'8 (109) сентябрь 2017 г._ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА __59
УДК 615.851.859
Р.П. ГУСЛЯКОВА, Р.Х. ЯГУДИН, Л.И. РЫБКИН
Республиканская клиническая больница МЗ РТ, 420064, г. Казань, Оренбургский тракт, д. 138
Возможности использования принципов менеджмента качества и стандартных операционных процедур в многопрофильном стационаре
Гуслякова Раиса Петровна — заместитель главного врача по медицинской части, тел. (843) 237-34-19, e-mail: [email protected]
Ягудин Рамил Хаевич — доктор медицинских наук, кандидат экономических наук, доцент, заместитель главного врача по науке, развитию
и организационно-методической работе, тел. (843) 231-20-13, е-mail: [email protected]
Рыбкин Леонид Исаевич — кандидат медицинских наук, доцент, заведующий организационно-методическим отделом,
тел. (843) 231-20-88, е-mail: [email protected]
В статье представлены возможности и эффективность работы централизованных кабинетов обезболивания как пример практической реализации принципов системы менеджмента качества, управления рисками (риск-менеджмент) и стандартных операционных процедур в крупной многопрофильной медицинской организации.
Ключевые слова: менеджмент качества, риск-менеджмент, стандартные операционные процедуры, централизованный кабинет обезболивания.
R.P. GUSLYAKOVA, R.Kh. YAGUDIN, L.I. RYBKIN
Republic Clinical Hospital of the MH of RT, 138 Orenburgskiy Trakt, Kazan, Russian Federation, 420064
Possibilities of using the principles of quality management and standard operating procedures in a multidisciplinary hospital
Guslyakova R.P. — Deputy Chief Doctor for Medical Part, tel. (843) 237-34-19, e-mail: [email protected]
Yagudin R.Kh. — D. Med. Sc., Cand. Econ. Sc., Associate Professor, Deputy Chief Physician for Science, Development and Organizational
and Methodological Work, tel. (843) 231-20-13, e-mail: [email protected]
Rybkin L.I. — Cand. Med. Sc., Associate Professor, Head of the Organizational and Methodological Department, tel. (843) 231-20-88, e-mail: [email protected]
The article presents the possibilities and effectiveness of the work of centralized anesthesia cabinets as an example of practical implementation of the principles of the quality management system, risk management and standard operating procedures in a large multidisciplinary medical organization
Key words: quality management, risk management, standard operating procedures, centralized anesthesia cabinet.
Эффективное и реальное обеспечение качества оказания медицинской помощи является в настоящее время важнейшим звеном в системе организации работы, финансового благополучия, обеспечения и повышения конкурентоспособности каждой медицинской организации. Реализация этих положений возможна путем построения и внедрения в практику системы менеджмента качества (СМК) на основе стандартов ИСО серии 9000 [1].
Основными предпосылками внедрения системы менеджмента качества в медицинских организациях являются:
- рост требований потребителей, о чем свидетельствуют увеличение числа жалоб, рост количества судебных исков и др.;
- наличие конкурентной среды, необходимость повышения конкурентоспособности и пациенто-ориентированности медицинской организации;
- обеспечение и необходимость повышения безопасности оказываемой медицинской помощи;
- совершенствование контроля качества оказания медицинской помощи в медицинских организациях;
- управление рисками и предупреждение возникновения нежелательных последствий лечебно-диагностического процесса (реакций и др.);
- усиление требований со стороны внешних контролирующих органов и учреждений (территориальные органы Росздравнадзора, Роспотребнадзо-ра, страховые медицинские компании и др.).
¡АЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЕДИЦИН
Е
60 ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА
'8 (109) сентябрь 2017 г.
Система менеджмента качества — это не застывшая система, в стандартах ИСО — 9001 «Система менеджмента качества. Требования» заложено непрерывное развитие организации и улучшение технологических процессов как в интересах потребителей (пользователей медицинских услуг — пациентов), так и в интересах производителей медицинских услуг, прежде всего врачей и средних медицинских работников [2].
Одним из основных инструментов управления, способствующих дальнейшему развитию системы менеджмента качества, является риск-менеджмент (управление рисками), направленный на обеспечение безопасности оказания медицинской помощи. Международный стандарт ISO 31000 : 2009 определяет риск как результат неопределенности в отношении целей. В системе здравоохранения риск можно характеризовать как вероятность возникновения нежелательного события или состояния (действия), опасного для здоровья пациента. Современное здравоохранение, становящееся все более и более высокотехнологичным, автоматизированным, компьютеризированным, а в обозримом будущем — и роботизированным, что невозможно без риска, при этом уже сейчас имеют место многочисленные и разнообразные профессиональные (медицинские), организационные, психоэмоциональные и другие риски, способные привести к нежелательным последствиям.
Актуальность и важность проблемы рисков и безопасности в оказании медицинской помощи в последние годы закреплены в нашей стране на законодательном уровне (статьи 87-90 главы 12 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации») [3].
В наиболее функциональной классификации рисков в здравоохранении, разработанной А.И. Вял-ковым и В.З. Кучеренко [4] , выделяются:
1) риски, связанные с управлением;
2) риски, связанные с угрозой здоровью медицинских работников;
3) профессиональные (медицинские) риски.
Третий раздел классификации — профессиональные (медицинские) риски — авторы детализируют, выделяя следующие подразделы:
- риски несвоевременных лечебно-диагностических вмешательств;
- риски, связанные с отсутствием или недостаточной профилактикой;
- риски, связанные с отсутствием в медицинской организации современных систем медико-социальной реабилитации.
Наш опыт позволяет дополнить раздел «профессиональные (медицинские) риски» подразделом:
- риски, связанные с невыполнением или с неполным выполнением лечебно-диагностических мероприятий.
Управление рисками предусматривает идентификацию и оценку риска, реализацию мер по уменьшению или по предупреждению (недопущению) риска, надзор и оценку результативности этих мер, целью которых является уменьшение или исключение повреждающего воздействия опасности на здоровье и жизнь пациента. Внедрение элементов управления рисками позволяет не только минимизировать степень отрицательных последствий, но и значительно улучшить качество медицинской помощи [5].
Существенный вклад в обеспечение качества и безопасности оказания медицинской помощи вно-
сит аккредитация медицинских организаций, т.е. установление степени соответствия медицинской организации специально установленным порядкам (стандартам). Эти стандарты (или стандарты аккредитации) представляют собой положения, которые описывают:
- каким должно быть обеспечение медицинской организации кадровыми и материально-техническими ресурсами;
- как должны быть организованы основные технологические процессы (лечебно-диагностические, коммуникационные, административные и др.);
- какие результаты должны быть достигнуты медицинской организацией по итогам лечения пациентов.
Успешное прохождение медицинскими организациями аккредитации — это гарантия государству, населению, страховщикам и страхователям в том, что оказание медицинской помощи в них соответствует современным требованиям безопасности и качества, а средства расходуются эффективно [6].
Международные стандарты аккредитации медицинских организаций разрабатываются объединенной медицинской комиссией ОС1), функционирующей в течение почти 20 лет. «Стандарты ]С1 являются основой и используются для развития и внедрения программ аккредитации во многих странах мира (в том числе и в Российской Федерации), а также для изучения и повышения безопасности и качества лечения пациентов» [6].
Медицинская организация, желающая пройти аккредитацию ^1, готовит и представляет заявку и определенный набор документов, она должна составить и реализовать на практике стандартные операционные процедуры (сОпы), включающие в себя стандарты, связанные с пациентами, и стандарты управления медицинской организацией [7].
Опыт составления стандартных операционных процедур показывает, что они представляют собой подробную, максимально структурированную технологическую карту или регламент.
Практические результаты внедрения развития и совершенствования системы менеджмента качества, управления рисками и стандартных операционных процедур представляются нами на примере организации и многолетней успешной работы службы централизованного обезболивания.
Более 10 лет тому назад служба обезболивания реализовалась через старших медицинских сестер, специально подготовленных по работе с наркотическими средствами и психотропными веществами. Это вынуждало иметь в каждом клиническом отделении технически укрепленные помещения и сейфы для хранения и выдачи наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сильнодействующих и ядовитых веществ, одурманивающих веществ, осуществлять их хранение, использование, ведение необходимой учетноотчетной документации и сдачу использованных ампул.
Централизация службы обезболивания привела к созданию сначала двух, позднее трех централизованных кабинетов обезболивания (ЦКО), в штате каждого из которых находятся руководитель — старшая медицинская сестра цКО и один круглосуточный пост медицинских сестер, прошедших специальную подготовку для работы и имеющих необходимые допуски.
Согласно разработанным технологиям, отраженным в стандартных операционных процедурах:
1АЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЕДИЦИН
Е
'8 (109) сентябрь 2017 г.
ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА ^ 61
- назначение наркотических средств и психотропных веществ проводится лечащим врачом, показания и факт назначения фиксируются в медицинской карте стационарного больного с подписью лечащего врача и расшифровкой подписи, с указанием даты и времени назначения;
- факт назначения конкретного наркотического средства или психотропного вещества передается в ЦКО, средний медицинский персонал которого профессионально и эффективно выполняет назначение в присутствии лечащего врача и вместе с ним расписывается в медицинской карте стационарного больного, удостоверяя факт приема препарата с указанием дозы и времени проведения процедуры;
- использованные ампулы после проведения инъекции сразу передаются в сейф ЦКО, они ежедневно сдаются заместителям главного врача по медицинской части — кураторам соответствующих ЦКО;
- больничные аптеки обеспечивают потребности всех ЦКО в наркотических средствах, психотропных веществах, сильнодействующих и ядовитых веществах, одурманивающих веществах и контролируют их надлежащее хранение;
- создана постоянно действующая комиссия по контролю за получением, хранением, учетом, отпуском, назначением и использованием наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых веществ и их прекурсоров, подлежащих предметно-количественному учету;
- созданы постоянно действующие комиссии терапевтической, хирургической, акушерско-гинеко-логической, диагностической и травматологической служб для проверки целесообразности назначения, получения, состояния учета, хранения и расходования наркотических средств, психотропных веществ, сильнодействующих и ядовитых веществ и их прекурсоров.
Создание и многолетняя бездефектная работа системы централизованных кабинетов обезболивания позволила получить следующие основные профессиональные, экономические выгоды и результаты:
- сократилось время проведения процедуры обезболивания (пациентоориентированность);
- проведена стандартизация технологий обеспечения процесса обезболивания;
- упорядочена система организации и управления деятельностью службы обезболивания;
- в несколько раз сократился круг сотрудников, работающих с наркотическими веществами, умень-
шились расходы на обучение и переподготовку среднего медицинского персонала;
- создание системы централизованных кабинетов обезболивания способствовало увеличению времени у палатных и процедурных медицинских сестер для работы с пациентами;
- в течение многих лет отсутствуют осложнения при применении наркотических средств, психотропных веществ, сильнодействующих и ядовитых веществ и их прекурсоров.
Опыт работы централизованных кабинетов обезболивания и организации их бездефектной работы на основе постоянно улучшающихся технологий позволяет нам также дополнить раздел «профессиональные медицинские риски» классификации А.И. Вялкова и В.З. Кучеренко еще одним подразделом:
- риски, связанные с невыполнением или неполным выполнением стандартных операционных процедур.
Таким образом, использование принципов менеджмента качества, риск-менеджмента и технологии стандартных операционных процедур на примере создания и успешного функционирования службы централизованного обезболивания способствует развитию медицинской организации на основе современных методов и инструментов управления в системе здравоохранения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Государственный стандарт Российской Федерации «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» // Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи. — 2006. — №9. — С. 51-78.
2. Государственный стандарт Российской Федерации «Системы менеджмента качества. Требования» // Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи. — 2006. — №10. — С. 49-76.
3. Об основах охраны граждан в Российской Федерации // Закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 года № 323-ф3.
4. Вялков А.И. Организационно-методические аспекты снижения рисков медицинской практики / А.И. Вялков, В.З. Кучеренко // Главный врач. — 2006. — №2. — С. 5-8.
5. Применение технологий риск — менеджмента в системе оказания медицинской помощи / И.С. Кицул, Б.С. Балханов, Н.К. Буд-маева [и др.] // Менеджер здравоохранения. — 2012. — №10. — С. 6-14.
6. Международные стандарты аккредитации медицинских организаций / пер. с англ., под ред. А.Ю. Абрамова, Г.Э. Улумбеко-вой. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. — 224 с.
7. Вялков А.И. Стандартные операционные процедуры (СОПы) как один из элементов управления качеством медицинской помощи / А.И. Вялков, П.А. Воробьев, М.В. Сура, Авксентьева М.В. // Проблемы стандартизации в здравоохранении . — 2005. — №7. — С. 11-15.