Научная статья на тему 'Возможности повышения конкурентоспособности угледобывающих предприятий в условиях реструктуризации угольной отрасли'

Возможности повышения конкурентоспособности угледобывающих предприятий в условиях реструктуризации угольной отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности повышения конкурентоспособности угледобывающих предприятий в условиях реструктуризации угольной отрасли»

Возможности повышения М.АИЛЪИНА КОНКуреНТОСПОСОбнОСТИ

ф.блсышекова угледобывающих предприятий в — условиях реструктуризации угольной

отрасли

На внутренних рынках России снижается спрос на уголь, сопровождающийся закрытием неконкурентоспособных шахт и разрезов. В 1994 году закрыто 17 угледобывающих преприятий, за 6 месяцев 1995 года — 8. Причины снижения спроса кроются в падении объемов производства в отраслях, потребляющих угольную продукцию, и в нарастающей конкуренции со стороны других первичных топливно-энергетических ресурсов, в перую очередь природного газа. Перспективы изменения спроса на уголь по регионам неоднозначны. По данным института ЦНИИЭИуголь к 2010 году в Уральском экономическом районе ожидается сокращение спроса на уголь в 2 раза к уровню 1990 года, в Сибири и на Дальнем Востоке — на 5%, в остальных районах Европейской части России — 20%. Ожидаемое продолжение снижения спроса и уменьшение государственных дотаций угледобывающим предприятиям привели к возникновению естественной конкурентной борьбы между ними за выживание.

Одним из путей повышения конкурентоспособности товара угледобывающих предприятий является повышение его потребительской ценности путем приведения к наиболее полному соответствию качественных характеристик поставляемого угля запросам потребителей на отдельных рынках сбыта.

Конкурентоспособность угля как товара определяется некоторой характеристикой, отражающей отличие от углей конкурентов по степени соответствия потребностям покупателей и по затратам на их удов-

летворение. Поэтому повышение конкурентоспособности угля может осуществляться по двум направлениям — сниженим цены у потребителя и повышением соответствия качественных характеристик товара запросам потребителя.

Для повышения соответствия качественных характеристик товара запросам потребителя необходим поиск и использование внутренних резервов угледобывающего предприятия. Разработан механизм оптимального планирования и соответствующая методика, позволяющая с высокой степенью объективности по критерию максимума суммарного дохода обосновать перечень нецелесообразных для дальнейшей эксплуатации шахт и разрезов в составе угледобывающего концерна. Методака основана на экономико-математическом моделировании формирования и максимизации суммарного дохода угледобывающего концерна при изменении и оптимизации годовых (квартальных) нагрузок по маркам добываемых углей с пошаговым изменением зольности и содержания серы на 0,1%.

Ка первом этапе оптимизируются плановые годовые (квартальные) нагрузки угледобывающего концерна по маркам добываемых углей отдельно для каждой марки. Суммарные плановые нагрузки по маркам в целом по концерну устанавливаются соответствующими плановыми и экономическими службами в зависимости от уровня спроса. Для оптимизации используется модифицированная процедура линейного программирования с ограничениями по содержанию золы, серы и влаги раздельно

для каждой марки угля, добываемой концерном:

N

2 -»max,

где Ц1 — цена за 1 т угля отдельной марки на i-м разрезе (шахте) концерна, тыс.руб.;

V; — плановый объем добычи отдельной марки угля на i-м предприятии концерна, тыс.т (оптимизируемая переменная).

Ограничения по объемам добычи:

0<Vi, = max V{,

N

У v.-v

w I конц.пл.*

i — X

где max Vi — максимально возможный объем добычи угля отдельной марки на i-м предприятии концерна, тыс.т,

^конц-пл — плановый объем добычи угля отдельной марки в целом по угледобывающему концерну, тыс.т.

Ограничение по зольности угля отдельной марки:

N

TV ^з./сонц.

Ограничение по влажности угля отдельной марки:

N

X w.-v.

I — 1

ь-г---------- = 1Л

КОНЦ.

2 v,

(=i 1

Ограничение по содержанию серы в угле отдельной марки:

N

2,5,-v,

TV кони.

X V •=1 '

где К3(, Кхкощ — соответственно, плановые значения зольности углей отдельной марки на ¡-м разрезе (шахте) и в целом по угледобывающему концерну, %;

Ц'р — соответственно, плано-

вые значения влажности углей отдельной марки на Ьм разрезе (шахте) и в целом по угледобывающему концерну, %;

£.» — соответственно, плановые

значения содержания серы в угле отдельной марки на ьм разрезе (шахте) и в целом по концерну.

Помарочная оптимизация годовых (квартальных) производственных нагрузок в целом по угледобывающему концерну проводится с шаговым изменением плановой зольности {Кз.конц.) с шагом 0,1 % в сторону увеличения и уменьшения до несовместности целевой функции и системы ограничений. Для каждой марки углей выбирается оптимальный план годовых (квартальных) нагрузок с максимальным значением суммарного дохода по концерну и устанавливается соответствующий уровень плановой зольности.

На втором этапе оптимизируются плановые нагрузки по маркам на отдельные разрезы (шахты) в составе угледобывающего концерна в соответствии с плановыми значениями зольности, влажности и серы на каждом разрезе (шахте).

Необходимость раздельной оптимизации годовых (квартальных) производственных нагрузок по маркам в целом по концерну и отдельно по каждому угледобывающему предприятию в его составе связана с юридической самостоятельностью разрезов и шахт как субъектов рынка, а также с отсутствием ряда марок углей, добываемых концерном в целом, в номенклатуре некоторых отдельных предприятий. Оптимизация проводится также по критерию максимума дохода по каждому из разрезов (шахт) в составе угледобывающего концерна с шаговым изменением зольности 0,1 % и с аналогичными ограничениями по содержанию влаги, золы и серы в углях отдельных марок.

Анализ рядов оптимальных годовых (квартальных) нагрузок по маркам на каждый разрез (шахту) в составе концерна, полученных при пошаговом изменении плановой зольности по разрезу (шахте), позволяет выбрать для предприятия вариант оптимальных нагрузок по маркам добываемых углей, обеспечивающий максимальный доход, и установить соответствующий оптимальный уровень плановой зольности по разрезу (шахте).

На каждом этапе оптимизации строятся функции дохода (Д), представляющие собой зависимости между оптимальным объемом добычи /-й марки угля {opt Уф и доходом от его реализации в целом по концерну и для каждого разреза (шахты) при шаговом изменении плановой зольности:

Airf(oPt vX])

Для каждого варианта оптимизации проводится корректировка фактической цены за 1 т угля ;'-й марки при пошаговом изменении плановой зольности в соответствии с действующим прейскурантом.

Затраты на производство различных вариантов годовых (квартальных) нагрузок на разрезы (шахты) по добываемым маркам углей не изменяются, так как в процессе оптимизации суммарный (плановый) объем добычи по маркам остается постоянным на всех этапах оптимизации.

На третьем этапе составляется план оптимальных годовых (квартальных) нагрузок на разрезы (шахты) концерна, в процессе построения которого выявляются предприятия, чья эксплуатация приносит невосполнимые убытки и экономически и стратегически не целесообразна с позиций получения дохода в целом по концерну.

Приведенный механизм планирования используется для оптимизации плановых квартальных нагрузок на разрезы концерна «Кузбассразрезуголь». Построенный в результате оптимизационных расчетов план квартальных нагрузок по критерию максимума суммарного дохода концерна свидетельствует о наличии крупных внутренних производственных резервов для увеличения суммарного дохода концерна.

Для реализации резервов необходимо перераспределение плановых нагрузок на разрезы по маркам добываемых углей: наращивание о&ьемов добычи на перспективных разрезах и соответствующее сокращение нагрузок разрезы «Киселевский» и «Калтанский» . Разработанный вариант оптимального плана квартальных нагрузок на разрезы по критерию максимума дохода по концерну в целом обеспечивает прирост объема реализации по концерну в сумме 96559,8 млн.рублей. Оптимальный план квартальных нагрузок по маркам на разрезы концерна, построенный в результате оптимизационных расчетов по критерию максимума дохода для каждого разреза в отдельности, также свидетельствует о наличии неиспользованных внутрипроизводственных резервов и обеспечивает суммарный прирост объема реализации по концерну в целом в сумме 25203,6 млн.рублей. Этот вариант плана квартальных нагрузок на разрезы позволяет не сокращать объемы производства на разрезах «Киселевский» и «Калтанский» и избежать дополнительных затрат, связанных с необходимостью наращивания объемов добычи на перспективных разрезах концерна.

Разработанный механизм расчетов и «Методика оптимизации объемов производства угледобывающего концерна по критерию максимума дохода» позволяют эффективно использовать внутренние резервы угледобывающих предприятий для повышения конкурентоспособности их продукции по фактору «потребительские свойства угля» и обосновать перечень нецелесообразных к дальнейшей эксплуатации угледобывающих разрезов (шахт) в составе концерна в связи с объективно существующей потребностью повышения конкурентоспособности в условиях превышения предложения над спросом на внутренних рынках сбыта.

© М.А.Ильина, А.А,Петросов, Ф.Б.Асылбекова

* Расчеты выполнены до решения о реконструкции разреза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.