УДК 378.14 ББК 74.48
DOI: 10.31862/1819-463X-2020-5-126-134
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ НА БАЗЕ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМЫ
О. А. Емельянова
Аннотация. Статья посвящена способам организации самостоятельной работы курсантов в неязыковом вузе при изучении английского языка. Рассматриваются возможности такого средства дистанционного обучения, как платформы для создания онлайн-курсов и интерактивных упражнений, в частности платформа Рго-gressMe. Подробно анализируется инструментарий платформы, ее преимущества по сравнению с другими подобными ресурсами. В качестве примера работы с платформой читателю предлагается курс, созданный на базе ProgressMe и апробированный автором на .занятиях по английскому языку. Курс ориентирован на учащихся юридической специальности и состоит из нескольких разделов. Целью разработки курса, а также написания данной статьи является оптимизация процесса обучения иностранным языкам в вузе с помощью средств е-1еагтщ.
Ключевые слова: е-1еагтщ, методика преподавания, английский язык в неязыковом вузе, онлайн-платформы для образования, ProgressMe.
ORGANIZATION OF SELF-STUDY OF ENGLISH IN A NON-LANGUAGE SPECIALIZED UNIVERSITY BASED ON AN ONLINE PLATFORM
O. A. Emelyanova
Abstract. The article deals with the ways of organizing self-study of cadets in a non-linguistic higher education institution when studying English. The possibilities of such a distance learning tool as a platform for creating online courses and interactive exercises are considered, in particular the Progress Me platform. The tools of the platform and its advantages in comparison with other similar resources are analyzed in detail. As an example of working with the platform, the reader is offered a course created on the basis of Progress Me and tested by the author in English classes. The course is targeted at students in the legal profession and consists of several sections. The aim of developing the course, as well
© Емельянова О. А., 2020
■SSL-®-
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
as writing this article, is to optimize the process of teaching foreign languages in higher education using e-learning tools.
Keywords: e-learning, self-study, English in a non-linguistic University, online educational platforms, Progress Me.
Идея о важности самостоятельной деятельности в процессе обучения высказывалась еще древнегреческими философами - Сократом, Платоном, Аристотелем. Эта мысль получила свое развитие в эпоху Возрождения в трудах Ф. Рабле, М. Монтеня, Т. Мора, Т. Кампа-неллы. Позже такие известные педагоги, как Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, А. П. Пинкевич писали о методах подобной работы, например, о системе самостоятельной работы с книгой, об исследовательской работе учащихся, о выполнении домашних заданий и т. д. Роль самостоятельной работы в познании очень велика: так, педагог-психолог Е. А. Зимняя пишет, что «самостоятельная работа - это высшая форма учебной деятельности» [1, с. 249].
Если говорить о современных исследованиях, то сущность самостоятельной работы рассматривалась в трудах многих ученых (Л. Г. Вяткин, Б. П. Есипов, П. И. Пидка-систый, И. П. Подласый, И. Э. Унт, L. Bass, В. Tidwell и др.). В настоящее время существуют разнообразные трактовки понятия «самостоятельная работа», согласно которым она представляет собой способ организации учебного процесса; средство обучения; вид учебной деятельности; средство формирования познавательных способностей. К существенным признакам самостоятельной работы относят: самостоятельную познавательную деятельность, наличие учебной задачи, выделение аудиторного (внеаудиторного) времени для ее проведения, косвенное управление преподавателем познавательной деятельностью учащихся. В данной статье под термином «самостоятельная работа» будем подразумевать «форму организации учебной деятельности учащихся, осуществляемую под пря-
мым или косвенным руководством преподавателя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида здания с целью развития знаний, умений, навыков и личных качеств» [2, с. 265].
Исследователями подчеркивается особая роль самостоятельной работы при обучении иностранным языкам в неязыковом вузе, которое, как известно, имеет свою специфику: снижение уровня мотивации студентов, ограниченное количество часов занятий, недостаточное знание общеобразовательной лексики [3, с. 48-51]. И. М. Бер-ман отмечает, что в такой среде происходит повышение удельного веса самостоятельной работы [3, с. 48-51], поэтому важно обратить внимание на разработку новых форм самостоятельной работы в преподавании иностранных языков нелингвистическим специальностям.
С развитием информационно-коммуникационных технологий(ИКТ)появляются новые формы самостоятельной работы. В настоящее время необычайно высок интерес к образованию с помощью е-!еагптд. По определению ЮНЕСКО, это «обучение с помощью Интернета и мультимедиа». Многие педагоги стремятся к более эффективному процессу усвоения знаний, используя образовательные платформы, дистанционные курсы или приложения. Современные тенденции высшего образования ярко демонстрируют, с какой скоростью изменяются требования к образовательному процессу, применяемым технологиям обучения и его результатам. Еще в 2016 г. в Комитете по образованию РФ говорили о массовых открытых онлайн-курсах (МООК) как о неформальном обучении, которое не находится в области компетенций образовательных организаций [4], а сегодня все больше вузов
используют МООК как обязательную часть процесса образования. МООК - это массовый открытый онлайн-курс по определенной дисциплине, расположенный на специализированной платформе, позволяющей изучить материал в удобном для студента темпе в удобное время, возвращаясь к пройденному материалу и продвигаясь вперед по желанию и возможностям.
Е. В. Захарова отмечает, что «дидактические возможности информационно-коммуникационных технологий заключаются в придании гибкости учебному процессу, активизации учебно-познавательной деятельности обучаемых, усилении мотивации и познавательного интереса обучаемых, организации гибкого управления учебным процессом и наблюдением за развитием процесса» [5, с. 69].
Предпосылками для широкого распространения е-!еагптд являются и основные черты стратегий обучения поколения Ъ, выделяемые в исследовании Д. Харта [6]. Среди этих черт особо следует отметить то, что представители «цифрового поколения» менее восприимчивы к авторитету учителя; больше предпочитают взаимодействовать с объектом изучения, чем воспринимать опосредованную информацию о нем; проявляют высокую степень самостоятельности при построении собственных стратегий обучения; привыкли обращаться к учебному материалу в момент необходимости; нуждаются в немедленной обратной связи со стороны преподавателя и коллег; ждут немедленного вознаграждения за свою работу. Все это подчеркивает важность применения технологий электронного обучения как одной из форм самостоятельной работы.
Н. В. Михайлова отмечает, что самостоятельная работа «отличается системностью в среднем лишь у 13% студентов, обучающихся на 1-5-м курсах, у 78% студентов она носит эпизодический характер». Причиной этого, по результатам опроса учащихся, являются следующие факторы: «отсутствие интереса к самостоятельной работе (87%), недостаточная индивидуализация самостоятельной работы (85%), неуправляемый ха-
рактер самостоятельной работы (79%)» [7, с. 17]. Но вместе с тем замечено, что «студенты проявляют большой интерес (43%) и готовность к работе в электронной среде, отмечая ее возможную эффективность и продуктивность (56%)» [7, с. 17]. Использование электронной среды обучения могло бы уменьшить роль этих факторов, позволив индивидуализировать процесс самостоятельной работы студентов и сделать его более организованным. Но проблема заключается в том, что далеко не все преподаватели откликаются на этот «запрос»: «лишь 4% преподавателей используют информационно-коммуникационные технологии систематически, 39% - не используют их совсем» [7, с. 17].
По свидетельству исследователей Томского государственного университета, которые занимаются размещением и анализом собственных курсов, «только 3-5% слушателей курсы заканчивают... на которые люди пришли добровольно... это не только наша статистика, это общая мировая статистика» [8]. Причиной того, что учащиеся забрасывают курс, является тот факт, что над слушателями нет внешней мотивации в виде педагога или оценок, поэтому участие преподавателя в этой форме образовательного процесса необходимо и форма образования должна быть смешанной, сочетающей работу с преподавателем и самостоятельную работу, традиционные формы обучения и обучение с помощью ИКТ. На наш взгляд, перед педагогами сейчас стоит задача создания и разработки именно таких методов обучения.
В данной статье мы предлагаем читателю анализ собственного педагогического опыта, основанного на использовании образовательной платформы РгодгеББМе (https://progressme.ru/).
Каждая СДО (система дистанционного обучения, в данном случае - платформа, на которой будет организовано обучение) имеет свой набор инструментов. С их помощью можно построить различные траектории обучения: как онлайн, так и смешанные с использованием дистанционных и очных
форм. Во втором случае это будет уже не СДО, а LMS1 (система управления обучением). LMS может стать единой учебной платформой, агрегатором ресурсов и «картой», намечающей «маршруты» обучения, где отражаются все полученные результаты.
Каждая система обучения имеет различные интерфейсы. Это может быть традиционный учебный портал, мобильный портал, мобильное приложение (для онлайн- и офлайн-обучения), нестандартные интерфейсы (например, чат-боты), платформы для разработки курсов. Учитывая современные требования к мобильности и к качеству электронного контента, сейчас для организации эффективного e-learning традиционного портала или электронных учебников уже недостаточно. На смену электронным учебникам приходят конструкторы онлайн-курсов.
В настоящее время интернет-пространство предлагает пользователю множество онлайн-платформ для создания курсов (например, «Смотри. Учись», «Eduardo», «Tilda», «ZenClass», «eTutorium» и т. д.). Среди них есть специализированные платформы - по изучению иностранных языков (например, Onlylingua.com, ProgressMe).
При выборе образовательной платформы необходимо учитывать, какие цели ставит перед собой преподаватель, какие инструменты предлагает платформа, и другие факторы. Кроме того, необходимо учитывать соответствие основным принципам обучения: принципу системности, принципу профессиональной направленности, принципу личностно-центрированной направленности, принципу вариативности, проблемности, индивидуализации, рефлексивности [9, с. 73].
ProgressMe - это платная для педагогов платформа (с бесплатным доступом для обучающихся) для изучения иностранных языков, где можно создать виртуальные классы с интерактивными упражнениями. Преимуществом платформы является ее доступность с любых электронных устройств и на-
1 От англ. learning management system.
личие большого набора встроенных инструментов, объединяющих несколько сервисов в одно целое: тренажер слов, переводчик, чат, расписание занятий и другие.
Также сервис предоставляет более 30 готовых шаблонов интерактивных упражнений, в том числе из различных учебников и пособий (М. З. Биболетова, Ю. Б. Голицын-ский, М. Ю. Фадеева «Деловой английский», Г. Н. Гумовский «Английский язык профессионального общения», Н. А. Бексаева «Деловой английский в туризме» и др.). На платформе есть готовые уроки (более 70), но можно создать и свои.
В личном кабинете можно добавить учеников, составить расписание. Есть статистика по каждому ученику, можно отслеживать прогресс учащихся. В шаблонах доступны следующие виды заданий: перенести слова/выражения в пропуски, ввести слова в пропуски, тест, сочинение, прослушать аудиозаписи, сопоставить слова и изображение перетягиванием, составить предложение из предложенных слов, выбрать правильную форму слова, выбрать ложное или истинное утверждение, сопоставить слова, составить слово из букв, отсортировать слова по колонкам и т. д. Как мы видим, задействованы разные типы упражнений. Кроме того, обучаемый имеет возможность посмотреть перевод слов, дважды кликнув на них мышью, добавить их в словарь. И учителю, и ученику всегда доступен список неправильных глаголов.
От других платформ РгодгеББМе отличается тем, что предлагает набор упражнений для усвоения материала, обладает простотой использования для педагога и позволяет работать с каждым учеником в индивидуальном темпе. Платформа позволяет разместить аудио- и видеоматериалы, имеющиеся в открытом доступе, имеет встроенный чат с каждым участником, встроенный переводчик слов и словарный тренажер. Как отмечает создатель платформы, на данный момент это единственная платформа с подобным спектром услуг [1]. Платформа задумыва-
лась в основном для частных преподавателей, но в последнее время все чаще используется как дополнительный инструмент для преподавания в различных образовательных учреждениях. Например, ProgressMe сотрудничает с такими вузами, как МГУ им. Ломоносова и НИУ ВШЭ [1].
Перед тем как начать обучение с помощью курса, мы оценили уровень мотивации учащихся (таблица). Было опрошено 45 человек, из них 75% ответили, что хотели бы повысить уровень языка. Из них примерно половина считает, что готова повысить уровень английского языка для общения, остальные считают, что язык нужен им еще и для саморазвития, для эрудиции, работы, обучения, путешествий, а также для чтения, просмотра фильмов и работы с компьютером. При этом важно отметить, что по-разному была оценена значимость языка для жизни и обучения в вузе, то есть иногда язык воспринимается как навык, не связанный с профессией, но тесно связанный с жизнью вне профессии, с путешествиями, с общением с представителями других стран, с общением в сети Интернет и т. д.
Большинство опрошенных (70%) считают, что английский язык пригодится им в дальнейшей профессиональной деятельности, и примерно столько же ответили, что знание языка способно повысить их конкурентоспособность на рынке труда.
Однако по шкале важности английского языка для обучения в вузе (от 0 до 10) только 15 человек (33%) из 45 поставили максимальный балл. 14 человек оценивают важность английского для обучения в вузе от 0 до 5 баллов (31%).
Таким образом, можно сказать, что на момент начала курса мотивация у учащихся присутствовала, но далеко не во всех случаях эта мотивация связана с профессиональной деятельностью или учебой.
На платформе ProgressMe мы разработали курс для юридических специальностей по теме «Государственное устройство некоторых стран», который состроит из следующих уроков:
The Russian Federation
Unit 1. The state system of the Russian Federation.
Unit 2. The parliament of the Russian Federation.
Unit 3. Moscow and its places of interest.
The United States of America
Unit 1. American Constitution
Unit 2. The state system of the United States of America.
Unit 3. The system of checks and balances.
Unit 4. The Washington D.C. landmarks.
Unit 5. The Electoral College.
The United Kingdom
Unit 1. Functions of the Sovereign.
Unit 2. The British Constitution and its sources.
Unit 3. The states system of the United Kingdom.
Unit 4. The Parliament of the United Kingdom.
Unit 5. London and its places of interest.
The Law Systems of the World
Unit 1. Common law.
Unit 2. Continental law.
Курс предназначен для первого года обучения в первом семестре, соответствует
Таблица
Результаты анкетирования учащихся
Вопрос Да Возможно Нет
1. Считаете ли вы, что английский язык сделает Вас более конкурентоспособным на рынке труда? 32 7 6
2. Считаете ли вы, что английский язык пригодится Вам в профессии? 29 8 8
3. Хотели бы Вы повысить свой уровень английского языка? 25 12 8
учебному плану и дополняет аудиторные занятия, являясь заданием для самостоятельной работы вне аудиторных занятий. Основной целью курса явилась работа обучающихся с неадаптированными источниками на английском языке самостоятельно в индивидуальном темпе, совершенствуя как рецептивные, так и продуктивные речевые навыки английского языка. Второстепенными целями явилось формирование у обучающихся способности работать в иноязычном информационном пространстве, погружение в среду будущей профессиональной деятельности, воспитание правового сознания. Особенностью групп учащиеся является разный уровень владения английским языком, поэтому выгодным преимуществом данного курса является возможность осуществлять работу в индивидуальном темпе.
Каждый урок состоит из видео- и аудио-упражнений, заданий на усвоение лексического материла, таких как: «продолжить предложение по смыслу», «найти соответствующее значение фраз», «выбрать правильный ответ на вопрос из нескольких представленных вариантов», «выбрать верное или ложное высказывание», «вставить слово в правильной форме», «распределить слова по нескольким группам», «записать монологического высказывание по теме в виде ответов на вопросы» и др. Остановимся на некоторых из них подробнее.
Section 1
4D legislative
законодательный/ая
executive
judicial
судебный/ая
House of Representatives
Палата Представителей
Часть 1. Слова для изучения (специальная лексика) (рис. 1).
Часть 2. Упражнение на закрепление лексического материала (рис. 2), в котором необходимо соединить слова с их значениями.
Часть 3. Видео для просмотра, добавленное в курс [10]. В видео содержится профессионально-ориентированная лексика. Кроме того, оно связано с будущей профессиональной деятельностью курсантов
^i) Congress
Конгресс
Рис. 2. Задание 2. Сопоставьте слова с их значением
(юриспруденция), что позволяет реализовать контекстный подход в обучении (А. А. Вербицкий, Т. Д. Дубовицкая, О. А. Шевченко) - погружение в среду будущей профессиональной деятельности.
Часть 4. Установить истинность или ложность высказываний, относящихся к видео (рис. 3). Это задания продуктивного
типа, на понимание изученного материала. +
1 ■'■> Mark the sentences as True or False
1/5
The United States Constitution is the supreme law of the land.
True ; False
branches of power
system of checks and balances
система сдержек и противовесов
amendment
The first three amendments are known as the Bill of Rights. < Back True.
False -f
Рис. 1. Задание 1. Введение новой лексики
Рис. 3. Установите истинность или ложность высказывания
(Щ) the principles oF independence and partial sovereignty oF the RF.
1. As For the Federative structure, the Constitution ...
О leaving out the competence oF Federal and local authorities.
(6) contains the list oF component units oF the RF.
9 the Federal Assembly oF the RF and the judiciary oF the RF. the President oF the RF and the Government oF the RF.
Рис. 4. Результаты автоматической
проверки одного из заданий (тестирования)
Контроль выполнения заданий осуществлялся до каждого занятия, позволяя использовать технологии «перевернутого обучения», то есть изучить материал самостоятельно до начала занятия, используя время аудиторного занятия для обсуждения и развития продуктивных навыков говорения по изучаемой теме. Для выполнения заданий по пройденному материалу были предоставлены узкие временные рамки - до следующего занятия. Платформа позволяет отслеживать результаты работы по каждому обучающемуся, в том числе демонстрирует неверные попытки ответа на вопросы, выделяя их красным (рис. 4).
Все курсанты, участвующие в эксперименте, прошли данный курс успешно и дали о нем положительные отзывы. Согласно проведенному после прохождения курса опросу (было опрошено 45 курсантов), 70% обучающихся ответили, что курс был полезен для обучения, у 15% он вызвал
трудности понимания иноязычной речи на слух. Положительно (58%) были оценены способность работать индивидуально, 73% оценили возможность работы с аутентичным материалом и доступность объяснения материала.
Курс позволил реализовать принципы системности, профессиональной направленности, личностно-центрированной направленности, индивидуализации, рефлексивности. Задания охватывают несколько различных видов деятельности - чтение, аудирование; реализуется работа с лексикой. Все эти упражнения связаны между собой, в чем проявляется принцип системности. Принципы индивидуализации и лич-ностно-центрированной направленности проявляются в том, что учащиеся могут отслеживать свои результаты, могут работать в удобном для себя темпе, смотреть перевод именно тех слов, которые им неизвестны, а также заносить их в словарь. В дополнение к этому у них есть возможность задать преподавателю вопросы в чате.
Принцип рефлексивности выражается в возможности отслеживать динамику своих результатов. И наконец, принцип профессиональной направленности проявляется в том, что можно использовать материалы, связанные с будущей профессиональной деятельностью учащихся. Также с помощью создания курсов на онлайн-плат-форме возможна и реализация таких принципов, как вариативность и проблемность. Таким образом, можно сделать вывод, что платформы для создания онлайн-курсов и интерактивных уроков являются эффективным и перспективным средством для организации самостоятельной работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов. М.: Логос, 2002. 384 с.
2. Андреев В. И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 500 с.
3. Буковский С. Л. Методические приемы и комплекс упражнений креативного обучения при подготовке к реферированию иноязычных текстов в неязыковом вузе // Педагогика и психология образования. 2020. № 1. С. 48-51.
4. Асташова Т. А. Готовность российских студентов первого курса обучаться с использованием массовых открытых онлайн-курсов // Педагогика и психология образования. 2019. № 3. С. 126-135. DOI: https://doi.org/ 10.31862/2500-297Х-2019-3-126-135.
5. Захарова Е. В. Организация самостоятельной работы студентов с использованием информационно-коммуникационных технологий (на примере иностранного языка): дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Якутск, 2008. 163 с.
6. HartD. The development of moral identity // Nebraska Symposium on Motivation. 2005. No. 51. P. 165-196. URL: https://www.researchgate.net/publication/7433453_The_ development_of_moral_identity (дата обращения: 05.06.2020).
7. Михайлова Н. В. Электронная обучающая среда Moodle как средство организации асинхронной самостоятельной работы студентов вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Оренбург, 2012. 233 с.
8. Maslova D. How to study online. TEDxTomskStateUniversity. URL: https://www. youtube.com/watch?v=LfCSfl0Zm98&list=RDCMUCsT0YIqwnpJCM-mx7-gSA4Q&start_radio=1 (дата обращения: 05.06.2020).
9. Бакленева С. А. Организация самостоятельной деятельности курсантов военных вузов на основе электронного учебника: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Воронеж,
2018. 198 с.
10. United States Constitution for Children, Parts and Purposes of the Constitution for Kids: FreeSchool. URL: https://www.youtube.com/watch?list=PLXB5R79dmFB7otT8i6QjM Me6JQD16dKbf&v=bZ3Wjqp-4Fk (дата обращения: 05.06.2020).
11. Гаранина Е. «Идею создания софта для репетиторов подсказали сами клиенты». Как студент нашел нишу в онлайн-обучении и создал образовательную платформу для репетиторов: [интервью с создателями платформы ProgressMe] // Rusbase. 25.01.2019. URL: https://rb.ru/longread/english-online/ (дата обращения: 05.06.2020).
12. Какие инструменты необходимы для организации дистанционного обучения. URL: http://blog.websoft.ru/2017/04/blog-post.html (дата обращения: 05.06.2020).
13. Якунина О. 5 ресурсов для создания и продажи языковых курсов // EduNeo. URL: https://www.eduneo.ru/5-resursov-dlya-sozdaniya-i-prodazhi-yazykovyx-kursov/ (дата обращения: 05.06.2020).
REFERENCES
1. Zimnyaya I. A. Pedagogicheskayapsikhologiya: uchebmik. dlya vuzov. M.: Logos, 2002. 384 p.
2. Andreev V I. Pedagogika: Uchebnyy kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya. Kazan: Tsentr innovatsionnykh tekhnologiy, 2000. 500 p.
3. Bukovskiy S. L. Metodicheskie priemy i kompleks uprazhneniy kreativnogo obucheniya pri podgotovke k referirovaniyu inoyazychnykh tekstov v neyazykovom vuze. Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya. 2020, No. 1, pp. 48-51.
4. Astashova T. A. Gotovnost rossiyskikh studentov pervogo kursa obuchatsya s ispol-zovaniem massovykh otkrytykh onlayn-kursov. Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya.
2019, No. 3, pp. 126-135. DOI: https://doi.org/ 10.31862/2500-297Kh-2019-3-126-135.
5. Zakharova E. V. Organizatsiya samostoyatelnoy raboty studentov s ispolzovaniem infor-matsionno-kommunikatsionnykh tekhnologiy (na primere inostrannogo yazyka). PhD dissertation (Education). Yakutsk, 2008. 163 p.
6. Hart D. The development of moral identity. Nebraska Symposium on Motivation. 2005, No. 51, pp. 165-196. Available at: https://www.researchgate.net/publication/7433453_ The_development_of_moral_identity (accessed: 05.06.2020).
7. Mikhaylova N. V. Elektronnaya obuchayushchaya sreda Moodle kak sredstvo organizat-sii asinkhronnoy samostoyatelnoy raboty studentov vuza. PhD dissertation (Education). Orenburg, 2012. 233 p.
8. Maslova D. How to study online. TEDxTomskStateUniversity. Available at: https://www. youtube.com/watch?v=LfCSfl0Zm98&list=RDCMUCsT0YIqwnpJCM-mx7-gSA4Q&start_radio=1 (accessed: 05.06.2020).
9. Bakleneva S. A. Organizatsiya samostoyatelnoy deyatelnosti kursantov voennykh vuzov na osnove elektronnogo uchebnika. PhD dissertation (Education). Voronezh, 2018. 198 p.
10. United States Constitution for Children, Parts and Purposes of the Constitution for Kids: FreeSchool. Available at: https://www.youtube.com/watch?list=PLXB5R79dmFB7otT8i 6QjMMe6JQD16dKbf&v=bZ3Wjqp-4Fk (accessed: 05.06.2020).
11. Garanina E. "Ideyu sozdaniya softa dlya repetitorov podskazali sami klienty". Kak student nashel nishu v onlayn-obuchenii i sozdal obrazovatelnuyu platformu dlya repetitorov: [intervyu s sozdatelyami platformy ProgressMe]. In: Rusbase. 25.01.2019. Available at: https://rb.ru/longread/english-online/ (accessed: 05.06.2020).
12. Kakie instrumenty neobkhodimy dlya organizatsii distantsionnogo obucheniya. Available at: http://blog.websoft.ru/2017/04/blog-post.html (accessed: 05.06.2020).
13. Yakunina O. 5 resursov dlya sozdaniya i prodazhi yazykovykh kursov. Available at: https://www.eduneo.ru/5-resursov-dlya-sozdaniya-i-prodazhi-yazykovyx-kursov/ (accessed: 05.06.2020).
Емельянова Ольга Анатольевна, старший преподаватель Московского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В. Я. Кикотя
e-mail: [email protected]
Emelyanova Olga A., senior teacher, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V. Y. Kikot
e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.06.2020 The article was received on 29.06.2020