Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЫ PROGRESS.ME ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДОБРОВОЛЬЦЕВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЫ PROGRESS.ME ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДОБРОВОЛЬЦЕВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
506
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучение иностранным языкам / лингвистическая образовательная платформа / обучение для специальных целей / курс английского языка для волонтеров / teaching foreign languages / linguistic educational platform / ESP / English for volunteers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казанцева Ангелина Николаевна

Информационно-коммуникационные технологии прочно вошли в современную систему обучения иностранным языкам. В многообразии доступных инструментов реализации педагогических идей встает вопрос о выборе наиболее эффективных средств обучения. В данной статье приводится анализ лингвистической образовательной платформы Progress.me, специализированной площадки с комплексом инструментов для обучения иностранным языкам. Описание функциональных возможностей платформы основывается на примере ее использования для обучения иностранному языку добровольцев для участия в международных добровольческих проектах. Представлены результаты обучения добровольцев английскому языку с использованием описанной платформы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING FOREIGN LANGUAGES FOR VOLUNTEERS USING THE LINGUISTIC EDUCATIONAL PLATFORM PROGRESS.ME

IT-technologies have become an integral part of the modern system of teaching foreign languages. They offer a variety of tools to implement pedagogical goals, which raises the question of choosing the most effective platform for organizing education. This article analyses Progress.me, the new linguistic educational platform for the Russian educational market. It provides the description, effectiveness and results of its usage for teaching English to volunteers who learn the language to take part in international volunteer projects.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЫ PROGRESS.ME ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДОБРОВОЛЬЦЕВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЫ PROGRESS.ME ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДОБРОВОЛЬЦЕВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Казанцева Ангелина Николаевна

аспирант кафедры методики преподавания иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет,

г. Пермь

E-mail: linaangelina080 7@yandex.ru

TEACHING FOREIGN LANGUAGES FOR VOLUNTEERS USING THE LINGUISTIC EDUCATIONAL PLATFORM PROGRESS.ME

Angelina N. Kazantseva

Postgraduate student of the Department of Methods of Teaching Foreign Languages

Perm State Humanitarian Pedagogical University,

Perm

E-mail: linaangelina080 7@yandex.ru

Аннотация. Информационно-коммуникационные технологии прочно вошли в современную систему обучения иностранным языкам. В многообразии доступных инструментов реализации педагогических идей встает вопрос о выборе наиболее эффективных средств обучения. В данной статье приводится анализ лингвистической образовательной платформы Progress.me, специализированной площадки с комплексом инструментов для обучения иностранным языкам. Описание функциональных возможностей платформы основывается на примере ее использования для обучения иностранному языку добровольцев для участия в международных добровольческих проектах. Представлены результаты обучения добровольцев английскому языку с использованием описанной платформы.

Ключевые слова: обучение иностранным языкам, лингвистическая образовательная платформа, обучение для специальных целей, курс английского языка для волонтеров.

Abstract. IT-technologies have become an integral part of the modern system of teaching foreign languages. They offer a variety of tools to implement pedagogical goals, which raises the question of choosing the most effective platform for organizing education. This article analyses Progress.me, the new linguistic educational platform for the Russian educational market. It provides the description, effectiveness and results of its usage for teaching English to volunteers who learn the language to take part in international volunteer projects.

Keywords: teaching foreign languages, linguistic educational platform, ESP, English for volunteers.

© Казанцева А.Н., 2021

Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) стало обыденным элементом современной системы образования. Электронные образовательные ресурсы, то есть образовательные ресурсы, представленные в электронно-цифровой форме и включающие в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них, в настоящее время применяются на всех ступенях и в разных видах обучения. Внедрение ИКТ в образовательный процесс объясняется рядом достоинств, которые выгодно выделяют электронное обучение перед традиционными способами обучения.

Глобальное цифровое пространство отвечает современным парадигмам образования о личностно-ориентированном обучении, индивидуализации и дифференциации учебной деятельности, формировании мотивации к учению, саморазвитии обучаемых [1]. Электронное обучение представлено широким выбором инструментов, которые позволяют настраивать индивидуальную траекторию обучения в зависимости от уровня имеющихся знаний и потребностей в их приобретении, обучаться разнообразно и поддерживать постоянный интерес к обучению через выполнение множества типов заданий и постоянное саморазвитие в процессе приобретения новых знаний. Такие возможности глобального цифрового пространства в области обучения вместе с увеличением общего уровня цифровизации жизни, вызванного в том числе неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, и общим повышением интереса людей к 1Т-технологиям, создали благоприятные условия для широкого применения ИКТ в образовании.

В данной статье описан опыт использования лингвистической образовательной платформы Progress.me [3] как одного из инструментов электронного обучения добровольцев, чему посвящена тема диссертационного исследования автора статьи. Потребность в разработке специализированной программы обучения иностранному языку добровольцев обусловлена активизацией международного добровольчества по всему миру, поддержкой различных форм добровольчества на государственном уровне в нашей стране, а также ростом числа активных добровольцев, с одной стороны, и недостаточно разработанной методической базой в области языкового обучения добровольцев для международного добровольчества, с другой [2].

Идея по организации обучения в дистанционном режиме обусловлена несколькими причинами. Во-первых, автор искал инструмент обучения, который сделал бы процесс обучения доступным для добровольцев из разных регионов России. Во-вторых, существовал особенный интерес к использованию ИКТ в процессе обучения как современному способу организации иноязычного обучения, который активно применяется в онлайн-школах и в традиционной образовательной среде. В-третьих, выбор дистанционного формата обучения с использованием лингвистической образовательной платформы был обусловлен тем, что время проведения исследования совпало с ограничениями, вызванными сложной

эпидемиологической обстановкой, когда обучение в традиционном формате оказалось недоступным.

Мы определяем лингвистическую образовательную платформу (ЛОП) как интернет-ресурс учебного назначения, подготовки или генерирования учебно-методических и организационных мероприятий по обучению иностранным языкам, а также сервисные «настройки» этой программы. ЛОП обладает рядом преимуществ перед другими образовательными ресурсами, которые используются в системе иноязычного образования:

• технические возможности ЛОП адаптированы для создания типовых заданий, которые наиболее часто используются при обучении иностранным языкам;

• конструктор заданий ЛОП прост в использовании, отнимает немного времени на разработку урока и запрограммирован таким образом, что позволяет внедрять в уроки почти любой необходимый материал, самостоятельно созданный преподавателем или взятый им из сторонних электронных ресурсов в соответствии с образовательными целями;

• преподаватель имеет возможность создать авторский курс, содержащий уникальное наполнение в соответствии с нуждами обучающихся и их личными характеристиками;

• ЛОП предполагает синхронное обучение в режиме онлайн под руководством преподавателя, с возможностью проверки выполненных заданий, переключения обучающихся между материалами, что создает ощущение пребывания в традиционном классе;

• ЛОП делает обучение комфортным, концентрированным и эстетичным, объединяя в единой лаконичной экосистеме темы курса, задания отдельных занятий, домашние и проверочные задания к ним, а также предлагая к использованию возможности встроенного онлайн-переводчика, словаря, чата и других технологических инструментов;

• ЛОП позволяет создавать интерактивные упражнения и дополнять их авторским дизайном - картинками, заметками, аудио-, видео-и текстовыми материалами, что делает процесс обучения интересным и мотивирующим для людей разного возраста;

• ЛОП позволяет создавать структурированный интерактивный образовательный курс, включающий задания для освоения всех видов речевой деятельности;

• как правило, ЛОП запрограммирована для работы на разных устройствах (персональных компьютерах, планшетах, мобильных телефонах), чтобы обеспечить доступ к занятиям с любого устройства и из любой точки мира, где есть подключение с сети Интернет.

Кроме отмеченных выше преимуществ, стоит отметить, достоинство использования ЛОП в обучении иностранному языку для специальных целей, в нашем случае для подготовки к участию в международных добровольческих проектах. Поскольку такая платформа работает по принципу индивидуальной авторской вовлеченности в разработку

контента, она позволяет наполнить курс практически любым содержанием с учетом запросов обучающихся. При этом интуитивность интерфейса и наполненность виртуального класса всеми необходимыми для изучения иностранных языков элементами позволяет комфортно использовать платформу в обучении людей разного возраста и с разным уровнем владения IT-технологиями.

Выбор ЛОП Progress.me автором статьи во многом основан на опыте работы в качестве преподавателя в крупнейшей в СНГ онлайн-школе иностранных языков Skyeng, чей интерфейс показался наиболее современным и привлекательным как для преподавателей, так и для учеников, которые, независимо от пола, возраста, места проживания и опыта обучения с использованием систем дистанционного обучения, с легкостью пользовались инструментами платформы Skyeng в ходе онлайн-занятий и самостоятельного выполнения домашнего задания.

Имея опыт преподавания английского языка на ЛОП, а также знания о технических потребностях в организации учебного материала при обучении иностранным языкам, автор выделил следующие элементы, которыми должна обладать ЛОП для удобного проведения обучения на ней:

- наличие функции конструктора собственных материалов и простая система использования конструктора;

- возможность с помощью конструктора заданий загружать в экосистему ЛОП файлы с разным разрешением (doc., docx, pdf, jpeg, png, gif, добавлять активные ссылки со сторонних сайтов);

- наличие единого виртуального класса, в котором структурированно хранится вся необходимая для организации обучения информация (личный кабинет, расписание, информация об обучающихся, курс, уроки, заметки для преподавателя и обучающихся, домашнее задание, чат, встроенный словарь, видеосвязь для общения);

- хорошо продуманный и стильный интерфейс (интуитивная понятность использования, предсказуемость, минималистичность, наличие всех важных опций, простые принципы использования, быстрая загрузка);

- возможность конструировать, отправлять для выполнения и автоматически проверять домашние задания;

- наличие вспомогательных инструментов, которые являются необходимыми компонентами урока иностранного языка (например, онлайн-переводчик, личный онлайн-словарь для записи новых слов).

Проведя анализ существующих на рынке электронных образовательных ресурсов для обучения иностранным языкам, автор пришел к выводу, что наиболее оптимальной средой для размещения онлайн-курса иностранного языка для добровольцев является лингвистическая образовательная платформа Progress.me. Платформа обладает всеми достоинствами ЛОП и отвечает всем потребностям преподавателя иностранного языка, обозначенным выше.

Progress.me работает в России около 4 лет, но за это время уже получила признание со стороны более 100 000 пользователей. Партнерами

платформы являются такие компании, как MTS Startup Hub, Global Venture Alliance, университеты НИУ ВШЭ и МГУ, корпорация «Российский учебник», издательство «Дрофа», издательство - полиграфический центр «Каро» и некоторые школы иностранных языков.

В рамках организации диссертационного исследования с использованием лингвистической образовательной платформы Progress.me было организовано обучение 70 добровольцев иностранному языку для участия в международных добровольческих проекта. Для этих целей был разработан курс из 10 тем, направленных на комплексное развитие речевой деятельности на уровне, необходимом для осуществления иноязычной коммуникации с иностранными коллегами, а также изучение вопросов международного добровольчества на иностранном языке. Было организовано обучение добровольцев и специалистов, вовлеченных в изучение вопросов добровольчества или работу с добровольцами из Пермского края, Москвы и Московской области в группах (сильной и средней; N=65) и индивидуально (N=5) по организованному расписанию.

Эффективность обучения измерена путем тестирования обучавшихся до и после обучения. В качестве инструмента оценки использованы инструменты математической статистики (таблица).

Сравнительная таблица результатов тестирования до и после обучения иностранному языку добровольцев с использованием лингвистической

образовательной платформы

Тестирование на владения иноязычной лексикой для международного добровольчества

ДО ПОСЛЕ

Показатели групп Показатели групп

Стат пок-ль Ср Сил Инд Ср Сил Инд

Среднее 16,41 22,65 17,8 21,36 26,85 23,4

Стандартная ошибка 0,305 0,508 1,828 0,39 0,399 1,503

Медиана 17 23 16 21 27 24

Стандартное отклонение 1,902 2,591 4,087 2,433 2,034 3,362

Минимум 12 17 13 17 22 18

Максимум 19 27 23 26 30 27

Как видно из таблицы, после обучения средние результаты тестирования, медианные показатели, а также крайние значения показателей (минимальное

и максимальное количество баллов) значительно выросли в всех обученных группах. Так, средний показатель в средней группе увеличился на 4,95, в сильной группе - на 4,2, а у индивидуальных обучающихся - на 5,6. Медиана результатов тестирования, то есть сумма баллов, набранных по результатам тестирования, находящаяся в середине ранжированного ряда всех результатов участников в средней и сильной группах выросла на 4, а в индивидуальной группе - на 8. Минимальные показатели после обучения выросли на 5 баллов во всех группах обучавшихся, а минимальные на 5 баллов в средней группе, на 3 балла в сильной группе и на 4 балла у тех обучающихся, кто занимался с преподавателем индивидуально.

Безусловно, говоря о положительной динамике обучения, нельзя основную и единственную положительную роль возлагать лишь на образовательную платформу, где проходило обучение. Однако, нельзя не отметить, что ее функциональные возможности улучшили формат, в котором преподносилось содержание курса. Об этом говорят и данные опроса, который был проведен среди обучившихся на платформе участников. В перечне вопросов, которые были заданы, автор интересовался сложившимся у обучившихся отношением к ЛОП, на которой проходило обучение. Участники положительно отозвались об использовании Progress.me, во-первых, потому что для многих обучение на специализированной лингвистической образовательной платформе оказалось в новинку и оставило положительные эмоции. Обучающиеся отметили интерактивность платформы, то есть перевод обучающих заданий в онлайн-режим, а также возможность обучения в комфортной среде, как большое достоинство для изучения иностранного языка. Также позитивно была оценена организация обучения по принципу «одного окна», когда все необходимые инструменты обучения и материалы хранятся в одном месте. Кроме этого, было обнаружено, что люди разного возраста и с разным уровнем владения современными образовательными сервисами без труда научились пользоваться личным кабинетом обучающегося, вероятно, благодаря интуитивно понятному интерфейсу платформы.

В заключение стоит отметить, что на платформе имеется функция бесплатного 7-дневного доступа к ее инструментам, когда любой заинтересованный пользователь может изучить функционал платформы и попробовать разработать собственный курс.

Исследование и тестирование современных возможностей электронных образовательных ресурсов способствует совершенствованию информационной компетентности преподавателя, мотивирует обучающихся к получению знаний и улучшает общие учебные показатели. По нашему мнению, ЛОП Progress.me представляет собой пример эффективной и современной площадки обучения иностранным языкам, которая способна значительно улучшить процесс овладения всеми видами речевой деятельности в необходимом объеме. Опыт обучения иностранному языку с использованием ЛОП добровольцев для участия в международных добровольческих проектах на практике доказывает эффективность использованного инструмента обучения.

Список литературы

1. Владимирова Л.П. Дистанционное обучение иностранным языкам: специфика и перспективы // Иностранные язык в высшей школе. 2014. №2(29). С. 68-72.

2. Казанцева А.Н. Обучение английскому языку для участия в международных социально ориентированных проектах // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2019. № 2. С. 262-267.

3. Лингвистическая платформа нового поколения Progress.me [Электронный ресурс]. URL: https://progressme.ru/ (дата обращения: 31.05.2021 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.