Научная статья на тему 'Возможности использования краудсорсинга в системе повышения квалификации педагогических работников'

Возможности использования краудсорсинга в системе повышения квалификации педагогических работников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
588
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОСЛЕДИПЛОМНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КРАУДСОРСИНГ / СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PROFESSIONAL COMPETENCE / ADVANCED TEACHER EDUCATION / CROWDSOURCING / NETWORK / DISTANCE LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивашнёва Светлана Владимировна

Исследование посвящено отдельным аспектам организации повышения квалификации педагогических работников и совершенствования профессиональной компетентности. В последние десятилетия благодаря развитию информационных технологий увеличились возможности использования различных форм совершенствования профессиональной компетентности, в т. ч. и в секторе неформального образования. На рынке образовательных услуг широко представлены как бесплатные, так и коммерческие курсы, целевой аудиторией которых являются педагогические работники. Возникший в 2006 году термин «краудсорсинг» постепенно расширяет сферу применения и, как следствие, сущностное наполнение. Обозначая в общем смысле решение конкретных корпоративных задач путем привлечения непрофессиональных исполнителей на добровольной основе, краудсорсинг постепенно получает распространение в качестве технологии создания коллективного интеллектуального продукта, в результате чего происходит формирование образовательной технологии нового поколения, основанной на использовании Web 3.0. В статье представлен анализ перспектив использования краудсорсинга, построенный на изучении его практического применения в других сферах, анализ выявленных преимуществ и недостатков; определены перспективы применения данной технологии в системе повышения квалификации с целью совершенствования профессиональной компетентности педагогических работников. Использование краудсорсинга с целью повышения квалификации педагогических работников возможно при соблюдении ряда условий, к которым относятся выявление образовательных потребностей слушателей; создание эффективного сетевого ресурса; формирование системы самои взаимооценивания; использование рефлексии для развития компетентности; определение актуальных педагогических и методических проблем, требующих первоочередного решения; определение требований к конечному продукту; определение «контрольных точек» и временных рамок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROSPECTS OF USING CROWDSOURCING FOR TEACHERS’ PROFESSIONAL DEVELOPMENT

The paper deals with certain aspects of organizing teachers’ advanced training and their professional development. The recent decades have seen a rise in information technology, allowing us to use various forms of professional development, including those in informal education. The educational market offers a variety of free and paid courses for teachers. The term crowdsourcing was introduced in 2006 and has been gradually expanding its scope of application and, as a consequence, its content. Generally meaning a process of problem-solving by soliciting contributions from amateurs, crowdsourcing is gradually gaining acceptance as a technology of collective intellectual product, resulting in a new generation of educational technology based on Web 3.0. This paper studies the use of crowdsourcing in other spheres and analyzes its advantages and disadvantages. The author examines the prospects of using this technology for teachers’ professional development and comes to the conclusion that certain conditions have to be observed, such as: assessment of students’ learning needs; an efficient network resource; a system of selfand mutual evaluation; use of reflection for competence development; identification of urgent pedagogical and methodological problems; definition of end product requirements, “control points” and time frames.

Текст научной работы на тему «Возможности использования краудсорсинга в системе повышения квалификации педагогических работников»

УДК 371.313

ИВАШНЁВА Светлана Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры романо-германской филологии школы региональных и международных исследований Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток). Автор 28 научных публикаций, в т. ч. 12 методических разработок, одного методического пособия

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРА УДСОРСИНГА В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Исследование посвящено отдельным аспектам организации повышения квалификации педагогических работников и совершенствования профессиональной компетентности. В последние десятилетия благодаря развитию информационных технологий увеличились возможности использования различных форм совершенствования профессиональной компетентности, в т. ч. и в секторе неформального образования. На рынке образовательных услуг широко представлены как бесплатные, так и коммерческие курсы, целевой аудиторией которых являются педагогические работники. Возникший в 2006 году термин «краудсорсинг» постепенно расширяет сферу применения и, как следствие, сущностное наполнение. Обозначая в общем смысле решение конкретных корпоративных задач путем привлечения непрофессиональных исполнителей на добровольной основе, краудсорсинг постепенно получает распространение в качестве технологии создания коллективного интеллектуального продукта, в результате чего происходит формирование образовательной технологии нового поколения, основанной на использовании Web 3.0. В статье представлен анализ перспектив использования краудсорсинга, построенный на изучении его практического применения в других сферах, анализ выявленных преимуществ и недостатков; определены перспективы применения данной технологии в системе повышения квалификации с целью совершенствования профессиональной компетентности педагогических работников. Использование краудсорсинга с целью повышения квалификации педагогических работников возможно при соблюдении ряда условий, к которым относятся выявление образовательных потребностей слушателей; создание эффективного сетевого ресурса; формирование системы само- и взаимооценивания; использование рефлексии для развития компетентности; определение актуальных педагогических и методических проблем, требующих первоочередного решения; определение требований к конечному продукту; определение «контрольных точек» и временных рамок.

Ключевые слова: повышение квалификации, профессиональная компетентность, последипломное педагогическое образование, краудсорсинг, сетевое сообщество, дистанционное обучение.

© Ивашнёва С.В., 2014

Развитие педагогических интернет-сообществ стало одной из причин формирования и развития различных групповых форм неформального обучения. Среди распространенных форм особой популярностью пользуются разнообразные практико-ориентированные тренинги, мастер-классы, студии и т. д. В последнее время в связи с повышением квалификации достаточно активно используется термин «краудсорсинг». Различные аспекты использования краудсорсинга представлены в работах Джеффа Хау [7], А. Гапоненко [1], М.П. Концевого [3], О.С. Марченко1. Исследователи высоко оценивают перспективы использования краудсорсинга в системе образования, приводя в качестве примеров технологии Вики, коллективный дизайн футболок (сайт Shop Wall Art T-Shirts компании Threadles2), создание слоганов (Slogan Slingers3), решение проблемы очередей (Сбербанк4), PR-компании (Coca-Cola, Toyota, Budweiser и др.5), формирование стандартов работы управляющих советов школ Москвы6, однако возможности применения его в качестве технологии последипломного педагогического образования не изучены в достаточной мере.

Цель данной публикации - на основе анализа теории и практики определить возможности использования краудсорсинга для повышения профессиональной компетентности педагогических работников.

Иван Иллич, подвергая критике ценностные ориентации, лежащие в основе совре-

менной системы образования, отмечал, что «большинство людей приобретает свои знания в основном вне школы», а школьная система, вместо того чтобы уравнять жизненные шансы людей, монополизировала право на распределение возможностей между ними [2, с. 35]. Не соглашаясь с идеей автора об упразднении системы образования как таковой, считаем необходимым заметить, что данное утверждение частично отражает ситуацию в системе повышения квалификации педагогических работников, которая, на наш взгляд, обеспечивая массовость и нормативную периодичность обучения, не удовлетворяет в полной мере индивидуальные образовательные потребности и развитие профессиональной компетентности, поскольку все еще остается в рамках квалификационно-зна-ниевой парадигмы. Именно в ориентации на потребности конечных пользователей кроется

о сновная причина по степенного роста популярности разнообразных сетевых образовательных ресурсов, построенных на взаимодействии участников.

Термин «краудсорсинг» (англ. crowdsourcing, crowd - «толпа» и sourcing - «использование ресурсов») служит в первую очередь для обозначения передачи определенных производственных функций неопределенному кругу лиц с целью получения услуг, идей, контента, а также собственно процесса решения общественно значимых задач силами множества добровольцев, преимущественно координирующих свою

1 Марченко О.С. Інтелектуальний краудсорсинг як категорія інформаційного суспільства // Publishing house Education and Science s. r. o. URL: http://www.rusnauka.com/5_SVMN_2013/Economics/14_128321.doc.htm (дата обращения: 24.04.2013).

2 Threadless. URL: http://www.threadless.com (дата обращения: 10.03.2013).

3 Sloganslingers. URL: http://www.sloganslingers.com (дата обращения: 10.03.2013).

4 Очередей.нет! // Сбербанк-краудсорсинг. URL: http://www.sberbank21.ru/queue.html (дата обращения:

10.03.2013).

5 Мосс А. 12 крупных брендов, применявших краудсорсинг в 2012 году. URL: http://crowdsourcing.ru/article/12-big-brands-and-celebrities-that-crowdsourced-in-2012 (дата обращения: 10.03.2013).

6 Общественный договор. Стандарты работы управляющих советов школ Москвы. URL: http://gouo. crowdexpert.ru/ (дата обращения: 10.03.2013).

деятельность с помощью информационных технологий7.

Термин «краудсорсинг» неразрывно связан с именем Джеффа Хау8, который впервые использовал его в 2006 году. Основными областями применения краудсорсинга являются решение технологических, дизайнерских, социально-политических, экономических проблем, формирование банков данных, сбор и анализ информации и т. д. Обладая большим потенциалом не только с точки зрения эффективности решения поставленной задачи, но в качестве средства развития компетентности каждого из участников, краудсорсинг привлек внимание педагогов и исследователей как технология обучения. Анализ актуальных и реализованных проектов, научной литературы, а также представленный в работе М.П. Концевого [3] перечень признаков образовательного краудсорсинга позволили сделать вывод о том, что основными отличительными признаками краудсорсинга как технологии повышения уровня компетентности педагогических работников являются:

- использование краудсорсинга как дополнительной практико-ориентированной формы обучения;

- добровольность и массовость участия;

- актуальность предложенной задачи;

- создание в результате обучения законченного, абсолютно нового общественно востребованного продукта;

- формирование новой системы оценивания учебных достижений с использованием внешнего транспарентного образовательного контроля сообщества и самоконтроля с целью обеспечения признания (валидации) результатов полученного образования и ответственности обучаемого;

- социализация в высокотехнологичных сетевых (в т. ч. и мультиязычных) сообществах;

- возможность органичной интеграции в решение образовательных задач с учреждениями формального образования;

- подтверждение самоценности и необходимости образования на протяжении всей жизни.

Эффективность краудсорсинга, как указывает ТФ. Палей [4, с. 140-142], бывает креативной (количество новых идей), коммерческой (сэкономленные средства в результате внедрения предложений), стоимостной (рост стоимости бренда), временной (сокращение времени, потраченного на сбор данных), ресурсной (экономия ресурсов), пространственной (географическая экспансия). Исследователи отмечают, что краудсорсинг имеет не только преимущества, но и определенные недостатки. Связаны эти недостатки, по мнению корпоративных клиентов и организаторов краудсор-синговых кампаний, с низкой эффективностью (до 10 % коммерчески успешных решений), невозможностью управлять сроками выполнения работ, зависимостью сроков и качества окончательного интеллектуального продукта от количества участников9. Несмотря на указанные недостатки, имеющие значение для корпоративных клиентов, коммерческая ценность продукта, полученного в результате использования краудсорсинга в системе ППО, не является конечной целью, а задачи по управлению сроками вполне решаемы даже в рамках рекламных коммерческих акций.

Применение краудсорсинга в системе повышения квалификации педагогических работников имеет ряд отличительных особенностей. В первую очередь, образовательный краудсорсинг позволяет педагогическим работникам освоиться в новой социальности «детей цифровой эры» [5]. Кроме того, основанная на должностном и квалификационном подходе система повышения квалификации педагогиче-

7 Dictionary and Thesaurus. URL: http://www.merriam-webster.com/dictionary/crowdsourcing (дата обращения:

10.03.2013).

8 Howe J. The Rise of Crowdsourcing. URL: http://www.wired.com/wired/archive/14.06/crowds.html (дата обращения: 10.03.2013).

9 Мосс А. 12 крупных брендов, применявших краудсорсинг в 2012 году...

ских работников способствует определенной профессиональной изоляции педагогических работников в рамках преподаваемого предмета и занимаемой должности, что исключается при использовании краудсорсинга, изначально имеющего проблемный межпредметный, неформальный характер. Участники повышения квалификации являются в определенной степени экспертами в сфере образования, что дает дополнительные преимущества полученному результату. Дополнительным аргументом в пользу включения краудсоргинга в перечень используемых форм повышения квалификации педагогических работников являются требования к ИКТ-компетентности учителей, изложенные в международных документах. В частности, содержание целого ряда модулей (ТЬ.6, КО.6, К5.6)10 предполагает наличие определенного опыта работы в сетевых сообществах и создание новых знаний.

Результатом сетевого взаимодействия педагогических работников в рамках повышения квалификации с использованием краудсорсинга может быть создание различных интеллектуальных продуктов: решение определенной проблемы, инновационная идея, педагогическая технология или ее модификация, создание справочника, учебника, новой образовательной услуги и технологии ее продвижения на рынке образовательных услуг. По мнению О.С. Марченко11, краудсорсингу, направленному на привлечение, комбинацию и использование главного ресурса информационного общества - знаний, - присущ синергетический эффект: приумноженный результат интеллектуального сотрудничества носителей неявных знаний. Данная особенность отмечается исследователями рефлексивного развития компетентности в совместном творчестве А.В. Растянниковым, С.Ю. Степановым и Д.В. Ушаковым [6], которые подчеркивали важную роль рефлексии в процессе коллективного решения проблемы. Благодаря этим особенно-

стям указанные ранее недостатки в значительной мере нивелируются при использовании краудсорсинга как дополнительной формы повышения квалификации.

При этом важным аспектом остается выбор темы или проблемы для коллективного решения и системы оценивания, поскольку традиционная система оценок неприменима в случае использования краудсорсинга. Процесс оценивания эффективности предложенного решения конкретной проблемы и деятельности каждого участника должен быть организован по специальным формам для само- и взаимооценивания с учетом графика прохождения так называемых контрольных точек.

Таким образом, необходимыми условиями эффективности краудсорсинга в ППО являются:

- выявление образовательных потребностей слушателей;

- создание эффективного сетевого ресурса;

- формирование системы само- и взаимоо-ценивания;

- использование рефлексии для развития компетентности;

- определение актуальных педагогических и методических проблем, требующих первоочередного решения;

- определение требований к конечному продукту;

- определение «контрольных точек» и временных рамок.

Перечень этих условий требует дальнейшего изучения и уточнения, поскольку основан на анализе проведенных опросов и опыта использования повышения профессиональной компетентности специалистов в различных сферах народного хозяйства и не отражает в полной мере практику использования педагогическими работниками.

На основании анализа научной литературы и практики использования краудсорсинга для

10 Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. Paris, 2011. 108 c.

11 Марченко О.С. Інтелектуальний краудсорсинг як категорія інформаційного суспільства...

решения различных задач можно сделать вывод о возможности применения краудсорсинга в целях организации продуктивной интеллектуальной коллективной сетевой деятельности, направленной на решение практических задач. Именно эта отличительная особенность позволяет оптимизировать его с целью использования в качестве образовательной технологии, направленной на совершенствование профес-

сиональной компетентности педагогических работников, формировать гетерогенные межпредметные группы с целью решения практических задач. Использование краудсорсинга в повышении квалификации педагогических работников возможно при соблюдении выявленных условий, уточнению и систематизации которых должны быть посвящены дальнейшие исследования данной проблематики.

Список литературы

1. Гапоненко А. Современный рынок знаний: понятие, участники, формы // Проблемы теории и практики управления. 2010. № 6. С. 55-64.

2. Иллич И. Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир (фрагменты из работ разных лет). М., 2006. 160 с.

3. Концевой М.П. Краудсорсинг в неформальном образовании. URL: http://www.openclass.ru/node/309646 (дата обращения: 10.03.2013).

4. Палей Т. Ф. Краудсорсинг как средство повышения эффективности системы управления вузом и инфраструктурного развития // Проблемы современной экономики (II): материалы междунар. заоч. науч. конф., г. Челябинск, 20-23 октября 2012 года. Челябинск, 2012. С. 140-142.

5. Палфри Дж., Гассер У. Дети цифровой эры. М., 2011. 368 с.

6. Растянников А.В., Степанов С.Ю., Ушаков Д.В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве. М., 2002. 320 с.

7. ХауДж. Краудсорсинг. Коллективный разум как инструмент развития бизнеса. М., 2012. 288 с.

References

1. Gaponenko A. Sovremennyy rynok znaniy: ponyatie, uchastniki, formy [The Modern Knowledge Market: Its Notion, Participants, and Forms]. Problemy teorii ipraktiki upravleniya, 2010, no. 6, pp. 55-64.

2. Illich I. Osvobozhdenie ot shkol. Proportsional’nost’ i sovremennyy mir: (fragmenty iz rabot raznykh let) [Deschooling Society. Proportionality and the Modern World: (Excerpts from Works of Various Years)]. Moscow, 2006. 160 p.

3. Kontsevoy M.P. Kraudsorsing v neformal’nom obrazovanii [Crowdsourcing in Informal Education]. Available at: http://www.openclass.ru/node/309646 (accessed 10 March 2013).

4. Paley T.F. Kraudsorsing kak sredstvo povysheniya effektivnosti sistemy upravleniya vuzom i infrastrukturnogo razvitiya [Crowdsourcing as a Means of Increasing the Efficiency of the University Management and Infrastructural Development]. Problemy sovremennoy ekonomiki (II): materialy mezhdunar. zaoch. nauch. konf. [Issues of Modern Economics (II): Proc. Int. Sci. Conf.]. Chelyabinsk, 2012, pp. 140-142.

5. Palfrey J., Gasser U. Born Digital: Understanding the First Generation of Digital Natives. New York, 2008 (Russ. ed.: Palfri Dzh., Gasser U. Deti tsifrovoy ery. Moscow, 2011. 368 p.).

6. Rastyannikov A.V., Stepanov S.Yu., Ushakov D.V. Refleksivnoe razvitie kompetentnosti v sovmestnom tvorchestve [Reflexive Competence Development in Creative Teamwork]. Moscow, 2002. 320 p.

7. Howe J. Crowdsourcing: Why the Power of the Crowd Is Driving the Future of Business. New York, 2009 (Russ. ed.: Khau Dzh. Kraudsorsing. Kollektivnyy razum kak instrument razvitiya biznesa. Moscow, 2012. 288 p.).

Ivashneva Svetlana Vladimirovna

Far Eastern Federal University (Vladivostok, Russia)

THE PROSPECTS OF USING CROWDSOURCING FOR TEACHERS’ PROFESSIONAL DEVELOPMENT

The paper deals with certain aspects of organizing teachers’ advanced training and their professional development. The recent decades have seen a rise in information technology, allowing us to use various forms of professional development, including those in informal education. The educational market offers a variety of free and paid courses for teachers. The term crowdsourcing was introduced in 2006 and has been gradually expanding its scope of application and, as a consequence, its content. Generally meaning a process of problem-solving by soliciting contributions from amateurs, crowdsourcing is gradually gaining acceptance as a technology of collective intellectual product, resulting in a new generation of educational technology based on Web 3.0. This paper studies the use of crowdsourcing in other spheres and analyzes its advantages and disadvantages. The author examines the prospects of using this technology for teachers’ professional development and comes to the conclusion that certain conditions have to be observed, such as: assessment of students’ learning needs; an efficient network resource; a system of self- and mutual evaluation; use of reflection for competence development; identification of urgent pedagogical and methodological problems; definition of end product requirements, “control points” and time frames.

Keywords: professional development, professional competence, advanced teacher education, crowdsourcing, network, distance learning.

Контактная информация: адрес: 690950, г. Владивосток, ул. Суханова, д. 8;

e-mail: ivashnova@mail.ru

Рецензент - Дружинина М.В., доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой профессиональной лингводидактики института филологии и межкультурной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.