Научная статья на тему 'Возможности коррекции психического состояния подростков с девиантным поведением средствами физической культуры'

Возможности коррекции психического состояния подростков с девиантным поведением средствами физической культуры Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
288
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ADOLESCENTS / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / DEVIANT BEHAVIOR / СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зотова Ф.Р., Герасимова И.Г.

Девиантное поведение имеет многообразие форм проявления, начиная от незначительных проступков и кончая стойкими психическими отклонениями, и многообразие причин возникновения, начиная от генетических и кончая социальными факторами. Наибольшее распространение имеют сравнительно несложные варианты девиантности детей и подростков, причины которых лежат в социальной сфере. В этом случае целенаправленные корригирующие воздействия педагогического и психорегулирующего характера могут дать устойчивый эффект, если в наибольшей мере отражают индивидуальные особенности адресата в данном случае девиантного подростка. Подобные воздействия должны быть оптимально сопряженными и взаимно дополняющими.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Зотова Ф.Р., Герасимова И.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITY OF CORRECTING MENTAL TEENAGERS WITH DEVIANT BEHAVIOR MEANS OF PHYSICAL CULTURE

Deviant behavior has a variety of forms, ranging from minor misdemeanors to the persistent psychiatric disabilities, and the variety of causes ranging from genetic to social factors. Most common are relatively simple versions of deviance of children and adolescents, the causes of which lie in the social sphere. In this case, determined the impact of teaching and correcting psyhoregulations nature can provide a steady effect, if the most representative of the individual characteristics of the recipient in this case, deviant teenagers. Such effects should be optimally involve and mutually complementary.

Текст научной работы на тему «Возможности коррекции психического состояния подростков с девиантным поведением средствами физической культуры»



«ПЕДАГОГИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

ФИЗИЧЕСКОИ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА»

Электронный журнал Камской государственной жядемии физической культуры, спорта и туризма

Per. Эл JVh ФС77-2 7659 от 26 марта 2007 г, №9 (4/2008) Специальный выпуск Материалы Всероссийской и ау чно-ттр а ктиче с к ой конференции КамГАФКСиТ

28 ноября 2008 года

«СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИИ В СПОРТЕ И СИСТЕМЕ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 376.2:796

ВОЗМОЖНОСТИ КОРРЕКЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ СРЕДСТВАМИ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Ф.Р. Зотова - доктор педагогических наук, профессор И.Г. Герасимова - старший преподаватель

Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма

Набережные Челны

POSSIBILITY OF CORRECTING MENTAL TEENAGERS WITH DEVIANT BEHAVIOR MEANS OF PHYSICAL CULTURE

F.R. Zotova - Dr.Hab, professor I.G. Gerasimova - senior teacher Kama State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism

Naberezhnye Chelny

Ключевые слова: подростки, девиантное поведение, средства физической культуры.

Аннотация. Девиантное поведение имеет многообразие форм проявления, начиная от незначительных проступков и кончая стойкими психическими отклонениями, и многообразие причин возникновения, начиная от генетических и кончая социальными факторами. Наибольшее распространение имеют сравнительно несложные варианты девиантности детей и подростков, причины которых лежат в социальной сфере. В этом случае целенаправленные корригирующие воздействия педагогического и психорегулирующего характера могут дать устойчивый эффект, если в наибольшей мере отражают индивидуальные особенности адресата - в данном случае девиантного подростка. Подобные воздействия должны быть оптимально сопряженными и взаимно дополняющими.

Key words: adolescents, deviant behavior, the physical culture

Abstract. Deviant behavior has a variety of forms, ranging from minor misdemeanors to the persistent psychiatric disabilities, and the variety of causes ranging from genetic to social factors. Most common are relatively simple versions of deviance of children and adolescents, the causes of which lie in the social sphere. In this case, determined the impact of teaching and correcting psyhoregulations nature can provide a steady effect, if the most representative of the individual characteristics of the recipient - in this case, deviant teenagers. Such effects should be optimally involve and mutually complementary.

Общеизвестно, что под влиянием экономических, экологических и социальных, в том числе и социально-бытовых факторов формируется психическое и физическое здоровье человека.

Стойкое отсутствие эмоционального благополучия в значимой сфере приводит к формированию неустойчивой самооценки и проявляется в возникновении тревожности и агрессивности, снижении психосоматического здоровья. Такие психические состояния, как тревожность и агрессивность не позволяют раскрыть полностью свои способности, ведут к эмоциональному неблагополучию. Высокий уровень тревожности и агрессивности обычно сопровождается неадекватным поведением личности.

По утверждению Р. С. Немова, агрессивность - это невызванная объективными обстоятельствами, неспровоцированная враждебность человека по отношению к людям, окружающему миру. Это свойство или черта личности, проявляющаяся в тенденции нападать, причинять неприятности, наносить вред людям, животным, окружающему миру. По мнению данного автора, тревожность - это особое эмоциональное состояние повышенного беспокойства и эмоционального напряжения человека, сопровождающегося страхами.

По данным научно-методической литературы и собственным наблюдениям девиантное поведение подростков связано с низкой самооценкой и повышенной агрессивностью. Заниженная самооценка, порождающая неуверенность, поведенческий дуализм, раздвоенность личности значительно затрудняет нормальную жизнедеятельность в коллективе.

В соответствии с вышесказанным на базе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Асылташ» проводилось исследование психического состояния подростков 11-14 лет с девиантным поведением по методике Айзенка «Самооценка психических состояний». К исследованию были привлечены 98 подростков. Подросткам предлагалось описание различных психических состояний, которые оценивались по шкале баллов.

Анализ полученных в ходе исследования результатов показал, что по всем изучаемым психическим состояниям подростки имели большой процент выраженности.

Исследование показало, что высокий уровень тревожности испытывают большинство исследуемых подростков: 86% мальчиков и 78% девочек. Подобная тревожность у подростков может порождаться их жизненным неблагополучием (тяжелая социально-экономическая обстановка в семье, насилие, асоциальное поведение родителей, конфликты и др.), что в свою очередь негативно влияет на развитие их самооценки.

Сопоставляя педагогические характеристики исследуемых подростков, представленные педагогами центра «Асылташ», с результатами исследования психического состояния подростков, выявлено, что для большей части подростков свойственна низкая самооценка. Подросткам характерна боязнь трудностей в общении со сверстниками и в учебе; они испытывают страх потерять авторитет в глазах окружающих, стараются избегать неудач.

В процессе анализа полученных результатов исследования обнаружено, что у большей части обследованных подростков (90% мальчиков и 80% девочек) выявлен высокий уровень агрессивности.

В ходе нашего исследования выявлено, что подростки агрессивны и невыдержаны, испытывают трудности в общении и взаимодействии как со взрослыми, так и со сверстниками. Все это способствует возникновению психического напряжения, которое проявляется в агрессивных, тревожных состояниях подростков и сопровождается переживаниями, подавленностью, депрессией, страхом, чувством обиды, а также изменениями в поведении. Отрицательные переживания, конфликты с товарищами и взрослыми являются той почвой, которая благоприятствует превращению подростков из трудновоспитуемых в социально-неблагополучных.

В соответствии с полученными результатами исследования психофизического состояния была теоретически разработана и экспериментально обоснована программа физкультурно-спортивных мероприятий. Экспериментальная программа базируется на идеях гуманистического проекта «СпАрт». Главный социальный эффект использования спартианских форм состоит в том, что они оказывают целостное гуманистическое воздействие на личность, в том числе способствуют оптимизации психоэмоционального состояния, формированию адекватной самооценки за счет освоения в процессе занятий социальных моделей поведения и изменения отношений с окружающим миром

Психологическое тестирование испытуемых подростков на разных этапах педагогического эксперимента позволило наблюдать изменение исследуемых показателей и на основе этого судить об эффективности экспериментальной программы.

Полученные в ходе эксперимента результаты исследования дают основание утверждать, что предложенные средства и формы экспериментальной программы способствуют снижению уровня тревожности у подростков. Это подтверждают данные сравнительного анализа результатов предварительного и итогового тестирования подростков обеих групп.

Сравнительная оценка исследуемых данных указала на уменьшение количества подростков с высоким уровнем тревожности.

Прослеживается уменьшение процента мальчиков и девочек экспериментальной группы, имеющих высокий уровень тревожности (на 44,5% и 40% соответственно). В контрольной группе количество мальчиков и девочек с высоким уровнем тревожности уменьшилось соответственно на 25% по сравнению с данными исходного тестирования.

Результаты исследования показали, что целенаправленное использование средств и форм физкультурно-спортивной деятельности, основанной на Спартианских Играх, успешно решает задачу формирования навыков социального взаимодействия, уверенной ориентации на конструктивные отношения с окружающими, адекватной самооценки и оценки внешних событий.

Эффективность нашей экспериментальной программы определяется также снижением в ходе педагогического эксперимента числа подростков с заниженной самооценкой и повышенной агрессивностью.

Установлено, что под воздействием программы произошло уменьшение количества мальчиков и девочек экспериментальной группы с заниженной самооценкой (45% и 55% соответственно), с высокой агрессивностью (45% и 43% соответственно). В контрольной группе мальчиков и девочек с заниженной самооценкой стало меньше на 36% и 40%, с высокой агрессивностью - на 25% и 30% соответственно.

Таким образом, можно утверждать, что воздействие средств экспериментальной программы позволило снизить вероятность агрессивных проявлений и поднять уровень психоэмоционального состояния в большей степени у подростков экспериментальной группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.