Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В РАБОТЕ С ОНКОБОЛЬНЫМИ ДЕТЬМИ'

ВОЗМОЖНОСТИ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В РАБОТЕ С ОНКОБОЛЬНЫМИ ДЕТЬМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
230
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientist
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ОНКОБОЛЬНЫМ ДЕТЯМ / ВОЗМОЖНОСТИ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ / ПРОБЛЕМЫ ПСИХОКОРРЕКЦИИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Володина М.А.

В тексте тезисов рассмотрены основные трудности, связанные с оказанием психологической помощи детям с онкологическими заболеваниями. На основании данных, имеющихся в клинической психологии, предложен поэтапный ход оказания психологической помощи. Каждый из предложенных этапов является логическим продолжением предыдущего с учетом биопсихосоциального подхода, предполагающего комплексную работу клинического психолога совместно с врачом-онкологом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Володина М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF CLINICAL PSYCHOLOGY IN WORKING WITH CHILDREN WITH CANCER

The main difficulties associated with providing psychological support for children with cancer were considered in the conference paper. Based on the data available in clinical psychology, a step-by-step course of the provision of psychological support is proposed. Each of the proposed stages is a logical continuation of the previous one taking into account the biopsychosocial approach, involving the complex work of a clinical psychologist together with an oncologist.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В РАБОТЕ С ОНКОБОЛЬНЫМИ ДЕТЬМИ»

ВОЗМОЖНОСТИ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В РАБОТЕ С ОНКОБОЛЬНЫМИ ДЕТЬМИ

Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул Володина М.А.

В тексте тезисов рассмотрены основные трудности, связанные с оказанием психологической помощи детям с онкологическими заболеваниями. На основании данных, имеющихся в клинической психологии, предложен поэтапный ход оказания психологической помощи. Каждый из предложенных этапов является логическим продолжением предыдущего с учетом биопсихосоциального подхода, предполагающего комплексную работу клинического психолога совместно с врачом-онкологом.

Ключевые слова: психологическая помощь онкобольным детям, возможности клинической психологии, проблемы психокоррекции.

POSSIBILITIES OF CLINICAL PSYCHOLOGY IN WORKING WITH CHILDREN WITH CANCER

Altai State Medical University, Barnaul

M.A. Volodina

The main difficulties associated with providing psychological support for children with cancer were considered in the conference paper. Based on the data available in clinical psychology, a step-by-step course of the provision of psychological support is proposed. Each of the proposed stages is a logical continuation of the previous one taking into account the biopsychosocial approach, involving the complex work of a clinical psychologist together with an oncologist. Keywords: psychological support for children with cancer, possibilities of clinical psychology, problems of psychocorrection.

На протяжении всей истории своего развития клиническая психология находила прогрессивные и эффективные методы диагностики и коррекции пациентов с различными нозологиями. На сегодняшний день клинические психологи активно включены в процесс оказания помощи пациентам с самыми сложными соматическими заболеваниями, одним из которых является онкология. Согласно статистическим данным по распространенности онкологической патологии, эта проблема является весьма значимой с медицинских, социально-экономических и психологических позиций. Указывая на психологическую составляющую проблемы, мы в первую очередь подчеркиваем то сложное психоэмоциональное состояние, обусловленное нозогенностью заболевания, в котором пребывает пациент, а также его ближайшее социальное окружение. В данном разрезе возраст

пациента также может выступать отягчающим фактором, усиливать проявление и степень выраженности таких негативных эмоциональных состояний, как тревога и депрессия. С учетом достаточно большого удельного веса онкологических заболеваний среди лиц несовершеннолетнего возраста [1], именно данный контингент пациентов представляет собой наиболее трудную психодиагностическую и психокоррекционную задачу для клинического психолога.

Цель исследования: проанализировать данную проблематику, изучить литературу и составить поэтапно план действий.

Материалы и методы

Для достижения поставленной цели исследования использовалась научная литература по заданной теме.

Результаты и обсуждение

В решении вопроса путей помощи детям с онкологическими заболеваниями специалист не имеет ни профессионального, ни морального права идти по пути «метода проб и ошибок». Именно большой опыт клинической психологии является средством, способным прояснить данный вопрос, найти возможные пути для его разрешения.

В ходе работы с детьми с онкологическими заболеваниями наиболее целесообразным представляется включение трех этапов:

Этап 1. Обсуждение стратегии оказания психологической помощи пациентам совместно с врачом-онкологом - реализация биопсихосоциальной модели оказания помощи. На данном этапе клинический психолог сможет получить важнейшую информацию о влиянии заболевания на психическое состояние несовершеннолетнего пациента, согласно результатам наблюдений, полученным в медицинской практике. Также одной из решаемых задач на данном этапе будет подготовка к стратегии проведения психодиагностического исследования.

Этап 2. Проведение психодиагностического исследования детей с онкопатологией для выявления мишеней дальнейшей психокоррекционной работы. Данный этап представляется весьма важным, так как в силу возрастных особенностей (недостаточное развитие самосознания и самопонимания, естественный инфантилизм) у детей различных возрастных групп отношение к своему заболеванию может проявляться по-разному, что во многом определяет нозогенность патологии, что в свою очередь влияет на выбор мишеней психокоррекционной работы.

Этап 3. Проведение психокоррекционной работы. На данном этапе определяется тактика и форма работы. С учетом полученных сведений на этапах 1 и 2 будет решаться вопрос о выборе формы работы (групповая или индивидуальная), тактики (привлечение семейного окружения, использование конкретных методов работы). Естественно, что вопрос метода работы будет являться одним из первостепенных в реализации данного этапа, при этом в настоящей ситуации он не вызывает видимого затруднения, так как в

клинической психологии давно и успешно апробированы методы арт-терапии и игровой терапии в работе с детьми с различными заболеваниями [2].

Заключение

Таким образом, благодаря методологическому и методическому оснащению клинической психологии возможно организовать взвешенный и эффективный подход к оказанию психологической помощи детям с онкологическими заболеваниями.

Список литературы:

1. Каприн А.Д., Старинский В.В., Петрова Г.В. Злокачественные новообразования в России в 2018 году (заболеваемость и смертность). М.: МНИОИ им. П.А. Герцена - филиал ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России; 2019: 250.

2. Миткевич В.А., Соловьев А.Г. Междисциплинарно-интегративный подход в психотерапевтической помощи детям и подросткам с невротическими расстройствами. Вестник психотерапии. 2017; 62(67): 27-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.