Научная статья на тему 'Энергетическая эффективность российской экономики и «Зеленые» инвестиции'

Энергетическая эффективность российской экономики и «Зеленые» инвестиции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
889
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / "ЗЕЛЕНЫЕ" ИНВЕСТИЦИИ / ЧИСТЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / "ЗЕЛЕНАЯ" ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гущина Е.Г., Бадрак Н.Ю.

Правительством РФ поставлена задача повышения энергетической эффективности российской экономики, предполагается снизить энергоемкость ВВП на 40% к 2020 г.. В статье проанализированы проблемы финансирования «зеленого» сектора российской экономики. Рассмотрено современное состояние энергетического сектора России, определены инструменты государственной поддержки энергоэффективности и возобновляемых источников энергии, показана инвестиционная практика в отношении «зеленой» экономики в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Энергетическая эффективность российской экономики и «Зеленые» инвестиции»

УДК 330.332

энергетическая эффективность российской экономики

и «зеленые» инвестиции

е. г. гущина,

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры мировой экономики и экономической теории Е-mail: L055@mail.ru

н. ю. бадрак,

магистр экономики, программа международного бизнеса Е-mail: natalia-badrak1@yandex.ru Волгоградский государственный технический университет

Правительством РФ поставлена задача повышения энергетической эффективности российской экономики, предполагается снизить энергоемкость ВВП на 40% к 2020г.. В статье проанализированы проблемы финансирования «зеленого» сектора российской экономики. Рассмотрено современное состояние энергетического сектора России, определены инструменты государственной поддержки энергоэффективности и возобновляемых источников энергии, показана инвестиционная практика в отношении «зеленой» экономики в России.

Ключевые слова: энергетическая эффективность, «зеленые» инвестиции, чистые технологии, «зеленая» экономика.

Перспективы «зеленого» экономического развития для России, как и для большинства государств, в значительной мере связаны с прогрессом в энергетике. Наша страна богата природными ресурсами, которые, тем не менее, используются малоэффективно. В этой связи особую актуальность приобретает развитие «зеленой» экономики, которая может предложить эффективные пути использования факторов производства для повышения благосостояния общества, улучшения качества жизни людей и уменьшения экологических рисков.

В то же время на практике реализация концепции «зеленой» экономики в России не находит достаточной поддержки как в организационно-экономическом аспекте, так и в вопросах финансового обеспечения, поскольку входит в противоречие с интересами традиционных энергетических компаний и государственной политики, поддерживающей последних.

Изучая различные программы, направленные на снижение антропогенного воздействия производства на окружающую среду, в частности уменьшение выбросов парниковых газов, следует отметить, что российские власти поставили довольно амбициозные цели в отношении снижения энергоемкости российской экономики к 2020 г., величина которого должна достигнуть 40 %. Наряду с этим снижение парниковых выбросов к 2020 г. должно составить 393 млн т Ш2. Это предполагается осуществить в основном за счет модернизации газового, нефтяного и топливно-энергетического комплексов, что в конечном итоге сохранит сырьевую ориентацию российской экономики. Вклад возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в данный процесс, за исключением гидроэлектроэнергетики, в общем производстве электроэнергии в России к 2020 г. должен составить всего 2,5 % [5].

В настоящее время общая доля использования ВИЭ в производстве электрической энергии в России составляет 0,8 %, а доля инвестирования в производство нефтепродуктов в общем объеме инвестирования в основной капитал по Российской Федерации в 2011 г., по данным Росстата, составила 3,1 % против 3,0 % в 2010 г. Последнее свидетельствует о том, что нефть в основном экспортируется в виде сырья и из нее в России получают незначительное количество нефтепродуктов. В общей выработке электроэнергии в 2011 г. доля ТЭС составила 67,6 %; ГЭС - 15,8; АЭС - 16,6 % [5].

Вместе с тем финансовое и организационное обеспечение данных решений остается до сих пор достаточно проблематичным, как не предлагается и серьезных стимулирующих мер для внедрения энергоэффективных технологий. К сожалению, количество финансовых организаций в России, готовых кредитовать или вкладывать ресурсы в проекты социально-экологической направленности, составляет единицы, причем в основном это посредники ЕБРР и МФК. Таким образом, механизм «зеленого» финансирования в России находится пока на начальной стадии формирования.

Энергетический сектор России, на долю которого приходится % выбросов парниковых газов, нуждается в масштабных инвестициях в чистые технологии [1]. Росту потребления оборудования для новой энергетики и расширению пространства «зеленой» экономики может способствовать закупка электроэнергии государством у владельцев ветроэнергетических установок и других технических новинок. Во многих исследованиях подчеркивается важная роль государства при формировании «зеленой» экономики. Так, представляется, что государство в России может предоставлять дешевые кредиты компаниям, занимающимся чистыми технологиями и ВИЭ, и одновременно поднять налоги на загрязняющую деятельность, приводящую к выбросам С02. В электроэнергетике на основе использования ВИЭ приоритет принадлежит использованию энергии воды: Россия располагает огромным гидроэнергетическим потенциалом - на ее территории сосредоточено 9 % мировых запасов гидроэнергии [5].

На сегодняшний день Россия занимает нижнюю строчку глобального индекса инноваций в сфере чистых технологий. Не соответствующее мировым темпам техническое и технологическое обновление секторов российского топливно-энергетического

комплекса за счет отечественных технологий, материалов и оборудования не позволит создать своевременных и достаточных условий для перехода на новую технологическую волну, связанную с расширенным использованием неуглеводородной энергетики в мировой экономике.

По мнению западных аналитиков, в России слабо развита общая инновационная и предпринимательская культура. Правительство РФ часто обсуждает необходимость развития экологически чистых технологий, но в практическом плане ситуация продолжает оставаться на прежнем уровне. Российский рынок экологических услуг и продукции, по оценке Минэкономразвития России, составляет от 0,6 до 2 трлн руб., или 3-4 % ВВП в среднесрочной перспективе (0,02-0,06 трлн долл. или 1,5-4,0 % от мирового объема) [3].

Особенно остро для России в сфере «зеленых» инвестиций стоит проблема разделения стимулов экономических субъектов. Экономические субъекты, принимающие решения по поводу производства энергии и ее использования, - это не те же самые субъекты, которые платят за расход топлива или связанные с ним выбросы углекислого газа. Производители энергоемких продуктов, таких как машины и техника длительного пользования, как правило, не обладают сильными мотивами для создания товаров с низкой энергоемкостью, поскольку бремя оплаты за топливо и выбросы парниковых газов лежит на плечах потребителей.

Кроме того, товары с меньшей энергетической эффективностью стоят меньше, поэтому их легче продать. Так, энергетические компании строят газовые турбины с меньшими капитальными затратами и переносят высокие переменные затраты на топливо. Поскольку компании зарабатывают больше на продаже большего объема газа (для отопления) или энергии, их действия и направлены на достижение этой цели. У них мало стимулов для инвестирования в энергосберегающие мероприятия, в том числе технологии, которые могут помочь их покупателям снизить энергопотребление.

Подобным образом строители, конструирующие дома и офисы для продажи, не имеют больших стимулов для инвестирования в создание более энергоэффективных зданий, поскольку энергетические счета оплачиваются не строителями, а покупателями зданий. Это довольно серьезная проблема, поскольку здания представляют 40 % энергетического использования в ЕС и США. В связи с

тем, что здания могут простоять 50-100 лет, если их плохо сконструировали или изолировали, это приносит дополнительные выбросы для общества на долгосрочный период.

Сегодня в России объем неэффективного использования энергии равен годовому потреблению первичной энергии во Франции. Вложив 320 млрд долл. государственных и частных инвестиций в энергетический сектор, можно получить годовую экономию для конечных потребителей в размере 80 млрд долл. Вложенные средства могут окупиться уже через четыре года. Причем эффект для экономики в целом будет значительно больше -120-150 млрд долл. в год экономии на энергетических издержках или дополнительных доходов от экспорта газа. На уровне национальной экономики капиталовложения могут окупиться за два-три года. Внедрение такого рода проектов может обеспечить для России экономию в 240 млрд м3 природного газа в год, 340 млрд кВт-ч электроэнергии, 89 млн т угля и 43 млн т сырой нефти [14].

Для России повышение энергетической эффективности представляет собой экономически целесообразное решение, поскольку энергоэффективность в три раза дешевле наращивания производства энергоресурсов. Однако сегодня Россия ежегодно предоставляет своей экономике самую крупную энергетическую субсидию в 40 млрд долл. [14]. В этих условиях наша страна может стать уже не экспортером природного газа, а импортером.

Наблюдается отставание России по затратам на НИОКР в сфере возобновляемой энергетики и энергоэффективности производства не только от Европы и США, но даже от стран БРИКС. Представляется, что главная причина кроется в рыночном фундаментализме, определяющем курс экономической политики Правительства РФ. Долгое время считалось, что проблему решит «невидимая рука рынка», то есть рост цен на электричество, газ, нефть, тепло и воду сам по себе приведет к росту сознательности населения и производственников, а также к экономии ресурсов. Но рынок оказался бессильным, поскольку это сфера, где от государства требуется большая активность. Изменение вектора развития экономики должно быть включено в России в стратегическое планирование. Здесь отсутствует должный спрос на инновации и модернизацию, в том числе на «зеленые» технологии. Причина видится в спекулятивном бюрократическо-олигархическом типе государственного капитализма в России.

По прогнозам Министерства энергетики РФ, в России к 2020 г. на электроэнергию из ВИЭ придется 2,5 % от ее общей выработки в стране. При этом в стратегической государственной программе «Энергоэффективность и развитие энергетики на 2013-2020 годы» говорится, что из 681 млрд руб. инвестиций на подпрограмму «Развитие использования возобновляемых источников энергии» 680 млрд руб. должны вложить частные компании [5]. Однако неясно, сделают ли они это при отсутствии четких директив и веских побудительных мотивов. Скорее всего, этим планам, не подкрепленным организационными мерами, не суждено сбыться.

Основным инструментом государственной поддержки реализации проектов по энергосбережению и повышению энергетической эффективности является предоставление государственных гарантий Российской Федерации по кредитам на их реализацию привлекаемым организациям, отобранным в порядке, установленном Правительством РФ. Финансирование мероприятий предполагается осуществлять на условиях государственно-частного партнерства. В отличие от остальных подпрограмм, для выполнения подпрограммы по повышению использования ВИЭ не предусмотрено привлечения финансирования со стороны нефтегазовых предприятий с государственным участием, что значительно увеличивает риск недофинансирования подпрограммы и, следовательно, недостижения целевых показателей. При этом от энергетических предприятий государство требует разработки и внедрения генерирующих объектов на основе ВИЭ, а также производства оборудования для создания данных объектов.

В странах ЕС большинство программ финансирования развития «зеленой» экономики построены таким образом, что основная часть гранта выплачивается организаторами данных программ, будь то государство или иные фонды. В госпрограмме финансирования энергоэффективности в России объем финансовых ресурсов должен быть покрыт в основном за счет средств юридических лиц - частного бизнеса: общий объем финансовых ресурсов, необходимый для реализации государственной программы, - 28 658 762,5 млн руб., в том числе из средств федерального бюджета - 104 809,0 млн руб. (или 0,4 %), из средств консолидированных бюджетов субъектов РФ - 562 343,0 млн руб. (или 2,0 %), из внебюджетных источников (средства юридических лиц) - 27 991 611,0 млн руб. (или 97,6 %) [5].

Для отечественной энергетической политики целесообразна концепция сочетания централизованного энергообеспечения там, где оно экономически обосновано, с вовлечением в хозяйственный оборот возобновляемых источников энергии в тех регионах, где это отсутствует или требует масштабных дотаций. Однако пока непонятно, как будет создаваться необходимая для освоения ВИЭ специализированная база энергомашиностроения. Не определен четкий стимулирующий механизм поддержки альтернативной энергетики. Увеличение производства энергии сейчас поддерживают многие лобби (нефтяные, газовые, атомные, электропроизводящие и пр.), тогда как у энергосбережения нет реальной группы поддержки в бизнесе, властных структурах, обществе [6].

Между тем крупнейшие энергетические компании успешно преодолевают кризис и получают значительные прибыли, что связано с устойчиво высокими мировыми ценами на энергоресурсы. Растут прибыли и у таких крупнейших нефтяных компаний страны, как Роснефть, ЛУКОЙЛ, Газпром-нефть, Сургутнефтегаз. Их суммарная прибыль составила в 2010 г. 34 млрд долл., что превышает совокупную прибыль в 2009 г., когда она составила 25 млрд долл. Получить такие доходы помогли не только высокие цены на энергоресурсы, но и значительная поддержка государства в виде различных налоговых льгот. Несмотря на столь высокие прибыли, компании тратят мизерные суммы на инновации и инвестиции в чистые технологии. По данным Минэкономразвития России, большинство госкомпаний энергетического сектора, которые обязаны по статусу поддерживать модернизацию и научно-технический прогресс, выделяют чуть больше 0,2 % от выручки на НИОКР [4].

Сверхдоходы, полученные от продажи нефти и газа, российские добывающие компании не спешат вкладывать в реальную экономику. Капитал является дефицитным ресурсом в России, о чем можно судить по низкому уровню инвестирования ее экономики. Как ни странно, но в этих условиях капитал покидает страну. Это входит в противоречие с теорией Хекшера-Олина, согласно которой страны будут стремиться экспортировать избыточные факторы и импортировать дефицитные факторы производства, компенсируя относительно низкую обеспеченность стран факторами производства в масштабах мирового хозяйства.

Об экспорте прямых инвестиций из России пишет исследователь Института экономической

политики им. Е. Т. Гайдара А. Пахомов: «Промывка» инвестиций - вывоз российского капитала из страны и последующий ввоз его обратно в форме займов и кредитов позволяет осуществлять уход от неблагоприятной юрисдикции РФ, скрытие собственности чиновников и миллиардеров, уход от уплаты более высоких налогов и, самое главное, сохранение непредсказуемой и нечеткой судебно-правовой системы в России, что отвечает интересам политических и бизнес-элит. Таким образом, у крупного бизнеса, защищенного западным правом, нет стремления давить на власть ради формирования в стране благоприятной институциональной и деловой среды. В то же самое время иностранные инвесторы не желают приходить в страну, законам которой не доверяют ее собственные предприниматели. Эта тенденция приобрела в России гипертрофированные масштабы» [10].

Правительство РФ принимает лишь ограниченные политические, законодательные и правоприменительные меры, направленные на повышение энерго- и ресурсоэффективности национальной экономики, а также на наращивание «зеленой» составляющей в деятельности финансового и корпоративного секторов. Кроме того, Россия на сегодняшний день не обладает финансовой самодостаточностью и, как следствие, существенно зависит от зарубежных рынков капитала - европейских, североамериканских, японских и во все большей степени китайских.

Отсутствие учета экологических рисков и экологической ответственности при принятии кредитных и аналогичных решений со стороны российских финансовых и государственных институтов повышает зависимость российской экономики от китайских инвестиций. При этом Китай является мировым лидером по абсолютному объему «зеленых» инвестиций (216,4 млрд долл.) в национальную экономику в рамках правительственного пакета антикризисных мер [4].

Согласно Энергетической стратегии России на период до 2030 года, в будущем развитии энергокомплекса выделяются три этапа: 1-й - выход из кризиса и формирование основ новой экономики (2012-2015 гг.); 2-й - переход к инновационному развитию и формирование инфраструктуры новой экономики (сроки не определены); 3-й - развитие инновационной экономики (до 2030 г.) [13]. Очевидно, что необходимость построения рабочей комплексной системы энергосбережения потребует

огромного объема инвестиций на всех этапах энергетической производственной цепочки - от добычи до конечного потребления энергии. По прогнозам относительно будущего мировой энергетики, подготовленным МЭА, совокупный объем инвестиций в модернизацию мировой энергетической системы в 2002-2030 гг. должен превысить 17-20 трлн долл. [8]. Прогнозные значения необходимых инвестиций в развитие топливно-энергетического комплекса и энергоснабжение экономики России на период до 2030 г. представлены в таблице.

Таким образом, для того чтобы можно было говорить об эффективном использовании энергоресурсов, необходимо формирование определенной инвестиционной среды, способствующей осуществлению политики энергосбережения. О формировании такой инвестиционной среды говорило бы наличие фактических возможностей и действующих механизмов прямой и косвенной поддержки инвестиционных проектов в энергосберегающей сфере, а также условий, при которых предприятиям было бы экономически невыгодно нерационально расходовать энергетические ресурсы. К тому же благоприятный инвестиционный климат для реализации стратегии энергосбережения означает еще и то, что использование энергосберегающих технологий в данной экономической системе оказывается потенциально более выгодным, чем любые иные варианты ресурсопотребления.

Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что в России накоплен некоторый положительный опыт инвестирования в энергосберегающие технологии, однако пока значительным его назвать сложно ввиду нехватки эффективных инвестиционных инструментов, которые бы обеспечивали достаточную рентабельность проектов в существующих рыночных условиях. Обостряет актуальность вопроса и невысокая емкость российского рынка инвестиций.

При этом в российской практике возникают, как правило, три основных препятствия для внешнего финансирования энергосберегающих проектов со стороны финансовых учреждений: во-первых, недостаток долгосрочных финансовых ресурсов; во-вторых, отсутствие опыта оценки инвестиций в энергосбережение со стороны банков и, как следствие, завышение рисков при оценке соответствующих проектов; в-третьих, недостаток опыта подготовки и реализации инвестиционных проектов в сфере энергосбережения у местных компаний, а также отсутствие или недостаточное развитие компетентных консультационных и энергосервисных компаний [12].

Существует ряд программ по финансированию энергоэффективных проектов, которые предлагает финансовый рынок заинтересованным предприятиям. Данные программы могут являться внутренней инициативой какого-либо отечественного банка или осуществляться при поддержке международных финансовых институтов. Можно выделить некоторые

Прогноз необходимых инвестиций в развитие топливно-энергетического комплекса и энергоснабжения экономики Российской Федерации на период до 2030 г., млрд долл. (в ценах 2007 г.)

Секторы топливно-энергетического комплекса и энергоснабжения экономики Прогноз инвестиций

1-й этап 2-й этап 3-й этап За период 20092030 гг., всего

Сектора топливно-энергетического комплекса, всего 449-456 391-523 979-1 196 1 819-2 177

В том числе:

- нефтяная промышленность 162-165 134-139 313-321 609-625

- газовая промышленность 150-155 131-136 284-299 565-590

- угольная промышленность 12-13 14-16 42-47 68-76

- электроэнергетика 122-126 110-233 340-529 572-888

Сферы энергоснабжения, всего 85-98 125-142 329-356 547-588

В том числе:

- возобновляемые источники энергии* 7-9 24-28 82-97 113-134

- централизованное теплоснабжение 41-43 38-39 68-72 149-152

- автономная энергетика 8-9 8 24-27 41-43

- энергосбережение в экономике 29-37 55-67 155-160 244-259

Итого на реализацию Стратегии... 534-554 516-665 1 308-1 552 2 366-2 765

* За исключением гидроэлектростанций мощностью более 25 МВт.

Источник: Энергетическая стратегия России до 2030 года. URL: http:// http://www. nchkz. ru (дата обращения: 16.11.2012).

программы международных финансовых институтов по финансированию энергоэффективных проектов с участием российских банков-партнеров:

• Европейский банк реконструкции и развития - программа финансирования устойчивой энергетики в России (RUSEFF). Размер кредита на одного заемщика - до 10 млн долл.;

• Международная финансовая корпорация (International Finance Corporation - IFC) - программа по стимулированию инвестиций в энергосбережение в России. Размер кредита на одного заемщика - до 2 млн долл.;

• Инвестиционный государственный фонд Германии «KfW» - программа по поддержке компаний среднего и малого бизнеса;

• Евразийский Банк развития - программа повышения энергоэффективности;

• Международная финансовая корпорация IFC -программа повышения энергоэффективности жилищного сектора, стимулирование инвестиций в ресурсоэффективность [7]. Примером российских программ по финансированию энергоэффективных проектов является программа, которую в ближайшее время планирует запустить Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства. Размер финансирования на одного заемщика должен составить 150 млн руб. Заемщиком может выступать компания, где реализуется проект, или энергетическая страховая компания.

В числе региональных кредитных институтов, поддерживающих развитие энергосберегающих технологий, можно назвать казанский «Татфонд-банк». При поддержке Международной финансовой корпорации IFC он реализует новую финансовую программу «Инвестиции в энергосбережение», направленную на финансирование проектов энергосбережения в Поволжье [2]. ОАО «Банк Санкт-Петербург» осуществляет финансирование энергосберегающих проектов через лизинговые схемы.

Одним из первых финансовых учреждений России, декларирующих свою приверженность принципам устойчивого финансирования и готовность осуществлять крупное проектное финансирование с учетом социальных и экологических последствий реализации таких проектов, а также готовность заемщиков следовать международным стандартам по обеспечению прозрачности, диалога с заинтересованными сторонами, стал банк «Открытие» [2]. Этот комплекс добровольных норм, разработанных и принятых банками для оценки экологических и

социальных рисков при предоставлении проектного финансирования, составляет так называемые «Принципы Экватора», присоединение к которым позволит повысить социальную ответственность и экологическую безопасность в процессе реализации различных инвестиционных проектов.

В целях эффективного взаимодействия промышленных и финансовых структур необходимо создание комплексного методического обеспечения процедуры формирования объективного представления об объекте инвестирования, включающей в себя инвестиционные риски, независимую оценку объекта инвестирования, всестороннее исследование деятельности компании, комплексную проверку ее финансового состояния и положения на рынке. Для проектов энергосбережения данная процедура проверки должна проводиться сразу с трех позиций: технической, организационной и финансовой. Кроме того, целесообразным было бы сформировать информационную базу, некий реестр технологий или проектов, уже прошедший вышеуказанную процедуру проверки. Для обеспечения интересов инвестора или кредитной организации, а также возможности подстраховать действия самого предприятия, перспективным было бы создание специализированного страхового продукта, нацеленного на снижение рисков именно проектов энергосбережения. Кроме того, на государственном уровне следует разработать методологические основы по обособлению финансовых потоков, порождаемых эффектом энергосбережения.

Итак, основной задачей России в рамках «зеленого» развития является эффективное использовании энергоресурсов, а также формирование определенной инвестиционной среды, которая будет способствовать реализации стратегии энергосбережения. В этих целях необходима разработка эффективных финансовых механизмов прямой и косвенной поддержки инвестиционных проектов в энергосберегающей сфере. Кроме того, важно создавать такие условия осуществления хозяйственной деятельности, при которых рациональное расходование энергетических ресурсов предприятиям было бы экономически выгодно.

Список литературы

1. Абалкинские чтения: круглый стол «Экономический рост России по теме «Зеленая экономика: реалии, перспективы и пределы роста» / Научные труды Вольного экономического общества России.

Т. 160. № 4. М., 2012. URL: http://www. scribd. com. (Дата обращения 19.05.2013).

2. Банк «Открытие» первым в России присоединился к «Принципам Экватора». 28.03.2013. URL: http://www. otherbank. ru. (Дата обращения 28.05.2013).

3. Баренбойм Г. М. Мировой рынок экологических услуг и технологий: анализ состояния рынка, проблемы, перспективы и пути выхода отечественной продукции. URL: http://gov. cap. ru. (Дата обращения 11.12.2012).

4. Герасимчук И. Чистая выгода для России: преимущества ответственного финансирования. Доклад Программы по экологизации рынков и инвестиций WWF / под ред. И. Герасимчука, К. Илюмжинова, А. Шорн. Москва - Франкфурт-на-Майне - Йоханнесбург: WWF, 2010.

5. Государственная программа Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики» на 2013-2020 годы: утверждена распоряжением Правительства РФ от 03.04.2013 № 512-р.

6. Гущина Е. Г. Мотивация энергосбережения: проблемы формирования и опыт внедрения через образование / Е. Г. Гущина, Н. Ю. Бадрак // Современные проблемы науки и образования: электрон. науч. журнал. 2012. № 5. URL: http://www. science-education. ru. (Дата обращения 18.06.2013).

7. Инвестиции в энергосберегающие и энергоэффективные технологии. URL: http://tfb. ru. (Дата обращения 15.08.2012).

8. Международное энергетическое агентство. URL: http://www. iea. org. (Дата обращения 5.12.2012).

9. На пути к энергоэффективности: опыт и перспективы. Исследование практики энергосбережения на российских предприятиях. URL: http:// www. ksr-rspp. ru. (Дата обращения 7.11.2012).

10. Пахомов А. А. Экспорт прямых инвестций из России: очерки теории и практики. М.: Изд-во Института Гайдара, 2012.

11. Финансирование проектов в сфере энергосбережения. Экономические аспекты энергосберегающих мероприятий, инвестиции в энергоэффективные технологии. URL: http://www. forumtek. ru. (Дата обращения 05.12.2012).

12. Хрысёва А. А. Финансовый рынок как инструмент привлечения инвестиций в энергосберегающие технологии // Исследование потенциала внедрения систем мотивации энергосбережения на российских предприятиях: монография. Гл. 4, разд. 4.1 / под ред. Е. Г. Попковой, ВолгГТУ. Волгоград, 2012.

13. Энергетическая стратегия России до 2030 года. URL: http://www. nchkz. ru. (Дата обращения: 16.11.2012).

14. Энергоэффективность в России: скрытый резерв. Отчет группы Всемирного банка. URL: http:// www. cenef. ru. (Дата обращения 17.04.2013).

ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» выпускает специализированные финансово-экономические и бухгалтерские журналы, а также оказывает услуги по изданию монографий, деловой и учебной литературы.

Тел./факс (495) 721-8575 e-mail: post@fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.