Научная статья на тему 'ВИРТУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТФОРМЫ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

ВИРТУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТФОРМЫ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2738
468
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТФОРМЫ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРЕПОДАВАНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нелепко Е. П.

В работе представлен обзор различных образовательных платформ для обучения иностранному языку (английскому). Цель статьи: показать спектр возможностей разных сайтов, каждый из которых создан для обучения, но ориентирован на разных пользователей. Анализируемые в статье сайты имеют разную методическую базу и ставят перед собой разные конкретные цели обучения. Рассмотрен практический опыт использования корпоративной образовательной платформы в обучении. Уделено внимание сложностям работы с образовательными платформами вузов преподавателей иностранных языков

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIRTUAL EDUCATIONAL PLATFORMS IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES

The article provides an overview of various educational platforms for teaching a foreign language (English). Purpose of the article: to show the range of possibilities of different sites, each of which was created for training, but is aimed at different users. The sites analysed in the article have different methodological bases and set different specific learning goals. The practical experience of using a corporate educational platform in training is considered. Attention is paid to the difficulties of working with educational platforms of universities of foreign language teachers.

Текст научной работы на тему «ВИРТУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТФОРМЫ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

PHILOLOGICAL SCIENCES

ВИРТУАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТФОРМЫ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ

ЯЗЫКУ

Нелепко Е.П.

Гродненский государственный университет имени Янки Купалы

кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного, филологический

факультет

VIRTUAL EDUCATIONAL PLATFORMS IN TEACHING FOREIGN LANGUAGES

Nielepko E.

PhD in Philology, Associate Professor of the Department of Russian as a Foreign Language,

Faculty of Philology Yanka Kupala State University of Grodno

Аннотация

В работе представлен обзор различных образовательных платформ для обучения иностранному языку (английскому). Цель статьи: показать спектр возможностей разных сайтов, каждый из которых создан для обучения, но ориентирован на разных пользователей. Анализируемые в статье сайты имеют разную методическую базу и ставят перед собой разные конкретные цели обучения. Рассмотрен практический опыт использования корпоративной образовательной платформы в обучении. Уделено внимание сложностям работы с образовательными платформами вузов преподавателей иностранных языков.

Abstract

The article provides an overview of various educational platforms for teaching a foreign language (English). Purpose of the article: to show the range of possibilities of different sites, each of which was created for training, but is aimed at different users. The sites analysed in the article have different methodological bases and set different specific learning goals. The practical experience of using a corporate educational platform in training is considered. Attention is paid to the difficulties of working with educational platforms of universities of foreign language teachers.

Ключевые слова: образовательные платформы, дистанционное обучение, преподавание иностранных языков.

Keywords: educational platforms, teaching foreign languages, distance learning.

Современный взгляд на процесс изучения иностранного языка является результатом понимания коммуникативного функционирования человека в окружающей среде, в контексте группы и общества. Такой взгляд на языковую коммуникацию предполагает, что язык по существу непередаваем. Передаются только продукты коммуникационной деятельности. Все более глубокое понимание правильности процесса обучения, включая процесс изучения иностранного языка, привело к ослаблению связи между ним и процессом обучения, отводя последнему более ограниченную роль и направляя исследовательские интересы на ученика, а не на учителя, как это было раньше.

Именно такая ориентированность на того, кто изучает иностранный язык, привела и к такому явлению как борьба за ученика различных школ, предлагающих обучение иностранному языку. Согласно же требованиям современной цивилизации в обучении одну из приоритетных ролей получили образовательные платформы. Однако кажется, что после периода энтузиазма в отношении электронного обучения пришло время задуматься о реальных возможностях использования Интернета в дидактическом процессе высшего учебного заведения. Решения относительно способов использования интернет-инструментов могут быть

разными, но они должны быть подчинены достижению дидактических целей и обеспечению качества обучения через Интернет. В современном информационном мире, насыщенном различными электронными ресурсами, высшим учебным заведениям приходится выдерживать жесткую конкуренцию с различными образовательными центрами и платформами, предоставляющими возможности для изучения иностранного языка.

В данной статье мы рассмотрим в сравнении несколько образовательных платформ: две не связанные с учреждениями образования и две университетские. На их примере мы сравним подходы, возможности и условия обучения иностранному языку. Безусловно, сравнение узконаправленных коммерческих проектов и университетских платформ не является полностью паритетным. Однако такой подход обусловлен попыткой понять ожидания современных студентов от электронных средств обучения, увидеть перспективу развития некоммерческих образовательных платформ и задать вопрос: следует ли образовательной платформе вуза подражать им или попытаться развивать свою нишу в образовании.

«Puzzle English7 - онлайн-платформа (сайт и мобильные приложения) для самостоятельного изучения английского языка. Развивает практику понимания на слух, чтения, письма и устной речи... Сайт Puzzle English появился в 2011 году как авторский проект Александра Антонова (изначально — learnonline.me) Количество пользователей 4 млн.» [1].

На сайте пользователя ждут различные формы обучения. Прежде всего, есть возможность пройти тест на уровень владения языком. В зависимости от результатов будут предложены упражнения различного уровня. Можно обратиться к коротким видео урокам, в которых есть место и вопросам грамматики, и проблемам в общении с представителями иноязычной культуры. Есть игры, которые способствуют развитию словарного запаса и усвоению грамматики. Тренировки разговорной речи, общение - относительно недавние разработки авторов сайта.

За регулярное посещение сайта и выполнение учебной программы пользователю начисляются бонусы и предоставляются скидки на платные услуги. Это способствует поддержанию интереса обучающегося и, часто, переходу его из бесплатных пользователей в платные. Тем более спектр услуг и широкие возможности выбора позволяют почти каждому найти для себя интересное и по форме, и по цене предложение. По утверждениям разработчиков на сайте размещено 630 часов видеоуроков и 12 000 упражнений [7].

Упражнение, которое стало основой названия сайта, - словесные пазлы, широко используется создателями платформы. Пользователю предлагается собрать вслед за просмотренным видео фразы из представленного набора слов, т.е. собрать пазл. Это упражнение служит развитию навыков аудирования (сопровождает просматриваемые видео), помогает запомнить типичные речевые обороты и грамматические конструкции.

Одна из необычных возможностей - пользователь может прокомментировать каждое предложение в упражнении. И при этом получить ответ и от таких же пользователей, и от преподавателей этой платформы. Иногда ветка комментариев разрастается до полноценного дерева, и в ней поднимаются сложные вопросы грамматики и этики общения на английском языке.

Отличительная черта платформы «Puzzle English» - не только ориентированность на мотивированного пользователя, способного к самообучению, но и генерирование атмосферы игры. Этому способствуют и игровые формы заданий, и создание «карт путешественника» для самых маленьких пользователей, и бонусная система накопления призовых «пазлов» для получения дополнительных

заданий. Возможно, именно, игровая направленность позволяет данной платформе успешно конкурировать и находить своего пользователя.

<^куевд - российская онлайн-школа по изучению английского языка. Обучение производит на учебной платформе ^тЬох, а также при помощи мобильного приложения, расширений для браузера и обучающих рассылок (skyeng.ru). Школа основана в 2012 году выпускниками МФТИ и МГТУ им. Баумана Георгием Соловьевым, Харитоном Матвеевым, Денисом Сметнёвым и Андреем Яунзем. ... Сейчас в Skyeng учатся 60 тысяч человек и работают больше 6300 учителей со всего мира» [3].

Изначально сайт позиционирует себя именно как «школа» и подход обучению строится на иерархии учитель-ученик. В то же время пользователь может выбрать учителя и сменить его позднее, если по каким-либо причинам ранее выбранный преподаватель перестал удовлетворять ученика. Обучающая платформа предоставляет множество вариантов взаимодействия со школой кроме платных уроков, которые можно выкупить как целым курсом, так и начиная с нескольких. Уроки проходят в режиме онлайн как с видео трансляцией, так и только с аудио (по выбору ученика). Ученик получает домашнее задание, которое следует выполнить до следующего занятия, либо отложить до момента, когда у него будет на это время. Такая возможность обеспечивается, прежде всего, тем, что большинство заданий проверяется автоматически в момент выполнения, и пользователь сразу видит свою ошибку, может перейти к объяснению грамматики по данному аспекту, получить подсказку от системы. В то же время имеются задания на аудирование и написание текстов, которые проверяет преподаватель.

Школа внимательно подходит к отслеживанию уроков, все преподаватели знают, что их уроки могут просматривать методисты, что собирается статистика по использованию иностранного языка на уроке. Менеджеры и специалисты стараются предугадать поведение пользователя и напомнить ему о других услугах школы и её платформы. Это возможность участвовать в дискуссиях с другими учениками (их может вести как преподаватель, так и бот), а также в разговорах с носителями языка. Такие предложения рассчитаны на развитие непосредственно коммуникационных навыков и позволяют снять возможный психологический барьер в использовании иностранного языка.

На сайте имеются и упражнения на грамматику, тесты, распределенные по уровням, отдельно можно делать упражнения на развитие навыков. Часть этих возможностей остается доступной пользователю и после завершения оказания платной услуги. Пользователь всегда может вернуться и продолжить занятия в той форме, которая его больше заинтересовала.

7 Информация об электронных платформах, использованная в статье взята из открытых источников, не является рекламой, опирается на официальные сайты данных об-

разовательных платформ и учебных заведений. Информация с сайта Центра современных языков Гранадского университета дополнена по итогам стажировки по программе Erasmus Plus 2019.

В то же время и преподаватель не ограничен выбором только из тех материалов, которые он подготовил лично. Методисты и технические специалисты позволяют «не изобретать велосипед» (создавать на каждый урок свои материалы и придумывать упражнения), а опереться на опыт и умения коллег. Платформа предоставляет возможность подобрать тему, уровень отдельные уроки, видео, аудио или грамматические упражнения для каждого ученика.

Таким образом, можно сделать вывод не только о большом количестве упражнений на данной платформе, но и о том, что создатели постарались выстроить строгую методическую базу, создать пространство удобное как для преподавателя, так и для ученика.

Гранадский университет (Гранада, Испания) является одним из старейших европейских учебных заведений (основан в 1531 году). Широкую известность получил действующий при университете «Центр современных языков» (CLM). Каждый год примерно 8 тысяч иностранных студентов приезжает в Гранаду с целью учиться на языковых курсах «Центра современных языков». Испанский часто становится лишь первым шагом на пути получения образования в Гранадском университете. Однако в CLM обращаются не только желающие изучить испанский язык, но и те, кого интересуют другие европейские языки. Но не все желающие могут позволить себе приехать в Гранаду и получать образование очно. Среди обучающихся в CLM есть те, кто никогда не был не только в Гранаде, но и в Испании. Как это возможно?

Все студенты CLM получают доступ на виртуальную платформу в личный кабинет. В зависимости от выбранного языкового курса студент видит индивидуальные задания, которые требуется выполнить. Кроме того, преподаватели записывают и выкладывают видео с учебными лекциями, материалами. Существует виртуальный класс. Студент заходит в свой личный кабинет в указанное в расписании время, и тут его ждут другие участники курса и преподаватель. Это возможность поучаствовать в занятии on-line. И, конечно, же, есть еще и чат группы, который позволяет обсудить занятия и с преподавателем, с такими же слушателями курсов. Такая многопрофильная платформа позволяет максимально задействовать все системы восприятия обучающегося, активизировать его интерес, подстегнуть мотивацию. С одной стороны каждый студент выполняет свои задания индивидуально, но с другой стороны, имеет возможность общаться с другими и общаться на изучаемом языке. CLM предоставляет своим слушателям курсов испанского языка и возможность сдать сертификационный экзамен по испанскому языку, в том числе и через виртуальную платформу по всем основным навыкам: аудирование, чтение, письмо, говорение. В таком экзамене принимают участие несколько преподавателей и используются все технические возможности платформы, а так же скайп. Следует отметить, что CLM Гранадского университета ак-

кредитован в Институте Сервантеса и является одним из ведущих учреждений, котором доверены экзамены на получение Диплома о знании испанского языка как иностранного (DELE) [6].

Образовательный портал - это сетевая образовательная платформа ГрГУ им. Янки Купалы [4]. Разработанные сотрудниками университета цифровые сервисы позволят организовать полноценное обучение. Например, преподаватели смогут отследить, присутствуют ли студенты на онлайн-заня-тиях, увидеть их активность на образовательном портале, оценить выполненную студентами работу. Также есть возможность проводить удаленные консультации. Портал ориентирован именно на студентов и на данный момент не предполагает использования его как средства обучения на курсах иностранных языков, которые действуют в ГрГУ им. Янки Купалы.

Следует отметить, что весной 2019/2020 учебного года (в связи с вынужденным переходом на дистанционное обучение) преподаватели университета активно использовали не только возможности образовательного портала, но и обратились к другим образовательным платформам и интернет-сервисам. Среди них следует выделить те, которые позволяли провести занятия в режиме мессендже-ров, чатов и видеоконференций. Именно эти функции не были предусмотрены создателями образовательного портала ГрГУ поскольку ранее такие задачи перед этой платформой и не ставились. В случае реализации дидактического процесса через Интернет, общение между преподавателем и учеником происходит с помощью средств асинхронного общения (электронная почта, дискуссионный форум) или средств синхронного общения (текст -чат, голос - интернет-телефония). В связи с тем, что участие в синхронном общении требует одновременного доступа к компьютерам как учителя, так и ученика, асинхронное общение используется гораздо чаще, что имеет определенные психологические последствия для его участников.

Основная цель образовательного портала ГрГУ м. Янки Купалы - предоставить студенту информацию о содержании курса, дать планы и, возможно, тексты лекций, презентации. Можно размещать и ссылки на видео лекций на внешних ресурсах. В последние годы образовательный портал стал привычен для организации практических и семинарских занятий. Размещение планов занятий, дополнительного материала, возможности выслать преподавателю выполненное задание, реферат - всё это позволяет наладить обратную связь со студентами, сориентировать их на самостоятельную работу, скорректировать ее. Таким образом, основная форма общения через образовательный портал -асинхронная. Однако, имеется и форма синхронного общения - форум. Он позволяет зайти всем участникам курсам, обменяться мнениями, прислать сообщения и прикрепить отдельные файлы.

Здесь стоит отметить такой момент: во-первых, это всё-таки не специализированная платформа для обучения иностранному языку. Она раз-

рабатывалась без поддержки преподавателей иностранных языков и русского как иностранного. И на данный момент, хочется подчеркнуть, что «Образовательный портал» не остановился в своём развитии, сотрудники ГрГУ предпринимают шаги не только по его усовершенствованию, но и стараются найти в уже имеющихся в Интернете в свободном и платном доступе инструменты, которые помогли бы преподавателям в организации дидактического процесса.

Основные вопросы, которые пришлось бы рассмотреть перед началом работы над специализированной платформой для обучения иностранному языку (в том числе и русскому как иностранному) в рамках программы вуза, - это дидактические и технические, такие как организация учебного процесса, общение преподаватель-ученик, учебные материалы, навыки учителей и учеников в использовании новых технологий. И эти сложности отмечают все преподаватели, которые обращаются к практике дистанционного обучения: «Дистанционная форма обучения выдвигает новые требования к учебным материалам: наличие видеоконтента, причем в формате коротких тематических роликов, модульное разбиение курса, тестирование по прохождению каждого модуля, наличие сетевых средств взаимодействия как с другими обучающимися, так и преподавателем (форумы и т. д.)» [5, с. 28]. Преподаватели, которые столкнулись с необходимостью создания собственных материалов для обучения иностранному языку, отмечают и такие проблемы, как большие затраты времени на разработку курса, в случае создания ЭУМКД (электронного учебно-методического комплекса) - невозможность модификации разработанного курса (записанного на CD-диски), недостаточная компьютерная грамотность для создания собственных программ для упражнений и автоматической обработки результатов, трудности во взаимодействии с программистами-разработчиками (что иногда связано с обычным недопониманием и разным видением проблемы). Интересно, что достаточно часто среди недостатков дистанционного электронного обучения в вузе называют «отсутствие мотивации обучающегося» и то, что «при дистанционном обучении в основном не предусматривается личное общение с преподавателем. Однако развитие каналов коммуникации позволяет частично нивелировать данный недостаток за счет применения средств видеоконференцсвязи и электронной почты» [2].

Как отмечают белорусские исследователи существуют и другие проблемы: «.требуется урегулировать такие вопросы, как нормирование нагрузки и оплаты преподавателей, ведущих дисциплины по данной форме, нормирование оплаты технических сотрудников, обеспечивающих создание МООК-курсов, проработка типового договора с автором-разработчиком курса, урегулирование вопросов дистанционной аттестации, использования прокторинга» [5, с. 28]. Таким образом, мы видим, что белорусские вузы, в том числе и ГрГУ им. Янки Купалы активно используют возможности

для дистанционного обучения, но в то же время существуют нерешённые внешние по отношению к процессу образования проблемы (прежде всего, материально-правовые).

Планируя дидактический процесс, следует осознавать преимущества образовательных платформ и их недостатки. Образовательные платформы и отдельные инструменты, доступные на них, обладают множеством функций. Реальность, которую представляет использование образовательных платформ в дидактическом процессе, может быть очень разнообразной в зависимости от количества и качества используемых инструментов и принятой организационной модели.

В чем же основная разница между платформами? Безусловно, это доступность, возможность выбора преподавателя, формы занятия, видов упражнений, различные последствия согласия или отказа от обучения, различная степень самостоятельности пользователя. И ещё одно немаловажное обстоятельство: мотивация обучающегося. Студент не ощущает, что занимается ради себя самого или для развлечения. Человек, выбравший бесплатные возможности на коммерческом сайте позиционирует себя, во-первых, как того, кто развлекается этими упражнениями в свободное время и во-вторых, чувствует, что получает бесплатно нужное (а согласитесь: приятно получить даром то, за что с тебя взяли бы оплату в другом месте). Пользователь платного контента стремится оправдать расходы и вытянуть из доступного максимум возможностей. Такой человек понимает, что он платит за оказываемую услугу и может влиять в определенной степени на процесс обучения.

Вопрос, который может появиться после проведенного сравнения онлайн-платформ: а не сделать ли все проекты более коммерциализированными, нацеленными на прибыль? Ведь так решатся многие проблемы. Как бы ни хотелось, но - «нет». Высшее учебное заведение не ставит перед собой цель заработать на продукте, которым является его платформа. Здесь важно дать возможность преподавателю и студенту организовать учебный процесс, студенту - освоить, требуемый программой материал, преподавателю - оценить знания студента. Безусловно, поддержание интереса к учебе, введение новых форм, в том числе и расширение возможностей - это будущее образовательных платформ. Многое могут реализовать преподаватели иностранного языка в сотрудничестве со спе-циалистами-информатиками. Для этого необходимы желание и возможности дидактические, технические, правовые. И тогда, может быть, студент вместо сакраментального: «Я учил иностранный язык в вузе», сможет сказать: «Я выучил иностранный язык в вузе».

Список литературы

1. Антонов А. Puzzle English: «Командный дух и стремление к общей цели важнее, чем богатый опыт» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://businesstory.ru/aleksandr-antonov-puzzle-english/ (22.10.2020).

2. Аюлов А.М., Кенжебулатова С.С. E-learning как новая парадигма в системе высшего образования [Электронный ресурс] // Вестник КарГУ. - 2016. - Педагогика. - Режим доступа: URL: https://articlekz.com/article/13079 (10.10.2020).

3. Как четыре студента создали крупнейшую онлайн-школу английского в Европе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://magazine.skyeng.ru/skyeng-history/

4. Образовательный портал [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.grsu.by/component/k2/item/620-obrazovatelnyj -portal. html (18.10.2020).

5. Прытков В.А., Шнейдеров Е.Н., Мигале-вич С.А. Дистанционное образование как неотъемлемый атрибут современного университета // Дистанционное обучение - образовательная среда

XXI века : мате-риалы XI Междунар. науч.-метод. конф. (Республика Беларусь, Минск, 12-13 декабря 2019 года) / редкол. : В. А. Прытков [и др.]. - Минск : БГУИР, 2019. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.bsuir.by/conf-do/documents/book-DO2019.pdf (09.10.2020).

6. CLM VIRTUAL (MOODLE) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://espanglish.info/language-schools/spanish/spain/granada/centro-de-lenguas-modernas (29.05.2019).

7. Puzzle-english [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://puzzle-english.com/ (29.09.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.