Научная статья на тему 'Возможности применения международного опыта правового регулирования предотвращения преступлений в сфере недропользования'

Возможности применения международного опыта правового регулирования предотвращения преступлений в сфере недропользования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
42
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
недропользование / преступность / Уголовный кодекс Российской Федерации / природные ресурсы / экологические преступления / полезные ископаемые / subsoil use / crime / Criminal Code of the Russian Federation / natural resources / environmental crimes / minerals

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кудашев Сергей Евгеньевич

В статье рассматриваются социальноэкономические и правовые факторы, влияющие на преступность в сфере недропользования. Приводится статистика экопреступности за последние три года, с выявлением тенденции на снижение правонарушений в рассматриваемой области отношений. Проанализировано уголовноправовое законодательство, регулирующее обозначенную область общественных отношений. В частности, статья 255 главы 26 УК РФ «Нарушение правил охраны и использования недр». Сделан вывод о том, что при правовом обеспечении экологической безопасности важно учитывать передовой опыт зарубежных стран в данной сфере. Отмечено, что использование зарубежного опыта правового регулирования в сфере экологической безопасности, в частности, недропользования, дает возможность гибко и всесторонне развивать отечественное экологическое право, своевременно его совершенствовать, адаптировать к современным экологическим угрозам и вызовам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF APPLYING INTERNATIONAL EXPERIENCE IN LEGAL REGULATION OF CRIME PREVENTION IN THE FIELD OF SUBSOIL USE

The article examines socioeconomic and legal factors influencing crime in the field of subsoil use. Eco-crime statistics for the last three years are presented, identifying a trend towards a decrease in offenses in the area of relations under consideration. The criminal law legislation regulating the designated area of public relations is analyzed. In particular, Article 255 of Chapter 26 of the Criminal Code of the Russian Federation “Violation of the rules for the protection and use of subsoil”. It is concluded that when providing legal support for environmental safety, it is important to take into account the best practices of foreign countries in this area. It is noted that the use of foreign experience in legal regulation in the field of environmental safety, in particular subsoil use, makes it possible to flexibly and comprehensively develop domestic environmental law, improve it in a timely manner, and adapt it to modern environmental threats and challenges.

Текст научной работы на тему «Возможности применения международного опыта правового регулирования предотвращения преступлений в сфере недропользования»

Возможности применения международного опыта правового регулирования предотвращения преступлений в сфере недропользования

Кудашев Сергей Евгеньевич,

аспирант, Институт государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации E-mail: semenkorol02@gmail.com

В статье рассматриваются социально-экономические и правовые факторы, влияющие на преступность в сфере недропользования. Приводится статистика экопреступности за последние три года, с выявлением тенденции на снижение правонарушений в рассматриваемой области отношений. Проанализировано уголовно-правовое законодательство, регулирующее обозначенную область общественных отношений. В частности, статья 255 главы 26 УК РФ «Нарушение правил охраны и использования недр». Сделан вывод о том, что при правовом обеспечении экологической безопасности важно учитывать передовой опыт зарубежных стран в данной сфере. Отмечено, что использование зарубежного опыта правового регулирования в сфере экологической безопасности, в частности, недропользования, дает возможность гибко и всесторонне развивать отечественное экологическое право, своевременно его совершенствовать, адаптировать к современным экологическим угрозам и вызовам.

Ключевые слова: недропользование, преступность, Уголовный кодекс Российской Федерации, природные ресурсы, экологические преступления, полезные ископаемые

Человеческая цивилизация всегда стремилась максимально адаптировать окружающую среду для своего удобства, часто не задумываясь о последствиях. Пока уровень развития технологий оставался невысоким, вред от человеческой деятельности оставался почти незаметным для существования Земли. Со временем повышался уровень научно-технического прогресса, росли потребности человеческой культуры. Самовосстановление экологических систем перестало успевать за скоростью накопления их антропогенного угнетения. Начали возникать необратимые изменения природного мира. Развитие наук дало возможность оценить состояние окружающей среды. По мере того, как человек сталкивался с вызовами, брошенными его безопасности состоянием окружающей среды, стало возникать понимание необходимости развития научной экологической мысли и осуществления научно-правового обеспечения экологической безопасности.

По причине того, что процесс обеспечения экологической безопасности представляет для современного государства важнейшее значение, логично отнести вопросы рационального природопользования, а также охраны земельных недр к главным задачам, стоящим перед обществом в будущем. Так, Конституцией России декларируется необходимость принятия мер, которыми обязанность всех граждан заботиться о природе провозглашается как одна из основных конституционных обязанностей. Одновременно с этим Основной закон государства указывает на то, что такая обязанность должна коррелировать с правом на благоприятную окружающую среду, к которому помимо притязания на достоверную информацию о ней следует отнести и возмещение ущерба в тех случаях, когда указанному объекту государственной охраны наносится вред (ст. 42) [1].

В связи с тем, что человеческая деятельность всегда связана с использованием природных ресурсов [6], в современном мире экологические проблемы приобрели глобальный характер. Сейчас уже не вызывает сомнений, что загрязнение окружающей среды, нерациональное использование природных благ и компонентов оставляют свой пагубный отпечаток на здоровье и жизни человека, обществе и экосистеме в целом. Несмотря на то, что количество экопреступлений в России снижается три года подряд, по-прежнему по своей опасности они выдвигаются на одно из первых мест, ставя под сомнение саму возможность существования будущих поколений. Так, согласно представленным данным Генеральной прокуратуры,

5 -о

сз

<

в 2020 году в стране зарегистрировали 22,6 тыс. нарушений экологического законодательства, в 2021-20,2 тыс., в 2022-19 тыс. [11].

Под правонарушениями, совершаемыми в сфере защиты экологической среды логично отнесены противоправные действия (бездействие) следствием совершением которых является наступление различных последствий (в том числе и общественно опасных), устранение которых невозможно без значительных затрат, либо при условии, что восстановление экологического баланса требует очень большого объема времени [5]. В частности, к преступлениям, совершаемым в сфере обеспечения безопасности экологии, следует отнести правонарушения, предусмотренные статьями (246262) гл. 26 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) [2].

Однако особое положение в указанном ряду экологических преступлений занимает предусмотренное статьей 255 УК РФ «Нарушение правил охраны и использования недр», общественная опасность которого обусловлена посягательствами на отношения в сфере геологического изучения, недропользования на территории РФ, и др.

Необходимо отметить, что правонарушения в области охраны и использования недр обладают высокой степенью латентности, продолжая оставаться наиболее серьезным дестабилизирующим фактором, заметно влияющим на современное состояние правопорядка в сфере отношений недропользования [10].

Относительно предмета преступления, предусмотренного ст. 255 УК РФ, наблюдаются некоторые разногласия среди ученых. Так, одним из исследователей вопрос характеристики затронутого предмета рассматривается через призму того, что к недрам стоит относить не только слой земли, но и природные ископаемые [8]. Насколько такой подход обоснован, покажет практика, в то же время, иными специалистами данный подход не поддерживается, и они указывают на то, что предметом рассматриваемого вида преступления должны выступать не сами недра, а правила их эксплуатации и культивирования [7].

В последнее время вопросу выявления факторов, способствующих совершению преступлений в сфере недропользования уделяется достаточно много внимания. Далее рассмотрим социально-экономические и правовые детерминанты преступности в рассматриваемой области отношений.

Очевидно, что одной из основных причин в совершении преступности в сфере недропользования является комплекс объективных социально-экономических отношений - сложная экономическая ситуация в стране. Дело в том, что после распада Советского Союза, за которым последовало и изменение политического и экономического (переход от плановой к рыночной экономике) курса, которым в свою очередь вопрос защиты экологии был поставлен в зависимость от иных обстоятельств. Также экспортно-сырьевая модель экономики РФ, развитая промышленность обусло-

вили актуальность проблем добычи и использования природных ресурсов. Высокие объемы добычи природных ресурсов порождают множество вредных последствий для окружающей среды и здоровья человека. В первую очередь такие последствия имеют форму загрязнения воздушной, водной среды, почвенного покрова. Подвергаются угнетению экологические системы.

Среди социальных причин преступности в сфере недропользования можно выделить следующие.

- Недостаток материальных средств, бедность населения.

- Низкий уровень экологической культуры, нравственного и правового воспитания и образования среди граждан Российского государства.

- Отсутствие идеологии, устоявшихся экологических традиций, низкая степень значимости экологических ценностей и низкий уровень экологического сознания [9].

- Неэффективность в области профилактики экологических правонарушений.

- Слабость деятельности общественных организаций и движений, занимающихся защитой природы.

- Пробелы в экологическом сознании и правосознании граждан и должностных лиц. Среди правовых причин преступности в сфере

недропользования можно выделить следующие:

- Недостатки государственной политики и правоприменительной практики в области охраны окружающей среды и обеспечения оптимального режима природопользования.

- Недостатки, пробелы, декларативность и несогласованность экологического законодательства. Без совершенных норм, регулирующих то или иное отношение, нельзя полноценно устранять либо предупреждать нарушения законодательства.

- Несовершенство федерального и регионального законодательства об охране окружающей среды [12].

- Большое количество нормативных правовых актов, регулирующих экологические правоотношения [4].

Таким образом, стоит констатировать, что на сегодняшний день дальнейшее распространение экопреступности может поставить под угрозу жизнь будущих поколений. Вносимые корректировки в действующее законодательство об охране окружающей среды и другие нормативные правовые акты существенно не изменяют количество преступлений в сфере экологии. Из этого следует, что действующая природоохранная политика не настолько эффективна, как того требуют реалии и следует наращивать деятельность государственных, общественных, надзорных и правоохранительных органов по охране и восстановлению природной окружающей среды, а также при выявлении признаков экопреступлений.

Так как право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено Конституцией РФ, можно сказать что обеспечение экологической безо-

пасности состоит в тесной взаимосвязи с реализацией прав человека. Именно от того, насколько обеспечено соблюдение прав граждан в сфере экологии, зависит будущее России. Кроме того, разноплановость видов человеческой деятельности требует постоянного совершенствования и обновления экологического права с целью его максимального соответствия возникающим вызовам и угрозам, по причине того, что на данный момент многие проблемы в сфере экологии недостаточно урегулированы правом, или такое регулирование не в полной мере эффективно.

Полагаем необходимым принятие комплекса мер, способствующих должному расследованию преступлений в обозначенной сфере, а также усиление ответственности лиц за совершенные ими экологических преступлений. Это логично проистекает из того, что значение рационального недропользования для обеспечения экологической безопасности нельзя не недооценивать, поскольку оно обусловлено тем, что при рациональном пользовании недрами возможно снижение интенсивности их добычи и как следствие, уменьшение уровня ущерба окружающей среде. При реализации мер особое внимание необходимо уделить реализации «Стратегии экологической безопасности Российской Федерации в период до 2025 года» [3] как основного программного документа, формирующего экологическую политику РФ. От степени реализации Стратегии напрямую зависит уровень защищенности основополагающих интересов человека, общества, государства в сфере экологии и благоприятной среды проживания.

В силу связи экологической безопасности с другими ключевыми составляющими национальной безопасности, можно сделать вывод что реализация Стратегии непосредственно связана с обеспечением национальной безопасности РФ, ее устойчивое социальное, экономическое и геополитическое развитие и защищенность.

При правовом обеспечении экологической безопасности важно учитывать передовой опыт зарубежных стран в данной сфере. Использование зарубежного опыта правового регулирования в сфере экологической безопасности, в частности, недропользования, дает возможность гибко и всесторонне развивать отечественное экологическое право, своевременно его совершенствовать, адаптировать к современным экологическим угрозам и вызовам.

Литература

1 . Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 04.08.2023) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

3. Указ Президента РФ от 19.04.2017 № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. 2017. № 17. Ст. 2546.

4. Анисимов Д. В. Проблемы и пробелы экологического законодательства / Д. В. Анисимов, С.Ф. Долгов // E-Scio. 2021. № 9 (60). С. 119— 123.

5. Гаджиев Н.Г. Анализ и статистическая оценка современного состояния экологической преступности, пути повышения эффективности их выявления / Н.Г. Гаджиев [и др.] // Юг России: экология, развитие. 2023. № 1 (66). С. 169-180.

6. Комарова Л.Р. К вопросу о социальной обусловленности уголовно-правовой охраны окружающей среды / Л.Р. Комарова // Государственная служба и кадры. 2021. № 5. С. 235241.

7. Лопашенко Н. Ответственность за нарушение правил охраны и использования недр / Н. Ло-пашенко // Российская юстиция. 2002. № 4. С.51-52.

8. Ревин В.П. Уголовное право России. Особенная часть / В.П. Ревин. М.: Юстицинформ, 2010. 65 с.

9. Тисленко Д.И. Социальные условия и факторы совершения экологических преступлений / Д.И. Тисленко // Государственно-правовые исследования. 2020. № 3. С. 453-457.

10. Фаткулин С.Т. Особенности предмета преступления, предусмотренного статьей 255 уголовного кодекса Российской Федерации / С.Т. Фаткулин, В.А. Грищенко // Правопорядок: история, теория, практика. 2016. № 1 (8). С. 76-79.

11. Генпрокуратура назвала самые распространенные виды экопреступлений в России // https:// plus-one.ru/news/2023/03/17/genprokuratura-nazvala-samye-rasprostranennye-vidy-ekoprestupleniy-v-rossii?ysclid = lm0ymvb aa523647498 (дата обращения: 01.09.2023).

12. Причины экологической преступности // http://oprave.ru/?p=27845&ysclid=lm-221 jk7uu218684363 (дата обращения: 02.09.2023).

POSSIBILITIES OF APPLYING INTERNATIONAL EXPERIENCE IN LEGAL REGULATION OF CRIME PREVENTION IN THE FIELD OF SUBSOIL USE

Kudashev S. E.

Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation

The article examines socio-economic and legal factors influencing crime in the field of subsoil use. Eco-crime statistics for the last three years are presented, identifying a trend towards a decrease in offenses in the area of relations under consideration. The criminal law legislation regulating the designated area of public relations is analyzed. In particular, Article 255 of Chapter 26 of the Criminal Code of the Russian Federation "Violation of the rules for the protection and use of subsoil". It is concluded that when providing legal support for environmental safety, it is important to take into account the best practices of foreign countries in this area. It is noted that the use of foreign experience in legal regulation in the field of environ-

5

"O

C3

<

mental safety, in particular subsoil use, makes it possible to flexibly and comprehensively develop domestic environmental law, improve it in a timely manner, and adapt it to modern environmental threats and challenges.

Keywords: subsoil use, crime, Criminal Code of the Russian Federation, natural resources, environmental crimes, minerals.

References

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12/12/1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 07/01/2020) // http://pravo.gov.ru, 10/06/2022.

2. Criminal Code of the Russian Federation dated June 13, 1996 No. 63-FZ (as amended on August 4, 2023) // Collection of legislation of the Russian Federation. 1996. No. 25. Art. 2954.

3. Decree of the President of the Russian Federation of April 19, 2017 No. 176 "On the Strategy of Environmental Safety of the Russian Federation for the period until 2025" // Collection of legislation of the Russian Federation. 2017. No. 17. Art. 2546.

4. Anisimov D.V. Problems and gaps in environmental legislation / D.V. Anisimov, S.F. Dolgov // E-Scio. 2021. No. 9 (60). pp. 119— 123.

5. Gadzhiev N.G. Analysis and statistical assessment of the current state of environmental crime, ways to increase the effec-

tiveness of their detection / N.G. Gadzhiev [etc.] // South of Russia: ecology, development. 2023. No. 1 (66). pp. 169-180.

6. Komarova L.R. On the issue of social conditionality of criminal legal protection of the environment / L.R. Komarova // Public service and personnel. 2021. No. 5. pp. 235-241.

7. Lopashenko N. Responsibility for violation of the rules for the protection and use of subsoil / N. Lopashenko // Russian justice. 2002. No. 4. P. 51-52.

8. Revin V.P. Criminal law of Russia. Special part / V.P. Revin. M.: Justitsinform, 2010. 65 p.

9. Tislenko D. I . Social conditions and factors of committing environmental crimes / D.I. Tislenko // State and legal studies. 2020. No. 3. P. 453-457.

10. Fatkulin S.T. Features of the subject of the crime provided for in Article 255 of the Criminal Code of the Russian Federation / S.T. Fatkulin, V.A. Grishchenko // Law and order: history, theory, practice. 2016. No. 1 (8). pp. 76-79.

11. The Prosecutor General's Office named the most common types of environmental crimes in Russia // https://plus-one.ru/news/2023/03/17/genprokuratura-nazvala-samye-rasprostranennye-vidy-ekoprestupleniy-v-rossii?ysclid=lm0ymv baa523647498 (date of access: 09/01/2023).

12. Causes of environmental crime // http://oprave.ru/?p=27845&y-sclid=lm221jk7uu218684363 (date of access: 09/02/2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.