Научная статья на тему 'Возможности использования теоретического наследия Гейдара Алиева на уроках литературы'

Возможности использования теоретического наследия Гейдара Алиева на уроках литературы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
83
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
литературно-художественное наследие / преподавание литературы / историческое прошлое / наследие Гейдара Алиева / фольклор / классическое наследие / современная литература / literary and artistic heritage / teaching of literature / historical past / Heydar Aliyev’s heritage / folklore / classical heritage / modern literature

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ибрагимли Хагани Низами Оглы

в статье повествуется об идеях великого лидера Гейдара Алиева об азербайджанской литературе и о работе, которую он проделал для ее развития. Исторический феномен личности общенационального лидера Гейдара Алиева уникален. По его мнению «литература является предпосылкой для более глубоких слоев нашей истории, тонкости нашего языка, нашего духа, наших литературно-культурных памятников». Великий лидер относился с большим уважением и заботой к литературе, к художественно-литературному наследию, к современным мастерам слова и с дальновидностью устранял ошибки, допущенные историей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES OF USING THE THEORETICAL HERITAGE OF HEYDAR ALIYEV IN LITERATURE LESSONS

the article describes the ideas of the great leader Heydar Aliyev about Azerbaijani literature and the work that he did to develop it. The historical phenomenon of the personality of the national leader Heydar Aliyev is unique. In his opinion, "literature is a prerequisite for the deeper layers of our history, the subtleties of our language, our spirit, our literary and cultural monuments." The great leader treated with great respect and care for literature, for the artistic and literary heritage, for modern masters of words, and with foresight he eliminated the mistakes made by history.

Текст научной работы на тему «Возможности использования теоретического наследия Гейдара Алиева на уроках литературы»

Creative activity promotes development of creative abilities, increase of intellectual level. Thus, under he creative abilities we understand the set of properties and qualities of the individual, necessary for the successful implementation of creative activities, allowing in the process of discovering new, seek and make original non- standard decisions.

References / Список литературы

1. Bogoyavlenskaya D.B. Intellectual activity as a problem of creativity. Rostov-on-Don, 2000. 96 p.

2. Vinokurova N. The best tests for the development of creative abilities: a book for children, teachers and parents. M.: AST - PRESS, 2001. 127 p.

3. GlickmanI.Z. Theory and methods of education. Moscow: Vlados, 2002. 241 p.

POSSIBILITIES OF USING THE THEORETICAL HERITAGE OF HEYDAR ALIYEV IN LITERATURE LESSONS Ibrahimli Kh.N. (Republic of Azerbaijan) Email: Ibrahimli567@scientifictext.ru

Ibrahimli Khagani Nizami - Methodist in the Azerbaijani language and literature, EDUCATION DEPARTMENT OF THE KALBAJAR REGION, KALBAJAR, REPUBLIC OF AZERBAIJAN

Abstract: the article describes the ideas of the great leader Heydar Aliyev about Azerbaijani literature and the work that he did to develop it. The historical phenomenon of the personality of the national leader Heydar Aliyev is unique. In his opinion, "literature is a prerequisite for the deeper layers of our history, the subtleties of our language, our spirit, our literary and cultural monuments." The great leader treated with great respect and care for literature, for the artistic and literary heritage, for modern masters of words, and with foresight he eliminated the mistakes made by history.

Keywords: literary and artistic heritage, teaching of literature, historical past, Heydar Aliyev's heritage, folklore, classical heritage, modern literature.

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ГЕЙДАРА АЛИЕВА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ Ибрагимли Х.Н. (Азербайджанская Республика)

Ибрагимли Хагани Низами оглы - методист азербайджанского языка и литературы, отдел образования Кельбаджарского района, г. Кельбаджар, Азербайджанская Республика

Аннотация: в статье повествуется об идеях великого лидера Гейдара Алиева об азербайджанской литературе и о работе, которую он проделал для ее развития. Исторический феномен личности общенационального лидера Гейдара Алиева уникален. По его мнению «литература является предпосылкой для более глубоких слоев нашей истории, тонкости нашего языка, нашего духа, наших литературно-культурных памятников». Великий лидер относился с большим уважением и заботой к литературе, к художественно-литературному наследию, к современным мастерам слова и с дальновидностью устранял ошибки, допущенные историей.

Ключевые слова: литературно-художественное наследие, преподавание литературы, историческое прошлое, наследие Гейдара Алиева, фольклор, классическое наследие, современная литература.

Литература, являясь мастерством слова, отличается от других предметов информативного характера с точки зрения национального самопознания и самореализации. Литература XXI века обладает большими возможностями для воспитания гражданина, обладающего современным мировоззрением, национальными и общечеловеческими ценностями, способного жить в глобализированном и сложном мире, проявлять независимость и творчество, а также достойно представлять свой народ и свою родину» [1]. Для истории литературы, исследующей жизненный путь, творчество, отношение к событиям эпохи, тех, кто создавал литературу, наряду с историческими, творческими образцами, важную роль играют также источники, отражающие отношение, деятельность правителей, глав государств и видных политических деятелей.

В этом смысле исторический феномен личности общенационального лидера Гейдара Алиева уникален. «Литература является предпосылкой для более глубоких слоев нашей истории, тонкости нашего языка, нашего духа, наших литературно-культурных памятников». Великий лидер относился с большим уважением и заботой к литературе, к художественно-литературному наследию, к современным мастерам слова, и с дальновидностью устранял ошибки, допущенные историей.

Для него личность мастера, художественное слово, литература были превыше всего. Наряду с памятью тысячелетий его мысли, начиная с фольклорных источников отражающих традиции, историю народа, Китаби-Деде-Горгуда и представителей классического наследия и заканчивая творчеством современных поэтов и писателей, оставили неизгладимый след в истории нашей литературы. Уважение к личности каждого мастера слова отражается не только в его практической деятельности, но и его местом в сокровищнице мировой культуры и литературы, его публикациями и хранением. Эти решения были, с одной стороны, замечательной гражданской поправкой к неразрешенным страницам истории, а с другой -бескорыстной заботой о народе, его мастерстве и литературе.

Великий лидер высоко ценил художественное слово, обладал способностью отличать хорошее от плохого и прекрасно осознавал его возможности. Наша литература - одно из наших великих национальных сокровищ. Мы должны гордиться этим. Лично я всегда так думал, и сегодня я так считаю, и всегда буду так считать. Я уверен, что наша литература, литературное слово писателей, поэтов оказывает огромное влияние на общество, нацию и народ» [3].

Обладая незаурядным умом, мировоззрением Гейдар Алиев оказал литературе большую службу. Он высоко оценил наследие Физули и Насими, которые стояли, у истоков колыбели литературно-поэтического языка Азербайджана. Он считает Физули классиком мировой литературы и отмечал, что важно, чтоб он был известен не только внутри страны, но и за пределами Азербайджана. Идея лидера, который проникся большой любовью к творчеству Физули еще с юности, много лет спустя, в скромном, простом предложении, оригинальна и запоминаема многими литературными критиками: «Физули словно звезда, которая светила 500 лет назад, и распространяла свои лучи в мир. Физули известен не только на Востоке, в мусульманском, в тюркском мире и во всем мире, включая развитые западные страны. Но для азербайджанского народа Физули более дорог и любим, и в последнее время поднят на вершины. Сегодня мы можем с гордостью сказать, что признание Физули азербайджанского народа, азербайджанских ученых и их работ доказывает, насколько привязан наш народ к своим корням, традициям, истории, религии, языку».

Великий лидер не обделил вниманием никого, кто сохранял и передавал будущим поколениям культуру народа. Он описал историческую и национально-нравственную миссию эпоса «Китаби-Деде-Коргуд», который он называет «авторитетным источником нашего национального существования», и отмечал: Нужно воспитывать новое поколение молодых людей со своими национальными корнями. Несмотря на трудности и сложные процессы переходного периода, нам удалось в короткие сроки открыть ценные страницы нашей истории и показать их народу. Каждый представитель нашей нации испытывает глубокое чувство гордости за то, что обладает обширными познаниями в области истории и культурного наследия» [4].

Гейдар Алиев, под личным вниманием которого находилась организация на международном уровне, юбилеев 840-летия великого Низами Гянджеви, 500-летия бессмертного Физули и 600-летия Насими, не остался равнодушным и к восстановлению и реставрации могил великих мастеров слова.

Для него каждый мастер художественного слова, будь из прошлого или современности, покоящийся на родине или на чужбине, сохранивший и пропагандирующий национальные ценности значим как азербайджанец.

В Гяндже Гейдар Алиев отмечал: «В Азербайджане нет ни одного мавзолея, гробницы, возведенного в честь исторической личности, но есть, возведенные поэтам и писателям. Но будем откровенны, наш народ знаменит не только поэтами или писателями. Азербайджан знаменит и царями, полководцами и ханами. Во времена ханств существовали различные государства и главы этих государств. Азербайджанская земля знаменита великими государственными деятелями. Но кому из них возведены мавзолеи или статуи? Однако поэтам и писателям сооружены и памятники, и мавзолеи, это есть и должно быть» [4].

Обладая обширными знаниями и глубоким мышлением, Гейдар Алиев не рассматривает каждую литературную личность и литературную жемчужину лишь как индивидуальность, он видел в них светлую частицу всей истории Азербайджана. В истории нашей литературы нет такого представителя, которого бы не оценил Гейдар Алиев за его творчество и художественный путь. Его литературное наследие, связанное с Низами, Физули, Хатаи, Вагифом, Джалилом Мамедгулузаде, Сабиром, Джавидом, Самед Вургуном, Халилом Рзой, Мамед Аразом, Бахтияром Вахабзаде и другими поэтами и писателями, является теоретическим методологическим богатством в преподавании азербайджанской литературы.

Список литературы / References

1. Гасанлы Б.А. Методика преподавания литературы Баку. «Учитель», 2012.

2. Гейдар Алиев и азербайджанская литература. Баку. «Восток-Запад», 2009.

3. Алиев Гейдар. Наша независимость вечна. Книга XIII. Баку, 2004.

4. Алиев Гейдар. Наша независимость вечна. Книга XVIII. Баку, 2006.

5. Энциклопедия «Китаби Деде-Горгуд». Т. I. Баку, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.