило слушателям обучаться удаленно от самого учебного заведения, то мобильное обучение предлагает возможность проходить обучение в любом месте и в любое время, обеспечивая непрерывность и максимальную гибкость учебного процесса. Данное преимущество достаточно велико чтобы не быть востребованным на рынке образовательных услуг, особенно в сфере второго высшего и дополнительного профессионального образования. О возможностях применения мобильных технологий в образовательном процессе и пойдет речь в данной статье.
Мобильное обучение является формой организации учебного процесса, основанной на применении мобильных компьютерных устройств и беспроводной связи. В мире разработаны и успешно используются системы мобильного обучения, предлагающие услуги по изучению различных учебных программ и курсов.
Среди наиболее важных достоинств мобильного обучения можно отметить следующие его характеристики:
• повсеместность. Это самое очевидное преимущество мобильного устройства, позволяющее в режиме реального времени получать информацию, оставаться на связи и проводить обучение независимо от местонахождения;
• доступность. Доступ к личным и обучающим ресурсам обеспечивается любым устройством через любую сеть — кабельную или беспроводную;
• удобство. В мобильных устройствах хранятся личные данные и необходимые учебные материалы, они всегда под рукой, а использовать их становится все легче;
• мгновенное подключение к Интернету с мобильного телефона постепенно становится обыденностью;
• персонализация. Индивидуальный подход к обучению доступен уже сегодня, хотя и в очень ограниченной степени.
Системы мобильного обучения состоят, как правило, из следующих базовых элементов:
• учебное заведение как организационная структура реализации мобильных образовательных технологий;
• информационные ресурсы (базы данных учебно-справочных материалов, базы знаний);
• технические и программные средства обеспечения технологии мобильного обучения (мобильные устройства, средства телекоммуникаций);
• преподаватели-консультанты (тьюторы);
• обучающиеся (слушатели, студенты).
Анализ использования технологий мобильного обучения показал, что существует три основных модели его реализации:
• поддержка традиционного учебного процесса,
• полно-объемное мобильное обучение,
• смешанное обучение.
Рассмотрим подробно каждую из них.
Ив52006
Поддержка традиционного учебного процесса
В рамках данной модели применения мобильных технологий слушателям предоставляется возможность доступа к учебной информации, содержащейся в сетевых курсах, через образовательный портал обучающей организации, адаптированный для мобильных устройств. Указанные ресурсы используются слушателями в режиме самостоятельной работы для подготовки к участию в семинарах и диспутах, выполнения групповых проектов, заданий и курсовых работ, а также самотестирования, промежуточного и итогового тестирования. Возможность получать консультации по электронной почте предоставляется в течение всего процесса обучения. Кроме того, слушателям может предоставляться возможность получать на свои портативные компьютерные устройства уведомления, напоминания, а также результаты прохождения контрольных мероприятий. В рамках поддержки очного учебного процес-
са мобильные устройства можно использовать также для проведения краткого тестирования в конце занятия, фиксирования важной информации (используя функцию аудиозаписи и фотокамеры), оперативного доступа к справочным и информационнообразовательным материалам во время занятий. Мобильные компьютерные устройства незаменимы для проведения практических занятий вне аудиторий (проведение разного рода «полевых» работ).
На рис. 1 приведена концептуальная схема вариантов использования системы управления мобильным обучением для данной модели применения мобильных технологий в образовательном процессе. В конкретной реализации этой модели состав функций может варьироваться в зависимости от возможностей и целей обучающей организации.
Применение мобильных технологий для поддержки традиционного образовательного процесса может повысить качество обучения и привлекательность предостав-
Рис. 1. Варианты использования системы мобильного обучения для поддержки традиционного образовательного процесса
Возможности применения мобильных технологий в учебном процессе
И952006
ляемых образовательных услуг для слушателей. Внедрение мобильных технологий согласно данной модели позволит:
• обеспечить непрерывность и целостность образовательного процесса за счет хранения учебных материалов на одном носителе (ноутбуке, карманном персональном компьютере), а также за счет возможности непрерывного доступа к справочным материалам и образовательным ресурсам;
• повысить качество преподавания за счет возможности проведения краткого тестирования в конце занятия, что позволит преподавателям получать оперативную информацию о том, какая часть учебного материала усвоена аудиторией лучше, каким разделам следует уделить больше внимания и насколько поддерживается контакт с аудиторией. На основе полученной информации преподаватель может корректировать изложение материала;
• обеспечить информационную и методическую поддержку выездных практических занятий;
• предоставлять более качественные услуги в части организации обучения: удаленный доступ к плану-графику обучения, рассылка различных новостей и уведомлений и т. д.
Полно-объемное мобильное обучение
Принципиальное отличие данной модели использования мобильных технологий в образовательном процессе состоит в том, что все обучение ведется исключительно посредством электронного обучения. В этом варианте очные контакты слушателей с тьюторами обычно не предусматриваются, но допускаются при необходимости.
Учебные курсы в системе мобильного обучения используются с помощью специальной программной среды, выполняющей целый ряд функций: защиту от несанкционированного доступа, авторизацию доступа, структуризацию пользователей по категориям и наделение каждой категории определенными полномочиями, формирование каталога информационных ресурсов,
находящихся в данной программной среде, доставку учебного контента, обеспечение взаимодействия пользователей и т. д.
Технологической и дидактической основой полно-объемного мобильного обучения является сетевой курс (электронный учебнометодический комплекс и средства его доставки слушателю). Эффективность мобильного обучения существенно зависит от качества электронных учебно-методических комплексов и того, в какой форме представлены учебные материалы. Электронный учебнометодический комплекс должен включать:
• учебные материалы курса разбитые на модули;
• методическое руководство по изучению курса;
• лабораторно-практические работы, тесты, задания для индивидуальных и групповых проектов и другие контрольные и практические мероприятия;
• справочные материалы и ссылки на дополнительные ресурсы.
Также, важнейшую роль играет оперативность связи обучаемого с тьютором.
На рис. 2 представлена схема вариантов использования системы управления мобильным обучением для данной модели применения мобильных технологий в образовательном процессе. Схема организации обучения может варьироваться в зависимости от типа обучающей организации и особенностей ее функционирования. Так, например, для краткосрочных курсов участие куратора может быть необязательным. Кроме того, состав функций системы управления мобильным обучением может быть сокращен в соответствии с поставленными учебными целями и особенностями реализации процесса обучения.
В процессе обучения студент выполняет, как правило, стандартный набор учебной работы, такой как:
• работа с текстами электронных гипертекстовых учебников, размещенных на об-
Ив52006
Рис. 2. Варианты использования системы мобильного обучения для полно-объемного мобильного обучения
разовательном портале обучающей организации адаптированном для мобильных устройств;
• работа с дополнительными информационными ресурсами, размещенными в Интернете, выход к которым обеспечен ссылками в тексте электронных учебников;
• выполнение тестовых заданий для самоконтроля, промежуточного и итогового контроля;
• участие в электронных дискуссиях;
• выполнение практических и лабораторных работ, индивидуальных и групповых проектов, творческих заданий по дисциплине;
• консультация с преподавателем.
С использованием технологий мобильного обучения возможно достаточно эффективно реализовать весь дидактический
цикл по изучению дисциплины, включающий в себя виртуальные лекции, семинары, практические занятия, экзамены и т. д.
В идеале данная система должна обеспечивать все традиционные виды занятий в вузе: лекции, семинары, практические занятия, научно-исследовательские работы, самоподготовку, курсовое и дипломное проектирование, зачеты и экзамены, а также нетрадиционные (например, метод проектов).
Использование технологий мобильного обучения существенным образом повышает качество выполнения основных функций образовательного процесса за счет:
• предоставления слушателям постоянного доступа к информационно-образовательным и справочным ресурсам, в любое время и независимо от местонахождения;
Д. В. Погуляев
Возможности применения мобильных технологий в учебном процессе
Ив5 2006
• предоставления постоянного доступа к административным ресурсам учебного заведения, плану-графику обучения, оперативного получения уведомлений о ходе учебного процесса и запланированных учебных мероприятий;
• персонализированной доставки учебного контента с учетом уровня знаний слушателя, его индивидуальных психологических особенностей и максимально удобного для него режима занятий;
• многоплановой проверки уровня знаний, умений и навыков слушателя, а также степени усвоения учебного материала с применением тестовых заданий, практических и лабораторных работ, индивидуальных и групповых творческих проектов и т.д.;
• непрерывного управления видами и формами деятельности по освоению предлагаемых образовательных ресурсов;
• инструктивно-методической и консультативной поддержки слушателей в индивидуальном и групповом режиме;
• постоянного обеспечения слушателей информацией о результатах образовательного процесса.
Смешанное обучение
В этом случае сохраняются общие принципы построения учебного процесса традиционного обучения. Идея смешанного обучения заключается в том, что одну часть учебных дисциплин слушатели осваивают в традиционных формах обучения (очной или заочной), другую часть — по технологиям мобильного обучения (рис. 3). Соотношение долей определяется готовностью к подобному построению учебного процесса образовательного учреждения в целом, а также желанием и техническими возможностями слушателей.
Рис. 3. Варианты использования системы управления мобильным обучением для смешанного обучения