Вестник Прикамского социального института. 2022. № 3 (93). С. 124-129. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2022. No. 3 (93). P. 124-129.
Научная статья УДК 504.337.147
ВОЗМОЖНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
1 2 Владимир Закирович Абдрахимов ®, Дмитрий Владимирович Абдрахимов
1 2
' Самарский государственный экономический университет, Самара, Россия 1 [email protected]®, https://orcid.org/0000-0002-1832-2572
Аннотация. В статье рассматривается проблема экологического образования с позиций концепции устойчивого развития. Отмечается, что в XXI в. из-за нарастающих проблем экологии возникает необходимость перестройки системы российского экологического образования с учетом интересов устойчивого развития, прежде всего, на основе инновационного компетентностного подхода, предполагающего формирование у обучающихся экологической компетенции, базирующейся на сочетании мировоззренческих установок, знаний, практических умений и навыков. Подчеркивается, что в настоящее время в связи деградацией природной окружающей среды, ростом ее загрязнения, который способствовал негативному изменению баланса биосферы и климата, что в конечном итоге ухудшило здоровье человечества, именно экологизация образования должна являться одним из приоритетных направлений совершенствования системы образования в целом и проводиться в непосредственной связи с экологизацией всех общественных отношений. Система высшего образования должна поставить перед собой задачи, связанные с повышением эффективности подготовки студентов к профессиональной экологической деятельности.
Ключевые слова: инновационные процессы, устойчивое развитие, экологическое образование, экологическая парадигма
Для цитирования: Абдрахимов В. 3., Абдрахимов Д. В. Возможности инновационного экологического образования в интересах устойчивого развития // Вестник Прикамского социального института. 2022. № 3 (93). С. 124-129.
Original article
OPPORTUNITIES FOR INNOVATIVE ENVIRONMENTAL EDUCATION IN THE INTERESTS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT
12 Vladimir Z. Abdrakhimov ®, Dmitry V. Abdrakhimov
1 2
' Samara State University of Economics, Samara, Russia 1 [email protected]®, https://orcid.org/0000-0002-1832-2572
Abstract. The article deals with the problem of environmental education from the standpoint of the concept of sustainable development. It is noted that in the XXI century. Due to the growing problems of modern ecology, it becomes necessary to restructure the system of Russian environmental education, taking into account the interests of sustainable development, primarily on the basis of an innovative competency-based approach, which involves the formation of environmental competence among students, based on a combination of worldview attitudes, knowledge, practical skills and abilities. It is emphasized that at present, due to the
© Абдрахимов В. 3., Абдрахимов Д. В., 2022
degradation of the natural environment, the growth of its pollution, which contributed to a negative change in the balance of the biosphere and climate, which ultimately worsened the health of mankind, it is the greening of education that should be one of the priority areas for improving the education system and be carried out in direct connection with the greening of all social relations. The system of higher education should set itself tasks related to increasing the efficiency of preparing students for professional environmental activities.
Keywords: innovation processes, sustainable development, environmental education, ecological paradigm
For citation: Abdrakhimov V. Z., Abdrakhimov D. V. Opportunities for innovative environmental education in the interests of sustainable development. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2022. No. 3 (93). P. 124-129. (In Russ.).
В решении задач устойчивого развития на первое место выдвигаются проблемы, связанные с окружающей средой, т. к. в настоящее время существует достаточное количество различных исследований, показывающих, что экосистемы многих территориальных образований находятся в катастрофическом положении. Это не только не способствует экономическому и социальному развитию территорий, но и является для них серьезным препятствием [1; 2]. При увеличении экологических проблем, которые могут привести к кризисам, словосочетание «экологическое образование», особенно с учетом интересов устойчивого развития, в настоящее время становится вызовом. Ответ на такой вызов содержится прежде всего в инновационном компетентностном подходе к экологическому образованию [1].
В условиях воздействия антропогенных факторов экосистемам, прежде чем прогрессировать, необходимо сначала выжить, следовательно, в целях устойчивого развития нужно выдвинуть на первый план задачу сохранения экосистем, чтобы избежать их деградации. В настоящей работе под антропогенным воздействием понимается совокупность как прямых, так и косвенных влияний человека на окружающую среду [2]. Деградация экосистемы, как отмечалось выше, приводит к кризисам и катастрофам, которые препятствуют социально-экономическому и экологическому развитию территории.
Для того чтобы остановить рост антропогенного воздействия на компоненты окружающей среды, необходимы инновации. Как отмечают некоторые исследователи, инновация напоминает мутацию или биологический процесс, который способствует эволюции различных видов, чтобы эти виды могли конкурировать, бороться за выживание [3]. Вообще, любой человеческой деятельности необходима постоянная инновация, чтобы общество могло устойчиво развиваться в новых реалиях [4]. Ж. Л. Цауркубуле считает, что инновации в профессиональном образовании представляют собой процессы совершенствования, внедрения и практического использования новых передовых информационных технологий, приемов и средств обучения, создания конкурентной атмосферы, стимулирования профессионального роста и творческого поиска преподавателя [5].
Без рационального и гибкого «инновационного мышления» инновационная деятельность в учебных заведениях будет весьма затруднена. По мнению В. П. Делии [6], мышление инновационного характера связано с мышлением личности, индивида (субъекта), которые способны продуцировать и создавать ментальные модели, обладающие ноуменом (умопостигаемая сущность, предмет интеллектуального созерцания).
Инновация в экологическом образовании имеет особое значение, т. к. именно с помощью этого будет возможно, на наш взгляд, сохранение экосистемы, окружающей природной среды в интересах устойчивого развития. Инновации в экологическом образовании, таким образом, необходимо рассматривать как инструмент, способствующий положительным изменениям экологической реальности современного мира.
Инновационное экологическое образование в интересах устойчивого развития регионов Российской Федерации должно базироваться на следующих основных принципах: во-первых, на непрерывности образовательного процесса; во-вторых, на гармоничном синтезе различных ступеней образования [1]; в-третьих, на стимулирующей поддержке и широкой информации.
В данной работе авторы попытаются оценить уровень реализации этих принципов в российском экологическом образовании на сегодняшний день; дать объективную оценку качеству сегодняшнего экологического образования в Российской Федерации, определить необходимые направления его дальнейшего развития и возможности обновленной системы экологического образования в достижении целей устойчивого развития.
Для создания в Российской Федерации системы качественного экологического образования нужно, чтобы образовательный процесс носил непрерывный характер и был связан: во-первых, с воспитанием, во-вторых, с обучением и, в-третьих, с развитием любого индивидуума, становлением его как личности. Для этого экологическое образование необходимо направить на формирование системы личности, предполагающей освоение комплекса научных знаний, выработки практических умений и навыков с учетом ценностных ориентаций. А главное, ценностные ориентации должны быть направлены на обеспечение бережного и ответственного отношения человека к экосистемам и самой экологии [7]. Иными словами, можно говорить о формировании соответствующей «экологической» компетенции выпускников.
Система экологического образования должна основываться на общенаучных методологических подходах и принципах: интеграция, научность, комплексность, непрерывность, взаимосвязанность, изучение локальных, региональных и глобальных проблем экологии, гуманизм. Задача экологического образования - последовательно дать знания, которые достаточны для понимания происходящих в природе и обществе процессов, обращая особое внимание на негативные процессы с целью их исключения в последующей деятельности, формировать бережное отношение ко всем существующим экосистемам. Только качественное экологическое образование в российской школе позволит объективно исследовать и изучить взаимосвязи между возникающими социальными и экономическими проблемами, которые необходимо решать с учетом общественного мнения в интересах устойчивого развития.
Анализ большинства публикаций и исследований, рассматривающих экологические проблемы, выявил в этом комплексе целый ряд пока неразрешимых вопросов, и один из них - недостатки в экологическом образовании в Российской Федерации. Для качественной экологизации учебного процесса на всех уровнях образования необходимо формировать хорошо продуманную стратегию, направленную на постоянное совершенствование экологического образования, что значительно повысит профессиональную подготовку будущих специалистов. Этот процесс должен быть включен в единый процесс повышения информированности российской общественности в области экологии.
Все конкретные исторические эпохи или периоды имеют свою устойчивую систему принципов отношения к экологии, различных норм, ориентаций, ценностей и необходимых установок, которые входят в понятие «экологическая парадигма» и являются определяющими по отношению к системе «человек - природа - общество» для данного времени [8].
В России с конца XX в. была предпринята попытка массовой профессиональной подготовки экологов, но, к сожалению, такая подготовка оказалась поверхностной. Несмотря на низкий уровень подготовки, необходимость в специалистах-экологах не только для оценки техногенной безопасности, но и для обеспечения широкого спектра жизнедеятельности экосистем постоянно растет. В системе образования - как высшего, так и школьного - назрела необходимость в новых экологических дисциплинах.
Современную систему экологического образования необходимо направить в область инновационных средств обучения и методов, которые показали себя эффективными в передаче обучающимся передовых знаний, навыков, способных раскрыть их творческий потенциал, научить сначала избегать проблемных ситуаций, а при невозможности этого - «положительно» выходить из них с помощью новых нестандартных методик и методов [9]. Инновационные решения особенно важны в периоды экологического кризиса, т. к. они помогут сохранить существование человека на нашей планете.
В современном экологическом образовании должны быть заложены основы нравственного воспитания принципов рационального взаимоотношения человека и природы. Только в такой инновационной связке экологическое воспитание школьников и образование студентов приобретет архиважное значение. Экологическое образование в контексте инновационного научного подхода будет способствовать решению современных проблем, связанных с нарушением экологического равновесия.
Обеспечение экономического развития в XXI в. связано с решением проблем роста деградации окружающей среды, экосистем, их загрязнения, исчерпания природных ресурсов, изменения климата, нарушения баланса в самой биосфере, которые, в конечном счете, приведут к ухудшению здоровья человека, поэтому приоритетным направлением в развитии системы образования, по мнению авторов, должны быть именно дисциплины с учетом требований «зеленой» экономики.
«Зеленая» экономика является только частью «большой» экономики, т. к. она включает: производство очистительного оборудования различного рода, оказание экологических услуг, утилизацию вторичных ресурсов и отходов, хотя Европейский Союз утвердил Директиву 2008/98 ЕС1, в которой приоритетом, бесспорно, является не просто утилизация отходов, а переработка их с целью вторичного использования. Такая постановка вопроса еще более способствует обеспечению экологической безопасности.
Целей совершенствования системы экологического образования в интересах устойчивого развития можно достичь только путем включения общих экологических дисциплин в программы подготовки всех специальностей и направлений, уровней образования, т. к. понимание необходимости беречь окружающую среду и владение основами рационального использования природных ресурсов нужно всем.
Однако в контексте вышесказанного требуется подчеркнуть, что сегодня в системе высшего образования России существует необходимость в создании новых дисциплин, т. к. дисциплины типа «Экология» и «Безопасность жизнедеятельности» уже не отвечают современным требованиям в связи с отсутствием в них социально-мировоззренческого аспекта по сохранению экосистем. Кроме того, в систему образования вузов необходимо вводить стандарты экологического ноосферного образования. Ноосферное образование - это инновационная технология учебно-воспитательной деятельности с развитием духовных и ценностных ориентаций на базе так называемых законов мира. Целью ноосферного образования является активизация системного, целостного (как совокупность лево- и правополушарного) мышления, которое оздоравливает весь организм человека.
Академик Н. Н. Моисеев утверждал, что «экологическое (лучше сказать энвайронмен-тальное) воспитание и образование должны охватывать все возрастные категории; экологическими знаниями, подобно арифметике, должны обладать все, независимо от специальности и характера работы, места обитания и цвета кожи. Должен быть качественно повышен уровень экологического образования населения, особенно лиц, собирающихся занять посты государственных служащих или уже их имеющих...» [10].
Экологическое воспитание и образование формируют культуру, которая приобретает актуальность, поскольку неграмотность населения в экологических вопросах не только негативно влияет на природу, включая флору и фауну окружающего нас мира, но и обедняет интеллектуально-духовную жизнь каждого человека. Из-за экологической неграмотности многих чиновников, которые не получили качественного экологического образования, Россия имеет большие потери материальных источников, которые могли бы обеспечить нормальную жизнь населению.
1 Directive 2008/98/EC of the European Parliament and of the Council of 19 November 2008 on waste and repealing certain Directives [Электронный ресурс] // EUR-Lex. Access to European Union law: [сайт]. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex%3A32008L0098 (дата обращения: 05.09.2022).
Выводы
1. Сегодня, чтобы обеспечить устойчивое развитие любой сферы человеческой деятельности, необходима постоянная инновация. В системе образования инновацию необходимо считать процессом совершенствования, внедрения и практического использования новых подходов, методов и средств обучения, в том числе информационных технологий.
2. Основная задача экологического образования - последовательное освоение обучающимися знаний, необходимых для понимания процессов природы и общества, с глубоким изучением их негативной составляющей с целью их исключения или минимизации, для чего нужны в комплексе с теоретическими знаниями практические умения и навыки, а также формирование способности выпускника использовать весь этот комплекс для реализации идеи бережного отношения ко всем существующим экосистемам. Иными словами, экологическая компетентность.
3. В российскую систему образования следует вводить новые дисциплины, основанные на реалиях экологической действительности и инновационных подходах к формированию экологического сознания, поскольку дисциплины «Экология», «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» и т. п. уже не отвечают запросам социально-экономического развития современного общества в связи с отсутствием в их содержании социально-мировоззренческого аспекта по сохранению экосистем.
Список источников
1. Сенатор С. А., Казанцев И. В., Кудннова Г. Э. Инновационные возможности экологического образования в интересах устойчивого развития // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3. С. 228-233.
2. Абдрахимов В. 3., Абдрахимов Д. В. Экологическое образование молодежи // Вестник При-камского социального института. 2021. № 2 (89). С. 202-208.
3. Hoffman A., Holzhuter J. The evolution of higher education: innovation as natural selection // Innovation in Higher Education: Igniting the Spark for Success. Eds. A. Hoffman, S. Spangehl. Lanham, MD: Rowman & Litttlefield Publishers, 2012. Pp. 3-15.
4. Халиуллина Л. P., Асхадуллина H. H. Инновационные процессы в профессиональном образовании: вызовы и возможности // Поволжский педагогический поиск. 2021. № 3. С. 92-97.
5. Цауркубуле Ж. Л. Использование информационных технологий в формировании образовательного процесса в вузе // Технологии информатизации и управления: сб. науч. ст. Вып. 2. Минск, 2011. С. 443-448.
6. Делия В. П. Инновационное мышление государственных служащих как потенциал развития общества // Актуальные вопросы обеспечения парламентской деятельности: отечественный и зарубежный опыт. М., 2005. С. 91-102.
7. Абдрахимов В. 3., Абдрахимова Е. С., Лобачев Д. А. Экологическое образование для специалистов по управлению отходами производств способствует развитию «зеленой» экономики // Педагогическое образование в России. 2016. № 4. С. 161-167.
8. Рубанова Е. В. Проблемы современного экологического образования // Известия Томского политехнического университета. 2009. Т. 315. № 6. С. 75-81.
9. Скворцова С. В. Креативная деятельность учащихся общеобразовательной школы основы (на примере Великобритании) // Инновационные проекты и программы в образовании. 2016. № 2. С. 67-73.
10. Сатуева Л. Л. Формирование экологической культуры и эстетического отношения человека к природе посредством экологического воспитания // Педагогика высшей школы. 2016. № 1 (4). С.27-30.
References
1. Senator S. A., Kazantsev I. V., Kudinova G. E. Innovatsionnye vozmozhnosti ekologicheskogo obrazovaniya v interesakh ustoichivogo razvitiya [Innovative opportunities for environmental education for sustainable development]. Azimut nauchnykh issledovanii: pedagogika i psikhologiya. 2017, vol. 6, no. 3, pp. 228-233. (In Russ.).
2. Abdrakhimov V. Z., Abdrakhimov D. V. Ekologicheskoe obrazovanie molodezhi [Ecological education of youth]. VestnikPrikamskogo sotsial'nogo instituta. 2021, no. 2 (89), pp. 202-208. (In Russ.).
3. Hoffman A., Holzhuter J. The evolution of higher education: innovation as natural selection. Innovation in Higher Education: Igniting the Spark for Success. Eds. A. Hoffman, S. Spangehl. Lanham, MD, Rowman & Litttlefield Publishers, 2012, pp. 3-15.
4. Khaliullina L. R., Askhadullina N. N. Innovatsionnye protsessy v professional'nom obrazovanii: vyzovy i vozmozhnosti [Innovative processes in vocational education: challenges and opportunities]. Po-volzhskiipedagogicheskiipoisk. 2021, no. 3, pp. 92-97. (In Russ.).
5. Tsaurkubule Zh. L. Ispol'zovanie informatsionnykh tekhnologii v formirovanii obrazovatel'nogo protsessa v vuze [The use of information technologies in the formation of the educational process at the university]. Tekhnologii informatizatsii i upravleniya. Sbornik nauchnykh statey. Iss. 2, Minsk, 2011, pp. 443448. (In Russ.).
6. Deliya V. P. Innovatsionnoe myshlenie gosudarstvennykh sluzhashchikh kak potentsial razvitiya obshchestva [Innovative thinking of civil servants as a potential for the development of society]. Aktual'nye voprosy obespecheniya parlamentskoi deyatel'nosti: otechestvennyi i zarubezhnyi opyt. Moscow, 2005, pp. 91-102. (In Russ.).
7. Abdrakhimov V. Z., Abdrakhimova E. S., Lobachev D. A. Ekologicheskoe obrazovanie dlya spet-sialistov po upravleniyu otkhodami proizvodstv sposobstvuet razvitiyu "zelenoi" ekonomiki [Environmental education for specialists in waste management contributes to the development of a "green" economy]. Peda-gogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2016, no. 4, pp. 161-167. (In Russ.).
8. Rubanova E. V. Problemy sovremennogo ekologicheskogo obrazovaniya [Problems of modern environmental education]. Izvestiya Tomskogo politekhnicheskogo universiteta. 2009, vol. 315, no. 6, pp. 75-81. (In Russ.).
9. Skvortsova S. V. Kreativnaya deyatel'nost' uchashchikhsya obshcheobrazovatel'noi shkoly osnovy (na primere Velikobritanii) [Creative activity of students of a general education school (on the example of Great Britain)]. Innovatsionnyeproekty iprogrammy v obrazovanii. 2016, no. 2, pp. 67-73. (In Russ.).
10. Satueva L. L. Formirovanie ekologicheskoi kul'tury i esteticheskogo otnosheniya cheloveka k pri-rode posredstvom ekologicheskogo vospitaniya [Formation of ecological culture and aesthetic attitude of man to nature through ecological education]. Pedagogika vysshei shkoly. 2016, no. 1 (4), pp. 27-30. (In Russ.).
Информация об авторах В. З. Абдрахимов - доктор технических наук, профессор, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, профессор кафедры «Землеустройство и кадастры», Самарский государственный экономический университет;
Д. В. Абдрахимов - студент факультета среднего профессионального и предпрофессионального образования, Самарский государственный экономический университет.
Information about the authors V. Z. Abdrakhimov - Doctor of Technical Sciences, Professor at the Department of Land Management and Cadastre, Samara State University of Economics;
D. V. Abdrakhimov - student of the Faculty of Secondary Vocational and Pre-professional Education, Samara State University of Economics.
Статья поступила в редакцию 27.09.2022; одобрена после рецензирования 10.10.2022; принята к публикации 11.10.2022.
The article was submitted 27.09.2022; approved after reviewing 10.10.2022; accepted for publication 11.10.2022.