СИМПОЗИУМ «СОВРЕМЕННОЕ ГОРНОЕ ДЕЛО: ОБРАЗОВАНИЕ, НАУКА, ПРОМЫШЛЕННОСТЬ»
ПОСВЯША ЕТС.Я ПА МЯТИ А КАДЕМИКА ВЛАДИМИРА В А СИЛЬЁВИЧА РЖЕВСКОГО
29.01.96 - 2,02.96 г
М. А. ВИРУЛА.
Московский государственный горный университет
Проблема экономического обоснования перечня подлежащих закрытию угледобывающих предприятий и оптимального распределения государственных дотаций
С переходом к рыночным отношениям большинство угледобывающих предприятий испытывают значительные экономические затруднения. Экономический кризис и сопутствующее ему обвальное снижение объемов производства во всех отраслях народного хозяйства России вызвали резкое снижение платежеспособного спроса на продукцию угледобывающих предприятий. Энергетическая политика Правительства, направленная на приоритетное развитие нефтегазовой отрасли в ущерб угледобывающей, усугубляет положение, вызывая ранее неизвестное для российской экономики явление межотраслевой конкуренции между энергопроизводящими отраслями и внутриотраслевой конкуренции между угледобывающими предприятиями за сбыт своей продукции. Начавшийся в 1990 году спад добычи угля в общероссийском масштабе вызвал ухудшение использования производственных мощностей угледобывающих предприятий, еще более осложнив их экономическое положение. В результате перед угледобывающей отраслью в условиях планомерного снижения дотаций из федерального бюджета возникла вынужденная и весьма сложная социально-экономическая проблема реструктуризации и закрытия значительного количества особо убыточных угледобывающих предприятий, поскольку ограниченных дотаций из бюджета совершенно недостаточно для их поддержания в рабочем состоянии. При этом, как показали расчеты, закрытие каждого пред-
приятия и решение возникающих при этом социальных проблем требует значительно больше средств из бюджета, чем на его содержание в рабочем состояние в течение нескольких лет.
Проводимая в отрасли реструктуризация соответствует Энергетической программе, принятой в 1992 году Правительством Е.Т. Гайдара, которая определила долгосрочную стратегию развития энергетики страны. Программа предусматривает так называемую “газовую паузу” 10-15 лет, в течение которой должна быть осуществлена реструктуризация и реконструкция угледобывающей отрасли, включающая закрытие более 100 особо убыточных технически и технологически отсталых шахт и разрезов и создание им в замену необходимых для удовлетворения потребностей народного хозяйства страны в угле предприятий, отвечающих требованиям научно-технического развития начала XXI века.
Ограниченные возможности сбыта угля, недоиспользуемые имеющиеся производственные мощности угледобывающих предприятий и их экономические показатели, отличающиеся значительным разбросом и объективно отражающие экономический и производственный потенциал предприятий вызывают необходимость усиления уровня управления их экономикой. Поскольку контрольные пакеты акций угледобывающих предприятий находятся в государственной собственности, государство заинтересовано в экономически эффективной экс-
плуатации действующих предприятий и рациональном расходовании ресурсов, включая дотации из бюджета. В числе прочих первоочередных задач экономического управления предприятиями угледобывающей отрасли весьма актуальны задачи оптимальной загрузки производственных мощностей предприятий, контролируемых государством акционерных компаний /АК/ в соответствии со сложившимся спросом на уголь, регулярное решение которых позволит максимизировать суммарный доход АК /минимизировать затраты/, существенно снизить при этом уровень объективно необходимых дотаций из федерального бюджета.
Для решения этих задач, как показывают наши расчеты применительно к условиям АО “Кузбассразрезуголь” и АО “Ростовуголь”, выполненные по информации 1993, 1994 и 1995 годов, вполне приемлемы задачи линейного программирования /ЛП/ в достаточно простой постановке:
ЕС/С?/-*1™11’
у
У = (1,Л)
™п0/^0;^тах0/
1ЖО,
^Го75/(з'
16,0,
^оГ'а’
}
где:
0. - средняя приведенная с помощью дефляторов на конец планового года себестоимость 1 т угля на ]-м угледобывающем предприятии /разрезе, шахте/, тыс.руб/т;
- оптимизируемая переменная -
плановый годовой объем добычи угля j-й шахтой /разрезом/, т/год;
fo - плановая зольность добываемого угля Haj-м предприятии, %;
/(3- плановая зольность в целом по АК, %;
min Q , max Q - минимально допустимый и максимально возможный по производственным условиям годовой объем добычи угля на j-м предприятии, т/год;
- величина i-ro ресурса j-му предприятию в плановом году;
Q.- суммарное количество i-ro ресурса в АК.
Задача решается по нескольким вариантам, отличающимся величиной допустимых минимальных годовых нагрузок на шахты /разрезы/, minQ^. , включая
нулевую.
В результате решения задачи шахты /разрезы/ с наилучшими экономическими возможностями получают максимальные нагрузки, обеспечивая минимальные суммарные годовые затраты по АК и повышение уровня конкуретоспособности угольной продукции на рынке. Предприятия с худшей экономикой получают минимальную годовую нагрузку, вплоть до нулевой, что свидетельствует о возможности их закрытия без негативных последствий для потребителей. Так, по результатам наших расчетом применительно к условиям АО “Ростовуголь” шахты им.Артема, им.Кирова и им.Горького получили нулевую плановую нагрузку на 1994 год, а объемы, подлежащие добыче этими шахтами, перераспределены на другие шахты с лучшей и более устойчивой экономикой. Перечисленные шахты в настоящее время находятся в стадии закрытия, что подтверждает объективность расчетов.
Задачи оптимального распределения нагрузок на объекты методом ЛП предусматривают величину удельных затрат постоянной, не зависящей от величины нагрузки , что не соответствует
реальной практике: себестоимость добычи 1т угля в зависимости от объемов добычи в общем случае, как известно, аппроксимируется квадратичной параболой. Поэтому результаты расчетов ЛП должны быть скорректированы на величину, моделируемую по соответствующему уравнению регрессии функции затрат от объемов добычи на основе количественного анализа статистических показателей каждой соответствующей шахты за определенный период с учетом дефляторов, отражающих уровень инфляции, что и было сделано в каждом рассматриваемом случае.
В соответствии с теорией двойственности, при решении прямой задачи ЛП по оптимальному распределению годовых нагрузок на угледобывающие предприятия АК по критерию минимума суммарных затрат /максимума сумарного дохода от реализации продукции/ одновременно решается двойственная задача оптимального распределения ограниченных ресурсов, в качестве которых в данном случае могут считаться ограниченные дотации акционерной компании из госбюджета. При этом обеспечивается объективное распределение необходимых дотаций по шахтам, соответствующее их наилучшему с государственных позиций использованию и исключающее возможный субъективизм руководиделей АК в распределении этих дотаций. Практика показывает, что зачастую по каким-то субъективным соображениям руководства АК львиная доля дотаций попадает предприятиям, экономически слабым и не обеспечивающим наилучшую отдачу от этих вливаний, а экономически перспективные предприятия оказываются в экономических ситуациях хуже, чем предприятия заведомо отсталые.
Выполненные расчеты применительно к условиям АК “Ростовуголь” показали при анализе двойственной задачи, что вышеуказанные шахты им.Кирова, и м. Горько го и им. Артем а получили нулевые расчетные плановые годовые дотации в связи с ожидаемым весьма неэффективным их использованием.
Как показали наши расчеты, еще более эффективна постановка распределительной задачи определения оптимальных нагрузок на шахты/разрезы/ АК, учитываящая потребности рынка по сортам угля. В этом случае возможности шахт /разрезов/, поставляющих на рынок угли марок, пользующихся повышенным спросом, используются с максимальной эффективностью.
Наибольший эффект для федерального бюджета может дать регулярное решение распределительных задач оптимального планирования добычи угля угледобывающими предприятиями в целом по региону без выделения АК и двойственных им по оптимальному распределению дотаций, дополненные транспортной распределительной задачей, увязывающей производителей и потребителей угля с учетом затрат производителей на добычу, транспорт и реализацию угольной продукции и на рынках. В этом случае формируется с максимальной степенью объективности список шахт и разрезов, подлежащих закрытию без негативных последствий для удовлетворения рыночных потребностей при соблюдении условия наилучшего использования средств государственных дотаций в отрасль. Наибольший народнохозяйственный эффект дала бы постановка такой задачи и ее регулярное решение в целом для Кузбасса. Размерность задачи при такой постановке становится очень большой, но имеющиеся вычислительные средства вполне достаточны по разрешающей способности и быстродействию, а экономический эффект результатов таких решений будет составлять многомиллиардные суммы.