Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie. ru/ Том 7, №1 (2015) http://naukovedenie.ru/index.php?p=vol7-1 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/52EVN115.pdf DOI: 10.15862/52EVN115 (http://dx.doi.org/10.15862/52EVN115)
УДК 338.12.017
Сивакс Анна Николаевна
ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет»
Россия, Самара1 Старший преподаватель Кандидат экономических наук E-mail: [email protected]
Краудсорсинг как способ оптимизации функционирования предприятий
1 443106, г.Самара, пр.Карла-Маркса, д.478, кв.218. 1
Аннотация. Актуальность выбранной темы исследования обусловлена современным состоянием рынка и все более возрастающими требованиями, предъявляемыми к компаниям. Современные организации должны оставаться стабильными, успешными и конкурентоспособными. Краудсорсинг является одним из способов оптимизации функционирования предприятий.
В настоящее время происходит внедрение краудсорсинга во многие сферы жизнедеятельности человека: бизнес, искусство, медицину, науку и т.д. Однако вопросы применения краудсорсинга в научной литературе исследованы недостаточно полно, что отражает важность выбранной темы исследования.
В данном исследовании была определена взаимосвязь двух современных управленческих приемов: аутсорсинга и краудсорсинга, которая показана логически вытекающим продолжением одного инструмента менеджмента из другого, представлено авторское определение аутсорсинга. Новизна исследования отражена в результатах проведенного сравнительного анализа аутсорсинга и краудсорсинга. Автором выявлены родственные признаки и различия, по каждому отличительному признаку дана характеристика, отражающая специфику использования каждого из способов оптимизации деятельности предприятия. Были проанализированы существующие определения краудсорсинга и дано собственное авторское определение. В настоящем исследовании представлен механизм краудсорсингового проекта, определены его участники. В результате проведенного исследования были выявлены преимущества использования краудсорсинга как для крупных компаний и предприятий среднего и малого бизнеса, так и для самих участников краудсорсинговых проектов. Данное исследование расширяет знания о сущности, значении и преимуществах применения краудсорсинга на предприятиях с целью повышения конкурентоспособности и оптимизации их функционирования.
Ключевые слова: Аутсорсинг; краудсорсинг; краудсорсинговый проект; краудсорсинговые ресурсы; менеджмент; инструменты менеджмента; оптимизация функционирования; преимущества краудсорсинга; механизм краудсорсинга; участники краудсорсинговых проектов.
Ссылка для цитирования этой статьи:
Сивакс А.Н. Краудсорсинг как способ оптимизации функционирования предприятий // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №1 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/52EVN115.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862/52EVN115
Для наиболее продуктивного функционирования в современных рыночных условиях компаниям необходимо соответствовать меняющимся запросам потребителей, изменять свой имидж, разрабатывать и предоставлять все более усовершенствованный продукт. В поисках нестандартных, творческих решений руководители многих компаний все чаще используют краудсорсинг. В настоящий момент краудсорсинг находится на пути становления и активного развития своего содержания. Преимущества использования нового способа ведения бизнеса дают толчок развитию не только конкретным предприятиям, но регионам, и государству в целом.
Краудсорсинг проникает во все сферы жизнедеятельности человека: кино, образование, наука, производство, высокие технологии и многое другое. [1]
Краудсорсинг - это логичное продолжение движения менеджмента от инсорсинга через аутсорсинг к новому, более современному и более уважительному к потребителю этапу развития систем управления поведением фирм на рынке.
Современное определение аутсорсинга можно сформулировать следующим образом: оптимизация деятельности и сокращение издержек предприятия или организации на базе концентрации на основных сферах деятельности и передачи вторичных или непрофильных операций исполнителям других организаций. Проанализировав имеющиеся трактовки понятия «аутсорсинг», автором сделан вывод, что аутсорсинг - это элемент стратегии управления компанией, заключается концентрации усилий на основных видах деятельности и передачи второстепенных (непрофильных), но функционально-необходимых бизнес-процессов и бизнес-функций во внешнее управление и ведение специализированным компаниям с целью оптимизации деятельности, снижения издержек и повышения конкурентоспособности предприятия.
В современных условиях аутсоринг известен повсеместно и применяется в российской предпринимательской практике чаще всего в области бухгалтерского учета, информационных технологий и систем, клининговых, переводческих, транспортных, рекламных услуг [2].
Аутсорсинг - наиболее быстро развивающийся метод оптимизации ресурсов при построении и эксплуатации логистических систем в различных областях деятельности.
Аутсорсинг это модель предпринимательства, которая обеспечивает дополнительные конкурентные преимущества. Компании-аутсорсеры имеют большой опыт решения аналогичных задач, и у заказчика появляется возможность использования высококвалифицированного персонала. Качество функций переданных на ауторсинг намного улучшается. При аутсорсинговом характере взаимоотношений часто привлекаются сотрудники клиентов. У многих средних российских предприятий отсутствуют возможности и ресурсы для развития и использования современных технологий и знаний. Невозможно профессионально быть в курсе дела в постоянно меняющемся мире компонентов, технологий проектирования, применения материалов - лучше поручить эту работу специалистам [3].
Впервые термин «краудсорсинг» использовал Jeff Howe в 2006 году в статье в журнале Wired, им было охарактеризовано явление и дано определение этому термину. В данной статье Jeff Howe определял краудсорсинг как способ применения труда людей, готовых к работе, компаниями, работающими в различных сферах профессиональной деятельности с целью использования интеллекта и творческого потенциала людей. [4]
Термин краудсорсинг - составлен из двух английских слов: crowd, что в переводе означает толпа, и sourcing - использование ресурсов. То есть это процесс передачи каких-либо функций или операций некоторому кругу лиц, за пределы компании, решение поставленных задач силами добровольцев, используя информационные технологии. Под словом толпа может
пониматься любое количество участников незнакомых или анонимных, используемых в данных работах.
Краудорсинг, как одно из направлений развития аутсорсинга имеет схожие характеристики с ним.
Несмотря на схожесть двух определений в основном содержании о передачи второстепенных функций за пределы компании, эти два направления имеют существенные отличия друг от друга.
Таблица 1.
Отличия аутсорсинга и краудсорсинга2
Признак Аутсорсинг Краудсорсинг
Юридическое сопровождение Заключается договор об оказании аутсорсинговых услуг Без оформления трудовых и иных договоров
Лица, выполняющие переданные функции Определенный круг лиц Неопределенный круг лиц
Специализация компаний или лиц, выполняющих работы Специализированная организация, которая выполняет конкретную работу Могут участвовать люди, не имеющие отношения к данному виду деятельности
Оплата выполненных работ, услуг Фиксированная оплата услуг Чаще всего не оплачивается
Решение спорных вопросов Возможно совместное принятие решений Принятие решений лежит на компании-организаторе
Ответственность за результаты работ Полностью несет организация-аутсорсер Несет организация, передающая функции на краудсосринг
Результаты проведенных работ Известны примерные варианты результатов Неизвестны результаты (результаты могут быть каким угодно)
Современное общество сформировало несколько определений понятия краудсосрсинга:
• «вовлечение множества людей в совместную деятельность, передача определенных производственных функций неопределенному кругу лиц на основании публичной оферты, не подразумевающей заключение трудового договора;
• направление, создаваемое в расчете на предполагаемое желание потребителей бесплатно или за небольшую цену поделиться своими идеями с команией, исключительно из интереса увидетьэти идеи воплощенными в производстве»3;
• способ получения новых интересных идей, решений поставленных задач при помощи привлечения не профессиональных сотрудников компании, а сторонних
2 Составлено автором.
3 Интернет журнал «как работают вещи» для любознательных и любопытных. Словарь «политика, юриспруденция, право». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://iknowit.ru/words/word120627.html
людей, чаще всего онлайн-сообществ с целью содействия в работе компании над каким-либо вопросом, проектом;
• модель поиска решения актуальных проблем с помощью неопределенного круга лиц.
Автор предлагает рассматривать краудсорсинг как способ оптимизации функционирования предприятий при помощи использования и внедрения идей сторонних участников на добровольной основе для решения актуальных вопросов развития организации или направления ведения бизнеса, а так же повышения эффективности логистической системы в целом.
Участниками краудсорсингового проекта образуется сообщество, состоящее из неограниченного круга лиц, которые независимо от возраста, статуса или профессиональной деятельности предлагают варианты решений поставленной проблемы. Затем определенная группа ответственных лиц выбирает самое ценное предложение.
Краудсорсинг - относительно новый инструмент развития предприятий, особенно для российского рынка, но уже успевший зарекомендовать себя как эффективное средство достижения целей. Использовать этот новый инструмент стало возможно благодаря появлению краудсорсинговых ресурсов - интернет-площадок, формируемых для сбора и анализа большого количества идей и предложений. Такие площадки уже есть на западе, а сейчас появляются и в России. [5]
Сбербанк входит в число первых компаний в России, внедрившие краудсорсинговые принципы в бизнес-процессы. В настоящее время запущена краудсорсинговая площадка, являющаяся постоянно работающей и предлагающей всем желающим сотрудникам банка, а так же клиентам участие крауд-проектах, с целью использования в дальнейшем творческого потенциала знаний большой аудитории. Сотрудники отслеживают входящие потоки информации и генерируют полезные идеи. Самые интересные развивают, дорабатывают и реализуют. [6]
В государственном управление так же повсеместно начинается использование краудсорсингового механизма. Примером такого использования можно назвать проект Белгородской области «Народная экспертиза», описанный автором статьи Роговой А.В. Органы власти принимают во внимание мнения, требования, предложения населения, в связи с чем решения становятся более эффективными в управленческом плане. [7]
Опыт западных компаний показывает, что аудитория охотно соглашается участвовать в краудсорсинговых проектах. Действительно, большинству из нас часто приходят в голову гениальные идеи, но зачастую они так и не реализуются. Для творческого человека, способного креативно мыслить и выдавать нестандартные решения, краудсорсинговая площадка -идеальное место для обсуждения идей и сотрудничества с заинтересованными людьми. Сами клиенты, участвуя в краудорсинговых проектах, разрабатывают или модифицируют продукт «под себя» - продукт, становится более ориентированным на конечных потребителей. Краудсорсинг позволяет максимально корректировать развитие бизнеса, используя минимальные финансовые вложения в развитие.
Идея краудсорсинга заключается в использовании коллективного разума, ведь совместная работа большого количества людей, объединенных одной общей идей намного продуктивнее чем даже одного гениального человека. Краудсорсинг дает возможность компаниям использовать знания и навыки людей, желающих участвовать в проекте независимо от их места нахождения и при этом сэкономить. Заказ тех же решений у профессионалов может стоить на порядок больше, а результат может быть хуже, чем при подобном мозговом штурме. [8]
Краудсорсинг, как способ оптимизации функционирования приносит компаниям неоспоримые преимущества:
1. Недорогой инструмент развития или оптимизации функционирования;
2. Простота внедрения (с помощью сайта или социальных сетей);
3. Возможность создания глобального продукта.
4. Доступ к результатам труда неограниченной аудитории;
5. Происходит узнаваемость компании, торговой марки, продукта;
6. Использование талантливых кадров;
7. Использование нестандартных источников инновационных идей;
8. Привлечение авторитетных экспертов;
9. Использование идей и информации неограниченного круга лиц;
10. Передача задания сотрудников большому числу лиц.
Современные компании от использования краудсорсинга могут получить финансовые и прочие выгоды [9].
Рис. 1. Финансовые и прочие выгоды краудсорсинга4
4 Составлено автором. 6
В современных технологий связи, интернета, социальных сетей внедрение принципов краудсорсинга становится возможным и для предприятий малого бизнеса. Необходимую информацию стало возможным собирать использую систему обратной связи с клиентами компаний, отношения с которым уже налажены. Используются и проводятся всевозможные акции, которые позволяют относительно быстро и недорого получить важные сведения. Одновременно собственник малого бизнеса сможет решать несколько поставленных задач: 1.Снижать затраты, связанные с поиском решения тех или иных задач организации, 2. Список вариантов, возможных к использованию для решения поставленной задачи значительно шире, 3. Со стороны клиентов будет проявляться наибольший интерес к компании, продукции или услугам.
Акции, связанные с использованием каудсорсинга можно проводить совместно с рекламными кампаниями, что приведет к увеличению интереса со стороны потенциальных и существующих клиентов, а так же проведение запланированных рекламных акций с включением в них краудсорсинговых направлений, что повысит так же эффект и от рекламной кампании.
Участники краудсорсинговых проектов могут получить следующие преимущества:
• проявить и представить креативные идеи;
• реализовать свои возможости и использовать накопленные знания;
• получить призы или денежное вознаграждение;
• эксперты могут повысить свой статус в профессиональном сообществе.
По мнению Голубева Е.В. существует два типа мотиваций для участия желающих в краудсорсинговых проектах: материальный и нематериальный. В своей статье Голубев Е.В. отражает, что механизм мотивации в краудсорсинге входит в состав ключевых элементов от которых может зависеть эффективность и используемость проектов. [10]
Использование краудсорсинга и внедрение в деятельность компаний краудсорсинговых проектов с целью повышения эффективности логистических систем является общемировой тенденцией. Стремление успешно вести предпринимательскую деятельность и повышать уровень конкурентоспособности заставляет руководство компанией искать и применять новые формы управления бизнесом и новые способы внедрения инноваций. Краудсорсинг как направление развития инновационной активности может стать способом реализации экономических и иных гражданских инициатив. Креативные идеи людей могут быть использованы в развитии предприятий с целью повышения оптимальности функционирования предприятия, создания новых товаров, продуктов и повышения эффективности логистических систем в целом.
Выводы
В работе определены основные преимущества использования краудсорсинга для крупных корпораций и собственников малого бизнеса, представлены финансовые и качественные выгоды. Проанализированы и выявлены сходства и ключевые различия двух современных инструментов менеджмента. Каждый отличительный признак поучил сравнительную характеристику. Аутсорсинг является известным способом снижения издержек и концентрации на основных функциях предприятия, в то время как краудсорсинг находится на пути своего становления и активного внедрения в процессы Российских компаний. Новизна данного способа оптимизации функционирования предприятий отражена в данном исследовании. Установлено место краудсорсинга как следующего по развитию за аутсорсингом. Определены участники краудсорсинговых проектов и сущность краудсорсинговых ресурсов. Внедрение принципов краудсорсинга позволит активнее использовать систему обратной связи с клиентами, вовлекая их в процесс создания конечного продукта и получать дополнительные преимущества деятельности предприятий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Портал крауд-сервисов/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://crowdsourcing.ru/cat/4).
2. Шеянова А.Н. Аутсорсинг: возможность или необходимость // Вестн. молодых ученых Самар. гос. экон. ун-та. 2006. №1(13). С. 252-258.
3. Шеянова А.Н., Носков С.В. Методика оценки эффективности аутсорсинга на предприятии // Вестн. Самар. гос. экон. ун-та. 2006. № 5 (23). С. 86-90.
4. Jeff Howe. The Rise of Crowdsourcing // Wired. 2006. Iss. 14.06.[Электронный ресурс].
— Режим доступа: URL: http://archive.wired.com/wired/archive/14.06/crowds.html
5. Официальный блог краудсорсинг-провайдера, компании «Witology» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://www.blog.witology.com
6. Материалы открытой площадки краудсорсинговых проектов ОАО «Сбербанк России». Краудсорсинг в Сбербанке. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://smb.sberbank21.ru/sbercrowd
7. Рогова А.В. Краудсорсинг как инструмент социально-экономического развития региона // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 5; [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: www.science-education.ru/111-10531 (дата обращения: 28.01.2015).
8. Хау Дж. Краудсорсинг: Коллективный разум как инструмент развития бизнеса: пер. с англ. М.: «Альпина Паблишер», 2012. 288с.
9. Сивакс А.Н. Краудсорсинг как средство повышения эффективности деятельности предприятий. // Материалы 13-ой Международной научно-практической конференции «Проблемы развития предприятий: теория и практика». Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-та, 2014.
10. Голубев Е.В. Краудсорсинговый проект, как система: необходимые элементы, их взаимосвязь, ограничения и способы преодоления//Интернет-журнал «Науковедение», 2014 №5 (24) [Электронный ресурс]-М.: Науковедение, 2014 -.Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/56EVN514.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.
Рецензент: Сосунова Лильяна Алексеевна, зав.кафедрой маркетинга и логистики, , института коммерции, маркетинга и логистики ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет», профессор, д.э.н.
Sivaks Anna Nikolaevna
Samara State University of Economics
Russia, Samara E-mail: [email protected]
Crowdsourcing as a way of enterprises functioning optimization
Abstract. Relevance of the chosen research subject is caused by current market condition and more increasing requirements imposed to the companies. Modern organizations are to remain stable, successful and competitive. Crowdsourcing is one of enterprises functioning optimization ways.
Now there is a crowdsourcing introduction into different person activity spheres: business, art, medicine, science, etc. However in scientific literature issues of crowdsourcing application are researched insufficiently that reflects the importance of the chosen research subject.
In this research the interrelation of two modern administrative approaches was defined: outsourcing and crowdsourcing which is represented by logical continuation of one management instrument from another, author definition of outsourcing is presented. Research novelty is reflected in the results of carried-out outsourcing and crowdsourcing comparative analysis. The author revealed related signs and distinctions, the characteristic reflecting use specific of each enterprise activity optimization way is given on each distinctive sign. The existing crowdsourcing definitions were analysed and author definition is given. In real research the crowdsourcing project mechanism is presented, its participants are defined. As a result of conducted research crowdsourcing application advantages were revealed both for large companies, medium and small business enterprises, and for crowdsourcing projects participants. This research expands knowledge of essence, value and advantages of crowdsourcing application at the enterprises to increase their competitiveness and functioning optimization.
Keywords: outsourcing; crowdsourcing; crowdsourcing projects; crowdsourcing resources; management; management tools; functioning optimization; crowdsourcing advantages; crowdsourcing mechanism; crowdsourcing projects participants.
REFERENCES
1. Portal kraud-servisov/ [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: URL: http: // crowd sourci ng.ru/cat/4).
2. Sheyanova A.N. Autsorsing: vozmozhnost' ili neobkhodimost' // Vestn. molodykh uchenykh Samar. gos. ekon. un-ta. 2006. №1(13). S. 252-258.
3. Sheyanova A.N., Noskov S.V. Metodika otsenki effektivnosti autsorsinga na predpriyatii // Vestn. Samar. gos. ekon. un-ta. 2006. № 5 (23). S. 86-90.
4. Jeff Howe. The Rise of Crowdsourcing // Wired. 2006. Iss. 14.06.[Elektronnyy resurs].
— Rezhim dostupa: URL: http://archive.wired.com/wired/archive/14.06/crowds.html
5. Ofitsial'nyy blog kraudsorsing-provaydera, kompanii «Witology» [Elektronnyy resurs].
— Rezhim dostupa: URL: http://www.blog.witology.com
6. Materialy otkrytoy ploshchadki kraudsorsingovykh proektov OAO «Sberbank Rossii». Kraudsorsing v Sberbanke. [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: URL: http: // smb.sberbank21.ru/sbercrowd
7. Rogova A.V. Kraudsorsing kak instrument sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya regiona // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2013. № 5; [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: URL: www.science-education.ru/111-10531 (data obrashcheniya: 28.01.2015).
8. Khau Dzh. Kraudsorsing: Kollektivnyy razum kak instrument razvitiya biznesa: per. s angl. M.: «Al'pina Pablisher», 2012. 288s.
9. Sivaks A.N. Kraudsorsing kak sredstvo povysheniya effektivnosti deyatel'nosti predpriyatiy. // Materialy 13-oy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Problemy razvitiya predpriyatiy: teoriya i praktika». Samara: Izd-vo Samar. gos. ekon. un-ta, 2014.
10. Golubev E.V. Kraudsorsingovyy proekt, kak sistema: neobkhodimye elementy, ikh vzaimosvyaz', ogranicheniya i sposoby preodoleniya//Internet-zhurnal «Naukovedenie», 2014 №5 (24) [Elektronnyy resurs]-M.: Naukovedenie, 2014 -.-Rezhim dostupa: http://naukovedenie.ru/PDF/56EVN514.pdf, svobodnyy. - Zagl. s ekrana. - Yaz. rus., angl.