Производство шелка в стране ограничено и не способно удовлетворить внутренний спрос, что приводит к импорту шелковых тканей. Большинство шелководных предприятий работают с устаревшим оборудованием и используют традиционные методы производства.
Потенциал шелководства в Туркменистане. Одним из основных преимуществ Туркменистана в сфере шелководства является его благоприятный климат и наличие подходящих для кормления шелкопряда растений, таких как деревья малины и шелковицы. Это создает условия для развития коконного производства и выращивания шелководных червей.
Кроме того, традиционные ремесленные навыки в производстве шелка широко распространены среди населения, что обеспечивает базу для развития производства шелковых изделий.
Проблемы и вызовы. Несмотря на потенциал, шелководство в Туркменистане сталкивается с рядом проблем, замедляющих его развитие. Ключевые проблемы включают в себя недостаток современного оборудования и технологий, ограниченный доступ к финансированию, а также недостаточное развитие инфраструктуры для переработки шелка.
Перспективы развития. Несмотря на сложности, существуют перспективы для развития шелководства в Туркменистане. Проведение реформ в сельском хозяйстве, в том числе в области поддержки сельских производителей шелка и модернизации производства, может способствовать увеличению объемов производства и улучшению качества продукции. Кроме того, расширение экспортных рынков и продвижение туркменского шелка на мировом рынке может стимулировать развитие отрасли.
Выводы и дальнейшие перспективы исследования
Исходя из анализа текущего состояния шелководства в Туркменистане, можно сделать вывод о значимости этой отрасли для экономики страны и ее потенциале для развития. Дальнейшие исследования должны быть направлены на изучение опыта других стран в развитии шелководства, а также на разработку конкретных мероприятий для содействия развитию отрасли в Туркменистане.
Список использованной литературы:
1. Абдуллаева, Г. Развитие шелководства в Туркменистане: проблемы и перспективы. "Вестник", 2019, с. 45-56.
2. Ибрагимов, А. Инвестиционный потенциал шелководства в Туркменистане. "Экономические аспекты", 2020, с. 12-23.
3. Каримов, Б. Опыт развития шелководства в странах Центральной Азии. "Научные труды Центра шелководства", 2018, с. 78-89.
©Ишангулыев И.М., Аннагелдиев М.А., 2024
УДК: 433
Оразмухаммедова М.,
преподаватель
Туркменского государственного университета имени Махтумкули
Ашгабат, Туркменистан.
ВОЗМОЖНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ В ПРЕДГОРЬЯХ ВОСТОЧНОГО КОПЕТДАГА
Аннотация
Расположение предгорной равнины Восточного Копетдага вблизи города Ашхабада и наличие на
его территории таких природных объектов как горы, возвышенности, холмы, равнины, долины, ущелий, овраги, дельт, пустыни, также исторических памятников позволяют организовать учебно-полевую практику для студентов специальности география, биология, экология, способствует изменению отношения к природе и окружающей среде, понятиям «природный комплекс, естественный и культурный ландшафт, экосистема», что способствует укреплению теоретических знаний студентов.
Ключевые слова
равнина, Восточный Копетдаг, учебно-полевая практика, природные условия, природные ресурсы, природно-территориальный комплекс, исторический памятник.
Orazmuhammedova M.,
Magtymguly Turkmen State University.
Ashgabat, Turkmenistan
Annotation
The location of the foothill plain of the Eastern Kopetdag near the city of Ashgabat and the presence on its territory of such natural objects as mountains, hills, plains, valleys, gorges, ravines, deltas, deserts, as well as historical monuments make it possible to organize educational field practice for students majoring in geography and biology , ecology, contributes to a change in attitude towards nature and the environment, the concepts of "natural complex, natural and cultural landscape, ecosystem", which helps strengthen students' theoretical knowledge.
Keywords
plain, Eastern Kopetdag , field practice, natural conditions, natural resources, natural-territorial complex, historical monument
Туркменистан развивается по всем отраслям экономики, повышается уровень жизни населения. Для того чтобы страна вышла на уровень развитых стран, проводятся реформы во всех отраслях народного хозяйства, внедряются передовые технологии, модернизируются системы и диверсифицируется производства. Большое значение придаётся молодому поколению как главному потенциалу для развития нашей страны. Для повышения качества предоставляемого для них образования строятся новые учебные корпуса, соответствующие мировым стандартам, и обеспечиваются современными передовыми технологиями. Открываются новые специальности, модернизируются учебные программы и литературная база. Подобные реформы дают возможность добиться высокого качества в этой сфере.
Чтобы воспитать молодое поколение не только научно-образованными, высоко квалифицированными специалистами, но и патриотично настроенными, воспитанными в национальном духе, необходимо организовать уроки в средних и высших учебных заведениях по предметам в соответствии с требованиями действующего законодательства. Если организация учебных экскурсий на уроках географии, биологии, экологии и истории в общеобразовательных школах помогает каждому учащемуся получать базовые сведения о природе и событиях, происходящих в ней, о достижениях народного хозяйства в своих селах и городах, то в высших учебных заведениях по специальностям география, биология, экология и тому подобных направлениях, проведения учебно-полевой практики по профильным специальностям способствует изменению отношения молодежи к природе и окружающей среде, понятиям «природное комплекс, ландшафт, естественный и культурный ландшафт, экосистема», различать природно-территориальные комплексы и их взаимную гармонию, помогает изучать пути поддержки экологического равновесия. А главной задачей настоящего натуралиста - увидеть своими
глазами многообразие природных красот нашей Родины.
Равнина в разные периоды истории называлась Аркач, Этек, Ахал и отличалась расположением развитых крепостей, городов и культурных центров. Они свидетельствуют о том, что на равнине существовала благоприятные природные условия и ресурсы, что они освоились человечеством в сельском хозяйстве с древнейших времен, также через них проходил Великий Шелковый путь.
В регионе всегда поддерживалась прочная связь между природой и человечеством. Потому что природа служит основным условием, определяющим зарождение, развитие и совершенствование жизни человека. В древние времена, когда климат был влажным, в регионе протекало множество горных водотоков с Копетдага, таких как Кельтечинар, Гозганчай, Манечай, Дурунгяр (Читли), Лайынсув и Келат. Как пишут некоторые ученые, эти горные реки были притоками палео-Амударьи, когда она текла в сторону Каспийского моря. Но после изменения направлении пра-Амударьи, в результате накопления аллювиально-пролювиальных отложений, которые отложенные горными реками, образовалась равнина [1]. На их берегах появились культурные центры как Анау, Алтындепе, Улугдепе, Намазгадепе, Гарадепе, Йылгынлыдепе и другие. Населения этих мест занимались земледелием, животноводством и ремеслом используя воду горных рек [2].
К концу III тыс д.н.э. в связи с засушливостям климата и усилением антропогенного воздействия на природу пески пустыни Каракум переместились в сторону предгорья Копетдага, пески Гяверс расположенный на востоке города Анау и Куридандан на западе реки Теджен до Восточного Копетдага. В результате усилилось явление опустынивания и увеличилась площадь пустынных земель. По этой причине между III и II тыс. д.н.э. определенная часть населения была вынуждена переселиться в долины, нижние течения рек Теджен и Мургап. Некоторые ученые связывают такую ситуацию с уменьшением количества вод горных рек, изменением их бассейнов и засолением почв плодородных сельскохозяйственных полей. В начале I тыс. д.н.э. климатические условия региона были близки к современным [1, 3].
Встречающиеся в культурных центрах и древних городах керамика, золотые и серебряные украшения, металлические сельскохозяйственные орудия, военные аксессуары, изделия из стекла, телеги предназначенные для перевозки хозяйственных товаров, все это содействует студентам получить полную информацию о природных условиях и ресурсах равнин в древности, о природных земельно-территориальных комплексах, уровне их использования в хозяйстве.
Рассказ преподавателя, проводящую практику, об условиях формирования природно-территориальных комплексов, о климате, строения Земли и о периодах ее преобразования, эндогенных и экзогенных силах, их воздействиях на формирования и изменения формы Земли, изменение природных условий и комплексов в зависимости от высоты, создаёт условия для студентов по-иному взглянуть на природу. Кроме того, объяснение тем, данных для учебно-полевой практики, на основе исторической и новой опубликованной информации, содействует развивать междисциплинарный связь, молодому поколению больше узнать об истории своей страны, о географических названиях и терминах. Это в свою очередь, будет способствовать воспитать в студентах чувства патриотизма, культуры, широкое мировоззрение.
Список использованной литературы:
1. Долуханов П.М. Палеоэкологические условия на территории Средней Азии в позднем плейстоцене и голоцене - // Инф. бюлл. Междун. Ассоц. по изуч. культур Центр. Азии. (МАИКЦА), 1987. - № 12, - С. 8-19.
2. Массон В.М. Неолитические поселения и средневековые города. - Ашгабат, 1971. -180с.
3. Хлопин И.Н. Историческая география Южных областей Средней Азии: (Античность и раннее средневековье) - Ашгабат: Ылым, 1983. - 210 с.
© Оразмухаммедова М., 2024