Научная статья на тему 'Возможности методического аппарата учебника М. И. Моро и др. Для освоения основной образовательной программы начального общего образования'

Возможности методического аппарата учебника М. И. Моро и др. Для освоения основной образовательной программы начального общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
402
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / МЕТОДИЧЕСКИЙ АППАРАТ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ / РЕГУЛЯТИВНЫЕ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / DIDACTIC FUNCTIONS / METHODOLOGICAL APPARATUS / META-SUBJECT SKILLS / PERSONAL / REGULATORY / COGNITIVE / COMMUNICATIVE EDUCATIONAL ACTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панкова О.А.

Актуальность статья определяется Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. В статье раскрываются дидактические функции учебника математика, его методический аппарат. Показано, как материалы учебника, полностью соответствующие программе, позволяют сформировать у учащихся систему математических знаний, необходимых для продолжения изучения математики в основной школе, и необходимые для этого универсальные учебные действия.The relevance of the article is determined by the Federal State Educational Standard of Primary General Education. The article reveals the didactic functions of the mathematics textbook, its methodological apparatus. It is shown how the materials of the textbook, which are fully consistent with the program, allow students to form the system of mathematical knowledge necessary to continue studying mathematics in the basic school, and the universal educational actions necessary for this.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панкова О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности методического аппарата учебника М. И. Моро и др. Для освоения основной образовательной программы начального общего образования»

М. Шаффер, в рамках исследования, выделяла три стиля семейного воспитания: разрешающий, авторитарный и авторитетный. Исследователем было выявлено, что между асоциальным поведением ребенка и низким уровнем когнитивной, эмоциональной и поведенческой эмпатии существует тесная взаимосвязь. Причем у детей, в чьей семье доминирует разрешающий стиль воспитания, уровень эмпатии был ниже, чем у детей с авторитарными родителями. Исследования детей с авторитетными родителями показали, что уровень эмпатии у них достаточно высок. Таким образом, можно сделать вывод, что недостаток внимания при разрешающим стиле воспитания, также препятствует формированию эмпатии у детей, следовательно, в тактике семейного воспитания следует придерживаться авторитетного стиля, как наиболее благоприятного не только для формирования эмпатийной способности у ребенка, но и для профилактики асоциального поведения у него в дальнейшем [1, С.632].

В контексте данной проблемы не менее интересны исследования П.А. Сорокина. Исследуя взаимосвязь уровня эмпатии и стиля семейного воспитания, большое значение он придавал такому параметру, как наличие любви родителей к своему ребенку. Любовь, как он считал, является решающим фактором жизненного, ментального, морального и социального благополучия и развития индивида. Исследователем установлено, что нелюбимые и нелюбящие дети дают больший процент неуравновешенных, озлобленных, агрессивно настроенных взрослых, чем дети, которые были любимы своими родителями. Исследовав биографии великих альтруистов, П.А. Сорокин установил, что все они воспитывались в благополучных, гармоничных семьях, что позволило ему сделать вывод, что наличие любви в семейных взаимоотношениях является решающим фактором формирования эмпатии у человека в будущем [4].

Таким образом, проанализировав исследования различных авторов, можно сделать вывод, что стиль семейного воспитания является одним из самых значимых факторов последующего формирования способности к эмпатийным переживаниям у ребенка. Список использованной литературы:

1. Басова, А.Г. Формирование эмпатии // Молодой ученый. 2013. №5. С. 631-633.

2. Лыфарь, Ж.В. Влияние детско-родительских отношений в семье на формирование эмпатии у детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] 2016. URL: http://dogmon.org/vliyanie-detsko-roditeleskih-otnoshenij-v-semee-na-formirovani.html

3. Кузьмина, В.П. Проблема влияния детско-родительских отношений на формирование эмпатии у детей // Вестник Вятского государственного университета. 2009. №2. С. 121-125.

4. Кузовыхо, Н.Ф Роль эмпатии в воспитании и развитии личности ребенка в семье // Психологические проблемы современной российской семьи. 2005.

5. Савина, Е.А. Родители и дети: Психология взаимоотношений. М.: Когито Центр, 2013. 230 с.

© Гришина К.А., 2020

УДК 378

О.А. Панкова

г. Магадан, РФ Е-тай: pankova.olga.magadan@ mail.ru

ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДИЧЕСКОГО АППАРАТА УЧЕБНИКА М. И. МОРО И ДР. ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО

ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Актуальность статья определяется Федеральным государственным образовательным стандартом

начального общего образования. В статье раскрываются дидактические функции учебника математика, его методический аппарат. Показано, как материалы учебника, полностью соответствующие программе, позволяют сформировать у учащихся систему математических знаний, необходимых для продолжения изучения математики в основной школе, и необходимые для этого универсальные учебные действия.

Ключевые слова:

дидактические функции, методический аппарат, метапредметные умения, личностные, регулятивные,

познавательные, коммуникативные учебные действия.

THE POSSIBILITIES OF THE METHODOLOGICAL APPARATUS OF THE TEXTBOOK M. I. MORO AND OTHERS FOR THE DEVELOPMENT OF THE BASIC EDUCATIONAL PROGRAM OF PRIMARY GENERAL EDUCATION

Annotation

The relevance of the article is determined by the Federal State Educational Standard of Primary General Education. The article reveals the didactic functions of the mathematics textbook, its methodological apparatus. It is shown how the materials of the textbook, which are fully consistent with the program, allow students to form the system of mathematical knowledge necessary to continue studying mathematics in the basic school, and the universal educational actions necessary for this.

Key words:

didactic functions, methodological apparatus, meta-subject skills, personal, regulatory, cognitive,

communicative educational actions.

Достижение качества математического образования, определенного Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, невозможно без наличия учебных книг, отвечающих требованиям к современному учебнику как основному средству обучения. На сегодняшний день существует ряд учебно-методических комплексов, рекомендованных Министерством образования РФ. Среди учебников математики названы учебники М.И. Моро и др., Л. Г. Петерсон и ряд других.

В соответствии с дидактическими функциями - информационной, координирующей, развивающей, воспитательной, обучающей, контролирующей - к учебнику предъявляются определенные требования: соответствие возрастным особенностям учащихся, а именно - доступность по содержанию, привлекательное оформление, способствующее организации рациональной деятельности, направленной на получение новых знаний, по возможности, в ходе самостоятельной поисковой деятельности учащихся.

Учебники математики, с одной стороны, включают в себя комплекс знаний, определённый примерной образовательной и авторскими программами, с другой стороны - обширный методический аппарат,. Исходя из определения М.Р. Львова, можно выделить скрытые средства методического аппарата: последовательность расположения учебного материала, постепенное нарастание трудности и т. п., и открытые - составные части текста, способствующие организации и усвоению материала: задания, вопросы, алгоритмы, образцы и примеры, схемы, чертежи, рисунки, таблицы, шрифтовые и другие средства выделения и т. п. [2, с.125].

Скрытые средства методического аппарата: последовательность расположения учебного материала, постепенное нарастание трудности и т. п., безусловно, присутствуют в учебниках всех авторов. В достаточной степени представлены в учебниках рисунки, чертежи, таблицы, схемы. Есть большое количество образцов и примеров.

Остановимся на одном из старейших учебников математики М. И, Моро и др. Первое издание этого учебника вышло в 1969 году. По мере накопления опыта работы по этому учебнику он совершенствовался. Изменения, вносимые авторами, не носили революционного характера, а были направлены на создание таких условий, которые позволяли организовать эффективную работу, направленную на активное овладение учащимися учебным материалом.

Более существенные изменения в учебник авторы внесли в связи с внедрением ФГОС НОО.

Материалы учебников полностью соответствуют программе обучения математике и не только дают возможность сформировать у учеников систему математических знаний, позволяющих продолжить изучение дисциплины в основной школе, но и необходимых для этого универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Каждая тема в учебниках начинается с установки: «Что узнаем. Чему научимся», а завершается рубриками: «Что узнали. Чему научились». А также - «Проверим себя и оценим свои достижения». Эти рубрики позволяют учителю подвести учащихся к самостоятельному определению темы урока, его целей и задач» и дают возможность соотнести результаты своей работы с целями, поставленными на шмуцтитуле к теме [2, с.24].

В учебниках предусмотрены задания для организации проектной деятельности учащихся. В рамках реализации проектов, предлагаемых в учебниках математики, учащиеся, с одной стороны, приобретают метапредметные умения, названные в ФГОС НОО:

• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;

• определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности и т. п. [3, с.9].

С другой стороны, проектная деятельность позволяет закрепить, расширить и углубить знания, полученные в ходе изучения учебной дисциплины математика, формировать у детей позитивную самооценку. Учащиеся не только учатся находить информацию, но и сами создают информационные объекты: альбомы с фотографиями, рисунками, чертежами, выставки выполненных в ходе разработки проекта работ, сборники составленных задач, сказок, картотеки задач-расчетов, стенгазеты, справочники.

Чтобы ученики смогли проверить себя и оценить свои достижения, в учебник включены как задания тестового характера, так и традиционные контрольные работы.

Важным представляется и наличие страничек для любознательных, на которых предлагаются задания на развитие наблюдательности, логического мышления, приемов сравнения, классификации и т.п. На этих страницах учебников представлен интересный для учеников материал, расширяющий их кругозор, требующий нестандартных подходов для выполнения заданий.

Тетради с печатной основой, составленные М.И. Моро и С.В. Волковой, предлагаются в дополнение к учебнику, в них детям оказывается та или иная небольшая помощь, которая дает им возможность выполнить достаточно трудные для них упражнения самостоятельно.

Рабочие тетради большую помощь окажут в организации разнообразной учебной деятельности учащихся на уроках и дома. В них представлена продуманная система заданий, которая не только позволяет закреплять полученные учениками знания, но и отрабатывать универсальные учебные действия. Эти упражнения могут быть использованы для организации самостоятельной работы.

Тетради с заданиями высокого уровня сложности, разработанные М.И. Моро и С.В. Волковой «Для тех, кто любит математику», позволяют учесть интересы детей, имеющих более высокий потенциал, так как у них формируется умение самостоятельно получать новые знания, расширяется область применения знаний, полученных на уроках математики. Наряду с обычными рабочими тетрадями, они позволяют организовать индивидуально-дифференцированное обучение.

Большое значение придается созданию оптимального соотношения между обобщенными теоретическими знаниями (понятиями, закономерностями, свойствами некоторых геометрических фигур,

свойствами арифметических действий и др.) и их применением в практике.

Серьезное внимание уделяется в учебниках формированию осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма навыков вычислений.

Вокруг арифметического материала, составляющего основу курса, группируются вопросы, относящиеся к изучению величин, а также вопросы алгебраического и геометрического содержания.

Большое внимание при работе по этим учебникам уделяется формированию общего умения решать текстовые задачи. Для этого предлагаются текстовые задачи разной конструкции и уровня сложности.

Комплект учебников предусматривает не только формирование у детей определенного круга знаний, умений и навыков, но и создание условий для развития учащихся в процессе обучения.

Речь идет прежде всего о развитии познавательных способностей младших школьников. Специальное внимание уделено подбору разнообразных по форме и содержанию упражнений, направленных на развитие восприятия, памяти, конкретного и абстрактного мышления. Выполняя упражнения, ученики учатся наблюдать и анализировать наблюдаемые объекты, сравнивать их, выделяя существенные черты сходства и различия между ними, отвлекаясь при этом от несущественных.

Все это используется в качестве основы для формирования у младших школьников умений самостоятельно выполнять такие важные мыслительные операции, как обобщение, рассуждение по аналогии, классификация, умение подметить закономерность в особенностях наблюдаемых объектов.

Иллюстрации учебников меняются по мере продвижения в обучении: красочные занимательные сюжетные рисунки постепенно уступают место схематическим рисункам и чертежам, показывающим различные математические отношения.

Иллюстративный материал в учебниках выполняет таким образом обучающие функции, но по форме приближен к особенностям восприятия младших школьников.

Таким образом, учебники математики М. И. Моро и др. предоставляют достаточный материал для освоения основной образовательной программы начального общего образования. Список использованной литературы:

1. Сборник рабочих программ «Школа России» / С. В. Анащенкова и др. - М., 2011. - 528 с.

2. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка/М. Р. Львов - М., 1999.- 272 с.

3. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. И доп. На 2011 г./ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещения, 2011. - 33 с.

© Панкова О.А., 2020

УДК № 377

В.А.Савченко О.А.Баженова

Преподаватели ОГАПОУ БИК Г. Белгород, Российская Федерация E-mail: savchenko.v.2015@yandex.ru

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА КАК КОМПОНЕНТ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ

ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

«Учебно - исследовательская работа обучающихся, как метод повышения у обучающихся личных качеств, самостоятельности, гибкости мышления и творческого решения профессиональных задач»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.