Научная статья на тему 'Возможности повышения конкурентоспособности российского капитала на мировом рынке'

Возможности повышения конкурентоспособности российского капитала на мировом рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
117
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫВОЗ КАПИТАЛА / EXPORT OF CAPITAL / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ / INTERNATIONALLY VIABLE OF RUSSIAN COMPANIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сулименко О.В.

В статье рассматривается вопрос вывоза капитала российскими компаниями как сравнительное преимущество российской экономики, имеющее долгосрочную перспективу. Оценивается деятельность российских компаний за рубежом как еще значительно отстающих от ведущих субъектов глобального рынка по капитализации и масштабам хозяйственной деятельности и предлагаются меры целенаправленной государственной политики, способствующие укреплению конкурентоспособности российских компаний на мировых рынках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reviews the export of the capital by Russian companies as a comparative advantage of Russian economy, that has a long-term perspective. Russian company's activity abroad is estimated as still significantly lagging behind the leading companies of the global market in terms of capitalization and scale of economic activity and it is proposed some measures of a government policy that promote the competitive capacity of Russian companies in the world markets.

Текст научной работы на тему «Возможности повышения конкурентоспособности российского капитала на мировом рынке»

О. В. Сулименко

ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РОССИЙСКОГО КАПИТАЛА НА МИРОВОМ РЫНКЕ

Аннотация

В статье рассматривается вопрос вывоза капитала российскими компаниями как сравнительное преимущество российской экономики, имеющее долгосрочную перспективу. Оценивается деятельность российских компаний за рубежом как еще значительно отстающих от ведущих субъектов глобального рынка по капитализации и масштабам хозяйственной деятельности и предлагаются меры целенаправленной государственной политики, способствующие укреплению конкурентоспособности российских компаний на мировых рынках.

Ключевые слова

Вывоз капитала, конкурентоспособность российских компаний.

O. V. Soulimenko

POSSIBILITY OF COMPETITIVE CAPACITY'S RAISE OF RUSSIAN CAPITAL ON THE WORLD MARKET

Annotation

The article reviews the export of the capital by Russian companies as a comparative advantage of Russian economy, that has a long-term perspective. Russian company's activity abroad is estimated as still significantly lagging behind the leading companies of the global market in terms of capitalization and scale of economic activity and it is proposed some measures of a government policy that promote the competitive capacity of Russian companies in the world markets.

Keywords

Export of capital, internationally viable of Russian companies.

Масштабы вывоза капитала российскими компаниями в 2014 г. резко возросли, что актуализирует переосмысление как позитивного, так и негативного влияния активной деятельности российских компаний за рубежом на российскую экономику. На сегодняшний день российские компании значительно отстают от ведущих субъектов мирового рынка по стоимости зарубежных активов и масштабам занимаемых рыночных сегментов, поэтому поиск путей продвижения российских компаний и укрепления их конкурентоспособности на мировых рынках, оценка принимаемых институциональных

мер для минимизации негативных и максимизации позитивных последствий вывоза капитала для российской экономики остаются актуальными в теоретических исследованиях.

Целью данной статьи является оценка вывоза капитала как сравнительного преимущества российской экономики, имеющего долгосрочную перспективу и поддающегося регулированию целенаправленной государственной политикой. По мнению зарубежных экспертов, недобросовестная конкуренция на национальном рынке, нечеткая спецификация прав собственности, доминирующая роль государства в эконо-

мике, незащищенность прав миноритарных акционеров, волатильность судебной системы, высокий уровень коррупции во властных структурах вынуждают российский капитал уходить из страны, а приходящий иностранный капитал принимать краткосрочные и спекулятивные формы [1, 2, 3].

Однако прямо связывать объем ввоза-вывоза капитала с качеством инвестиционного климата нельзя. С одной стороны, есть государства, также низко оцениваемые международными рейтингами, но имеющие иную динамику капитала. Например, Китай в рейтинге Doing Business расположился не так далеко от России — на 91-м месте, но в то же время страна занимает 1-е место в мире по ввозимым прямым иностранным инвестициям. Такая оценка заставляет задуматься о том, что благоприятный инвестиционный климат в целом не является приоритетом для капитала как системы отношений. Известно, что основанием для выбора экономического решения является отношение выгод к издержкам, в том числе рискам, поэтому высокая доходность может компенсировать и высокие риски. Например, компании Royal Dutch Shell и Total работают в Нигерии, несмотря на вооруженные нападения. Поэтому такие составляющие инвестиционного климата, как недобросовестная конкуренция или коррупция, не являются столь непреодолимыми барьерами для капитала, это все же имманентная ему среда. Капитал ввозится в Китай вне зависимости от места страны в рейтингах инвестиционного климата — это просто выгодно.

С другой стороны, масштабный вывоз капитала осуществляют Германия, Швейцария и Нидерланды — страны, занимающие верхние строки в рейтингах, не имеющие коррупции и соблюдающие права собственности. Отсюда можно предположить, что улучшение инвестиционного климата в России поможет цивилизовать правила

экономической игры, но не ограничит объем вывоза капитала. Но вывоз капитала в этих странах отличается от российского тем, что в структуре вывоза нашего капитала высока доля незаконного вывоза, «бегства» капитала за рубеж. В международной терминологии под бегством капитала понимается резкий его отток, связанный с каким-либо экономическим или политическим кризисом. В платежном балансе Банка России нелегальный вывоз отражается строками «Сомнительные операции» и «Чистые ошибки и пропуски». При этом способы нелегального вывоза капитала хорошо известны и предусмотрены российским законодательством: фиктивный импорт, фиктивные операции с ценными бумагами и невозврат экспортной выручки. Но, несмотря на известность способов нелегального вывоза капитала, значительный объем таких запрещенных законом операций не делает возможным их пресечение государственными органами.

Объективность показателей вывоза капитала, публикуемых Банком России, снижает тот факт, что многие крупнейшие российские компании (Evraz Group, VimpelCom, X5Retail Group, UC Rusal и др.) зарегистрированы на офшорных территориях, поэтому в платежном балансе РФ они отражены как нерезиденты, и, например, выданный ими кредит проходит по статье «вывоз капитала». В Послании 2012 г. Президент РФ В. Путин констатировал, что «девять из десяти существенных сделок, заключенных крупными российскими компаниями, включая, кстати, компании с госучастием, не регулируются отечественными законами» [4].

Задача деофшоризации всей российской экономики была впервые поставлена В. Путиным на заседании правительственной комиссии по вопросам развития электроэнергетики, состоявшемся на Саяно-Шушенской ГЭС 12 декабря 2011 г.: «вывод националь-

ной экономики, ее стратегических отраслей из офшорной тени — наша приоритетная задача на ближайший период» [5]. Деофшоризация означает ведение хозяйственной деятельности под юрисдикцией российского государства в интересах российских предпринимателей и/или под их контролем. Для этого необходимо, во-первых, снижать привлекательность офшоров путем устранения «нечестной налоговой конкуренции» и сокращения возможностей для обхода трансграничными бизнес-группами институциональных норм в странах-донорах капитала; и только во-вторых, повышать привлекательность российской экономики для российских и международных инвесторов.

Конкурировать за капиталы с офшорами в принципе не может ни одно государство. Это подтверждается тем, что вывоз капиталов в офшоры осуществляется и из развитых стран с высоким рейтингом деловой среды. В России достаточно разнообразных ресурсов, в том числе высококачественный человеческий капитал, высокий спрос на многие виды продукции, достаточно стабильная политическая и социальная обстановка, многообразные институты рыночной инфраструктуры и, наконец, высокая норма прибыли. Защищенность инвестиций, особенно в их приоритетной форме — долгосрочные прямые инвестиции в российскую промышленность — определяется развитым законодательством и возможностью правовой защиты интересов инвестора. В России есть даже такая дополнительная защита, предоставляемая законодательством, которая сводится к тому, что новые федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, а также изменения и дополнения к ним не применяются в отношении иностранных инвесторов, если такие нормативные акты негативно влияют на инвестиции [6, 7]. Такие льготы иностранному капиталу не предоставляет ни одно другое

государство, поэтому вернуть бизнес из офшоров в экономику России путем создания более благоприятных условий институциональной среды вряд ли удастся.

Правительство РФ разработало законопроект по деофшоризации экономики, содержащий заградительные меры и нормы по ужесточению налогового режима. В проекте вводится понятие контролируемых иностранных лиц (КИК) и предусматривается обязанность собственников иностранных компаний платить в России налоги с нераспределенной прибыли, полученной от зарубежных активов, установив стандартные ставки налогов: 20 % для юридических лиц и 13 % для физических лиц. Согласно законопроекту, деофшориза-ция сведется к определению налогового резидентства для уплаты налогов компаниями, работающими в юрисдикциях европейских государств или локальных территорий, предоставляющих льготные условия для хозяйственной деятельности. Но если компания находится в юрисдикции государства, с которым РФ заключила договор об избежании двойного налогообложения (такие договора заключены с большинством стран ЕС), то такой международный договор всегда будет приоритетным над национальным законодательством. Поэтому разумнее принять решение не об уплате в России налогов с нераспределенной прибыли, полученной от зарубежных активов, а пересмотреть договоры и, например, увеличить налоговую ставку на дивиденды с 5 до 8 %, и только эта мера почти удвоит налоговые поступления. Данная мера предпочтительнее и как инструмент государственного воздействия на хозяйственную деятельность субъектов мирового рынка — это не прямое регулирование, а косвенное.

Российские субъекты мирового рынка по основным экономическим показателям (капитализация, доля на рынке, производительность труда и проч.)

не достигают уровня не только от компаний из стран с развитой рыночной экономикой, но и вышедших на мировой уровень компаний стран с формирующимся рынком [8]. Эффективность функционирования российских компа-

Из данных таблицы 1 видно, что доля России в мировом ВВП составляет всего 3,5 %, в то время как США — 1718 %, Китая — около 15 % [9]. Для нашего исследования особо важен прогноз нормы накопления и сбережения, так как разность этих показателей свидетельствует о сохранении тенденции вывоза капитала и росте его объемов.

Деятельность зарубежных подразделений и филиалов российских компаний из-за их преимущественно сырьевой ориентации значительно зависит от конъюнктуры мирового рынка сырья, а из-за аффилированности с государством — от политической конъюнктуры. Эти взаимосвязи не способствуют высокой эффективности функционирования зарубежных подразделений, т. к. в их деятельности власти и деловые круги видят «руку Кремля», использующего благоприятную конъюнктуру мирового рынка сырья для покупки их стратегических активов с целью политических манипуляций. Тем не менее накопление российского капитала за рубежом, начавшееся в наиболее конкурентоспособных сырьевых отраслях, к началу XXI века

ний за рубежом низкая из-за того, что капитал вкладывается в активы за рубежом не только с целью получения прибыли. Такие показатели не позволяют прогнозировать высокие темпы развития российской экономики (табл. 1).

привело к созданию корпоративных структур, идентичных западным ТНК, во многих других отраслях мировой экономики. Российские компании начинают восприниматься деловыми кругами Запада как сильные враги с мощным потенциалом и опасными для них амбициями. На глобальном рынке существует жесткая конкуренция, и отечественному крупному бизнесу трудно расширять занимаемые сегменты рынка, например высокотехнологичную сферу, без ощутимой господдержки. Такая поддержка оказывается активизировавшемуся как субъект мирового рынка российскому оборонно-промышленному комплексу (ОПК), пострадавшему во время трансформационного кризиса. Конкурентоспособность ОПК восстанавливается, начиная с 2009 г., согласно программе антикризисных мер Правительства Российской Федерации и по настоящее время. Уже в 2009 г. объем производства промышленной продукции ОПК увеличился на 4,1 % к уровню 2008 г., в 2010 г. — на 13,8 % к 2009 г. В этой отрасли быстро растет норма накопления: в 2010 г. инвестиции в основной капитал

Таблица 1 — Прогнозные показатели развития экономики России от ОЭСР

2012 2013 2014 2030 2060

ВВП по 1II 1С, в ценах 2005 г., трлн долл. 2,2 2,29 2,4 3,82 5,57

То же, доля в мировом ВВП, в % 3,6 3,6 3,6 3,2 2,3

ВВП по ППС на душу, в ценах 2005 г., тыс. долл. 15,4 16 16,8 28 46,2

То же, Россия от среднего для мира, в % 116,2 117,2 118,4 118,6 99,5

Население, млн чел 142,7 142,6 142,4 136,4 120,8

То же, в % от мирового 3,1 3,1 3,1 2,7 2,4

Валовые нац. сбережения, в % ВВП 29,5 28,9 27,3 13,4 0,6

Валовые накопления, в % ВВП 23,2 24,5 23,3 17,5 14

Разница нац. сбережения и накоплений, п. п. ВВП 6,3 4,4 4,1 -4,1 -13,4

Доля России в мировом ВВП / Экспертный сайт Высшей школы экономики // http://www.opec.ru.

возросли на 9,4 % к уровню 2009 г., и производительность труда — на 17 % к уровню 2009 г. [10]. Принята Федеральная целевая программа «Развитие ОПК», определившая перечень мер второго этапа модернизации оборонно-промышленного комплекса в период с 2011 по 2020 гг. Программой предусмотрено при развитии каждого стратегически значимого направления ОПК формирование соответствующего машиностроительного комплекса по цепочке: материалы - компоненты - приборы -машины - системы. К 2015 г. планируется создать более 80 вертикально интегрированных структур, завершив процесс консолидации предприятий ОПК.

Д. Рогозин считает, что «нынешняя ситуация в России очень похожа на ту, что была в конце 1930-х гг., когда Советский Союз вынужден был заниматься ускоренной индустриализацией страны для обеспечения ее обороноспособности, находясь в экономической и политической изоляции. Поэтому и в современной России ОПК должен стать локомотивом ее развития, каким он и был на протяжении последних 70 лет» [11].

Госкорпорации, задействованные в стратегически важных для страны отраслях, должны жестко управляться государством. Примером может служить Китай, где абсолютно все рычаги контроля над госкорпорациями принадлежат государству, которое открыто осуществляет агрессивную зарубежную экспансию, скупая стратегические важные для страны активы. Преобразование госкорпораций в публичные организации обеспечило бы усиление контроля со стороны государства; расширение сферы деятельности компаний; возможность легального приобретения иностранных активов и создания коммерческих и некоммерческих организаций за рубежом. Разработка системы ограничений и в то же время системы льгот по вывозу капитала при предоставлении соответствующей документации, под-

тверждающей целевое инвестирование капитала, приведет к легализации вывоза капитала, что повысит степень контроля над отчетностью госкорпораций.

Важным инструментом содействия Правительства РФ конкурентоспособности российского капитала на мировом рынке должна стать поддержка инвестиционных проектов в виде страхования инвестиций от политических рисков. Российские компании топливно-энергетического и оборонно-промышленного комплексов являются активными субъектами мирового рынка, но дальнейшее упрочение их экономической мощи затруднено объективными факторами — жесткой конкуренцией, проявившейся летом 2014 г. в геополитических столкновениях и экономических санкциях. В 2010 г. на базе ГК «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» было создано специализированное Агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций. Среди страховых услуг Агентства предполагалось реализовать страхование инвестиций от политических рисков, но только к 2015 г., когда капитализация Агентства должна будет достигнуть уровня, сопоставимого с уровнем капитализации ведущих зарубежных аналогов. Еще одно структурное дочернее подразделение «Внешэкономбанка» — ЗАО «Росэксимбанк», реализующее комплексную финансовую, в том числе гарантийную поддержку российского экспорта, предполагало расширить перечень страховых услуг за счет государственных гарантий инвестиций от политических рисков, предоставляющихся российским компаниям, осуществляющим ПИИ. Но эти планы не были реализованы до лета 2014 г., когда к конкурентоспособным российским компаниям были применены масштабные экономические санкции с целью остановить экспансию российского бизнеса на мировом рынке. «Финансовый капитал и тресты не ослабляют, а

усиливают различия между быстротой роста разных частей всемирного хозяйства. А раз соотношения силы изменились, то в чем может заключаться, при капитализме, разрешение противоречия кроме как в силе?» [10]

Геополитические события 2014 г. показали, что действенная система государственного содействия российскому бизнесу за рубежом должна предполагать широкую систему мер: информационное и дипломатическое сопровождение, разнообразные формы финансовой поддержки и страхование от политических рисков и др. Меры господдержки должны быть дифференцированы по субъектам, которым оказывается поддержка. Так, крупные компании нуждаются в лоббировании их интересов на рынках развитых стран путем формирования позитивного имиджа и дипломатического сопровождения. При этом менеджменту самих компаний необходимо реализовывать международные стандарты ведения бизнеса: экологические нормы, прозрачность структуры собственности, стандарты финансовой отчетности, политику социальной ответственности. Компании «второго эшелона» нуждаются в более широкой комплексной финансовой и страховой поддержке государства.

При финансовой поддержке российского бизнеса за рубежом целесообразным представляется поддерживать вложения капитала в активы, способные:

- увеличить ресурсный потенциал российской экономики;

- использовать в российской экономике результаты зарубежных НИОКР, методов менеджмента, человеческий и социальный капитал;

- повысить конкурентоспособность российских компаний на мировом рынке.

Совокупность мер государственной поддержки по приобретению российским капиталом зарубежных активов может реализовываться через институциональные структуры. К таким относятся российские заграничные предста-

вительства, область присутствия которых в важных для государственных интересов регионах следует расширять. Поддержка российского бизнеса может осуществляться и через специализированные международные институты, такие как Международное агентство по инвестиционным гарантиям, членом которого является Россия, или Международный центр по урегулированию инвестиционных споров, членом которого Россия пока не является.

Капитал — это всегда отношения по поводу получения прибыли, а транснациональные компании и государства — институты, обеспечивающие эффективность этих отношений на мировом рынке. Поэтому государства всегда борются за доступ к источникам прибыли. Именно потому в Х1Х-ХХ вв. в Европе и Северной Америке создавались интеграционные пространства — благоприятная институциональная среда, рамками которой компании защищались от глобальной конкуренции. Проект аналогичной интеграции — Евразийского экономического союза (ЕАЭС) на базе Таможенного союза, создающего общий рынок и общую таможню, предложил Президент Казахстана. Решение России, Казахстана и Белоруссии о его создании было подписано 29 мая 2014 г., договор вступит в силу с 1 января 2015 г. В дальнейшем к нему планируют присоединиться Армения и Киргизия. В рамках ЕАЭС предполагается ведение единой таможенной политики, регулирование деятельности естественных монополий и правил конкуренции. Предполагается, что данная институциональная среда защитит и свое информационное пространство — для нее планируется использовать домен верхнего уровня «.еа» по аналогии с доменом «.ей», принадлежащим Евросоюзу. Использование единого географического домена станет важным элементом позиционирования компаний, которые будут работать в едином экономическом пространстве союза.

Вывоз капитала российскими компаниями, учитывая его масштабы, размеры зарубежных активов и занятые сегменты мирового рынка, можно рассматривать как сравнительное преимущество российской экономики, имеющее долгосрочную перспективу и поддающееся регулированию целенаправленной государственной политикой.

Библиографический список

1. Индекс глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.weforum. org/issues/global-competitiveness.

2. Рейтинг конкурентоспособности стран мира (The World Competitiveness Yearbook) [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.imd.org/wcc/news-wcy-ranking.

3. Статистика Всемирного банка [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://data.worldbank.org.

4. Послание Президента РФ В. В. Путина Федеральному Собранию РФ от 12 декабря 2012 г. [Электронный ресурс]. // Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ. — Режим доступа : http://www.garant.ru/hotlaw/federal/43608 7/#ixzz3Ba9VB6gf.

5. В. Путин: Стратегические отрасли должны выйти из оффшоров [Электронный ресурс] // РБК daily. — Режим доступа : http://top.rbc.ru/ economics/19/12/2011/630583.shtml.

6. Об иностранных инвестициях в Российской Федерации : [Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ, ст. 9].

7. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений : [Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-Ф3, ст. 15].

8. Forbes [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.forbes.ru/ kompanii/245905-v-kakikh-otraslyakh-rabotayut-samye-neeffektivnye-rossiiskie-kompanii.

9. Результаты Программы международных сопоставлений 2011 г. о реальном размере мировой экономики [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.worldbank.org/ru/news/ press-release/2014/04/29/2011-international-comparison-program-results-compare-real-size-world-economies.

10. Мантуров, Д. В. Федеральный справочник № 7 «Основные итоги развития оборонно-промышленного комплекса в 2010 г. и задачи на предстоящий период» [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://federalbook.ru/ news/analitics/20.10.2011-2.html.

11. Рогозин, Д. Рост производительности труда — главный фактор устойчивого развития России после 2020 г. [Электронный ресурс] // Национальная оборона. — Режим доступа : http://vpk.name/news/116043_rost_proizvo ditelnosti_truda__glavnyii_faktor_ustoichivo go_razvitiya_rossii_posle_2020_goda.html.

12. Ленин, В. И. Империализм как высшая стадия капитализма. Глава IV. Вывоз капитала [Электронный ресурс].

— Режим доступа : http://www.esperanto. mv.ru/Marksi smo/Lenin_Imperi ali sm/imp. ht ml#c4.

Bibliographic list

1. Index of global competitiveness of the World economic forum [Electronic resource]. — URL : http://www.weforum. org/issues/global-competitiveness.

2. Rating competitive countries in the world (The World Competitiveness Yearbook) [Electronic resource]. — URL : http://www.imd.org/wcc/news-wcy-ranking.

3. World Bank statistics [Electronic resource]. — URL : http://data.world-bank.org.

4. Message from the President of the Russian Federation V. V. Putin to the Federal Assembly of the Russian Federation of December, 12, 2012 [Electronic resource] // Legal Information Portal GARANT.RU.

— URL : http://www.garant.ru/hotlaw/ federal/436087/#ixzz3Ba9VB6gf.

5. Putin: Strategie from-industries must exit from offshore [Electronic resource] // RBC daily. — URL: http://top.rbc.ru/ economics/19/12/201 1/630583.shtml.

6. On Foreign Investments in the Russian Federation : [Federal Law of 09.07.1999 № 160-FZ, art. 9].

7. On Investment-term activities in the Russian Federa-tion carried out in the form of capi-tal investments : [The Federal Law of 25.02.1999 № 39-FZ, Art. 15].

8. Forbes [Electronic resource], — URL: http://www.forbes.ru/kompanii/245905-v-kakikh-otraslyakh-rabotayut-samye-neef-fektivnye-rossiiskie-kompanii 08.10.2013.

9. Results of the Inter-International Comparison 2011 on the real size of the world economy [Electronic resource], — URL : http://www.worldbank.org/ru/news/ press-release/2014/04/29/2011-

international-comparison-program-results-compare-real-size-world-economies.

10. Manturov, D. V. Federal Directory № 7 «The main results of development of the military-industrial complex in 2010 and objectives for the coming period, Representat» [Electronic resource], — URL : http://fede-ralbook.ru/news/analitics/ 20.10.201 l-2.html.

11. Rogozin, D. Productivity growth, labor productivity — the main factor in the sustainable development of Russia after 2020 [Electronic resource] // National Defense. — URL : http://vpk.name/news/

116043_rost_proizvoditelnosti_truda_gla

vnyiifaktorustoichivogorazvitiyarossii _posle_2020_goda.html.

12. Lenin, V. I. Imperialism, the Highest Stage of Capitalism. Chapter IV. The export of capital [Electronic resource], — URL : http://www.esperanto.mv.ru/ Marksi smo/Lenin_Imperi ali sm/imp. html#c4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.