ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В СФЕРЕ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ
С.Ю. Айгузина, магистрант Е.В. Вишневская, магистрант И.А. Владимиров, канд. юрид. наук, доцент Башкирский государственный университет (Россия, г. Уфа)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11423
Аннотация. Данная статья посвящена изучению государственного обеспечения экологической безопасности и охране окружающей среды при геологическом изучении и использовании недр. Анализируются элементы окружающей среды в сфере недропользования, выделяются особенности недропользования, а также рассматривается вопрос об экологической безопасности при пользовании недрами и основные тенденции развития законодательства. Анализ теоретико-правовых основ, правового механизма регулирования сферы окружающей среды и экологической безопасности недропользования актуализирует исследование в данной области существующих проблем.
Ключевые слова: охрана окружающей среды, экологическая безопасность недропользования, правовое регулирование, недропользование, закон «О недрах».
Энергетический сектор как один из основополагающих направлений формирования бюджета в РФ, способствует содействию выполнений социальных и экономических задач страны, которые неразрывно связаны с вопросом охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами. Процесс пользования недрами предполагает отрицательное влияние на окружающую среду, которая характеризуется загрязнением земли, атмосферы, водной среды, возникновением отходов и т.д. И основным источником возникновения данных угроз является экологически опасная деятельность хозяйствующих субъектов. Согласно Энергетической стратегии РФ на период до 2035 года, одно из приоритетных энергетических политик является рациональное природопользование и энергетическая эффективность [1].
Одной из основных и ведущих функций государства в настоящее время является охрана окружающей среды. С развитием промышленной деятельности наиболее важной проблемой современного мира является проблема неизбежного негативного влияния на экологию. Поэтому актуален вопрос о развитии экологического законодательства при использовании недр.
Охрана недр неразрывно связана с охраной окружающей среды, являясь его частью как целого комплекса законодательных мер. Традиционно к элементам охраны окружающей среды относят субъекты охраны окружающей среды (управляющая подсистема), объекты охраны окружающей среды и природоохранительную деятельность.
Анализируя нормативные документы, можно составить перечень того, что можно обозначить как объекты охраны окружающей среды в сфере недропользования, а именно: недра, индивидуально определенный участок недр, окружающая среда и совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов, а также отдельные природные объекты, которые в результате недропользования, могут прийти в негодность.
Обязанности охраны окружающей среды при недропользовании осуществляют субъекты, в частности пользователи недр и уполномоченные органы государственной власти, которые осуществляют функции в области охраны окружающей среды.
Третьим элементом природоохранительного процесса является содержание
правоотношений, составляющих субъективные права и юридические обязанности. Данные правоотношения имеют особый характер и условия возникновения. Согласно статьям 10.1, 11 Закона РФ «О недрах», одним из главных условий возникновения правоотношения является предоставление участков недр в пользование на основании решения уполномоченного органа, а также перехода права на его пользование, вступившего в силу соглашения о разделе продукции, заключения государственного контракта на выполнение работ по геологическому изучению недр (в том числе региональному), оформленное специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Анализируя особый вид природоохранительной деятельности, как охрана окружающей среды при пользовании недрами, следует выделить его особенности.
Во-первых, в законодательстве определены требования рационального использования недр. В пунктах 2-6 статьи 23 ФЗ РФ «О недрах» обозначены обязанности пользователей недр [2]. Более подробно эколо-го-правовые требования прописаны в технических проектах разработки месторождений полезных ископаемых и в иных документах, связанные с пользованием участками недр на всех стадиях ведения работ. Заметим, что предъявляемые требования возникают с момента подготовки участка недр к его эксплуатации и прекращаются в момент внесения в государственный реестр сведенья о права пользования недрами после консервации и ликвидации.
Второй особенностью является тот факт, что пользовании недрами невозможно без предоставления земельного участка. В законе «О недрах» предусмотрены дополнительные требования к участкам при недропользовании. Например, если в ходе работ нарушается почвенный слой, необходимо утвердить проект рекультивации использованных земель. Также в Земельном кодексе в статье 13 перечислены мероприятия, которые обязаны проводить все правообладатели земельных участков и включить их в состав разрабатываемой проектной документации на пользование недрами. К примеру, мероприятие по ох-
ране земель, направленные на сохранение почв и их плодородия и защита от различных негативных факторов, которые могут привести землю к непригодности в дальнейшем использовании.
В практике возникают споры о том, являются ли недра собственностью владельца участка. Согласно гражданскому законодательству, недра не являются частью земельного участка, который находится в частной собственности. Следовательно, главным вопросом пользователя недр является получение согласия пользования земельным участком у собственника, соблюдая нормы гражданского и земельного законодательства, а также закон «О недрах». В свою очередь, собственнику этого земельного участка также необходимо получить согласие на строительство погружной конструкции у пользователя недр, если у него имеется лицензия.
Стоит отметить, что эпидемиологическая ситуация в 2020 году внесла свои коррективы в законодательство. Так, по постановлению Правительства РФ «право пользования недрами, сроки действия которых, истекают (истекли) в период с 15 марта по 31 декабря 2020 г., продлевается на 12 месяцев» [3].
Третья особенность заключается в том, что недра являются собственностью государства. Это закреплено в законе «О недрах» в статье 1.2, согласно которому недра включают подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы [4]. Однако добытые полезные ископаемые из недр могут быть как в частной, так и государственной собственности.
Право пользования участками недр предоставляется при получении лицензии, в которой определяются основные условия пользования недрами. В лицензии указываются границы участка, цель и срок его использования.
Проанализировав вышеприведенные нормы законодательств, можно сделать вывод о том, что общее содержание и его специфические направления права собственности регулируются разными законодательствами. Так, основное содержание
регламентируется ГК РФ, а специфические черты - законом «О недрах» и ЗК РФ.
Также необходимо выделить то, что в вышеуказанных определениях содержание охраны недр и окружающей среды при пользовании недрами не связывают с обеспечением безопасности недропользования. Поэтому необходимо выявить специфику экологической безопасности при пользовании недрами. Если говорить об «экологической безопасности», то в ФЗ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» она понимается как «состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека». Данное понятие отличается от того, что указывается в Федеральном законе «О безопасности» и Стратегии национальной безопасности, где её рассматривают в качестве составной части национальной безопасности. В сфере недропользования предусмотрены специальные меры по регулированию мер, предупреждающие и смягчающие последствия особо рисковой деятельности. К примеру, оценка риска возникновения аварий и последствия аварий, особые требования эксплуатации
ния при его консервации и ликвидации. Однако, стоит заметить, что критерии при ведения горных работ не рассматривает влияние на окружающую среду.
В настоящее время меры обеспечения экологической безопасности очень разнообразны, однако, сделать однозначные выводы об эффективности использования на практике невозможно. Рассмотрим современные направления развития законодательства в области охраны окружающей среды при пользовании недрами.
Следует изменить процедуру лицензирования пользования недрами в части установления открытого перечня условий получения комплексного разрешения на негативное воздействие на окружающую среду. Требуется сделать общую структуризацию и выводы о применении правовых актов на практике, а также выделить направления, в которых необходима модернизация правового регулирования, в том числе создать регламент о последовательности проведения учета загрязненных объектов. Данные предложения помогут усовершенствовать действующее экологическое законодательство.
опасного производства, а также требова-
Библиографический список
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 09.06.2020 № 1523-р «Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года» // Российская газета.
2. Федеральный закон от 21.02.1992 N 2395-1 (в ред. от 08.06.2020 N 179-ФЗ) «О недрах» // Собрание законодательства РФ. - 2020. - № 179. - Ст. 23.
3. Постановление Правительства РФ от 3.04.2020 №440 (ред. от 01.10.2020) «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году» // Собрание законодательства Российской Федерации от 3.04.2020.
4. Федеральный закон от 21.02.1992 N 2395-1 (в ред. от 08.06.2020 N 179-ФЗ) «О недрах» // Собрание законодательства РФ. - 2020. - № 179. - Ст. 1.2
STATE REGULATION OF ENVIRONMENTAL PROTECTION AND ENVIRONMENTAL SAFETY IN THE SPHERE OF SUBSOIL USE
S.U. Ayguzina, Graduate Student E.V. Vishnevskay, Graduate Student
I.A. Vladimirov, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Bashkir State University (Russia, Ufa)
Abstract. This article is devoted to the study of the state provision of ecological safety and environmental protection during geological exploration and use of subsoil. The elements of the environment in the field of subsoil use are analyzed, the peculiarities of subsoil use are highlighted, and the issue of environmental safety in the use of subsoil and the main trends in the development of legislation are considered. Analysis of the theoretical and legal foundations, the legal mechanism for regulating the environment and environmental safety of subsoil use determines the study of existing problems in this area.
Keywords: environmental protection, subsoil use, environmental safety of subsoil use, legal regulation, the law «On subsoil».