Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ РОССИИ НА ОСНОВЕ ОЦЕНКИ ESG-ФАКТОРОВ (НА ПРИМЕРЕ Г. ЛИПЕЦКА)'

ВОЗМОЖНОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ РОССИИ НА ОСНОВЕ ОЦЕНКИ ESG-ФАКТОРОВ (НА ПРИМЕРЕ Г. ЛИПЕЦКА) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
113
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ESG-ТРАНСФОРМАЦИЯ / Г. ЛИПЕЦК / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕСА / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / КОНЦЕССИОННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ / КОНТРАКТЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Скворцова Алина Сергеевна, Воротников Александр Михайлович

Устойчивое развитие современных городов требует ответственного управления во всех сферах. В связи с этим в статье приводится анализ развития городов России на примере г. Липецка по трем направлениям ESG-трансформации: экологическое управление, социальное управление, а также управление города органами местного самоуправления. Проведенная аналитика по предлагаемым параметрам может способствовать определению оценки города и в перспективе привлечению дополнительного финансирования из федерального бюджета страны, а также от частных инвесторов для дальнейшего развития и улучшения показателей предложенных индикаторов. В статье также рассматривается уровень развития взаимодействия государства и бизнеса, перспективность и применимость механизма государственно-частного партнерства, в том числе использование таких видов государственно-частного партнерства, как концессионные соглашения и контракты жизненного цикла в г. Липецке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Скворцова Алина Сергеевна, Воротников Александр Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POSSIBILITIES OF DETERMINING THE SUSTAINABILITY OF THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN CITIES BASED ON THE ASSESSMENT OF ESG FACTORS (ON THE EXAMPLE OF LIPETSK)

Sustainable development of modern cities requires responsible management in all areas. In this regard, the article provides an analysis of the development of Russian cities on the example of Lipetsk in three areas of ESG transformation: environmental management, social management, as well as the management of the city by local governments. The analysis carried out on the proposed parameters can help determine the assessment of the city and in the future attract additional funding from the federal budget of the country, as well as from private investors for further development and improvement of the indicators of the proposed indicators. The article also examines the level of development of interaction between the state and business, the prospects and applicability of the mechanism of public-private partnership, including the use of such types of public-private partnership as concession agreements and life cycle contracts in the city of Lipetsk.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ РОССИИ НА ОСНОВЕ ОЦЕНКИ ESG-ФАКТОРОВ (НА ПРИМЕРЕ Г. ЛИПЕЦКА)»

УДК 332

ВОЗМОЖНОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УСТОЙЧИВОСТИ РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ РОССИИ НА ОСНОВЕ ОЦЕНКИ ESG-ФАКТОРОВ

(на примере г. Липецка)

А.С. Скворцова, А.М. Воротников

Устойчивое развитие современных городов требует ответственного управления во всех сферах. В связи с этим в статье приводится анализ развития городов России на примере г. Липецка по трем направлениям ESG-трансформации: экологическое управление, социальное управление, а также управление города органами местного самоуправления. Проведенная аналитика по предлагаемым параметрам может способствовать определению оценки города и в перспективе привлечению дополнительного финансирования из федерального бюджета страны, а также от частных инвесторов для дальнейшего развития и улучшения показателей предложенных индикаторов. В статье также рассматривается уровень развития взаимодействия государства и бизнеса, перспективность и применимость механизма государственно-частного партнерства, в том числе использование таких видов государственно-частного партнерства, как концессионные соглашения и контракты жизненного цикла в г. Липецке.

Ключевые слова: ESG-трансформация; г Липецк; устойчивое развитие; взаимодействие государства и бизнеса; государственно-частное партнерство; концессионные соглашения; контракты жизненного цикла.

A.S. Skvortsova, A.M. Vorotnikov. THE POSSIBILITIES OF DETERMINING THE SUSTAINA-BILITY OF THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN CITIES BASED ON THE ASSESSMENT OF ESG FACTORS (on the example of Lipetsk)

Sustainable development of modern cities requires responsible management in all areas. In this regard, the article provides an analysis of the development of Russian cities on the example of Lipetsk in three areas of ESG transformation: environmental management, social management, as well as the management of the city by local governments. The analysis carried out on the proposed parameters can help determine the assessment of the city and in the future attract additional funding from the federal budget of the country, as well as from private investors for further development and improvement of the indicators of the proposed indicators. The article also examines the level of development of interaction between the state and business, the prospects and applicability of the mechanism of public-private partnership, including the use of such types of public-private partnership as concession agreements and life cycle contracts in the city of Lipetsk.

Keywords: ESG-transformation; Lipetsk; sustainable development; interaction between the state and business; public-private partnership; concession agreements; life cycle contracts.

Направление ESG-трансформации было сформировано Организацией Объединенных Наций для решения экологических, социальных и управленческих проблем не только коммерческих организаций, но и муниципальных образований. Об этом свидетельствуют разрабатываемые государственной корпорацией «ВЭБ.РФ» ESG-индексы для городов, с помощью которых в будет возможно более глубоко оценивать качество жизни в городах Российской Федерации.

Подобный метод оценки городов в последние годы обретает все большую значимость и популярность. Так, к примеру, научно-исследовательская работа И.В. Тарановой, посвященная рассмотрению применения ESG-трансформации на примере Ростовской обла-

сти, освещает возможность и эффективность применения данного метода анализа [11].

Опубликованные результаты проведенного анализа ESG-оценки городов России кредитным рейтинговым агентством «Эксперт РА» свидетельствуют о высоком уровне развития г Липецка. В связи с этим представляется важным в данной работе рассмотреть тенденцию устойчивого развития г Липецка более детально.

ESG включает в себе три критерия:

1. E - environmental (экологический). Способом оценки деятельности администрации города в сфере экологии могут выступать результаты анализа соблюдения федеральных законов, программ, национальных проектов, динамики разработки и принятия местных му-

54

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2022. № 3(49)

ниципальных программ, проектов, а также законов и иных нормативных правовых актов в этой сфере.

2. S - social (социальный). Оценить деятельность администрации муниципалитета в социальном управлении возможно с помощью оценки реализации социальных проектов, стратегий, программ, а также социально-экономического положения города, которое включает в себя демографические показатели, показатели по уровню занятости населения, уровня жизни, медицинского обеспечения, основные результаты деятельности организаций города, а также показатели по изменению цен и тарифов.

3. G - governance (управленческие). Провести оценку уровня и качества управления администрации города возможно с помощью анализа:

- результатов деятельности администрации;

- бюджетной политики по расходам и доходам;

- деятельности по противодействию коррупции;

- эффективности реализации муниципальных и ведомственных целевых программ;

- электоральной активности граждан;

- налаженности связи с общественностью;

- деятельности по разработке и принятию муниципальных нормативных и правовых актов.

В г. Липецке Федеральным государственным бюджетным учреждением «Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» в рамках федерального проекта «Чистый воздух» национального проекта «Экология», в который входят 12 крупных промышленных городов Российской Федерации, 4 раза в день на 5 станционных постах наблюдения проводится анализ атмосферного воздуха на предмет таких загрязняющих веществ, как взвешенные вещества, диоксид серы, оксид углерода, оксид и диоксид азота, сероводород, фенол и формальдегид [8]. Наибольшую опасность по загрязнению представляют ПАО «Новолипецкий металлургический комбинат», ООО «ЛТК Свободный сокол», АО «Липецкцемент», а также Липецкая теплоэлектроцентраль-2. По данным Липецкого центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, количество выявленных превышений относительно допустимой концентрации примесей в атмосфере определяется как «низкое», что свидетельствует об экологически ориентиро-

ванной деятельности промышленных предприятий и соблюдении ими необходимых требований по проведению работ [8].

Однако подобных положительных результатов нельзя наблюдать по передвижным источникам загрязнения. Количество автомобильного транспорта в г Липецке за последнее десятилетие увеличилось более чем в два раза, что, соответственно, увеличивает выбросы в атмосферный воздух, их долю загрязняющего воздействия, снижает пропускную способность города и увеличивает частоту и вероятность образования заторов на дорогах. В связи с этим городское планирование требует расширения дорожных полос, увеличения их количества, а также модернизации общественного транспорта для снижения частоты использования личного транспорта и, более того, перехода на использование экологического топлива.

Липецкая область является энергодефицитной, так как менее половины необходимого количества энергии покрывается с помощью собственных теплоэлектроцентралей, в связи с чем необходима установка энергосистем по выработке электроэнергии с помощью альтернативных источников энергии.

По решению Липецкого городского совета депутатов озеленение территорий и их благоустройство происходит в рамках Положения от 25.03.2008 № 790 «О создании, развитии и сохранении системы озеленения территорий Липецка» [3], «Правил благоустройства территорий города Липецка» от 26.11.2019 № 1019 [4], экспозиции «Проекта внесения изменений в Правила благоустройства города Липецка» [12].

При рассмотрении динамики бюджетных расходов на охрану окружающей среды можно сделать вывод, что в 2020 г на это направление было выделено 22 082 810,63 млн руб., в то время как в 2011 г было потрачено 7 162 000 млн руб. Данные показатели свидетельствуют об увеличении заинтересованности муниципалитета в улучшении экологической обстановки в г Липецке [5; 9]. Более того, заметна тенденция к прозрачной отчетности, так как появился подробный перечень расходов, в который вошли муниципальная программа «Охрана окружающей среды города Липецка», подпрограмма «Экологическая безопасность населения города Липецка», а также другие мероприятия.

Большим стимулом для реализации проектов, направленных на снижение негативного влияния на окружающую среду, выступает федеральная программа «Экологические проекты».

Для определения и достижения необходимого уровня развития в Липецкой области действует Закон от 25.12.2006 № 10-03 «Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2024 года» [2]. На основе из данных стратегий возможно оценить уровень такого социального фактора, как демографическое развитие области. В области сохраняется тенденция низкого естественного прироста населения: продолжает падать уровень рождаемости (с 2006 по 2021 г. -2031 чел.) [7]. Имеющуюся проблему предлагается решить введением дополнительных мер и расширением имеющихся мер по социальной поддержке семей. Несмотря на вспышки пандемии СО"УГО-19 в 2019-2021 гг., выросла средняя продолжительность жизни (с 68 лет и 6 мес. в 2010 г. до 69 лет и 2 мес. в 2021 г. соответственно) [7]. Несмотря на то что доля бедного населения сократилась к 2021 г. до 8 %, а уровень безработицы в 2022 г. упал до 0,4 %, средняя оплата труда продолжает прогрессивно расти (с 16 082 тыс. руб. в 2011 г. до 40 187,7 тыс. руб. в 2021 г.). Снижение численности населения обостряет проблема оттока трудоспособного населения из области, что может быть частично решено с помощью привлечения мигрантов на востребованные ниши [7].

Пространственное развитие расселения в области недостаточно регулируется, так как из 18 муниципальных районов наиболее густонаселенными являются Грязинский и Липецкий районы. Их плотность населения оценивается от 60 до 29 человек на км2. Девять районов (Лев-Толстовский, Добровский, Краснинский, Становлянский, Данковский, Измалковский, Долгоруковский, Тербунский, Воловский) отмечаются как районы с низкой плотностью населения (менее 20 человек на 1 км2). Двумя самыми густонаселенными территориями области являются г. Елец и г. Липецк, их плотность - более 1400 чел. на 1 км2 [2]. В связи с этим необходимо развивать инфраструктуру малонаселенных районов для сокращения оттока населения в города областного подчинения Елец и Липецк, а также в целом из области.

Исходя из статей расхода бюджета г. Липецка, в 2015 г. на социальную политику было выделено 229 980 424 руб., а в 2020 г. - 532 790 828,30 руб. Как видим, социальной политике уделяется больше внимания и на ее проведение расходуется больше средств [9].

Важным критерием качества управления городом является электоральная активность населения, его заинтересованность в выборе представительных лиц органов местного са-

моуправления. Так, в 2004 г. явка на выборы в городской совет депутатов составила 31,4 %, в 2010 г. - 32,5 %, в 2015 г. - 19,4 %, в 2020 г. -20,18 % [9]. Прослеживаемая тенденция демонстрирует снижение заинтересованности граждан в участии в выборах, которая прослеживается в целом по всей стране, а также ухудшение проводимых предвыборных мероприятий.

Однако большим потенциалом обладают мероприятия по информированности в сфере выборной избирательной системы среди молодого населения города и области. Так, в г. Липецке проводится День молодого избирателя, на котором участники приобщаются к проверке своих знаний с помощью электронной платформы «Школа молодого избирателя» и серии игр «Умники и умницы избирательного права». В 2017 г. был создан клуб молодых избирателей в Липецком филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, работа которого была поощрена Избирательной комиссией Липецкой области. Вовлечение молодежи обеспечит устойчивое развитие гражданского общества, избирательной осведомленности и ответственности.

Необходимо отметить уровень прозрачности в ежегодных отчетах по итогам исполнения бюджета города по статьям расходов и доходов по различным направлениям. Так, с 2013 г. в свободном доступе находятся антикоррупционные декларации со сведениями о доходах, расходах, имуществах и обязательствах имущественного характера главы города, руководителей и сотрудников администрации города, депутатов, руководителей подведомственных учреждений, сотрудников совета и счетной палаты, их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей [6; 9]. Прозрачными являются и отчеты по реализации проводимых муниципальных программ, которые загружаются в свободный доступ ежегодно с 2018 г. [9].

На официальном сайте администрации города работает интернет-приемная. Обращения обрабатываются и освещаются на сайте ежеквартально с 2014 г. Благодаря размещенному графику личных приемов граждан заинтересованные в общественной жизни жители города могут записаться на прием и прийти со своими предложениями и замечаниями, что говорит о налаженности работы с общественностью.

Устойчивое развитие страны и ее экономики труднодостижимо без помощи бизнеса. Именно поэтому в настоящее время все большую популярность обретают различные виды

взаимодействия государства и бизнеса, чьими интересами и является взаимовыгодное продуктивное сотрудничество во благо улучшения качества и комфорта жизнедеятельности всего населения. По данным Министерства экономического развития Российской Федерации, на 2019 г. Липецкая область занимает 56 место из 85 субъектов Российской Федерации в рейтинге по уровню развития сферы государственно-частного партнерства [10]. Это оценка позволяет сделать вывод о низкой частоте использования данного механизма и необходимости его развития.

В России государственно-частное партнерство получило большее распространение в виде концессионных соглашений. В 2021 г. в г. Липецке было реализовано три проекта на основе концессий, в 2022 г. планируется реализация еще одного проекта, на один объект открыт конкурс [9].

Перспективным, но еще не таким популярным, как концессия, является такой вид государственно-частного партнерства, как контракты жизненного цикла (далее - КЖЦ). Они заключаются на конкурсной основе на жизненный цикл объекта (обычно 20-40 лет), который полностью реализуется частным партнером на всех стадиях проекта, а выплаты за использование объекта государство совершает с момента эксплуатации объекта и в период его бесперебойного функционирования. Так, в интересах частного партнера важно как можно быстрее и качественнее выполнить свою работу, чтобы снизить риск возникновения издержек в виде ремонтов и прочего. Отличительной чертой контрактов жизненного цикла от концессионных соглашений является тот факт, что объем выплат при применении КЖЦ не зависит от спроса на объект, так как в этом случае частный партнер, в отличие от концессионных соглашений, не получает с этого прибыли. Для городов России, в том числе и для г. Липецка, наиболее применимыми являются КЖЦ по проектированию, строительству, реконструкции и реставрации инфраструктурных объектов и автомобильных дорог. Более того, помимо выделенных сфер, государственно-частное партнерство может найти свое применение в реализации природно-климатических проектов, отвечающих на вызов ESG-трансформации и направленных на снижение выбросов диоксид углерода и выработке «зеленой» энергии с помощью возобновляемых альтернативных источников.

Немаловажную роль играет государство в развитии проектов социального воздействия,

оператором которых является государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ». Хоть и социально ориентированные проекты, попадающие под пилотную апробацию, реализуются на средства частных инвесторов, в случае достижения успешных показателей и результатов государство совершает выплаты организатору в виде субсидий в заранее согласованных объемах. Такие проекты позволяют значительно ускорить повышение уровня социально-экономического развития г. Липецка.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. В сфере экологического управления наблюдается динамическое и положительное снижение выбросов в атмосферу с промышленных предприятий, что сопровождается постоянными проверками качества воздуха на станционных постах г. Липецка. Проводятся работы по озеленению и благоустройству территорий. Однако сохраняются проблемы частоты и количества использования передвижных источников загрязнения - транспорта. Необходим переход на следование политики энергосбережения, энергоэффективности и перехода на возобновляемые источники энергии для выхода из энергодефицитного положения. Решение этих проблем требует незамедлительных действий для улучшения экологического фактора трансформации.

2. В сфере социального управления наблюдается положительная динамика по улучшению качества жизни населения города. Растут заработные платы, создаются новые рабочие места и снижается уровень бедности. Однако необходимо решать проблемы сокращения населения расселением в области и уменьшением оттока трудоспособных кадров. Решение этих проблем представляется возможным путем улучшения инфраструктур городов области, а также созданием квалифицированных рабочих мест для привлекательной трудовой перспективы в Липецкой области.

3. В сфере управления г. Липецком необходимо выделить такое преимущество, как прозрачная отчетность по исполнению ежегодного городского бюджета, программ и антикоррупционной деятельности. Высоко развита связь с общественностью, принимаются предложения и замечания граждан. Однако снижается уровень электоральной активности жителей города Липецк, что требует проведения ориентированных на свое население предвыборных агитаций, а также мероприятий по повышению осведомленности в своих активных избирательных правах не только

взрослого населения, но и подрастающего поколения.

4. Государственно-частное партнерство в Липецкой области по уровню развития находится ниже среднего по стране. Повышение частоты применения механизмов взаимодействия государства и бизнеса положительно отразится на развитии экономики области и страны. Используемые в Липецке концессионные соглашения могут быть дополнены контрактами жизненного цикла, так как могут привлечь больше частных партнеров, готовых к реализации проектов. По мнению авторов, перспективным является использование офтейковых и офсетных контрактов. Эффективное применение последних убедительно демонстрирует г. Москва.

Исходя из всего вышесказанного, г. Липецк является потенциально перспективным городом для развития по всем трем критериям ESG-трансформации. Экономика города прогрессивно развивается за счет продуктивных работ на промышленных и обрабатывающих предприятиях. По рейтингу инвестиций в основной капитал Липецкая область с каждым годом улучшает свое положение.

Благодаря повсеместному применению ESG-трансформации городов, определению их индексов и созданию соответствующего рейтинга будет возможно отслеживать динамику развития городов по всей России. Рейтинг позволит провести анализ и определить, каким из них более рационально оказать финансовую помощь из федерального бюджета. Это послужит мотивацией для городов по улучшению своих экологических, социальных и управленческих показателей.

Список литературы

1. О внесении изменений в Закон Липецкой области «Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года: закон Липецкой области от 29.10.2018 № 213-03 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов Кодекс. URL: https://docs.cntd.ru/document/550235443?marker (дата обращения: 21.08.2022).

2. Стратегия социально-экономического развития Липецкой области на период до 2024 года: закон Липецкой области от 25.12.2006 № 10-03 (в ред. от 25.05.2009 № 264-03, от 14.12.2011 № 580-03, от 29.10.2018 № 213-03) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов Кодекс. URL: https://docs. cntd.ru/document/872606764 (дата обращения: 21.08.2022).

3. 0 Положении «0 создании, развитии и

сохранении системы озеленения территории города Липецка»: решение Липецкого городского совета депутатов от 25.03.2008 № 790 (в ред. от 30.06.2009 № 1095, от 24.07.2012 № 493, от 27.10.2015 № 24) // 0фициальный интернет-портал города Липецк. URL: https://lipetskcity.ru/ upload/ORV/Docs/Ekspertiza/27.08.18-14.09.18/ Polozhenie.pdf (дата обращения: 21.08.2022).

4. 0 правилах благоустройства территорий города Липецка: решение Липецкого городского совета депутатов от 26.11.2019 № 1019 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов Кодекс. URL: https://docs. cntd.ru/document/561621931 (дата обращения: 21.08.2022).

5. 0б отчете об исполнении Бюджета города Липецка за 2020 год: решение Липецкого городского совета депутатов от 25.05.2021 № 136 // 0фициальный интернет-портал города Липецк. URL: https://lipetskcity.ru/upload/news_ img/2021/May/3105/1/2020.pdf (дата обращения: 21.08.2022).

6. Липецк - городской округ. Антикоррупционная декларация // Декларатор: офиц. сайт. URL: https://declarator.org/office/2831 (дата обращения: 21.08.2022).

7. Липецкий информационно-справочный портал. URL: https://gorod48.ru (дата обращения: 21.08.2022).

8. 0перативная информация о качестве воздуха города Липецка: мониторинг загрязнения окружающей среды // Липецкий центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды: офиц. сайт URL: http://www.cgms.ru/48/ text/index.php?id=41&t=216 (дата обращения: 21.08.2022).

9. 0фициальный сайт города Липецка. URL: https://lipetskcity.ru (дата обращения: 21.08.2022).

10. Рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню развития сферы государственно-частного партнерства за 2019 год Министерства экономического развития Российской Федерации // Инвестиционный портал города Москвы: офиц. сайт. URL: https://investmoscow.ru/me-dia/3338887/reiting_gchp_022020.pdf (дата обращения: 21.08.2022).

11. Таранова И.В., ЯнченкоД.В., Боева К.Ю. 0с-новные направления реализации ESG-принципов в контексте устойчивого социо-эколого-экономи-ческого развития региона (на материалах Ростовской области) // Московский экономический журнал. 2022. №4. С. 242-247.

12. Экспозиция «Проект внесения изменений в Правила благоустройства территорий города Липецка» // Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Липецка Администрация города Липец-

ка: офиц. сайт. URL: http://www.depgrad48.ru/ regulations/rules-of-improvement/ (дата обращения: 21.08.2022).

References

1. O vnesenii izmenenij v Zakon Lipetskoj oblasti «Strategiya sotsiaTno-ekonomicheskogo razvitiya Lipetskoj oblasti na period do 2020 goda [On amendments to the Law of the Lipetsk region "Strategy of socio-economic development of the Lipetsk region for the period up to 2020]: zakon Lipetskoj oblasti ot 29.10.2018 № 213-OZ // Elektronnyj fond pravovykh i normativno-tekh-nicheskikh dokumentov Kodeks. URL: https://docs. cntd.ru/document/550235443?marker (Accessed 21.08.2022).

2. Strategiya sotsiaTno-ekonomicheskogo razvitiya Lipetskoj oblasti na period do 2024 goda [The strategy of socio-economic development of the Lipetsk region for the period up to 2024]: zakon Lipetskoj oblasti ot 25.12.2006 № 10-0Z (v red. ot 25.05.2009 № 264-OZ, ot 14.12.2011 № 580-0Z, ot 29.10.2018 № 213-OZ) // Elektronnyj fond pravovykh i normativ-no-tekhnicheskikh dokumentov Kodeks. URL: https://docs.cntd.ru/document/872606764 (Accessed 21.08.2022).

3. O Polozhenii «O sozdanii, razvitii i sokhrane-nii sistemy ozeleneniya territorii goroda Lipetska» [On the Regulation «On the creation, development and preservation of the greening system of the territory of the city of Lipetsk»]: reshenie Lipetskogo gorodskogo soveta deputatov ot 25.03.2008 № 790 (v red. ot 30.06.2009 № 1095, ot 24.07.2012 № 493, ot 27.10.2015 № 24) // OftsciaTnyj internet-portal goroda Lipetsk. URL: https://lipetskcity.ru/upload/ 0RV/Docs/Ekspertiza/27.08.18-14.09.18/Polozhe-nie.pdf (Accessed 21.08.2022).

4. O pravilakh blagoustrojstva territorij goroda Lipetska [About the rules of improvement of the territories of the city of Lipetsk]: reshenie Lipetskogo gorodskogo soveta deputatov ot 26.11.2019 № 1 0 1 9 // Elektronnyj fond pravovykh i norma-tivno-tekhnicheskikh dokumentov Kodeks. URL: https://docs.cntd.ru/document/561621931 (Accessed 21.08.2022).

5. Ob otchete ob ispolnenii Byudzheta goroda Lipetska za 2020 god [About the report on the Budget execution of the city of Lipetsk for 2020]: reshenie Lipetskogo gorodskogo soveta deputatov ot 25.05.2021 № 136 // OfitsiaTnyj internet-portal goroda Lipetsk. URL: https://lipetskcity.ru/upload/ news_img/2021/May/3105/1/2020.pdf (Accessed 21.08.2022).

6. Lipetsk - gorodskoj okrug. Antikorrupt-sionnaya deklaratsiya // Deklarator: ofits. sajt. URL: https://declarator.org/office/2831 (Accessed 21.08.2022).

7. Lipetskij informatsionno-spravochnyj portal. URL: https://gorod48.ru (Accessed 21.08.2022).

8. Operativnaya informatsiya o kachestve voz-dukha goroda Lipetska: monitoring zagryazneniya okruzhayushchej sredy // Lipetskij tsentr po gidro-meteorologii i monitoringu okruzhayushchej sredy: ofits. sajt URL: http://www.cgms.ru/48/text/index. php?id=41&t=216 (Accessed 21.08.2022).

9. OfitsiaTnyj sajt goroda Lipetska. URL: https:// lipetskcity.ru (Accessed 21.08.2022).

10. Rejting sub"ektov Rossijskoj Federatsii po urovnyu razvitiya sfery gosudarstvenno-chastnogo partnerstva za 2019 god Ministerstva ekonomi-cheskogo razvitiya Rossijskoj Federatsii // Inves-titsionnyj portal goroda Moskvy: ofits. sajt. URL: https://investmoscow.ru/media/3338887/reiting_ gchp_022020.pdf (Accessed 21.08.2022).

11. Taranova I.V., Yanchenko D.V., Boeva K.Yu. Osnovnye napravleniya realizatsii ESG-principov v kontekste ustojchivogo socio-ekologo-ekonomi-cheskogo razvitiya regiona (na materialakh Rostovs-koj oblasti) [The main directions of implementation of ESG principles in the context of sustainable socio-ecological and economic development of the region (based on the materials of the Rostov region)] // Moskovskij ekonomicheskij zhurnal. 2022. № 4. S. 242-247.

12. Ekspozitsiya «Proekt vneseniya izmenenij v Pravila blagoustrojstva territorij goroda Lipetska» // Departament gradostroiteTstva i arkhitek-tury administratsii goroda Lipetska Administratsiya goroda Lipetska: ofits. sajt. URL: http://www.dep-grad48.ru/regulations/rules-of-improvement/ (Accessed 21.08.2022).

СКВОРЦОВА Алина Сергеевна - студент. Институт общественных наук Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Россия. Москва. E-mail: alinaskvor24@gmail.com.

ВОРОТНИКОВ Александр Михайлович - кандидат химических наук, доцент кафедры государственного управления и публичной политики, координатор Экспертного совета Экспертного центра ПОРА (Проектный офис развития Арктики). Институт общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственный службы. Россия. Москва. E-mail: vdep14@ yandex.ru.

SKVORTSOVA, Alina Sergeevna - Student. The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. Russia. Moscow. E-mail: alinaskvor24@gmail.com.

VOROTNIKOV, Alexander Mikhailovich - Candidate of Chemical Sciences, Associate Professor of the Department of Public Administration and Public Policy, coordinator of the Expert Council of the Expert Center PORA (Arctic Development Project Office). The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. Russia. Moscow. E-mail: vdep14@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.