Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ОТКРЫТОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА'

ВОЗМОЖНОСТИ ОТКРЫТОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рудакова Ольга Александровна

В статье рассматриваются проблемы открытого психолого-педагогического образовательного пространства, возможности его применения в современной образовательной среде высшей школы при подготовки педагогов и психологов в формате доступности и индивидуализации. Развитие и модернизация системы подготовки будущих специалистов приводит к существенному пересмотру методологических основ, а это преобразование является отказом от традиционных методов и технологий обучения. В статье представлен анализ перехода к современным технологиям вычислительной сети, что является логическим продолжением дистанционного психолого-педагогического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рудакова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF OPEN PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL EDUCATIONAL SPACE

The article discusses the problems of an open psychological and pedagogical educational space, the possibility of its application in the modern educational environment of higher education in the preparation of teachers and psychologists in the format of accessibility and individualization. The development and modernization of the training system for future specialists leads to a significant revision of the methodological foundations, and this transformation is a rejection of traditional teaching methods and technologies. The article presents an analysis of the transition to modern computer network technologies, which is a logical continuation of distance psychological and pedagogical education.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ОТКРЫТОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА»

Таким образом, в целом, высокая личностная агрессивность и конфликтность является лимитирующим фактором в реализации большинства из изученных стратегий преодоления стрессовых ситуаций.

Выводы. По результатам тестирования можно сделать заключение о том, что студенты-гуманитарии характеризуются низким или средним уровнем личностной агрессивности и конфликтности; лишь для таких ее видов, как «Бескомпромиссность» и «Вспыльчивость», степень выраженности агрессивности и конфликтности достигала значительных величин (у 59% и 26% респондентов).

«Общий индекс конструктивности» в группе испытуемых, по результатам теста «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций (СПСС/SACS)», оценивался как высокий и средний (соответственно, у 58% всей группы и 42%) и сочетались с высоким (41%) и средним (42%) уровнем ассертивности; это позволяет предполагать, что большинство респондентов в качестве стратегии преодоления стрессовых ситуаций предпочитают выбор ассертивного типа поведения. Реализуя этот тип поведения, более 50% все тестированных предпочитали такие стратегии, как «Поиск социальной поддержки» и «Вступление в социальный контакт».

Таким образом, при выборе стратегии преодоления стрессовых ситуаций основной моделью стиля поведения являлся ассертивный тип действия с широким применением таких приемов, как «Вступление в социальный контакт» и «Поиск социальной поддержки» при активном использовании ряда классических механизмов психологической защиты.

Установлено, что практически все виды личностной агрессивности и конфликтности (10 шкал из 11) отрицательно отражались на значении интегрального показателя степени использования тех или иных стратегий преодоления стрессовых ситуаций: чем выше уровень агрессивности, тем меньшим был общий индекс конструктивности (коэффициенты корреляции Пирсона колебались от -0,49 до -0,71). Некоторые модели преодоления стрессовых ситуаций (модели «Ассертивные действия», «Избегание» и «Манипулятивные действия», т.е. 3 из 9 изученных), по результатам корреляционного анализа, не зависят от уровня агрессивности.

Таким образом, высокая личностная агрессивность и конфликтность являются лимитирующим фактором в реализации большинства из изученных стратегий преодоления стрессовых ситуаций.

Литература:

1. Алфимова М.В. Психогенетика агрессивности / М.В. Алфимова, В.И. Трубников // Вопр. психол. - 2000. - № 6. -С. 42-54.

2. Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб.: Питер, 2001. - 352 с.

3. Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е. Водопьянова. - Москва: Питер, 2009. - 329 с.

4. Ильин Е.П. Психология ндивидуальных различий / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2004. - 701 с.

5. Попов М.Н. Взаимосвязь между типом мышления, стилями деятельности и уровнем агрессивности у студентов гуманитарного вуза в условиях относительной «социальной изоляции» / М.Н. Попов, В.И. Соболев // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2020. - Вып. 69. - Ч. 2. -С. 210-214.

6. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности / А.А. Реан // Психол. журн. - 1996. - Т.17, №5. - С. 3-18.

7. Соболев В.И. Оценка уровня агрессивности у студентов в условиях «коронавирусной самоизоляции» /

B.И. Соболев, М.Н. Попов // Проблемы современного педагогического образования. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2020. - Вып. 69. - Ч. 1. - С. 356-361.

8. Соболев В.И. Структура психологической защиты у студентов-гуманитариев в условиях относительной социальной изоляции (коронавирусной пандемии) / В.И. Соболев, М.Н. Попов // Гуманитарные науки. - 2021. - №3. -

C. 157-164.

9. Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы / А. Фрейд. - М.: Педагогика, 1993. - 143 с.

10. Gray J.A. Framework for a taxonomy of psychiatric disorder / J.A. Gray // Emotions: essays on emotion theory / By ed. S.H.M. van Goozen, N.E. van de Poll. - Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1994. - P. 29-59.

11. Vernon P.A. Individual differences in multiple dimensions of aggression: A univariate and multivariate genetic analysis / P.A. Vernon et al // Twin Rec. - 1999. - V.2, №1. - P. 16-21.

Психология

УДК 37.015.3; 378.4:371.132

старший преподаватель Рудакова Ольга Александровна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ВОЗМОЖНОСТИ ОТКРЫТОГО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы открытого психолого-педагогического образовательного пространства, возможности его применения в современной образовательной среде высшей школы при подготовки педагогов и психологов в формате доступности и индивидуализации. Развитие и модернизация системы подготовки будущих специалистов приводит к существенному пересмотру методологических основ, а это преобразование является отказом от традиционных методов и технологий обучения. В статье представлен анализ перехода к современным технологиям вычислительной сети, что является логическим продолжением дистанционного психолого-педагогического образования.

Ключевые слова: открытое образование, психолого-педагогическая подготовка, образовательное пространство. Annotation. The article discusses the problems of an open psychological and pedagogical educational space, the possibility of its application in the modern educational environment of higher education in the preparation of teachers and psychologists in the format of accessibility and individualization. The development and modernization of the training system for future specialists leads to a significant revision of the methodological foundations, and this transformation is a rejection of traditional teaching methods and technologies. The article presents an analysis of the transition to modern computer network technologies, which is a logical continuation of distance psychological and pedagogical education.

Keywords: open education, psychological and pedagogical training, educational space.

Данная статья выполнялась в рамках гранта Президента Российской Федерации, предоставляемого молодым ученым,

МК-2349.2020.6

Введение. На сегодняшний день образовательный рынок, функционирующий и развивающийся, предъявляет к системе высшего образования новые требования и новые стандарты. Так, цель современного профессионального образования заключается в максимальной реализации личностного потенциала каждого обучающегося посредством полного развития её субъектных качеств.

Психолого-педагогическое образовательное пространство должно быть направлено на воспитание и образование подрастающего поколения новой формации, что является приоритетом. Развитие неизбежно приведет к существенному пересмотру традиционных методов и технологий обучения. Оно базируется на современных технологиях вычислительной сети, что является логическим продолжением дистанционного образования.

Эффективному достижению заявленной цели в системе психолого-педагогического образовательного пространства способствует реализация ряда факторов: осмысление научно-технического прогресса; объединение общественно-культуральных отношений; гуманизация кадрово-рыночных отношений; развитие межрегиональной, государственной и международной коммуникативно-правовой базы; информатизация.

Таким образом, сфера образовательных услуг способствует удовлетворению государственного и общественного заказа, а также, потребностей абитуриентов. Так, в широком понимании модель потребностей представлена в виде совпадающих интересов - государства, общества, личности. В данном контексте ценностно-мотивационных соответствий важную нишу приобретает концепция открытого психолого-педагогического образования.

На сегодняшний день, внедрение информационных технологий в учебный процесс и развития дистанционного образования не является новой задачей. Эта проблема освещалась в исследованиях таких ученых, как О.А. Медведева, В.В. Михинкевич, В.А. Пивоваров, И.Н. Сертакова, Т.В. Кузьмина, Н.Х. Александрова, R. Shuemer и др.

Целью данной статьи является анализ перехода к современным технологиям вычислительной сети в контексте психолого-педагогического открытого образования.

Изложение основного материала статьи. Человечество постоянно находится в динамике и развитии, в стремлении упростить свою жизнь и свой быт, в желании получить как можно больше и потратить ресурсов как можно меньше. Всё это очень ярко описывается принципом 80/20, который вывел экономист и социолог В. Парето. Принцип 80/20 сводится к тому, что «небольшая доля причин, вкладываемых средств или прилагаемых усилий, отвечает за большую долю результатов, получаемой продукции или заработанного вознаграждения» [6]. Именно опираясь на этот принцип мы можем объяснить, что во многом из-за этого человечество и создало Интернет и так масштабно начало развивать цифровой мир и усложнять его с каждым годом, перенося туда как можно больше сфер реальной жизни в том числе и обучение. Появляется такое понятие как «цифровой мир», которое обозначает «доступность и использование цифровых инструментов для взаимодействия в сети Интернет, цифровых устройств, интеллектуальных устройств и других технологий» [7]. И в первую очередь это отражается в сфере образования, которое непосредственно зависит от «заказа» общества на определенные профессии и определенные компитенции у молодежи. Так, совсем недавно появился термин описывающий новый тип студента - «киборг», который получая множество различной информации в Интернете «при помощи ряда информационных фильтров генерирует нужную ему информацию в виде сырых, необработанных дайджестов (правда, разделенных по общим темам) и потоком выдает ее в требуемом формате (устный ответ, контрольная работа, реферат, эссе и др.)» [9].

Появление такого термина в образовательной среде имеет свои особые предпосылки, которые выражаются не только в переходе социума ко всему цифровому, не только в появлении новой культуры - цифровой, но и в психологических особенностях нового поколения - поколения Z - и естественно, во влиянии политических, экономических, религиозных доктрин. И когда мы говорим, что современная молодежь представляет собой уже новый предмет исследования в психологии и педагогики, как и во всех антропологических науках, то мы должны понимать и то, что развитие гармоничной, сформированной личности должно происходит уже по-другому и с другими особенности [8].

На сегодняшний день, понятия «открытое образование» трактуется по разному, при этом большинство учёных описывают его как некую систему, способствующую интеграции и взаимообогащению способов освоения мира. Данная система подразумевает сохранения и развития наиболее перспективных форм, методов и структур традиционной системы образования при внесении коррективов в организационные процессы и внедрении IT технологий [3, 5].

Открытое образовательное психолого-педагогическое пространство представляет собой социальный институт новой формации, который предоставляет возможность каждому будущему педагогу, педагогу-психологу выстроить эффективную образовательную траекторию, которая будет соответствовать его образовательным, личностно-профессиональным способностям и интересам, в независимости от территориальной локации образовательного учреждения [1, 2].

Учитывая, что в педагогической науке до сих пор нет единого определения открытого образования, чаще всего под открытым имеется в виду дистанционное образование («e-learning», «eeducation», «open education», «web-training»). При этом, основной составляющей системы открытого психолого-педагогического образования выступают инновационные экспериментальные разработки, успешно действующие модели, получившие широкое практическое применение в последних пару лет.

Так, открытое психолого-педагогическое образование включает: формирование открытого образовательного пространства, объединяющего ресурсы системы образования с новейшими информационными технологиями, внедряющего в практику технологии открытого обучения. Центральным звеном таких технологий является обеспечение эффективного обучения при возможности индивидуализации времени и места в независимости от присутствия обучающихся в образовательном учреждении, в том же городе или даже стране [3, 4].

Система открытого психолого-педагогического образования, обеспечивает возможность выбора обучающимися программы подготовки, преподавателя, графика и форм обучения в одном или нескольких учебных заведениях вне зависимости от места их расположения и места жительства обучаемого. Данная система обеспечивает целенаправленную, контролируемую самостоятельную работу обучающихся, возможность обучаться и проходить практику на протяжении всей жизни по индивидуальному плану, предоставляет доступ к информационным ресурсам всего мирового сообщества.

Таблица 1

Открытое психолого-педагогическое образовательное пространство современная модификация заочного

обучения

Основные отличия открытого обучения от заочного

Заочное обучение | Открытое образовательное пространство

для поступления на обучение

требуется свидетельство (аттестат, диплом)об образовании | не требуется никаких свидетельств об образовании

обучение происходит

утвержденный вузом учебный план с перечнем дисциплин, обучение происходит по утвержденному графику учебного процесса, регламентирована сессия и т.д. обучающийся сам выбирает содержание (из предлагаемых на выбор курсов, модулей), средства обучения, сроки, темп изучения, время прохождения экзаменов. У него есть возможность на время прекратить обучение по каким-либо обстоятельствам, а затем вернуться к нему вновь и т.д.

организация учебного процесса

для каждого учебного курса, модуля создаются комплекты учебных материалов (так называемые «кейсы»), включающие лекционный материал, практические задания и перечня тем для самостоятельного изучения для каждого учебного курса, модуля создаются комплекты учебных материалов (так называемые «кейсы»), включающие пособия на печатной основе, аудио-, видео- и слайд-фильмы, компьютерные программы. Такие комплекты для сотен учебных курсов, в том числе альтернативных, выпускаются десятками фирм и позволяют студенту самостоятельно осваивать материал

самостоятельная работа

самостоятельное изучение учебных курсов сопровождается методическими рекомендациями, консультациями, чаще всего по телефону или очно, проверкой им письменных заданий, практических работ в период сессиии т.д. самостоятельное изучение учебных курсов сопровождается консультациями тьютора (наставника-консультанта - новый тип педагога), чаще всего по телефону или Интернету, проверкой им письменных заданий; организацией групп взаимопомощи студентов, изучающих один и тот же курс, что позволяет им обмениваться информацией и идеями, практиковаться в различных ролях (тоже часто по телефону)

Таким образом, глобальной целью открытого психолого-педагогического образования является подготовка будущих специалистов к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях в условиях информационного сообщества.

Характерными чертами открытого психолого-педагогического образования, являются: целесообразность, качество, актуальность, опережающий характер, доступность, креативность.

Таблица 2

Модель реализации открытого психолого-педагогического образования

Обучающийся

Личностно-психологические особенности Культура / общественные ценности Система образования Государство / общественный заказ

Характеристика личности: - мотивы / потребности; - компетентность; - направленность; - способности; - темперамент / характер. Характеристика социальной среды: - социально-психологический климат; - социальные сети; - ситуация соучастия (в принятии решения); - этапы социализации; - социально-бытовые условия; - перспективы социального роста. Характеристика структуры: - преемственные программы образования; - федеральные госстандарты и требования; - сеть образовательных учреждений и научных организаций; - лица, осуществляющие педагогическую деятельность; - обеспечение образовательной деятельности; - органы, контролирующие реализацию и оценку качества образования; - органы, управляющие образовательной сферой; - объединения юридических лиц, общественные и государственно-общественные объединения, которые осуществляют свою деятельность в образовательной сфере. Характеристика направленности: - национальное единство и безопасность; - развитие человеческого капитала; - конкурентоспособность.

Характеристика деятельности: - ответственность решений; - скорость принятия решений; - потребность в изменениях; - информационный Характеристики общественных ценностей: - традиционные; - современные; - базовые; - терминальные; - инструментальные. Характеристика открытого обучения: - гибкость; - модульность; - параллельность; - рентабельность; - наставничество; - ИТ технологичность; - массовость; - мобильность. Характеристика качеств специалиста нового поколения: - ориентация на учебу, науку, профессию; - общественно-политическая деятельность, активная жизненная позиция; - культура, высокий уровень

поиск. духовности; - коммуникативность, вовлекаемость; - мобильность; - креативность; - скорость принятия решений; - целеустремленность.

Основная идея построения Модели реализации открытого психолого-педагогического образования - это создание комплексной и целостной системы обучения, основанной на взаимодействии между собой всех субъектов образовательного процесса, всех виртуальных представительств предоставляющих образовательные услуги независимо от места, времени и форм обучения на основе новых социально-образовательных технологиях, опираясь на социальный заказ и основываясь на личностно-психологических особенностях будущих специалистов. Так как, главная задача открытого психолого-педагогического образования это - создание условий для развития личности поколения Z путем непрерывного обучения и повышения своего профессионального роста в условиях информационного общества [7].

Выводы. Открытое психолого-педагогическое образование - это широкая информатизация и внедрение IT технологий обучения, создание благоприятных условий свободного доступа обучающихся к информационным ресурсам своей страны и стран мирового сообщества. Где в основе образовательного процесса лежит социальный заказ и личностные потребности поколения Z в получении образования. Индивидуальная траектория составляет целенаправленную, контролируемую, интенсивную работу обучаемого, вне зависимости от времени, места, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем онлайн. Открытое психолого-педагогическое образование - это система организационных, педагогических и информационных технологий, в которой архитектурными и структурными решениями обеспечиваются мобильностью, интероперабельностью, стабильностью, эффективностьью достигаемых при создании открытых систем.

Литература:

1. Агрова, К.О. Изучение тенденций современного веб-дизайна [Электронный ресурс]. Режим доступа: http HYPERLINK "http://sci-article.ru/statphp?i=1443528790"

2. Акиншина, Г.В., Быков Ю.В. Разработка методики проектирования защищенной веб-ориентированной информационной системы дистанционного образования / Г.В. Акиншина, Ю.В. Быков / Инфокоммуникационные технологии. - 2008. - Т.6. - №1. - С. 56-71.

3. Андреева, А.А. Информационно-образовательная среда университета / А.А. Андреева / Международный научно-исследовательский журнал. - № 11(77). - Часть 1.

4. Багиев, Г.Л. Маркетинг: учебник для вузов. 3-е изд. / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич. - СПб.: Питер, 2017. - 576 с.

5. ГОСТ РВ 51987 - 2002. Информационная технология. Комплекс стандартов на АС. Типовые требования и показатели качества функционирования информационных систем. - М.: Госстандарт России, 2002.

6. Закон Парето или принцип 80\20 [Электронный ресурс] // URL: https://www.lobanov-logist.ru/library/all_articles/54862/

7. Лупанов В.Н. Социология открытого образования: актуальные проблемы становления и развития [Электронный ресурс] / В.Н. Лупанов, Г.Б. Тимохова // Совр. проблемы науки и образования : электрон. науч. журн. - 2018. - № 3. - Режим доступа: https://www.science-education.ru/ru/article/ view?id=737

8. Рудакова, О.А. Особенности развития личности подростка в условиях цифровой среды / О.А. Рудакова, А.Н. Даниленко / Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сб. статей: -Ялта: РИО ГПА, 2021. - Вып. 70. Ч.2, 2021. - С. 380-383

9. Шевченко, О.К. Феномены "киборг" и "власть" в вузовской образовательной коммуникации // О.К. Шевченко. -Дискурс-Пи. - 2018. - Т.15, 1(30). - С. 83-88

Психология

УДК 378.2

кандидат психологических наук, доцент старший научный сотрудник отдела разработки методологии социальной, психологической, воспитательной и педагогической работы с осужденными Фёдоров Александр Фёдорович

Центр исследования проблем исполнения уголовных наказаний и психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы ФКУ НИИ ФСИН России (г. Москва), доцент кафедры социальной педагогики и психологии

Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых (г. Владимир)

ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ РАБОТНИКОВ

ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Аннотация. В статье показано, что существует выгорание в профессиях, где происходит работа с людьми, при этом происходит прогрессирование потери идеализма и энергии, которые испытывают люди в результате их профессиональной деятельности. Выделено, что психологическое сопровождение деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы необходимо, несмотря на опыт и навыки и большой стаж, в связи со спецификой их профессиональной деятельности, что может привести к профессиональному выгоранию и другим негативным явлениям в профессиональной деятельности сотрудников. Проводимое реформирование пенитенциарной системы является следствием перемен, которые происходят в нашем обществе. Инновационный характер является важной особенностью происходящей реформы. Профессиональное выгорание среди сотрудников является как «психологическая эрозия». Профессиональное выгорание возникает постепенно и незаметно для человека, этот синдром нельзя отнести к конкретным стрессовым ситуациям. Так же поддержали в определении «Эрозия души» К. Маслач и М. Ляйтер: «Оно представляет собой эрозию в ценностях, настроении и воле - эрозию человеческой души». А в тандеме с С. Джексоном, К. Маслач считали, что синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам, деперсонализацию. В отечественной науке начинается изучение синдрома профессионального выгорания в 1980-х годах. Термины «Профессиональное выгорание»,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.