Научная статья на тему 'Опыт использования мини-сайта при дистанционном обучении грамматике английского языка'

Опыт использования мини-сайта при дистанционном обучении грамматике английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
367
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ / МИНИ-САЙТ / ГРАММАТИКА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА / ENGLISH LANGUAGE TEACHING METHODOLOGY / DISTANCE LEARNING / INFORMATION TECHNOLOGIES IN EDUCATION / MINI-SITE / ENGLISH GRAMMAR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пасечник Татьяна Борисовна, Карякина Екатерина Михайловна

Цель исследования заключается в том, чтобы установить, какие преимущества дает использование мини-сайта преподавателю иностранного языка и учащемуся, а также каково его место в образовательном процессе. В статье рассматривается проблема использования современных информационных технологий при обучении грамматике английского языка в средней общеобразовательной школе. Практический опыт взаимодействия с таким сайтом позволяет представить ряд рекомендаций для его успешного создания, эффективной работы и контроля сформированности навыков в рамках дистанционного обучения грамматике английского языка. Научная новизна исследования заключается в составлении ряда рекомендаций для оптимального создания и эффективного функционирования учительского мини-сайта и контроля сформированности грамматических навыков в рамках дистанционного обучения грамматике английского языка. В результате проанализированы условия продуктивности мини-сайта учителя иностранного языка, а также определено его место в образовательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Attempt of Using a Mini-Site while Teaching the English Grammar to Correspondence Students

The research objective is to identify advantages of using a mini-site in foreign language education and to determine its place in educational process. The article examines the problem of using modern information technologies while teaching the English grammar to secondary school students. Relying on practical experience of working with a mini-site, the authors propose recommendations on successful creation and effective support of a teacher’s mini-site and on controlling the level of skills while teaching the English grammar to correspondence students. Scientific originality of the paper involves developing recommendations on successful creation and effective support of a teacher’s mini-site and on controlling the level of grammatical skills while teaching the English grammar to correspondence students. The conditions for efficiency of a foreign language teacher’s mini-site are analysed, its place in educational process is determined.

Текст научной работы на тему «Опыт использования мини-сайта при дистанционном обучении грамматике английского языка»

3 rpQm'ÖTQ

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

RU

Опыт использования мини-сайта

при дистанционном обучении грамматике английского языка

Пасечник Т. Б.1, к. филол. н., доц. • Карякина Е. М.2

1 2 Государственный социально-гуманитарный университет, г. Коломна

Аннотация. Цель исследования заключается в том, чтобы установить, какие преимущества дает использование мини-сайта преподавателю иностранного языка и учащемуся, а также каково его место в образовательном процессе. В статье рассматривается проблема использования современных информационных технологий при обучении грамматике английского языка в средней общеобразовательной школе. Практический опыт взаимодействия с таким сайтом позволяет представить ряд рекомендаций для его успешного создания, эффективной работы и контроля сформированности навыков в рамках дистанционного обучения грамматике английского языка. Научная новизна исследования заключается в составлении ряда рекомендаций для оптимального создания и эффективного функционирования учительского мини-сайта и контроля сформированности грамматических навыков в рамках дистанционного обучения грамматике английского языка. В результате проанализированы условия продуктивности мини-сайта учителя иностранного языка, а также определено его место в образовательном процессе.

Ключевые слова и фразы: методика преподавания английского языка; дистанционное обучение; информационные технологии в образовании; мини-сайт; грамматика английского языка.

EN

Attempt of Using a Mini-Site

while Teaching the English Grammar to Correspondence Students

Pasechnik T. B.1, PhD • Karyakina E. M.2

1 2 State University of Humanities and Social Studies, Kolomna

Abstract. The research objective is to identify advantages of using a mini-site in foreign language education and to determine its place in educational process. The article examines the problem of using modern information technologies while teaching the English grammar to secondary school students. Relying on practical experience of working with a mini-site, the authors propose recommendations on successful creation and effective support of a teacher's mini-site and on controlling the level of skills while teaching the English grammar to correspondence students. Scientific originality of the paper involves developing recommendations on successful creation and effective support of a teacher's mini-site and on controlling the level of grammatical skills while teaching the English grammar to correspondence students. The conditions for efficiency of a foreign language teacher's mini-site are analysed, its place in educational process is determined.

Key words and phrases: English language teaching methodology; distance learning; information technologies in education; minisite; English grammar.

Введение

Любой педагог как ведущий участник образовательного процесса на текущий момент времени испытывает необходимость в правильном стратегическом планировании своей работы и определении концептуальных составляющих своего дальнейшего развития. Эти условия необходимы для ведения инновационной деятельности, а также позволяют определить те ресурсы, которые необходимы для постановки его целей. Наличие инновационных ресурсов повышает конкурентоспособность не только любого учебного заведения, но и педагогических работников, и положительно влияет на результаты их деятельности.

E-mail: 1 ptb.65@mail.ru, 2 k-ekat.karyakina@yandex.ru

Научная статья (original article). Дата поступления рукописи (received): 29.01.2020; опубликовано онлайн (published online): 21.04.2020 УДК 372.881.111.1 | https://doi.org/10.30853/pedagogy.2020.2.11

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2020. Том 5. Выпуск 2. С. 190-195 / 2020. Volume 5. Issue 2. P. 190-195

Материалы журнала доступны на сайте / Articles and issues available at: pedagogy-journal.ru

© 2020 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2020 The Authors. GRAMOTA Publishers). Статья открытого доступа. Распространяется в соответствии с лицензией CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/

Актуальность данного исследования заключается в том, что применение мини-сайтов в обучении английскому языку, а также следование чётко сформулированным правилам их организации на современном этапе в рамках научно-технического прогресса является значимой частью сферы профессиональной деятельности педагога. Во-первых, наличие персонального сайта учителя иностранного языка включено в требование аттестационной комиссии, и отвечающий всем требованиям сайт приносит дополнительные баллы учителю. Кроме того, в настоящее время вектор развития образования направлен на широкую его цифровизацию и возможности дистанционного обучения, в том числе и иностранным языкам. Коммуникационные технологии в настоящее время находятся на пути своего интенсивного развития, а Интернет является платформой для развития новых образовательных моделей [8]. Это касается всех уровней образования и всех образовательных учреждений без исключения. По мнению специалистов из Европы и США, таких, как Д. В. Джонсон, П. А. Киршнер, за последующее десятилетие две трети всех образовательных услуг в мире будут реализовываться с применением электронных образовательных технологий. Безусловно, это бросает определенный вызов образовательному сообществу, так как образовательные организации должны суметь обеспечить своих учащихся всем необходимым для получения конкурентоспособного и качественного обучения [10].

Ж. С. Аникина подчеркивает, что при работе с интернет-технологиями у учеников появляется независимая автономия, при которой ученики более не являются пассивными слушателями и исполнителями воли преподавателя, а становятся полноправными партнерами в учебной деятельности, которые имеют право самостоятельно контролировать свое обучение [2].

Е. Н. Соловова полагает, что электронные дистанционные технологии расширяют роль преподавателя в учебном процессе в том числе - он не просто передает знания, но является также и стратегом, консультантом, экспертом и партнером по общению [6].

А. Э. Алиева также утверждает, что интерактивные курсы и задания имеют особое преимущество перед их традиционными аналогами в том, что они дают возможность читать и переводить текст, прослушать фразу, интервью, записать свое произношение, проверить правописание и, что немаловажно, прослушать речь носителя языка [1].

О. Д. Подавец особую роль уделила контролю при реализации информационных технологий в обучении иностранному языку. Она отметила, что компьютер обеспечивает всесторонний (текущий, рубежный, итоговый) контроль учебного процесса. Контроль выполняет функцию обратной связи между обучающимся и преподавателем. При использовании компьютера для мониторинга знаний достигается и большая объективность оценки. Кроме того, контроль при помощи компьютера позволяет сэкономить учебное время, так как осуществляется одновременная проверка всех учащихся.

О. Д. Подавец также говорит о психологических преимуществах информационных технологий в обучении, таких, как отсутствие страха допустить ошибку. Также неумение вслух выражать свои мысли не отражается на ответе ученика [4].

Сегодня существует большое количество электронных методов обучения, программ и систем, которые позволяют учащимся образовательных учреждений отрабатывать как теоретические, так и практические навыки по определенным дисциплинам.

Основными задачами исследования являются:

1) изучить ряд существующих персональных мини-сайтов учителей иностранного языка;

2) рассмотреть практические аспекты применения мини-сайта учителя в рамках дистанционного обучения грамматики иностранного языка;

3) проанализировать результаты внедрения мини-сайта в практику учебного процесса;

4) сформулировать рекомендации для создания мини-сайта учителя иностранного языка и оценить его эффективность на примере контроля сформированности грамматических навыков.

Практическая значимость исследования заключается в том, что выдвинутые предложения могут послужить основой для создания мини-сайтов и формулировки заданий на электронных платформах. С точки зрения В. П. Тихомирова и В. А. Щенникова, в России создание информационных платформ и мини-сайтов является задачей будущего образования, и важно работать над созданием общих принципов внедрения электронных технологий в образование [7; 8].

Основная часть

Мини-сайт педагога - принципиально новое явление на просторах российского Интернета. Ведение собственного сайта раскрывает массу возможностей для педагога, позволяя решать сразу несколько задач. Так, А. Е. Петров, Е. С. Полат и М. В. Моисеева отмечают, что дистанционное обучение позволит сделать работу педагога более комплексной и продуктивной [3]. Во-первых, это большое подспорье в плане накопления методического материала, так как на сайте есть возможность размещать как материалы для практической работы с учащимися, так и теоретические данные. Во-вторых, это дополнительный инструмент для коммуникации с родителями и коллегами, позволяющий оперативно решать ряд организационных вопросов, обмениваться опытом. В рамках сегодняшней образовательной системы и конкуренции среди квалифицированных педагогов мини-сайт - это еще и реклама профессиональной деятельности педагога, поскольку он отражает все данные об образовании, курсах повышения квалификации, научных и профессиональных достижениях.

Первое, что спрашивают веб-разработчики у клиентов, - зачем вообще нужен сайт. В зависимости от этого выбирается подходящая структура. Сайт учителя может служить школьной летописью, методической копилкой, рабочим фотоальбомом, папкой с документами и наградами, сборником интерактивных заданий, а также помогать в поиске учеников для частных занятий и единомышленников для совместных проектов.

Самый популярный и удобный формат для сайтов учителей - это визитка (если ваша цель - разместить базовую информацию о себе, расписание и избранные материалы) или блог (если вы собираетесь часто и много писать о школьной жизни, интересных методиках, книгах по специальности и многом другом).

Если вы намерены использовать сайт как полноценный учебный проект (например, для организации смешанного обучения или выстраивания индивидуальных траекторий), подход будет ещё более серьёзным. Такой ресурс должен быть интерактивным онлайн-учебником с возможностью обратной связи, содержащим всё необходимое для самостоятельной работы учеников [11].

Сайт педагога должен обладать рядом важнейших характеристик: он должен быть прост в использовании, содержать информацию как на русском, так и на иностранном языках, обладать удобной навигацией и содержать в себе актуальную информацию. Существует также ряд требований к самой подаче учебной информации. Теоретические материалы следует представлять в интересном доступном и систематизированном виде. Важно помнить, что для того, чтобы быть привлекательным для пользователей, сайт должен иметь свою «изюминку», которая может заключаться как в необычности оформления и подачи материала, так и в информативности сайта. Мини-сайт учителя иностранного языка может содержать комплексы упражнений на разные виды деятельности, объединенные общей грамматической и лексической темой. Это позволит создать ощущение законченности и, безусловно, будет представлять интерес для целевой аудитории [9].

Нейминг и брендинг - важные вещи не только в позиционировании товаров, но и для создания имиджа специалиста. Образовательные услуги - тоже товар, который заслуживает того, чтобы его оценивали в соответствии с вашими компетенциями.

Скорее всего, с помощью сайта вы хотите рассказать о своих достижениях и подходе к учительству. В чём ваш уникальный метод? Может быть, вы выстраиваете занятия таким образом, чтобы дети учили друг друга, или уверены, что изучать иностранный язык только по книгам не имеет смысла? Что, по-вашему, главное в изучении предмета? Усидчивость, воображение, развитие логического мышления, умение видеть красоту, практика?.. Мы уверены, что вы сформулируете что-то более оригинальное и важное именно для вас. Краткий и содержательный текст имеет смысл разместить на главной странице.

Лучше придумать оригинальное, но не слишком вычурное название, а информацию о себе вынести в соответствующий раздел. Чтобы на ум пришло что-то свежее и точное, будьте искренним - что нравится вам в своём предмете? Красота математики, парадоксы физики или то, что биология - наука о самой жизни? Именно это можно вынести в заголовок.

Сейчас появляется много удобных онлайн-конструкторов для сайтов. В большинстве таких сервисов уже предусмотрены хорошая типографика и внешний вид блоков. Вам будет достаточно просто настроить под себя цвета, отступы и вид отображения блока. Да, дети у нас всегда ассоциируются с яркими и позитивными цветами, но не стоит злоупотреблять ими на сайте, добавлять крупные и яркие картинки на фоне, анимированные гиф-изображения цветов и растений. Старайтесь в изображениях сайта отражать специфику вашей преподавательской деятельности [11].

Рассмотрим, как же можно успешно реализовать важнейшие для создания сайта идеи в области грамматики с помощью платформы "Google Site" («Гугл сайты»). Сайты "Google" - один из самых популярных сервисов для создания персональных сайтов. Его преимущества:

- простое управление (проще, чем "PowerPoint");

- открытая лицензия (бесплатное использование);

- возможность интеграции других сервисов "Google";

- два вида конструкторов: классический и новый, упрощенный.

Чтобы создать сайт с помощью сервиса, нужно быть зарегистрированным пользователем "Google". Если у вас уже есть аккаунт, просто перейдите на "Сайты Google", выберите тип интерфейса (новый или классический) и протестируйте все возможности: изучите предложенные варианты дизайна, вставьте на страницу текст, изображение, ссылку на объект, видео из "YouTube", презентацию, таблицу, форму, карту и другие объекты [12].

Первоначально стоит отметить, что грамматика сама по себе является одним из сложнейших аспектов изучения любого иностранного языка. Причин тому несколько. Грамматический строй любого иностранного языка отличается от родного, а соответственно, на его тщательное усвоение может потребоваться достаточно большое время. Без элементарных знаний грамматики невозможно построить даже простейшие предложения. Более того, изначально у многих присутствует определенный стереотип «скучности» и «сложности» грамматических правил, который был вызван либо неудачной методикой преподавания языка в прошлом или неудачным подбором литературы для изучения иностранного языка. Так или иначе, все это ставит определенный барьер при изучении грамматики как у школьников, так и у взрослых студентов. Мини-сайт преподавателя иностранного языка должен доказать обратное - учить грамматику не только просто, но еще и очень интересно. И для этого есть множество возможностей.

Во-первых, стоит отметить, что весь грамматический материал на сайте должен четко ранжироваться по степени сложности. Для этого лучше использовать общепринятую систему маркировки (Elementary -

Advanced). Однако это делать необязательно, если весь сайт содержит материалы для одного уровня сложности, но это должно быть оговорено и указано заранее.

Во-вторых, не следует использовать исключительно текстовый материал для объяснения грамматических тем. Желательно, чтобы грамматическая страничка на сайте учителя иностранного языка изобиловала схемами, диаграммами, рисунками, позволяющими быстрее понять излагаемый материал. Весь материал, согласно методике преподавания иностранного языка, нужно предоставлять на изучаемом иностранном языке, но учитель, ориентируясь на уровень подготовки своих учащихся, должен дублировать некоторую сложную лексику и незнакомые термины на родном языке обучающихся.

В-третьих, необходимо создать удобный блок заданий для самопроверки, который позволит выполнить упражнения по пройденным темам и проверить их выполнение. Эти задания должны быть дифференцированными и располагаться по принципу «от простого к сложному».

Рассмотрим, как можно представить на мини-сайте одну из весьма популярных грамматических тем в школе "The Present Indefinite Tense" («Простое настоящее время») и "The Present Continuous Tense" («Простое продолженное время»). Стоит отметить, что эти две видовременные английские формы лучше рассматривать в паре, так как это помогает лучше усвоить их значение и особенности употребления. Эти видовременные формы следует представить в форме таблицы, разделенной на две колонки, где упорядоченно следует описать случаи употребления, вспомогательные глаголы, особенности формирования вопросительных и отрицательных предложений. Каждый случай употребления стоит продемонстрировать на конкретном примере:

Таблица 1. Особенности употребления грамматических видовременных форм the Present Indefinite Tense и the Present Continuous Tense

The Present Indefinite Tense The Present Continuous Tense

1) постоянное действие (факт): She lives in London. 2) регулярно повторяющееся действие: The Browns go to the seaside every summer. 3) общеизвестный факт: The Earth rotates round its axis. 4) будущее действие, спланированное заранее: The train leaves tomorrow. 1) действие данного момента: Why are you wearing that funny hat? 2) будущее запланированное действие: I am leaving tonight. 3) продолжающийся процесс: The Earth is always moving. 4) действие, к которому относятся как к постоянному процессу: He is constantly grumbling.

Стоит отметить, что в учебниках не каждого класса школы можно встретить такое полное объяснение употребления данных видовременных форм. Однако на сайте должны быть максимально скомпонованы все правила, каждая тема должна быть представлена с исчерпывающим объемом материала. Особенно это касается тем, которые часто даются в сокращенном виде, например, множественное число существительных (опускаются слова латинского происхождения (phenomenon-phenomena; datum-data)), the Present Continuous Tense (опускаются глаголы чувственного восприятия), the conditional sentences (опускаются смешанные типы условных предложений), модальные глаголы (опускаются формы выражения вероятности) и прочее. Все это говорит о том, что преподаватель иностранного языка, ведущий свой сайт, должен тщательно подходить к отбору материала и сделать его наиболее информативным.

Важно также подготовить рубрику, освещающую типичные ошибки или сложности, которые могут возникнуть при изучении материала. Сложные и объемные темы, такие, как артикль или употребление предлогов, следует разбить на тематические блоки для облегчения понимания материала. Так, например, артикль можно изучить, сделав несколько ссылок: использование артикля с именами собственными, использование артикля с географическими названиями, использование артикля со словами "town", "school", "college", "prison", "jail", "bed", "church", особые случаи употребления артикля, употребления артикля в устойчивых выражениях. Каждый раздел должен быть снабжен упражнениями для закрепления пройденного материала.

Аналогичную структуру можно проследить и в разработке такой непростой темы, как «Косвенная речь». Эту тему, которая представляет ряд сложностей как с точки зрения конструирования предложений, так и с точки зрения понимания основного принципа образования косвенной речи, в английском языке следует разбить на три основные части: косвенная речь в утвердительных предложениях (Indirect Statement), в вопросах (Indirect Questions) и в повелительных предложениях (Indirect Command and Request). В каждом разделе преподавателем должны быть составлены подробные схемы трансформации предложений из прямой речи в косвенную с детальным объяснением каждого случая. В конце также необходимо предоставить материал для самопроверки и контроля. После этого можно предоставить обобщенный раздел для закрепления навыков по всему материалу данной темы.

Рассмотрим основные типы упражнений, которые могут быть использованы на мини-сайте преподавателя иностранного языка для отработки и закрепления пройденного материала. Стоит отметить, что чем удобнее интерфейс сайта, тем больше возможности у его автора привлечь широкую аудиторию. Именно поэтому стоит создавать задания, которые могут быть автоматически проверены компьютерной системой. Для этого подходят задания тестового характера на множественный выбор (Multiple choice) или же задания на раскрытие скобок (Fill in the gaps). Главным достоинством таких заданий является то, что пользователь сайта может за короткий промежуток времени решить тест и получить незамедлительный результат своей работы. А наличие нескольких вариантов этого теста позволит проходить тест по данному разделу несколько раз. Тесты также

могут иметь градацию по сложности, что позволит пользователю контролировать уровень овладения им данного материала. Важнейшим нюансом в данном вопросе являются комментарии, которые должны получить пользователи в конце прохождения теста. Объяснение того или иного варианта ответа наибольшим образом позволит пользователю понять свою ошибку и не допускать ее в будущем.

Как уже было отмечено выше, мини-сайт преподавателя иностранного языка должен представлять собой комплекс упражнений, объединенных общей темой и направленных на разные стороны языковой деятельности. Таким образом, каждая грамматическая тема может быть рассмотрена на примере какой-либо микроситуации. Так, например, представленные видовременные формы the Present Indefinite Tense и the Present Continuous Tense могут быть рассмотрены на примере историй трех персонажей, которые рассказывают о том, чем они занимаются постоянно и в данный момент времени. По аналогии можно предложить составить подобный рассказ о себе и своих близких. Закрепить полученные знания можно при помощи написания письма или рассказа на представленную тему. При этом полезной будет рекомендация ряда опорных слов, которые должны быть включены в канву повествования. Так, например, для видовременных форм the Present Indefinite Tense и the Present Continuous Tense можно представить такой ряд: "every year: have holidays, swim in the river, sunbathe, go to the cinema, play games; this year: go camping, climb mountains, make a fire, put up a tent, sing songs".

Слушать и воспринимать иностранную речь - важнейшее речевое умение в современной лингводидактике. В условиях обучения иностранному языку в отрыве от его носителей понимание иностранной речи на слух является весьма трудно приобретаемым навыком. Более того, рамки школьной программы не всегда позволяют должным образом уделить внимание этому аспекту обучения иностранному языку. Именно поэтому мини-сайт преподавателя английского языка должен содержать материалы для аудирования и задания для понимания прослушанного материала. И этот материал также может быть связан с предлагаемой грамматической темой. Так, например, одним из заданий может быть прослушивание диалога, где диктор рассказывает историю о том, чем она любит заниматься в выходные и чем она собирается заниматься в ближайшее воскресенье (отработка the Present Indefinite Tense и to be going to). После прослушивания пользователю предлагается ответить на вопросы или заполнить таблицу, состоящую из двух колонок: "every weekend"; "next Sunday".

На сегодняшний день существует несколько наиболее удачных сайтов, материалы которых можно активно использовать в процессе обучения иностранному языку. Так, например, сайт «Пять с плюсом» (https://5splusom-school.ru/), ориентированный по большей части на средних и старших школьников, представляет комплексные задания по аудированию и пониманию прослушанного текста. Кроме того, на этом сайте представлена ценная информация для преподавателей английского языка и ряд методических рекомендаций. Сайт "Lingvoleo" (https://lingualeo.com/ru/), в свою очередь, ориентирован на младших школьников и предлагает материал в игровой увлекательной форме. На сайте большое количество лексических и грамматических упражнений и доступ к огромному количеству языкового материала. На портале множество видеороликов и мультфильмов, которые позволяют изучать английский язык в естественной для детей среде.

Апробация наработанных материалов на мини-сайте английского языка проводилась нами на базе «МБОУ СОШ № 1» г. Кашира. Учащиеся 6 «Б» класса получили недельное задание на отработку грамматического навыка использования видовременной формы the Present Indefinite Tense. Задания были составлены на платформе "Google" и включали в себя несколько этапов проверки овладения материалом. В начале работы нами был тщательно продуман алгоритм работы учащихся. На первом этапе (классная работа) предусматривалось устное объяснение материала с фиксированием определенных ключевых моментов. На втором этапе учащиеся закрепляли полученные знания при помощи устных заданий, составляли диалоги и делали грамматические упражнения в учебнике (УМК "Rainbow English"). Третий этап - дистанционный. На платформу была загружена презентация для повторения теоретической части изученного грамматического материала. После ознакомления с ней учащимся было предложено пять упражнений, расположенных по принципу «от простого к сложному». Первое задание носило тестовый характер, где нужно было поставить необходимую форму глагола в скобках в зависимости от числа и лица. Второе задание подразумевало заполнение пропусков подходящим по смыслу словом. Третье задание было направлено на отработку вопросительных и отрицательных форм видовременной формы the Present Indefinite Tense. И, наконец, в четвертом задании нужно было закончить предложения по смыслу (утвердительные, вопросительные, отрицательные). Полученные ответы были обработаны педагогом, и была выставлена оценка по пятибалльной шкале. В результате проделанной работы были сделаны следующие выводы:

1) учащиеся все сдали работу вовремя, а кто-то даже раньше срока, что говорит об их интересе к использованию информационных технологий в школе;

2) дистанционная работа позволила сократить время на отработку материала на уроке;

3) проверка заданий показала, что 80% школьников в достаточной мере усвоили изученный материал, продемонстрировав хорошие и отличные результаты на платформе.

Заключение

Подводя итог нашей работы, стоит отметить, что мини-сайт является полезным и важным ресурсом не только для самого учителя иностранного языка, но и для учащихся школы. Связано это с тем, что современные дети проявляют большой интерес к информационно-коммуникационным технологиям, поэтому, чтобы сделать

процесс обучения не только продуктивным, но и интересным, мы считаем, что использование мини-сайта при дистанционном обучении иностранному языку должно занимать одно из приоритетных мест в образовательном процессе. В рамках нашего исследования нами были изучены и проанализированы существующие мини-сайты учителей английского языка. Изучение структуры сайта и его наполненности помогло определиться с необходимым банком заданий для собственного мини-сайта. Кроме того, в ходе апробации изученного материала нами были рассмотрены аспекты применения мини-сайта в рамках дистанционного обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе № 1 г. Кашира. После проведения апробации исследования мы смогли проанализировать результаты внедрения сайта в работу учителя иностранного языка. Нами были выбраны следующие упражнения для отработки грамматических навыков по теме "The Present Indefinite Tense и The Present Progressive Tense": упражнения на множественный выбор (Multiple choice), дополнить пропуски (Fill in the gaps), дополнить предложения (Complete the sentences). Использование данных упражнений привело к тому, что учащиеся с большим интересом выполняли задания, так как такой вид заданий не занимает у детей много времени, кроме того, работа проводилась с использованием гаджетов детей, что добавляет мотивации к обучению. Помимо этого, было отмечено, что все дети справились вовремя, а несколько человек сделали работу даже быстрее. Использование упражнений показало, что большая часть участников тестирования успешно освоили пройденный грамматический материал.

Результаты апробации заключаются и в том, что на ее основе мы создали ряд методических рекомендаций для составления, организации и наполнения персонального мини-сайта учителя:

1) все темы должны быть представлены с исчерпывающим объемом материала;

2) помимо текстовой информации, необходимо использовать картинки, схемы, таблицы, диаграммы;

3) сложные и объемные темы следует разбивать на несколько блоков;

4) весь грамматический материал должен градироваться по степени сложности;

5) предоставлять материал на изучаемом языке, но не исключать дублирование сложных понятий на родном языке;

6) каждый раздел должен быть снабжен заданиями для самопроверки;

7) обеспечить мини-сайт удобным и понятным интерфейсом.

В итоге проведенной работы можно отметить, что мини-сайт является весьма продуктивным инструментом в процессе обучения иностранному языку. Он позволяет систематизировать и накапливать материал, экономить урочное время путем переноса ряда заданий на самостоятельное выполнение. Грамматика иностранного языка требует постоянной тренировки и регулярной практики, что весьма сложно достичь при наличии всего 2-3 уроков в неделю. Дистанционное дополнительное обучение позволит учащимся лучше осваивать материал и больше времени уделять иностранному языку, при этом форма подачи материала будет отличаться от урочной. Как показало исследование, школьники охотно делали задания, выполняли тесты. Использование видео-и аудиозаданий также положительно сказывается на их мотивации к изучению иностранного языка, поскольку они начинают быстрее и качественнее воспринимать иностранную речь. На сегодняшний день разработка мини-сайтов и их активное применение в школьной программе, а также создание специальных мультимедийных платформ является задачей будущего. Весьма важно систематизировать методические достижения в этой области и создать универсальные принципы и алгоритмы функционирования этих систем.

При желании и возможном интересе можно ознакомиться с авторским сайтом, отражающим положения и идеи данной статьи [13].

Список источников

1. Алиева А. Э. Особенности использования информационных технологий на уроках чтения и письма // International Scientific Review. 2015. № 3 (4). С. 59-60.

2. Аникина Ж. С. Учебная автономия как неотъемлемый компонент процесса обучения иностранному языку в XXI в. // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 1. С. 149-153.

3. Петров А. Е., Полат Е. С., Моисеева М. В. Педагогические технологии дистанционного обучения: учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2008. 400 с.

4. Подавец О. Д. Обучение английскому языку в сфере новых информационных технологий // Journal of Siberian Medical Sciences. 2015. № 1. С. 42-37.

5. Полат Е. С. Понятийный аппарат дистанционного обучения [Электронный ресурс] // Вопросы интернет-образования. 2002. № 19. URL: http://vio.uchim.info/Vio_19/cd_site/articles/art_1_21.htm (дата обращения: 06.03.2020).

6. Соловова Е. Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя иностранного языка: интерактивно-рефлексивный подход: монография. М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2015. 336 с.

7. Тихомиров В. П. Дистанционное образование в России // Дистанционное образование. 1996. № 1. С. 3-8.

8. Щенников С. А. Дистанционная образовательная сеть // Высшее образование в России. 2014. № 3. С. 8-12.

9. Collaborative language learning and teaching / ed. by D. Nunan. Cambridge: Cambridge University Press, 1993. 276 р.

10. Johnson D. W., Johnson R. T. Learning Together and Alone: Cooperative, Competitive, and Individualistic Learning. 4th ed. Need-ham Heights, Mass.: Allyn & Bacon, 1994. 360 р.

11. https://newtonew.com/school/teacher-website-howto (дата обращения: 01.04.2020).

12. https://rosuchebnik.ru/material/sozdanie-personalnogo-sayta/ (дата обращения: 01.04.2020).

13. https://sites.google.com/view/efs-lst/главная (дата обращения: 06.04.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.