Научная статья на тему 'Массовые открытые онлайн-курсы (mooc) как возможность организации самостоятельной работы в изучении английского языка'

Массовые открытые онлайн-курсы (mooc) как возможность организации самостоятельной работы в изучении английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
531
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MOOC / МАССОВЫЙ ОТКРЫТЫЙ ОНЛАЙН КУРС / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ИНТЕРАКТИВНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ СРС / ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпенко С.Ю.

Данная статья посвящена рассмотрению такой интерактивной форме обучения как массовые открытые онлайн-курсы (MOOCS), и возможности их использования в обучении английскому языку, как в формате аудиторных занятий, так и во внеурочное время. В статье подробно описывается пример экспериментального использования одного из таких курсов при организации самостоятельной работы студентов, изучающих английский язык и деловой английский язык в Школе Педагогики ДВФУ. Полученные результаты использования этого курса в обучении английского языка свидетельствуют об увеличении мотивации студентов, как в изучении английского языка, так и в профессиональном развитии слушателей подобных курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Массовые открытые онлайн-курсы (mooc) как возможность организации самостоятельной работы в изучении английского языка»

Массовые открытые онлайн-курсы (МООС) как возможность организации самостоятельной работы в изучении английского языка

Карпенко Сергей Юрьевич

кандидат филологических наук, доцент кафедры образования в области романо-германских языков, Дальневосточный Федеральный Университет (Школа Педагогики), Филиал в г.Уссурийске, karpenko_ne@mail.ru

Данная статья посвящена рассмотрению такой интерактивной форме обучения как массовые открытые онлайн-курсы (МООСБ), и возможности их использования в обучении английскому языку, как в формате аудиторных занятий, так и во внеурочное время. В статье подробно описывается пример экспериментального использования одного из таких курсов при организации самостоятельной работы студентов, изучающих английский язык и деловой английский язык в Школе Педагогики ДВФУ. Полученные результаты использования этого курса в обучении английского языка свидетельствуют об увеличении мотивации студентов, как в изучении английского языка, так и в профессиональном развитии слушателей подобных курсов. Ключевые слова: МООС; массовый открытый онлайн курс; самостоятельная работа студентов; интерактивная форма обучения; форма организации СРС; обучение английскому языку

В данной статье речь пойдёт о том, что новая интерактивная форма образования массовые открытые онлайн курсы (MOOC - Massive Open Online Course) могут представлять новые возможности для организации самостоятельной работы студентов при изучении английского языка.

Цель данной статьи показать, что массовые онлайн курсы могут быть использованы при изучении и совершенствовании знаний английского языка в университетской академической среде или самостоятельно.

Информационные технологии развиваются очень стремительно и вместе с ними вынуждены развиваться и образовательные технологии. Одним из решений стало внедрение новых технологий типа MOOCs (Masive Open Online Courses -Массовые открытые онлайн курсы). Курсы такого типа появились около семи лет назад и стали настолько популярны, что год 2012 был назван американской газетой New York Times годом MOOC (The Year of MOOC). В настоящее время MOOC как одна из форм дистанционного образования является самой популярной форма онлайн обучения. В дополнении к традиционным материалам учебного курса (чтение, видео, выполнение домашнего задания) такие массовые онлайн-курсы позволяют создавать сообщества студентов, преподавателей и их ассистентов с помощью открытых форумов пользователей.

MOOC как интерактивная форма обучения, которая появилась в 2010 году с целью привлечения и отбора будущих абитуриентов вузов, превратила обучение в иной формат. Слушатели данных онлайн курсов, являясь представителями разных возрастных категорий, а также имея разный уровень подготовки (от новичков до специалистов), могут в интерактивном режиме проходить такие курсы онлайн. Ценность таких проектов состоит в том, что слушатели таких курсов могут проходить выбранные ими курсы в любое время, в любом месте, имея доступ в Интернет на любом мобильном устройстве (ноутбуке, планшете или смартфоне). Как правило, такие онлайн курсы являются бесплатными, хотя при этом ряд проектов представленных в России являются платными или условно платными (когда слушателя просят оплатить стоимость сертификата при успешном про-

о о и и m 5 m

О m э m й А

X £ m О

х О m

О DI и А ы о и А X X m

о с

СП ^

о

сч

01 Z

хождении курса).[1:3] Такие массовые онлайн курсы могут собирать число слушателей от нескольких сотен студентов до десятков и сотен тысяч студентов на одном курсе.

Первые массовые открытые онлайн-курсы, запускаемые американскими университетами, были бесплатными и собирали тысячи студентов разного возраста и уровня подготовки. Не все студенты, подписавшись на курс, проходили его до конца. Но те из них, кто собирался учиться в этом университете, были мотивированы пройти курс до конца, получить сертификат об окончании онлайн курса и продолжить своё дальнейшее обучение в университете. Согласно слогана одного из первых и ведущих ресурсов Coursera, слушатели курсов не только могут их пройти, но и дойти "до получения учёных степеней". [2]

В настоящее время исследованием массовых открытых онлайн курсов занимаются многие учёные, как в России, так и за рубежом. Хотя массовые открытые онлайн курсы появились сравнительно недавно, учёные активно занимаются историей, типологией и перспективами их развития [3], изучением видов и основных характеристик таких курсов как образовательной технологии [4], [1], использованием подобных курсов для совершенствования прикладных навыков студентов [5]. Шавнина Е.П. предлагает использовать массовые открытые онлайн курсы как «ресурс для альтернативной двухступенчатой модели высшего профессионального образования» [6]. Несмотря на это, тема использования массовых открытых онлайн-курсов остаётся малоизученной, что даёт новые возможности для исследования. В частности, ни в одной из работ онлайн-курсы не рассматриваются как инструмент организации самостоятельной работы студентов. Всё это подтверждает актуальность настоящего исследования.

Массовые открытые онлайн-курсы имеют удобный формат и отличаются от обычных видеолекций длительностью: они представляют собой набор из нескольких модулей, состоящих из тем. Всё начинается с видеосюжета (различной длительностью, но в среднем 5-7 минут), далее материалы для самостоятельной работы, где обучающимся предлагается прочитать дополнительную литературу и написать эссе, выложить его в открытом доступе. Иногда эти работы проверяются ассистентом преподавателя-разработчика онлайн курса или другими слушателями. И в блоге изучаемого курса идёт обсуждение пройденного материала в сети Интернет. Завершающим этапом работы с курсом являются контрольно-измерительные материалы. Успешное выполнение контрольно-измерительных материалов даёт право на получение сертификата об окончании курса.

Самыми первыми массовыми курсами онлайн обучения были Coursera, Edx, Udacity, Alison. Существуют массовые открытые онлайн курсы, реализуемые на русском языке (Универсариум, Eduson, Uniweb и другие). Наиболее полный обзор используемых онлайн курсов, реализуемых как на русском, так и на английском языке в России при-

водят эксперты Центра образовательных разработок Московской школы управления Сколково, где подробно описывают основные площадки реализуемых онлайн-курсов. В своей статье эксперты этого научного центра также подробно описывают условия использование онлайн курсов на этом ресурсе и пытаются классифицировать все имеющиеся в России онлайн платформы (платные, бесплатные или условно бесплатные). [7]

Стоить отметить, что Coursera как платформа изначально реализуемая на английском языке, запустила ряд курсов на русском языке, предлага-гаемых ведущими российскими университетами. [2]

Курсы, предлагаемые Coursera, Edx, Udacity, Alison, реализуются главным образом на английском языке, и поэтому могут быть использованы при изучении английского языка как в аудиторное, так и во внеаудиторное время. В качестве рабочей гипотезы в статье предлагается использовать готовые MOOC на английском языке как инструмент организации самостоятельной работы при изучении английского языка. Это поможет повысить мотивацию для студентов при изучении английского языка. Кроме того, освоив технику работы с такими инструментами, как МООС (массовыми открытыми онлайн-курсами), студенты смогут приобретать необходимыми навыки в тех областях знаний, где у них есть пробелы. Обучающиеся с помощью массовых онлайн-курсов также смогут изучать предметы, которые они не изучали ранее для собственного профессионального развития.

При выборе курса для организации самостоятельной работы необходимо учитывать языковой уровень группы, а также специфику изучаемого предмета, структуру изучаемого онлайн-курса, длительность выполнения заданий онлайн-курсов. Важным при выборе задания является тот факт, является ли онлайн-курс ограниченным во времени или нет. Некоторые платформы организации массовых онлайн-курсов открывают курсы на ограниченный срок, в среднем от 4 до 8 недель и это может не совпадать с графиком учебного процесса в ВУЗе.

Далее в статье приводится пример использования MOOC, с сайта Alison.com, [8] который был использован автором данной статьи при организации самостоятельной работы студентов группы М2101дт Школы Педагогики ДВФУ в городе Уссурийске, изучающих дистанционные технологии в образовании в 2016-2017 учебном году. Данная группа изучала предмет «Деловой иностранный язык», который входит в обязательную часть изучения по профилю. Позже данный опыт был перенесён на другие магистерские программы, реализуемые в Школе Педагогики Дальневосточного Федерального Университета в рамках дисциплин «Иностранный язык» (английский), «Деловой английский язык», «Англйиский язык и этикет в сфере делового общения».

В качестве обязательного задания 13 студентам группы M2101 дт было предложено пройти MOOC «Introduction to Business and Travel English

language skills» («Введение языковые навыки английского языка для бизнеса и путешествий») на сайте Alison.com. Этот курс, как и большинство курсов на сайте являются бесплатными или условно бесплатными, так как слушателей могут попросить заплатить за получение сертификата в бумажной или pdf версии. Выбранный для задания онлайн-курс является неограниченным во времени, что подтверждается одним из слоганов сайта Alison.com - "Study at your own pace" ("Учись со своей скоростью"). Это позволяет преподавателю, работающему с группой самому устанавливать временную рамку при работе над курсом.

Всем студентам необходимо было зайти на сайт https://alison.com и создать свой аккаунт по голубой ссылке "Create free account" («Создать бесплатный аккаунт»). Далее в строке поиска необходимо ввести название курса «Introduction to Business and Travel English language skills». («Введение языковых навыков английского языка для бизнеса и путешествий»). Создателем данного курса является компания Advance Learning, которая в период с 1998 по 2007 выступила разработчиком ведущих интерактивных мультимейдиных курсов с использованием компьютерных технологий. Такие курсы компания Advance Learning разрабатывала как для своих непосредственных клиентов, так и для копроративных клиентов, таких как Майкрософт. [9]

Согласно аннотации данного онлайн курса, в настоящее время большее количество компаний ведут свою деятельность на английском языке, поэтому навыки использования делового английского языка становятся более важными. Из описания курса также видно, что время прохождения составляет 1-2 часа и при успешном прохождении тестирования (результат прохождения тестирования должен быть равен 80% или более) слушателям выдаётся официальный сертификат о прохождении курса.

Курс «Introduction to Business and Travel English language skills» состоит из трёх модулей. Модуль 1 «Business English Language skills» («Навыки делового английского языка для бизнеса»), Модуль 2 «Travel English Language Skills» («Навыки английского языка для путешествий») и Модуль 3 «Business and Travel English Assessment» («Тестирование приобретённых навыков английского языка для бизнеса и путешествий»). Модуль 1 и 2 являются обучающими, а модуль 3 - оценивающий.

Первый модуль «Business English Language skills» («Навыки делового английского языка для бизнеса») состоит из 7 отдельных тем, например, «Job Interviews» («Собеседования при трудоустройстве»), «How to make a business call» («Как сделать деловой телефонный звонок»), «Small talk business talk in English» («Небольшая деловая беседа на английском языке»), «Work and job vocabulary in English» («Лексика для работы на английском»), «Colloquial or Formal» («Разговорный или формальный»).

В первой теме 1 модуля «Job Interviews» («Собеседования при трудоустройстве») слушатели

этого онлайн-курса изучают активную грамматику (Gerunds) (Герундий) с кратким объяснением, что такое герундий. Далее разработчики курса дают примеры использования герундия и одновременно вводят активную лексику темы модуля -'repairing', 'analyzing', 'giving presentations', 'planning', 'designing', 'meeting clients', 'selling', 'writing reports' и другую). Вся лексика представлена в форме видеопрезентации со звуковым рядом и используется в примерах собеседований, которые студенты смотрят, слушают и обучаются, как отвечать на вопросы собеседования, а также задавать вопросы при прохождении собеседования. Ниже приводится пример одного из таких собеседований:

Interviewer 1: Could you tell us about yourself?

Mr Smith: I have been working in finance for 12 years/ with a variety of duties and responsibilities/ in various jobs and companies.// And now I am looking for a new challenge//

Interviewer 2: Could you tell us about your last job?//

Mr Smith: My last job involved.../talking to clients, writing reports/ managing 11 people and giving presentations.//

Interviewer 3: What are you strengths?//

Mr Smith: I am good at analyzing data and planning//

Interviewer 4: What are you weaknesses?//

Mr Smith: My weakness is being too detailed-orientated//

Interviewer 1: What can you bring to this job?//

Mr Smith: I can bring 10 years of experience managing people../.. in a similar role in this industry.//

Interviewer 2: Thank you for your time today, Mr Smith.//

Во время видеопрезентации фразы выводятся последовательно на экран со звуковым и видео рядом. Для удобства восприятия и повтора фраз обучающимися некоторые фразы делятся на части. Эти паузы отмечены одиночной косой чертой (/), а двойной косой чертой (//) в диалоге отмечено законченное высказывание.

После просмотра диалога, авторы предлагают вопросы на понимание незнакомой лексики в разделе «Comprehension questions», где обучающихся просят подобрать антонимы или подобрать определение слова на примере таких слов как weakness, challenge, duties, job. Все вопросы на понимание лексики задаются в интерактивной форме, где слушатели должны выбрать один из предложенных вариантов ответа.

Во второй теме 1 модуля «How to make a business call» («Как сделать деловой телефонный звонок») слушателей курса учат делать деловой телефонный звонок. Этот модуль состоит из двух частей. Это тема одновременно является сложной и простой. Сложность данной темы заключается в том, что общение происходит по телефону, и такое общение лишено невербальных средств (мимики, жестов и тд), которые играют вспомогательную роль в любом общении. Простой эта тема является потому, что в большинстве курсов обучения делового английского языка обучение тема «Business Phone Calls» сводится к изучению тем деловых ситуаций общения по телефону (заказ товара по телефону, размещение (отмена) заказа, разговор с клиентом и так далее), а также определённого набора типичных фраз для совершения делового

о о и и m S m

О m э m й А

S £ m О

х О m

0

01 и А ы О и А X

s m

о с

СП ^

о

сч

01 Z

телефонного звонка. Авторы данного онлайн-курса вводят эти фразы с помощью видео- и аудио- рядов в первой части данного модуля, например:

Could I speak to ... - Я хотел бы поговорить с ...

Could you say I called? - Не могли бы вы передать, что я звонил?

В этой теме модуля также вводится активная лексика модуля: to leave a message, to be away from your desk и так далее. Далее все приведённые типичные фразы и активная лексика модуля используются в диалоге-образце, которые учащиеся слушают и смотрят. Все представляемые видео-презентации снабжены элементами управления (пауза, стоп, перемотка назад), что позволяет студентам разного уровня работать над материалом со своей скоростью. В случае необходимости, диалог можно остановить, выписать незнакомое слово или фразу, повторить фразу или слово несколько раз. Стоит особо отметить, что при работе с презентацией у слушателей этого и подобных онлайн-курсов ресурса Alison.com есть вспомогательный инструмент «Study notes» (Заметки), куда обучающиеся могут не только заносить свои заметки, но и сохранять и загружать их на любое мобильное устройство.

Обучающиеся на данном онлайн-курсе, как и на других онлайн-курсах ресурса Alison.com, могут отложить выполнение заданий модуля и продолжить их выполнение в любое удобное для них время. При этом, специальная панель в процентном соотношении будет показывать объём выполненных заданий ( в диапазоне от 0 до 100%).

После того как студенты полностью изучают материал презентации этой темы модуля, им предлагается разыграть тренировочный диалог по ролям: в роли Caller (того, кто осуществляет звонок). Чтобы закрепить фразы, слушателям курса выводятся на экран фразы изученного телефонного разговора, где они должны вспомнить изученные фразы и вставить их в пропуски, например:

Good morning,.............John Harris, please?

Предполагается, что учащиеся должны вспомнить выученную ими ранее фразу «Could I speak to ... - Я хотел бы поговорить с ...» , вставить её в пропуск и проговорить всю фразу целиком пока она видна на экране. Выполняя это задание, слушатели вынуждены использовать активные типичные фразы делового общения по телефону. Так происходит формирование лексического навыка и навыка диалогического общения. После того, как слушатели выполняют это задание до конца, им предлагается проверить полученный вариант с правильным вариантом, который выводится в следующем видео ряду.

Во второй части этой темы модуля также вводится активная лексика для слушателей, например, «to dial/to make a business call», «to hold», а также раздел «Важные (типичные) телефонные фразы», например, «What day suits you?», «Who is calling?», «Speaking.» и другие. Все фразы проговариваются диктором дважды. После этого по аналогии с первой частью модуля слушателям показывают диалог-образец телефонного звонка,

который сопровождается заданиями, которые аналогичны речевым установкам, показанным в первой части модуля.

Следующая тема 1 модуля «Small talk» («Небольшая беседа») представляет собой видеолекцию, в которой вводится понятие того, что собой представляет «Small talk» - «небольшая беседа», которая используется в начале беседы, не переходя на более подробное обсуждение деталей. По мнению авторов курса, такое общение имеет особое значение, так как помогает установить взаимоотношения в бизнесе. Этот тип беседы имеет особое значение, чтобы начать разговор с коллегами (клиентами и тд.) Темы такой беседы могут включать разговор о погоде последние новости, последние новости и т д. После объяснения теории «небольшой беседы» авторы предлагают пример такого разговора:

Woman: How was the journey here?

Man: Yes, it was good. I came by fast train from the airport

Woman: How long did it take to get to the office from there?

Man: It only took 20 minutes and the train was very comfortable. Ok. That's good. The meeting room is just over there.

В этой части темы авторы курса делают акцент на то, что при ведении такой маленькой беседы нужно знать, о чём можно говорить или спрашивать. В качестве примера демонстрируется ситуация, в которой работник одной компании (мистер Волберт) оказывается один на один в лифте с коллегой (Мистером Смитом), с которым они почти незнакомы. Темы, которые они обсуждают, касаются погоды, финансовых новостей. Мистер Смит заходит в лифт, читая газету, что позволяет мистеру Волберту переключиться на эту тему:

Mr Walbert: Any news today in the paper?

Mr Smith: Yep. ZR Holdings are to be bought by CT Co.

Mr Walbert: Really? That's interesting. (pause) Oh look? Here's my floor. See you later.

Из этого короткого разговора мистер Волберт узнаёт, что компания ZR Holdings выкупается компанией CT Co. При этом он проявляет интерес к той новости, которую он узнал от мистера Смита с помощью речевой стратегии поддержания разговора, используя вопрос "Really?" с последующим комментарием.

Далее слушателям предлагаются разыграть данные просмотренные ситуации по ролям, выступая сначала в роли гостя компании (Man guest) в первой беседе, а потом последовательно играть роль мистера Волберта и мистера Смита в разговоре в лифте.

В шестой теме первого модуля «Work and job Vocabulary in English» («Лексика для работы на английском») авторами курса вводятся новые слова и активные фразы - "to attend meetings", "to make a call", "to take calls", "send e-mails", "paperwork", "filing", "colleagues", "office", "factory", "desk". Вся эта лексика используется в диалоге

этого раздела, в котором один из собеседников расспрашивает другого о его работе. В представленном диалоге презентации слушатели курса узнают о работе, месте работы и обязанностях собеседников. Слушатели учатся отвечать на такие вопросы, связанные с работой как: «What do you do?», «Where do you work?» «What duties does that involve?», «What company do you work for?», «What hours do you work?», «Do you enjoy this work?» На завершающем этапе этой части презентации слушатели курса отвечают на все эти вопросы. После каждого заданного вопроса есть интервалы в 12-15 секунд, во время которых слушатели должны успеть проговорить свои ответы.

В седьмой теме 1 модуля «Colloquial or Formal» («Разговорный или формальный») авторы курса рассматривают разницу между разговорным и формальным английским. Говорящие должны учитывать уровень формальности в различных ситуациях общения, и это подтверждается приведёнными примерами на разные ситуации делового общения:

Greetings (Приветствия)

Colloquial (Разговорный) Formal (Формальный)

Alright mate, how's it going? Good afternoon. How are you today?

I'm off. See you later. I have to go, I am afraid. I have a meeting to attend shortly.

Requests (Просьбы)

Give me a hand with the stuff, would you? Could you possibly send me the minutes of the meeting?

Suggestions (Предложения)

Let's go to a disco, shall we? |I suggest we look at the report.

Telephone language (Телефонный язык)

Just a sec I gotta find my diary. Could you hold for a second? I need to find my schedule.

Hi, is Linda there? Could I speak to Linda Harris, please

Giving opinions (Обмен мнениями)

In my opinion we need more data I reckon we need more time to decide

Other (Другие примеры)

What are you doing currently? |What are you up to?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Авторы курса отмечают, что в формальном стиле пассивный залог используется чаще, чем в активном. В качестве различия приводятся следующие примеры: 1) The match was seen by thousands of people. 2) Loads of people saw the match. В рассматриваемых примерах was seen имеет пассивную форму, и это более свойственно формальному стилю. Глагол saw во втором примере имеет активную форму, что больше соответствует разговорному стилю общения. Далее отмечается, что в разговорном стиле используется больше фразовых глаголов, например: I am good at coming up with new ideas. В этом примере фразовый глагол 'to come up with' означает 'предлагать идею или план'.

После изучения презентации слушателям курса предлагается поменять предложения с разговорного стиля в формальный, а потом наоборот. Все фразы, выводимые на экран для самопроверки, имеют пробелы и слушатели должны назвать со-

ответствующий эквивалент в течение 10 секунд. После этого на экран выводится правильный ответ для самопроверки.

Модуль 2 «Travel English Language Skills» («Навыки английского языка для путешествий») включает в себя следующие 5 тем - «Sending Letters and Postcards» («Отправка писем и открыток»), «How to order in a restaurant in English?» («Как сделать заказ в ресторане на английском языке?»), «How to reserve a hotel room in English?» («Как забронировать номер в отеле на английском языке?»), «Hotels» («Гостиницы»), «Transport» («Транспорт»).

В первой теме 2 модуля «Sending Letters and Postcards» («Отправка писем и открыток») сначала вводятся активные слова и фразы - 'postcard', 'envelope', 'stamp', 'postbox', 'letterbox', 'post office', 'to post a letter/ a postcard'. Вся эта лексика используется в активном диалоге этой темы «At the post office». По аналогии с ранее выполненными заданиями слушатели заполняют пропущенные слова и фразы в диалогах, используя активную лексику темы. Итоговое задание этой части отличается тем, что отдельный блок этой темы включает знание активной лексики. На экран выводятся картинки аналогичные тем, что были представлены в презентации темы, и слушатели должны их назвать по-английски.

Вторая тема модуля «How to order in a restaurant in English?» («Как сделать заказ в ресторане на английском языке?») начинается с активного диалога «In a restaurant», в котором «Клиент» делает заказ в ресторане у «Официантки». На обучающем этапе этой темы слушатели разыгрывают представленный в презентации диалог сначала в роли «Клиента», а потом в роли «Официантки» и проверяют свои ответы с образцом.

В начале третьей теме 2 Модуля «How to reserve a hotel room in English?» («Как забронировать номер в отеле на английском языке?») слушатели изучают активную лексику - 'to reserve', 'credit card', 'en suite bathroom', 'hotel pick up service'. Вся эта лексика также используется в активном диалоге темы, где клиент бронирует номер по телефону у администратора отеля. На завершающем этапе работы с этой темой модуля слушатели разыгрывают диалог в роли клиента и бронируют номер по телефону, сообщая администратору своё имя и фамилию, тип комнаты, тип оплаты, способ выбранного трансферта из аэропорта и т д.

В четвёртой теме 2 модуля «Hotels» («Гостиницы») слушатели изучают активную лексику для проживания в отеле - 'pool', 'key', 'towels', 'bellboy', 'room', 'keycard', 'pillow', 'lift', 'reservation', 'reception'. Вся лексика активируется в диалогах темы. В первом диалоге-презентации темы клиент Дэвид Смит регистрируется у стойки регистрации в отеле. В ходе беседы администратор уточняет его имя и фамилию, даёт ему ключ, говорит ему номер его комнаты, этаж и предлагает помощь портье, который уточняет. Во втором обучающем диалоге темы клиентка звонит на стойку администрации и

о о и и m S m

О m э m й А

S £ m О

х О m

О Dl и А ы о и А X

s m

о

Е

СП

о

01 Z

просит дополнительное полотенце и ещё одну подушку. Администратор исполняет её просьбу. На завершающем этапе этой темы слушатели должны проговаривать обе роли диалогов (администратора и клиента отеля), демонстрируя знание активных фраз этой темы. Как и в предыдущих темах в этой части есть опция самопроверки, которая выводится на экран в виде презентации.

В начале последней темы 2 модуля «Transport» («Транспорт») слушателям выводится на экран активная лексика, которая группируется на разные тематические группы: Rail transport - 'train', 'underground/metro', 'train station', 'ticket'; Air transport - 'plane', 'airport', 'helicopter'; Road transport - 'road', 'car', 'car park', 'bus', 'motor way', 'bike/motorbike'; Water transport - 'ferry', 'boats', 'yacht', 'ship'. Каждое новое слово выводится на экран вместе с картинкой, обозначающей значение слова. Слушатели повторяют каждое слово за диктором 2 раза. После этого в разделе 'You speak... (Вы говорите.)' на экран выводятся только картинки и необходимо назвать нужное слово. После этого обучающиеся проходят этап самопроверки. Таким образом, активная лексика раздела употребляется 4 раза до того как она употребляется в активном диалоге, где мужчина покупает билет на поезд туда и обратно до Сиднея.

Модуль 3 «Business and Travel English Assessment» («Тестирование приобретённых навыков английского языка для бизнеса и путешествий») является итоговым этапом оценки приобретённых знаний. Целью данного модуля является проверка сформированности навыков по изученным разделам двух первых модулей. Для успешного прохождения тестирования слушатели должны правильно выполнить не менее 80% тестирования. Если слушатели достигают этого результата, они могут получить официальный сертификат о прохождении курса. В случае неудачного результата тестирования, слушатели могут пройти тестирование неограниченное число раз, пока не достигнут положительного результата.

Итоговое тестирование представляет собой 14 вопросов по выбору. За каждый правильный ответ теста слушатель может набрать 10 баллов. Таким образом, максимальное количество баллов, которое можно набрать за тест - 140. Исходя из этого числа баллов, рассчитывается процент правильности выполнения теста. Допустим, что слушатель допустил 3 ошибки и набрал 110 баллов, что в процентном соотношении равно 78,57 % от максимума, тест считается не пройденным. Для успешного прохождения теста студент может допустить не более двух ошибок. Соответственно, за 12 правильных ответов слушатель может набрать 86%, а за 13 ответов - 93%.

Задания, включаемые в итоговый тест, представляют собой вопросы по выбору по лексике, грамматике, знаниям активных фраз в ситуации общения. Часть вопросов тестирования была выстроена по типу 'True/False'.

Все 13 студентов группы М2101дт успешно справились с итоговым тестированием. В качестве

подтверждения о прохождении курса студентам необходимо было выслать скриншот как подтверждение об успешном прохождении описанного выше онлайн-курса.

Анализ результатов итогового тестирования позволил выявить, что 9 студентов группы набрали за тест 100% , двое студентов выполнили правильно 93% заданий и 2 студента группы допустили на тестировании 2 ошибки и набрали 86%. Средний балл группы составил 96,76%, что доказывает успешное освоение курса.

В качестве обратной связи студентам группы было предложено заполнить форму обратной связи, в которой необходимо было оценить по шкале от 1 до 5 актуальность полученных знаний, форму подачи материала, отметить основные достоинства и недостатки пройденного курса.

В ходе анализа форм обратной связи было выявлено, что все студенты впервые столкнулись с такой формой обучения как массовый открытый онлайн-курс. Более того, все 100% студентов группы впервые выполняли самостоятельную работу, используя массовый открытый онлайн курс на сайте Alison.com. В оценочных листах большинство студентов группы поставили максимальный балл как за актуальность, так и за форму подачи материала. Из достоинств студенты отмечали удобный формат заданий, чёткость и последовательность обучающих действий, соблюдению принципа от простого к сложному. Стоит отметить, что все слушатели пройденного курса считают пройденный курс современным. Студентам очень понравилось, что при прохождении курса необходимо использовать мобильные устройства ноутбук (плантеш, смартфон иди компьютер). Это позволило им проходить данный онлайн-курс в удобное для них время в том месте, которое они выбирали. Из недостатков часть слушателей курса отметили использование звукового музыкального фона, который используется в некоторых уроках обучающих модулей. Эти студенты отметили, что в некоторых случаях этот звуковой фон отвлекал их от восприятия диктора и усложнял понимание некоторых слов и фраз. Из других недостатков также отмечалось недостаточное количество тренировочных упражнений для формирования навыков говорения, однотипность заданий в некоторых темах.

В целом, студентам очень понравилась такая форма организации самостоятельной работы, и они считают, что такой вид учебной деятельности повышает мотивацию при изучении иностранных языков. На следующем курсе обучения студентам этой группы было предложено самим выбирать и проходить онлайн-курсы, которые являются профессионально ориентированными и связанными с написанием магистерской работы, например 'Introduction to e-learning' ('Введение в педагогический дизайн'). Ряд выбранных курсов был направлен на улучшение знаний английского языка, например, 'English Grammar Tenses and Sentence Structure' ('Времена Английской Грамматики и Структура предложения').

После проведённого эксперимента данная форма организации самостоятельной работы используется автором статьи при обучении дисциплин, связанных с иностранным языком (английским) на других магистерских программах. При этом данную форму работы желательно демонстрировать студентам в аудиторное время, познакомить их со структурой, основными элементами управления выбранного онлайн-курса. Для неязыковых профилей при использовании такой формы самостоятельной работы есть специальная пошаговая инструкция, которая помогает студентам освоить курс.

Итак, в статье было продемонстрировано, что массовые открытые онлайн-курсы на английском языке могут быть использованы при обучении английскому языку как в аудиторное время, так и во внеаудиторное время. Выбранный для эксперимента массовый открытый онлайн-курс имеет чёткую модульную структуру организации, что позволяет использовать такой и подобные курсы как целиком, так и отдельные модули при изучении конкретных тем, например «Job Interview». Использование массовых открытых онлайн-курсов при обучении английскому языку является мало изученной темой и представляет огромные возможности для применения этой формы в академической среде и проведения дальнейших научных исследований в этой области.

Литература

1. Хусяинов Т.М. Основные характеристики массовых открытых онлайн-курсов (MOOC) как образовательной технологии // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. - 2015. - N2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-harakteristiki-massovyh-otkrytyh-onlayn-kursov-mooc-kak-obrazovatelnoy-tehnologii

2. Coursera. URL: https://ru.coursera.org

3. Бугайчук К.Л. Массовые открытые дистанционные курсы: история,типология, перспективы // Высшее образование в России.-2013.-№3.-С. 148155. URL: http://bugaychuk.blogspot.com/2013/06/blog-post_22.html

4. Праводелов С.В. Преимущества дистанционного обучения и его виды //Современное образование. - 2015.-№ 2.-С.70-79. URL: http://e-notabene.ru/pp/article_14207.html

5. Ревич И.Б. Совершенствование общекультурной компетентности студентов ВУЗов с помощью Массовых открытых онлайн-курсов // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2014. -№202. - С.143-148.

6. Шавнина Е.П. MOOC как ресурс для альтернативной двухступенчатой модели высшего про-

фессионального образования // Новые образовательные технологии в вузе: материалы XI международной научно-методической конференции. Екатеринбург, 2014. URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/24718/1/notv-2014-186.pdf

7. Российские образовательные онлайн платформы // Центр образовательных разработок Московской Школы Управления Сколково.URL: https://skolkovo.rU/public/media/documents/research/s edec/SKOLKOVO_SEDeC_RusOnline.pdf

8. Alison. URL: https://Alison.com

9. Advance learning. URL:https://alison.com/publisher/advance-learning

MOOC as an opportunity to organize independent work in

learning English Karpenko S.Yu.

Far Eastern Federal University

This article is devoted to the consideration of such an interactive form of training as massive open online courses (MOOCS), and the possibility of their use in teaching English, both in the format of classroom lessons and after school hours. The article describes in detail the example of the experimental use of one of such courses in organizing the independent work of students studying English and Business English in the School of Education of Far Eastern Federal University. The results of using this course in teaching English show an increase in students' motivation both in learning English and their professional development opportunities. Keywords and phrases: MOOC; massive open online course; independent work of students; interactive form of training; form of self-study organization; learning and teaching English References

1. Khusyainov T.M. The main characteristics of massive open online courses (MOOC) as an educational technology // Science. Thought: an electronic periodical journal. - 2015. - N2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-harakteristiki-massovyh-otkrytyh-onlayn-kursov-mooc-kak-obrazovatelnoy-tehnologii

2. Coursera. URL: https://ru.coursera.org

3. Bugaychuk K.L. Mass open distance courses: history, typology,

prospects // Higher education in Russia.-2013.-№3.-S. 148-155. URL: http://bugaychuk.blogspot.com/2013/06/blog-post_22.html

4. Pravodelov S.V. The advantages of distance learning and its types // Modern Education. - 2015.- No. 2.-S.70-79. URL: http://e-notabene.ru/pp/article_14207.html

5. Revich IB Improving the general cultural competence of university students with the help of Massive open online courses // Transactions of St. Petersburg State University of Culture and Arts. 2014.-№202. - S.143-148.

6. Shavnina EP MOOC as a Resource for an Alternative Two-Stage

Model of Higher Professional Education // New Educational Technologies at the University: Materials of the XI International Scientific and Methodological Conference. Yekaterinburg, 2014. URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/24718/1/notv-2014-186.pdf

7. Russian online educational platforms // Center for Educational

Development of the Moscow School of Management Skolkovo.URL:

https://skolkovo.ru/public/media/documents/research/sedec/SK OLKOVO_SEDeC_RusOnline.pdf

8. Alison. URL: https://Alison.com

9. Advance learning. URL: https: //alison.com/publisher/advance-

learning

o о и n m S m

О m n m

й А

s £ m О X О

m О

Dl

n

А

w

о

m

А

X

s m

sa

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.