Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ ИНВЕСТИРОВАНИЯ'

ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ ИНВЕСТИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
управление / экоэффективность / квас / инвестиционный проект / конкурентоспособность / management / economic efficiency / kvass / investment project / competitiveness

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гелоев Г.А., Головко М.В.

В работе представлено маркетинговое и экономическое обоснование проекта повышения конкурентоспособности производственного предприятия на основе расширения ассортимента производимой продукции. Оценена экономическая эффективность проекта, проведен анализ рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES FOR INCREASING COMPETITIVENESS OF A PRODUCTION ENTERPRISE INVESTMENT BASED

The work presents a marketing and economic justification for a project to increase the competitiveness of a manufacturing enterprise based on expanding the range of products produced. The economic efficiency of the project was assessed and a risk analysis was carried out.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ ИНВЕСТИРОВАНИЯ»

УДК 338.4 Гелоев Г.А., Головко М.В.

Гелоев Г.А.

студент направления подготовки 38.03.02 Менеджмент, направленность

«Инновационный менеджмент» Кубанский государственный аграрный университет (г. Краснодар, Россия)

Научный руководитель: Головко М.В.

доктор. экон. наук, профессор кафедры институциональной экономики и

инвестиционного менеджмента Кубанский государственный аграрный университет (г. Краснодар, Россия)

ВОЗМОЖНОСТИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ ИНВЕСТИРОВАНИЯ

Аннотация: в работе представлено маркетинговое и экономическое обоснование проекта повышения конкурентоспособности производственного предприятия на основе расширения ассортимента производимой продукции. Оценена экономическая эффективность проекта, проведен анализ рисков.

Ключевые слова: управление, экоэффективность, квас, инвестиционный проект, конкурентоспособность.

Для определения направлений повышения эффективности деятельности предприятия, осуществляющего изготовление кваса, необходимо проанализировать тенденции развития отрасли. В качестве объекта в данной статье выбрано предприятие-производитель кваса, расположенное на территории Краснодарского края. В связи с этим, анализ отраслевых трендов

проведем с учетом его специфики.

По оценкам экспертов компании Ме^еп^, по итогам 2023 г. объемы продаж освежающих напитков в крупных российских торговых сетях выросли в денежном выражении на 15,2% по сравнению с 2022 г., а в литрах - на 6,1%. На сегодняшний день удельный вес продаж кваса составляет 3,7% в объеме продаж всех прохладительных напитков. Самую большую долю в продажах занимают сладкие газированные напитки - 29,7%, затем питьевая вода - 22%, третье место по продажам у энергетиков и спортивных напитков - 20,3%.

В 2023 г. отечественные предприятия произвели порядка 75 009 тыс. дкл (декалитров) напитков брожения, что меньше на 13,5% от результата 2022 г. Среднегодовой совокупный темп роста (СЛОЯ) напитков брожения за период 2017-2023 гг. составил 4,3%. В лидерах среди производителей напитков брожения находится Приволжский федеральный округ, на долю которого приходится около 40% производства за период с 2017-2023 гг., на втором месте - Центральный федеральный округ - около 30%. Производство напитков брожения в январе 2024 г. снизилось на 8,5% к уровню января прошлого года и составило 1 811,6 тыс. дкл. [1] (рисунок 1).

В 2022 г. квас был единственной категорией среди прохладительных напитков, спрос на которую некоторым образом сократился. Снижение продаж в денежном выражении составило 1% за год, в литрах - на 7,3%. По оценкам Центра отраслевой экспертизы «Россельхозбанка» в 2023 г. спрос на квас продемонстрировал рекордные значения - потребление составило порядка 6 л на человека в год (почти на 37% больше, чем в 2021-2022 гг. Для сравнения: в 2017 г. один россиянин выпивал в год в среднем в полтора раза меньше кваса -3,6 л.

Изменение потребительского спроса зависит от ряда факторов, например, проведение спортивных и развлекательных мероприятий. Так, в 2018 г. рост спроса на квас был вызван проведением чемпионата мира по футболу, а его потребление превысило значения 2017 г. на 47%. В 2020 г. в силу пандемии спрос несколько сократился, а затем снова начал возрастать. Следует отметить,

что данный напиток пользуется спросом и за рубежом. Около половины всего произведенного в 2022 г. кваса (40,4 тыс. дкл) было экспортировано в Китай, Казахстан, страны Ближнего Востока и др.

2022 г. 2023 г.

Рисунок 1. Продажи в натуральном выражении видов кваса,

2022-2023 гг.[1].

В то же время, в России потребление кваса отстает от потребления других безалкогольных напитков, но его производители, согласно прогнозам экспертов «Россельхозбанка» стремятся завоевать рынок, чему способствует популяризация здорового образа жизни, а также «уход» с рынка привычных иностранных брендов сладких газированных напитков.

Одной из маркетинговых стратегий продвижения кваса является его противопоставление газированным напиткам. Квас считается традиционным русским напитком, поэтому многие производители акцентируют внимание на его традиционности и натуральности. В период с января 2020 г. по июнь 2021 г. 52,7 % брендов кваса сосредоточились на использовании натуральных ингредиентов и двойного брожения. Натуральное брожение подразумевает процесс, при котором микроорганизмы или природные ферменты вызывают брожение самостоятельно. Двойное брожение осуществляется с помощью двух групп микроорганизмов: дрожжей, ответственных за переработку сахаров и образование этилового спирта, и молочнокислых бактерий, которые образуют

молочную кислоту и придают квасу характерную кислинку, за которую его любят потребители.

Потребление кваса имеет ярко выраженный сезонный характер. Например, в июне 2020 г. в российских сетях METRO, X5 Group, «Ашан», «Дикси», «Лента» и «Магнит» потребители приобрели 37,7 млн ед. товара (одна единица - бутылка без учёта объёма), а в 2021 г. - уже 43 млн ед. В магазинах представлен широкий ассортимент кваса, и бренды активно конкурируют между собой. (рисунок 2).

i

натуральный ^ 52 71%» квас ' 0

обычный > 47,08% квас

фитоквас У 0,21%

Рисунок 2. Доля различных видов кваса в общем объеме производства в 2023 г., % [1].

Сравнивая долю продаж брендов на рынке кваса, можно выявить самый покупаемый квас за последние 1,5 года и его ближайших конкурентов: «Очаковский» - 25,89%, «Русский дар» - 17,89%, «Лидский» - 7,35%, «Русский узор» - 7,29%, «Царские припасы» - 4,88%.

Отметим, что не только сезонность способствует росту потребления, но и правильный маркетинговый ход. Одна из наиболее перспективных областей — производство фитокваса (натурального энергетика). Эта ниша может быть весьма привлекательной для диверсификации бизнеса и укрепления конкурентоспособности предприятия и повышения эффективности его деятельности.

Фитокваса за последние 1,5 года было продано всего лишь 189,4 тыс. литров, что занимает 0,21% от всего объема проданного кваса. Но не стоит

производителям недооценивать этот новый тренд. Во-первых, напиток отличается от простого кваса тонизирующим эффектом, содержит больше витаминов, макро- и микроэлементов, аминокислот, очень хорошо подходит для людей, занимающихся спортом. Во-вторых, только два бренда делят продажи - «Очаковский» и «Солнечная планета», которая сильно отстает от квасного «гиганта», продав за этот период только 25 тыс. литров своего продукта. Возможно, «Солнечной планете» нужно взять идею «Очаково», которая сильно изменила концепцию напитка, начав выпускать квас в алюминиевой банке 330 мл или 500 мл вместо привычной всем пластиковой бутылки в 1 000 мл. Такой формат прекрасно подходит для современной и активной молодежной аудитории.

Еще одна идея продвижения, весьма популярная и очевидная, - введение новых вкусов. Сейчас на рынке кваса можно увидеть около 20 различных вкусов, таких необычных, как «апельсин и корица» или же, ближе к классике, «с хреном» (рисунок 3).

ПРОДАЖИ ПРОДАЖИ СРЕДНЯЯ

ВКУС КВАСА В ШТУКАХ деля В РУБЛЯХ доля ЦЕНА

С хреном Ш 22,42% 37 782 319 24,00% 35,99

Лесные ягоды.фильтрованный 661 099 21,03% 20 982 412 13,33% 60.13

Смородина и мята 379 850 12.03% 20 453 544 12.99% 36,56

Смородина 260 Ой? 8,27% 19440631 12,35% 90,49

Вишня и гуарана £19 901 7.95% 3 779 951 5.53% 108,33

Женьшень и иаламанси 248 403 7.90% 3 532 215 5.45% 107.19

Черная смородина 233916 7.44% 11 746 977 7,46% 60,17

Апельсин и корица 213 495 6,05% 14 876476 9.4 5% 35,65

Овсяный классический 55 409 1,76% 4 355 819 2.77% 74.56

Мед 41 683 1,33% 3 777 266 2,4 У % 98,03

Имбирь 33 231 1,06% 3 128 077 1,99% 101.23

Капа 21 549 0,69% 1 351 462 0,86% 63,27

На листьях смородины 7 553 0,24% 687 320 0.44% 01,97

Овсяный с имбирем 7413 0,24% ЗЭЭ775 0 25% 107,35

Овсяный с мятой 7 361 0,23% 395630 0.25% 107.36

Овсяный с базиликом 7160 0,23% 3355Ü5 0,24% 107,64

Овсяный травяной 4 357 0,15% 260 629 0,17% 107,08

Малина, фильтрованный 1 109 0,04% 42 781 0.03% 46,31

Мята и имбирь 16 0,00% 1 190 0.00% 49,31

Яблоко и лимон 11 0,00% 791 0.00% 47,26

Рисунок 3. Наиболее популярные вкусы кваса и их продажи в 2022 г. [22].

Правда, доля кваса «без вкуса» пока составляет 98,77%, а доля «со вкусом» - 1,23%.

Как показывает статистика, на рынке кваса «спокойные» вкусы занимают большую долю продаж: «с хреном» - 22,42%, «лесные ягоды» -21,03%, «смородина и мята» - 12,08%. Эти три вкуса показывают очень хорошую динамику продаж. Если сравнивать два полугодия последних двух лет, то вкус «с хреном» показал положительный прирост каждого месяца. А вкус «лесные ягоды» показал максимальный прирост 397% в июне 2021 г. относительно прошлого года.

Вкус «Кола» также набирает популярность, его прирост в июне 2021 г. составил 2752%, в зимнее время он также стабильно продается. Но удельный вес в общем объеме продаж его крайне мал и составляет всего 0,69% от всех вкусов кваса. Тем не менее, производителям можно рассматривать это направление для развития, поскольку молодежная аудитория лояльна к подобным вкусовым особенностям.

Квас можно классифицировать еще по одному признаку - по степени очистки, то есть фильтрации (рисунок 4).

ПРОДАЖИ ПРОДАЖИ СРЕДНЯЯ ЦЕНА

ФИЛЬТРАЦИЯ КВАСА ЯШТУКАК ДОЛЯ ВРУБЛЯХ ДОЛЯ ЗА ЛИТР

На у пане акв не ука а а н а фильтра ция В9500ВЭ 3.52% 511 537111 3.20% 39.23

Нефильтрованный ¿10 975 380 16.09% 2 757 309 322 17.25% 5Й.74

Фильтрованный ш т 40 Й 12 713 373 ^20 79,55% 49,60

Общин итог £54 515-177 100,00% 15982 279 954 100,00% 50.34

Рисунок 4. Доля фильтрованного и нефильтрованного кваса в 2022 г. [22].

Фильтрованный квас - это напиток, очищенный от остатков дрожжевых и бактериальных клеток и прочих примесей. В первую очередь это делают для того, чтобы продлить срок годности. Такой квас хранится до двух месяцев, что показалось заманчивым 70,4% производителей - их доля продаж за 1,5 года достигла 79,55% со средней ценой 49,6 рубля за литр.

Согласно источнику, производство кваса является динамично развивающимся сектором безалкогольных напитков.

На основе вышеизложенного, можно обозначить некоторые направления развития производства кваса:

- использование концентрата кваса. Это позволяет предприятиям, не имеющим соответствующего технологического оборудования, расширить собственный ассортимент выпускаемых безалкогольных напитков,

- внедрение нетрадиционного сырья и вкусов для производства кваса. Это способствует расширению ассортимента и в ряде случаев придаёт напитку функциональную направленность,

- применение перспективных микроорганизмов для сбраживания квасного сусла. Это даёт возможность усовершенствовать процесс осветления кваса и повысить его стойкость,

- применение препаратов для повышения стойкости кваса как природного, так и синтетического происхождения,

- внедрение прогрессивных приёмов для осуществления отдельных технологических стадий приготовления кваса. Это позволяет повысить стойкость и улучшить вкусовые качества напитка.

Поскольку на предприятии ООО «Прибой» линия производства кваса полностью автоматизирована, существует собственное производство квасного сусла, применяются перспективные микроорганизмы для сбраживания и получения качественного продукта, предложим в качестве проекта, направленного на повышение эффективности деятельности предприятия производство кваса со вкусом «Кола». Данную инновацию можно отнести к эффективному маркетинговому ходу, поскольку с уходом с отечественного рынка ряда газированных напитков, в частности, «Кока-колы», потребители ищут замену полюбившимся напиткам. При этом квас будет обладать большей полезностью и ценностью для здоровья, т.к. не содержит вредных веществ, ведущих к увеличению веса тела, порче зубной эмали и прочих негативных последствий, которыми характеризуется вышеупомянутый импортный продукт

(по мнению экспертов). Новый вкус также может расширить рынок сбыта за счет участия предприятия в молодежных мероприятиях - форумах, съездах молодежи, фестивалях и т.п.

Для повышения финансовой устойчивости и эффективности функционирования предприятия предложен план инвестиционного проекта по производству и реализации кваса со вкусом «Колы».

Таблица 1. Описание продукта.

1. Наименование продукции Квас фильтрованный, произведенный в соответствии с ГОСТ 31494-2012

2. Назначение продукции 1. Утоление жажды в жаркое время года.

3. Основные характеристики продукта Традиционный напиток с объемной долей этилового спирта не более 1,2%. Прозрачная пенящаяся жидкость без осадка и посторонних включений, не свойственных продукту.

4. Потребительские свойства продукта Освежающий и питательный прохладительный напиток с ярко выраженным вкусом «Колы».

5. Основные потребители и направления использования продукции Продукт ориентирован на массового потребителя. Для конечного потребления.

6. Ассортимент и структура выпуска продукции Планируется реализация нескольких видов кваса: 2л - Царь-колокол 1л - Колокол 0.3 л - Колокольчик Дизайн упаковки, вдохновленный величайшим памятником русской истории. Эргономичная ручка позволяет разливать напиток даже одной сильной рукой Русский человек мог бы легко справиться с ним в одиночку, но он обязательно поделится с другом — потому что наш квас пробуждает в людях всё самое доброе.

7. Юридическая защищенность продукции На этикетке и упаковке размещен знак предприятия

8. Дополнительные сервисные услуги Дополнительных услуг не предусмотрено. Реализация товара в розничных магазинах, в том числе официальных неспециализированных магазинах предприятия

Все необходимое оборудование (бак подготовки воды, котел сироповарочный, котел варочный, бродильный аппарат, емкость купажная, дробилка для солода, заторный аппарат, сборник, центрифуга, сборник-каогулятор, сепаратор, вакуум-аппарат, пастеризатор, упаковочный аппарат,

сушильный шкаф) планируется закупать у отечественного поставщика. Инвестиционный план предполагает производство и продажу кваса со вкусом колы объемом 0,3 л, 1,0л, 2,0л. В данном инвестиционном проекте предполагается собственное изготовление концентрата квасного сусла (ККС). Данное решение сделает продукт более уникальным, так как не будет закупок стандартного ККС, а производство его на предприятии позволит более тонко настраивать вкус напитка и в дальнейшем улучшать рецептуру и добавлять новые вкусы (например, растительные добавки вишни или яблок). Само собой, это повлечет за собой рост объема первоначальных инвестиций, увеличит длительность производственного цикла.

Оценка экономической эффективности инвестиционного проекта выполнена с использованием программы Альт Инвест 8. В таблице 2 рассмотрим отчет о прибылях и убытках инвестиционного проекта.

Таблица 2. Экономическая эффективность инвестиционного проекта по производству кваса со вкусом колы.

Показатель 2025г. 2026г. 2027г. 2028г. 2029г. Итого

Денежный поток для расчета эффективности, тыс. руб. -4 803 4 909 3 874 3 777 3 777 11 533

Чистая приведенная стоимость, NPV, тыс. руб. 6950

Внутренняя норма рентабельности, IRR, % 90,1

Дисконтированный срок окупаемости, PBP, лет 2,2

Простой срок окупаемости, лет 2,0

Модифицированная IRR, MIRR, % 47,5

Норма доходности дисконтированных затрат (PI), раз 2,4

Ставка дисконтирования, % 20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При расчете инвестиционного проекта, нами была заложена ставка дисконтирования 20 %, так, при оценке экономической эффективности чистая приведенная стоимость проекта составит 6950 тыс. руб., внутренняя норма рентабельности, IRR, 90,1 %, дисконтированный срок окупаемости равен 2,2 года, простой срок окупаемости - 2 года, модифицированная IRR, MIRR составит - 47,5 %, норма доходности дисконтированных затрат составила - 2,4 раза.

Любой инвестиционный проект, по своей сути, является социально-экономическим решением, предполагающим некоторые вложения -инвестиции, для начала реализации такого проекта необходимо рассчитать его экономическую обоснованность (оправдаются ли капиталовложения, принесет ли проект прибыль и т.д.). Однако нельзя с полной уверенностью рассчитать рентабельность проекта, поскольку из-за свойственных по своей природе всем социально-экономическим, психосоциальным процессам, протекающим в компании, свойственна неопределенность. Неопределенность как понятие, связанное с недостаточностью, отсутствием какой-либо информации, порождает риски проекта.

Риском часто называют комбинации характеристик последствия события и вероятности его наступления.

Один количественный метод оценки риска - анализ чувствительности критериев эффективности. Метод основывается на выявлении рисков (факторов), в большей степени влияющих на инвестиционный проект. На 1 этапе выбирают показатели эффективности проекта, которые и будут проанализированы, затем определяются возможные факторы, устанавливаются пределы значений переменных. На последнем этапе весь анализ представляется графически в виде матрицы, ранжируемой переменные по степени риска [2].

Часто в качестве показателей эффективности проекта данным методом используют NPV, PI (индекс рентабельности) и IRR (внутренняя норма доходности).

В таблице 3 представлены исходные данные для анализа рисков нашего инвестиционного проекта.

Таблица 3. Исходные данные для анализа рисков, методов анализа чувствительности КРУ, тыс. руб.

Показатель Изменение параметра

-30% -20% -10% 0% 10% 20% 30%

Объем продаж 4168 5095 6022 6950 7878 8806 9734

Цены продаж 2324 3866 5408 6950 8493 10035 11578

Затраты на сырье и материалы 8794 8179 7565 6950 6335 5721 5107

Операционные расходы 7260 7157 7053 6950 6846 6743 6640

Из данных представленных в таблице 3 построим график чувствительности КРУ.

-30% -20% -10% 0% 10% 20% 30%

Объем продаж Цены продаж

Затраты на сырье и материалы Операционные расходы

Рисунок 5. Анализ чувствительности КРУ, тыс. руб.

Анализ чувствительности КРУ показал, что наибольшие риски связаны с ценой реализации продукции. Метод сценариев при оценке риска

инвестиционного проекта подразумевает расчет показателей эффективности проекта по каждому из сценариев. Затем определяется вероятность наступления каждого из сценариев и с помощью арифметической средневзвешенной находится интегральный показатель эффективности проекта [2].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. После ухода с рынка западных брендов сладкой газировки россияне поставили рекорд по употреблению кваса/ - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://amurobl.tv/news/ekonomika/2023-03-18-posle-ukhoda-s-rynka-zapadnykh-brendov-sladkoy-gazirovki-rossiyane-postavili-rekord-po-upotrebleniyu (дата обращения: 17.05.2024);

2. Маркарьян, Э.А., Инвестиционный анализ. Теория и практика: учебное пособие / Э.А. Маркарьян, Г. П. Герасименко. — Москва: КноРус, 2023. — 148 с

Geloev G.A., Golovko M. V.

Geloev G.A.

Kuban State Agrarian University (Krasnodar, Russia)

Scientific advisor: Golovko M.V.

Kuban State Agrarian University (Krasnodar, Russia)

OPPORTUNITIES FOR INCREASING COMPETITIVENESS OF A PRODUCTION ENTERPRISE INVESTMENT BASED

Abstract: the work presents a marketing and economic justification for a project to increase the competitiveness of a manufacturing enterprise based on expanding the range of products produced. The economic efficiency of the project was assessed and a risk analysis was carried out.

Keywords: management, economic efficiency, kvass, investment project, competitiveness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.