Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В РАБОТЕ С ОНКОБОЛЬНЫМИ ДЕТЬМИ'

ВОЗМОЖНОСТИ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В РАБОТЕ С ОНКОБОЛЬНЫМИ ДЕТЬМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
129
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientist
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ОНКОБОЛЬНЫМ ДЕТЯМ / ВОЗМОЖНОСТИ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ / ПРОБЛЕМЫ ПСИХОКОРРЕКЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Володина М.А.

В тексте тезисов рассмотрены основные трудности, связанные с оказанием психологической помощи детям с онкологическими заболеваниями. На основании данных, имеющихся в клинической психологии, предложен поэтапный ход оказания психологической помощи. Каждый из предложенных этапов является логическим продолжением предыдущего с учетом биопсихосоциального подхода, предполагающего комплексную работу клинического психолога совместно с врачом-онкологом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Володина М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES OF CLINICAL PSYCHOLOGY IN WORK WITH CHILDREN WITH CANCER

The thesis text discusses the main difficulties associated with psychological care for children with cancer. On the basis of data available in clinical psychology, a step-by-step course of psychological aid is offered. Each of the offered stages is a logic continuation of the previous one taking into account the biopsychosocial approach that assumes complex work of a clinical psychologist together with oncology doctor.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В РАБОТЕ С ОНКОБОЛЬНЫМИ ДЕТЬМИ»

ВОЗМОЖНОСТИ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В РАБОТЕ С ОНКОБОЛЬНЫМИ ДЕТЬМИ

Алтайский государственный медицинский университет Володина М.А.

Научный руководитель: А.А. Королев, к. псх. н.

OPPORTUNITIES OF CLINICAL PSYCHOLOGY IN WORK WITH CHILDREN WITH CANCER

Altai State Medical University Volodina M.A.

Supervisor: A.A. Korolev, Candidate of Pedagogical Sciences.

Резюме: в тексте тезисов рассмотрены основные трудности, связанные с оказанием психологической помощи детям с онкологическими заболеваниями. На основании данных, имеющихся в клинической психологии, предложен поэтапный ход оказания психологической помощи. Каждый из предложенных этапов является логическим продолжением предыдущего с учетом биопсихосоциального подхода, предполагающего комплексную работу клинического психолога совместно с врачом-онкологом.

Ключевые слова: психологическая помощь онкобольным детям, возможности клинической психологии, проблемы психокоррекции.

Abstract: The thesis text discusses the main difficulties associated with psychological care for children with cancer. On the basis of data available in clinical psychology, a step-by-step course ofpsychological aid is offered. Each of the offered stages is a logic continuation of the previous one taking into account the biopsychosocial approach that assumes complex work of a clinical psychologist together with oncology doctor. Key words: psychological help to children with cancer, possibilities of clinical psychology, problems of psychological correction.

Введение

На протяжении всей своей истории развития клиническая психология находила прогрессивные и эффективные методы диагностики и коррекции пациентов с различными нозологиями. На сегодняшний день клинические психологи активно включены в процесс оказания помощи пациентам с самыми сложными соматическими заболеваниями, одним из которых является онкология. Согласно статистическим данным по распространенности онкологической патологии, эта проблема является весьма значимой с

медицинских, социально-экономических и психологических позиций. Указывая на психологическую составляющую проблемы, мы в первую очередь подчеркиваем то сложное психоэмоциональное состояние, обусловленное нозогенностью заболевания, в котором пребывает пациент, а также его ближайшее социальное окружение. В данном разрезе возраст пациента, также может выступать отягчающим фактором, усиливать проявление и степень выраженности таких негативных эмоциональных состояний, как тревога и депрессия. Учитывая достаточно большой удельный вес онкологических заболеваний среди лиц несовершеннолетнего возраста [1], именно данный контингент пациентов представляет собой наиболее трудную психодиагностическую и психокоррекционную задачу для клинического психолога.

Цель исследования: Проанализировать данную проблематику, изучить литературу и составить поэтапно план действий.

Материалы и методы: научная литература.

Результаты

В решении вопроса путей помощи детям с онкологическими заболеваниями специалист не имеет ни профессионального, ни морального права идти по пути «метода проб и ошибок». Именно большой опыт клинической психологии является средством способным прояснить данный вопрос, найти возможные пути для его разрешения.

В ходе работы с детьми с онкологическими заболеваниями, наиболее целесообразным представляется включение трех этапов:

- Этап 1. Обсуждение стратегии оказания психологической помощи пациентам совместно с врачом-онкологом - реализация биопсихосоциальной модели оказания помощи. На данном этапе клинический психолог сможет получить важнейшую информацию о влиянии заболевания на психическое состояние несовершеннолетнего пациента, согласно результатам наблюдений, полученных в медицинской практике. Также одной из решаемых задач на данном этапе будет подготовка к стратегии проведения психодиагностического исследования.

- Этап 2. Проведение психодиагностического исследования детей с онкопатологией для выявления мишеней дальнейшей психокоррекционной работы. Данный этап представляется весьма важным, так как в силу возрастных особенностей (недостаточное развитие самосознания и самопонимания, естественный инфантилизм) у детей различных возрастных групп отношение к

своему заболеванию может проявляться по-разному, что во многом определяет нозогенность патологии, что в свою очередь влияет на выбор мишеней психокоррекционной работы.

- Этап 3. Проведение психокоррекционной работы. На данном этапе определяется тактика и форма работы. С учетом полученных сведений на этапах 1 и 2, будет решаться вопрос о выборе формы работы (групповая или индивидуальная), тактики (привлечение семейного окружения, использование конкретных методов работы). Естественно, что вопрос метода работы будет являться одним из первостепенных в реализации данного этапа, при этом, в настоящей ситуации он не вызывает видимого затруднения, так как в клинической психологии давно и успешно апробированы методы арт-терапии и игровой терапии в работе с детьми с различными заболеваниями [2].

Выводы

Таким образом, благодаря методологическому и методическому оснащению клинической психологии возможно организовать взвешенный и эффективный подход к оказанию психологической помощи детям с онкологическими заболеваниями.

Список литературы:

1. Злокачественные новообразования в России в 2018 году (заболеваемость и смертность). Под ред. А.Д. Каприна, В.В. Старинского, Г.В. Петровой. М.: МНИОИ им. П.А. Герцена, филиал ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России. 2019;250 с.

2. Миткевич В.А., Соловьев А.Г. Междисциплинарно-интегративный подход в психотерапевтической помощи детям и подросткам с невротическими расстройствами. Вестник психотерапии. 2017. № 62 (67). С. 27-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.