Научная статья на тему 'Возможности построения энергоэффективной экономики в России'

Возможности построения энергоэффективной экономики в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
348
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭКОНОМИКА / АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ЭНЕРГИИ / ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кучеров А. В., Шибилева О. В.

В статье рассмотрены варианты организации энергоэффективной экономики в Российской Федерации. В настоящее время в нашей стране преобладает затратный характер создания национального продукта. Между тем прослеживается стремление государства в выработке мероприятий и направлений по построению экологичной экономики. Анализируя государственные инициативы и мировой опыт, накопленный в данной области исследования, авторы рассматривают сценарии развития энергоэффективной экономики в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности построения энергоэффективной экономики в России»

УДК 502.335

ВОЗМОЖНОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ

© 2011 А. В. Кучеров1, О. В. Шибилева2

1канд. эконом. наук, доцент каф. бухгалтерского учета и аудита, 2канд. эконом. наук, ст. преподаватель каф. бухгалтерского учета и аудита

e-mail: o.shibileva@yandex.ru

Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева

В статье рассмотрены варианты организации энергоэффективной экономики в Российской Федерации. В настоящее время в нашей стране преобладает затратный характер создания национального продукта. Между тем прослеживается стремление государства в выработке мероприятий и направлений по построению экологичной экономики. Анализируя государственные инициативы и мировой опыт, накопленный в данной области исследования, авторы рассматривают сценарии развития энергоэффективной экономики в России.

Ключевые слова: энергоэффективность, экономика, альтернативные источники энергии, энергосбережение

По оценкам участников всероссийского совещания «Энергоэффективность -основа устойчивого развития России», современная экономика России энергорасточительна. В 1990 г. энергоэффективность в СССР достигла уровня развитых государств - 9 тонн условного топлива на душу населения в год при ВВП на эту же душу свыше 15000 долларов. За последние 20 лет этот показатель России снизился вдвое, а в развитых странах вырос вдвое.

Показатель «энергоемкость внутреннего валового продукта» (энергоемкость ВВП) России получил широкое распространение и употребляется практически во всех докладах высоких должностных лиц. Энергоемкость ВВП получается путем деления всей массы топлива и энергии, потребляемой в отраслях за год, выраженной в топливном эквиваленте, на годовой валовой внутренний продукт, выраженный в рублях.

Однако при сравнении энергоемкости ВВП России и зарубежных стран, во-первых, не принимаются во внимание суровые климатические условия России; во-вторых, не учитывается, что курс рубля по отношению к иностранным валютам имеет весьма слабую корреляционную зависимость с процессами потребления топлива и энергии; в-третьих, не учтена валютная разница цен на одни и те же товары.

Истинной мерой эффективности использования топлива и энергии должна являться удельная энергоемкость производства продукции, работ и услуг, выраженная как отношение расхода топлива и энергии в условных единицах (так называемый угольный или нефтяной эквивалент) на единицу продукции, работ или услуг, выраженные в натуральных единицах. Этот показатель легко считается как на уровне предприятия, так и на уровне отрасли, и его без проблем можно сравнивать с зарубежными данными на аналогичную продукцию, поскольку все единицы измерения носят международный характер. Поэтому энергосберегающая политика страны должна выражаться в целенаправленной деятельности государства по снижению удельной энергоемкости производства продукции, работ и услуг.

Задача энергосбережения и экологические проблемы многоаспектны и требуют совместного решения.

Примечательно определение В. П. Ануфриева, который трактует «современное энергосбережение как не только уменьшение энергетических потерь, но и снижение вредных выбросов в окружающую среду, использование нетрадиционных и возобновляемых источников энергии» [Ануфриев 2009: 37].

В этой связи весьма показательна динамика остатков запасов мировых энергоресурсов для глобальной экономики в двадцать первом веке. Наиболее востребованные ресурсы, которых хватит:

- на 50-70 лет - нефть;

- 70-90 лет - природный газ;

- 440-480 лет - уголь;

- 120-170 лет - запасы урановой руды.

Решение проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности может обеспечиваться только комплексным подходом, включающим проведение энергообследования для определения эффективности энергоиспользования и потенциала энергосбережения, внедрение системы энергетического менеджмента, разработку программы мер по повышению эффективности энергоиспользования, реализацию программы, мониторинг и подтверждение эффекта от реализованного энергосбережения.

Можно выделить два основных направления снижения потребления энергоресурсов.

Первое - это организация учета потребления топлива и энергии, в том числе на базе автоматизированных систем, ликвидация бесхозяйственности, пресечениея воровства. На этом пути должны применяться самые строгие административные меры и штрафные санкции. Особенно это касается предприятий бюджетной сферы, где расход топлива и энергии, как известно, оплачивается из федерального или местного бюджета.

Второе - это разработка и внедрение новых энергосберегающих технологий, оборудования и материалов, то есть таких технологий, в которых удельная энергоемкость продукции ниже существующих. На этом пути следует подчеркнуть особую роль государства в стимулировании разработок и поддержке инновационных проектов.

Основной миф энергосбережения в России заключается в следующем. Считается, что энергосбережение у нас не развивается из-за низких цен на топливо и энергию по сравнению с мировыми. Когда же цены на энергоресурсы сравняются с мировыми, тогда предприятия будут думать об энергосбережении. Однако в реальности повышение цен на энергоносители не решает данной проблемы.

Поскольку затраты производителей, в том числе на энергоносители, переносятся на себестоимость продукции, то за них в конечном счете расплачивается потребитель. Конкуренция в какой-то степени помогает на международном рынке. Внутри страны практически по всем основным видам продукции мы имеем монопольные цены производителей, поэтому здесь ситуация иная.

Стимулирование со стороны государства развития энергосберегающих технологий является настоятельной необходимостью. Тема энергосбережения в промышленности и строительном секторе экономики нашей страны актуализирована указом Президента Российской Федерации от 4 июня 2008 года №889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики». Этот указ впервые обозначил цифровой параметр — снижение к 2020 году энергоемкости валового внутреннего продукта в нашей стране не менее чем на 40% по сравнению с 2007 годом.

С начала 2010 г. в России действует Федеральный закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Особое внимание в ФЗ уделено бюджетным учреждениям, которые, начиная с 1 января 2010 г., обязаны обеспечить снижение в сопоставимых условиях объема потребляемых им воды, дизельного и иного топлива, мазута, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, угля в течение пяти лет не менее чем на пятнадцать процентов от объема фактически потребленных ими в 2009 г. каждого из указанных ресурсов с ежегодным снижением такого объема не менее чем на три процента.

В свете сказанного выше очень важно стремление Правительства России сохранить в Перечне федеральных целевых программ программу «Энергоэффективная экономика», проект новой редакции которой на 2007-2010 годы и на период до 2015 года разрабатывает Институт энергетической стратегии в содружестве с научными коллективами ряда организаций. В ней заложены следующие принципы:

• научное обоснование и реализация приоритетов по оснащению предприятий и организаций бюджетной сферы и оборонно-промышленного комплекса автоматизированными системами коммерческого учета электроэнергии (АСКУЭ) и тепловой энергии, обеспечивающих анализ, систематизацию и снижение затрат на энергообеспечение бюджетной сферы;

• содействие и финансовая поддержка государством реализации проектов по использованию возобновляемых источников энергии и местных видов топлива для повышения надежности и устойчивости энергоснабжения, в первую очередь энергодифицитных районов, а также удаленных районов, не подключенных к сетям общего пользования;

• инициация создания и финансовая поддержка государством научного обеспечения разработок энергосберегающего оборудования, технологий, материалов и нормативных документов, обеспечивающих энергосберегающий путь развития экономики страны;

• финансовая и организационная поддержка государством реализации инновационных проектов, обладающих высокой экологической, социальной и экономической эффективностью;

• организация мониторинга и создание системы управления работами по энергосбережению и повышению энергоэффективности.

В 2009 году правительство РФ утвердило Энергетическую стратегию России на период до 2030 года, в которой предполагается, что экспорт энергоносителей будет оставаться важнейшим фактором развития российской экономики; в числе приоритетных названы атомные технологии среди приоритетов. Тем не менее, в этом документе поставлены цели по повышению энергоэффективности и снижению энергоемкости экономики. Основная задача - переход от топливно-сырьевой модели экономики к инновационной модели развития. Специалистами подсчитано и подтверждено, что объем сбережения энергии в России может достигать величины, равной суммарному энергопотреблению Франции или Великобритании.

Чтобы сократить выбросы углекислого газа и повысить энергоэффектвность, необходимо максимально использовать потенциал энергосбережения и возобновляемых источников энергии. К началу 2011 года в России на возобновляемые источники приходится всего 3,2% от всей производимой энергии. В основном возобновляемую энергию генерируют ТЭЦ, работающие на биомассе, и ГЭС. В производстве электроэнергии доля возобновляемых источников составляет 18,5% (с учетом крупных ГЭС), в теплоснабжении - приблизительно 2%. Около 90% первичной энергии в России по-прежнему обеспечивается за счет ископаемого топлива.

Географически и климатически так сложилось, что основной потенциал использования возобновляемых источников энергии в России связан с гидроэнергетикой (крупные, малые и микроГЭС), биоэнергетикой, ветровой и геотермальной энергетикой, в меньшей степени - солнечной. Крупная гидроэнергетика играет значительную роль в производстве электроэнергии в России - ее доля около 18% в энергобалансе страны. При этом доля всех остальных видов возобновляемых источников энергии - менее 1%. Безусловно, это связано с наличием крупных запасов ископаемых видов энергоресурсов, которым исторически отдается основной приоритет.

Институтом энергетической стратегии была проведена подробная оценка технического и экономического потенциалов использования возобновляемых источников энергии. Технически доступный - это потенциал, который можно использовать с применением существующих в мире технологий. Использование экономически доступного потенциала оправданно при существующих ценах на энергию.

В таблице 1 приводятся оценки потенциала для различных видов возобновляемых энергоресурсов [Бердин 2011]. Экономически доступный потенциал достигает около 30% всех добываемых в России ископаемых видов энергоресурсов, в то время как технический потенциал превышает этот показатель примерно в 25 раз.

Таблица 1

Потенциал использования возобновляемых источников энергии для производства

электричества и тепла в России

Источники Потенциал

Технический, млн. т. условного топлива (млрд. кВт/ч в год) Экономический, млн. т. условного топлива (млрд. кВт/ч в год)

Геотермальные источники 11868 114

Малые ГЭС 126 70

Биомасса 140 69

Низкопотенциальное тепло 194 53

Ветровая энергия 2216 11

Солнечная энергия 9676 3

МикроГЭС 83 -

Всего в России 24221 320

Как видно из таблицы, Россия обладает неплохим потенциалом для замещения ископаемого топлива альтернативными энергоисточниками. Использование лишь экономического потенциала позволило бы увеличить долю возобновляемых источников до 25-30% в энергобалансе страны. Потенциал альтернативных источников энергии становится более привлекательным с учетом минимальных выбросов парниковых газов при их использовании по сравнению с ископаемыми видами энергоресурсов. Россия может не только замещать традиционные виды топлива (газ, нефть, уголь) альтернативными, но и в перспективе занять лидирующие позиции в области возобновляемой энергетики, на рынке технологий использования альтернативных энергоисточников, а в конечном счете стать крупным экспортером безуглеродных видов топлива, например таких, как биотопливо второго и последующего поколений.

Один из заметных вкладов по увеличению энергоэффективности российской экономики внесла МсКшБеу&Сотрапу, международная консалтинговая компания, специализирующаяся на решении задач, связанных со стратегическим управлением. Исследование включало результаты консультаций более чем с 50 экспертами, в том числе с ведущими российскими специалистами. В задачу исследования входило

выявление возможностей повышения энергоэффективности и снижения выбросов парниковых газов в России на основе экономической целесообразности, в том числе наиболее приоритетных с точки зрения максимальной экономической отдачи на единицу сэкономленной энергии (тонну условного топлива) и единицу выбросов С02е (тонну эквивалента С02).

Согласно сделанному прогнозу, если России удастся достичь намеченных целевых показателей роста ВВП на уровне до 6% в год, то есть более чем двукратного роста экономики, годовой объем потребляемой в стране энергии за период с 2005 по 2030 г. возрастет лишь на 40% - до 1325 млн. тонн условного топлива.

Основной потенциал сокращения энергопотребления в России, согласно результатам проведенного исследования, сосредоточен в следующих секторах:

1) недвижимость и строительство. Реализация мер по повышению энергоэффективности в этом секторе обеспечит годовую экономию в размере приблизительно 180 млн. тонн условного топлива (13% совокупного объема энергопотребления по всем секторам в 2030 г.) и сокращение объема выбросов парниковых газов на 205 млн. тонн CO2e (7% совокупного объема выбросов в России в 2030 г.). Внедрение этих мер потребует инвестиций в размере более 70 млрд. евро, но в сумме обеспечит 190 млрд. евро экономии в период до 2030 г.;

2) топливно-энергетический комплекс. В нефтяном, газовом, электро- и теплоэнергетическом секторах в период до 2030 г. можно получить совокупную экономию в размере свыше 60 млрд. евро, инвестировав всего 20 млрд. евро в реализацию мер по повышению энергоэффективности. Эти меры позволят экономить почти 80 млн. тонн в год (6% совокупного энергопотребления страны в 2030 г.) и сократить годовой объем выбросов на 160 млн. тонн C02e (5% совокупного объема выбросов);

3) промышленность и транспорт. Рентабельные меры в промышленности и транспорте, помимо тех, которые уже запланированы бизнесом и населением, позволят сэкономить в 2030 г. около 50 млн. тонн условного топлива (4% совокупного объема энергопотребления страны) и сократить годовой объем выбросов на 200 млн. тонн C02e (7% совокупного объема выбросов). Осуществление этих мер потребует инвестиций приблизительно в 60 млрд. евро в период до 2030 г., но обеспечит общую экономию в объеме 80 млрд. евро.

Дополнительный потенциал сокращения выбросов парниковых газов в стране обеспечивают сельскохозяйственный и лесной сектора, поскольку меры по сокращению выбросов здесь оказываются наименее затратными.

Далее перечислены основные, легкореализуемые способы повышения энергоэффективности в каждом секторе.

Недвижимость и строительство. Потенциал годовой экономии на 2030 г. составляет приблизительно 180 млн. тонн условного топлива (13% совокупного объема энергопотребления), потенциал ежегодного сокращения выбросов - 205 млн. тонн C02e (7% совокупного объема выбросов).

Экономически привлекательной мерой с низкими первоначальными инвестициями и относительно быстрой окупаемостью является применение энергосберегающих ламп. Однако это позволит реализовать только 2% общего потенциала энергосбережения в России. Другая важная мера - установка термостатов и счетчиков тепла. Исследования показали, что наличие термостатов, регулирующих потребление тепла, и установка теплосчетчиков в жилых домах, в результате чего жильцы будут оплачивать только фактически потребляемый объем тепла, позволят сократить сумму счета за отопление на 20%.

Базовые меры по утеплению (например, герметизация плинтусов и других областей утечки воздуха, уплотнение окон и дверей ленточным утеплителем, теплоизоляция чердачных помещений и пустот в стенах) позволят сократить потребление тепла еще на 20%. Таким образом, экономия после установки термостатов и счетчиков, а также утепления помещения может составить 600 руб. на семью в месяц (исходя из квартиры площадью в 60 кв. м с ежемесячной платой за теплоснабжение в размере 1500 руб.).

Топливно-энергетический комплекс. В нефтегазовом секторе и энергетике потенциал годовой экономии энергии в 2030 г. составляет 80 млн. тонн условного топлива (6% совокупного объема), а сокращения выбросов - 160 млн. тонн С02е (5% совокупного объема выбросов). К основным мерам относятся снижение потерь в теплосетях, повышение качества ремонтных работ, сокращение утечек газа (объем таких утечек составляет около 13 млрд. куб. м) и равномерная подача газа в трубопроводах, уменьшение потребления энергии на собственные нужды на электростанциях.

Самая значимая мера в этой категории - улучшение изоляции теплосетей (37 млн. тонн условного топлива, 41 млн. тонн С02) при помощи современных теплоизоляционных материалов на основе полиуретана. Осуществление этой меры сократит потери в системе центрального теплоснабжения с 25% до 12%.

Промышленность и транспорт. Реализация рентабельных мер, помимо плановой замены оборудования, позволит сэкономить за 2030 г. около 50 млн. тонн условного топлива (4% совокупного объема энергопотребления) и сократить выбросы на 200 млн. тонн С02е (7% совокупного объема выбросов). Энергосбережение и сокращение выбросов С02 в промышленном секторе не означает дополнительных затрат. Напротив, во многих случаях российские компании могли бы стать более конкурентоспособными благодаря повышению своей энергоэффективности.

В частности, предприятия черной металлургии могут сократить энергопотребление на 6% за счет использования газа, который выделяется при производстве стали в кислородно-конвертерных печах, для производства тепла и электроэнергии. Кроме того, замена кокса другими видами топлива (газ, биотопливо) также может принести существенную экономию в этой отрасли.

Для химической промышленности самой высокой рентабельностью и наиболее значительным потенциалом отличается комплекс мер по повышению энергоэффективности оборудования (двигателей конвейеров, смесительных машин и др.). С их помощью можно добиться экономии энергоресурсов в размере 6,3 млн. тонн условного топлива и сократить выбросы на 6,5 млн. тонн С02е в год к 2030 г.

В области промышленности строительных материалов наибольшей энергоемкостью обладает цементная промышленность. В 2005 г. потребление первичных энергоресурсов в этом секторе экономики составило около 2% энергопотребления в целом по России. Наиболее существенный эффект - около 80% потенциального объема сокращения выбросов и более 90% потенциала повышения энергоэффективности - дает мера, предусматривающая замену клинкера различными замещающими материалами, такими как шлак, зольная пыль и другие минеральные компоненты.

Для автотранспорта предлагается использовать меры по повышению топливной эффективности за счет широкого спектра технических усовершенствований обычных транспортных средств, работающих на основе двигателя внутреннего сгорания. К таким мерам относятся снижение общей массы транспортного средства, оптимизация аэродинамических свойств, повышение эффективности двигателей внутреннего сгорания и т. п.

Однако насколько широко эти меры будут реализованы в России, зависит от активности правительства и способности преодолеть сопротивление к переменам со стороны лиц, ответственных за принятие соответствующих решений. Например, в Великобритании налоги на продажу автомобилей и ежегодные сборы привязываются к уровню выбросов С02, США и Германия планируют предлагать налоговые льготы до 2000 евро или прямые субсидии до 3000 евро на приобретение автомобилей с гибридным приводом или электромобилей. Правильное применение таких мер сможет стимулировать потребителей приобретать автомобили с гибридным приводом или электромобили вместо старых автомобилей, что приведет к сокращению потребления первичных энергоресурсов и снижению выбросов в транспортном секторе.

Также МсКшБеу&Сотрапу предлагается использовать дополнительные меры, требующие значительных финансовых ресурсов и времени на свою реализацию:

- инвестиции в сельскохозяйственный и лесной сектора;

- изменение структуры топливного баланса.

Инвестиции в сельскохозяйственный и лесной сектора. Реализация этих мер позволит добиться ежегодного сокращения выбросов примерно на 340 млн. тонн С02е в 2030 г. (11% совокупного объема выбросов), при условии что будет создана международная система учета выбросов. Примеры вероятных мер в этих секторах -рекультивация органических почв, лесоразведение на заброшенных пахотных землях, восстановление лесов, которые потребляют больше углекислого газа, чем выделяют, сокращение или оптимизация использования удобрений.

Последняя мера позволила бы существенно повысить эффективность сельского хозяйства и снизить выбросы углекислого газа. Азот, содержащийся в минеральных и органических удобрениях, твердых веществах биологического происхождения и других источниках, выбрасывается в атмосферу в виде закиси азота. Эти выбросы можно уменьшить за счет оптимизации графика внесения удобрений на основе точного расчета потребностей сельскохозяйственных культур, использования удобрений с медленным или контролируемым высвобождением питательных веществ или ингибиторов нитрификации, выбора для внесения азота в почву наиболее подходящего времени, когда потери наименее вероятны, или точного внесения удобрений в почву, чтобы облегчить усвоение питательных веществ корнями растений. Реализация данной меры привела бы к уменьшению количества вносимых удобрений в одних регионах и повышению урожайности сельскохозяйственных культур - в других.

В совокупности на все эти меры приходится 23% общего потенциала сокращения выбросов по России к 2030 г.

Изменение структуры топливного баланса. Наращивание генерирующих мощностей на 50-60 ГВт за счет строительства АЭС и на 40 ГВт за счет строительства ГЭС, в том числе малых ГЭС, как предусмотрено в национальной энергетической стратегии России, разработанной в 2009 г. [Федеральный закон № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года], позволит сократить ежегодный объем выбросов парниковых газов на 220 млн. тонн С02е (7% совокупного объема выбросов). Реализация этих мер может сократить интенсивность выбросов углекислого газа в электро- и теплоэнергетике на 28% по сравнению со структурой мощностей, ориентированной на газ (см. табл. 2).

Таблица 2

Потенциал сокращения выбросов и энергопотребления по секторам экономики РФ, _млн.т СО2е в год_

Выбросы в 2030 г. Энергопот- Потенциал

базовый сценарий потенциал снижения ребление в сокращения

Сектор выбросов выбросов 2030 г., базовый энергопотребления в 2030 г, базовый сценарий

основные косвенные основные косвенные

выбросы выбросы вследствие потребления электроэнергии и тепла выбросы выбросы вследствие потребления электроэнергии и тепла сценарий, млн.т у.т.

Электро- и

теплонергетика 68 - 304 - 96 68

(другие отрасли) (1126)

Нефтегазовый 506 570 120 4 140 30

сектор

Прочие сектора 640 274 171 47 400 43

промышленности

Жилая и нежилая 103 788 54 267 483 270

недвижимость

Сельское 165 - 149 - - -

хозяйство

Лесное хозяйство - - 228 - - -

Автотранспорт 332 - 80 - 206 29

Управление 52 - 41 - - -

отходами

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По данным источника «МсКтБеу», приведенным в таблице 2:

а) исходный уровень выбросов учитывает собственное потребление (68 млн. тонн СО2е) и выбросы в результате производства электроэнергии и тепла для других секторов (показаны как косвенные выбросы);

б) совокупные выбросы в секторе электроэнергетики (1 194 млн. тонн) сокращаются тремя способами:

- сокращение потребления в других секторах, показанное как уменьшение выбросов на 267 млн. тонн в секторе недвижимости и 51 млн. тонн в секторе промышленности;

- уменьшение потерь и собственного потребления - 68 млн. тонн приходится на электроэнергию и тепло, потребляемые этим сектором;

- изменение в структуре топливного баланса, направленноые на использование видов топлива с меньшим содержанием углерода, и повышение эффективности выработки энергии (например, путем увеличения доли совместного производства электроэнергии и тепла). Последние два эффекта показаны в потенциале уменьшения выбросов в секторе электроэнергетики (304 млн. тонн в 2030 году, или 25% совокупных выбросов сектора);

в) исходный уровень выбросов в секторе лесного хозяйства не приводится из-за высокой неопределенности и отсутствия надежных способов измерения.

Несомненно, для того чтобы энергоэффективные мероприятия позволяли получить результативный эффект, необходимы законодательные инициативы со стороны государства. В этом плане показательны примеры из международной практики по принятию нормативных актов, стимулирующих экономию энергопотребления и защиту окружающей среды.

В странах Евросоюза начиная с 1992 года принята маркировка бытовых электроприборов по классам энергоэффективности. Электрические лампы и большинство бытовых электроприборов при продаже или сдаче в аренду должны быть снабжены отчетливой маркировкой с классом энергоэффективности ЕС. Установлено семь классов (А, В, С, D, Е, F, G) которые обозначают степени энергетической эффективности от максимальной (А) до минимальной (G) в соответствии с установленными индексами экономичности энергопотребления бытовых электроприборов при их эксплуатации [Постановление Госстандарта России от 30 ноября 1999 г. № 486-ст]. В результате товары с высоким классом электропотребления (классы E-G) практически исчезли из продажи.

С 2011 года подобная практика вводится и в России. Причем за основу была взята европейская модель, когда класс энергопотребления определяет сам производитель. Маркировке подлежат холодильники, морозильники, стиральные и посудомоечные машины, кондиционеры, электрические бытовые лампы. С 1 декабря 2012 года будут маркировать в обязательном порядке кухонные электроплиты, микроволновые печи, телевизоры, электроприборы для отопления и для нагрева жидкостей, компьютерные мониторы, принтеры, копировальные аппараты, лифты.

Страны Европы провозгласили отказ от ламп накаливания. С 1 сентября 2009 года в странах ЕС введён запрет на оборот 100-ваттных ламп, с 1 сентября 2010 года — 75 ватт, с 2011 года — 60 ватт, с 2012 года — 25 и 40 ватт. Полностью вывод из обращения ламп накаливания в ЕС намечен на 2016 год. В России также установлен запрет на оборот ламп накаливания: с 1 января 2011 года — 100 ватт и более (плюс запрет на заказы ламп накаливания вообще в государственные и муниципальные учреждения), с 1 января 2013 года — 75 ватт, с 1 января 2014 года — 25 ватт и более [Directive 2005/32/EC of the European Parliament...].

В Японии большую роль в повышении энергоэффективности и экологичности экономики сыграла программа Top Runner («Лидер гонки»), основанная на уникальной особенности японской экономики — высокой степени доверия между правительством и производителями бытовой техники и оборудования. Министерство экономики, торговли и промышленности этой страны регулярно выбирает наиболее экономичный электроприбор для 21 класса продукции и провозглашает его «стандартом» на срок от 3 до 12 лет. Большинство компаний добровольно стремится достигнуть и обогнать эти показатели, совершенствуя свои товары. Результат — экономия порядка 200000 тераджоулей (ТДж) в год в ЖКХ и сфере услуг и 200000-350000 ТДж на транспорте [The Energy Conservation Center].

В 2002 году Европарламент и Совет ЕС приняли Директиву «Energy Performance of Building», серьёзно ужесточившую требования к энергоэффективности зданий. Согласно требованиям Директивы, к 2020 году все новые здания в странах ЕС должны быть близки к энергетической нейтральности — то есть потреблять примерно столько же энергии, сколько они вырабатывают. Таким образом, законодательным путем власти ЕС вводят концепцию Passive House («Пассивный дом») - здания, потребляющего менее 15 кВт*ч энергии на квадратный метр в год. Экономия энергии достигается, главным образом, за счёт снижения теплопотерь. Кроме того, создатели пассивных домов оптимизируют архитектурные формы с учётом воздействия солнца и ветра, сводят к минимуму возможные тепловые мосты, а также предусматривают подключение такого здания к альтернативным источникам энергоснабжения.

Для достижения этой цели страны Европы выбрали для себя различные пути. Так, в Испании с 2007 года массово внедряются солнечные водонагреватели: каждое здание должно самостоятельно обеспечивать до 70% потребности в горячей воде. В Англии каждое здание проходит независимую инспекцию и получает обязательный

сертификат энергоэффективности. Не остаются без внимания и старые здания, для которых проводятся программы энергоаудита, включающие тепловизионную съёмку, реконструкцию и улучшение теплоизоляции. В Нидерландах действует особая программа поощрения для покупателей теплоизоляционных материалов: за покупку каждого квадратного метра теплозащитной облицовки покупатель получает 20-30 евро.

В России концепция «Пассивный дом» может в первую очередь применяться в регионах Южного Федерального округа страны, например в Краснодарском и Ставропольском краях, республиках Северного Кавказа и Республике Калмыкия, на юге Астраханской и Волгоградской областях, так как в этих районах достаточно низкое значение градусо-суток отопительного периода (около 3500), что является немаловажным для «пассивных домов».

Программы стандартов и маркировки не только помогают людям сделать правильный выбор, но и стимулируют производителей совершенствовать технологии, создавая всё более энергоэффективную продукцию. В итоге товары с наихудшими эксплуатационными характеристиками сами постепенно отсеиваются с рынка. Экстраполируя международный опыт в области стандартов и маркировки энергоэффективности, аналитики Энергетической Хартии оценивают выгоду от внедрения подобных программ на территории СНГ примерно в 50 тераВт*ч, или 5 млрд. долларов в год [Успешная политика... 2009].

Безусловно, потенциал организации энергоэффективной экономики в России есть. Обладая значительными запасами традиционных энергоресурсов, таких как нефть и природный газ, наша страна, тем не менее, способна выйти на лидирующие позиции по использованию альтернативных (возобновляемых) источников энергии, а также по объемам энергосбережения. И первые шаги на этом пути уже делаются. Начиная с 2007 года были приняты ряд законопроектов и подзаконных актов, отражающих заинтересованность государства в построении энергоэффективной экономики. Одним из механизмов воздействия на процесс взаимоотношения хозяйствующих субъектов, общества в целом с окружающей средой должен стать энергоаудит.

Библиографический список

Федеральный закон № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Постановление Госстандарта России от 30 ноября 1999 г. № 486-ст «Информирование потребителей об энергоэффективности изделий бытового и коммунального назначения ГОСТ Р 51388-99».

Ануфриев В. П. Энергоэффективность - проблема комплексная // Академия Энергетики. 2009. № 5. С. 36-40.

Бердин В. Х. Низкоуглеродный путь развития // Независимая газета. 2011. №2(8) [Электронный ресурс]. URL: http://www.ng.ru/energy/2011-02-08/11_developement.html (дата обращения: 24.11.2011).

Успешная политика: введение стандартов и этикеток по энергоэффективности для приборов и оборудования / Секретариат Энергетической Хартии. Brussels, Belgium, 2009. 59 с.

Directive 2005/32/EC of the European Parliament and of the council of 6 July 2005 [Электронный ресурс]. URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=QJ:L:2005:191:0029:0029:EN:PDF (дата обращения: 24.11.2011).

The Energy Conservation Center, Japan [Электронный ресурс]. URL: http://www.eccj. or.jp/top_runner (дата обращения: 23.11.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.