Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРАУДСОРСИНГА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМЫ'

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРАУДСОРСИНГА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конкуренция / туризм / краудсоринг / риски бизнеса / competition / tourism / crowdsourcing / business risks

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Минатуллаев Арслан Айнутдинович

В статье раскрываются проблемы обеспечения конкурентоспособности туристической фирмы. Рассматриваются возможные для использования различные стратегии по обеспечению конкурентоспособности. Более по-дробно рассмотрены группы инноваций в туризме механизм реализации инновационной стратегии. Определено содержание термина краудсоринг применительно к туристической сфере. Доказывается возможность при-менения краудсоринга для повышения конкурентоспособности туристи-ческих фирм Республики Дагестан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES TO USE CROWDSOURCING TO INCREASE THE COMPETITIVENESS OF A TRAVEL COMPANY

The article reveals the problems of ensuring the competitiveness of a travel company are revealed. Various strategies for ensuring competitiveness are considered, groups of innovations in tourism are considered in details. The mechanism for implementing an innovation strategy is considered, and the concept of the term crowdsourcing in the tourism sector is Defined. The pos-sibility of using crowdsourcing to increase the competitiveness of travel com-panies in the Republic of Dagestan is proved.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРАУДСОРСИНГА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМЫ»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

УДК 338.486 ББК 65.433

DOI 10.24411/2412-2025-2020-10030

Минатуллаев Арслан Айнутдинович - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент», Дагестанский государственный университет народного хозяйства

Minatullaev Arslan Ainutdinovich - PhD in Economics, associate professor of the Department "Management", Dagestan State University of National Economy

ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРАУДСОРСИНГА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМЫ

OPPORTUNITIES TO USE CROWDSOURCING TO INCREASE THE COMPETITIVENESS OF A TRAVEL COMPANY

В статье раскрываются проблемы обеспечения конкурентоспособности туристической фирмы. Рассматриваются возможные для использования различные стратегии по обеспечению конкурентоспособности. Более подробно рассмотрены группы инноваций в туризме механизм реализации инновационной стратегии. Определено содержание термина краудсоринг применительно к туристической сфере. Доказывается возможность применения краудсоринга для повышения конкурентоспособности туристических фирм Республики Дагестан.

Ключевые слова: конкуренция, туризм, краудсоринг, риски бизнеса.

The article reveals the problems of ensuring the competitiveness of a travel company are revealed. Various strategies for ensuring competitiveness are considered, groups of innovations in tourism are considered in details. The mechanism for implementing an innovation strategy is considered, and the concept of the term crowdsourcing in the tourism sector is Defined. The possibility of using crowdsourcing to increase the competitiveness of travel companies in the Republic of Dagestan is proved. Keywords: competition, tourism, crowdsourcing, business risks.

В современных условиях глобализации экономики для выживания и обеспечения конкурентоспособности многие российские предприятия ищут, наряду с традиционными, новые методы и средства конкурентной борьбы. В своей повседневной деятельности предприятия опираются на идеи открытости, пиринга, доступа и умения делиться в глобальном масштабе. Туристическая отрасль занимает значительное место в мировой и отечественной экономике. В своей деятельности туристиче-

ские фирмы опираются на сетевое сотрудничество. Особенностью туристической деятельности как вида предпринимательства являются:

- выезды (путешествия) людей: в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства, на срок от 24 часов до 6 месяцев;

- совершение не менее 1 ночевки в развлекательных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, оплачиваемого из местного источника. Туристические услуги (бронирование гостиниц, туристско-экскурсионные услуги, товары туристско-сувенирного назначения и т.д.) являются невидимым товаром особого рода, цена которого зависит от сезонности и стратегического развития конечной точки путешествия.

В рыночных условиях хозяйствования между туристическими фирмами происходит конкурентная борьба за наиболее выгодные условия оказания туристических услуг. Основным содержанием этой конкуренции является борьба за потребителя-туриста. Конкурентоспособность туристической фирмы включает в себя параметры количества, качества и цены туристической услуги и она зависит в основном от профессионализма менеджера. Система показателей конкурентоспособности туристической фирмы формируется на базе трех групп параметров:

- технические (надежность транспортных средств, технологичность оказываемых услуг, эргономичность и экологичность гостиничных услуг);

- экономико-коммерческие (условия оказания услуг, цена и себестоимость);

- нормативно-правовые (патенты, нормативы, стандарты).

Для достижения необходимого уровня показателей конкурентоспособности менеджмент туристической фирмы разрабатывает и реализует следующие стратегии конкурентоспособности:

- патиентная стратегия, которая ставит своей целью завоевание и удержание относительно узких рыночных ниш, в пределах которых реализуются эксклюзивные туристские услуги специального предназначения и довольно высокого качества;

- при реализации эксплерентной стратегии конкурентные преимущества достигаются за счет осуществления технологических инноваций. В результате на рынок поставляются новые туристские услуги;

- виолентная стратегия - это массовое оказание туристических услуг приемлемого для потребителя качества при низких издержках;

- при коммутантной стратегии удовлетворяются быстро изменяющиеся кратковременные нужды потребителей в туристских услугах;

- целями стратегии снижения себестоимости являются низкая себестоимость и низкая цена туристической услуги;

- стратегия сегментирования рынка ориентирует туристические фирмы на оказание туристических услуг по комплексности и содержанию для каждого сегмента рынка;

- стратегия своевременного реагирования на потребности рынка направлена на опережение конкурентов по времени за счет мобильной системы управления;

- стратегия внедрения инноваций предусматривает работу в новой рыночной нише, в которой отсутствуют конкуренты. К инновациям в туризме относятся разработка и создание новых туристических маршрутов и проектов, внедрение которых снизит безработицу и улучшит материальное благополучие.

Инновации в туризме - это внедренные на рынке усовершенствованные услуги интеллектуальной деятельности человека, которые:

- обладают новыми потребительскими качествами;

- со временем станут объектом для нового совершенствования. Традиционные для туристкой сферы инновации можно разделить

на 3 группы (см. таблицу 1)

Таблица 1

Традиционные инновации туристической отрасли и их назначение

№ Виды инноваций Предназначение

1 Технические Внедрение компьютерной техники во все сферы туризма, т.е. цифровизация туристической отрасли

2 Организационно -технологические Оказание новых видов услуг. Более эффективные формы обслуживания и организационные нормы труда

3 Управленческие Совершенствование внутренних и внешних связей туристической фирмы. Внедрение элементов новизны в функциональную и технологическую сферу управленческой деятельности.

Особенностью современного периода является внедрение в экономику, в том числе и в туристическую отрасль, компьютерной техники. Это, в свою очередь, облегчает работу с клиентами, так как становятся мобильными коммуникационные каналы. Туристам предлагают новые виды услуг, а также совершенствуется управление отраслью [4; 5].

Перед менеджментом туризма стоят задачи системного и непрерывного обеспечения конкурентоспособности туристической фирмы. Для выполнения данной стратегической задачи в начале проводится анализ состояния и условий конкурентной борьбы на рынке туристических услуг [2]. Анализ включает в себя рейтинг показателей конкурентоспособности, а также возможные способы ликвидации опасностей (см. таблицу 2).

Таблица 2

Анализ состояния конкурентной борьбы и возможных способов ликви-

дации опасностей туристической фирмы

№ Состояние и условия конкурентной борьбы Информационные источники для проведения рейтинга Способы ликвидации опасностей

1 Угрозы выхода на рынок новых конкурентов Интенсивность рекламы в соц. сетях неорганизованных туроператоров, а также реклама крупных туроператоров, которые не являются участниками данного сегмента рынка Укрепление имиджа туристической фирмы; активность налоговых органов по постановке на учет неорганизованных туроператоров; внедрение инноваций и снижение себестоимости и цены туристических услуг

№ Состояние и условия конкурентной борьбы Информационные источники для проведения рейтинга Способы ликвидации опасностей

2 Рыночная сила и контроль условий сделки со стороны поставщиков Реклама и предложения логистических фирм и предприятий ресторанного и гостиничного бизнеса Встречные рекламные акции; акции по совместному укреплению имиджа

3 Рыночная сила и контроль условий со стороны покупателей Многоканальная реклама для различных сегментов туристических услуг Экономически обоснованные проработки рекламных акций, направленность акций на стратегическое сотрудничество

4 Конкуренция между турфирмами, уже укрепившимися на рынке Маркетинговые исследования по поиску сильных и слабых сторон у себя и у конкурентов Своевременные оперативные укрепления слабых сторон и укрепления сильных позиций

5 Угрозы со стороны неорганизованных туроператоров по предоставлению дешевых и низкокачественных услуг взамен предполагаемых качественных туруслуг Реклама в интернете и соцсетях Проведение антирекламы; всесторонняя оценка качества своих услуг и предоставление данной информации через рекламные каналы

Стратегия проведения конкурентной борьбы должна охватывать в комплексе различные ее состояния и условия [3]. В Республике Дагестан туристические фирмы могут реализовать различные стратегии по укреплению конкурентоспособности туристических фирм (см. таблицу

3).

Таблица 3

Возможные стратегии по укреплению конкурентоспособности туристи-

ческих фирм Республики Дагестан

№ Вид стратегии Краткое содержания Рекомендуемые сферы туризма

1 Снижение себестоимости Относительно низкая себестоимость и цена туристической услуги, которая обеспечивается относительно низким уровнем стоимости рабочей силы региона и высоким уровнем безработицы Экскурсионный, гастрономический, гостевой, паломнический

2 Дифференциация услуг Уникальность услуг, их относительно высокое качество и особые условия предоставления, которые связаны с уникальностью истории, традиции и географического разнообразия региона Все традиционные для региона туристические услуги

3 Сегментация рынка услуг Предоставление разновидностей туристических услуг для различных сегментов рынка. Для этого Разделение традиционных туруслуг в зависимости от качества, себестоимости и

№ Вид стратегии Краткое содержания Рекомендуемые сферы туризма

используются все возможности технологий производства и их предоставления цены

4 Внедрение инноваций Технико-технологическая и организационная подготовка по опережающему внедрению в деятельность туристической фирмы технических, организационно-технологических и управленческих инноваций Все традиционные для региона туристические услуги

5 Своевременное реагирование на рыночные потребности Мобильная и профессиональная система менеджмента, которая позволит опередить по времени конкурентов Спортивный, гостевой, гастрономический, экскурсионный

Все туристические фирмы в условиях жёсткой конкуренции ищут как традиционные, так и новые средства для повышения своей конкурентоспособности. Для российских предприятий одним из новых средств повышения конкурентоспособности является использование возможностей краудсорсинга. Более 300 лет назад британский парламент использовал данную услугу в коммерческих целях [1].

Применительно к туристической деятельности краудсорсинг означает привлечение к решению инновационных и производственных задач фирмы широкий круг потенциальных и реальных туристов для использования их творческих способностей, знаний и опыта. Иными словами, это способ организации туристических услуг, при котором главная задача по обеспечению конкурентоспособности разбивается на большое число маленьких задач, которые адресуются наряду с официальными исполнителями также широкой аудитории туристического сообщества. Краудсорсинг является одним из способов организации получения услуг на безвозмездной основе или за незначительные денежные средства. Это отличает его от аутсорсинга - возмездной финансовой схемы взаимодействия. Краудсорсинг является логичным продолжением развития менеджмента от аутсорсинга к более современному и более уважительному для туристического сообщества этапу развития систем управления поведением туристических фирм на рынке. В российской практике краудсорсинг использовали коммерческие банки в виде реализации платных проектов. Но эффективность этих проектов оказалась незначительной. Одним из факторов, обеспечивавших неэффективность этих услуг является отсутствие специалистов, обладающих данными компетенциями. В российских учебных заведениях таких специалистов не готовят. Услуги краудсорсинга в условиях Республики Дагестан могут быть востребованы в паломническом, гостевом, экскурсионном и гастрономическом туризме. Внедрение краудсорсинга может как повысить, так и снизить конкурентные преимущества компании. Это зависит от эффективности механизма внедрения и управления снижением следующих рисков:

- утечка конфиденциальной информации;

- манипуляция рейтингами со стороны участников;

- зависимость результатов от количества участников и их объективности;

- проблем мотивации участников краудсорсинговых проектов. При грамотном и системном подходе краудсорсинг позволит повысить конкурентный потенциал не только отдельных фирм, но и всей туристической отрасли.

Список литературы

1. Долженко, Р.А., Бакаленко, А.В. Перспективы использования крауд-сорсинга в практике бизнеса // Менеджмент в России и за рубежом. - №2. - 2018.- С. 102-109.

2. Минатуллаев, А.А. Разработка и формирование маркетинговой стратегии туристической компании // Материалы VI Международной научно-практической конференции: «Формирование туристического имиджа территорий Северного Кавказа. Анализ, практика, проблемы, перспективы». - Махачкала, ДГТУ, 2015.

3. Минатуллаев, А.А. Государственная поддержка инновационной деятельности в туризме // Материалы VI Международной научно-практической конференции: «Формирование туристического имиджа территорий Северного Кавказа. Анализ, практика, проблемы, перспективы». - Махачкала, ДГТУ, 2015.

4. Минатуллаев, А.А. Караева, А.М. Развитие спортивного туризма в республике // Материалы VI Международной научно-практической конференции: «Формирование туристического имиджа территорий Северного Кавказа. Анализ, практика, проблемы, перспективы». - Махачкала, ДГТУ, 2015.

5. Хабибулаев, Х.М. Алиева, Б.К. Инновации в паломническом туризме //Материалы VI Международной научно-практической конференции: «Формирование туристического имиджа территорий Северного Кавказа. Анализ, практика, проблемы, перспективы». - Махачкала, ДГТУ, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.