Научная статья на тему 'Возможности педагогического сопровождения для обеспечения результативной адаптации студентов к социокультурной среде вуза'

Возможности педагогического сопровождения для обеспечения результативной адаптации студентов к социокультурной среде вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / РЕЗУЛЬТАТИВНАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ВУЗА / PEDAGOGICAL SUPPORT / EFFECTIVE ADAPTATION OF STUDENTS / SOCIAL AND CULTURAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буховцева Ольга Васильевна

В статье описаны проблемы, с которыми сталкиваются студенты в процессе обучения в вузе. Обоснована необходимость содействовать студентам в формировании умений преодолевать трудности. Раскрыта сущность понятий «педагогическая помощь», «педагогическое воздействие», «педагогическая поддержка», «педагогическое сопровождение», «педагогическое обеспечение». Приведены особенности педагогического сопровождения. Рассмотрены условия результативности педагогического сопровождения результативной адаптации студентов к социокультурной среде вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL SUPPORT OPPORTUNITIES TO ENSURE EFFECTIVE ADAPTATION OF STUDENTS TO THE SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

The article describes the problems faced by students in the learning process at the university. The need to assist students in the formation of skills to overcome difficulties is grounded. The essence of the concepts of «pedagogical assistance», «pedagogical influence», «pedagogical support», «pedagogical support», «pedagogical support» is revealed. The features of pedagogical support are given. The conditions of the effectiveness of the pedagogical support of the effective adaptation of students to the socio-cultural environment of the university are considered.

Текст научной работы на тему «Возможности педагогического сопровождения для обеспечения результативной адаптации студентов к социокультурной среде вуза»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 378.1

О. В. Буховцева

ВОЗМОЖНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

В статье описаны проблемы, с которыми сталкиваются студенты в процессе обучения в вузе. Обоснована необходимость содействовать студентам в формировании умений преодолевать трудности. Раскрыта сущность понятий «педагогическая помощь», «педагогическое воздействие», «педагогическая поддержка», «педагогическое сопровождение», «педагогическое обеспечение». Приведены особенности педагогического сопровождения. Рассмотрены условия результативности педагогического сопровождения результативной адаптации студентов к социокультурной среде вуза.

Ключевые слова: педагогическое сопровождение, результативная адаптация студентов, социокультурная среда вуза.

Успешная адаптация молодых людей к социокультурной среде вуза обеспечивает современное общество субъектами, которые считают себя частью этого общества в большей степени, чем те, кто не имеет студенческого опыта. Такая адаптация способствует дальнейшей успешной жизнедеятельности выпускников не только в профессиональной сфере, но и в других сферах человеческой активности.

Вместе с тем выпускники не всегда умеют выстраивать конструктивную коммуникацию с иными субъектами, испытывают трудности в решении жизненных и профессиональных задач, особенно в ситуации неопределённости. У некоторых студентов наблюдается низкая социально-психологическая адаптивность к различным изменениям, слабое умение устанавливать реальные контакты и регулировать отношения, низкий уровень собственной мотивации к учебной деятельности, недостаточный уровень принятия других. Это вытекает из того, что взаимо-

Буховцева Ольга Васильевна — кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики (Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, Биробиджан); e-mail: luxurygrase@mail.ru.

Автор благодарит доктора педагогических наук, профессора Б. Е. Фишмана за научное руководство при работе над статьей.

© Буховцева О. В., 2019

76

действие студентов с вузовской средой не всегда имеет необходимое воспитательное влияние, а существующая потребность в трансформации этой среды не удовлетворяется [4].

Межличностные отношения в группе студентов часто устанавливаются стихийно. Они не организованы, особенно в начальный период вузовского обучения. В связи с этим многие студенты испытывают трудности как в личностном развитии, так и в профессиональном самоопределении. К тому же сокращение на год времени получения высшего образования на уровне бакалавриата (по сравнению с подготовкой специалиста) привело к росту временных затрат студента на свою учебную деятельность в ущерб межличностным отношениям.

Описанные тенденции обусловливают необходимость содействия студентам в развитии умений справляться с трудностями. Они указывают на важность совершенствования воспитательной деятельности в вузах, в первую очередь работы кураторов. Такой результат вероятен только с помощью специальной деятельности, охватывающей все сферы жизнедеятельности студентов, способствующей их адаптации к среде вуза ещё на первом курсе.

Что касается первокурсников, то их специфическая роль в вузе предопределяет необходимость такой системы деятельности преподавателей, которая направлена на помощь в адаптации начинающих студентов к социокультурной среде вуза, на поддержку в освоении ими механизмов самоанализа, самооценки и самоконтроля. Для этого в рамках указанной системы необходимо создать условия, способствующие самоопределению, конкретизации смысла собственной жизни, формированию жизненной и профессиональной позиции.

В современной литературе раскрываются вопросы оказания помощи первокурсникам, особенно на этапах инициирования процесса их адаптации. При этом педагогическая помощь рассматривается как:

- процесс содействия человеку в решении проблем, а также создание специальных ситуаций, при которых осуществляется позитивное самораскрытие, повышение статуса, самопринятия;

- деятельность субъектов образовательного процесса, направленная на оказание помощи личности в её развитии; соучастие в жизненном самоопределении, подготовке к осуществлению выбора в кризисных ситуациях, самораскрытии и устранении субъективных препятствий развитию, укреплении психологического здоровья;

- создание позитивной атмосферы в группе, содействие в получении индивидом опыта продуктивного взаимодействия с окружающими, в приобретении опыта самовыражения.

Таким образом, под педагогической помощью понимается комплексная деятельность, в ходе которой создаются условия для содействия учащимся в самораскрытии, решении разнообразных проблем. Педагогическая помощь обычно оказывается с ориентацией на конкретные

77

направления (помощь людям с отклонениями в развитии, помощь отдельным категориям учащимся и т. д.). Чаще всего она реализуется в форме разовой деятельности, создающей условия для выхода из затруднительных ситуаций [1]. Однако именно такой не системный характер и «привязанность» направления деятельности к содержанию конкретной ситуации предопределяют недостаточность педагогической помощи для эффективного содействия адаптации первокурсников к социокультурной среде вуза.

Что касается педагогического воздействия, то исследователи рассматривают его как:

- особый вид деятельности педагога, цель которой — достижение позитивных изменений психологических характеристик воспитанника (потребностей, установок, отношений, состояний, моделей поведения);

- действия, направленные на формирование сознания личности в единстве с его поведением;

- активные действия педагога в отношении воспитанника, готовность воспитанника принять их и измениться под их влиянием;

- демонстрация педагогом применения известных образцов действия, алгоритмов деятельности, которым необходимо следовать.

Указанные характеристики педагогического воздействия означают, что для такой деятельности характерной чертой является доминирование педагога, предопределяющее преимущественную объектность учащегося.

Если говорить о поддержке куратором первокурсников, то она обозначается в литературе понятием «педагогическая поддержка», под которой понимается:

- система разноплановых мероприятий, проводимых в целях дифференциации по интересам, склонностям, жизненным устремлениям и направленных на их выявление и поддержку;

- система педагогической деятельности, раскрывающая личностный потенциал человека, включающая помощь учащимся, педагогам, родителям в преодолении педагогических, социальных, психологических, личностных трудностей;

- деятельность преподавателя, направленная на оказание оперативной помощи учащимся в решении их проблем для достижения позитивных результатов в обучении;

- работа по устранению препятствий, мешающих успешному самостоятельному продвижению субъекта развития в образовании;

- процесс, подразумевающий самораскрытие с обеих сторон, помощь учащемуся в осуществлении своей самости, в решении его проблем.

Таким образом, педагогическая поддержка представляет собой систему педагогического взаимодействия педагога и учащегося, направленную на помощь поддерживаемым в преодолении трудностей, а также в ситуациях самостоятельного индивидуального выбора [13].

78

Педагогическое сопровождение достаточно часто рассматривается исследователями как:

- специально организованный процесс приобщения субъектов образовательного процесса к взаимодействию, направленный на разрешение проблемных ситуаций, возникающих в процессе обучения;

- взаимодействие педагога и обучающегося, в ходе которого обучающийся осуществляет необходимые действия, а педагог обеспечивает условия для их выполнения и осмысления;

- целенаправленное развитие личности сопровождаемого, осуществляемое посредством специальных педагогических систем (образования, просвещения, воспитания, обучения) в их структурном оформлении;

- деятельность педагога, направленная на работу с субъектным опытом учащегося, анализ его познавательных и профессиональных интересов, намерений, потребностей, личных устремлений.

Таким образом, под педагогическим сопровождением понимается специально организованное взаимодействие педагога и обучающегося, реализуемое педагогическими средствами и методами и направленное на профилактику и/ или решение проблемных ситуаций, возникающих в процессе обучения.

Сопровождение направлено на стимулирование осознанной, целенаправленной активности сопровождаемого в решении возникающих трудностей. Оно позволяет реализовать потенциал в самопроявлении сопровождаемого, стимулирует его успешное поведение [9].

В литературе также описано педагогическое обеспечение как отдельный вид деятельности. Оно представляется как:

- формирование условий, влияющих на ситуации, ценности, деятельность, общение и отношения, которые осваиваются учащимися;

- регулирование ситуации, опосредующей взаимодействие педагога и учащихся педагогическими средствами и технологиями;

- дополнительные действия по развитию учащегося с помощью специально организуемых приёмов и методов, средств и условий;

- специфический вид профессиональной деятельности, предполагающий активизацию собственных личностных и доступных институциональных ресурсов, необходимых для эффективности того или иного компонента педагогического процесса.

Отсюда следует, что педагогическое обеспечение - это деятельность педагога по активизации ресурсов, необходимых для развития учащегося. Такая деятельность носит ситуационный, ресурсно-обеспечивающий характер.

Таким образом, именно педагогическое сопровождение наиболее адекватно целям нашего исследования. Оно противоположно воздействию, которое опирается на принуждение, внушение, манипулирование, неприятие недостатков и ошибок [7]. В сравнении с педагогическим воздействием сопровождение предполагает субъектное, демократичное

79

взаимодействие педагога и учащихся. По сравнению с поддержкой, сопровождение осуществляется системно в течение длительного времени, в то время как поддержка чаще всего реализуется фрагментарно, в связи с необходимостью справиться с уже назревшими проблемами. Педагогическое сопровождение предполагает поощрение максимальной самостоятельности студентов при минимальном, по сравнению с поддержкой, участии сопровождающего.

Концепция педагогического сопровождения основывается на принципах педагогики сотрудничества, индивидуализации образования. Педагогическое сопровождение достаточно часто применяется в контексте воспитательной работы со студентами. Это форма педагогической деятельности, которая ориентируется на развитие личности, на оптимизацию процесса её адаптации к социокультурной среде вуза.

При поступлении в вуз вчерашние абитуриенты чаще всего попадают в стрессовую ситуацию. Для того, чтобы «без потерь» пережить трудности, возникающие на первых этапах обучения, требуется сопровождение со стороны педагогического сообщества. Необходимо создавать условия для развития личностных качеств, позволяющих каждому первокурснику органично вписаться в студенческую жизнь, стать подлинным субъектом образовательного процесса. В результате может сформироваться умение осознанно и самостоятельно разрешать возникающие проблемные ситуации.

Заметим, что при адекватной организации педагогического сопровождения отношения между студентами и педагогом приобретают субъект-субъектный характер. Педагогическое сопровождение субъективно ощущается сопровождаемым как «чувство надёжного плеча», как понимание того, что есть тот, кто рядом, на кого можно опереться [1]. Благодаря совместным усилиям кризисный этап в жизни первокурсников проходит наиболее гладко.

По мере протекания процесса адаптации к социокультурной среде вуза у студентов не исчезает потребность в соответствующем взаимодействии с педагогом. При этом важно, чтобы педагог находился «рядом» и, не подавляя инициативу студентов, не доминируя во взаимоотношениях, как бы следовал за ними, сопутствовал их индивидуальному развитию, интеграции в социокультурную среду вуза.

Педагогическое сопровождение как процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личного участия сопровождающего предполагает непрерывную, заранее спланированную деятельность. Её ориентация носит превентивный характер, задающий необходимость создания условий для формирования у сопровождаемых студентов умения самостоятельно справляться с трудностями, определять пути индивидуального развития и саморазвития. М. А. Забоева полагает, что сопровождение носит профилактический характер и позволяет предупредить появление различного рода проблем, связанных с процессом адаптации молодёжи к новым

80

условиям [3]. Кроме того, сопровождение способствует возрастанию умения сопровождаемого самостоятельно разрешать свои учебные и личностные проблемы. При педагогическом сопровождении степень вмешательства сопровождающего в процесс развития студента минимальна.

Что касается потенциала педагогического сопровождения, то он определяется способностью, возможностью и готовностью педагога к качественному выполнению этого вида профессиональной деятельности. В современных условиях сопровождение, направленное на личностное и социальное развитие студентов, осуществляют кураторы со специфическим набором функций.

Способность куратора к данному виду деятельности означает системную совокупность тех его свойств, которые в ходе собственной активной саморегуляции формируются, развиваются и проявляются в педагогическом сопровождении, обусловливая успешность его выполнения.

В педагогическом сопровождении особо нуждаются студенты, находящиеся в процессе адаптации к социокультурной среде вуза. Система педагогической деятельности, направленная на повышение результативности рассматриваемого процесса, подразумевает диагностику внутреннего состояния молодого человека, создание условий для его саморефлексии, содействие формированию у него умения справляться с трудностями, самостоятельно намечать свою образовательную и профессиональную траекторию.

Вместе с тем в практике отечественных вузов такая работа ведётся довольно редко. А. Я. Найн [11] полагает, что это связано с фрагментарным осуществлением педагогического сопровождения, оказанием помощи в связи с необходимостью справиться с уже назревшими проблемами, причём, как правило, в ходе учебного процесса. Поскольку для внеаудиторной деятельности не выделяются не то что достаточные, но хотя бы минимально необходимые ресурсы, то указанная деятельность систематически не осуществляется, а её потенциал практически не используется.

Говоря о педагогическом сопровождении, обычно полагают, что оно содействует самовыражению человека, развитию его индивидуальности при выполнении им социальных ролей. В ходе сопровождения реализуется специфическая проектная практика работы с каждым первокурсником, которая ориентирована на его индивидуальное развитие и саморазвитие. Разделяя точку зрения Е. И. Исаева и В. И. Слободчикова, можно утверждать, что следует создавать условия для осознанного и целенаправленного проектирования разнообразных жизненных ситуаций, в которых становится возможным результативная адаптация первокурсника к социокультурной среде вуза, становление авторства собственных осмысленных действий [6].

Такого рода качествами обладает педагогическое сопровождение процесса адаптации студентов к социокультурной среде вуза. Это сопровождение направлено на культивирование базовых способностей челове-

81

ка. Оно представляет собой особую работу «в пространстве субъективной реальности человека: в пространстве совместно-распределённой деятельности, в пространстве со-бытийной общности, в пространстве рефлексивного сознания. Именно в этом пространстве... возможно становление автономии и самодетерминации человека, его саморазвития и самообразования, а в пределе — его фактического самостояния в собственной жизни» [6, с. 28]. Педагогическое сопровождение куратором процесса адаптации студентов к социокультурной среде вуза характеризуется приданием серьёзного значения формированию умения самостоятельной адаптации субъекта, его социальной активности.

Для организации сопровождения адаптации студентов к социокультурной среде вуза имеют существенное методологическое значение идеи «понимающей педагогики». Именно понимание возбуждает внутренние источники самодвижения субъекта, позволяющие ему реализовывать потенциальные возможности зоны ближайшего развития [10]. Педагогическое сопровождение процесса адаптации студентов к социокультурной среде вуза реализует идею, которая заключается в обеспечении возможности восхождения человека к полноте собственной реальности, «разворачивания» человечности в человеке. С этих позиций образование можно рассматривать как пространство культивирования человечности, становления дея-тельностных качеств, без которых человек не может быть самим собой.

Процесс очеловечивания человека, включающий в себя вхождение индивида в новую социальную среду, предполагающее социальное познание, социальное общение, овладение навыками профессиональной деятельности, активное переустройство окружающего, изменение и качественное преобразование самого человека, органично связан с адаптацией индивида к новой среде [12].

Сопровождение в образовательной деятельности может быть истолковано как мировоззренческая, гносеологическая, теоретическая и практическая ориентация образовательной деятельности на человека как на главную цель и ценность. Приоритетной целью и ценностью современного образования становится обеспечение становления в каждом человеке его субъектности как потребности и способности к самодетерминируемому, самоорганизуемому, саморегулируемому и самоконтролируемому поведению [6]. Необходимо отметить, что педагогическое сопровождение обращено к целостным характеристикам бытия человека как субъекта образовательного процесса (образовательное пространство, событийность, время жизни, образовательные практики, ценностные и смысловые координаты жизненного мира, профессиональная идентичность, жизненное и профессиональное самоопределение, самореализация, призвание, человеческий потенциал и др.).

Таким образом, для педагогического сопровождения характерен ряд особенностей:

- осознанная постановка гуманистических целей;

82

- акцентирование на развитии человека;

- целостность и продуманность всех компонентов системы;

- чёткая организация педагогического процесса;

- высокие нравственные ориентиры;

- ненасильственные методы воспитания [8].

Главным смыслом, ценностным ориентиром педагогического сопровождения является проектирование таких образовательных процессов, в которых становится возможным развитие фундаментальной способности человека адаптироваться к новым условиям и быть подлинным субъектом собственной жизни, способности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования.

Реализация педагогического сопровождения куратором адаптации студентов к социокультурной среде вуза создаёт новую возможность совершенствования этой среды. Результативность сопровождения обеспечивается при:

- ориентации сопровождающей деятельности на развитие и функционирование общности студентов;

- взаимодействии участников общности, способствующем развитию качеств, необходимых для результативной адаптации студентов к социокультурной среде вуза;

- освоении в общности опыта проектирования личностно-значимых ситуаций;

- рефлексии студентами собственной, а также совместной деятельности и получаемых результатов;

- диагностике уровней адаптации студентов к среде вуза.

Таким образом, педагогическое сопровождение рассматриваемого процесса предполагает организацию такой системной деятельности, в которой её участники превращаются в равноправных со-творцов образовательного процесса, способствует нахождению индивидуальных смыслов, целей развития и адаптации субъекта к новым условиям жизни.

Будучи воплощённым в практику, такое сопровождение способно оказать существенное влияние на социокультурную среду вуза. Известно, что кураторам отводится существенная роль в личностном становлении, воспитании и развитии будущих специалистов. Эта деятельность во многом предопределяет качество студенческой составляющей социокультурной среды вуза, задавая выбор, какой будет эта составляющая — управляемой, выполняющей требования, «послушной» или самоуправляемой, самостоятельно определяющейся, инициативной [2]. Следовательно, куратор, обеспечивая педагогическое сопровождение процесса адаптации студентов к социокультурной среде вуза, способен «активизировать» личную позицию первокурсников и создать условия для стимулирования их личностного потенциала.

При этом как результат адаптации студентов к социокультурной среде вуза можно рассматривать сформированные качества, позволяю-

83

щие студенту осознанно принимать на себя разнообразные социальные роли в жизнедеятельности вуза. Иными словами, результатом становятся сформированные соответствующие социально значимые компетенции.

Известно, что компетенции формируются и развиваются именно в деятельности. Рассматривая общекультурные компетенции, характеризующие отношение человека к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности, а также социально значимые компетенции, которые характеризуют взаимодействие человека с другими людьми, И. А. Зимняя выделила следующие составляющие:

- готовность к проявлению (мотивационный аспект);

- владение знанием содержания компетенции (когнитивный аспект);

- опыт проявления в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (поведенческий аспект);

- отношение к содержанию компетенции и объекту её приложения (ценностно-смысловой аспект);

- эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления [5].

Педагогическое сопровождение куратором процесса адаптации студентов к социокультурной среде вуза способствует развитию ценностного мира участников. И у студентов, и у куратора соответствующим образом обновляются ценностные установки, усиливается потребность в духовно-нравственном самосовершенствовании. Такая деятельность содействует формированию у куратора творческого мышления, готовности к педагогической импровизации, осознанию важности и значимости своей деятельности. В ходе организации субъект-субъектного взаимодействия со студентами происходит развитие лидерских качеств, организаторских и коммуникативных умений, совершенствуется способность к саморефлексии, самоанализу и самоконтролю.

Заметим, что, осуществляя рассматриваемое педагогическое сопровождение, куратор как бы последовательно осваивает три уровня: знание, понимание и принятие. Первый уровень содержит знание цели своей деятельности, методов и средств достижения этой цели. Второй уровень включает в себя осмысление и освоение механизмов реализации сопровождения, понимание её значимости. Третий уровень предполагает принятие цели, основанное на гуманистических ценностях и осознании важности развития каждого.

В процессе сопровождения куратором процесса адаптации студентов к социокультурной среде вуза происходит активное преобразование отношений «куратор-студент», «куратор-группа», «студент-студент», «студент-группа». Позитивные взаимоотношения внутри группы переносятся на других значимых лиц (преподавателей, сверстников, родителей и т. д.).

Распространение опыта реализации педагогического сопровождения адаптации студентов к среде вуза путём написания методических посо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

84

бий, участия в научных конференциях, семинарах, круглых столах и т. д. способствует укоренению данного опыта в образовательной практике.

Педагогическое сопровождение рассматриваемого процесса предполагает осуществление осмысленного целенаправленного проектирования разнообразных жизненных и образовательных ситуаций, в которых становится возможным личностное и профессиональное самоопределение первокурсника, обретение им субъектности, становление авторства собственных осмысленных действий. Это позволяет обеспечить последовательность шагов формирования и развития со-бытийности образовательной общности, ориентированной на освоение проектной культуры.

Отметим, что эффективное воплощение педагогического сопровождения возможно только на соответствующей теоретической основе. Обобщение приведённых выше условий, обеспечивающих результативность педагогического сопровождения процесса адаптации студентов к социокультурной среде вуза, способно создать такую основу.

Список литературы

1. Александрова Е. А. Виды педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования [Электронный ресурс] / / Институт системных исследований и координации социальных проектов: [сайт]. URL: http: / / www.isiksp.ru/biblioteka/ vidyi-pedagogicheskoy-podderzhki-i-soprovozhdeniya-individualnogo-obrazovaniya (дата обращения 12.03.2019)

2. Гринкруг Л. С., Василенко В. С., Буховцева О. В. Роль куратора во взаимодействии вуза и работодателей / / Учёные записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2011. № IV-2 (8). С. 15 — 20.

3. Забоева М. А. К вопросу о соотношении понятий «педагогическое сопровождение» и «педагогическая поддержка» / / Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2013. № 3 (19). С. 43 —48.

4. Загребина А. В. Высшее образование как институт социализации в современном российском обществе / / Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2007. Т. 7. № 1. С. 18 — 21.

5. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 42 с.

6. Исаев Е. И., Слободчиков В. И. Введение в антропологию образования: монография. Биробиджан: Изд-во ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2012. 215 с.

7. Кузнецова К. С. Анализ сущности педагогического сопровождения в ряду сопряжённых понятий гуманистической педагогики / / Вестник Поволжской академии государственной службы. 2012. № 2 (31). С. 154 — 158.

8. Максакова В. И. Педагогическая антропология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академия, 2001. 208 с.

9. Мардахаев Л. В. Социально-педагогическое сопровождение и поддержка растущего человека в жизненной ситуации [Электронный ресурс] / / ЦИТИСЭ: электронный научный журнал. 2015. № 1. URL: http://ma123.su/load/ citise_1_2015/13_00_00_pedagogicheskie_nauki/mardakhaev_l_v_socialno_pedag

85

ogicheskoe_soprovozhdenie_i_podderzhka_rastushhego_cheloveka_v_zhiznennoj _situacii/6-1-0-47 (дата обращения 12.03.2019)

10. Машовец С. П. Категория понимания и её роль в подготовке специалистов по связям с общественностью / / Педагогическое образование и наука. 2010. № 11. С. 71-74.

11. Найн А. Я. Педагогические инновации и научный эксперимент / / Педагогика. 1996. № 5. С. 10-15.

12. Ромм М. В. Адаптация личности в социуме: теоретико-методологический аспект. Новосибирск: Наука, 2002. 275 с.

13. Фишман Б. Е. Концептуальные основы системы педагогической поддержки личностно-профессионального самоопределения студентов / / Педагогическое образование и наука. 2012. № 3. С. 71 — 75.

* * *

Bukhovtseva Olga V.

PEDAGOGICAL SUPPORT OPPORTUNITIES TO ENSURE EFFECTIVE ADAPTATION OF STUDENTS TO THE SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

(Sholom-Aleichem Priamursky State University, Birobidzhan, Russia)

The article describes the problems faced by students in the learning process at the university. The need to assist students in the formation of skills to overcome difficulties is grounded. The essence of the concepts of «pedagogical assistance», «pedagogical influence», «pedagogical support», «pedagogical support», «pedagogical support» is revealed. The features of pedagogical support are given. The conditions of the effectiveness of the pedagogical support of the effective adaptation of students to the socio-cultural environment of the university are considered.

Keywords: pedagogical support, effective adaptation of students, social and cultural environment of the university

References

1. Aleksandrova E. A. Vidy pedagogicheskoy podderzhki i soprovozhdeniya individual'nogo obrazovaniya (Types of pedagogical support and maintenance of individual education). Available at: http://www.isiksp.ru/biblioteka/vidyi-pedagogicheskoy-podderzhki-i-soprovozhdeniya-individualnogo-obrazovaniya (accessed 03/12/2019)

2. Grinkrug L. S., Vasilenko V. S., Bukhovtseva O. V. The role of the curator in the interaction of the university and employers [Rol' kuratora vo vzaimodeystvii vuza i rabotodateley], Uchenye zapiski Komsomol'skogo-na-Amure gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, 2011, no. IV-2 (8), pp. 15—20.

3. Zaboeva M. A. On the question of the relationship between the concepts of «pedagogical support» and «pedagogical support» [K voprosu o sootnoshenii ponyatiy «pedagogicheskoe soprovozhdenie» i «pedagogicheskaya podderzhka»], Vestnik Shadrinskogogosudarstvennogopedagogicheskogo institute, 2013, no. 3(19), pp. 43—48.

4. Zagrebina A. V. Higher education as an institution of socialization in modern Russian society [Vysshee obrazovanie kak institut sotsializatsii v sovremennom rossiyskom obshchestve], Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta psikhologii i sotsial'noy raboty, 2007, vol. 7, no. 1, pp. 18—21.

5. Zimnyaya I. A. Klyuchevye kompetentnosti kak rezul'tativno-tselevaya osnova kompetentnostnogo podkhoda v obrazovanii (Key competencies as an effective target basis of a competence-based approach in education), Moscow, 2004. 42 p.

86

6. Isaev E. I., Slobodchikov V. I. Vvedenie v antropologiyu obrazovaniya: monografiya (Introduction to the anthropology of education: monograph), Birobidzhan, PGU im. Sholom-Aleykhema Publ., 2012. 215 p.

7. Kuznetsova K. S. Analysis of the essence of pedagogical support in a series of related concepts of humanistic pedagogy [Analiz sushchnosti pedagogicheskogo soprovozhdeniya v ryadu sopryazhennykh ponyatiy gumanisticheskoy pedagogiki], Vestnik Povolzhskoy akademii gosudarstvennoy sluzhby, 2012, no. 2(31), pp. 154—158.

8. Maksakova V. I. Pedagogicheskaya antropologiya: uchebnoe posobie dlya studen-tov vysshikh uchebnykh zavedeniy (Pedagogical anthropology: study guide for students of higher educational institutions), Moscow, Akademiya Publ., 2001. 208 p.

9. Mardakhaev L. V. Social and pedagogical support and support of a growing person in a life situation [Sotsial'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie i podderzhka rastushchego cheloveka v zhiznennoy situatsii], TsITISE, 2015, no. 1. Available at: http://ma123.su/load/citise_1_2015/13_00_00_pedagogicheskie_nauki/mardakh aev_l_v_socialno_pedagogicheskoe_soprovozhdenie_i_podderzhka_rastushhego_ cheloveka_v_zhiznennoj_situacii/6-1-0-47 (accessed 03/12/2019)

10. Mashovets S. P. Category of understanding and its role in the training of specialists in public relations [Kategoriya ponimaniya i ee rol' v podgotovke spetsialistov po svyazyam s obshchestvennost'yu], Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka, 2010, no. 11, pp. 71—74.

11. Nayn A. Ya. Pedagogical innovations and scientific experiment [Pedagogicheskie innovatsii i nauchnyy eksperiment], Pedagogika, 1996, no. 5, pp. 10 — 15.

12. Romm M. V. Adaptatsiya lichnosti v sotsiume: teoretiko-metodologicheskiy aspect (Personality adaptation in society: a theoretical and methodological aspect), Novosibirsk, Nauka Publ., 2002. 275 p.

13. Fishman B. E. Conceptual foundations of the system of pedagogical support for the personal and professional self-determination of students [Kontseptual'nye osnovy sistemy pedagogicheskoy podderzhki lichnostno-professional'nogo samoopredeleniya studentov], Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka, 2012, no. 3, pp. 71—75.

■k -k -k

87

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.