Научная статья на тему 'Возможности Интернета и границы его использования'

Возможности Интернета и границы его использования Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
742
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНВЕРГЕНЦИЯ / ИНТРАНЕТ / ЭКСТРАНЕТ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ШИРОТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПЕРЕЗАГРУЗКА / CONVERGENCE / INTRANET / EXTRANET / SECURITY / BREADTH OF USE / INFORMATION RELOAD

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Рыжов Максим Владимирович

Статья посвящена не описанию технических деталей, а дает основополагающие знания об Интернете. В ней рассматривается основы характеристики Интернета, технические аспекты и проблемные области в Интернете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPPORTUNITIES OF THE INTERNET AND LIMITS OF IT'S USE

Article is not concerned with to the description of technical details; it gives the basic knowledge about the Internet. Bases of the characteristic of Internet, technical aspects and problem areas in the Internet are considered in it.

Текст научной работы на тему «Возможности Интернета и границы его использования»

УДК 800:378.147

UDC 800:378.147

ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕРНЕТА И ГРАНИЦЫ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Рыжов Максим Владимирович аспирант

OPPORTUNITIES OF THE INTERNET AND LIMITS OF IT’S USE

Ryzhov Maksim Vladimirovich post-graduate student

Кубанский государственный аграрный университет, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia Краснодар, Россия

Статья посвящена не описанию технических деталей, а дает основополагающие знания об Интернете. В ней рассматривается основы характеристики Интернета, технические аспекты и проблемные области в Интернете.

Ключевые слова: КОНВЕРГЕНЦИЯ, ИНТРАНЕТ, ЭКСТРАНЕТ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ШИРОТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ИНФОРМАЦИОННАЯ ПЕРЕЗАГРУЗКА.

Article is not concerned with to the description of technical details; it gives the basic knowledge about the Internet. Bases of the characteristic of Internet, technical aspects and problem areas in the Internet are considered in it.

Key words: CONVERGENCE, INTRANET, EXTRANET, SECURITY, BREADTH OF USE, INFORMATION RELOAD.

Тому, кто сегодня собирается водить машину, достаточно знать принцип функционирования автомобиля. Ремонтировать его смогут только специалисты. Так и для пользователя Интернета намного важнее понять, что можно делать с его помощью, а не как он устроен.

Недостатки Интернета по количеству не уступают его достоинствам. Лишь немногое в Интернете централизованно, отрегулировано и заранее определено. В целом же царит хаос. В этом есть своя динамика и многообразие. В сети все связано со всем, и каждый может отовсюду, с любой географической точки запускать в Интернет свою собственную информацию.

Однако простого пользователя столь децентрализованное пространство может шокировать. Где найти то, что нужно? Не мешало бы упорядочить жизнь в виртуальном мире. К сожалению, не существует универсальной телефонной книги Интернета. Коммерческие предложения в Интернете приходят и уходят.

Давно уже говорят о мультимедийных средствах и о конвергенции мультимедийных сред. Разделенные до настоящего времени среды можно свести в одно целое, и в зависимости от целей - скомбинировать тексты, картины, аудио- и видео-материалы. Интернет не только мультимедиен,

кроме того, он приглашает пользователя еще к взаимодействию (рисунок 1).

Рисунок 1 - Конвергенция средств общения

Естественно, Интернет не может заменить общение «Тасе2Тасе» (лицом к лицу). Он способствует тому, чтобы сделать это общение более эффективным и более выгодным с точки зрения расходов.

Слияние информационных технологий и телекоммуникаций, включая и мобильную коммуникацию, делает мультимедийное общение возможным практически в любом месте. Вездесущность и повсеместность Сети стали достаточно популярными словами, однако это означает только то, что Интернет доступен всем и каждому. Самые различные технические устройства позволяют нам использовать Интернет. Мобильные телефоны третьего поколения являются первым шагом в этом направлении. Новые технологические возможности расширяют существующие организационные пространства. Возникает проблема сотрудничества, разделения задач и координации. Традиционное общение в большой степени зависит от географической близости. Интернет нам дает возможность общаться в любое время и в любом месте.

Взаимодействие можно измерить двумя категориями: временем и пространством.

■ Время: Взаимодействие может совершаться либо в одно и то же время (синхронно), либо в разное время (асинхронно).

■ Пространство: Кроме того, взаимодействие может совершаться в одном и том же месте (быть привязанным к определенному месту) или в разных местах (независимо от места) (рисунок 2).

Разное время Разное время

Одно место Разное место

язанс Л Одно время Одно время

ремг ни ж Wtf- Одно место Разное место

Привязано к месту В любом месте

Рисунок 2 - Коммуникация в любое время и в любом месте

Комбинация обоих измерений на простой матрице, состоящей из четырех полей, показывает спектр возможностей.

Интернет может быть охарактеризован как индивидуализированная медийная среда. В других средах коммуникации всегда необходимо принять решение: пользователь общается индивидуально с несколькими лицами или с

большим количеством лиц, получающих информацию (рисунок 3).

Рисунок 3 - Изобилие и досягаемость

Интернет - слуга двух господ. Способность Интернета к компромиссу консультанты Boston Consulting Group графически изобразили следующим образом:

В принципе, Интернет имеет глобальный охват, если только он не ограничен определенной целевой группой. Кроме того, поступающую информацию всегда можно адаптировать для конкретного пользователя с

Научный журнал КубГАУ, №40(6), 2008 года 4

учетом его индивидуальных предпочтений или потребностей в информации.

Тот, кто покупает себе в онлайновом режиме компании Amazon.de книжку из какой-либо тематической библиотечки (например, «Закупки и логистика»!, тот может одновременно получить предложение и по другим книгам той же серии. Amazon создает свое предложение на основе профиля клиентов и статистических данных о покупках других клиентов. Предложение выглядит примерно таким образом:

«Приветствую Вас, ГОСПОДИН Мюллер. Нажмите на этот значок, чтобы получить персонально для Вас подготовленные рекомендации», или: «Клиенты, которые приобрели данную книгу, купили также и эти книги».

Таким образом, например, можно узнать, что наряду с книгой «Закупки в Интернете» интересна и такая книга данной серии, как «Управление материальными группами и коопераций при закупках».

Интернет является универсальной средой, которая помогает общению и взаимодействию человека и машины.

■ Человек - человек: Интернет расширяет способы общения

человека с человеком. E-mail, чаты и видеоконференции пользуются огромной популярностью. Виртуальные встречи в Интернете дают людям с одинаковыми интересами возможность общаться на мультимедийном уровне.

■ Человек - машина: Через Интернет пользователи получают

доступ к удаленным компьютерным устройствам, как если бы они были

рядом. Все более широко применяется практика, когда предприятия предоставляют своим клиентам и поставщикам доступ с помощью Интернета к сервисным услугам в форме самообслуживания. Тем самым экономится время на ожидание в очередях.

■ Машина - машина: Интернет используется также для общения

между машинами. В будущем машины станут через Интернет напрямую «разговаривать» друг с другом, автоматически, без подключения к этому процессу человека. Миниатюризация технологии позволяет осуществить тотальный охват сетью - каждому компьютеру свой собственный веб-сервер.

Научный журнал КубГ АУ, №40(6), 2008 года 5

Установили также, что доля произнесенного слова в общем объеме общения снижается по сравнению с долей передаваемых данных. В дальнейшем ожидается значительный рост объемов общения по каналу «машина к машине».

Интернет представлен в разных вариантах, основанных на одной технологии, но различающихся по целям применения, группам и степени открытости:

■ Интернет является «сетью сетей», которая связывает миллионы компьютеров и пользователей по всему миру. Коммуникационный протокол, по которому компьютер обменивается информацией в Интернете - это TCP/IP. Интернет в отличие от других онлайновых услуг, организованных централизованно, имеет децентрализованную структуру. Каждый компьютер в Интернете является независимой единицей. Пользователи могут принимать самостоятельное решение, какую из служб в глобальной сети они будут ис-

пользовать для решения своих задач (рисунок 4).

Рисунок 4 - Интранет - Экстранет - Интернет

■ Интранет - внутренняя коммуникационная сеть предприятия, основанная на технологии Интернета. Доступ к Интранету ограничен только сотрудниками предприятия или организации. От внешнего мира (Интернета) Интранет отгорожен «пожарной стеной» (программа Firewall), которая препятствует неразрешенному доступу к внутренней сети. Для пользователей нет различий между работой в Иитранете и в Интернете. Интранет исполь-

Научный журнал КубГАУ, №40(6), 2008 года 6

зуется в том случае, когда необходимо сделать доступной информацию только внутри организации. В самом Интранете можно предпринять дальнейшую дифференциацию и определить, например, для кого какая информация может быть доступна.

■ Экстранет — обозначение для расширенного Интранета, который разрешает доступ внешним коммерческим партнерам к определенным областям информации. Для доступа в Экстранет внешние партнеры должны иметь действующее имя пользователя и пароль. Экстранет завоевывает все большую популярность, так как предоставляет простую возможность обмениваться информацией по цепочке создания стоимости с поставщиками, клиентами и удаленными партнерами.

Выражение «Nobody is perfect» (англ. - никто и ничто не совершенно) применимо также и к Интернету. Существенными проблемными областями здесь являются:

Как показывают результаты опросов, основная причина, по которой пользователи и предприятия воздерживаются от использования Интернета -безопасность. Во многих случаях этот аргумент в качестве алиби выставляют те, кто в действительности еще не ознакомился с возможностями Интернета.

Нельзя оспорить тот факт, что Интернет несет в себе Определенные риски с точки зрения безопасности. Но вместо того чтобы полностью отказываться от Интернета, нужно все риски проанализировать и на основе этого принять соответствующие защитные меры.

Кроме этого, аспект безопасности в Интернете затрагивает и следующие области:

■ Конфиденциальность: Вопрос о прослушивании ставится уже и в Европейском парламенте. Критике подвергаются Echelon и Carnivore -системы, с помощью которых служба безопасности США систематически отслеживает обмен данными в Интернете. Уже появились и случаи промышленного шпионажа. Методы кодирования должны обеспечивать

Научный журнал КубГ АУ, №40(6), 2008 года 7

большую конфиденциальность. Самыми популярными здесь являются так называемые методы кодирования Public Key.

■ Вирусы: Интернет - благодатная почва для компьютерных вирусов. В свое время вирус I love you парализовал систему электронной почты E-mail по всему миру и нанес (ущерб, исчисляемый в миллиардах. Применение вирусных сканеров, а также обучение пользователей является абсолютной необходимостью.

■ Хакеры: На многих предприятиях опасаются, что хакеры через Интернет внедрятся в системы и смогут отследить конфиденциальные данные. Очень часто появляются сообщения о том, что хакеры взломали систему, которая считалась надежно защищенной.

■ Зависимость: Настоящую сенсацию в прессе устроили так называемые Denial-of-Service-Attacks (англ. - отказ системы в результате проникновения злоумышленника), которые на долгие часы парализовали серверы знаменитых Интернет-фирм и явились причиной колоссальных финансовых крахов. Предприятия зависимы от постоянного наличия определенных услуг в сети и опасаются, что ее расширение сделает их более уязвимыми.

WWW часто расшифровывают с долей иронии, как World Wide Wait -Всемирная паутина подождет. Неудовлетворительная производительность веб-серверов и ограниченная широта использования, зачастую, ведут к долгим ожиданиям. Закупщики начинают нервничать, отмечая при этом, что они могли бы намного лучше и эффективнее использовать это время. Но дело не стоит на месте. В скором будущем новые технологии и телекоммуникационные сети должны предложить достаточно широкий спектр использования, например, видеоконференций. Поэтому уже сейчас необходимо иметь четкое представление о некоторых ограничениях:

■ Dark fiber - «Темное (неработающее) оптоволокно»:

Телекоммуникационные предприятия значительно расширили за последние годы свои сети и проложили тысячи километров оптоволоконных кабелей.

Научный журнал КубГАУ, №40(6), 2008 года 8

Высокая пропускная способность каналов передачи в большинстве случаев не востребована. Сегодня задействована лишь небольшая часть кабелей. Причина - большие расходы. Пуск кабеля в эксплуатацию стоит во много раз больше, чем его прокладка. Например, пуск в эксплуатацию всех имеющихся на сегодня мощностей сети мог бы стоить около 500 миллионов долларов США. Такими деньгами телекоммуникационная отрасль в настоящее время не располагает.

■ Last Mile - «Последняя миля»: Пока новые технологии будут введены в действие на всех территориях, пройдет определенное время.

Поэтому сейчас актуальна проблема так называемой «последней мили». На линии дальней связи в первую очередь осваиваются городские густонаселенные районы. Сельскохозяйственные территории часто отодвигаются на задний план. От этого страдают малые и средние предприятия, так как им тоже нужны простые, недорогие и надежные Интернет-решения.

■ Больше улиц - больше движения: Интернет еще можно сравнить с дорожным движением. Замечено, что расширение транспортных магистралей ведет к интенсивному дорожному движению, и проблемы с пропускной способностью возникают вновь. В подобный круговорот оказывается втянут и пользователь компьютера. Необходимо постоянно обновлять «железо» (Hardware), приобретая все более мощное с тем, чтобы новое программное обеспечение (Software могло работать с приличной скоростью.

■ Заграница: Не стоит ожидать, что телекоммуникационная инфраструктура где-нибудь еще, за исключением западных стран, будет поддерживаться на привычном уровне. При глобальных закупках необходимо реально оценивать возможности информационно-технической связи с поставщиками.

Насколько важна пропускная способность передачи на веб-сайтах, показывает следующее обязательное правило из сектора B2C.

Научный журнал КубГ АУ, №40(6), 2008 года 9

Если веб-сайт открывается в течение восьми секунд и более, 30 % клиентов теряют терпение и уходят на другой веб-сайт. Конечно, это непростительно, тем более для веб-сайта B2В (бизнес для бизнеса).

Сегодня мы живем в информационном обществе и находимся под влиянием мощного потока информации. Ее становится все больше, и обновляется она все быстрее. И это неизбежно снижает нашу способность к восприятию информации.

Интернет усугубляет эту проблему: появились такие разнообразные информационные предложения, как ежедневные и еженедельные новости, моментальное оповещение по каналам E-mail и SMS, тут же - нежелательная электронная реклама, так называемый Spam. Да и сам World Wide Web представляет собой источник неисчерпаемой информации. Предприятия жалуются уже на снижение производительности.

Вот почему необходимо знать, как правильно обращаться с массой информации и новыми техническими возможностями:

■ Персональные мероприятия: Большое значение имеет обучение сотрудников работе с новой информационной средой. Как эффективно искать информацию? Какая информация является существенной?

■ Технические вспомогательные средства: В распоряжении пользователей имеются и многочисленные виртуальные вспомогательные средства. Фильтры автоматически сортируют почту, поступившую по E-mail. Мощные поисковые системы дают хорошие результаты, если правильно определить критерии поиска. Будущее будет принадлежать интеллектуальному программному обеспечению, которое сможет выполнить заказ самостоятельно.

■ Организационные мероприятия: Хорошо проведенная

презентация и структуризация информации обеспечивают больше наглядности.

Научный журнал КубГ АУ, №40(6), 2008 года 1°

ВЫВОДЫ: Недостатки Интернета по количеству не уступают его

достоинствам. Однако простого пользователя столь децентрализованное пространство может шокировать. Для пользователя важнее понять, что можно делать с его помощью:

1. Немногое в Интернет динамично и централизовано, отрегулировано и заранее определено.

2. Делает общение более эффективным и более выгодным с точки зрения расходов.

3. Независим от времени и пространства.

4. Индивидуализированная медийная среда.

5. Среда общения для человека и машины.

6. Технические аспекты: техническая инфраструктура для предоставления ряда услуг; представлен в разных вариантах, основанных на одной технологии, но различающихся по целям применения, группам и степени открытости; безопасность; правовое регулирование технических разработок; мощность и широта использования, правильное пользование массой информации и новыми техническими возможностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.