Научная статья на тему 'Возможности использования методов региональной экономической политики в процессе сертификации региональных производителей товаров и услуг по международным стандартам'

Возможности использования методов региональной экономической политики в процессе сертификации региональных производителей товаров и услуг по международным стандартам Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / СЕРТИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миролюбова Татьяна Васильевна

Анализируются основные трудности, с которыми сталкиваются предприятия региона при внедрении международных стандартов серии ISO, предлагаются пути их решения методами региональной экономической политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возможности использования методов региональной экономической политики в процессе сертификации региональных производителей товаров и услуг по международным стандартам»

(как в количественном, так и в качественном плане) негативные изменения и специалисты все более говорят о демографическом и экологическом кризисах, переживаемых современной Россией, неизбежно возникает вопрос о нерадостных перспективах нашего государства.

Возможны ли другие, положительные перспективы, связанные и с устойчивым экологическим развитием, и с благоприятными изменениями в демографической ситуации? Да, еще возможны, но для этого необходимо и государственному аппарату, и бизнес-структурам совершенно по-другому взглянуть на развитие и взаимозависимость этих двух уникальных субстанций — населения и природы.

Список литературы

1. Китайский информационный Интернет-центр [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.china.org.cn/russian 26/11/2004

2. Воеводина Н. РФ — сегодня [Электронный ресурс] / Н. Воеводина, А. Черняк. Режим доступа: http://www.russia-today.ru/2005

3. Рогачевская, Л. С. Развитие химической промышленности и рост смертности населения в СССР в 1960-1970-е годы / Л. С. Рогачевская // Историческая экология и историческая демография : сб. науч. ст. М., 2003.

4. Денисова, Л. Н. Экологическая память российской деревни XX в. (по материалам социологических обследований 1990-х годов) / Л. Н. Денисова // Историческая экология и историческая демография : сб. науч. ст. М., 2003.

5. Вербицкая, О. М. Демографические последствия радиационных катастроф (19401980-е годы) / О. М. Вербицкая // Историческая экология и историческая демография : сб. науч. ст. М., 2003.

6. Демографический фактор в социально-экономическом развитии региона / под ред. В. А. Ионцева. М., 2004. С. 17-18.

Т. В. Миролюбова

возможности использования методов региональной экономической политики в процессе сертификации региональных производителей товаров и услуг по международным стандартам

Анализируются основные трудности, с которыми сталкиваются предприятия региона при внедрении международных стандартов серии КО, предлагаются пути их решения методами региональной экономической политики.

Ключевые слова: региональная экономическая политика, глобализация, международные стандарты, сертификация.

В условиях глобализации мировой экономики и обостряющейся конкурентной борьбы на мировом рынке от российских производителей товаров и услуг требуется новый подход к повышению конкурентоспособности продукции. В этой связи важнейшим фактором конкурентоспособности становится документально подтвержденное качество.

Документом, который может официально подтвердить гарантии стабильности качества товаров и услуг, является международный сертификат КО 9001-2000. В международных

стандартах серии КО 9001-2000 воплотился единый комплекс требований к системам качества. В сегодняшних условиях эти стандарты признаны практически всеми странами мира. Внедрение в России данных стандартов становится необходимым и в связи с предстоящим присоединением к ВТО.

Исходя из этого, одним из важнейших направлений современной государственной экономической политики регионов России является внедрение эффективных и результативных систем менеджмента качества на базе международных стандартов КО серии 9001. Получение сертификата соответствия КО 9001 предприятиями означает приобретение ими ряда конкурентных преимуществ, обеспечивающих:

- возможность проникновения на рынки зарубежных стран;

- возможность успешного импортозамещения на внутреннем рынке страны;

- снижение затрат и сокращение сроков освоения новой продукции и услуг за счет более четкой организации управленческих процессов;

- ускорение реагирования на изменения требований и ожиданий потребителя.

Наличие сертификата КО 9001 повышает престиж фирмы, этот сертификат требуется

государственными органами и коммерческими организациями для участия в тендерах при получении заказов, а также используется международными рейтинговыми агентствами, банками и страховыми компаниями при оценке бизнеса или определении кредитного рейтинга предприятия. Сертификат соответствия КО 9001 также дает возможность предприятиям сотрудничать в совместных работах и проектах с иностранными организациями, формирует положительную репутацию предприятия на рынке.

Согласно официальным данным, 54 % официально зарегистрированных в ВТО предприятий, сертифицированных по стандарту КО 9001, улучшили свои финансовые показатели, остальные остались на прежнем уровне. Это доказывает, что сертификация не панацея, она только инструмент помощи организациям в создании эффективной системы менеджмента качества (СМК). По темпам роста прибыльных сертифицированных предприятий лидируют Китай, Япония, Финляндия, Швейцария. Россия в этом отношении заняла 34-е место с тенденцией к ухудшению. По данным Союзэкспертизы, в настоящее время на территории РФ насчитывается менее 5 % компаний от общего числа действующих в стране компаний, которые получили сертификат и деятельность которых соответствует требованиям КО 9001 [1. С. 14].

Сертификация СМК в России стала обязательным требованием для участия в большинстве тендеров, особенно при экспортных поставках. Для получения государственного заказа также требуется наличие на предприятиях сертифицированной СМК. Крупные предприятия России устанавливают для своих поставщиков жесткие условия сотрудничества: например, АО «АвтоВАЗ» требует от своих поставщиков разработать и внедрить СМК, соответствующую требованиям стандарта КО 9001-2000. Для получения подряда на выполнение строительных работ в Москве организации также должны иметь сертифицированную СМК. Требование о разработке и внедрении СМК исходит и от владельцев предприятия. Особенно часто это происходит, когда собственниками становятся представители других стран.

Заинтересованные стороны, а именно потребители, собственники, кредитные организации и т. д., тоже выдвигают требование о наличии сертифицированной СМК, потому что им нужны гарантии стабильной (применительно к качеству продукции) работы организации. А гарантию может дать СМК, построенная в соответствии с требованиями стандарта КО 9001-2000. В п. 1.1 этого стандарта указано: «Настоящий международный стандарт устанавливает требования к системе менеджмента качества для тех случаев,

когда организация нуждается в демонстрации своей способности постоянно поставлять продукцию, которая отвечает требованиям потребителя и соответствующим нормативным требованиям...»

Все вышеуказанное позволяет сделать вывод, что добровольная сертификация СМК в России фактически постепенно превращается в обязательную [2. С. 34-35].

Сертификация СМК во всем мире приняла массовый характер, что является отражением глобальных процессов экономической интеграции и развития торговых отношений. Очевидна общемировая тенденция стремительного роста сертифицированных предприятий и организаций. В то же время сохраняется и даже увеличивается серьезное отставание российских предприятий от общемировых темпов внедрения и сертификации СМК по ИСО 9001 [1. С. 27].

В связи с этим необходимость проведения сертификации систем менеджмента качества региональных предприятий Пермского края на соответствие стандарту ИСО 9001-2000 в значительной мере актуализируется. Наличие такого сертификата является эффективным средством конкурентной борьбы в условиях глобального рынка.

В связи с этим было проведено исследование предприятий Пермского края, получивших сертификат соответствия ИСО 9001-2000. Цель исследования — изучение проблем, возникающих в связи с сертификацией, а также самого процесса перехода предприятий на международную систему стандартов качества по модели КО 9001-2000 и выявление возможности их решения методами региональной экономической политики.

Исследование проводилось методом анкетирования. Анкета была разослана 50 предприятиям Пермского края и содержала семь вопросов. Проанализируем полученные результаты анкетирования.

Одной из главных причин, побудивших предприятия к сертификации, респондентами называется конкуренция внутри страны. Наряду с конкуренцией важной причиной, побудившей предприятия к переходу на международную систему стандартов, являются требования потребителей.

На втором месте по важности следует стремление повысить эффективность управления предприятием. Немаловажным мотивом является также конкуренция на мировом рынке (рис. 1).

Стремление повысить качество I I

продукции _________

Конкуренция на мировом рынке ________________

Стремление повысить эффектив- I

ность управления предприятием -------------------1

Конкуренция внутри страны ------------------------1

Требования потребителей | | | | |

0 1 2 3 4 5 6 7

Рис. 1. Причины, побудившие предприятие к сертификации

Среди трудностей, с которыми столкнулось предприятие при подготовке к сертификации по КО 9001, основной является неподготовленность кадров предприятия. Следующей по значимости трудностью предприятия назвали слишком большие материальные затраты, затем недостаток информации (рис. 2).

К дополнительным трудностям можно отнести следующие:

- сложность процессного подхода;

- нежелание постоянного совершенствования СМК;

- недостаток финансовых средств у заказчиков (характерно для предприятий добывающих отраслей);

- недостаточный технический уровень продукции;

- непонимание назначения стандарта;

- формальный подход к разработке и внедрению необходимых процедур.

Слишком длительные временные рамки

подготовки

Отсутствие возможности обмена опытом с теми, кто уже прошел данную процедуру

Слишком большие материальные затраты

Нежелание руководящих кадров предприятия менять привычное отношение к управлению качеством

Неподготовленность кадров предприятия Недостаток информации

0 1 2 3 4 5 6 7

Рис. 2. Трудности, с которыми столкнулось предприятие при сертификации

При подготовке к сертификации по международным стандартам практически всем предприятиям пришлось изменить систему управления в целом. Изменения также коснулись управления документацией, поменялась терминология в документах (рис. 3).

Анализ данных о деятельности -

предприятия ----

Работа с поставщиками ___

Снабжение Производство Управление документацией Терминология в документах --

Система управления предприятием --------------

в целом | , , , |

0 1 2 3 4 5

Рис. 3. Изменения, произошедшие на предприятии в связи с сертификацией

Процесс подготовки к переходу на международные стандарты занял у предприятий в среднем 1 год, в некоторых случаях — 3-4 года.

В настоящее время самым важным рыночным ресурсом является информация. Больше всего предприятия края нуждаются в сведениях об органах по сертификации, также предприятиям нужны обучающие семинары и помощь в разработке документов СМК (рис. 4).

В 2007 г. в Пермском крае произошло увеличение числа организаций, планирующих подготовку систем менеджмента к сертификации по нескольким стандартам: КО 9001:2000 (системы менеджмента качества), ОИ8Л8 18001-99 (системы менеджмента промышленной безопасности и охраны труда), КО 14001-2004 (системы экологического менеджмента). В частности, уже ведется подготовка к сертификации ЗАО «Пермглавнефтеснаб» (КО 9001, ОИ8Л8 18001, КО 14001-2004), группы компаний «Энергосервис» (КО 9001, ОИ8Л8 18001).

Предоставление информации I I I I ~

об органах по сертификации ____

Предоставление предприятиям -----------

нормативных документов

Организация встреч ----------

по обмену опытом ------------

Помощь в разработке ---------------

документов СМК ------------------

Проведение обучающих семинаров

' lililí___________________________________

0 1 2 3 4 5 6

Рис. 4. Ожидаемая помощь предприятиям со стороны региональных органов власти

При освоении систем менеджмента, соответствующих международным стандартам, все предприятия, прошедшие сертификацию, достигли поставленных целей, что является наилучшей оценкой и главной характеристикой сертификатов соответствия по ISO 9001. Это побуждает к прохождению сертификации все новые предприятия, в результате количество сертифицированных предприятий в Пермском крае растет (рис. 5).

Количество

предприятий

Рис. 5. Статистика перехода предприятий Пермского края на международную систему стандартов

В современных условиях наличие на предприятии системы менеджмента качества, соответствующей стандарту КО 9001-2000, можно считать важнейшей предпосылкой для роста конкурентоспособности продукции предприятий как с точки зрения внутреннего рынка страны, так и международного рынка. Необходимость внимания со стороны региональных органов власти к проведению международной сертификации предприятиями продиктована важностью формирования в регионе экспортно ориентированной и импортозамещающей моделей экономического роста.

Среди методов региональной экономической политики различают методы прямого и косвенного воздействия. Методы прямого воздействия прямо, непосредственно влияют на субъекты экономической деятельности, реализуются средствами административного влияния. Методы косвенного воздействия создают условия, при которых субъекты экономической деятельности будут заинтересованы принимать решения, соответствующие целям региональной экономической политики.

В процессе анализа были выделены следующие основные проблемы, возникающие у предприятий в связи с прохождением сертификации (расположены в порядке убывания их значимости):

отсутствие обмена опытом с теми, кто уже прошел данную процедуру; слишком большие материальные затраты; слишком длительные временные рамки подготовки;

нежелание руководящих кадров предприятия менять привычное отношение к управлению качеством;

неподготовленность кадров предприятия; недостаток информации.

Представим основные направления решения выделенных проблем с использованием методов прямого и косвенного воздействия со стороны исполнительных органов государственной власти в Пермском крае.

1. Недостаток информации и отсутствие обмена опытом с теми, кто уже прошел данную процедуру

Во многом решению данных проблем помогает Пермская торгово-промышленная палата (ТПП). Оказание консультационных услуг Пермской ТПП группой систем менеджмента в области подготовки к сертификации систем менеджмента было начато в мае 2002 г. с организации семинаров по вопросам применения международных стандартов серии КО 9000 для высшего руководства предприятий региона. В результате появились первые контакты с предприятиями, заинтересованными в поддержке при создании СМК, возникла необходимость в оказании консультационных услуг в этой области.

Первый опыт консультирования Пермской ТПП - участие в совместном с РЦК проекте по подготовке ЗАО «Новомет-Пермь» к сертификации по КО 9001-2000 (предприятие сертифицировано BVQI в сентябре 2004 г.). Одновременно проводились работы по подготовке к сертификации собственной (т. е. ТПП) СМК (сертифицирована АС «Русский Регистр» в июле 2004 г.).

Отраслевой состав предприятий, подготовленных к сертификации системы менеджмента при участии Пермской ТПП, приведен на рис. 6.

Торговля; 5; 42 %

Рис. 6. Отраслевой состав предприятий, консультируемых Пермской ТПП

Помимо Пермской ТПП определенную поддержку предприятиям могут оказать исполнительные органы государственной власти в Пермском крае с помощью прямых и косвенных методов региональной экономической политики. Это организация обучения работников предприятий по вопросам, связанным с внедрением международной системы сертификации, в том числе за счет бюджетных средств, а также информационно-консультационная поддержка предприятий, внедряющих международную систему сертификации, со стороны исполнительных органов государственной власти региона.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Слишком большие материальные затраты

В настоящее время данная проблема полностью нерешаема, расценки при получении сертификата соответствия стандартные и составляют от 3 000 до 15 000 долл.

в зависимости от размера предприятия. В этой связи возможно оказание помощи предприятиям, производящим как экспортную, так и импортозамещающую продукцию с высокой добавленной стоимостью, со стороны исполнительных органов государственной власти Пермского края. Данная помощь может выражаться в виде компенсации части расходов на сертификацию за счет бюджетных средств.

3. Слишком длительные временные рамки подготовки

Как правило, на предприятиях существует технический отдел или ОТК, которые и отвечают за реализацию задачи по разработке СМК. Проводится обучение, составляются мероприятия, а дальше возникают проблемы с их выполнением. Практика показывает, что в настоящее время существует положительная корреляция между общим числом работающих на предприятии и численностью службы качества: для предприятий с численностью 100-500 человек этой деятельностью должны заниматься один-три освобожденных специалиста, с численностью 500-1000 человек — три-семь специалистов и т. д. [2. С. 38]. Попытки решить задачу без выполнения этого условия в большинстве случаев не приводят к достижению результата вообще или приводят к длительным срокам реализации проекта.

Конечно, определенную роль играет размер предприятия: чем оно крупнее, тем более долгий срок занимает получение сертификата соответствия.

Конкретные сроки реализации проекта по созданию СМК можно определить после анализа существующего состояния и оценки степени соответствия действующей СМК требованиям стандарта КО 9001-2000. Здесь также может быть оказана поддержка предприятиям приоритетных отраслей со стороны исполнительных органов государственной власти региона: данная информационно-консалтинговая работа может быть выполнена опытными, специально обученными консультантами - сотрудниками исполнительных органов государственной власти.

4. Неподготовленность кадров предприятия

Наиболее эффективными способами организации обучения являются следующие:

обучение части персонала (всего высшего руководства, всех руководителей среднего звена и части рядового персонала) на семинарах, проводимых представителями консалтинговых организаций на территории предприятия. Далее обученные специалисты передают полученные знания остальным сотрудникам предприятия;

обучение части персонала (высшего руководства, руководителей среднего звена и части рядового персонала) на семинарах, проводимых представителями консалтинговых организаций на своей территории (возможен выезд обучаемых в другой город). Далее обученные специалисты также передают полученные знания всему персоналу предприятия;

комбинация из первых двух способов: обучение одной части высшего руководства и руководителей среднего звена на выездных семинарах (с отрывом от производства), другой — на семинарах на территории предприятия (с последующим распространением полученных знаний среди всего персонала организации).

Предпочтительным способом организации обучения является последний, так как он более эффективный. Практика показывает, что проблемы с посещением занятий возникают у высшего руководства в связи с недостатком времени, поэтому выездные семинары являются наиболее подходящей формой обучения для них. Для решения данной проблемы также могут быть использованы методы региональной экономической политики. Это организация обучения работников предприятий по вопросам, связанным с внедрением международной системы сертификации, в том числе за счет бюджетных средств.

5. Нежелание руководящих кадров предприятия менять привычное отношение к управлению качеством

Иногда участие высшего руководства заканчивается утверждением мероприятий по разработке СМК, реализация которых не контролируется. Во многом это происходит потому, что данный проект на уровне руководства организации не воспринимается как приоритетный. Однако руководство не должно забывать, что по отношению руководителей к проекту подчиненные судят о его важности.

К субъективным причинам нежелания руководства можно отнести формальное отношение к внедрению СМК, сложность в понимании методов и процессов СМК, отсутствие инструментов мониторинга, когда организация, внедряющая СМК, не понимает, что это внедрение им даст.

Среди объективных причин можно назвать отсутствие должной нормативной базы, серьезные различия в деятельности предприятий некоторых секторов, нехватку доступных информационных средств для внедрения и контроля за СМК, формальное отношение со стороны органа по сертификации (рассматривающего сертификацию как средство заработка), отсутствие надлежащих административных ресурсов, позволяющих предприятию добровольно и в то же время активно внедрять СМК.

Решить данную проблему довольно сложно, так как здесь огромное значение имеет человеческий фактор. Возможным выходом из данного положения может быть проведение обучающих семинаров, о которых говорилось выше, и последующий контроль сертифицирующего органа. Значительную роль в решении данной проблемы могут сыграть региональные органы власти в Пермском крае путем организации и проведения конференций по проблематике сертификации, иных способов активной пропаганды преимуществ данной сертификации.

Для обобщения проблем и возможных путей их решения методами региональной экономической политики представим сводную таблицу.

Проблемы, возникающие у предприятий в связи с сертификацией, и пути их решения

Проблемы, возникающие у предприятий в связи с сертификацией Возможные пути решения проблем с использованием методов региональной экономической политики

Отсутствие обмена опытом с теми, кто уже прошел данную процедуру Организация обучающих семинаров; проведение конференций по качеству систем менеджмента региональными органами власти; организация обмена опытом между теми предприятиями, которые уже прошли сертификацию, и теми, кто собирается это сделать

Слишком большие материальные затраты Компенсация части затрат на сертификацию предприятиям приоритетных отраслей со стороны региональных органов власти

Длительные временные рамки Организация обучающих семинаров, в том числе за счет бюджетных средств; организация обмена опытом между теми предприятиями, которые уже прошли сертификацию, и теми, кто собирается это сделать; информационно-консалтинговая работа по анализу существующего состояния и оценке степени соответствия действующей СМК требованиям стандарта КО 9001-2000 для предприятий приоритетных отраслей

Проблемы, возникающие у предприятий в связи с сертификацией Возможные пути решения проблем с использованием методов региональной экономической политики

Нежелание руководящих кадров предприятия менять привычное отношение к управлению качеством Проведение выездных обучающих семинаров, в том числе за счет бюджетных средств

Неподготовленность кадров предприятия Активная пропаганда преимуществ сертификации в СМИ за счет бюджетных средств; проведение обучающих семинаров, в том числе за счет бюджетных средств

Недостаток информации Консультирование со стороны специалистов исполнительных органов государственной власти региона на полностью или частично безвозмездной основе; проведение обучающих семинаров, в том числе за счет бюджетных средств; проведение конференций по системам менеджмента качества

Сами предприятия, как позволил установить проведенный анализ, ожидают от исполнительных органов государственной власти региона следующей помощи: предоставления информации об органах по сертификации; предоставления нормативных документов по сертификации; организации встреч по обмену опытом; помощи в разработке документов СМК; проведения обучающих семинаров.

Таким образом, решение основных проблем, связанных с сертификацией, методами региональной экономической политики позволит кардинальным образом повысить конкурентоспособность российских предприятий как на внутреннем, так и на международном рынке, обеспечив им твердые позиции в конкурентной борьбе после присоединения России к ВТО. Важнейшую роль в этих процессах призваны сыграть исполнительные органы государственной власти региона.

Список литературы

1. Проблемы обеспечения качества в современных рыночных условиях. Опыт разработки, внедрения, управления и сертификации системы менеджмента качества на соответствие требований МС ИСО 9001-2000 : материалы науч.-производств. семинара, г. Пермь, 9 июня 2005 г. Пермь, 2005.

2. Исаев, С. В. Каких ошибок следует избегать при разработке и сертификации СМК / С. В. Исаев // Методы менеджмента качества. 2004. № 10. С. 34-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.