DOI: 10.19181/population.2021.24A7
ВОЗМОЖНОСТИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОСНОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
Сухоцка Л.1,5, Ярашева А. В.2*, Медведева Е. И.,2 Александрова О. А.2,3, Крошилин С. В.2,4, Аликперова Н. В.2,3
1Institute of Biofeedback and Noo-Psychosomatic (Институт биологической обратной связи и ноо-психосоматики) (20-706, Польша, Люблин, ул. Фармасейтична, 13) Институт социально-экономических проблем народонаселения ФНИСЦРАН (117218, Россия, Москва, Нахимовский проспект, 32) 3Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (125993, Россия, Москва, Ленинградский проспект, 49) 4Рязанский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова (390026, Россия, Рязань, ул. Высоковольтная, 9) 5Jan Kochanowski University of Kielce (Кельцский университет имени Яна Кохановского) (25-029, Польша, Кельце, ул. Краковска, 11)
*E-mail: baktriana@rambler.ru
Финансирование:
Исследование выполнено в рамках НИР по Государственному заданию «Анализ деятельности населения регионов России в сферах финансового поведения, распространения информационных технологий, естественного и миграционного движения» № 0165-2018-0005. Для цитирования:
Сухоцка Л., Ярашева А. В., Медведева Е. И., Александрова О. А., Крошилин С. В., Аликперова Н. В. Возможности междисциплинарного исследования основ экономического поведения// Народонаселение.— 2021.- Т. 24.— № 4.— С. 82-94. DOI: 10.19181/population.2021.24.4.7.
Цель исследования—выявить тенденции экономического поведения населения в сфере потребительской, сберегательной, инвестиционной, кредитной активности. Анализ экономических действий человека лишь для решения научных задач подразделяют на перечисленные виды, на практике же индивид принимает то или иное решение (выбирает определённую стратегию) под влиянием одновременно воздействующих групп факторов, которые зависят от пола и возраста, места и условий проживания, принадлежности к социально-доходной группе, уровня образования, психологических и ценностных установок, уровня развития финансовой инфраструктуры на определённой территории, этапа экономического развития страны и/или региона. А в настоящее время добавился ещё один существенный фактор—последствия пандемии коронавируса, которые меняют привычные модели экономического поведения. В статье представлены результаты первого этапа авторского междисциплинарного проекта «Социально-психологические факторы экономического поведения населения: риски и возможности (межстрановые сравнения) ». На основе данных, полученных с помощью разработанного авторами социологического инструментария, исследуются виды экономического поведения с точки зрения четырёх, тесно связанных с особенностями менталитета психосоциальных аспектов: доверие, риск, стресс, ответственность. Междисциплинарный подход к изучению мотивов и стратегий экономического поведения обеспечивает выявление наиболее близкой к реальности картины всех имеющихся на сегодняшний день рисков и возможностей для населения на рынке финансовых и потребительских услуг. Данные, полученные по результатам опроса российского населения, на втором этапе будут сопоставляться с выводами по предстоящим опросам респондентов из Польши, Белоруссии, Литвы и Словакии.
Ключевые слова: экономическое поведение, социальные факторы, психологические факторы, сберегательно-инвестиционное поведение, кредитные стратегии, потребительское поведение.
© Сухоцка Л., Ярашева А. В., Медведева Е. И., Александрова О. А, Крошилин С. В., Аликперова Н. В., 2021
Известная фраза Льва Толстого о том, что все счастливые семьи похожи друг на друга, а каждая несчастливая—несчастна по-своему, применима и к существующим в тех или иных национальных границах социумам. С одной стороны, ключевые экономические и технологические тренды, такие как формирование, в том числе в бывших социалистических странах, общества потребления; тенденция финансиализации капитализма, в рамках которой гипертрофированный финансовый рынок все сильнее вовлекает в свою орбиту обычных граждан; цифрови-зация, открывающая новые возможности в сфере потребления и финансов, но и создающая новые риски; рост масштабов неустойчивой занятости; сокращение участия государства в обеспечении населения социальными благами (жильём, пенсиями, образованием, медицинской помощью) имеют глобальный характер. Соответственно, население по всему миру ощущает на себе влияние мирового финансового кризиса; включается в виртуальную среду; задумывается о своих текущих и будущих доходах (способах их получения, сохранения и преумножения). С другой стороны, представления о рисках и возможности их избежать, связанный с этим уровень стресса во многом зависят от степени имеющегося в том или ином обществе межличностного и институционального доверия, ответственности его членов за индивидуальное и общественное благополучие, их способности реализовывать эффективные модели экономического поведения. Именно наличие присущей каждому обществу специфики, несмотря на погруженность в общий для всех современный глобальный контекст, обусловливает интерес к проведению межстрановых сравнений. При этом дополнительные эффекты от такого сравнительного анализа в виде выявления тех или иных важных нюансов, возможны, скорее, тогда, когда изучаемые социумы имеют и ряд общих характеристик (общие этнические корни; тесную историческую связь и тому подобное), и ряд заметных отличий (например, касающихся исповедуемых религий; выбора пути на тех или иных исторических развилках и так далее). С учётом
сказанного, представляет интерес сравнительный анализ российского и польского социумов. Попытка такого исследования предпринята в рамках международного проекта «Социально-психологические факторы экономического поведения населения: риски и возможности (межстрановые сравнения) ». Целью исследования является выявление особенностей экономического поведения населения в разрезе четырёх, тесно связанных с особенностями менталитета психосоциальных аспектов: доверие, риск, стресс, ответственность. Действительно, уровень доверия к государству в целом и, в частности, к финансовой (банковской) системе, отражается на возможностях и формах проявления сберегательной и инвестиционной активности. А умение учитывать риски, особенно в стрессовой ситуации, и индивидуальная ответственность, как взаимосвязанные характеристики, существенно влияют на потенциальную виктимизацию населения при проявлении кредитной и инвестиционной активности.
Факторы, оказывающие влияние на мотивы экономического поведения населения, в зависимости от конкретных задач исследуются как представителями отдельных научных направлений (экономистами, психологами, социологами, культурологами), так и коллективами, анализирующими монетарные стратегии людей на стыке научных дисциплин. Междисциплинарный подход обеспечивает получение наиболее информативных и достоверных результатов и выводов, необходимых для построения макроэкономических прогнозов, а также разработки рекомендаций для управления отдельными видами экономического поведения населения. В постоянно изменяющихся условиях и, особенно, в период постковидного восстановления экономики важно выявить, какие именно социально-психологические факторы, прежде всего, детерминируют экономическое поведение людей.
Разработанность темы исследования
Выбор подходов к изучению поведенческой экономики обусловлен необходимо-
стью установления тех или иных взаимосвязей: между ожиданиями населения и сберегательными стратегиями [1], уровнем доверия граждан банкам и консервативностью/ рискованностью моделей финансового поведения [2]. С целью разработки вопросов регулирования финансового сектора и социальной сферы анализируются макроэкономические и социально-психологические факторы экономического поведения населения [3]. Отдельные виды монетарной активности человека рассматриваются с точки зрения рискованности кредитных [4] и инвестиционных [5] стратегий, потребительского поведения как в целом в стране, так и в её регионах [6] и городах [7]. Отдельное внимание учёными уделяется таким проблемам, как финансовая безопасность [8] в применении к разным социально-демографическим группам общества, а также цифрови-зация банковской сферы и риски для физических лиц, связанные с данным процессом [9]. Ответственность человека за принятие того или иного решения изучается с точки зрения финансового самоконтроля в разрезе видов экономического поведения, например, кредитного [10], а также, исходя из демографических характеристик потребителя финансовых услуг, например, принадлежности к возрастной когорте [11]. Вынужденная самоизоляция в наиболее сложный период борьбы с пандемией коронавируса привела к трансформации [12] психологии потребителя [13], что требует дополнительных исследований.
Концептуальные подходы к исследованию экономического поведения основаны на систематизации и изучении факторов, непосредственно действующих на принятие населением решений об использовании денежных ресурсов, среди которых: 1) обеспечение атмосферы доверия, то есть государственного механизма, при котором не допускается обесценение накоплений граждан, а их права при взаимодействии с финансовыми институтами надёжно защищены; 2) стабильность и прогнозируемость развития экономики, отказ от навязывания населению завышенных стандартов потребления; 3) физическая доступность кредитно-
финансовых учреждений в малых городах и сёлах и развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры, повышение цифровой культуры россиян [14].
Материалы и методы
Результаты собственных предшествующих исследований, а также вторичный анализ данных других исследовательских центров, позволили сформулировать ряд ключевых гипотез относительно установок и типичных моделей финансового поведения населения и определиться с инструментарием, позволяющим собрать необходимую для их проверки эмпирическую базу. Выявление психологических факторов, оказывающих влияние на экономические стратегии населения, осуществляется на основе опросника способов совла-дания (ОСС) (Ways of Coping Questionary— WCO,)1. Вопросы, сформулированные партнёрами из Institute of Biofeedback and Noo-Psychosomatic (Институт биологической обратной связи и ноо-психосоматики, Люблин, Польша), опираются на методику, в основе которой лежит когнитивная модель совладания (переживания и преодоления стрессовых ситуаций) Р. Лазаруса. Гипотезой служит то, что совладание зависит не столько от личностных характеристик субъекта, сколько от самой стрессовой ситуации, а выбранная стратегия совладания представляет собой затраченные когнитивные и поведенческие усилия. Опросник (43 закрытых вопроса) относится к группе ин-траиндивидуальных методов и позволяет оценить основные стратегии (или реакции) преодоления стрессовых ситуаций2. В дополнение предлагается ещё 10 вопросов для оценки социо-психологического портрета опрашиваемого и 2 вопроса (закрытый и полузакрытый) относительно ощущения счастья и ожиданий респондента.
1 Способ был предложен для измерения интраиндиви-дуального копинга, который создан в 1988 г. Р. Лазарусом и С. Фолкманом.
2 На предложение вспомнить какую-либо пережитую трудную жизненную ситуацию, респонденту необходимо выразить своё согласие/несогласие со сформулированными готовыми ответами по 4-х балльной шкале.
Анализ потребительского поведения основан на том, что в современном обществе все чаще встаёт вопрос о том, как оценить (измерить) количество товаров, необходимых индивиду для того, чтобы чувствовать себя полноценным (успешным) членом общества, «радоваться жизни», развиваться [15; 16]; как реагирует выработанная потребительская стратегия человека на современные вызовы: пандемию, изменения предложения товаров и услуг, разные формы торговли и виды оплаты. С целью изучения новых форматов поведения людей на потребительском рынке, выявления приоритетных моделей их самопозиционирования, анализа мотивов и стимулов рационального поведения с точки зрения получаемых доходов и расходов был сформирован блок вопросов, касающихся посещения торгово-развлекательных центров (ТРЦ), совершения покупок, способов оплаты, доверия покупкам и услугам, приобретаемым через Интернет, в том числе, оценки качества обучения в формате on-line. Часть вопросов связана с особенностями поведения в условиях пандемии, изменениями затрат на информационно- коммуникационные технологии и использованием Интернета. Значительная часть вопросов является апробированной в рамках уже проведённых исследований [16], что позволит сопоставить ранее полученные результаты с данными настоящего исследования.
Актуальные тренды в сберегательном и инвестиционном поведении исследуются в рамках оценки отношения индивидов к способам формирования сбережений, предпочтения инвестиционных финансовых инструментов, доверия к финансовым институтам, опыта решения споров в случае конфликтных ситуаций с финансовыми организациями. Вопросы касаются и адаптации респондентов к таким вызовам, как инфляция, нестабильность курса национальной валюты, экономические последствия пандемии COVID-19, а также возможных действий для достижения финансовой стабильности в будущем, представлений об ответственности за неверно принятое инвестиционное решение. Отдельное внима-
ние уделяется финансовой грамотности населения и защите прав граждан на финансовом рынке.
Выявление рисков при реализации кредитного поведения основывается на оценках населением вероятности невозврата долга (задержки платежей), обращения к услугам микрофинансовых организаций, рисков и причин попадания в «кредитное рабство», морального выбора невозврата (банку и/или родственникам, друзьям) занятых денежных средств. Для формирования детерминированной выборки были выделены возрастные когорты, а также различные категории респондентов исходя из уровня образования; вида экономической деятельности (на основной работе); формы собственности предприятия; оценки собственных финансовых возможностей; семейного положения и наличия детей; характера населённого пункта, в котором проживает респондент. Именно эти социально-демографические характеристики, как предполагается, могут оказывать заметное влияние на избираемые индивидами и домохозяйствами стратегии экономического поведения.
На первом этапе реализации проекта проведено пилотное исследование, особенно важное в рамках международного проекта и возможного влияния межкультур -ных различий на трактовку тех или иных явлений, понятий. При формулировании вопросов анкеты были учтены особенности стран-участниц проекта в отношении систем образования, классификации видов экономической деятельности и так далее, что позволит получить более релевантные и поддающиеся сравнению результаты (опрос проводится на основе единой анкеты). Для опроса используется метод CAPI (Computer-assisted personal interviewing— Компьютерное личное интервью), а точнее, поскольку интервьюер отсутствует, метод CAWI (Computer Assisted Web Interviewing)3 — когда в ходе интервью, респондент заполняет анкету самостоятельно.
3 CAPI/CAWI-инструментарий // Практика исследования потребителя: [сайт].- URL: http://ma-praktika.ru/ru/tools/ rinstrum-capi.html (Дата обращения: 27.09.2021).
47,3
Источник:
■Аенег вполне лкт^шчнй, чтпоы ни ft^ejw eerie не огка ^ынаг;»
□ i 'íIK/nnJ Ы>Лы_|.»М.Т||Л TOtl.UOll 4ЛпТ1'ЛЫ'СГЛ ГСЛьНОкЛни!-
дикими -i, телейл sopl не зшэцмет y Hit трч^ностен, однако покупку 19,5 ает ияашиш мйчае н^дошупн,!
□ ÜCML" ДОСТЯВЧ HÜ ДЛ* Г pklcéptTtMH" Н4М)6лОДИМЫ< продуктов № L>u_- ИЛЬ . UAIIdvJ fxi.'H'L' P|>v МЭИ' покупки ПртОДНТ^Я (11 KíldД311ЫI h lid потом
ОЦ¥нег хватает только на проьунто» пнтания
□ Денег X« WJTifT дамъе H П npiílúSlift-Hlíí1 ПрОД\нТЧ» ПИГДННЛ, П рилОДиТ^Й ВЛ«аП,0 ДОЛГИ
Рис. 1. Самооценка денежных доходов респондентов, %
Fig.1. Self-assessment of respondents' monetary income, % авторские исследования
Рис. 2. Распределение ответов на вопрос «Как часто Вы ходите в ТРЦ?», %
Fig. 2. Distribution of answers to the question «How often do you go to shopping and entertainment centers (SEC)?», %
Источник: авторские исследования
Результаты исследования
Представленные ниже результаты — часть «пилотного» среза, полученного в российском сегменте. На настоящий момент (опрос продолжается) в анкетировании приняли участие 320 человек4.
4 В том числе 72%-женщины и 28%- мужчины, что обусловлено его дистанционной формой: как показывает опыт, женщины чаще доходят до конца опросного листа. По возрасту 68,5% респондентов- 19-29 лет; 19%-30-49 лет; около 8%-50-70 лет. Почти половина респондентов проживает в городах-миллионниках и ещё 7%- в городах с населением от 50о тыс. до 1 млн. жителей, четверть- в городах с населением от 100 до 500 тыс. человек; 16%-в городах с населением до 100 тыс. человек. Более половины респондентов имеют высшее образование, 16%- среднее профессиональное; 9%- послевузовское. Не работает на момент опроса треть респондентов (в основном это студенты очной формы обучения). Занятые респонденты работают преимущественно в частном секторе (около 40% выборки), в государственных организациях занят каждый четвёртый респондент.
Согласно самооценке денежных доходов, 1/5 респондентов можно отнести к средней страте российского среднего класса и почти столько же—являются малообеспеченными; чуть чаще, чем 10% респондентов, относится к верхней страте среднего класса (рис. 1).
Что касается трендов потребительского поведения, то, судя по предварительным данным, нельзя сказать, что посещение ТРЦ стало для городских жителей России рутинной практикой, скорее это—примета выходных и праздничных дней (рис. 2). С этим коррелируют такие мотивы посещения ТРЦ как времяпрепровождение без намерения покупки (почти половина опрошенных) или шопинг для улучшения настроения (четверть респондентов).
Чуть более половины респондентов, оказавшись в ТРЦ, стараются держать себя «в
покупаю все, что иранится для улучшения настроения
покупаю тоеары только по скидке
покупаю только самое необходимое (по «списку»)
могу сходить просто погулять и ничего не купить
25
1 25 ¡,7
I | 53,1
I 1 46,1
10
¿о
30
<10
so
60
Рис. 3. Распределение ответов на вопрос «Какими мотивами Вы руководствуетесь при посещении ТРЦ?», %
Fig. 3. Distribution of answers to the question «What motives are you guided by when visiting mall?», %
Источник: авторские исследования
Рис. 4. Распределение ответов на вопрос «Насколько в современных российских условиях благоприятное время для сбережений?», %
Fig. 4. Distribution of answers to the question «How favorable is the time for savings in the current Russian conditions?», % Источник: авторские исследования
рамках», покупая только самое необходимое из заранее заготовленного списка; ещё четверть мотивируют свои покупки тем, что на них были скидки, что, впрочем, не позволяет автоматически, без соотнесения с реальными потребностями в приобретённых вещах, признавать такие покупки безусловно рациональным расходованием средств (рис. 3).
С точки зрения формы оплаты предпочтения распределились следующим образом: 12% опрошенных вообще не делают покупки через Интернет; остальные предпочитают оплачивать покупки в сети банковской картой (48%); около 8% платят через раз-
личные системы оплаты; 21% осуществляют оплату курьеру при получении товара у себя дома.
Анализ полученных данных, касающихся сберегательного поведения, говорит о разнобое в оценках респондентами нынешнего периода с точки зрения благоприятности для формирования сбережений: 13% респондентов уверены в неблагоприятном характере нынешнего периода; треть назвала его «не совсем благоприятным» и почти столько же видят в нем как позитивные, так и негативные стимулы для формирования сбережений (рис. 4).
Рис. 5. Распределение ответов на вопрос «Считаете ли Вы, что взятие кредита в банке (микрофинансовой организации) влечёт за собой риски невозврата долга (задержки платежей)?», %
Fig. 5. Distribution of answers to the question «Do you think that taking a loan from a bank (microfinance organization) entails the risks of non-repayment of debt (delay in payments)? », %
Источник: авторские исследования
Анализ данных относительно кредитных стратегий населения показал, что в ближайшие 1-2 года планируют воспользоваться кредитом 22% респондентов. С точки зрения представлений о рисках, способных затруднить возврат взятого кредита/займа, в первую очередь, респонденты боятся потерять источник дохода (более трети считают, что риск потери работы есть всегда, ещё четверть согласны с существованием такого риска, хотя оценивают вероятность его наступ-
ления как невысокую), следом идёт риск утраты трудоспособности. Убеждены в отсутствии рисков лишь чуть более 8% респондентов (рис. 5).
Оценка риска утраты возможностей для возвращения долга имеет отношение к установке на возврат долга. Абсолютное большинство респондентов декларирует возврат долга как свой личный моральный императив, ещё порядка 14% квалифицируют отказ вернуть долг как нарушение морально-этических норм общества (рис. 6).
■да, МОЛнС ЙММйЖКО
О нет, это не соатеетт&ует нор^ллл iv.opani> в эЬществе
О нет, это не шгутветствуе~ нюнм личным убежден н я м
□ЛРчГое
Рис. 6. Распределение ответов на вопрос «Считаете ли Вы возможным, взяв кредит в банке (микрофинансовой организации) или заняв деньги у друзей (знакомых, родственников), НЕ возвращать долг?», %
Fig.6. Distribution of answers to the question «Do you consider it possible, when taking a loan from a bank (microfinance organization) or borrowing money from friends / acquaintances / relatives, NOT TO return the debt? », % Источник: авторские исследования
Применительно к участию в финансовых авантюрах респонденты продемонстрировали не столь высокую осмотрительность и «моральную устойчивость» как в отношении заимствований. Несмотря на достаточно сложную экономическую ситуацию (отсутствие или скудный размер «подушки безопасности», нестабильность на рынке труда), а также имеющийся у россиян негативный опыт участия в финансо-
вых пирамидах, лишь менее половины респондентов безусловно и однозначно отказались бы участвовать в связанной с нарушением закона финансовой авантюре. Ещё треть респондентов не столь уверенно говорит об отказе, а четверть опрошенных, ставящих своё участие в зависимость от сути авантюры или причины нужды в деньгах, и вовсе выражают готовность к подобным девиациям (рис. 7).
Рис. 7. Распределение ответов на вопрос «Согласились ли бы Вы на незаконную авантюру ради получения большой (для Вас) суммы денег?», %
Fig.7. Distribution of answers to the question «Would you agree to an illegal adventure in order to receive a large (for you) amount of money? », %
Источник: авторские исследования
* * *
Апробация инструментария в пилотном режиме в рамках российского сегмента показала работоспособность исходных гипотез и предложенного инструментария — уже на этом этапе выявлен ряд требующих более глубокого анализа тенденций. В ближайшее время стартует анкетирование в Польше. С учётом актуальности проблематики возникли перспективы проведения аналогичного опроса в Литве, Словакии и Белоруссии, что позволяет рассчитывать на проведение полномасштабного межстранового и междисциплинарного исследования в странах, имею-
щих разный опыт становления рыночных отношений, регулирования экономических взаимодействий. И, соответственно, население которых живёт в разных институциональных условиях, дифференцировано в возможностях получения финансовых услуг, имеет разный опыт взаимодействия на финансовом рынке, а также наделено характерными особенностями менталитета. Первые результаты показывают значимость учёта последних наравне с социально-демографическими, психологическими и доходно-имущественными характеристиками акторов, осуществляющих свои экономические стратегии.
Литература и Интернет-источники
1. Александрова, О. А. Влияние экономических ожиданий на финансовое поведение российского населения / О. А. Александрова, А. В. Ярашева // Вопросы статистики. — 2016.— № 5.— С. 70-79.
2. Аликперова, Н.В. Доверие населения — фундамент стабильности функционирования финансовых институтов / Н. В. Аликперова, А. В. Ярашева // Управление экономическими системами: электронный научный журнал.— 2015.— № 8(80). — С. 1.
3. Белехова, Г.В. Оценка факторов финансового поведения населения: опыт применения регрессионного анализа по панельным данным / Г. В. Белехова, А. И. Россошанский // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. — 2018. — Т. 11.— № 5. — С. 198213. DOI: 10.15838/esc.2018.5.59.13.
4. Рензин, О.М. Кредитное поведение населения: региональная компаративистика / О. М. Рен-зин, Т. И. Троп // Власть и управление на Востоке России.— 2016.— № 3(76). — С. 52-60.
5. Аликперова, Н.В. Социологические исследования инвестиционного поведения населения России / Н. В. Аликперова // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета.— 2016. — Т. 6.— № 2(22). — С. 29-35. DOI: 10.12737/18148.
6. Ярашева, А.В. Типология регионов по потребительскому поведению домохозяйств / А. В. Ярашева, Е. А. Макарова // Народонаселение. — 2015.— № 3 (69).— С. 77-84.
7. Медведева, Е.И. Финансовые стратегии жителей российских городов / Е. И. Медведева, А. В. Ярашева, В. Б. Тореев, С. В. Крошилин // Национальные интересы: приоритеты и безопасность.— 2016. — Т. 12.— № 3(336). — С. 4-14.
8. Крошилин, С. В. Распространение интернет-технологий в России и «гуглизация» сознания молодёжи / С. В. Крошилин, Е. И. Медведева // Национальные интересы: приоритеты и безопасность.— 2014.— № 3(240). — С. 9-20.
9. Сущенко, А.Н. Основные модели потребительского поведения и факторы, влияющие на данное поведение / А. Н. Сущенко, В. Р. Варшавский // Глобальная экономика в XXI веке: роль биотехнологий и цифровых технологий. Сборник научных статей по итогам работы четвёртого круглого стола с международным участием (Москва, 15-16 февраля 2021 года).—Москва, 2020. — С. 119-120. ISBN 978-5-6044177-8-2.
10. Демин, А.Н. Финансовый самоконтроль: взаимосвязи с кредитно-заёмным поведением и социальными характеристиками человека / А. Н. Демин // Социологические исследования.— 2020.— № 6. — С. 72-81. DOI: 10.31857/S013216250009358-6.
11. Киреева, О.В. Финансовый самоконтроль в юношеском возрасте / О. В. Киреева, М. В. Сокольская // Экономическая психология: прошлое, настоящее, будущее.— 2019. — Т. 4.— № 4.— С. 71-75.
12. Ерохина, Т.Б. Воздействие пандемии COVID-19 на сознание и психологию потребителя / Т. Б. Ерохина, М. В. Овсянников // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ).— 2020.— № 4(72).— С. 120-124.
13. Нифаева, О.В. Роль экономической теории, психологии и этики в исследовании поведения потребителей / О. В. Нифаева // Современные исследования в гуманитарных и естественнонаучных отраслях. Сборник научных статей. — Москва, 2021. — С. 29-33.
14. Александрова, О. А. Концептуальные подходы к формированию предпосылок для эффективного финансового просвещения населения России / О. А. Александрова, Н. В. Аликперова, К. В. Виноградова, Ю. С. Ненахова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз.— 2020.—Т. 13.— № 4. — С. 169-185. DOI: 10.15838/esc.2020.4.70.10.
15. Медведева, Е. И. Успешный человек: проблемы потребления и пути решения / Е. И. Медведева, С. В. Крошилин // Вестник ГСГУ. Гуманитарные науки.— 2019.— № 2(34). — С. 62-72.
16. Медведева, Е.И. Успешность современного человека: теоретико-методологические аспекты / Е. И. Медведева, С. В. Крошилин, Л. Сухоцка [и др.] // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз.- 2019.- Т. 12.- № 6.- С. 27-50. DOI: 10.15838/esc.2019.6.66.2.
Сведения об авторах:
Сухоцка Лилия, к.псх.н., проф., доктор факультета образования и психологии, Университет Яна Кохановского в Кельце, Кельц; научный директор и президент Института биологической обратной связи и ноо-психосоматики, Люблин, Польша.
Контактная информация: e-mail: liliasuchocka@ibnps.eu; ORCID: 0000-0003-0474-3955; Researcher ID Web of Science: ABA-4756-2021; Scopus Author ID: 55584857900. Ярашева Азиза Викторовна, д.э.н., проф., проф. РАН, зав. лабораторией, Институт социально-экономических проблем народонаселения Федерального научного исследовательского социологического центра РАН, Москва, Россия.
Контактная информация: e-mail: baktriana@rambler.ru; ORCID: 0000-0002-6041-7700; Researcher ID Web of Science: A-9976-2017; Scopus Author ID: 57197810090; РИНЦ Author ID: 519466. Медведева Елена Ильинична, д.э.н., доцент, ведущий научный сотрудник, Институт социально-экономических проблем народонаселения Федерального научного исследовательского социологического центра РАН, Москва, Россия.
Контактная информация: e-mail: e_lenam@mail.ru; ORCID: 0000 - 0003-4200-1047; Researcher ID Web of Science: B-8964-2018; Scopus Author ID: 55925326400; РИНЦ Author ID: 381176.
Александрова Ольга Аркадьевна, д.э.н., зам. директора по научной работе, Институт социально-экономических проблем народонаселения Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, проф. Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия.
Контактная информация: e-mail: a762rab@mail.ru; ORCID: 0000-0002-9243-9242; Researcher ID Web of Science: В-1306-2017; Scopus Author ID: 22733740600; РИНЦ Author ID: 257224.
Крошилин Сергей Викторович, к.э.н., старший научный сотрудник, Институт социально-экономических проблем народонаселения Федерального научного исследовательского социологического центра РАН, Москва; доцент кафедры математики, физики и медицинской информатики Рязанского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова, Рязань, Россия. Контактная информация: e-mail: krosh_sergey@mail.ru; ORCID: 0000-0002-6070-1234; Researcher ID Web of Science: J-2184-2018; РИНЦ Author ID: 664581.
Аликперова Наталья Валерьевна, к.э.н., ведущий научный сотрудник, Институт социально-экономических проблем народонаселения Федерального научного исследовательского социологического центра РАН, доцент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия.
Контактная информация: e-mail: natalie_danilina@mail.ru; ORCID: 0000-0002-5028-078X; Researcher ID Web of Science: S-1899-2018; Scopus Author ID: 57215341618; РИНЦ Author ID: 754213.
DOI: 10.19181/population.2021.24.4.7
OPPORTUNITIES FOR INTERDISCIPLINARY STUDIES OF THE ECONOMIC BEHAVIOR FUNDAMENTALS
Lilia Suchocka1,5, Aziza V. Yarasheva2*, Elena I. Medvedeva2, Olga A. Aleksandrova23, Sergey V. Kroshilin2, Natalia V. Alikperova23
1Institute of Biofeedback and Noo-Psychosomatic (13 Farmaceutyczna, Lublin, Poland, 20-706) 2Institute of Socio-Economic Studies of Population of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences (32 Nakhimovsky prospect, Moscow, Russian Federation, 117218) 3Financial University under the Government of the Russian Federation (49 Leningradsky prospect, Moscow, Russian Federation, 125993) 4Pavlov Ryazan State Medical University (9 Vysokovoltnaya str., Ryazan, Russian Federation, 390026) 5Jan Kochanowski University of Kielce (11 Krakowska, Kielce, Poland, 25-029)
*E-mail: baktriana@rambler.ru
Funding:
The study was carried out within the framework of research under the State assignment "Analysis of the activities of the population of Russian regions in the sphere of financial behavior, dissemination of information technologies, natural and migration movement" (No. 0165-2018-0005).
For citation:
Suchocka L., Yarasheva A. V., Medvedeva E. I., Aleksandrova O. A., Kroshilin S. V., Alikperova N. V. Opportunities for interdisciplinary studies of the economic behavior fundamentals. Narodonaselenie [Population]. 2021. Vol. 24. No.4. P. 82-94. DOI: 10.19181/population.2021.24.4.7. (in Russ.)
Abstract. The purpose of the study is to identify trends in the economic behavior of the population in the field of consumer, saving, investment, and credit activity. The analysis ofhuman economic actions only for solving scientific problems is divided into the listed types, but in practice, an individual makes a particular decision (chooses a certain strategy) under the impact of simultaneously influencing groups of factors that depend on gender and age, place and living conditions, social affiliation -income group, level of education, psychological and value attitudes, level of development of the financial infrastructure in a certain territory, stage of economic development of a country and / or region. And now another significant factor has been added — the coronavirus pandemic and its consequences. The article presents the results of the first stage of the interdisciplinary research project "Socio-psychological factors of economic behavior of the population: risks and opportunities (cross-country comparisons) " carried out by the authors. On the basis of the data obtained with the help of the sociological tools developed by the authors, the types of economic behavior are investigated in terms of four psychosocial aspects closely related to the features of mentality: trust, risk, stress, responsibility. An interdisciplinary approach to the study of the motives and strategies of economic behavior provides identification of the most realistic picture of all current risks and opportunities for population in the financial and consumer services market. At the second stage, the data obtained by the authors from the results of the survey of the Russian population, will be compared on the basis of a comparative analysis with the outcomes of the forthcoming surveys of respondents from Poland, Belarus, Lithuania and Slovakia.
Keywords:)? conomic behavior, social factors, psychological factors, saving and investment behavior, credit strategies of the population, consumer behavior.
References and Internet sources
1. Aleksandrova O. A., Yarasheva A. V. Vliyaniye ekonomicheskikh ozhidaniy na finansovoye povedeniye rossiyskogo naseleniya [The impact of the economic expectations on financial behavior of the Russian population]. Voprosy statistiki [StatisticalIssues]. 2016. No. 5. P. 70-79. (in Russ.)
2. Alikperova N. V., Yarasheva A. V. Doveriye naseleniya — fundament stabil'nosti funktsionirovaniya finansovykh institutov [Population trust — the foundation for stability of the functioning of financial institutions]. Upravleniye ekonomicheskimi sistemami: elektronnyy nauchnyy zhurnal [Management of Economic Systems]. Electronic scientific journal. 2015. No. 8(80). P. 1. (in Russ.)
3. Belekhova G. V., Rossoshansky A. I. Otsenka faktorov finansovogo povedeniya naseleniya: opyt primeneniya regressionnogo analiza po panel'nym dannym [Assessing the factors that determine people's financial behavior: an experience of using regression analysis based on panel data]. Ekonomicheskiye i sotsial'nyye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz [Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast]. 2018. Vol. 11. No. 5. P. 198-213. (in Russ.)
4. Renzin O. M, Trop T. I. Kreditnoye povedeniye naseleniya: regional'naya komparativistika [Credit behavior of population: Regional comparative studies]. last' i upravleniye na Vostoke Rossii [The Authority and Management in the East of Russia]. 2016. No. 3(76). P. 52-60. (in Russ.)
5. Alikperova N. V. Sotsiologicheskiye issledovaniya investitsionnogo povedeniya naseleniya Rossii [Sociological studies of investment behavior of the population of Russia]. Gumanitarnyye nauki. Vestnik Finansovogo universiteta [Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University]. 2016. Vol. 6. No. 2(22). P. 29-35. DOI: 10.12737/18148. (in Russ.)
6. Yarasheva A. V., Makarova E. A. Tipologiya regionov po potrebitel'skomu povedeniyu domokhozyaystv [Typology of regions by households' consumer behavior]. Narodonaselenie [Population]. 2015. No. 3(69). P. 77-84. (in Russ.)
7. Medvedeva E. I., Yarasheva A. V., Toreev V. B., Kroshilin S. V. Finansovyye strategii zhiteley rossiyskikh gorodov [Financial strategies of residents of Russian cities]. Natsional'nyye interesy: prioritety i bezopasnost' [National Interests: Priorities and Security]. 2016. Vol. 12. No. 3(336). P. 4-14. (in Russ.)
8. Kroshilin S. V., Medvedeva E. I. Rasprostraneniye internet-tekhnologiy v Rossii i «guglizatsiya» soznaniya molodezhi [Development of Internet technology and Googlization of mind of young people]. Natsional'nyye interesy: prioritety i bezopasnost' [National Interests: Priorities and Security]. 2014. No. 3(240). P. 9-20. (in Russ.)
9. Sushchenko A. N., Varshavsky V. R. Osnovnyye modeli potrebitel'skogo povedeniya i faktory, vliyayushchiye na dannoye povedeniye [The main models of consumer behavior and factors affecting this behavior]. Global'naya ekonomika v XXI veke: rol' biotekhnologiy i tsifrovykh tekhnologiy [Global Economy in the 21st Century: The Role of Biotechnology and Digital Technologies]. Proceedings of the 4th round table with international participation. Moscow. 2020. P. 119-120. ISBN 978-56044177-8-2. (in Russ.)
10. Demin A. N. Finansovyy samokontrol': vzaimosvyazi s kreditno-zayomnym povedeniyem i sotsial'nymi kharakteristikami cheloveka [Financial self-control: links with credit behavior and individual's social characteristics]. Sotsiologicheskiye issledovaniya [Sociological Studies]. 2020. No. 6. P. 72-81. DOI: 10.31857/S013216250009358-6. (in Russ.)
11. Kireeva O. V., Sokolskaya M. V. Finansovyy samokontrol' v yunosheskom vozraste [Financial self-control in adolescence]. Ekonomicheskaya psikhologiya: proshloye, nastoyashcheye, budushcheye [Economic Psychology: Past, Present, Future]. 2019. Vol. 4. No. 4. P. 71-75. (in Russ.)
12. Erokhina T. B., Ovsyannikov M. V. Vozdeystviye pandemii COVID-19 na soznaniye i psikhologiyu potrebitelya [Impact of the COVID-19 pandemic on the consciousness and psychology of consumer]. Vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta (RINKH) [Bulletin of the Rostov State University of Economic (RSUE)]. 2020. No. 4(72). P. 120-124. (in Russ.)
13. Nifaeva O. V. Rol' ekonomicheskoy teorii, psikhologii i etiki v issledovanii povedeniya potrebiteley [The role of economic theory, psychology and ethics in the study of consumer behavior].
Sovremennyye issledovaniya v gumanitarnykh i yestestvennonauchnykh otraslyakh [Modern Research in the Humanities and Natural Sciences]. Moscow. 2021. P. 29-33. (in Russ.)
14. Aleksandrova O. A., Alikperova N. V., Vinogradova K. V., Nenakhova Yu. S. Kontseptual'nyye podkhody k formirovaniyu predposylok dlya effektivnogo finansovogo prosveshcheniya naseleniya Rossii [Conceptual approaches to creating the preconditions for effective financial education of the Russian population]. Ekonomicheskiye i sotsial'nyye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz [Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast]. 2020. Vol. 13. No 4. P. 169-185. (in Russ.)
15. Medvedeva E. I., Kroshilin S. V. Uspeshnyy chelovek: problemy potrebleniya i puti resheniya [A successful person: problems of consumption and solutions]. Vestnik GSGU. Gumanitarnyye nauki [Bulletin of the State University of Humanities and Social Studies. Humanities]. 2019. No. 2(34). P. 62-72. (in Russ.)
16. Medvedeva E. I., Kroshilin S. V. Suchocka L. et al. Uspeshnost' sovremennogo cheloveka: teoretiko-metodologicheskiye aspekty [The successfulness of a modern individual: theoretical and methodological aspects]. Ekonomicheskiye i sotsial'nyye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz [Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast]. 2019. Vol. 12. No. 6. P. 27-50. DOI: 10.15838/ esc.2019.6.66.2. (in Russ.)
Information about the authors:
Suchocka Lilia, PhD in Psychology, Professor, Jan Kochanowski University of Kielce, Kielce; Scientific Director and President of the Institute of Biofeedback and Noo-psychosomatic, Lublin, Poland. Contact Information: e-mail: e-mail: liliasuchocka@ibnps.eu; ORCID: 0000-0003-0474-3955; Researcher ID Web of Science: ABA-4756-2021; Scopus Author ID: 55584857900
Yarasheva Aziza Viktorovna, Doctor of Economics, Full Professor, Institute of Socio-Economic Studies of Population of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation.
Contact Information: e-mail: baktriana@rambler.ru; ORCID: 0000-0002-6041-7700; Researcher ID Web of Science: A-9976-2017; Scopus Author ID: 57197810090; Elibrary Author ID: 519466
Medvedeva Elena Ilyinichna, Doctor of Economics, Associate Professor, Leading Researcher, Institute of Socio-Economic Studies of Population of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation.
Contact information: e-mail: e_lenam@mail.ru; ORCID: 0000-0003-4200-1047; Researcher ID Web of Science: B-8964-2018; Scopus Author ID: 55925326400; Elibrary Author ID: 381176.
Aleksandrova Olga Arkadievna, Doctor of Economics, Deputy Director for Research, Institute of SocioEconomic Studies of Population of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences; Professor, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation.
Contact information: e-mail: a762rab@mail.ru; ORCID: 0000-0002-9243-9242; Researcher ID Web of Science: B-1306-2017; Scopus Author ID: 22733740600; Elibrary Author ID: 257224
Kroshilin Sergey Viktorovich, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Senior Researcher, Institute of Socio-Economic Studies of Population of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences, Moscow, Russian Federation; Associate Professor, Pavlov Ryazan State Medical University, Ryazan, Russian Federation.
Contact information: e-mail: krosh_sergey@mail.ru; ORCID: 0000-0002-6070-1234; Researcher ID Web of Science: J-2184-2018; Elibrary Author ID: 664581.
Alikperova Natalia Valerievna, Candidate of Economics, Leading Researcher, Institute of Socio-Economic Studies of Population of the Federal Center of Theoretical and Applied Sociology of the Russian Academy of Sciences; Associate Professor, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation.
Contact Information: e-mail: natalie_danilina@mail.ru; ORCID: 0000-0002-5028-078X; Researcher ID Web of Science: S-1899-2018.Scopus Author ID:57215341618; Elibrary Author ID:754213.
Статья поступила в редакцию 04.10.2021, одобрена 22.11.2021, опубликована 22.12.2021.